22 января с.г. в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Председательствовал на конференции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Перед началом мероприятия один мой прихожанин говорит: « Вы знаете на некоторых старообрядческих сайтах Вас опять ругают за попытку захвата поморской моленной на Преображенке (именно так некоторые ревнители древнего благочестия квалифицировали согласованную экскурсию прихожан нашего храма, прошедшую весьма давно - иг. К.). Я ему в ответ: «ну по этому вопросу я уже неоднократно объяснялся. Какие штурмы - захваты, Господь с Вами. Как это вообще возможно? Ведь я их очень люблю. Если надо будет - последнюю рубаху отдам».
На самой конференции мне пришлось выступить первым. Тема моего доклада: «Особенности литургии архиерейским чином по старому обряду».
Печенкин Г. Б., головщик Покровского храма в Рубцове, рассказал о съездах любителей знаменного пения, в частности в Австралии (у тамошних прихожан был знакомый вопрос: «А почему пели как у старообрядцев?»)
Священник Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, посвятил свое выступление Иргенским мученникам, пострадавшим в Забайкалье от воеводы Пашкова, конвоировавшего протопопа Аввкума. В Забайкалье этих мучеников сугубо почитают. Были освидетельствованы их останки - кости хорошо сохранились. Эти мученики держались старого благочестия, но не отделялись от господствующей Церкви. В Читинской епархии в день их памяти служатся молебны и совершается крестный ход. В их честь там был заложен храм.
Ярош А. А., аспирант Казанского государственного университета, в своем докладе привел факты служения по старому обряду в лоне официальной Церкви в первой половине 18 века. Докладчик предложил использовать в научном обороте термин «Старорусское православие».
Как всегда было глубоким по содержанию и ярким по форме выступление профессора Дугина А. Г. Оно было посвящено апологии единоверия, важности его примирительной миссии. Александр Гельевич предложил ориентир - возврат к наследию предраскольного периода Русской Церкви. При этом он не исключал, что в далекой перспективе правомерно может быть поставлен вопрос о возврате к еще более древним пластам нашего церковного бытия.
Иерей Иоанн Миролюбов, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции напротив выступил за синтез всего лучшего, что было в жизни Русской Церкви в прошлом и настоящем. Докладчик ретроспективно взглянул на путь единоверия, начиная еще со времени до его официального учреждения. Были обозначены те же проблемы, что звучали и раньше - отсутствие Положения о старообрядных, единоверческих приходах и упоминания о них в уставе РПЦ (приход Зарубежной Церкви в Ири (США) имеет особый устав; эта Церковь имеет епископа, опекающего единоверческие приходы). Были упомянуты сложности с проведением клириками старообрядных приходов в других епархиях. Отдельно было сказано о ситуации со старообрядными приходами в г. Кузнецке Пензенской области и в Иваново. Было отмечено, что старообрядные приходы - это органичная часть Московского Патриархата, что им необходимо интегрироваться в общецерковную жизнь и быть открытыми для всех. В них должна быть развита общинная жизнь. По отношению к старообрядцам декларировалось « самое доброжелательное отношение», заинтересованность в совместном проведении культурных мероприятий.