Игумен
Кирилл (Сахаров). На Ваганьковском кладбище в год его 250-летия
До 60-х
годов прошлого века Ваганьковское кладбище было крупнейшим в столице (в
настоящее время оно меньше почти в 3,5 раза, чем Хованское). Появилось оно в
1771 году - одновременно с Рогожским кладбищем и по той же причине, что и
Рогожское – для погребения умерших от чумы.
Здесь располагаются три храма: Воскресения
Словущего, апостола Андрея Первозванного (единственный в столице, посвящённый
этому апостолу), вмч. Георгия Победоносца, а также часовня во имя св. блгв. князя
Александра Невского. Во время учёбы в светском ВУЗе в 70-е годы прошлого века,
я неоднократно бывал в храме Воскресения Словущего. Любитель престольных
праздников, я посетил тогда этот храм на все его престольные праздники (в храме
их пять). Настоятелями в то время были прот. Николай Смирнов (я учился у него в
Московских Духовных школах, где он преподавал историю Русской Церкви), и о.
Валентин Парамонов (к нему я приезжал перед поездкой на его малую родину в
Вологодскую область). Вскоре после открытия Даниловой обители, когда в нём ещё
не совершались Литургии, я побывал на службе в Воскресенском храме. Вдвоём с
пономарём храма на колокольне устроили торжественный трезвон. Три года назад
звонница была полностью обновлена, каждые четверть часа вызванивается красивая
мелодия. Внутри храма есть две старинные иконы Богородицы – Казанская и
Смоленская, частица мощей свт. Луки Крымского и другие святыни.
В 1916 году, незадолго до Октябрьского переворота,
справа от входа на кладбище был устроен храм во имя св. ап. Андрея
Первозванного – для отпевания усопших. Особенностью этого храма является то,
что алтарь находится с северной стороны (по вынужденным обстоятельствам). В
1918 году в сентябре месяце настоятель храма прот. Неофит Любимов по обвинению в
служении панихиды по свергнутому царю был расстрелян. Когда в храме
обосновались обновленцы (власти отдали им на «кормление» кладбищенские храмы
столицы, приписав их к храму Христа Спасителя, находившегося в руках
обновленцев), «староцерковники» после это ещё пару лет служили в Андреевском
храме.
На Ваганьковском кладбище рядом с храмом Воскресения
Словущего в большей степени, чем у других кладбищенских храмов, погребено
обновленческих деятелей: «архиепископ» Георгий Жук (его кафедра была здесь же;
он из женатого духовенства – отец 18 детей), «архиепископ» Вениамин Муратовский
(один из главных организаторов обновленческого движения), профессор С. Зарин
(он написал магистерскую диссертацию об аскетизме, редактировал «Вестник» обновленческого
Синода, в последние годы жизни был секретарём обновленческого «первоиерарха»),
епископ Евдоким Мещерский (до уклонения в раскол он был ректором Московской
Духовной академии, затем побывал архиепископом Алеутским и Северо-Американским; у
обновленцев был «митрополитом») и др. В конце 1943 г.
причты московских обновленческих церквей (кроме Пименовского) принесли покаяние
в грехе своего пребывания в расколе. В настоящее время все храмы на
Ваганьковском кладбище приписаны к Высокопетровскому монастырю.
В 20-30 годы множество захоронений духовенства,
дворянства, купечества было уничтожено или осквернено. До Бутово и «Коммунарки»
Ваганьково было основным местом погребения расстреливаемых в московских тюрьмах
людей. Среди них епископ Василий (Зеленцов) (известна его критика Декларации
митрополита Сергия), епископ Максим (Жижиленко) (около 2-х лет он возглавлял
оппозицию «непоминающих» в Москве и области) и ещё ряд духовных лиц и мирян.
Все они были причислены к лику святых (имеется икона Новомучеников
Ваганьковских). Во время войны немало фашистских бомб попало на кладбище. В
1941-1942 гг. здесь появились захоронения погибших воинов и горожан.
Из погребённых на Ваганьково можно ещё вспомнить
великого архидиакона Константина Розова (он умер в 1923 году от миокардита в
возрасте 49 лет); настоятеля Успенского собора в Кремле протопресвитера Николая
Любимова (+1924 г.); ближайшего помощника митрополита Николая (Ярушевича)
архиепископа Макария (Даева) (+1960 г.). Из тех, кто погребён ближе к нашему
времени – протоиерея Глеба Каледу (+1994 г.); протоиерея Александра Ветелева
(+1976 г.); духовного писателя протоиерея Михаила Труханова (+2006 г.). Из мирян
– церковного композитора П.Г. Чеснокова (+1944 г.), А.Ф. Лосева (монаха
Андроника, +1988 г.); Н.С. Капчука (+2018 г.) - в 28 лет он стал старостой
Богоявленского Елоховского собора и был в этом качестве 46 лет. Русских
живописцев – В.А. Тропинина (+1857 г.) и В.И. Сурикова (+1916 г.), создателя
знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля (+1872 г.).
Конечно же, выдающегося русского поэта С.А. Есенина (+1925 г.) и В.С. Высоцкого
(+1980 г.) (за свою жизнь он создал около тысячи песен; очередь, двигавшаяся ко
входу Театра на Таганке попрощаться с актером, растянулась на 9 километров).
Погребён Высоцкий на центральной площади некрополя (за это решение смотритель
кладбища поплатился должностью). В красном углу в спальне певца на Малой
Грузинской находилось несколько икон, в частности, Казанская и два
восьмиконечных медных креста, Библия, молитвослов, церковный календарь. Есть
данные, что Высоцкого крестил православный священник во время его поездки в
Армению. На гранитном постаменте креста на могиле Игоря Талькова эпитафией
выгравирована цитата из его песни: «И поверженный в бою, я воскресну и спою».
Могила певца находится рядом с захоронением трёх погибших в августе 1991 года.
Наиболее известное захоронение на Ваганьково - отца
Валентина Амфитеатрова. На месте его вероятного погребения установлен высокий
восьмиконечный крест с голубцом. Таких крестов на кладбище мы больше не видели.
В отличие от старообрядческих кладбищ, где под крестами такой формы стоящих
рядами, погребены стар и мал, богатый и бедный, знатный и простец, здесь, на
Ваганьково пестрота надгробий невообразима. На могилах известных деятелей
отечественной культуры и спорта можно видеть их изваяния, на которых они читают
книги, держат футбольные мячи, играют на музыкальных инструментах и т. д. Как -
будто создатели этих изваяний действительно хотели увековечить своих кумиров,
но как поётся в песне – «Нет на земле ничего постоянного…»
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836 – 1908) был
погребён рядом с любимой супругой Елизаветой (+ 1880 г.). К могилке пастыря-утешителя
всегда стекался народ, и по его молитвам происходило множество исцелений и
чудес. В одном из воспоминаний о праведнике мы читаем: «О. Валентин служит
необыкновенно хорошо, говорит доходящие до сердца проповеди и с любовным
вниманием вникает в чужое горе и радуется чужими радостями, как своими
собственными».
У могилы о. Валентина Амфитеатрова я совершил
заупокойную литию по старому чину, после чего с пришедшими прихожанами про себя
помолился о благополучном разрешении судебной тяжбы в связи с покушениями на
целостность нашей земли истцов из Дома на набережной. Помолились также у
захоронений блаженных схимонахини Матроны, Митрофана и Николы.
Для поминальных трапез и вообще для всех желающих на
территории кладбища действует обширная трапезная палата.
В храме св. вмч. Георгия устроен баптистерий.
Спрашиваю сотрудницу – землячку, уроженку Донбасса: «Часто ли бывают крещения?»
- «За последнее время крестили одного взрослого и одного младенца. Гораздо чаще
бывают отпевания». Вспомнил, что на моей малой родине городе Артёмовске
Луганской области за время «незалэжности» население уполовинилось – с 14500
человек до 7500, а с началом военных действий в 2014 году вообще упало до 2000
человек. Увы, тает Русский мир …