Поездки
По дорогам Украины (записки паломника)
Часть 1
Хорошим введением в атмосферу церковной жизни Украины в ее западном регионе была встреча в Москве со священником, который долгое время служил во Львовской области. С ним я встречался во Львове, когда приезжал туда в середине 90-х. Я тогда выступил на собрании немногочисленного духовенства епархии в защиту церковного единства. По окончании собрания владыка Августин подводил итог: кто «за» и кто «против» канонической автокефалии. «За» были все, кроме этого священника (еще трое воздержались). Как он мне потом говорил, участники собрания ополчились на него не только на самом собрании, но, в еще большей степени, после его окончания. Более 15 лет мы не виделись. И вот он неожиданно появился в Москве в нашем храме. Я предложил ему сослужить. То, что у нас службы совершаются по старому обряду, он не знал. Меня удивило, как он быстро и органично вошел в атмосферу службы. Рассказал, что в Галиции много похожего: унисонное пение; произнесение имени Спасителя с одним «И» (Исус); в тексте молитвы «Богородице Дево, радуйся…» слово «Обрадованная» вместо «Благодатная» и в конце этой молитвы «яко родила еси Христа Спаса Избавителя душам нашим»; хождение на крестном ходе посолонь, т.е. направо по выходе из храма и т.д. Чем это можно объяснить? Тем, что реформа, подобная Никоновой в Великороссии и митрополита Петра (Могилы) в Малороссии, здесь, на западе Руси проведена не была, т.к. эти земля были под Австро-Венгрией и Польшей. Т.е. богослужебная практика Византии здесь законсервировалась. Парадокс в том, что у униатов наряду с их признанием латинских догматов все это сохранилось.
Долго рассказывал батюшка о своих испытаниях в борьбе за церковное единство. Запомнилось следующее. Как только уния стала поднимать голову, некоторые из его прихожан стали требовать проведения голосования: быть храму униатским или оставаться православным. Батюшку тогда «осенило» и он предложил следующую методику выявления волеизъявления: те, кто с ним остается в лоне Православной Церкви по окончании службы выходят из храма вместе с ним на правую сторону, а те, кто за унию – идут на левую. Подавляющее большинство прихожан пошло за ним. Когда все-таки униаты овладели храмом, он в соседнем селе построил новый. Им, однако, овладели филаретовцы: были подделаны документы и, уклонившийся в раскол бывший епископ Андрей (Горак), прислал своего священника. Многочисленные суды не дали результата. Попытки служить у храма привели к тому, что раскольники во время службы выбегали из храма и забрасывали православных камнями и песком, были раненые. Православные стали молиться в кладбищенской часовне. Однажды они в нее вошли и увидели, что внутри все разбито, престол был перевернут. Все-таки эта часовня осталась за православными Московского Патриархата. Периодически сюда приезжает священник. Батюшку как «главного москаля Галиции» поливали грязью в местной печати и по радио «Свобода». Приезжали униатские и филаретовские священники и всячески склоняли к выходу из МП. Однажды двое крепких мужиков его сильно избили. Один из них сказал: «Я этого москаля на Пасху убью, а потом, что хотят пусть со мной делают». Буквально через пару дней его парализовало, был инсульт и в Великую пятницу он умер, а на Пасху его хоронили. Угрожала еще одна женщина убить – не прошло и года, как ее сын застрелился. Все эти события проходили уже в начале 2000-х годов.
«Меня не раз избивали. Кастетом сломали нос. Самый агрессивный из тех, кто избивал, повесился. Тот, кто угрожал ломом, попал в больницу с сердечным приступом. Еще один мужчина, который хотел убить меня, утонул, - вспоминал этот батюшка. – Много лет шли суды. Уполномоченный по делам религии требовал от меня 50 тысяч долларов – компенсацию за моральный ущерб. Я, в свою очередь потребовал компенсацию в миллион долларов за моральный ущерб в связи с геноцидом Православия в Западной Украине».
Важным моментом при подготовке к поездке была беседа с председателем «Православного выбора», главой православного братства во имя св. благоверного князя Александра Невского Ю.Н. Егоровым. Главной темой беседы был готовящийся парад содомитов в Киеве. По словам Юрия Николаевича, для извращенцев был важен прецедент проведения подобного мероприятия, пусть даже в минимальном масштабе. Все упирается в то, каким будет выбор Украины: Таможенный союз или ЕС со всеми вытекающими последствиями. В церковном плане была отмечена поездка митрополита Антония (Поканича) и архиепископа Александра (Драбинко) в Стамбул для приглашения патриарха Варфоломея на юбилей 1025-летия Крещения Руси. Приезд Константинопольского патриарха неоднозначно воспринимается православной общественностью Киева. Мне, как уроженцу Донбасса, было небезынтересно услышать о ситуации там. Было отмечено ослабление позиций донецкого митрополита Иллариона. Его епархия была разделена, в Мариуполе появился митрополит Платон – уроженец Луганской области. Вероятно, владыка Платон вскоре станет членом Синода. Практически все благочинные в Киеве выходцы с Западной Украины (есть и из Закарпатья). Резюме разговора было пессимистическим: ситуация ухудшается, идет накопление потенциала для решающего рывка к автокефалии. Активно готовятся встретить юбилей униаты. Несколько десятков тысяч их со всего мира приедут на освящение главного собора Греко-католической церкви в Киеве.
Первый храм, который я посетил в Киеве находился у ж.д. вокзала. Этот храм посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу. Построен был в начале 2000-х годов министром Путей сообщения Украины Кирпой (погиб при невыясненных обстоятельствах в 2004 г., похоронен на территории храма). При входе в храм справа и слева обратили на себя внимание несколько больших прекрасных икон в каноническом стиле. Запомнился такой нюанс: настоятель храма за богослужением поминает двух великих господинов и отцов – Патриарха Кирилла и митрополита Владимира. На берегу Днепра, на том месте, где, по преданию, было крещение киевлян, совершил водосвятный молебен по старому обряду. Закончил молебен у арки, построенной в память Крещения по повелению императора Александра I – вознес благодарственные молитвы по поводу юбилея. По преданию именно здесь в этом месте берега Днепра произошло массовое крещение киевлян. В довоенное время здесь была часовня, являвшаяся подворьем Киево-Печерской Лавры. Часовня была разрушена. Был еще колодец, к которому шли крестные ходы во главе с митрополитом освящать воду. После октябрьского переворота колодец был засыпан. В ближних пещерах у мощей прп. Исаии прочитал канон этому угоднику Божию по старопечатному тексту (был день его памяти).
После получения незалежности в Киев приехало много людей с Западной Украины. Недавно один храм, принадлежавший автокефалистам, вернулся в лоно Канонической Церкви. Настоятелем храма был назначен архиепископ Александр (Драбинко). По субботам здесь служат литургию на украинском языке. Народу на службе бывает мало. Православная Церковь на Украине никогда не была автокефальной – до вхождения в состав Московского Патриархата она была под Константинополем. В Киеве УПЦ МП имеет 120 церквей (всего на Украине 11,5 тысяч храмов). У филаретовцев в Киеве 58 храмов, а всего около четырех тысяч. Народ в Киеве и области менее религиозен, чем на Западной Украине. Рассказывали, что один архиерей УПЦ МП распорядился, чтобы в каждом благочинии его епархии было бы не менее одного прихода с украинским языком богослужения. Один из благочинных отреагировал: «Владыка, давайте начнем с периодических служб на украинском языке в кафедральном соборе». Архиерей промолчал и решил отказаться от этой идеи, понимая, что в эти дни кафедральный собор будет практически пустым.
Зимненский монастырь. Очень поздно с сопровождающими выехал в Ровенскую область в Зимненский Святогорский Успенский женский монастырь Владимиро-Волынской епархии. Монастырь находится на Святых Холмах над речкой Луг, возле села Зимнее, в нескольких километрах от города Владимир-Волынский. По преданию, он был основан около 1001 года св. равноапостольным князем Владимиром, построившим здесь два храма и зимний терем (отсюда и название села, на территории которого еще в Х-ХII вв. жили люди). Князь Владимир часто приезжал сюда, особенно зимой. Прибыли в обитель под утро. К восьми утра пришли в храм на литургию. Один из входов в обитель обрамляют слова на греческом «Исполла эти деспота». Я подумал: «Не готовятся ли здесь к встрече Константинопольского патриарха Варфоломея?»
Зимненский чудотворный образ – великая святыня обители. Этот образ привезла греческая царевна Анна, вышедшая замуж за Владимира. В 1998 году эту икону носили по городам и селам Украины. Икона обновилась и впервые мироточила. Было много чудес. Над одним селом, когда икона была там, играли две радуги.
Монастырю более тысячи лет, главному собору обители – Успенскому - более 500 лет. В годы Первой мировой войны в Успенский собор попали три снаряда, до сих пор видны их следы. У подножия горы, на которой располагается Успенский собор, есть еще Троицкая церковь (15век). Она не закрывалась. Было приятно отметить, что церковь оформлена в каноническом стиле. Богослужения здесь проходят два раза в году: на Пасхальной седмице и на Троицу. Все сооружения, кроме Успенского собора, небольшие. Между Троицким и Успенским храмами расположен вход в пещеры, давшие монастырю название Печерского. Они состояли из двух параллельно вытянутых с севера на юг и соединенных в виде буквы "Н" длинных коридоров, начинавшихся на обращенных к реке склонах Святой горы. При этом один вход начинался около Троицкой церкви, второй - у водного святого источника у речки Луг, что имело важное значение для монастыря как крепости. Отдельные участки подземелий в конце XIX века были расширены и обложены кирпичем, а другие обсыпаны и обвалены. В пещерах находится подземный храм в честь преподобного Варлаама Печерского (монастырь был местом первоначального захоронения преподобного). Святой источник также носит его имя.
Вместе с экскурсией побывали в храме св. княгини Ольги Ольшанской – покровительницы молодежи. Инокиня-экскурсовод призывает большую группу детей повторить за ней: «Святая княгиня Ольго, моли Бога о нас» - те дружно вторят.
Монастырь неоднократно разрушали татары, но он восставал из пепла. 113 лет монастырем владели униаты. В 20-м веке более 50 лет обитель была закрыта. На ее территории располагалась тракторная бригада, а в соборе был склад химудобрений.
На территории обители установлен памятник крестителю Руси равноапостольному князю Владимиру.
В городе Владимир-Волынский побывали в кафедральном соборе (одна из первых епископских кафедр) и посетили епархиальное управление.
Наиболее известными Владимиро-Волынскими князьями были Роман (+1199 г.) и Даниил (коронован в 1253 г.). На памятной доске князь Даниил обозначен как самодержец всея Руси. До середины 14 века Волынское княжество было наиболее могущественным среди других русских княжеств. Собор находится в самом центре города рядом с древними городскими валами, он является памятником древнерусского зодчества. Построен он был в 17 веке – единственный этого времени на Волыни. Здесь венчались князья и подписывались договоры. Особое внимание в соборе привлекло древнее распятие. В крипте собора погребены князь Мстислав и другие волынские князья и видные деятели. Долгое время - до 1795 года - собор принадлежал греко-католикам. Первое упоминание города Владимир-Волынск относится к 998 году в «Повести временных лет». В городе действовало Магдебу?ргское пра?во. Уроженцем города был Иосафат Кунцевич - униатский архиепископ Полоцкий, прославленный в Католической церкви как мученик и святой. Население города составляет 40 тысяч человек. Заповедник, располагающийся в центре города, включает в себя два собора и три церкви, одна из которых является униатской. В 1908-1922 гг. кафедру владимир-волынских архиереев занимал владыка Фаддей (Успенский). Впоследствии владыка стал тверским архиереем, отличался глубоким благочестием и любовью к уставному богослужению, в т.ч. по старому обряду. В Твери еще жива старушка, которая помнит владыку. В кафедральном соборе города находятся его мощи. Во Владимире-Волынском сохранился деревянный домик, где жил владыка.
Ровно. Справа от дороги, если ехать из Киева, возвышается новопостроенный собор т.н. Киевского патриархата. Старостой этого собора был губернатор области Червоний (говорят, что подлинная его фамилия была другая, фамилию Червоний (по-русски «красный» или Краснов) он взял в советские времена, чтобы подчеркнуть свою лояльность режиму. Червоний был членом Высшей церковной рады Киевского патриархата. Его смерть приобрела некий мистический аспект. Червоний кричал на весь мир, что Патриарх Кирилл приедет на Ровенщину только через его труп. Он погиб во время рыбалки от удара молнии. Говорят, это произошло в то время, когда самолет со Святейшим пролетал над Украиной. Такая его смерть произвела большое впечатление на жителей Украины. Напротив, через дорогу кафедральный двухэтажный собор УПЦ МП. К сожалению, долгое время вторым этажом владеют филаретовцы.
Интересна статистика национального состава жителей города в середине 19 века: 18% русских, 16% украинцев, 6,5% поляков, а остальные евреи (в Луцке проживало до 60% евреев). Русские были в основном чиновниками, евреи - ремесленниками и парикмахерами, украинцы торговали салом.
Село Городок. Первые постриги в здешнем монастыре были совершены в начале 90-х годов архиепископом Иринеем (ныне митрополит Днепропетровский). Вскоре, однако, храм был захвачен филаретовцами, науськиваемыми губернатором Червонием. Раскольническая община занимает храм до настоящего времени. Им также принадлежит звонница и крытый корпус. В 1995 году этот храм посетил глава непризнанного Киевского патриархата Филарет (Денисенко). Соседство было непростым. Раскольники обзывали сестер, агрессивно был настроен их «священник». Нынешний настоятель филаретовского храма более скромно держится («для вас я, конечно, не священник» - говорил он сестрам). Многие из агрессивных филаретовцев уже умерли. К визиту Патриарха Кирилла в обители были проведены большие реставрационные работы, в т.ч. и в раскольническом храме. Прихожане этого храма присутствовали при служении Патриархом молебна. Возглавляет монастырь очень деятельная игуменья Михаила. Построено два новых храма, заложен фундамент третьего. Сестры этой обители, как и Зимненской, собирали пожертвования у храма Христа Спасителя в Москве. Насельницы просты и внимательны. При устройстве на ночлег минимум формальностей. Село Городок известно с 1654 г. Долгое время оно было подворьем Киево-Печерской Лавры – здесь доживали свой век малороссийские митрополиты и епископы. До сих пор находят их надгробья и перезахоранивают их останки. Много претерпела обитель от агрессивных униатов, которые вырезали целые села. Накануне захвата обители униатами в ней было 187 монахов. Судьба их неизвестна. Скорее всего, они стали мучениками. Будучи молодым в обитель приезжал будущий митрополит Петр (Могила). При советской власти в монастыре располагался туберкулезный санаторий. В 80-е годы он закрылся, и заброшенные строения стали разрушаться. Открыт был монастырь по инициативе владыки Иринея на базе регентских курсов (они были первыми на Украине); потом было открыто училище. Долгое время духовником обители был диакон Михаил. Доброжелательно настроенные представители властей предупреждали, что если будет открыт монастырь УПЦ МП, то завтра он перейдет к Киевскому патриархату. О. Михаил так на это отреагировал: «Пусть будет открыт монастырь хотя бы на один день». Под праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в монастырь прибыл владыка, который совершил здесь тайный постриг. Рассказывают, что когда в конце пострига нужно было поручить новопостриженных опытным монашествующим, то никого не оказалось (не смогли приехать). Тогда владыка поручил первых сестер обители Пресвятой Богородице. На следующий день в монастырь прибыл губернатор области Червоний. Сестрам он угрожал: «Порежу и в речку побросаю». Храм и колокольня были захвачены раскольниками. Один из храмов обители посвящен пророку Илии. На чердаке храма была обнаружена икона пророка. На память святого приезжает до пяти тысяч молящихся. В Ильинском храме обратили на себя внимание иконы «Экономисса», «Портатисса» и «Казанская» (этот образ обновился), а также резной крест (в обитель его нес архиепископ, при этом в четырех местах крест мироточил). Некоторые из сестер заочно закончили Свято-Тихоновский институт (сейчас руководство УПЦ МП старается направлять на обучение в Богословскую академию Ужгорода). Некоторые сестры хорошо играют на бандурах и скрипках. Киево-Печерская Лавра подарила обители Козельщанскую икону Богородицы. У этой святыни произошло исцеление девочки, у которой были вывихи конечностей. Ныне монастырь имеет четыре подворья. В селе проживает около пяти тысяч человек. Имеются четыре религиозные общины: православная, раскольническая и две протестантских.
В честь двухтысячелетия в обители был построен Рождественский собор. Во время святок на его огромном клиросе поет множество хоров, в частности, приезжает хор из Смоленской епархии.
У древнего образа свт. Николы пропели величание. ”Этот образ нам подарил тот, кто сначала не давал открыть монастырь” – сказала нам экскурсовод. Перед иконой Преображения, находившейся в музее, молилась и плакала игуменья. Видя это, один благодетель выкупил икону и подарил монастырю. Запомнилось, что у чтимого образа Богородицы кладут записки с молитвенными обращениями к Пресвятой Деве.
Монастырь находиться в непростой обстановке: неподалеку располагаются две атомные станции и химический завод. До сих пор полнокровно не оформлено право на землю. Власти требуют, чтобы кресты на православных храмах не были бы выше, чем на храме Киевского патриархата.
Дерманский монастырь. Эта обитель упоминается еще в 14 веке. Завершил ее строительство князь Константин II Острожский (+1608) . Его называли «некоронованным королем Руси». Именно он пригласил сюда первопечатника Ивана Федорова. В обители была типография. Впоследствии она была переведена в Острог (1608 г.). Когда Иван III пошел войной на Польшу, т.к. не было выполнено условие брачного договора его дочери с польским королем, то князь Константин участвовал в войне с Московией, как подданный польского короля. В то же время он всячески противодействовал унии, в частности обезпечил охрану членов Православного Собора в Бресте в 1596 году. Т.к. все храмы города были закрыты, пришлось собраться у одного протестанта, который предоставил свой дом. Митрополит Киевский Михаил (Рогоза) не отреагировал на троекратное приглашение прийти на Православный Собор (он уже был униатом), тогда его сместили. Униаты хотели захватить Киево-Печерскую Лавру, но монахи не открыли им ворота. Род Острожских прервался в 18 веке.
В послевоенные годы леса вокруг обители были эпицентром бандеровского движения, ставкой Украинской повстанческой армии. Под впечатлением этой информации приближаемся к монастырю. Едем в низине, справа и слева от дороги возвышенность. В голове мысль: «Какая удобная позиция, чтобы нас забросали гранатами». Вдруг на обочине справа группа крепких парубков – хлопцев в полувоенной форме суетятся вокруг телеги, рядом распряженная пара лошадей. Взглядами исподлобья сопровождают они нашу машину – живая сцена, напоминающая те далекие годы. Глубоко вздыхаем: «Пронесло!» Здесь на Западе Украины нередки ситуации когда деды нынешних современников в годы войны находились по разные стороны баррикад: одни в рядах УПА, другие в частях Советской армии. Кстати, по словам наших киевских друзей, темы голодомора и бандеровского движения на Украине искусственно раздуваются, во многом благодаря импульсам извне. Много претерпела обитель и особенно ее игуменья от националистов в 90-е и нулевые годы. Главным гонителем был губернатор области Червоний. Три местных начальника, которые особенно нападали на сестер, вскоре умерли. Раньше этот монастырь был мужским. С 1960 до 1991 года обитель была закрыта. В обители была расположена специальная школа-интернат. В одном из храмов находился клуб, в другом был продуктовый склад. Росписи в храмах были забелены. В селе есть приходской храм УПЦ МП, который также пытались захватить раскольники. Под давлением властей и раскольников настоятель храма передал им ключи от кладбищенской церкви в честь прп. Онуфрия Великого. В начале 17 века в Дерманской обители был отпечатан Октоих. Выходим с игуменьей на балкон монастырской гостиницы. Перед нашим взором открылась живописная картина. На переднем плане небольшое монашеское кладбище: одинаковые кресты, выкрашенные в синий цвет, ровными рядами расположились вокруг поклонного креста. «Блаженнейший назвал эти места уголком рая на земле» - сказала игуменья. Осматриваем монастырские храмы - в них прекрасной резьбы иконостасы. Ни в одном храме нет привычного нам амвона. В паникадилах вместо электрических лампочек свечи и лампады (в нашем храме тоже так). Стекло, на котором отпечатлелось изображение Пресвятой Девы. Икона прп. Иова Почаевского с частицей его мощей.
В ночь на четверг в обители служилась ночная литургия – это начали практиковать с начала 90-х годов, когда положение было особо сложным. Обратил внимание, что на Великом входе священник пространно поминая поющих, труждающихся и т. д. помянул и «гонимых за веру православную». Вынеся чашу после молитвы для причастников священник трижды произнес «Боже, очисти мя грешнаго, Боже милостив буди мне грешному, Создавый мя Господи и помилуй мя», слегка ударяя себя в грудь (это характерно для униатов; помню как обратил внимание на то, что так делал за Богослужениями в Академическом храме жезлоносец ректора, нынешнего митрополита Киевского Владимира). После возгласа “Святая, святым”, заполняя паузу до выноса чаши, инокиня читала пространный синодик о живых и усопших. После прочтения Евангелия (оно читалось лицом к молящимся), на сугубой ектенье возглашались прошения за болящих, путешествующих и т. д. Ввиду того, что диакон был совсем недавно рукоположен, а посему и неопытен, эти прошения за него возглашал священник. Подсвечник в Царских вратах перед возгласом в конце литургии “Всегда, ныне и присно и во веки веков”, как это делается у нас, здесь не ставят. В конце литургии после отпуста поют: «Спаси Господи и помилуй Святейшие Патриархи православныя и Великого господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» и т.д.
Хотел подарить игуменье лестовку, а оказалось, что она у нее уже есть.
Игумен Кирилл (Сахаров)