Незабываемой была поездка на Синай, восхождение на гору, где Моисей принял от Бога скрижали завета и посещение монастыря св. Екатерины. Выехали мы в восемь вечера, само восхождение началось в час ночи.
На гору ведут два пути. Первый – это ступени, выложенные монахами. Всего 3750 ступеней. Трудный, крутой подъем. Второй – «легкий» путь, зигзаг, протяженностью 7 километров, в конце которого также ступени, 750 крутых каменных ступеней, ведущих к вершине.
За два часа на верблюдах мы преодолели две трети пути. Скажу честно: не очень удобно ездить на этих кораблях пустыни — максимум, как мне показалось, можно вынести только полчаса езды. Но и без них, с рюкзаками, где были книги и облачение для совершения молебна, было бы невозможно добраться. Верблюдов, слегка погоняя словами «идок» и «барра», сопровождали два молодых бедуина. В течение всего пути (а это более двух часов), они непрерывно разговаривали под звуки арабских мотивов из мобильного телефона одного из них. Было странно: о чем можно так долго разговаривать с человеком, с которым ты видишься каждый день и с которым проживаешь рядом, в пустыне, где поступает минимум информации, которую можно обсудить, т.к. нет ни телевидения, ни радио?
Передвигаясь по извилистому серпантину, выложенному камнями, подумал: «Какой же огромный труд сделать эту дорогу!» Как трудно здесь жить бедуинам! Впоследствии, присмотревшись, я был уже другого мнения — они здесь чувствуют себя «как рыба в воде» и с легкостью курсируют вверх-вниз, сопровождая паломников.
Подумал: «А мы, русские, смогли бы здесь выжить?» Нет, наверняка. И главная причина этому - проклятый алкоголь, убивающий наш народ. Представилась картина, что за бедуинские услуги в плане предоставления туалета, теплого одеяла и т.д. наши просили бы не шоколадки и фонарики, как это делают бедуины, а магарыч и очень быстро приучили бы туристов к этому.
О, как мы не ценим дары Господни: у нас более половины мировых запасов сырья и около 40% чернозема. Где-нибудь в Воронежской области воткни палку в благодатную плодородную землю, и она расцветет. Не нужно таких титанических усилий для выживания.
… Заворожено смотрим на горы. Они раскиданы в «художественном безпорядке», как-будто после извержения вулкана. С верблюдов сошли у подножия последнего отрезка пути на высшую точку Синайской горы. Впереди - преодоление барьера «всего лишь» в 750 каменных ступеней. Я, обрадовавшись, что цель близка, слишком ретиво, практически без остановок для отдыха, устремился вверх и где-то на полпути свалился в изнеможении в расщелине горы над крутым обрывом. Дальше идти я не мог, как не уговаривали меня мои спутники. Решил дождаться их возвращения после встречи рассвета. Немного отдышавшись, стал молиться — это же главная цель подъема на гору, а вовсе не романтическая встреча рассвета. Минут через сорок нахождения в расщелине меня от холода стал бить колотун, и я решил, не дожидаясь обратного возвращения моих спутников, спускаться вниз для того, чтобы согреться и отлежаться в ближайшем бедуинском шатре. Скорбно посмотрев вверх, стал собираться. И тут свершилось чудо! Вместо движения влево — вниз, я, неожиданно ощутив прилив сил, направился направо — вверх. Медленно передвигаясь и часто останавливаясь, я достиг-таки вершины. Не ожидавшие увидеть меня здесь мои спутники, которые, добравшись до вершины, не дожидаясь рассвета, уже спешили вернуться за мной вниз, буквально застыли в радостном изумлении, глядя на меня, как на мираж, возникший в пустыни. Возникла немая сцена, сменившаяся ликованием, которому не было предела. Облачившись, напротив Троицкого храма (он был закрыт), я начал молебен по старому обряду св. пророку Моисею. К нашей молитве присоединились несколько паломников с разных областей России, были даже с Магадана. По окончании молебна вполне наступил рассвет, и перед нами открылась величественная картина мироздания. Я произнес небольшую проповедь, в которой отметил, что заповеди, начертанные на каменных скрижалях и данные Моисею, являются Богооткровенным фундаментом нравственности на все времена.
Трудным был обратный путь под палящими лучами солнца. Хотя сама Синайская гора находится на высоте 2300 м, восходя к ней по серпантину и спускаясь вниз, нужно преодолеть в общей сложности около четырнадцати километров.
Монастырь св. Екатерины, находящийся у подножия Синайской горы. Основатель ислама, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. Монастырь был также освобожден от уплаты налогов. Согласно легенде, в одну из своих поездок в качестве купца, Мохаммед посетил монастырь.
Посетили основные монастырские храмы, постояли у куста «Неопалимой Купины», в пламени которого Господь явился Моисею, поклонились гробнице св. Екатерины. После молебного пения приложились к деснице святой. Интересно, что уже около тысячелетия на территории монастыря находится мечеть. Бедуины-мусульмане дежурят у монастырских святынь, убирают храмы, зажигают лампады и даже разжигают кадила для службы. Они также поднимаются на вершину горы, почитают св. Екатерину и св. Георгия Победоносца. Архиепископ монастыря, в качестве автономного подразделения входящего в состав Иерусалимского Патриархата, считается ими своим судией и лидером. И именно к нему бедуины идут со своими заботами и проблемами. Колокола в монастыре - из России; рака, в которой покоятся мощи св. Екатерины — тоже. Игумен монастыря является автором текста «Послание Восточных Патриархов» (1848 г.). Наиболее примечательная икона в монастырском музее — икона Спасителя с благословляющей десницей в двуперстном сложении. Икона была написана в 6-м веке. По количеству рукописей монастырская библиотека занимает второе место после библиотеки Ватикана. На строительство монастырской колокольни император Александр II пожертвовал 9 тысяч золотых червонцев. В монастыре св. Екатерины подвизаются 25 монахов – 1 русский, 1 араб и 23 грека.
У Синайской Архиепископии не более одной тысячи верующих. Она имеет около трех десятков подворий. Синайский архиепископ участвовал в работе Большого Московского Собора 1666-1967 гг., наложившего страшные клятвы на старый обряд. Кстати, у коптов раньше тоже было двуперстие.
Синайский полуостров Египет потерял после неудачной шестидневной войны в 1967 году. В 1973-м году контроль, однако, был восстановлен.
На Синае проживают 8 бедуинских племен («бедуин» - значит житель пустыни, коренной, кочевой народ пустыни, четвертый этнос Египта наряду с коптами, арабами и нубийцами), общей численностью около 500 тысяч человек.
Бедуины открыто продают наркотики на рынках известных египетских курортов. Полиция об этом знает, но их не трогает и даже сама покупает у них наркотики. Это непонятное явление очень лаконично объяснил гид: «бедуины живут в горах, у них есть оружие, город живет туризмом, а если бедуины начнут стрелять, то туризма в городе не будет…»
Известен факт: чтобы поселиться на Синае, нужно сначала получить разрешение у бедуинов, заплатив им при этом за землю, и только затем выкупить ее у государства. Кстати, глава бедуинов – шейх, которого слушаются безпрекословно все; выбирается он не по богатству; титул не передается по наследству, а зависит от ума «кандидата» и при первой же серьезной ошибке шейх может быть «снят» с этой «должности».
Бедуины предлагают желающим отдыхающим прокатиться на своих верблюдах. За посадку на верблюда бедуины берут 4 доллара, а за то, чтобы сойти с него еще 10 (никуда не денешься, придется раскошелиться, не сидеть же на верблюде вечно…). Верблюд, «корабль пустыни», сам по себе чудо – уникальное животное, очень ценное, приспособленное к непростой жизни в пустыни. Шерсть спасает его и от жары и от холода. Питается колючками. Перевозит очень тяжелые грузы. Он может пройти за две недели 300 км без воды. Когда в бедуинской деревне заканчивается вода в колодце, людям приходится менять место своего проживания.
Для этого сначала нужно найти новое место, где есть вода. И здесь опять выручает верблюд. Хозяева долгое время не дают ему пить, а потом выгоняют в пустыню. Почувствовав источник воды под землей, верблюд останавливается и ложится на это место. Вокруг этого места – будущего колодца - и зарождается новая деревня. Очень терпеливое, неприхотливое, работящее животное. Но иногда верблюды все же проявляют недовольство, они начинают орать, или рычать, в общем, издавать устрашающие, недовольные звуки. Нам объяснили, что это уже их предел усталости, они, таким образом, просят отдыха и пищи. Огромное сильное животное – почему же оно так безпрекословно подчиняется человеку? Оказывается, глаза верблюда – это подобие лупы, увеличивающей стоящего перед ним человека в несколько раз. Но у верблюдов очень хорошая память. Зла верблюд не забудет никогда и может сильно отомстить. Один из бедуинов на полном серьезе торговался, предлагая верблюдов в обмен на супругу одного из наших прихожан.