Поездки
О Греции и греках (записки паломника). Часть вторая
Статья, конечно же, о Греции, но я не мог не сделать некоторое отступление, для того чтобы кратко описать однодневное паломничество в Италию, удачно вклинившееся в нашу основную программу посещения греческих святынь, к мощам святителя Николы, покровителя нашего храма.
БАРИ
В ночь отплыли в Бари, немного штормило, поэтому на литургию у мощей свт. Николы приехали с опозданием. Базилика принадлежит Католической церкви, находится она в старой части города, на берегу Адриатического моря и состоит как бы из двух храмов - верхнего и нижнего - крипты, где, собственно, и установлена рака с мощами Святителя. Возведение базилики длилось целое столетие и завершилось освящением храма в 1157 г. История базилики читается по ее внешнему виду: она напоминает скорее замок, чем церковь. В норманнский период она не раз служила крепостью для обороны. Возраст крипты насчитывает почти тысячу лет, верхнего храма - чуть менее. В крипте ежедневно служатся католические мессы, и только по четвергам православная литургия. Несмотря на ограниченное время, нам также удалось отслужить святителю Николе молебен по старому обряду.
Побывали на русском подворье. «Русская церковь» - так традиционно называют этот комплекс местные жители. Зачем, кем и когда возведен этот памятник в провинциальном городе Южной Италии? В 1911 году у итальянских властей было получено разрешение на приобретение в Бари земельного участка. Проект строительства подворья был одобрен императором Николаем II 30 мая 1912 г. Помимо двухэтажного храма вместимостью в 200 человек, был спроектирован странноприимный дом. В начале 1913 г. Синод утвердил штат церковнослужителей при состоящей в Бари русской церкви. После революции поток паломников в Бари прервался. Местной общины не было, и через какое-то время вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета. Власти не препятствуют проведению православных богослужений и даже выплачивают жалование священнику. В храме практически все иконы канонические, многие святые изображены с двуперстием. Чувствуется особая намоленная атмосфера. Посещение русского подворья оставило очень приятное впечатление.
Обратно в Грецию возвращались в сильнейший шторм, экскурсовод даже заметила, что обычно в такую погоду суда в море не выпускают. Корабль скрипел, его поднимало высоко на волне и тут же кидало в образовавшуюся яму. Благодаря предстательству святителя Николы, который известен как покровитель путешествующим и особенно морякам, мы благополучно прибыли в Игуменицу, откуда паромом переправились на остров Корфу.
Святитель Спиридон Тримифунтский. Его мощи находятся в главном соборе города Керкира на острове Корфу. Здесь же мощи св. Феодоры, восстановившей почитание икон. Мощи Святителя привезены сюда из Константинополя в 1453 г. Город Керкира - столица Ионических островов. Неподалеку от пристани установлен бюст адмиралу Ушакову - освободителю острова. Во время молебна не было возможности прочитать все записки. Во время соответствующего прошения на сугубой ектенье каждый участник поездки громко назвал свое имя. Обратили внимание, как греки, подходя к гробнице святого, руками обхватывают ее. Лик святителя не покрыт воздухом, как у нас. Через стекло видна его десница. Сами мощи находятся в чехле, вложенном в стеклянную раку. Паломникам раздают кусочки материи от облачения Святителя. Крышка стеклянной раки открывается двумя ключами двумя священнослужителями. При этом они совершают что-то типа краткого молебна. Если крышка не открывается, значит святого там нет - он ходит по земле, помогая нуждающимся. Храм был построен в 17-м веке. В нем находится орган наследие хозяйничанья здесь венецианцев. На органе играют по заказу богатых свадеб. Находится храм на улице архиепископа Никифора Феотоки, известного иерарха, трудившегося в Новороссии в последней четверти 18-го века.
Потряс рассказ о чуде, происшедшем предстательством свт. Спиридона около 12 лет назад. О нем писали все греческие СМИ. Однажды из поезда в Коринфский канал выпал пятилетний мальчик, именем Спиридон. Отец был очень подавлен происшедшим. Мать в момент падения сына успела вскрикнуть: "Святой Спиридон, помоги!" Кто видел, что представляет собой канал (отвесные известняковые стены высотой до 80-ти метров и где-то там внизу, в этой пропасти, виднеется лента голубой воды восьмиметровой глубины), поймет, что надежда не только на спасение, но и просто на то, чтобы мальчика найти в этой бездне, была очень призрачная. Через несколько дней родителям позвонили: "Забирайте своего мальчика". Что же произошло? Когда утром священнослужители открыли раку (как всегда двумя ключами), они были поражены: в ней они увидели спящего на груди свт. Спиридона мальчика. "Кто ты? Как ты здесь оказался?" Мальчик рассказал, что, когда он падал, его подхватил и заключил в свои объятия некий старец. Дивен Бог во святых Своих!
Метеоры. Метеоры называют восьмым чудом света. Их созерцание вызывает смешанное чувство восторга, страха, изумления, восхищения. Гряда поразительных утесов пористой формы, верхушки которых срезаны. Они возвышаются над уровнем моря более чем на 800 метров. У подножия этих гор два селения - Каламбака и Трикала. Очертания гор причудливы: одна напоминает летящую птицу, другая - черную шапочку. Одно время была версия, что утесы представляют собой морское дно после ухода воды. Эта версия не подтвердилась, потому что не было обнаружено никаких отложений морских солей. Нет точного объяснения, единого взгляда на этот феномен. Из 24 монастырей действуют 6, в т.ч. два женских: во имя св. первомученика Стефана и св. вмч. Варвары (этот монастырь стал женским в 1956-м году). Изначально все монастыри (кроме св. Стефана) были мужскими. Игуменья одного из женских монастырей занимается сбором сведений о подвижниках благочестия, подвизавшихся в Метеорах. Ее труд называется "Каменный лес".
Есть предположение, что первые аскеты появились здесь в 4-м веке, особенно много в 9-м. Монастыри появляются в 11-12 вв. Монахи долбили камни и на выступы, образовавшиеся после этого, становились ногами, продвигаясь выше. Стройматериалы поднимали в корзинах с помощью специальных механизмов. Особенно поразила сетка, в которой спускали с горной высоты монаха. В ней он был, как в утробе матери. Трос мог оборваться, сетка порваться. Поэтому с монахом, которого опускали в сетке, на всякий случай прощались. Когда он благополучно возвращался, то его радостно встречали. Есть монастыри, которые устроены на вершинах утесов, а есть, которые находятся внутри пещер. День монаха делился на три части: 8 часов на молитву, 8 - на послушание, и 8 на отдых и чтение. Познакомились с инструментами монахов, с предметами, которые находились в келарне. Здесь глиняные сосуды с маслом и вином - они хранились в земле, которая была естественным холодильником. Деревянное било, весло для побудки к молитве. Главный монастырь называется Великие Метеоры. Основан он был прп. Афанасием, мощи которого здесь находятся. Восхитительная красота заснеженных гор, усеянных елками. Природа не хуже, чем на Афоне.
Раньше я думал, что умерших через три года (в настоящее время через пять лет) выкапывают только на Афоне, а оказалось, что так поступают в Греции практически со всеми умершими. Кости смазываются оливковым маслом, на черепе нацарапывают имя. Если кости были желтого цвета, все знали, что этот человек угодил Богу, а если черные значит нужно продолжать усердные молитвы за него. Так было с одним монахом, в келье которого была обнаружена книга из одного монастыря с надписью, что если взявший ее не вернет книгу обратно, то земля его не примет. Когда это было открыто, то неделю усердно молились. Вскрыв могилу снова, убедились, что кости побелели. Кости и черепа всегда доступны для осмотра. По субботам на кладбищах поминают усопших. Кремация в Греции полностью отсутствует. Множество крестов на кладбищах из белого мрамора.
В греческих монастырских храмах устроены большие притворы, в приходских храмах они небольшие или их вовсе нет. В притворах совершаются малые чинопоследования: полунощница, павечерница и т.д. Здесь проводится катехизация и располагаются оглашенные. Притворы зачастую расписываются изображениями мучеников, как напоминание оглашенным о возможном мученичестве. Один из сюжетов росписи изображает, как турки хотели убить двух священников, но клинок сломался, сохранилась только часть его. Турки убивали монахов, но вроде в Коране это запрещено...
Вдоль стен внутри храма установлены стасидии - они символически напоминают гроб (в них так тесно, что можно находиться только в одном положении). Старая трапезная монастыря представляет собой музей. Здесь мы увидели галерею с портретами национальных героев Греции - борцов за ее независимость. Монахи входили в трапезную по чину. Последними входили игумен и служащий священник. После первого удара в колокол можно было начинать вкушать пищу, после второго - пить, третий означал окончание трапезы. Первыми из трапезной выходили игумен и служащий священник, далее - братия по чину. У выхода из трапезной стояли трапезники и повара, которые, также как и на Афоне, в ноги кланялись каждому выходящему, прося прощение за свои возможные упущения. На монастырских стенах встречаются краткие цитаты из Священного Писания. Например: "Любовь долготерпит", "Непрестанно молитесь" и т.п. Войдя в женскую обитель, мы увидели галерею с изображением с левой стороны греческих философов (Аристотель, Платон, Плутарх, Сократ, Пифагор, Солон), а с правой - пророков Ветхого Завета. Сцена повешения турками св. Козьмы Италийского. В храме обители изображены святые девы во главе с Пресвятой Богородицей. В мужских же монастырях из женских фигур на иконах только Богородица, прп. Марья Египетская, св. равноап. Елена - чтобы ничто не напоминало ни о матери, ни о жене, ни о невесте. Только стремление к Богу.
Фессалоники
В субботу вечером, вернувшись в Фессалоники из Метеор, посетили кафедральный собор свт. Григория Паламы. Служба уже закончилась, но народу в храме было очень много. Два архиерея, стоя в царских вратах лицом к народу, возглавляли венчание. По словам экскурсовода, у старостильников тоже в субботу вечером совершаются венчания. И это - в субботу, когда делать это строго запрещено каноническими правилами! Экскурсовод нам потом объясняла, что, мол, уже воскресный день наступил (но ведь предстоит совершение Безкровной Жертвы, а уже пройдет первая брачная ночь!). Второе объяснение: утром в воскресенье неудобно, так как тогда большая служба (по греческим меркам, естественно). Архиереи были не в митрах, а в клобуках - их они не снимали при чтении Евангелия. Завершив молебен святителю Григорию у его мощей (над ними устроен каменный саркофаг), двинулись к выходу. Обратила на себя внимание прекрасная роспись собора. Расписывали лучшие иконописцы - монахи с Афона в стиле Македонской школы. Эта школа появляется в XIV веке. Для нее характерна яркая цветовая гамма и торжественность.
Критская школа, возникшая в ХVI веке, уже в период турецкого владычества, более аскетична, в ней мало цветовой гаммы. В это время акцент делается на внутреннем делании, это отражается в иконописи. В дни памяти свт. Григория Паламы, а у греков он отмечается дважды в году, рака с мощами открывается для поклонения.
Город Фессалоники был основан в IV веке до Рождества Христова. По словам экскурсовода, у города около трехсот пятидесяти покровителей, в их числе - святые братья Кирилл и Мефодий. Их изображения имеются практически в каждом городском храме. Покровительницей Фессалоник является, в частности, и дочь императора Галерия, святая Феодора. В центре города находится монастырь св. Феодоры, там мироточивые мощи святой, от которых происходят исцеления. В настоящее время этот монастырь является мужским. Его настоятель носит сан протосингела - первого помощника митрополита.
В одном из городских храмов находится чтимая икона Богородицы "Скоропослушница" и частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны, св. вмч. Георгия Победоносца и прп. Симеона Столпника. Храм, расположенный неподалеку от кафедрального собора, относится к V веку. В этом храме находятся три чудотворные иконы Богородицы. В черте города расположено множество монастырей, например, Преображенский женский монастырь. Со слов экскурсовода, митрополит Фессалоникийский молился, чтобы Господь не допустил приезда римского папы в Грецию. После же его смерти римский папа был и в Афинах, и в Салониках. К митрополиту Фессалоникийскому обращаются: "Ваше Святейшество".
В Фессалониках самый крупный университет на Балканах. Памятник Александру Македонскому. Имеется Музей византийского искусства под открытым небом; Археологический музей, расположенный на территории турецкой мечети.
Население города - более двух с половиной миллионов человек. Особенно дороги места, связанные с именем апостола Павла. Сей первоверховный апостол был в Фессалониках два раза (в 50-м и 51-м годах).
В городе проживает немало выходцев из России. Как я понял, с благодарностью фессалоникийцы вспоминают эмигрантов из России первой волны - после революции. Они много сделали для развития города. Последняя волна эмигрантов - после развала Союза, напротив, по словам экскурсовода "сделала несколько шагов назад". В Фессалониках крестился византийский император Феодосий (2-я половина IV века). На городском ипподроме по его приказу было убито семнадцать тысяч жителей. Это была месть за убийство правителя города, много досадившего людям (восставших тогда поддержал местный архиерей).
Когда император, будучи в Медиолане, хотел причаститься у своего духовника, св.
Амвросия Медиоланского, то он не был допущен к принятию этой святыни. В свое оправдание он упомянул царя Давыда, на что святитель сказал: "Ты себя сравнил с Давыдом; тогда принеси и покаяние Давыдово". Император ушел со слезами. В течение сорока дней он строго постился и каялся в своем грехе.
Много городских строений погибло в результате пожара в 1917 году.
Главная улица города посвящена святому великомученику Дмитрию Солунскому - она разделяет город на верхнюю и нижнюю часть. Храм Святой Софии (VII век) - копия Софии Константинопольской. Здесь покоятся мощи святителя Василия Фессалоникийского.
Собор св. вмч. Димитрия Солунского. Здесь покоятся мощи этого великого угодника Божия. Кратко скажу о его мученическом подвиге. В Фессалоники прибыл император Галерий, чтобы подвергнуть христиан жестоким гонениям. Правителем города был Димитрий. Его родители были тайными христианами, они и сына воспитали в христианском духе. Димитрий рано осиротел. Он заботился не только о материальном положении города, но и о духовном воспитании его жителей, проповедовал христианство. Был выдающимся полководцем. Когда Галерию доложили, что правитель города христианин, то он потребовал от Димитрия отречения от веры. На иконах святого великомученика на его отказ предать веру указывает поднятая рука (такие изображения имеются и на других греческих иконах мучеников). Димитрий был заключен в римских банях. Христианам, заключенным под стражу, предлагали сразиться с Лием - великаном звероподобной наружности, заросшим волосами, издающим ужасный рык (по-видимому, это был бесноватый). В амфитеатре стояли колья, на которые Лий бросал рискнувших с ним сразиться. Один из учеников Димитрия – Нестор - пришел к месту его заключения и попросил благословения Димитрия сразиться с этим ужасным «Голиафом». Димитрий благословил, предсказав и победу Нестора и его мученическую кончину.
Когда было объявлено: "Кто хочет сразиться с Лием?" - вышел Нестор. Началась неравная борьба, человеческими силами победить в ней было невозможно. Нестор, воззвав:
"Боже, проповедуемый Димитрием, помоги мне!", изловчился и бросил Лия на колья. Тот, издав душераздирающий крик, испустил дух. Многие, видя это, уверовали во Христа. По приказу императора Нестор был за городом обезглавлен.
Находившегося в узах Димитрия ангел оповестил о его предстоящем мученичестве. Ему прободили печень, запекшаяся кровь хранится в алтаре собора. Ею были смочены хламида и перстень святого. Многие чудеса сопровождали мученическую смерть Димитрия. Тело его было брошено в колодец, а после извлечения его оттуда предано земле.
Под Димитриевским собором находится крипта, где было место заключения святого.
О мощах св.мч. Дмитрия Солунского. Вначале прикладывались только к его гробнице. В 1978 году в одном из аббатств в Италии была найдена рака, которая не была зарегистрирована. Позднее было доказано, что в ней находились мощи св. Димитрия. Митрополит Фессалоникийский Пантелеимон добился передачи мощей, и сначала была торжественно встречена глава святого, а в 1980 году и все остальные мощи. В первый приезд мощей произошло сильное землетрясение, город должен был быть разрушен. Землетрясение было длительным, но рухнули только три многоэтажки. Все сейсмологи отметили, что это было явное чудо. При этом видели св. Димитрия скачущим на коне. Святого почитают также и католики. В день памяти святого мощи открываются и в течение месяца многие приезжие прикладываются к ним. Количество мира от мощей бывает по-разному - и много и мало. Мощи как бы плавают в мире, которое истекает в небольшой бассейн. Разбавленное водой миро раздают верующим. Составлено уже 5 сборников с описанием чудес от мощей св. Димитрия. В 1493 году храм был превращен в мечеть. Многие фрески после этого были заштукатурены (они относились к 5-12 векам). При снятии слоя штукатурки многие фрески были повреждены.
Побывали на утренней службе в соборе св. великомученика Димитрия. Служба началась в начале восьмого. Читали двупсалмие. Каждения не было. Сразу после начала службы открыли царские врата и включили все паникадила - так было до конца службы. Заметил, что «аллилуия» на середине шестопсалмия читали только один раз. Светильничные молитвы священник читал у иконы Спасителя справа от царских врат (после их прочтения он приложился к этой иконе). Когда запели "Бог Господь" около 20-ти секунд звучал трезвон. После пения Богородична, после тропаря на Бог Господь - малая ектенья (для ее произнесения диакон выходил из алтаря через царские врата и становился под амвоном). Входные молитвы перед литургией духовенство совершало у престола. Певцы, преисполненные достоинства были одеты в греческие рясы. А где же полиелей - сердцевина воскресной утрени? Во время пения степенных каждения не было. Женщины прикладываются к иконам иконостаса. Иподиаконы препоясаны орарями не крестообразно. Прихожане в основном сидят. Встают изредка, например, при чтении Евангелия и пении "Величит душа моя Господа". Когда диакон провозглашает на ектенье "Пресвятую Пречистую ... " он крестится и кланяется на икону Богородицы в иконостасе; на словах «Христу Богу предадим» - на икону Спасителя, также делают и прихожане. Диакон, произнеся ектенью, стоит под амвоном до окончания возгласа священника. Дарохранительницы на престолах не закрыты стеклянными колпаками. Всего на службе было 16 певцов: 12 справа и 4 слева. Иподиаконы облачаются на горнем месте, это видно всем находящимся в храме. Один из иподиаконов, облачаясь, запутался, возникло желание подойти к нему и увести в пономарку.
Перед Евангелием прокимен не возглашали. Оно читалось не по центру престола, а сбоку, и читали не то Евангелие, которое лежало на антиминсе, а которое находилось на престоле с левой стороны. По прочтении Евангелия им осенили народ и начали читать псалом 50. При прикладывании к Евангелию в руках его держал старший священник. По сторонам от него стояли иподиаконы со свечами. По окончании прикладывания, Евангелие отнесли в конец храма справа от входа, и диакон стал возглашать: "Спаси Боже люди Твоя ... " Сразу после возгласа "Милостию и щедротами ... " из алтаря через царские врата вышел диакон и, стоя лицом к народу, возгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Только после этого, войдя в алтарь, он начал каждение престола. После каждения храма диакон возвращался к алтарю через центр храма. Прежде чем войти в алтарь, он покадил архиерейское седалище у колонны справа от царских врат.
Монастырь Святой Анастасии Узорешительницы
Обитель ставропигиальная - находится в ведении Константинопольского Патриархата.
Монастырь святой Анастасии Узорешительницы был основан царицей Феодорой, которая пожертвовала в обитель главу святой и частицу ее стопы. Здесь находятся мощи ктитора
монастыря Феоны. Мощи святой Анастасии были похищены в мае 2012 года (церковные двери были вырезаны лазером). В знак траура внутри и снаружи храма множество фиолетовых лент. Опасаясь повторений таких кощунств, из храма убрали крест с частицей Животворящего Древа. Когда мы вошли в храм, пели Херувимскую, а точнее пел один певец. Великий вход совершался через середину храма. Иеромонах был в клобуке. Он возгласил только: "Всех вас да помянет ... " Перед иеромонахом шел мирянин, совершая каждение. Когда пели "Верую", священнослужители, взяв воздух за ленты с четырех сторон, сотрясали его. Ясно, что это символизировало землетрясение в момент Христова Воскресенья. Свеча стояла под возвышением напротив царских врат от начала Херувимской песни и до конца службы. "Горе имеем сердца ... " было возглашено лицом к народу. Благословение хлеба и вина во время пения "Тебе поем ... " произошло очень быстро - ведь греки не призывают Духа Святаго при этом ("Господи иже Пресвятый Свой Дух ... "). После поклонения Святым Дарам священник, оставаясь на коленях, дочитывал молитву. Над Святыми Дарами крестообразно осенили двумя коробами с антидором.
Большое впечатление произвел новопостроенный величественный храм в г. Вафи. Храм посвящен прп. Иоанну Кущнику, здесь находится его честная глава. Обратила на себя внимание икона новомученика Ефрема, замученного турками. О его страданиях мир узнал после того, как он во сне явился одной игумении.
Проезжаем знаменитую гору Олимп, монастырь здесь существует в режиме "аватон", т.е. доступ в него открыт только для мужчин, женщины допускаются только до первого храма. Основатель монастыря на этой горе - прп. Дионисий (ХVI век). Сначала он подвизался на Афоне. С горы Олимп его изгнали пастухи, опасаясь потерять свое пастбище. Три года не было дождя, свирепствовал голод и мор. Когда пастухи осознали свою вину и попросили у подвижника прощения, пошел обильный дождь, а голод и мор прекратились. Монастырь прп. Дионисия Олимпийского находится на высоте около одного километра над уровнем моря. Сама гора имеет высоту около 3-х километров - это самая большая вершина на Балканском полуострове (самая высокая точка на Афоне около 2-х километров). На Олимпе часто происходят извержения вулкана. Здесь пострадала святая Параскева.
Монастырь ап. Иоанна Богослова. Могила старца Паисия Святогорца.
Основан монастырь был в 1968 году, когда девушки с высшим образованием совместно вычитывали утренние и вечерние молитвы, а потом расходились по работам. Монашеских обетов они не принимали.
Старец Паисий (в миру Арсений) родился в 1924 году. Его отец был старостой церкви. Родители хотели назвать его при крещении Христо, однако святой Арсений Каппадокийский, который его крестил, нарек ему имя Арсений и предсказал монашеское будущее, сказав, что он будет его преемником. Вскоре после крещения Арсения начался обмен населением между Грецией и Турцией. Его родители дошли до ближайшего порта. При посадке на корабль возникла давка, от которой пострадал ребенок. Согласно традиции его должны были похоронить в воде, но мать его спрятала между своими юбками. Через 8 часов мальчик заплакал - по сути, воскрес. Св. Арсений умер через 40 дней после переселения (как он и предсказывал).
С юмором старец Паисий вспоминал, как он отомстил кальмарам - всю жизнь их ел. Семья поселилась в городе Коннице на границе с Албанией. Однажды соседка спросила Арсения о том, что он ел сегодня, тот ответил, что ничего. "Как так, разве мать ничего не приготовила?" "Приготовила - хлеб и 5 маслин, но они в той самой кастрюле, где накануне варили мясо, а сегодня постный день - так не бывает". За то, что часто Арсений молился, его наказывал старший брат. Будущий старец избегал игр со сверстниками. Напротив, те старались подражать ему - молились вместе с ним. Родители старались ограничивать общение своих детей с Арсением. В детстве старец любил подниматься в горы, где зажигал лампадку и долго молился, подражая столпникам. Когда началась война, его призвали в армию. Были ситуации, когда он говорил своим товарищам чтобы они не шли в рейд, т.к. у них жены и дети или невесты и шел за них сам. Однажды он спрятался в воронке от снаряда, в эту воронку залез еще один боец, потом другой. Стало тесно, и старец ушел в другое место. На войне он был связистом. Старец, вспоминая, улыбаясь, говорил, что также был связистом между солдатами и Богом, т.е. молился за них, передавал молитвы к Богу. После того как война закончилась, он собрался в монастырь, но прежде надо было выдать замуж сестер. Чтобы заработать на приданое, работал столяром. Монашеский постриг он принял в скиту недалеко от Конницы, где провел 7 лет, потом ушел на Афон. Однако климат на Афоне ему не подошел и поэтому он поселился на Синайской горе неподалеку от монастыря св. Екатерины. Затем снова жил на Афоне. Последние дни по причине заболевания туберкулезом он провел в женской обители. В день принимал до 300 человек.
О церковном календаре. Разговоры на эту тему возникли сразу. Экскурсовод несколько сконфуженно об этом говорила. Подчеркивала, что пасхалия не изменена и что причина календарной реформы заключалась в удобстве и для государства и для Церкви, хотя значительная часть постов выпадает. Оппоненты старостильников из официальной Церкви сравнивали их с нашими старообрядцами, подчеркивали, что их движение не сохранило единство (мы слышали про восемь старостильнических Синодов - нам говорили, что разных течений до двадцати). Что меня удивило - прозвучало даже отрицание сохранения у них апостольского преемства. Самое строгое течение - матфеевцы, они не признают не только официальную Церковь, но и другие старостильнические образования. Матфеевцы даже не признают святость епископа Нектария, канонизированного Элладской Церковью, хотя он умер до реформы календаря. В Великую пятницу представители и официальной Церкви и старостильники Хризостомовского Синода приходят с плащаницей в центральный парк Фессалоник - все, кроме матфеевцев, которые выжидают, когда другие уйдут. Проповеди в старостильнических храмах, по словам нашего экскурсовода, несколько лет бывшей прихожанкой старостильнического храма, посвящены, в основном, апологии своей правоты и обличению неправоты официальной Церкви. Изменение календаря означало начало сближения с западным миром. В новостильные храмы старостильники заходят только во внебогослужебное время для того, чтобы приложиться к святыням: мощам и чудотворным иконам. Так, кстати, и у нас поступали "тихоновцы", входя в храмы, захваченные обновленцами. Везде в Греции чувствуется дыхание Афона. Афонские монахи, приезжая в Грецию, служат по новому стилю. Афон находится на одном часовом поясе с остальной Грецией. Разница между ними составляет 8 часов, т.к. Афон придерживается византийского времени. Когда я, будучи в Греции, размышлял на тему календаря, то внутренне не мог согласиться с радикальным отношением некоторых старостильных групп в отношении официальной Церкви. С другой стороны, если бы не было противодействия введению нового стиля в богослужебную жизнь, то не факт, что к настоящему времени Элладская Церковь не перешла бы и в праздновании Пасхи на новый стиль. Когда миряне переходят к старостильникам или возвращаются от них в официальную Церковь, никакие специальные чины не применяются. Нужно еще уточнить, что, начиная с Великого поста и до Троицы, службы по новому календарю совпадают со службами по старому календарю.
Обратил внимание на то, что, как и везде, здесь на иконах Спаситель и святые изображены то с двуперстным благословением, то с именословным (например, на изображениях свт. Нектария). Большую роль в ведение нового календаря в Греции сыграл премьер-министр Венизелос. Он был родом с Крита. Есть сомнения в его греческом происхождении. Имеются данные, что он был усыновлен греческой семьей от негреческих родителей.
Мы молились в новостильных храмах, но быть в интенсивном литургическом общении с ними я пока не готов.
В заключение еще несколько зарисовок. Греция в основном аграрная страна: выращивают рис разных сортов, овощи, оливки, много различных фруктов; мандарины, лимоны и апельсины опадают на землю и покрывают ее, как у нас яблоки в «яблочный» год. Сцена на улице: вдоль городской дороги растут мандариновые деревья, плодами от них усеяна земля вокруг. У наших - широко раскрытые глаза. Некоторые начинают собирать плоды, но, увы, они горьки, их предназначение иное - только декоративное. Одна из прихожанок с сожалением заключает: "Сколько добра пропадает. У нас бы собрали и продали на рынке". Я: "Не высокого же Вы мнения о своих соотечественниках".
Проживали в скромных гостиницах. В Греции нет центрального отопления, поэтому комнаты обогреваются кондиционерами. Много лечебных источников.
Известно явление, когда во время паломничества кого-то крутит, а ведь, казалось бы, главная цель паломничеств - помолиться у святыни. Мы начинали иногда молебное пение в автобусе, а, начиная с 9-й песни канона и до конца, я служил в облачении непосредственно у святынь. И всё равно выражалось недовольство. Я подумал: «Надо же, для молитвы времени нехватка, а на трапезы и посещение магазинов времени предостаточно». Пришлось так поступать: чередовать полные молебны (по старому обряду, естественно) с пением только величания и поклонением.
Во время всего пребывания в Греции мы не видели ни одной развратной рекламы, ни одной "ночной бабочки". Нигде в Греции не видели сильно выпивших людей, заколоченных домов. Греки, встретив на улице человека, попавшего в беду, обязательно окажут ему помощь.
Запомнились некоторые греческие слова:
Малиста - конечно
Ористе - пожалуйста
Кола - хорошо
Ясас - здравствуйте
Калиспера - доброй ночи
Ипер Агия, Кирия Феотоке сосон имас - Пресвятая Госпоже Богородице спаси нас!
Игумен Кирилл (Сахаров)