Поездки
О Греции и греках (записки паломника). Часть первая
К своей заметке - кратком экскурсе об истории Элладской Церкви и ее современном положении хотел бы еще добавить личные впечатления от посещения Греции и общении с греками. Поездка была зимой - поэтому, естественно, первое впечатление: теплая погода в Греции, полное отсутствие снега. После наших морозов это действительно необычно. Мой спутник активно фотографирует через иллюминатор самолета, я начинаю напрягаться - мало ли чего, ведь Греция член НАТО. Рассказывали, что при прежнем митрополите в Фессалониках проходили антиамериканские демонстрации, активное участие в которых принимали и верующие и что сотрудники американского посольства бросали булыжники в демонстрантов, протестовавших против членства Греции в НАТО. Были раненые. Американцы со злости в связи с такими настроениями греков "удружили" им - под видом "голубей мира" запустили таких птиц, от помета которых памятники архитектуры из мрамора начали крошиться.
Когда у подножья горы перед поднятием в один монастырь я увидел, наряду с флагами Византии и Греции, флаг и Евросоюза, членом которого является Греция, я предложил сопровождающим нас грекам подумать о замене этого флага на флаг Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана (если таковой имеется). Флаги развеваются у каждого греческого храма, а иногда даже, как, например, в Патрах, и на самом храме. У нас же это явление практически отсутствует, что не способствует патриотическому воспитанию. Кстати, в настоящее время американцев практически нигде не видно, хотя формально Греция продолжает оставаться в НАТО.
Нам, паломникам из России повезло: экскурсовод оказалась прекрасным знатоком русского языка и истории Греции, и ее Церкви. В прошлом она была официальным переводчиком при ряде министерств Греции. Слушая ее рассказ, все мы удивлялись прекрасному знанию ею русского языка - практически ни одной ошибки в ударениях и склонениях. Экскурсовод рассказала, что, будучи в Москве, она остановилась у подруги в большом доме на улице Серафимовича (знаменитый дом на набережной рядом с нашим храмом). Утром подруга повела ее в близлежащий храм. Строгая служба, необычно одетые люди. Подруге сделали пару замечаний за разговоры, а нашей гречанке, когда она отказалась пройти в северный притвор, чтобы снять там верхнюю одежду, сказали: "Ну, тогда может Вы пойдете в любой другой храм?" Они и ушли. Услышав этот рассказ, я подумал: "Сколько раз говорил, что замечания нужно делать очень тактично, только своим и делать это должен только дежурный по храму, а не кто придется!" И вот опять ... Было неприятно. Я показал экскурсоводу фотографию нашего храма, она подтвердила, что была именно здесь. Далее последовала немая сцена. Воистину, мир тесен!
Прежде чем перейти к последовательному рассказу о паломничестве, хотел бы немного сказать об истории Греции. Не буду повторяться, многое уже было сказано мною в упомянутой статье в цикле по истории Православных Поместных Церквей. Греки очень дорожат своей историей. В нескольких местах мы видели, как ведутся раскопки языческих храмов античной эпохи. Меня смущали названия некоторых кораблей: «Посейдон», «Аполлон» и т.д. "Есть святой с именем Аполлон" - объясняют мне, я парирую: но ведь в названии корабля нет приставки - "святой". Греки: "Мы не воспринимаем их как богов. Тогда жили по закону совести. Это наша история, это был период нашего детства". В 1204 году крестоносцы, выступив в четвертый крестовый поход, повернули на Константинополь, захватили и разграбили его. Неблаговидную роль при этом сыграли венецианцы, которых византийские императоры принимали на службу. Именно они подкупили крестоносцев, заманили их рассказами о сказочном богатстве города. После разгрома Константинополя венецианцы еще 20 лет вывозили из него святыни и различные ценности.
Греки (кстати, так их назвали италийцы, теснившие греков с Аппенинского полуострова; сами же они себя называют эллинами) 400 лет (некоторые регионы до 500 лет) были под турецким игом. Город Фессалоники, куда мы прилетели из Москвы, пал в 1430 году. Неподалеку от города находится могила султана, покорившего Балканы. Константинополь пал в 1453 году; есть пророчества, что этот город (наши предки называли его Царьградом) снова будет в руках греков. Освободят его представители северного народа - очевидно русские. При этом треть турок погибнет, треть примет Православие, а треть покинет этот регион. Зная об этом пророчестве, турки не хоронят своих умерших на европейском берегу. Рассказывают, что один старец усомнился в том, что Константинополь снова будет в руках греков и воскликнул: "Скорее жареные рыбки на этой сковороде вновь оживут, чем это будет!" - и рыбки вдруг ожили. Пророчество прп. Паисия: змея (символ мусульманства) будет поражена, а орел (символ Православия) взлетит, т.е. Константинополь снова будет у православных. В храме св. Софии в Константинополе есть серебряная колонна, в которой имеется узкое отверстие. Посетители вставляют большой палец в это отверстие и совершают в нем круговые вращения, загадывая при этом желание. Греки, посещая св. Софию, также делают это, молитвенно обращаясь к Богу с просьбой вернуть им Святую Софию. Много рассказывали о зверствах, которые творили турки, о тяготах, которые понесли греки, находясь под их игом. Вот, например, янычары - дети, похищенные у христиан. Их воспитывали в фанатичном исламском духе, прививали крайнюю вражду к христианам. Когда произошла революция Кемаля Ататюрка, примерно треть их вернулась к христианству. Есть художественные произведения очень сильного эмоционального накала, в которых повествуется о том, как янычары в убитых ими женщинах узнавали, например, своих матерей; после пережитого стресса они либо сходили с ума, либо возвращались к христианской вере. Турки, завоевав Византию, предложили грекам выбор: принять ислам и тогда им будет позволено говорить на греческом языке, либо оставаться христианами, но тогда говорить по-турецки. Греки избрали второе. Большую роль в сохранении ими веры и национальной идентичности, сыграли монастыри. Рассказывают, что в них по ночам отцы привозили своих детей, чтобы монахи обучали их православной вере и греческому языку. Как-то один паша, заподозрив греков в подготовке восстания, собрал мужчин трех деревень, намереваясь всех их казнить. Тринадцатилетняя девочка стала за всех арестованных и, особенно за своего отца, ходатайствовать о помиловании. Престарелый паша согласился при условии, что она станет его женой - та согласилась. Вот пример самопожертвования "за други своя"! Не все турки были сплошь безжалостными и не испытывали угрызения совести. Рассказывали об одном турецком офицере, который завещал похоронить свое тело в монастыре, а могилу залить бетоном. На могиле он завещал оставить след копыта коня. «Пусть каждый христианин, входя в храм, попирает мой прах за зло, которое было причинено грекам». Смирение турка тронуло греков до глубины души. Были святые - турки по национальности, например, св. Ахмед. Он уверовал, ощутив неземное благоухание, изошедшее от служанки-христианки после ее причащения.
Большую роль в освобождении Греции от турецкого владычества сыграла Православная Церковь. Архиепископ Патрский Герман 25 марта 1821 г. призвал греков к борьбе под лозунгом "Православие или смерть!" В этот день у них праздник. После литургии они поминают всех благоверных императоров и православных вождей и воинов, отдавших свою жизнь за свободу Греции. Вообще освобождение Греции шло поэтапно, начиная с 1830 года, когда появилось независимое греческое королевство. Богатые гречанки, жившие в рассеянии, давали деньги на приобретение оружия. Парадоксально, что в это время Россия помогала Оттоманской империи в ее борьбе с египетским пашой - посылала свой флот, обучала турецкие войска. Турки всячески издевались над восставшими греками: четвертовали их или, прокалывая шомполами, подвешивали на деревьях и поджаривали на медленном огне. Фессалоники (или кратко - Салоники) были освобождены в 1912 году - в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского. Св. Димитрий и другие греческие святые покровительствовали своему народу. Они неоднократно являлись туркам, устрашая их. В 1922 году произошла "малоазийская катастрофа" - полный разгром турками греческих войск на подступах к Константинополю. Туркам тогда очень помогла Советская Россия. Началась резня - погибло и пропало без вести около полутора миллиона греков. После окончания военных действий произошел обмен населением - многие греки выехали из Малой Азии в Грецию, а турки ¬в Турцию. Далеко не все турки выехали - в Греции имеется несколько анклавов их компактного проживания. Что интересно - в Греции нет ни одной мечети. При Османском владычестве они были, но это были православные храмы, обращенные в мечети. После ухода турок они вновь стали храмами.
В октябре 1940 года фашистская Италия потребовала от греческого правительства согласия на размещение своих военных баз на территории Греции (она имела важное стратегическое расположение). Премьер-министр Греции Иоа?ннис Метакса?с заявил о решительном отказе и народ его поддержал. Началась греко-итальянская война. Несмотря на превосходство противника в живой силе и технике, греки разгромили итальянскую армию. Неоднократно были явления Богородицы, Покровительствующей грекам.
Двенадцать островов в Ионическом море вообще были освобождены только после Второй мировой войны. В настоящее время ряд мест компактного проживания греков находится за ее пределами: большая часть Эпира в Албании, часть Македонии - в Болгарии, тот же Крым у Украины. Говорю экскурсоводу: "Когда восстановится Византийская империя, Украине придется вернуть Крым". Она: "Украина не отдаст". Я: «Получается, что легче получить Константинополь у турок, чем Крым у Украины». «Мы только теряли, а у других ничего не забирали» - ответ экскурсовода.
Сейчас в Константинополе отношение к грекам спокойное, как и к туркам в Салониках.
В Греции много живет армян. За одно столетие турки их трижды вырезали. В Салониках у армян своя церковь. Разговаривают они на греческом языке. Евреи в Греции живут еще с дохристианской эпохи. Здесь трудилась великая княгиня Ольга - русская княгиня, гречанка по происхождению. Много турок и цыган. Невооруженным взглядом видны в Греции толпы иммигрантов - выходцев из Албании, Пакистана, Китая и др. стран. Говорят, что это поощряется Западом. Многие из них переплывают пролив, отделяющий Грецию от Албании, с тростниковой трубкой во рту. "Отчего же их не возвращают обратно, ведь у них же нет документов и вообще нелегальный переход границы - это серьезное преступление?" - спросил я. " Нет закона о депортации нелегалов " - таков был ответ.
Хотел бы теперь немного сказать об обычаях и традициях Греции. Начну с того, как празднуется здесь Рождество Христово. На Рождество служба начинается в восемь вечера и продолжается значительную часть ночи. Вторая литургия начинается в пять утра. Совершается она не на приставном престоле, как у нас, а на другом антиминсе (такое, правда, мне приходилось наблюдать в кафедральном соборе Калининграда). Поздравляют греки с Рождеством на следующий день праздника. Пожелания: благословенного года, месяца, недели, дня. В некоторых регионах Греции в память о Вифлеемской пещере столы вместо скатертей устилаются соломой. До отдания праздника греки приветствуют друг друга словами: "Христос родился - воистину родился". Угощают друг друга сладостями. Главное праздничное блюдо - пирог свт. Василия Великого. Его разрезают на 4 части: Христу, Богородице, свт. Василию Великому и членам семьи. Последний кусок отдают бедному человеку. В пирог помещается монета – считается, что тому, в чьем куске она окажется, свт. Василий будет покровительствовать весь год. Есть также обычай в период святок, посещая друг друга бросать гранаты - не боевые, конечно, а плоды с зернами. При этом звучат такие пожелания, чтобы столько, сколько зерен при этом рассыплется, было бы в семьях детей и денег. Рождество в Греции это "тихий праздник" – без привычных нам фейерверков. Елки в Греции появились только в 70-е годы - этот обычай принесли греки диаспоры. Наряду с украшением елок сохраняется более старая традиция использовать кораблики. Они напоминают о том, что Греция морская держава. Главный же символический смысл: Церковь - корабль спасения.
Греки удивляли динамичностью и выносливостью. Невольно вспомнилось из Маяковского: "Гвозди бы делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей". Греки более темпераменты в жизни, но на церковных службах у них меньше истовости, чем у
русских. Они, наверное, думают, что служат безстрастно, а у нас впечатление, что недостаточно истово. Не мы усложнили, а греки упростили - служат иной раз без поручей, надевают орарь на подрясник и т.д. Перед литургией часы не читают. Это, наверное, можно объяснить тем, что, находясь под турецким игом, они не могли долго вычитывать молитвенные правила. Иногда приходилось с сожалением наблюдать, как неважнецки они крестились. Практически все женщины без платков. Кресты везде четырехконечные.
Очень краткий трезвон перед службой. Когда я его услышал, вспомнил, как основательно и неоднократно мы трезвонили во время недавнего Рождественского богослужения. Священники у них, как и везде на Востоке, не благословляют, а только дают руку для целования. Когда здороваешься с греческими священниками, они, как правило, отдергивают свою руку, не дают ее для взаимного лобызания. Понятно, что так они делают по смирению, но как-то это искусственно и нарочито получается. Похоже, что у нас подражание грекам в этом тоже распространяется. Служба в храмах озвучивается, везде установлены микрофоны. Однажды во время службы жена-гречанка объясняла мужу ход службы. Священник при всех сделал им замечание за разговоры во время молитвы, а когда узнал, в чем дело, когда ему объяснили, то он извинялся.
Благодаря монастырям, греки сохранили свой язык и веру. Греки любят свои монастыри. По окончании службы, паломниками устраиваются трапезы на природе, на которые обязательно приглашаются сестры или братия обители.
Вера - это повседневная жизнь греков. Главное их богатство - это люди и святыни.
Не раз греки страдали за свою доверчивость, когда приезжали какие-нибудь пираты, а они думали, что это их освободители. Греки выходили со святынями, и эти святыни у них отбирали.
Накануне престольных праздников храмы украшаются флажками, везде вывешиваются объявления, объявляют по телевидению, собираются пожертвования для бедных,
проводятся благотворительные обеды. Собирают пожертвования на Святогробское братство, на содержание паломников из Греции, на содержание Константинопольского Патриархата.
Накануне престольных праздников служится вечерня и совершается крестный ход.
У одного из храмов играет духовой оркестр полицейских, являющихся прихожанами храма. Утреня совершается с утра. Проводятся благотворительные базары, на которых продаются ручные изделия, а вырученные деньги поступают в казну прихода. Из этих денег могут быть оплачены операции больных онкологией. На больших приходах казной владеет не настоятель, а второй священник.
Множество храмов. Немало из них представляет собой маленькие копии Софии Константинопольской.
Домовые церкви в домах и садах - в них приглашают священников. Услышал такое сравнение: мы через святых обращаемся ко Господу, как добиваемся приема у мэра через его окружение. Святых воспринимают как своих близких, нередки случаи реальной помощи после обращения к ним.
Семьи имеют своих духовников. Первого числа каждого месяца в храмах совершаются водосвятные молебны.
Все греки крестят своих детей во младенческом возрасте, даже коммунисты, поэтому необходимости в устройстве взрослого баптистерия в каждом храме нет. Баптистерии имеются только в некоторых храмах. В них крестят взрослых, переходящих в Православие из других конфессий.
Вдоль дорог много маленьких (около метра в высоту) часовен, таких же миниатюрных храмов. Они устанавливаются греками в знак благодарности Богу за какое-либо благодеяние или на месте происшедшего чудесного случая. Ночью видно, как в них теплятся огоньки лампадок.
В каждом придорожном кафе - иконы. Много сладостей, звучит национальная музыка.
Греки открылись для меня по-новому - более смиренными, чем я думал.
Греческий остров Эвбея - второй по величине после Крита. С сушей его соединяет большой 14-метровый мост. Каждые 8 часов здесь происходят приливы и отливы. Много святынь: Эвбейская икона Богородицы, монастырь прп. Давыда Эвбейского (здесь почивают его мощи), много частиц мощей святых.
В городе Новые Прокопи мы увидели множество указателей «Святой Иоаннис Россос», направляющих к храму, где покоятся нетленные мощи русского солдата. Святой Иоанн Русский родился в 17-м веке в Малороссии, откуда был призван рекрутом в армию Петра Первого. Попал в плен к татарам и был продан в рабство начальнику турецкой конницы, который перевез пленника к себе на родину, в селение Прокопион. В те времена в турецком рабстве находилось немало русских, которых турки силой старались обратить в ислам. Кто отказывался - подвергался унижениям и побоям. Турки избивали Иоанна, жгли волосы и кожу, топили в навозе, соблазняли богатством, но никакие мучения не могли сломить волю Иоанна. Он стойко исповедовал свою православную веру, говоря: «Я родился христианином, христианином и умру». Он был кроток и трудолюбив; любовь сильнее злобы, и он это доказывал своим примером. Спал он мало, предпочитая молиться. Питался часто только хлебом и водой, постился большую часть времени. Ночами Иоанн часто тайно ходил в церковь св. Георгия. После нескольких лет, проведенных в рабстве, посте и молитве, Иоанн заболел. Он попросил прийти православного священника, чтобы причаститься. Но священник побоялся принести Святые Дары в турецкий дом и послал их, спрятав в яблоке.
Причастившись, Иоанн в тот же час почил в Боге. Тело святого погребли по христианскому обычаю, его провожали с почестями все жители города. Иоанна Русского похоронили при церкви св. Георгия, а на месте захоронения его стали происходить чудеса исцелений: парализованные вставали, слепые прозревали, больные выздоравливали. Скоро настоятелю храма было видение, что мощи праведника нетленны. Когда могилу вскрыли, то они действительно оказались нетленными, как погребли его три года назад. Мощи перенесли в храм. Иоанн Русский был канонизирован как исповедник. В часовне при храме г. Неопрокопион находится его ремень и тапочки. Прикладываясь к этим святыням, врачуются боли в позвоночнике и ногах, люди исцеляются от наркомании. По молитвам св. Иоанна многие семейные пары избавляются от безплодия, а при крещении нарекают своих младенцев Иоаннами. Интересна история исцеления женщины, в течение восемнадцати лет ходившей скрюченной. После слезной молитвы о помощи у раки святого случилось чудо: когда ее поставили на ноги, она распрямилась. В благодарность старая и бедная женщина не смогла более ничего предложить Иоанну, кроме своей потертой палки, на которую она опиралась все эти годы. Это простое подношение и ныне прикреплено цепочкой к раке святого. В день его памяти (27 мая/9 июня), у мощей бывает, как свидетельствуют сами греки, до половины населения Греции. Такова сила его почитания здесь.
Русских в Греции всегда любили. Русские святые, которых особенно почитают в Греции: святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Из современных церковных писателей особой популярностью пользуются книги архимандрита Рафаила (Карелина).
В храме св. Иоанна Русского запомнилось несколько моментов: необычные газовые обогреватели в храме, напоминающие по форме торшеры; двуглавые орлы повсюду - даже на креслах и стасидиях. Иконы Спаса с двуперстием.
Эгина. Остров был заселен одним из первых среди всех греческих островов. В 16-м веке на остров напал турецкий адмирал Барбаросса. Было убито много местных жителей. В 19-м веке (1826 г.), после освобождения от турецкого ига, на Эгине временно разместилось новое греческое правительство, и остров отчасти вновь обрел свою былую значимость. На этот каменистый остров при "черных полковниках" ссылали коммунистов. Одно время здесь была столица Греции. Палеохора - возвышенность в Эгине, где в уединении подвизались подвижники. Посетили женский монастырь святой Екатерины. При входе в обитель справа находится колодец, вода в котором появилась после опущения в него иконы святой. Это было большим событием, т.к. долго не было дождя. В нижнем храме обители нам показали икону Спасителя, глаза с которой где бы вы не находились, смотрят прямо на вас. В монастыре приложились к частицам мощей святых Иоанна Крестителя, мучениц Агафьи, Макрины, Параскевы, великомученицы Екатерины, фрагментам облачения святого Афанасия Великого. Особая святыня монастыря - священническая поручь, вышитая, по преданию, Самой Богородицей. Этот поручь Пресвятая Дева везла святому праведному Лазарю Четверодневному. Именно тогда из-за бури корабль приплыл к берегам Афона. У особо чтимых икон множество металлических фигурок с изображением ног, рук, сердец и т.п. в память об исцелении соответствующих частей тела. На подсвечниках, куда ставят свечи, насыпано зерно (или песок). Везде чистота, со вкусом отделана каждая деталь и внутри и вне храмов. У монахинь нет клобуков, как в наших монастырях. На платках у них вышиты красными нитками небольшие четырехконечные кресты. Сегодня остров Эгина особенно знаменит тем, что с ним связано имя наиболее почитаемого из современных греческих святых – святителя Нектария. В детстве он наизусть знал многие тропари святым. Читая наизусть псалом 50-й, он неизменно трижды повторял следующие слова: "Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся". Окружающие в этом усматривали знак, свидетельствующий о мальчике, как будущем великом просветителе и миссионере. Семья жила в крайней нищете, а мальчик хотел учиться. Поэтому в возрасте 13 лет он решил отправиться в Константинополь. Не имея денег на дорогу, он умолял капитана корабля взять его на борт. Ему было отказано, но корабль не мог сдвинуться с места до тех пор, пока капитан не понял, что причина тому мальчик, одиноко стоявший на пирсе в рыданиях. Как только мальчика взяли на борт корабля, судно отчалило от берега и бодро поплыло в открытое море. Будучи в Константинополе работником в табачной лавке, на скромное жалование, которое он получал, покупал книги и сальные свечи, чтобы читать. Восемнадцать часов он работал, а по ночам переписывал на оберточную бумагу отрывки из Писания, афоризмы греческих философов и цитаты из творений святых отцов. Упаковывая товар, заворачивал его в эту бумагу с выписками. Было замечено, что покупатели, разворачивая товар, получали именно те святоотеческие высказывания, которые были важны именно для этих людей. Трогательным было содержание письма, которое будущий святитель написал Самому Христу: «Мой дорогой маленький Христос, у меня нет фартука и туфель. Пошли их мне. Ты знаешь, как я Тебя люблю. Анастасий». И подписал конверт: «Господу Иисусу Христу на небо». Сосед-торговец, взявшийся отправить письмо, прочитал его, увидев необычный адрес. Он был очень растроган и тайно послал мальчику денег. Хозяин, увидев Анастасия в обновке, избил его, думая, что он купил это на украденные деньги.
В 22 года молодой подвижник стал школьным учителем на острове Хиос и проработал там семь лет. Посещает монастырь Неа Мони, где вскоре принимает постриг. Однажды учители в основанной им школе, пожаловались на хулиганивших детей. Святой наказал не их, а себя – голодал в течение трех дней. Видя это, мальчики раскаялись.
Богословское образование он получил в Афинах. Александрийский Патриарх рукоположил его в епископы. Завистники оклеветали молодого епископа, обвинив его в безнравственности и стремлении занять место Патриарха. Патриарх велел ему уехать. Монастырь, который основал свт. Нектарий, в начале своего бытия имел всего лишь три кельи. Постепенно территория монастыря расширялась, т.к. многие земли ему были подарены. Впечатляет фотография, на которой изображен святитель, совершающий последнюю литургию в своей земной жизни. Последние годы он тяжело болел. Рядом с его кроватью в стене было проделано оконце, через которое ему подавали пищу. Он никого не хотел утруждать, все делал своими руками, например, мебель из толстых веток. Вот столик, на котором он написал многие свои произведения. На столе большая икона Богородицы, перед которой он написал свое знаменитое песнопение "Радуйся Невесто Неневестная". Скончался он в 1922-м году, в больнице для городских бедняков, практически без присмотра. Когда с усопшего сняли свитер, и небрежно бросили на лежавшего рядом парализованного, тот исцелился. Похоронили святого под сосной, возле которой при жизни он любил отдыхать. Некоторое время назад обитель посетил Александрийский Патриарх, который сказал: "Святой Нектарий стал святым у нас, когда молился со слезами всю ночь в комнате, после того, как его оклеветали". Патриарх передал обители грамоту, в которой от лица Александрийской Церкви у святого Нектария испрашивалось прощение. В монастыре живет старая монахиня, которая, еще будучи девочкой, при жизни свт. Нектария сбежала в монастырь. Но Святителя оклеветали, что он, якобы, сожительствует с молодыми послушницами и детей от этого сожительства, якобы, закапывают в окрестностях. Чиновники перерыли все колодцы в поисках умерщвленных детей. Эту девочку несколько раз водили на мед. экспертизу, которая неизменно подтверждала ее девство. В обители слышат постукивание посоха и позванивание кадила - это святой Нектарий обходит обитель с молитвой.
Архиепископ Титос Матфиакис в своей книге о Святителе отмечает: «Его простое, безхитростное поведение, доброта сердца, крайнее смирение в сочетании с необыкновенной образованностью производили глубокое впечатление.… Не будет преувеличением сказать, что усиление религиозного чувства у греческого народа в конце прошлого – начале нынешнего века произошло во многом благодаря вдохновенным, исполненным веры проповедям свт. Нектария».
Кризис, поразивший Грецию, имеет духовную природу. От хорошей жизни греки стали менее ревностными христианами, чем были. Вот Господь и посылает скорби для встряски, чтобы вспомнили о Боге.
Греческие восстания постоянно подавлялись турками, что приводило греков к отчаянию. Вера у греков, находящихся под турецким игом, ослабевала. Тогда Господь, в подкрепление, явил в городе Мегара мощи десятерых древнехристианских мучеников. Жители города убеждены, что благодаря молитвенному предстательству этих мучеников в годы немецкой оккупации город не был разрушен. Немцы хотели разбомбить город. Трижды они это пытались сделать, но мешало появлявшееся облако. Город обороняло всего 20 человек, а немцы видели гораздо больше. На месте обретения шестерых мучеников перед входом в храм можно видеть шесть клейм с первыми буквами имен каждого мученика на мозаичной площадке.
За 800 лет до Рождества Христова в Мегарах родился Визант - основатель Константинополя. В Мегарах я общался с двумя греческими священниками, о. Георгием и о. Александром. Они говорили, что у нас, в России, службы более аскетические, а я им в ответ, показывая на свой живот: "Несмотря на это у меня, в отличие от вас, - трудовой мозоль". О. Георгий настоятель кафедрального собора города. Перед входом в собор по-гречески надпись: "В церквах благословите Бога Господа". Этот собор расписывал самый известный иконописец Греции в стиле македонской школы. Внутри храма у о. Александра можно видеть остатки храма 4-го века (в нем имеется престол для ежедневного совершения литургии). Из беседы с о. Александром узнаю следующее: греки крестят только через полное погружение. О Русской Церкви знают немного, в духовных школах ее история изучается кратко. Во многих храмах служат по полному чину. В городе имеется монастырь старостильников, подчиняющихся Синоду Хризостома.
В греческих храмах чистота и благолепие, тонкое благоухание. Царские врата очень низкие. Солея практически отсутствует.
Лутраки. В этом городе посетили церковь в честь иконы Богородицы Панагия Ятрисса (Целительница Великомилостивая). Ее чествуют в праздник Рождества Богородицы. Икона была явлена в 1924 году. Быстро распространилась добрая весть о том, что в Лутраки появилась исцеляющая многие болезни чудотворная икона Божией Матери. Паломники из многих стран мира приезжают, чтобы приложиться к «Целительнице» и излечиться от своих болезней. О том, что подобных исцелений происходит множество, говорит тот факт, что вся икона и близстоящие колонны храма увешаны ювелирными украшениями и множеством изделий, изображающих ту часть тела (рука, нога, сердце, голова и т.д.), которая была исцелена после молитвы у чудотворной иконы и заступничества Богородицы.
Потрясающее зрелище наблюдали поздно вечером: возвышающийся над ночным городом горный монастырь прп. Патапия, подобно жемчужине в оправе из скал. Здесь покоятся чудотворные мощи преподобного Патапия, святого, жившего в IV веке. Преподобный Патапий родился в египетском городе Фивы. Его отец был правителем области, врачом и философом по образованию. Он и его жена отличались истинным благочестием. Когда сын подрос, родители пригласили из Александрии знаменитых наставников для обучения мальчика естественным наукам, математике, философии и риторике. Учась, Патапий пришел к осознанию того, насколько все в мире непрочно и преходяще, и поэтому его все больше влекло к подвижнической жизни, он часто уходил из города в пустыню, где жило множество подвижников. У них он научился вникать во внутреннюю жизнь и постигать движения души. Когда Патапий закончил учебу, его отец уже скончался. Когда он узнал, что теперь ему предстоит занять должность управляющего финансами своей провинции, то не хотел принимать это назначение и стал умолять мать отпустить его в пустыню, где он мог бы вести жизнь подвижника. Патапий отправился прямо в монастырь, и там посвятил себя молитве, посту и бдениям. Десять лет он провел там, изучая Священное Писание и жития святых, и скоро стал известен всему Египту как ученый муж и чудотворец. Когда слух о его учености и добродетели достиг других стран, из Фив к нему прислали делегацию с просьбой дать согласие на посвящение в сан епископа, но Патапий, по смирению, отказался. Боясь впасть в гордость, он тайно ушел из монастыря в далекую пустыню. Множество чудес связанно с прп. Патапием еще при его жизни: исцеления больных во время эпидемии чумы, исцеление игумена, парализованного ребенка, разрушение идолов, исцеление слепого, больного водянкой, одержимого нечистым духом. Преподобный Патапий стремился найти уединенное место, где можно было бы в молчании сердца предаваться умной молитве, и ушел жить в пещеру. Житие Преподобного и местонахождение пещерной часовни люди помнили и во времена турецкого ига. Местные христиане называли ее «пещерой святого Патапия». Никто не знал о том, что здесь покоятся его мощи: вероятно, христиане, перенесшие их сюда, намеренно сохранили это в тайне, чтобы уберечь святыню от осквернения. С тех пор, как были обретены мощи преподобного Патапия, многим он являлся во сне и в видениях. Преподобный говорил им: «Идите в мой дом в Лутракионе». По его предстательству сегодня происходит особенно много чудес исцеления от рака. Существует обычай на мощах Преподобного освящать пояски, которые носят бездетные родители. Преподобный неоднократно спасал сестер обители от голода и пожаров. Сначала сестры обители забирались в гору на мулах и месяцами не покидали пещеры, питаясь теми продуктами, что привезли с собой. По молитвам преподобного Патапия теперь здесь стоит новый красивый монастырь, врезанный в крутой горный склон. Мощи покоятся в красивой раке, освещенной десятками висячих золотых лампад, которые христиане жертвуют в благодарность за исцеления. Церковь празднует день памяти преподобного Патапия 8 декабря.
Патры - город на побережье Коринфского залива, третий по величине город в Греции. Это место мученичества св. Андрея Первозванного. Здесь он провел последние годы своей жизни, проповедовал, создал большую православную общину. По приказу римского проконсула был распят на скошенном кресте, который с тех пор именуется «Андреевским крестом». Старый храм во имя апостола Андрея был построен на месте его распятия и погребения. В новом храме, построенном немецким архитектором в конце 19-го – начале 20-го века, находятся фрагменты Андреевского креста. На престоле в серебряном ковчеге хранится честная глава Андрея Первозванного. Купол на соборе напоминает купол собора св. Петра в Риме. Не удивительно, так как строил католик. Собор необыкновенно наполнен светом, свет как будто льется внутрь храма со всех сторон. Неподалеку от собора находится пещерка с источником, который, по преданию, забил в момент смерти апостола. Апостол Андрей Первозванный считается покровителем Патр, в день памяти святого поэтому отмечается и день города. В этот день из храма выходит крестный ход к центру города. В таких крестных ходах зачастую участвует и президент Греции.
Великопещерный монастырь. Мега-Спилеон (Большая пещера) - это самый старый монастырь Греции, укрывшийся высоко в горах. Хотя в настоящее время здесь проживает только три насельника - это один из самых значительных монастырей. Дважды монастырь разрушали турки. Почти все храмы во время турецкого ига стали мечетями. Одним из первых в мечеть был обращен Великопещерный монастырь. Но именно здесь, с помощью России в 1821 году были собраны греческие войска, принимавшие участие в освободительном движении против турецкого владычества. Чтобы поддержать армию, с Афона тогда было привезено множество мощей святых.
В декабре 1943 года монастырю причинили серьезные разрушения немцы, расстреляв при этом всех монахов. Это была месть за убийство партизанами двух немецких солдат. Всего тогда в отместку немцы расстреляли около 1400 человек.
По преданию, здесь ап. Лука писал свое Евангелие и сделал из воска икону Божией Матери, названную "Великопещерная". Сюда стекается множество паломников, получая исцеление и помощь. В обители много мощей: мученицы Марины, великомученика Феодора Тирона и великомученицы Параскевы, мучеников Меркурия и Трифона (часть его главы). Десница святого Харлампия (принял мученическую кончину в 103-м году; персты десницы сложены двуперстно), часть главы первомученика Стефана, часть руки вмч. Феодора Стратилата, часть главы св.вмч. Варвары. Частица мощей свщмч. Игнатия Богоносца, св. Григория Нисского, мучеников Кира и Иоанна. Обратили внимание на изображение ноги из золота - это дар пастуха, получившего исцеление от гангрены.
В пещере, на месте обретения чудотворной иконы «Великопещерная», где произошло первое чудо от нее (лучом света, изошедшим от иконы, была умерщвлена огромная змея, готовая наброситься на людей, пришедших обрести икону по повелению Самой Богородицы), продолжает и поныне бить святой источник.
Монастыри в горах образно называют "иероглифами вечности". В го