Поездки
Игумен Кирилл (Сахаров). На Американском континенте.
Часть 2
Платина. Длинный серпантин сквозь живописные горы (они напоминают Карпаты). Всё огорожено, невозможно выйти. Кругом видны последствия сильных пожаров. Оказывается, что США – это не сплошная урбанизация, здесь много пустынных мест. На воротах скита надпись: «Благословен Грядый во Имя Господне». Нас встречает монах Никола. В обители он уже 25 лет. Никола довольно неплохо говорит по-русски, так как полтора года жил в Москве. Обитель была основана Евгением Роузом и Глебом Подмошенским (в монашеском постриге соответственно Серафим и Герман). В Сан-Франциско в соборе раз в месяц они пели литургию на английском языке. Открыли здесь книжную лавку и начали издавать журнал “Православное слово” на английском языке. После смерти владыки Иоанна Евгений и Глеб мечтали поселиться в пустыне. Евгений читал на клиросе, на полученные за это деньги была куплена земля. В 1970 году был прославлен Герман Аляскинский. Вместе с епископом Алипием Евгений и Глеб написали ему службу на двух языках (день его прославления 9 августа). В октябре этого же года архиепископ Антоний (Медведев) постриг Евгения и Глеба. Вначале они отказывались рукополагаться, а через несколько лет согласились. Главный храм обители как будто слеплен из пластилина. Он построен на месте деревянного храма, который сгорел через четыре месяца после смерти о. Серафима (накануне Рождества Христова). В храме мощевик с частицей мощей Оптинских старцев. В трапезной обратили на себя внимание высокая под потолок кафедра чтеца; фотографии двух десятков старцев – греческих, сербских, румынских. Из наших только о. Иоанн Крестьянкин. Большое изображение иеромонаха Серафима Роуза с нимбом вокруг головы и самым известным его текстом на тему приближения апокалипсиса: «Уже позже, чем вы думаете». Раньше монастырь был в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, а теперь - Сербской. Правящий архиерей – епископ Максим (“либеральный в богословии, но хороший пастырь” – так его охарактеризовали). В день смерти о. Серафима и в некоторые другие дни на деревянном надгробии над его могилой служат литургию. Я прочитал старопечатный текст канона о единоумершем. Помазал себя и присутствующих елеем от лампады, висящей у креста. Пять минут каждый в тишине молился про себя еще не прославленному подвижнику, начиная молитву со слов: “аще имаши дерзновение у Господа, помолись…” (то же самое было и в келье о. Серафима). Услышал о двух чудесных случаях по молитвам о. Серафима: одна женщина после обращения к нему с просьбой о помощи получила исцеление и другой случай - после явления на Аляске одному не православному американцу, тот стал православным священником. Богослужение в обители начинается в 5.30 утра. Все читается и поется по-английски. Литургию служат только в воскресные и праздничные дни. В будние дни - после полунощницы (по ее окончании как-то невнятно прозвучал чин прощения и затем ектенья о здравии с перечислением имен). Затем все с пением тропаря прп. Герману спускались в нижний храм, где читалась молитва Преподобному и все прикладывались к частице его мощей. Здесь так же частицы мощей апостолов Петра, Андрея, Иакова, трех святителей, прп. Саввы Освященного и прп. Иоанна Дамаскина, св.вмч. Пантелеимона. Расписывал храм один валаамский монах. На утрени я читал шестопсалмие, Великое славословие и 1-й час. На кафизмах на каждой славе читалось по одному псалму. После шестого часа читают еще Апостол и Евангелие. По окончании службы все прикладывались к кресту и получали антидор. На трапезе была яичница с грибами, салат, чай. В конце трапезы игумен Дамаскин, автор книги “ Жизнь и труды о. Серафима Роуза' представил меня братии. Я рассказал о себе и привел высказывание о. Александра Меня об о. Серафиме Роузе: “Лучше быть кришнаитом, чем таким изувером, каким был Серафим Роуз”. Рассказал еще, что много об о. Серафиме слышал от о. Германа (Подмошенского), сподвижника о. Серафима. Будучи в Москве о. Герман, находясь под прещением Зарубежного Синода, на вопрос к какой юрисдикции он принадлежит, уклончиво отвечал: “К Христовой”. Рассказ об этих двух моментах вызвал живую реакцию у братии. Мне показывали фотографии икон … президента США Линкольна и о. Павла Флоренского, принадлежавших о. Герману. К сожалению, со стороны о. Германа было проявлено неподчинение правящему архиерею (о. Герман утверждал, что якобы епископ его преследовал). Владыка дважды приезжал в обитель, желая на месте урегулировать возникший конфликт. Договорившись с о. Германом о встрече, он, приехав в скит, не обнаружил его на месте. Во второй раз владыка приехал без предупреждения. Этот его приезд ничего не решил из-за уклончивой позиции о. Германа. Следствием такого разлада стал неопределенный статус обители, затянувшийся на десять лет. Местность, в которой расположен скит, очень живописна. Незабываемая ночь. Справа от архиерейского домика, где меня поселили, кладбище. На могиле о. Серафима полыхает пламя лампады. Таинственные звуки сверчков. Поднимаю голову и ахаю: над головой россыпь звездного серебра. Острое ощущение свободы от телесного бремени, раскрепощения духа от связующих его материальных условий бытия. Посетил в лесу келью о. Серафима. После его смерти в ней 10 лет жил о. Дамаскин. В келье большой образ прп. Серафима Саровского, Оптинских старцев, лежанка, две полки с книгами (они в основном на английском языке). Удивительная простота. Чувство умиротворения. Здесь нет т.н. благ цивилизации; уединение, тишина - все наносное, искусственное спадает, как шелуха. В монахах есть что-то детское. Обратил внимание на то, что в храме находилось несколько икон грузинского письма. Однажды в обители служили три грузинских архиерея. Олесь рассказывал, как он пригласил в гости приехавшего в монастырь прп. Антония Великого грузинского митрополита. Во время трапезы Олесь стал подчеркивать то положительное и общее, что есть у наших народов, которых внешние недруги пытаются посорить и разделить, и вдруг митрополит «взорвался», стал обвинять Россию в оккупации Грузии и т.п. Случился казус. Игумен Дамаскин, настоятель скита, ходит в рваном, грязноватом подряснике (всё по святым отцам: если таковую одежду выбросить, никто её такую не возьмет). Он весел и непосредственен, ничто материальное над ним не довлеет. Но всё-таки, на мой взгляд, лучше приходить в храм и на трапезу, одетым с иголочки.
Нашим проводником в обители был послушник Дональд. Русский язык он изучал два года в университете. Услышал о таком необычном, прямо-таки странном обычае здесь на Пасху: во время пения пасхального тропаря на словах: «смертию смерть поправ» братия, а вслед за ней и часть паломников, быстро перебирая ногами, символически изображают это попрание смерти.
Спрашиваю на трапезе у о. Дамаскина: «Почему монастырь в юрисдикции Сербской Церкви?» (с 2000 года). Его ответ: “ В Зарубежной Церкви была смута. После прещений в отношении о. Германа мы не имели общения ни с одним каноничным епископом. В этой ситуации мы обратились к Сербской Патриархии, и та приняла нас'. Сербские традиции, однако, здесь не прижились. “А если бы о. Серафим дожил бы до нашего времени, как бы он отнесся к объединению?” – снова спрашиваю я. Этот вопрос вызвал взрыв со стороны моего спутника, который стал обвинять меня в том, что я якобы против объединения. Я сказал, что хочу понять мотивы тех, кто был против. На это Олесь эмоционально восклицал: “ Это фанатики! Их ничем не переубедишь! Что, по-вашему, архиереи из Московской Патриархии должны были кланяться, просить прощения у зарубежных архиереев-политиканов?! Патриарха Алексия не пустили в Елеонский монастырь!” и т.д. и т.п. О. Дамаскин кратко ответил, что о. Серафим очень уважал владыку Лавра и доверял ему и поэтому поддержал бы его. Во дворе продолжаю беседу на эти темы с братом Евгением. Ему уже за 80. В обители он несет послушание дворника. Он выражает несогласие с мнением о. Дамаскина. Кстати, брат Евгений присутствовал при совершении чина присоединения Евгения Роуза к Православию (через миропомазание). Заканчивал он семинарию в Джорданвилле и был келейником у двух зарубежных архиереев. Запомнилась его просьба привести русского ржаного хлеба. Второй священник скита иеромонах Паисий - улыбчивый, доброжелательный американец. Мне он подарил чин литургии, изданный Зарубежной Церковью на русском языке, с параллельным переводом на английский. Издательство обители работало с 1968 г. по 1984 г. Здесь издавался журнал “Русский Паломник”, “Церковные календари”, книги о прп. Паисии Величковском, “Православие и религия будущего” Серафима Роуза и др. В настоящее время типография не функционирует. Внутри ее много пыли.… После малого повечерия с каноном Богородице стали читать акафист Исусу Сладчайшему. Сижу в своем домике в тишине и полном уединении. Вдруг слышу тяжелые шаги и прерывистое дыхание. Готовлюсь встретить врага рода человеческого крестом и молитвой. Дверь со скрипом открывается и в келью вваливается потный и взъерошенный Олесь. “Отче, прости Христа ради, погорячился я”. Я его успокаиваю: ничего, мол, такие уж болезненные темы мы подняли. После утренней службы в нижнем храме совершил канон прп. Герману Аляскинскому по старому обряду. В конце утрени пели Великое славословие. Свечи на паникадиле во время его пения стали зажигать почему-то в последний момент. На каноне много фотографий ранее отпетых людей. Находясь в ином мире, они улыбались нам - временным гостям на этой земле. В обители на сегодняшний день 16 послушников. Прощаясь, я поблагодарил за радушие и призвал хранить русские благочестивые традиции и чистоту Святого Православия, как заповедовал о. Серафим (2 сентября будет очередная годовщина его смерти).
Еще выше в горах находится женская обитель во имя блаженной Ксении Петербургской. Преодолевая усталость, едем туда. В монастырском храме поклоняемся древнему Казанскому образу Богородицы. Трезвонил в колокола. Рядом с храмом большой образ прп. Серафима. Около него летняя трапезная и место для бесед. Монахиня Феофания любезно рассказывает нам о монастыре. Более 20 лет назад ее, итальянку-католичку, крестили в реке. После каши из кукурузных отрубей с маслом и чесноком в мужском монастыре - вареники со сметаной и прочие угощения в женской обители явились для нас настоящим утешением.
Монастырь Святителя Иоанна Шанхайского.
Раньше он находился под Сан-Франциско, а в нынешнем месте – с 2000 года (на первом месте была дорогая земля; первоначально он был посвящен св. мученику Евгению). Основателем монастыря был бывший Предстоятель Американской Автокефальной Церкви митрополит Иона. В обители служат два стареньких священника – Фотий и Алексий (последний родом с Черниговщины, сын белого офицера). Настоятелем монастыря назначен монах Иннокентий. До конца года предполагается его рукоположение в сан иеродиакона. Отец Иннокентий - бывший протестант. В начале 90-х он приезжал в качестве протестантского миссионера в Сибирь. Здесь он познакомился с Православием, после чего решил стать православным. Служба начинается с чтения про себя в течение 20 минут молитвы Исусовой. «Свете Тихий» пели по-английски знаменным распевом (как и всю службу на английском языке). Перед всеми службами раздавался трезвон. Трапеза после вечерни состояла из овощного салата, каши, сока. Большое оживление среди насельников монастыря вызвали мои слова, что монахам из некоторых монастырей России нужно приезжать в американские монастыри для приучения аскезе. На малом повечерии я хотел прочитать по церковнославянски Великое славословие, но о. Иннокентий не пошел навстречу (может быть, он подумал, что я хочу все прочитать по-церковнославянски, а практически все молящиеся были англоязычными). После чина прощения пропели «Царица моя Преблагая». Было необычно слышать это песнопение по-английски. Утренние молитвы и Исусова молитва читались келейно с пяти часов утра. Снова в храме в течение 20 минут каждый про себя читал Исусову молитву, а затем совершалась Утреня. Литургию предложили возглавить мне. Половину возгласов я делал по-английски. Надо сказать, что службы в монастыре совершаются по старому календарю. В начале 70-х годов, когда решался вопрос о том, по какому календарю служить, епископ Сан-Францисский Василий (Родзянко) в своей епархии предоставил всем приходам право самим определиться в этом вопросе. На мой вопрос как бы отнесся святитель Иоанн к объединению Русской Церкви, отец Алексий ответил: «Я думаю, что он не был бы против». Признаться, когда мы ехали в обитель, я думал, что если в этом монастыре Американской Автокефальной Церкви и не ходят в джинсах и ковбойских шляпах, то уж точно у них там стулья, завеса и Царские врата открываются нажатием кнопки, колокольный звон в записи и т.п. Ничего, однако, этого не было, кроме нескольких стульев и послушника, который, ударяя в деревянное било, был в наушниках. Еще рассказывали, что в некоторых храмах Автокефальной Церкви священники на Великом входе поминают также Сенат и Конгресс и еще «наше воинство повсюду и особенно в Афганистане». Только в этом монастыре делали земной поклон после «Достойно есть».
В Орегоне у старообрядцев. Здесь, в городке Вудборн и в прилегающих к нему селениях, до десятка старообрядческих храмов. Все они, кроме Вознесенского храма в селе Вифлеем, принадлежат безпоповцам. Всего здесь 25 тысяч населения. Первая встреча здесь была неожиданной. Разговорились мы с рабой Божией Анастасией, местным врачом. Отец ее приехал из Китая, а мать из Румынии. 18 лет после развода с мужем она живет одна. Вместе с родителями стала ездить в протестантские молитвенные дома и, в конце концов, перешла к протестантам. Все свои иконы, кроме икон Спаса и Богородицы, а также Креста, она либо отдала Церкви, либо продала. Перед оставшимися иконами она не молится («Надо Живому Богу молиться и вообще Бог один», - говорила она). Ее брат был женат на мексиканке, ее крестили и венчали в старообрядческом храме, однако, не понимая языка богослужения, она ушла к лютеранам, уведя к ним и мужа. Когда Анастасия пришла как-то к матушке старообрядческого священника о. Порфирия, то из-за того, что она, войдя в дом, не крестилась на иконы, о. Порфирий выставил ее за дверь.
Вознесенский храм, настоятелем которого является о. Порфирий, был построен в 1985 году. Второй престол храма был посвящен Покрову. Иконы для храма писал старообрядческий архиепископ Софроний, будучи еще мирянином. В епархии владыки всего лишь 6 храмов: по два в США и Австралии, и по одному в Канаде и Латвии. В Латвии, в городе Екабпилсе, приход образовался из числа безпоповцев. Настоятелем является о. Василий. Руководство местной православной епархии очень хотело, чтобы этот приход был единоверческим, обещая при этом всякие льготы. Безпоповцы, однако, запросили священство у старообрядцев в Румынии. В Америке есть еще один маленький скит, где всего один монах и два послушника. По нескольку месяцев в году владыка проводит на Аляске и в Австралии. Приход Вознесенского храма образовался за счет части безпоповцев, обратившихся в старообрядческую митрополию в Румынии, с просьбой принять в общение и рукоположить им священника. В священники был рукоположен помощник безпоповского наставника Порфирий. Первым в 80-е годы в Румынии побывал Кондратий Фефелов. В г. Эри безпоповская община перешла в Русскую Зарубежную Церковь (четверть прихожан не перешла). Перед рукоположением Порфирия крестили. Крестит и он желающих присоединиться к Старообрядческой Церкви безпоповцев, впрочем, может принять и через миропомазание, если у желающих перейти сильные колебания. После присоединения к Старообрядческой Церкви он больше ни разу не заходил в безпоповские часовни. Разговорились с супружеской четой, его зовут Памфил, ее – Хиония. Они приехали из Турции. Турки, по их словам, их не обижали и даже не отпускали, когда они собрались уезжать. Уехали, однако, все. Впоследствии, когда они приезжали в Турцию и посещали свои дома, то турки их хорошо принимали. Живя в Турции, они служили в турецкой армии и даже неоднократно принимали участие в войнах с Россией. «Своих девок замуж за наших ребят турки не отдавали, а наших брали». Никто из турок не крестился. «У каждого своя религия» - говорили они. После их отъезда из Турции в одной старообрядческой церкви турки устроили школу, а в другой мечеть. 999 (тысячный родился по дороге) старообрядцев из Турции приехали в Россию. Здесь в Левокумском районе Ставропольского края им обещали дать землю, а послали работать на виноградники. Пытались срывать кресты. В их языке много архаизмов: «перебрякнуться» (т.е. переброситься словами), «маленько», «добренько», «тольки» (т.е. только), «бабенка» и т.д. Прослушал запись литургии, совершаемой о. Порфирием (потом оказалось, что это была не запись реальной литургии, а ее воспроизведение). Все возгласы о. Порфирий делал своеобразной «румынской» погласицей – она более древняя, чем та, что у старообрядцев в России. Отметил для себя, что молитву перед причащением «Верую, Господи, и исповедую» читал диакон (о. Порфирий сказал, что ее может читать даже мирянин). Пели пять певцов - трое из Нижегородского края и двое местных. Интересно, что тех, кто недавно приехал из России, можно сразу определить по походке и по манерам. Когда строили храм в Вифлееме, то безпоповцы, по словам о. Порфирия, лютовали: угрожали поджечь, ходили с ружьями и т.п. Была напряженность с родственниками. Так, однажды, о. Порфирий тепло поприветствовал своего дядю, а тот в ответ «послал его». Через некоторое время он заболел тем самым местом, которое упомянул в своей грубой брани, после чего просил прощения у своего племянника. Отец о. Порфирия тоже священник. Он уже не служит, но приходит на все службы на клирос. Есть два диакона, один старый, а другой молодой – 6 лет как перешел от безпоповцев. Кстати, у них я побывал на службе в Покровской часовне недалеко от Вознесенского храма накануне праздника Смоленской иконы Богородицы. Днем я уже побывал там и был в курсе того раздрая, который произошел у них более двух лет назад. Началось все с того, что приехавший из России человек обратил внимание на то, что перстосложение на ряде икон не строго двуперстной формы. Возникло брожение, начались споры. Запомнилось, что отстаивавшие сохранение статус-кво, говорили, что нечеткое изображение двуперстия у Христа объясняется тем, что Он еще был Младенцем. На это их оппоненты возражали: «Он совершенный Человек, начиная с младенчества». Закончилось все тем, что на своем Соборе содержащие такие иконы были объявлены приверженцами «двукрестной ереси» и постановили с таковыми не сообщаться ни в совместном молении, ни в пище и питии. Вообще безпоповцы здесь мне показались более строгими чем, скажем, в Прибалтике.
Разделились безпоповцы ровно пополам. В Покровской часовне принимают на общую молитву тех, кто осудил двукрестную ересь, а вот ее прихожан те не принимают. Не во всех часовнях есть колокола. В Покровской они имеются. Несколько лет назад к этой часовне с восточной стороны была пристроена большая подсобка. Грустно было ее видеть на том месте, где должно быть «Святая святых». Раньше в безпоповских часовнях утреню начинали в два часа ночи. Из-за того, что почти никто не стал приходить, стали служить с утра. Безпоповских наставников регулярно переизбирают – ежегодно, максимум через три года. Белокриницких безпоповцы называют никонианами, а священник для некоторых из них чуть – ли не антихрист. Безпоповцы активны в экономическом плане - в городе они держат 5 магазинов (в них преимущественно одежда и украшения). Ежегодно устраиваются аукционы, на которых местные жители, как говорится, стремятся и себя показать и людей посмотреть. Но когда безпоповцы на них встречаются с о. Порфирием, то многие из них не смотрят и не здороваются. О. Порфирий очень живой, динамичный человек, хороший рассказчик. Церковную благодать он ощутил еще до воссоединения со Старообрядческой Церковью, когда в одном храме в Румынии вкусил частицу доры. Побывал он в разных местах, даже на Афоне был три дня. За трапезой было много разговоров, рассказов о всяких интересных случаях в жизни. Не все, конечно, запомнилось. Запомнился такой «прикол»: призвали еврея в армию. Командир спрашивает: «Кто хочет быть секретарем?» Еврей: «Я!» «Кто хочет быть адьютантом?» Еврей: «Я». «Кто хочет пойти на строительные работы?» Еврей тычет в бок русскому: «Ванька, ну что ты молчишь, не поднимаешь руку? Я уже два раза поднимал, теперь твоя очередь». Про Николая I: «С одной стороны, он однажды не принял хлеб и соль от старообрядцев, а с другой, был поражен, когда проснувшись ночью, увидел молящимися старообрядцев - хозяев дома, у которых он остановился – зачем их тогда так гонят?!» Вспомнил, как в 70-е годы приезжал сюда епископ Русской Зарубежной Церкви Нектарий. Он хотел встретиться с безпоповскими наставниками и попросить у них прощения за гонения. Практически все они уклонились от этой встречи. Задуманная встреча все же состоялась – с одним наставником в его доме.
Служба в Вознесенском храме на праздник Смоленской иконы Богородицы началась в четыре утра с полунощницы. Ее начал читать сам батюшка, он же и кратко трезвонил перед службой. Проходя мимо, сказал: “Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю”. После полиелейной утрени читались часы, и была обедница. Обратил внимание на следующее прошение на великой ектенье: «Правителей страны нашей и воинство ея». Закончилось все заупокойной литией по случаю годовщины смерти одной из женщин (она, кстати, была безпоповкой). По окончании литии мужчины встали вокруг столика с кутьей и вкушали ее. Родственники усопшей раздавали деньги всем молившимся об упокоении ее души. Внутри храма много прекрасных икон. На стенах две памятки, как принимать дору (антидор) и как реагировать на каждение священника. Говорит мне Олесь: “А Вы знаете, ночью приехал, по-видимому, владыка – он был одет так, как и Вы (т.е. в полумантии). Давайте еще побудем, я хочу с ним познакомиться”. Это было сказано таким решительным тоном, что я понял - возражать безполезно. Спрашиваю о. Порфирия: “Владыка строгий?' Он: “Надо быть строгим к своим недостаткам”. Пока я немного прилег перед дорогой, Олесь уже успел пообщаться с владыкой. Выехали. На душе у меня осадок: не перегнул ли я палку, избегая встречи с владыкой из-за опасения столкнуться с неожиданной реакцией с его стороны и тем самым испортить впечатление от посещения старообрядцев Орегона? Поделился своим смущением с Олесем, а он, спросив: “Хотите вернуться?”, сразу повернул обратно. Владыка встретил очень приветливо. Когда я его, небольшого роста в потертом коротковатом подряснике, увидел, то подумал: “Похож на святителя Спиридона Тримифунтского, пасущего овец”. Я рассказал ему о своих колебаниях и о своем пребывании в Орегоне, в частности о посещении безпоповцев. “Я был у них несколько раз на службе - было интересно посмотреть, как она совершается без священника' - отреагировал он. Показался он мне очень благостным. Поделился с о. Порфирием своими впечатлениями и сказал, что ночью было шумно, а он в ответ: “А я ничего не слышал, как только лягу на кровать, сразу вырубаюсь”. «Вот сейчас после завтрака, после службы (она продолжалась 3 часа 15 минут), пойду на поле косить, а потом помоюсь, немного отдохну, прочитаю правило, и пойду на всенощную».
На всенощное бдение мы не успевали. Стали звонить в Никольский собор Сан-Франциско (приход Московского Патриархата). Олесь останавливался здесь с гостями в течение многих лет. Познакомился он с новым священником, приехавшим из Петербурга. Звоним к нему. Трубку берет матушка: “Батюшка уже в храме готовится к вечерней службе, вынимает частицы из просфор”. - “ Не могли ли Вы сказать ему, что мы хотели бы остановиться на ночь и завтра быть на литургии?” - “ Не имею права беспокоить'(?). Снова звоним и просим все-таки спросить батюшку (служба еще не началась) и сообщить нам ответ или позвонить по окончании службы в 20.00. Звонка нет. Звоним сами. Телефон включен на всю громкость. И вдруг на другом конце провода эмоциональный “полив”: “Чего вы от меня хотите?! Я не знаю никакого Олеся из Аризоны. Вы отняли у меня 40 минут перед службой (?). На каком основании вы чего-то требуете от меня (?). Сейчас нужно молиться, а вы мне мешаете” и т.д. и т.п. Все попытки Олеся как-то объясниться успехом не увенчались. Предупреждал меня знакомый собрат, что, будучи, в Америке лучше не обращаться в приходы Московского Патриархата. Но вот не прислушался, хотел разнообразить программу пребывания.… Звоню епископу Феодосию и прошу его позвонить кому-нибудь из настоятелей храмов Сан-Франциско, и договориться с кем-нибудь из них о завтрашнем моем участии в совершении литургии. “Сейчас уже поздно, вряд ли я до кого-нибудь смогу дозвонится. Приезжайте ко мне, я завтра один с диаконом служу, скажете слово”. Я соглашаюсь, однако приехав к отцу Андрею, удается дозвониться до о. Петра Перекрестова и договориться о моем сослужении в кафедральном соборе. На литургии было около 60 человек. Запомнилось следующее: на «Блажени» не было тропарей, чтение Апостола и Евангелия дублировалось на английском языке. Возглашение диаконом “Премудрость прости” сопровождалось широким крестообразным движением Евангелием. После прочтения Евангелия закрыли Царские врата. Диаконская “перекличка”: “ Оглашении изыдите” проходила при закрытых Царских вратах. На Херувимской у жертвенника перед Великим входом сослужащие священники подходили к предстоящему, который лобызал у них напрестольные кресты, и затем они лобызались рука в руку. У нас такой подход бывает только при архиерейской службе. Я немного растерялся: в моих руках были лжица и большое копие. Копие опасно завертелось. Невольно я и, кажется, о. Петр вздрогнули, когда копие небезопасно двигалось около моего лица. Когда после Великого входа я смотрел на этот острый “булатный меч», лежащий на престоле, мне было не по себе. На Великий вход выходили на солею не в ряд за предстоящим, а с обеих сторон от него. Я готовился на Великом входе сделать возглашение: “Священство, монашество, всех гонимых и страждущих за веру православную, создателей, благотворителей и братию святаго храма сего, и всех православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь” согласно тексту служебника, изданного Зарубежной Церковью, но почему-то это возглашение сделал священник, идущий впереди меня. Мне бы надо было сказать: “Страну сию, власти ея и верою живущих в ней, да помянет Господь Бог…” а я растерялся и сказал: “Страну сию и правителей ея да помянет Господь Бог…” Получилось, что помянул президента Обаму, а его, недавно, говорят, отказался принять Афон… Еще обратил внимание на то, что «Мир всем» говорили поочередно сослужащие священники и что в качестве запивки был только кипяток. Перед тем, как идти на проповедь, о. Петр меня спросил, будут ли у меня цитаты из Богослужебных книг или из Ветхого Завета? Подумал: «Наверное, у него старый обряд ассоциируется с Ветхим Заветом». После Литургии спрашиваю у о. Петра: могу ли я послужить молебен у мощей святителя Иоанна Шанхайского (я имел на это благословение в прошлый приезд, но не успел это сделать). О. Петр: “У меня венчание в половине второго” (служба закончилась в половине первого – иг. К.). Я: “Успею отслужить”. Он: “ Ко мне приехали гости из Москвы, я должен с ними пообщаться”. Немного подождав, снова подхожу с той же просьбой. “Хорошо, служите”. Став у изголовья раки Святителя, неспешно начинаю молебен по старопечатному тексту. За спиной у меня две молящиеся прихожанки. Посматриваю на часы, колеблюсь: читать ли Евангелие? успею ли? Подумал: “Но, в крайнем случае, если начнется венчание, закончу вполголоса”. Дошел до восьмой песни канона. Вдруг подходит о. Петр и говорит: “По-старому слу?жите, старообрядчество народу проповедуете. Еще пять минут и заканчивайте”. Я робко: “Может быть, я потихоньку закончу, после начала венчания?”. Он: “Нет, нет, только пять минут. К тому же мне нужно облачение, которое на Вас”. Я послушно разоблачаюсь и уже без облачения вполголоса заканчиваю молебное пение. Иду в алтарь за скуфьей. О.Петр: “Все, с Богом, Вас ждут в церковном магазине”. Он действительно в том облачении, в котором я только что служил молебен, но венчание еще не началось. На душе у меня некоторый осадок: “Как же так? Казалось бы, Зарубежная Церковь считается более консервативной частью Русской Церкви, чем Московский Патриархат. Она не только сняла клятвы со старых обрядов, как и Московский Патриархат, но даже в 2000 году испросила у старообрядцев прощение за несправедливые гонения, и вдруг такое прохладное отношение…”
В духовном центре Зарубежной Церкви в Троицком монастыре Джорданвилля расположена духовная семинария. Во времена владыки Лавра здесь был акцент на духовности, ежедневное посещение литургии было обязательным. Сам владыка был прост и доступен. Сейчас, как рассказывал нам один из выпускников семинарии, больше акцентируют на академичности, а ежедневно посещать литургию уже не обязательно.
Лос-Анджелес. Собор Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». В этом городе проживает около четырех миллионов человек. По площади это самый большой город Америки. Основан он был в 1781 году. Здесь расположен знаменитый Гриффит парк – самый большой парк США. Ипподром, теннисные корты, зоопарк, музей ковбоев, основные киностудии. Есть даже частная железная дорога. Первыми православными в городе были сербы - с начала 20-го века. Русские сначала молились на дому. Приход был основан в 1923 году. Храм освящен в 1928 году митрополитом Платоном (Рождественским). Среди строителей, благотворителей и первых прихожан собора были князья Голицыны и Волконские, офицеры Белой армии и казаки. Некоторое время бытовала версия, что храм был построен в 20-е годы Голливудом для фильма «Казаки». Во дворе собора памятный знак «В память русским ветеранам и воинам за веру и Отечество живот свой положивших». Также здесь можно увидеть немалое количество старинных русских фамильных икон 18-19 веков, пожертвованных прихожанами в память их почивших сродников. Среди духовенства прихода было три будущих епископа Западно-Американской епархии: Иоанн (Шаховской), Тихон (Фитцджеральд) и Вениамин (Петерсон). Нынешний епископ Вениамин пришел в этот храм в конце 60-х годов. В школе при храме он учился игре на скрипке. Несколько десятилетий служит в храме его нынешний настоятель – прот. Николай Болдырев (наиболее известными его предшественниками были о. Георгий Скрытников и о. Андрей Руденко). Три храмовые иконы обратили на себя особое внимание: Тихвинская (в 1914 году ее подарили Николаю II, но передать ее ему не смогли, помешала война); свв. первоверховных апп. Петра и Павла (допетровская эпоха) и св. вмч. Георгия Победоносца с георгиевскими крестами. При входе в храм - Голгофа. Спаситель на ней в терновом венце, ниже надпись: «в память зверски замученных за великую любовь к России Его Императорского Величества, Светлого Государя императора Николая Александровича и Его Августейшей Семьи». Храм устлан коврами. Внутри его американский флаг. Воскресная литургия в храме совершается на английском языке с 9 часов утра, а вторая на церковнославянском – с 11 часов. В числе известных прихожан нужно отметить русского композитора Сергея Рахманинова (здесь совершено и его отпевание в 1943 г; второй раз его отпевал Первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Анастасий. Похоронен Рахманинов был под Нью-Йорком). Дочь Григория Распутина Мария. Знаменитому казачьему хору Жарова однажды довелось здесь петь всенощную. После ранней и поздней воскресных литургий все приглашаются в приходской зал на трапезу. По окончании ранней службы прихожанам предлагаются кофе, чай и легкие закуски. После поздней - сестричеством прихода накрывается полный обед. Приход каждый октябрь проводит Фестиваль русской и мировой кухни, культуры и фольклора, а каждый декабрь - Рождественскую ярмарку с распродажей домашней выпечки. В приходском буклете можно прочитать следующее: «Мы благодарны Богу за каждого посылаемого нам человека и приветствуем всех желающих познакомиться или больше узнать о православной вере». В коридоре церковного дома галерея портретов русских писателей и надпись: «Если книг читать не будешь - скоро грамоту забудешь». Впечатляет помянник храма: имена и фамилии в нем написаны по старой орфографии: княгини, графини, полковники, генералы. С 2001 года записывают уже на английском, т.к. большинство прихожан храма - американцы. В текущем году в помянник была включена раба Божия Фивея Касаткина – ветеран прихода. Закону Божию она училась в Шанхае у святителя Иоанна.
При храме проживает бывший правящий, а ныне заштатный епископ Тихон. В свое время он способствовал переходу прихода на новый календарь, о чем сейчас сожалеет (один из аргументов сторонников перехода был тот, что дети на рождественских каникулах смогут чаще посещать храм. Этого, однако, не произошло). После предоставления автокефалии вопрос о переходе на новый стиль в приходах Американской Автокефальной Церкви решали путем голосования. Власти способствовали переходу на новый стиль. Небольшое количество приходов Американской Автокефальной Церкви все еще служат по старому календарю. Крещение в соборе совершается через полное погружение. На вечерних службах не читаются кафизмы и первый час. Владыка - знаток и ревнитель богослужебного устава. Он очень активен в интернете, выступает за соблюдение канонов, резко дискутирует, его даже иногда удаляют с форумов. При храме был Дом русских ветеранов Первой мировой войны. К сожалению, он недавно закрылся. Русских прихожан в приходах Автокефальной Церкви примерно треть. Наш экскурсовод отметил: «Русские часто завещают своё имущество храму, а американцы - детям». Познакомился с игуменом Герасимом, бывшим до недавнего времени настоятелем монастыря в Платине. В ближайшее время намечается его хиротония во Епископа Южно-Американской епархии Американской Автокефальной Церкви с центром в соборе прп. Серафима Саровского в Далласе. В прошлом о. Герасим был англиканином. С будущим владыкой Ионой он путешествовал в поисках истиной веры.
Интересным в Лос-Анджелесе была беседа с прото