Поездки

В Великом Новгороде у великих святынь

22.08.2015


Часть 2 …

Церковь св. пророка Илии на Славне. На этом месте было одно из древнейших славянских поселений. На месте деревянной церкви в конце 12 века была построена каменная. Храму исполнилось 560 лет. Колокольня была разрушена в 30-е годы. В войну от удара снаряда была разрушена кладка в основании купола, но он устоял. Так как не было ремонта, в 1950-м году купол рухнул. После войны город был в руинах, людям негде было жить. Поэтому храм перестроили в жилой дом. Люди здесь жили до 2011 года. Отопление было печным, удобства - на улице. После выезда жильцов дом стали сдавать в аренду художникам. Было семь арендаторов. Четыре из них после передачи храма старообрядческой общине уже выехали, а трое еще будут находиться здесь до 2016 года. Всего в храме 5 престолов, в т.ч. два на полатях; ещё два в обходной паперти, справа - в честь свв.мчч. Кира и Иоанна, левый в честь Всемилостивого Спаса. Левая часть паперти с приделом была построена в 19 веке. Общая площадь храма ок. 900 кв.м. Поскольку под храмом огромный подклет - нет нужды в подсобных помещениях.

Настоятель, о. Александр Панкратов, планирует при храме устроить приют для паломников, а также для русских старообрядцев, приехавших из других республик. В настоящее время в здании разбирают перегородки советского времени. В центральной части храма устроена моленная, в которой совершаются все службы, кроме Литургии. Совершал здесь молебен и Предстоятель Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий. Как и все новгородские храмы, этот храм находится в реестре всемирного наследия ЮНЕСКО. На проект его восстановления необходимо 5 млн. рублей. Перед храмом ещё недавно был густой лес, а совсем рядом жители соседних домов разбили сиреневый сад. До вырубки леса это место облюбовали местные пьяницы, здесь было найдено немало пустых бутылок. Теперь земля передана храму.

Видя огромность предстоящих работ, можно было бы впасть в уныние. Невольно вспомнились слова из Евангелия: «Сие надлежит делать и того не оставлять» (имеется в виду первый переданный старообрядческой общине храм). Я, однако, настроен оптимистически, потому что дело возрождения храма в надежных руках ревностного пастыря о. Александра Панкратова. Когда старообрядцы попросили передать им этот храм, им предложили обосновать их просьбу хоть в какой-то степени. Обоснование было дано. Оно заключалось в том, что в храме в петровское время служил священник Никифор Лебедка, который был жестоко казнен за свою приверженность к древнему благочестию. На исповедь к этому священнику приходил знаменитый сподвижник Петра Первого Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. После победы в Северной войне Петр принял титул императора. Когда ему доложили, что Никифор тайно придерживается старой веры, делу дали ход. В Тайной канцелярии от священника потребовали отречения от древнего благочестия. Т.к. он отказался, его жестоко казнили - то ли через четвертование, то ли колесование. Как мученика за старую веру предполагается после восстановления храма причислить его к лику святых.

Как известно, о. Леонтий Пименов восстанавливал свой храм в г. Орехово-Зуево 23 года. Я думаю, что о. Александр восстановит этот храм за более короткий срок. Рядом с Ильинским храмом находится Петропавловская церковь (начало 14 века). Эта церковь находится в списке храмов, предназначенных для передачи Новгородской митрополии. В 17 веке к храму пристроили трапезную - она была разрушена в войну, но, как позднейшая пристройка, не была восстановлена советскими архитекторами. Оба эти храма находятся рядом с одной из территорий новгородского водоканала (в настоящее время здесь он не функционирует). Напротив храма св. Илии - гараж Новгородского епархиального управления.

 

Варлаамо-Хутынский монастырь. Главной святыней обители являются мощи прп. Варлаама Хутынского. Они находятся под спудом на глубине 6 метров. Сначала преподобный подвизался на Лисьей горе, неподалеку от Хутыни. Здесь был более древний монастырь. Он не сохранился. Сейчас на этом месте стоит поклонный крест. Место, на котором расположен монастырь, сильно продувается ветрами. На колокольне в такие моменты вообще «экстрим». Кстати, выходцем из этого монастыря был прп. Арсений Коневский. Название «Хутынь» происходит от слова «худое». На этом месте археологи обнаружили стоянку древних славян. Здесь прп. Варлаам срубил себе келью (до революции она сохранялась), выкопал колодец и устроил огород. Затем он построил деревянный храм в честь Преображения Господня. Т.к. прп. Варлаам был из состоятельной семьи, деньги на дальнейшее устройство монастыря у него были. Грамоту на учреждение монастыря дал архиепископ Григорий. Учениками прп. Варлаама были св. Евфимий Новгородский и прп. Антоний Дымский (он стал его преемником). Нынешний главный иконостас собора был изготовлен московскими мастерами на рубеже 20-21 веков. Сейчас он тябловый, а раньше был как в московском Новодевичьем монастыре. В первом ярусе иконостаса обращает на себя внимание большая икона Новгородских святых. Все они изображены с двуперстным крестным знамением. Современное здание храма было построено в 16 веке, галерея с приделами - в следующем столетии. В левом приделе храма находятся могилы известного поэта Державина и его жены. Раньше здесь была монастырская ризница, а теперь придел в честь архангела Гавриила. Имение поэта находилось неподалеку, он был прихожанином монастыря. Державин был исключительно честным человеком, в Российской Империи он занимал высокую должность. Скончался он на 74 году жизни. Его супруга Дарья пережила его на 30 лет. Варлаамо-Хутынский монастырь был вторым по значению после Юрьева монастыря. Во главе его были епископы. В 1800-1811 годах в обители проживал известный ученый митрополит Евгений (Болховитинов). Будущий Патриарх Алексий I, будучи епископом, носил титул «Хутынский».То, что мощи находятся под спудом - это явно воля Божья и желание самого преподобного. Однажды Великий князь Иван III, будучи на богомолье в обители, повелел копать землю на месте погребения прп. Варлаама. Из-под земли вышел огонь, который попалил и самого князя и тех, кто был с ним. С воплями они бежали, при этом Великий князь бросил свой посох (до революции гипсовая рука, держащая посох, была установлена над мощами). Кстати, Иван III освободил монастырь от податей (и так было до революции). Дважды обитель побывала в оккупации. В начале 17 века, во время войны со шведами, здесь была резиденция генерала Делагарди. Все деревянные постройки были разрушены, с икон были содраны драгоценные ризы, сосуды были расхищены. Во время Второй мировой войны в монастыре и его окрестностях базировалась крупная группировка немецких войск. И сейчас на берегу Волхова можно видеть глубокие рвы и воронки от снарядов, сохранившиеся от того времени - они так и не заросли. На колокольне находился пулемет. Не так давно в Новгород приезжал немец, который получил ранение в боях под Хутынью. Он узнал место, где лежал раненым.

Прп. Варлаам отличался глубоким милосердием. Однажды он взял на покаяние в монастырь человека, приговоренного к смертной казни через сбрасывание с моста в Волхов. Воскрешал мертвых. По его молитвам однажды летом выпал снег. Он предсказал это после встречи с архиепископом - о том, что в следующий раз они встретятся через полгода, и он приедет на санях. Тогда было нашествие саранчи - мороз же ее прибил, а после взошло солнце, снег растаял и талой водой червей смыло. В память об этом чуде, до разгона монастыря большевиками, совершался крестный ход.

При входе в обитель на входных воротах обращает на себя внимание большое изображение основателя монастыря с клеймами, рассказывающими о его житии. На одном из клейм изображен прп. Варлаам, ведущий медведя на суд к великокняжескому двору. В соборе находится копия иконы «Видение пономаря Тарасия» (оригинал находится в музее). На иконе изображен весь Новгород: Кремль, Юрьев монастырь, Никольский собор, Знаменский храм, церковь пророка Илии на Славне и т.д. Рядом с молящимся человеком изображен ангел-хранитель, который ограждает его. А от другого, который не молится, ангел с плачем отходит. Прп. Варлаам, восставший из-под раки, молится у Царских врат о граде и людях. Кстати, из прежних принадлежностей монастыря сохранилась только массивная каменная плита черного цвета над мощами преподобного. В обители почитается мироточивая Почаевская икона Богородицы. В день ее прославления монастырь вновь открылся. Перед этой иконой усердно молятся об умиротворении Украины. Икона Преображения написана на камне, привезенном с горы Фавор. Всего в обители было 5 храмов. Преображенский собор был летним. Росписей в нем не было. Обращает на себя внимание белокаменный портал в нем, как в Благовещенском соборе Московского кремля. Варлаамовская церковь с приделами прп. Антония Великого и свв. равноапостольных Константина и Елены. Храм в колокольне был посвящен пророку Илии. Всехсвятская церковь и кладбищенская церковь в честь святителя Григория, просветителя Армении, не сохранились. Не сохранилось и братское кладбище. В 1949-1951 годах немецкие военнопленные извлекали в монастыре камень на восстановление Новгорода. Из этого камня были построены дома в центре города. О том, как монастырь разбирался, показано в фильме «Пятеро смелых». Насельник Хутынской обители о. Феодосий был строителем Александро-Невской лавры и её первым наместником. Некоторое время в обители подвизался будущий святитель Тихон Задонский. Недавно вся страна в праздник Победы перед началом военного парада увидела, как министр обороны, выезжая из Спасских ворот (раньше они назывались Флоровскими), крестится. Очевидно, он крестился на находящуюся там икону Спаса с предстоящими прп. Сергием и прп. Варлаамом.

Известно видение слепой монахини, как из этих ворот выходило множество святых с Владимирской иконой Богородицы. Они оставляли Москву, но преподобные Сергий и Варлаам умоляли этого не делать. Некоторое время в стенах обители жил известный старец о. Павел Груздев. Он поведал о мученической кончине последнего наместника обители архимандрита Серафима. После разгона обители о. Серафим служил в одном сельском храме. Однажды на службе он надел митру. В это время шла кампания по изъятию церковных ценностей. Митру у него забрали, а ему отрубили голову. Рядом с монастырем, на горке, насыпанной прп. Варлаамом, находится часовня, посвященная ему. Внутри часовни была пещера. Ближе к деревне еще две часовни. Здесь находится колодец, в котором освящают воду в особые дни, когда это предписано по уставу. В окрестностях монастыря находится 11 горок-холмов с захоронениями князей, подобно Аскольдовой могиле в Киеве. Они охраняются.

Прп. Варлаам в хронологическом списке Новгородских святых занимает 12-е место (1-й - Иоаким из Корсуни). В акафисте преподобному говорится о том, что он изгнал из этих мест зверей и ядовитых змей (в радиусе 12 км). Вновь монастырь открылся в 1994 году. Тогда сюда прибыли 5 сестер из Пюхтицкой обители. К этому времени ВООПИК отреставрировал Преображенский собор и часть жилого корпуса (значительный объем собора пришлось переделывать). Когда епархии предлагали взять монастырь, было очевидно, что приход здесь устроить нереально. В случае отказа взять монастырь, архиерею было сказано: «Тогда здесь будет устроена зона отдыха». Еще здесь проводили свои учения альпинисты. Сначала попытались открыть монастырь как мужской, каким он был раньше. Однако из этого ничего не получилось. Из Николо-Вяжищского монастыря в обитель перешло 11 сестер. Устав обители полностью был взят из Пюхтицкого монастыря. Игумения Алексия тоже оттуда. В настоящее время в монастыре 60 насельниц. В летнее время они много трудятся на монастырских полях. Монастырские огороды, подсобные хозяйства с коровами и птицей устроены на базе бывшего колхоза в Валдайском районе около тамошних озер. В начале нынешнего века были построены сестринский корпус и гостиница для паломников (при этом было обнаружено 4 больших короба костей). Котельная для отопления появилась в монастыре всего лишь три года назад, до этого топили 18 лет около 50-ти печек. С начала открытия обители практически ежедневно в ней служит о. Макарий.

Некоторое время в обители в заточении находился страдалец за древнее благочестие епископ Павел Коломенский. Я помолился об его упокоении.

Вначале мы питались в трапезной для паломников (осталось впечатление «вечного поста»). Потом игумения пригласила меня в сестринскую трапезную. Как-то вечером за приемом пищи, сидя за столом рядом с приезжим священником (он был вместе с семьей), я спросил его: «Откуда будете, батюшка?» На мой вполне дежурный вопрос он ответил: «За Можайском, где телят не гоняют». Я: «Наверное, из глухой деревни Новгородской епархии?» Он: «Мы тут к одной знакомой монахине приехали». Все понятно... я ему про Фому, он мне про Ерему. Сколько раз приходилось сталкиваться с проявлением замкнутости и подозрительности среди духовенства! Похоже, что духовное сословие - одно из самых робких на Руси... Конечно, во многом это объясняется теми ужасными гонениями, которые были, особенно в 20-м веке.

В монастыре было не совсем понятно, во сколько начинаются службы, как заказать экскурсию. В гостинице висело объявление, что на время Литургии она закрывается. Потом выяснилось, что это относится только к воскресным и праздничным дням. Неопределенность приводит к большим потерям времени и разным недоразумениям. На Берсеневке мы постарались все это учесть, многие орг. моменты зафиксировать в соответствующих инструкциях. В обители располагается резиденция правящего архиерея. При ней имеется домовая церковь во имя свт. Льва Катанского.

 

Ярославово дворище. Здесь был княжеский дворец и торговые ряды - тысячи лавок. Петр I повелел вместо деревянных устроить каменные торговые ряды. Раньше этот район был густо заселен. Теперь здесь парковая зона. Все церкви, находящиеся здесь, не действуют.

 

Церковь Рожества св. Иоанна Предотечи на Опоках была построена в 12 веке, в15 веке при архиепископе Евфимии ее перестроили. Это был один из семи соборов, в которых настоятелями были поповские старосты - благочинные. В нижней части храма хранились эталоны мер и весов. Сюда за определенную пошлину обращались те, у кого возникали подозрения, что их обмерили или обвесили. Сейчас в этом храме находится архивохранилище.

Церковь св.вмч. Георгия Победоносца. Нижняя ее часть была построена в 14 веке, а верхняя - к петровскому времени. Рядом с церковью - руины часовни, где под спудом находятся мощи блаженного Феодора. Сей блаженный притворно враждовал с другим новгородским блаженным Николой Кочановым. Целью этой мнимой вражды было желание показать тщетность человеческих обид. Это было очень актуально для Новгорода, где в разных районах были свои веча, после которых жители с дубьем в руках выясняли отношения. Перед главным вече заседал правительственный совет во главе с архиепископом. Все в Новгородской республике делалось с его благословения. Кстати, сначала новгородских архиепископов избирал Киевский митрополит, а впоследствии - вече. Архиепископ имел свои полки. Новгородские владыки с крестом в руках старались умиротворить страсти и примирить враждующих. Блаженный Никола именуется Кочановым, потому, что однажды он запустил кочаном капусты в блаженного Федора, а затем уклонился от столкновения и прошел по Волхову «яко по суху». Сейчас в этом храме находится выставка отреставрированных древних фресок «Возрожденные из руин».

Церковь Успения на Торгу. (12 век, верхняя часть относится к 16-17 векам).

 

 

Церковь Параскевы Пятницы была построена в начале 13 века купцами из Смоленска. Храм имеет крестообразную форму, характерную для смоленского зодчества (напоминает храм прп. Александра Свирского в Смоленске). Вокруг храма обходная галерея. Сейчас в храме музей. В первом ярусе храма в 15-16 вв. был устроен подклет. Внутри храма с четырех сторон хоры на очень большой высоте. В древности храм не был расписан (сохранились остатки росписей 19 века).

 

 

 

Никольский собор на Вечевой площади начали строить в 12 веке при святителе Никите. После Святой Софии это второй по величине храм Новгорода. Один из немногих примеров княжеского строительства. В 19 веке храм подвергся значительной перестройке. Остатки Гостиного двора (конец 17 века). «Вечевая башня». Кстати, в вече участвовали только богатые люди. Сейчас в башне располагается выставка «Христианские древности». При входе в собор два крепления для кружек для сбора пожертвований. В соборе до революции было два придела, в древнерусский период - ещё больше. Реставрировать этот собор, как и некоторые другие храмы города, помогают немцы. В притворе храма сейчас находится выставка картин художника Пустовойтова. На картинах изображены новгородские храмы. В 80-е годы прошлого века иконы 16 века, находившиеся в соборе, были перемещены в музей. В синодальный период в алтаре были замазаны древние росписи, и весь храм был расписан в академическом стиле. Запомнилась древняя фреска с изображением жены Иова, подающей ему на сковородке с длиной ручкой пищу. На выставке «Христианские древности» в воротной башне Гостиного двора представлена утварь домонгольского времени из бедных храмов Новгорода: кресты, кресты-мощевики (11-15 века), литые кресты, малые хоросы, паникадило (15 век), запрестольные кресты, панагии, кандии (с их помощью созывали братию на трапезу), водосвятные чаши (первоначально некоторые из них были с тремя свечами), фонари из слюды, блюда для сбора святой воды, богослужебные сосуды из олова. Запомнилась надпись на одном кресте: «Сей крест от жезла Иоанна Богослова».

Церкви Святых жен мироносиц и святого Прокопия (первая треть 16 века). Строили эти храмы московские купцы Сырковы. Они же построили монастырь в честь Владимирской иконы Богородицы. В нижней части храмов располагаются двухъярусные подклеты и подвалы. Сырковы по повелению Ивана Грозного были утоплены. Согласно преданию, когда одного из братьев вынули из воды и царь спросил его, что он там видел, тот ответил: «Видел место царю-мучителю» (об этом пишут не только новгородские источники). В 18-19 вв. при храме свв. Жен-мироносиц находилось подворье Юрьева монастыря. Сейчас здесь располагается Центр детского творчества. В алтаре стоит рояль. Удивительно, что все это с согласия епархии. Напротив этих храмов через дорогу находятся остатки Арсеньева монастыря. О том, что здесь был храм, свидетельствует только алтарная апсида в одном строении. В этом храме находились мощи юродивого Арсения. Храм был посвящен Иверской иконе Божией Матери, а придел - блаженному Арсению. Сейчас в храме располагается тюремное ведомство. Обратил внимание на то, что в центре решетки с алтарной стороны находится буква «А». Неподалеку от этого места находится Благовещенская церковь с колокольней (17 век). Здесь же остатки храма св. Михаила Архангела 14 века. Неподалеку от этого храма лютеранская церковь - ее перестроили из здания советского времени. До присоединения Новгорода к Москве в Новгороде было два немецких костела - в честь св. Петра и св. Олафа (новгородцы называли его «Варяжской божницей»). После присоединения к Москве оба эти храма были закрыты. Сейчас католики Новгорода молятся в большом костеле. Среди прихожан костела много студентов, особенно медиков из Африки и Латинской Америки.

Новгородский Кремль (Детинец). Территория Кремля занимает 12 гектаров земли, длина стены 1385 метров, толщина от 2,5 до 4 метров. Был построен одновременно с Московским кремлем по приказу Великого князя Ивана III в конце 15 века. Первое, что бросилось в глаза при входе в Кремль, это объявление о выставке «Неукротима ярость царя» - по мотивам «Повести о разгроме Новгорода Иваном Грозным». Слева от входа со стороны р. Волхов памятник «1000-летие России» 1862 г. Общий вид монумента напоминает по форме колокол, возвещающий о славных событиях и делах первого 1000-летия Русского государства, также «шапку Мономаха», знаменующую величие России. Как известно, на этом памятнике нет скульптуры Грозного Царя.... Здесь же здание епархиального дома, построенного в начале прошлого века архиепископом Арсением (Стадницким). При этом доме был музей-древлехранилище. Сейчас в этом доме располагается областная филармония. Половину Кремля занимают архиерейские палаты. Вторая половина светская. Здесь находились воеводский двор, оружейные склады, осадные дворы. Храмы в основном находятся на правой стороне Кремля. На левой стороне был большой собор в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Он был разобран в 80-е годы 17 века. Осталась только Андреевская церковь (14 - 17 век). В этом храме сохранилась древняя роспись. Напротив места, где был собор - Покровская церковь конца 17 века (её основа относится к 14 веку). В этом храме долгое время располагался ресторан «Детинец». К визиту Патриарха Кирилла в 2009 году ресторан закрыли. Это вызвало недовольство части горожан, выплеснувшееся в прессе. Недовольство усилилось в связи с тем, что службы в храме так и не начались. От здания бывших Присутственных мест, ныне в основном занятых музеем, к выходу из Кремля на р. Волхов, идет аллея, которую называют «аллеей смерти». На деревьях этой аллеи в годы немецкой оккупации фашисты вешали своих противников. На одном из деревьев сохранился крюк от виселицы. Борисоглебский собор был очень высоким, что создавало равновесие с Софийским собором. В Кремле было 12 башен (как 12 апостолов). Девять из них сохранились. Территория Новгородского кремля чуть меньше территории Московского. Ко всем надвратным башням изнутри были пристроены церкви. Около десяти малых церквей вокруг Софийского собора в 18 веке были разобраны. Вместо них в стиле провинциального барокко была построена зимняя церковь Входа Господня в Иеросалим.

 

Евфимиева звонница (15 век). После Великой Отечественной войны долгое время колокола этой звонницы стояли на земле. В 2013 году их приподняли. Сейчас звоном этих колоколов сопровождаются торжественные службы в Софийском соборе. Самый крупный - «праздничный» колокол был отлит в 1659 году и весит 26,5 тонны. После ухода немцев с помощью танка он был извлечён из реки (по другим сведениям, из ямы в прибрежном песке), куда он был погружён перед оккупацией.

 

 

Софийский собор является древнейшим зданием России (11 век). Строительство собора продолжалось пять лет. Если учесть его огромные размеры, то срок этот минимален. Центральный купол Новгородской Софии значительно выше, чем Киевской. Шесть куполов венчают новгородский собор вместо 13 у Софии Киевской. Внутри собора по всему его периметру расположены раки с мощами новгородских святых. Самым древним ярусом в главном иконостасе является праздничный. Спас на престоле и деисусный чин относятся к 15 веку. В барабане центрального купола сохранилась древняя роспись. Греческая роспись была контрастной, а русская - мягкой, ровной.

При входе в собор крест конца 14 века. Он был изготовлен при архиепископе Алексии. Здесь же стоит крест с главного купола, который в годы оккупации вывезли в Испанию (в городе базировалась испанская «голубая дивизия» - наименование «голубая» вызывает нехорошие ассоциации). Этот крест был возвращен в Новгород и т.к. на куполе уже стоял новый крест, его закрепили в самом храме у солеи главного придела. Главное паникадило было изготовлено в Германии в конце 16 века. Это вклад Бориса Годунова. Моленное место Иоанна Грозного. В соборе несколько приделов: св. апостола Иоанна Богослова, Усекновение главы св. Иоанна Предотечи, святых Иоакима и Анны и Рожества Богородицы. Во всех приделах иконостасы разные: в Богословском и Предотеченском просто бумажные, в Иоакимо-Аннинском современного письма в каноническом стиле, в Богородице-Рождественском - уникальный по сохранности иконостас 16-го века. Между приделами рака с мощами святителя Никиты Новгородского. В правой стороне собора можно видеть первоначальный уровень пола и фреску с изображением святых равноапостольных Константина и Елены (11 век). В соборе захоронено около 10 архиепископов, причисленных к лику святых. Кстати, здесь же находится захоронение известного церковного деятеля первой половины 18 века архиепископа Феофана (Прокоповича). В захоронении св. Василия еще советскими археологами был обнаружен белый клобук. В 18 веке собор был расписан в итальянском стиле. При Николае Втором в конце 19-начале 20 века во время реставрации собор был расписан заново. Конечно, эта роспись лучше, чем то, что было, но до идеального уровня она не дотягивает.

У главной святыни собора и вообще Новгородской земли, символа великого Новгорода - иконы Знамения прочитали канон по старопечатному каноннику. В 16 веке эту икону лично поновлял митрополит Макарий. Около левого глаза Богородицы видна отметина от стрелы. В годы оккупации эту икону в числе многих других вывезли в Германию. Часть увезенного, в т.ч. и икона Знамение, были возвращены в Новгород в 1948 году. Сотрудница собора рассказала нам о явлении этой иконы уже в наше время под Луганском.

До революции в соборе было богатое убранство. У столпов стояли иконы в резных киотах. После закрытия собора в 20-е годы в нем располагался антирелигиозный музей. Главные двери, ведущие в собор, именуются Сигтунскими или Магдебургскими вратами (12 век). Сигтуна - это древняя столица Швеции. Эти врата были вывезены либо из Швеции, либо из Германии. Поляки их тоже считают своими. На вратах скульптурные изображения сюжетов из Священного Писания, а также изображены современники. Надписи над ними на латыни (многие из них переведены на славянский язык). Точная копия этих врат находится в Москве в Историческом музее. Об этих вратах написано много книг. Рядом с Софийским собором большой корпус. Раньше он был невысоким. Потом его высоту увеличили вдвое, что испортило впечатление от созерцания Софии. На кресте главного купола собора был закреплен голубь (по преданию, голубь, видя ужасы казней опричников, застыл). Есть еще предание о том, что полынья в центре Волхова не замерзает из-за множества жертв, сброшенных в реку. О многочисленных казнях новгородцев по приказу Ивана Грозного пишет инок Сергий Шелонин - гимнограф, составитель служб святым Русского Севера, живший в первой половине 17 века. О виновности Грозного в гибели митрополита Филиппа утверждается в службе, составленной ему вскоре после его канонизации.

Путевой дворец Екатерины II. В 1916 году несколько дней здесь жила императрица Александра Федоровна. Эта была ее последняя загородная поездка. В настоящее время в этом здании проводятся выставки. Этот дворец находился неподалеку от Кремля. Около Кремля располагается и длинный ряд киосков с сувенирами и иконами. В одном из киосков продаются за небольшие цены литые иконы, которые выпускает местный завод металлоизделий. Здесь же художественный салон, демонстрирующий на своих наружных стенах уровни бревенчатых мостовых города - их десятки.

На выставке мы видели берестяные грамоты (их известно более 1000). Предметы быта(расчески, бусы, кошельки, ножи, ткани и пр.). Войлочная шапка (15 век). Кожаная обувь (кстати, ни одного лаптя). Колокол прп. Антония Римлянина. Весы. Деньги, в частности, серебряные монеты Ливонского ордена. Когда ливонцы, с целью подрыва экономики Новгорода, стали меньше класть в монеты серебра, новгородцы стали сами чеканить монеты-»новгородки» (с 1420 года). Макет застройки. Кусок мостовой (на содержание ее скидывались жители). Раскрыто 28 ярусов мостовых высотой в семь метров. Печати должностных лиц и монастырей. Избирательные бюллетени. Оружие, доспехи. Среди оружия особое внимание обратили на себя стрелы с причудливо заостренными концами - для того, чтобы их невозможно было вынуть. Раскопки боярской усадьбы. Сани, лыжи, маски скоморохов. Игрушки. Струнные инструменты, гусли (В. Поветкин делал их реконструкцию - копии и играл на них). Рукописи домонгольского периода (в основном, они сохранились в Новгороде). Азбука на дощечке. Граффити - это своеобразные «смски» как личного характера, так и на хозяйственные темы. Церковная утварь: кадила, потиры, фелони с оплечьем (на таких фелонях нижнюю их часть можно было заменять по мере необходимости), служебники, певческие рукописи (на одном стенде были представлены эти рукописи с крюками, а на другом - в нотной нотации; кстати, партесное пение впервые будущий патриарх Никон, будучи Новгородским митрополитом, вводил здесь). Кийский крест, архиерейский саккос (на его оплечье изображены апостолы и вышит текст церковного песнопенья «союзом любве связуеми...»). Пелены (одна из них с изображением новгородских святителей). Сосуды. Архиерейская палица. Покровцы (в древности они не были крестообразными). Покровы с мощей святителя Ионы (конец 15 века) и святителя Никиты (16 век). Царские врата (рубеж 15-16 веков). На створках врат изображение Евхаристии. Плащаница (середина 15 века). Макеты храмов. Каменные кресты (один из них относится к 14 веку). Поручи прп. Варлаама Хутынского. Иконы 12 века: Спас, Благовещение, св. вмч. Георгий Победоносец, св. София, резная икона Знамение (конец 16-начало 17 веков), икона святых верховных апостолов Петра и Павла (византийское письмо 11 века). Ссылка на эту икону, на которой апостолы изображены с двуперстием, имеется в знаменитых «Поморских ответах». Рядом с этой иконой её древний оклад, на котором изображено много святых. Икона св. Николы - главная святыня Никольского собора. Икона св. Николы Липного. На этой иконе святитель изображен в фелони западного образца - с разрезами для рук. Иконы 14 века: Сошествия Святого Духа, Благовещение, Спаса, святых Бориса и Глеба. Для этого времени характерен сумрачный колорит на иконах. В следующем, 15 веке - в золотом веке новгородской иконописи - уже более светлые тона. Иконы 16 века: Одигитрия - у Богородицы пронизывающий взгляд и почему-то серьга в одном ухе. Владимирская икона. Икона св. вмч. Федора Стратилата. Икона «Изведение апостола Петра из темницы» с клеймами его жития. Кстати, на всех иконах молящиеся изображены с двуперстием. Икона Покрова. В Новгороде изображали покров в руках ангелов в верхней части иконы, а в центральной России - в руках Богоматери. Иконостас (деисусный чин) из храма свв. апп. Петра и Павла (16 век). Иконостас собора Антониева монастыря. Особое внимание обращает на себя икона Рожества Богородицы, которую предположительно писал св. Анания-иконописец. Все иконы в иконостасе прошли тончайшую проработку и воспринимаются как единое гармоничное целое. Современные же иконописцы либо чрезмерно увлекаются деталями, либо оставляют пустоты. Интересная деталь: в древности писали иконы и делали брус для иконостаса одновременно. Икона св.вмч. Георгия Победоносца (рубеж 16-17 вв.). Проотеческий ряд главного иконостаса Антониева монастыря (первая половина 17 века). Есть иконы и Симона Ушакова. О подобных иконах протопоп Аввакум писал: «Пишут Спаса одутловатого, яко немчина, лишо той сабли при бедре не написано». Появляются новые черты в ликах святых. Святителей начинают изображать с именословным благословением. Но, в основном, сохраняется старый стиль.

Исследователи утверждают, что на Руси существовало всего три иконописные школы: московская, новгородская и псковская (под вопросом еще тверская). В остальных местах были вариации этих школ. Кстати, самая знаменитая икона из Новгорода, находящаяся в Москве, - «Ангел - златые власы». Икона с изображением молящихся новгородцев. Древнейшая новгородская псалтырь (первая четверть 11 века). Древние рукописи. Евангелие из Пантелеймонова монастыря (12-14 века). Самого монастыря, как известно, к сожалению, уже не существует. Макет Софийского собора. Крест выносной (греческая работа 11 века). Крест из церкви святых Флора и Лавра (14 век). Крест прп. Саввы Вишерского (мощи этого угодника Божия с 1992 года находятся в Новгороде в бывшем Зверином монастыре). Евангелия 1681 г. и 1702 г. Омофор и фелонь свт. Моисея. Белый клобук и крестчатые ризы из архиерейского погребения. Как известно, новгородские архиепископы имели право носить крестчатые ризы. На выставке были представлены т.н. «Василевские ризы». Омофор свт. Никиты (16 век). Икона Спаса, перед которой молился архиепископ Иоанн, после чего произошло чудесное знамение от иконы Богородицы.

 

Владычная (Грановитая) палата архиепископа Евфимия. Это самое древнее нецерковное здание России (15 век), в готическом стиле, строили немцы. В 70-е гРѕРґР° 17 века вместо Евфимьевой башни была построена колокольня. Рядом с ней храм преподобного Сергия Радонежского. Этот храм был построен в 40-е годы 15 века. Это был первый храм, посвященный преподобному - в Москве и Троице-Сергиевой лавре такого еще не было. В строительстве этого храма выразилось желание новгородцев иметь мир с Москвой. В том же веке, когда храм был построен, он был расписан на тему жития преподобного. Сейчас здесь располагается Выставка древней церковной утвари и быта новгородских владык. Здесь мы увидели два изображения Новгородского кремля - древнее (взято с иконы) и современное. Карта расселения славянских племен. Карта владений Новгорода - крупнейшего в Европе государства, границы которого простирались до Урала.

В этих палатах находятся большие и малые сионы, дарохранительницы работы русских мастеров первой четверти 12 века. Выносной крест со множеством мощей святых. Софийский панагиар 15 века. Оклады Евангелий западной работы (12 век) - они были по преданию привезены прп. Антонием Римлянином из Италии. Крест воздвизальный - особый чин с ним совершался в праздник Воздвижения (12 век). Кратиры - большие чаши для причащения, из которых причащали в домонгольский период в больших соборах. Ларец из Византии (начало 11 века). Келья архиепископа Иоанна (здесь остатки древних росписей). Здесь же рукомойник - тот самый, в котором владыка запечатал беса, на котором же потом летал во Святый град Иеросалим (город изображен здесь). Архиепископская шапка. Посохи именные, в частности, архиепископа Пимена, которого Грозный свел с кафедры. Кадила 1622 и 1652 гг. Кстати, кольца на кадилах в древности были более толстыми, чем те, которые сейчас изготавливаются в софринских мастерских (чтобы не было рези для мизинца правой руки, который держит кадило через это кольцо). Потир конца 17 века. Тарель для водоосвящения (1659 г.). Евангелие 1677 г. из Софийского собора. Водосвятная чаша, внутри которой изображе

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную