Поездки
Поездки по стране и за рубеж
Жажда познаний стимулировала множество поездок. Как правило, они проходили в период отпусков. Время и место поездки было обусловлено большим церковным праздником в каком-либо регионе. Обычно я созванивался с правящим архиереем, попросту излагал свое желание приехать и неизменно получал на это согласие. Самые ранние поездки в качестве насельника Данилова монастыря были в Омск и Нижний Новгород (тогда еще Горький).
В Омске в это время (1985 год) был, покойный уже, епископ (впоследствии архиепископ) Максим. Незабываемы моления в его домовой церкви и долгие разговоры за трапезой. Будучи иеродиаконом, я произнес здесь несколько проповедей, трезвонил в колокола (это было во всех поездках). Помню, как служили в Никольской церкви Омска. При подъезде машины владыки, староста, стоявший «на стреме», подобно индейцу издал гортанный крик (это был сигнал для звонаря) и опрометью побежал к храму встречать владыку. После службы был такой казус. Мне было поручено сложить все архиерейское облачение в машину. Приехали в резиденцию и машину отпустили. На вопрос владыки: «А где облачение?» - немая сцена. К счастью, совестливый шофер вскоре вернулся, и облачение благополучно заняло свое место. Жил владыка в том самом домике, в котором в 1975 году зверски убили епископа Мефодия. Владыка показывал место, где произошло убийство. Запомнилось еще как огромный сторожевой пес по кличке Тобол упал в погреб архиерейской резиденции. Довольно грузному архиерею пришлось лично спуститься в погреб, чтобы помочь выбраться наружу верному псу. На легковой машине, преодолев огромное расстояние, побывал с владыкой в Тобольске на праздновании памяти св. Иоанна Тобольского. Вместе с нами в машине были две старенькие монахини и блаженный Гена, которого владыка очень почитал. По пути в Тобольск останавливались в г. Ишиме, где я общался с будущим епископом Зарубежной Церкви Евтихием и в Тюмени, где поразил своими размерами Знаменский собор. Владыка говорил: «Мы маленькие, я – кроха» (его фамилия была Кроха). В Омско-Тюменской епархии было тогда всего восемь приходов. Обратил внимание на «прием» владыки – неожиданно предлагать священникам произнести проповедь («Священник должен быть всегда к этому готов», - говорил он). Помню, в канун праздника Троицы он предложил произнести проповедь двоим: искателю места из Ивановской епархии и молодому иеромонаху из Питера – о. Ионафану (ныне архиепископ Тульчинский, на Украине). Первый «поплыл», а о. Ионафан проповедь произнес блестяще.
В Нижнем Новгороде запомнилась экспрессивная личность владыки Николая (Кутепова). Подведомственное духовенство он держал в ежовых рукавицах. Однажды на Литургии на малом входе протодиакон слишком быстро вышел с Евангелием, а владыка ему громко: «Отец (имярек), если Вы спешите домой поскорее уйти, то можете идти». Мне тоже досталось за то, что на сугубой ектенье помянул только «братию святаго храма сего» (так в служебнике), а у них добавляли еще – ”и прихожан”. Побывал с владыкой в Арзамасе, где в величественном Воскресенском соборе совершалось погребение плащаницы Божией Матери.
Поездок в Воронеж через Задонск и Елец было много по причине 15-летнего опекания нашей общиной в Воронежской области двух десятков деревень. Еще в первой поездке в сане иеродиакона я подружился с о. Георгием, протодьяконом Покровского кафедрального собора.
В женских скитах под Задонском - великолепные святые источники. В них мы непременно старались окунуться. Всю дорожную усталость, как рукой снимало.
Курск. Незабываемый о. Лев Лебедев — колоритный священник, с которым я познакомился в Даниловом монастыре, проводя экскурсию. Завязалась переписка в связи с его статьями в «Богословских трудах» о Патриархе Никоне. В бытность на курской кафедре архиепископа Хризостома о. Лев был, пожалуй, единственным, кто позволял себе с чем-то не соглашаться в действиях архиерея.
Запомнилось, в частности, как на архиерейских литургиях, когда опускали ектенью об оглашенных, о. Лев вполголоса, так чтобы было слышно владыке, читал ее. Важность этой ектеньи он обосновывал тем, что она знаменует собой отделение на Страшном Суде овец от козлищ («оглашенные изыдите»). А поскольку тема Страшного Суда как-то притеняется, то вот и ектенью об оглашенных стараются опускать. С большим добродушием рассказывал батюшка о справедливых и несправедливых архиерейских прещениях в свой адрес. Ходил он по городу с протопопским посохом, зимой в длинной шубе и меховой шапке, напоминавшей боярскую. В городе его все знали. Достаточно было сказать таксисту на вокзале: «Мне к о. Льву», и доставка была гарантирована. Было у него неприятное искушение с «зеленым змием». Однажды после очередной жалобы, владыка Ювеналий ему написал: «Так, что же будем делать о. Лев?». Видя его страдания и страдания в этом плане других людей, я все больше ужасался пагубности этого зла. Батюшка очень возмущался по поводу слов, услышанных от одного архиерея:«Наше спасение, о. Лев, в католичестве». Был он оригинальным мыслителем. Помню, как поразил, рассказывая о своих планах написать что-то духовное, богословское на основании анализа расписания движения железнодорожных составов накануне октябрьского переворота. Мог демонстративно встать на большом собрании и, отряхивая пыль со своих ног у выхода из зала, громко заявить о причине своего поступка. Раньше о. Лев служил в Смоленской епархии. Смоленский епископ Феодосий (ныне митрополит Омский и Тарский) притеснял батюшку за его стремление совершать таинство крещения через полное погружение (по этой причине уже в Омской епархии от Феодосия ушли братья Курочкины – так в России возникли первые приходы Зарубежной Церкви). Впрочем, отношения у о. Льва с владыкой Феодосием сохранились теплыми и после ухода из епархии. Владыка часто писал о. Льву. В начале писем обращался к нему и его симпатичной матушке-гречанке: «Милые мои, лебеди». Еще запомнилось, что на новогодней елке у них было множество лебедей и львов.
Посетил с прихожанами Курскую-Коренную пустынь, где наместником был тогда архимандрит Иоанн. По-детски непосредственный, трудолюбивый, чрезвычайно общительный и открытый человек. Очень интересовался старым обрядом. К сожалению, Литургию здесь послужить неудалось, только вечернее богослужение. «Глаза и уши» совершенно уже физически немощного, но очень волевого владыки Ювеналия, оперативно ему сообщили о необычных паломниках обители. Наутро он вызывает к себе наместника вместе со мной. Запомнился пристальный, проницательный взгляд владыки. Впрочем, поговорили вполне мирно.
Вологда. Незабываемая поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Фотографии монастыря еще в детстве висели в моей комнате на стене с заголовком: «То чуду подобно...»
Запомнилась аудиенция у владыки Михаила (Мудьюгина) в его довольно скромной резиденции. Протягиваю ему на прощанье номер «Даниловского листка», который я тогда редактировал, с материалами о празднике Введения. Он с заметным неудовольствием: «И откуда Вы берете такие материалы» (о празднике известно из Предания - либеральные богословы несколько скептически относятся к некоторым его частям).
Архангельск. Много духовенства с Украины. Поразили масштабы здания епархиального управления, заложенного еще при епископе Пантелеимоне. Нынешний епископ Архангельский Тихон, выпускник Петербургской духовной академии, очень выдержанный, служит «лаконично», «сбалансированно». Приглашенный на ужин, предъявляю документы, он, не глядя, с улыбкой: «Так, кто ж Вас не знает». Посетил Антониево-Сийский монастырь, где очень деятельный наместник архимандрит Трифон (Плотников). Во время Богослужения у меня невольно проскальзывали какие-то элементы старой богослужебной традиции, в частности, буква «д» в слове “сердце” четко выделялась. О. Трифон рассказывал, что когда он стал в этом подражать, владыка сделал ему замечание.
Оренбург. Покойный митрополит (тогда архиепископ) Леонтий служил очень порывисто - следствие контузии во время войны. Профессор МДА К. Е. Скурат рассказывал, что в молодости владыка был очень строгим инспектором семинарии, особенно во время экзаменационных сессий. Однажды находчивые студенты организовали ему ложную телеграмму-вызов, чтобы избавиться таким образом от его присутствия на экзаменах. Много здесь общался со схиархимандритом Серафимом (Томиным) - исповедником Православия. Несколько лет батюшка был благочинным Свято- Пантелеимонова монастыря на Афоне. Запомнилось, что в его доме не было свободного места от икон. Было также много частиц мощей. Большой мощевик с частицами мощей Киево-Печерских угодников о. Серафим подарил Данилову монастырю.
Из дневника настоятеля: Рассказ схиархимандрита Серафима (Томина) о своей жизни
«Родился я в деревне, в Оренбургской области, в 1924 году. Отец был ярым безбожником, организатором колхозного движения. В 13 лет схиепископ Петр, бывший в ссылке, надел на меня подрясник со словами: «Не снимай до смерти». Отец избивал до полусмерти, так как ему кололи глаза - сын монашенок, попенок. Даже попросил «органы» забрать меня и попугать - наган приставляли, по щекам били. Я убегал на кладбище, знал, что отец туда ночью не пойдет, и засыпал на могиле. Отец утром находил, избивал плеткой.
Трудное у меня детство было. Церковь испытывала страшные гонения. Работники органов бросали жребий: за убийство монаха - 25 рублей, священника - 50 рублей, архиерея – 100 рублей. Простую старушку за протест при закрытии церкви забирали и – с концами. За наличие Библии расстреливали. В конце концов, отец меня выгнал. Я поселился в хибарке в соседнем дворе. Решил построить себе келейку. Господь наделил меня дарами - я и столяр, и жестянщик, и печник и т. д. Приходили активисты: «Выселяйся, нам для колхоза нужно». Всего построил семь келий. Они и сейчас в деревне стоят. Покупать можно было только на карточки, даже спички; я просил бабушку, и она покупала мне хлеба».
Екатеринодар. С владыкой Исидором тоже познакомился на экскурсии в Даниловом. В Екатеринодарском соборе произнес проповедь в защиту канонической росписи (в народе было смущение по поводу росписи собора). Владыка любезно направил меня в дом отдыха. Меня здесь ловко обворовали - влезли через балкон. Владыка не оставил в беде - компенсировал мои утраты сполна.
Вятка. Долгие беседы с владыкой Хрисанфом, в частности, на тему, кто больше зла принес стране - коммунисты или демократы. Владыка родом из Ровенской области, в молодости настрадался от коммунистов. Я же делал акцент на многочисленных фактах пагубности правления демократов. Службы здесь тоже «лаконично» совершаются. Запомнилось, что регламент проповеди не более 10 минут. Попросил семинариста дать знать, когда время выйдет, чтобы сказать заключительное: «Итак, братья и сестры…»
Екатеринбург. Почти месяц жил со старостой в резиденции епископа Никона, с которым был знаком еще по Воронежу по линии Союза Православных братств. Совершил Литургию по старому обряду в его домовой церкви. Занимался разбором архиерейской библиотеки. Ездили в Курган в гости к недавно скончавшемуся епископу Михаилу.
Владыка все подчеркивал: «Моя вера – «бабушкинская» и просил меня высказаться по разным богословским предметам, в частности, на тему диалога с монофизитами.
Иркутск. Жил несколько дней в пос. Листвянка на берегу озера Байкал - на даче у о. Калиника, иркутского ревнителя благочестия.
Удивило, с какой жаждой слушали проповеди прихожане Знаменского монастыря. Запомнилось выступление колоритного казачьего атамана Меринова на казачьем круге, на котором мы присутствовали с о. Калиником, и шествие казаков через весь город к памятнику Александру III.
Новосибирск. Покойный владыка Сергий на всенощной вместо кафизм произносил небольшую проповедь. Держался на дистанции. Настоятель Александро-Невского собора - очень деятельный о. Александр Новопашин. Активно занимается противосектантской деятельностью. Запомнилось посещение старообрядческого епископа Силуана. Очень добродушный, общительный владыка. Уютная небольшая церковь во имя св. мч. Евгения - построила ее мать в честь своего погибшего сына-воина Евгения.
Коми. Владыка Питирим очень приветливо встретил, пообедали в его квартире вместе с его матерью – игуменией женского монастыря. Осмотрел строящийся кафедральный собор. В основном время провел в мужских монастырях. Как всегда, сугубый интерес проявил к национальной специфике региона. Оказывается, и здесь имеют место сепаратистские тенденции. Впоследствии в отношениях с владыкой случился «напряг». Произошло это в доме моего старого друга - священника. Дело было до объединения с зарубежниками. Оно уже «витало» в воздухе. В гостях у батюшки было несколько священников из Зарубежной Церкви, в том числе и знаменитый о. Виктор Потапов. Владыка задал благостный тон общению: «Строятся храмы, идет возрождение, экуменизм пошел на спад» и т. д. Настала очередь сказать мне. Начал с таких слов: «На мой взгляд, все не так однозначно. На самом деле, в епископате нашей Церкви имеется очень сплоченная, влиятельная группа экуменистов-либералов». У владыки, что называется, «челюсть отвисла». Утром он жалуется настоятелю: «И что это себе позволяет о. Кирилл, я ночь не спал». Не меньше был озадачен и о. Виктор, не ожидавший встретить в среде патриархийного духовенства такого «махрового» фундаменталиста и антиглобалиста.
Псков. Неделю жил в женской обители на окраине города и каждый день служил. Беседовал о церковном пении с архиепископом (ныне митрополитом) Евсевием, но общего языка не нашли. Как я понял, он «на дух» не переносит знаменное пение. Энергичная и гостеприимная игуменья Людмила повозила по области - в Михайловское, на родину св. равноап. княгини Ольги и т. д. Особенно запомнилось посещение старца Николая Гурьянова. Плывем по озеру на катере. Игумения – на корме, ее заливает волнами. Совершенно спокойная, привыкла. Старец ласково встречает игумению, а мне: «А батюшку – не пущу». Я опускаю голову, заранее настроил себя на «крайнее смирение». “Матушка игумения, покушайте сладенького”, - приговаривает старец, кладя игуменье в рот очередную порцию конфет. Та безропотно повинуется. Дошла очередь до меня. Я пожаловался на болезнь желудка и стал получать свою порцию сладкого. В мыслях: «Как же так, без воды, будет же плохо». Старец, словно прочитав мои мысли, говорит: «А вот, компотиком запей». Помню, что после этого на долгое время боли в желудке затихли. Вдруг старец, глядя пристально поверх меня, несколько раз ладонью сильно ударяет меня по голове. Я смиряюсь зело, видно бесов увидел, которые кружатся, нашептывают, влагают нехорошие мысли.
Смоленск. Был здесь несколько раз. Опишу одну из поездок, состоявшуюся в 2004 году. Получив благословение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, я с 14 прихожанами отправился в не очень далекий путь. Наша цель - совершить молебен по древнему чину у Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Одигитрия» или «Путеводительница».
И вот мы в Смоленске. Размещаемся недалеко от города в гостинице. Встречаем много знакомых. Заходим в столовую — навстречу две старенькие монахини. Они хорошо помнят меня по Данилову монастырю. После завтрака едем в город. Нам очень повезло с экскурсоводом Марианной. Своими знаниями, неравнодушием, любовью к тому, о чем говорит, она расположила нас к себе и заставила полюбить Смоленск.
Город очень древний. Согласно летописям, его посещали князья Аскольд и Дир. Апостол Андрей Первозванный тоже подходил к Смоленску. Завоеватели всех времен и народов проходили через город-ключ Смоленск.
Выходим из автобуса на бульваре героев 1812 года, вдоль аллеи – бюсты: фельдмаршала Кутузова-Смоленского, генералов Барклая де Толли, Багратиона, Раевского, Неверовского. На гербе Смоленска: щит и пушка, повернутая на запад, а на пушке – птица счастья - Гамаюн. Здесь же увековечена память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в том числе Егорова, водрузившего в Берлине Знамя Победы.
Отдав дань уважения и признательности героям, отправляемся в монастырь XII века — Авраамиев, расположенный у восточной стены Смоленской крепости. От него почти ничего не осталось — кругом разруха и запустение. Но в Спасо-Преображенском храме теплится духовная жизнь.
Авраамиев монастырь передали Церкви только год назад. Это единственный мужской монастырь здесь. Храм еще не освободили, так как там находится единственный сохранившийся архив — книгохранилище миллиона книг. Литургия совершается в небольшой пристройке. Наместник — архимандрит Аркадий.
Отец Аркадий раньше был наместником Иоанно-Предтеческого монастыря в Вязьме. В 1989 году владыка Кирилл приглашал меня возглавить этот монастырь, но не получилось и назначили о. Аркадия ( Я не очень лестно отозвался об экуменизме, и через некоторое время владыка сказал мне: «Ты знаешь, тебе там будет трудно»). Через пару лет я побывал в нем с детьми воскресной школой Данилова монастыря. Сейчас этот монастырь стал женским.
Главные святыни Авраамиева монастыря — частицы мощей местных святых. Под спудом мощи основателя монастыря прп. Авраамия — просветителя, иконописца, строителя монастырей. В монастыре также имеются: частицы мощей великомученика Меркурия, по повелению Божией Матери защитившего Смоленск от орд Батыя в 1238 году, прп. Макария Калязинского, праведной Анны Кашинской, глава святителя Симеона Смоленского и многих других. Еще там есть очень редкая икона: святитель Никола совершает литургию.
Перед всеми этими иконами мы пропели величания знаменным распевом, попарно прикладывались. Прощаясь, я сказал: «Мы чувствуем, что здесь очень важное место. Ни в каком другом смоленском храме не увидишь такого собрания икон, написанных в каноническом стиле, и, что особенно ценно, местных святых. Мы как бы приобщились местной святости, которую принесла Господу Смоленская земля. Поэтому мы здесь и задержались, так как не хотели комкать начало посещения города, а, прежде всего, неспешно и основательно помолились. Дай Бог, чтобы этот духовный заряд сохранился надолго». Пропев величание перед чтимой иконой «Преображение Господне», отправляемся дальше.
В 1991 году были восстановлены и стали действующими еще три храма XII века: во имя Архангела Михаила, апостола Иоанна Богослова и Первоверховных апостолов Петра и Павла. В XII веке в городе было пять монастырей и 30 храмов. Строили их Владимир Мономах и его сыновья.
Храм апостолов Петра и Павла старше Москвы на год. Он сооружен в древнем византийском стиле из красного кирпича. Его воссоздали так, что древний и новый кирпич соседствуют, вкрапляясь в старую кладку. Поэтому дух XII столетия чувствуется очень остро. Иконостас храма расписан в рублевском стиле.
Заходим внутрь. Прочитали молитву перед иконой благоверного князя Ростислава, который больше всех построил храмов в Смоленске. Также прочитали молитву свв. Апостолам Петру и Павлу. Было большое желание совершить здесь всенощную и Литургию по древнему чину.
Далее отправляемся к главной цели нашей поездки — кафедральному Успенскому собору, где предстоит совершить молебен.
Собор расположен на самой высокой точке города, на Смоленской горе. Он огромен и отовсюду виден. Построен в XVII веке. С точки зрения архитектуры – это пик того, что старообрядцы называют «никонианством». Дело в том, что десятилетиями в Смоленске митрополитами были выходцы из Украины и Белоруссии, что очень отразилось на храмостроительстве. По сути, это украинское барокко. Успенский собор вмещает восемь тысяч человек, он один из крупнейших в стране. В соборе две святыни: Плащаница XVI века и икона Божией Матери «Одигитрия». Есть еще один образ Смоленской иконы, а также сандалии великомученика Меркурия.
В основном, все в западном стиле, неуютно. Рядом Благовещенский собор, где проходит крещение. Кстати, только в храме Новомучеников (уменьшенная копия храма Христа Спасителя) в новом «спальном» районе Смоленска устраивается баптистерий. Также на Соборной горе находятся рабочая резиденция митрополита, епархиальное управление, приходской дом, межепархиальное духовное училище с храмом св. Иоанна Предтечи, колокольня.
Входим под своды Успенского собора, все внимание сразу устремляется на главную святыню — Смоленскую икону Пресвятой Богородицы. Этот список с чудотворной иконы был сделан в 1517 году Осипом Ростовцевым. Не раз русские люди прибегали к Пречистой, прося Ее помощи и заступничества. Перед этим образом нам предстоит совершить молебен.
Все волнуются: как воспримут верующие Смоленска то, что столетиями пытались уничтожить огнем и мечем? Все непривычно: наши сарафаны, косоворотки, платки под булавочку, лестовки, наши поклоны и метания с подручниками, древнее облачение и древнее крюковое пение.
Подошли настоятель храма отец Михаил и два священника. Я обратился с приветственным словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогие отцы, братья и сестры! Я, игумен Кирилл, насельник Свято-Данилова монастыря, настоятель Троице-Никольской церкви на Берсеневской набережной города Москвы, прибыл по благословению Его Высокопреосвященства, владыки митрополита Кирилла для того, чтобы совершить молебен по старому обряду у великой святыни — Смоленской иконы Божией Матери.
Кстати, это уже не первый случай подобного рода. Совершали мы молебны по древнему чину у мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Иосифа Волоцкого. Будучи в Калининграде, я совершал молебен в Спасском соборе пред образом Спаса Нерукотворного. Таким образом, уже есть некая традиция совершения таких молебнов.
Мы сознательно не оповещали никого о том, что будет такой молебен, учитывая то, что кому-то это будет непривычно, необычно и может вызвать даже какое-то смущение. У нас же просто потребность в такой молитве».
В половине второго начался молебен. Спокойно, мощно, гармонично, без единого сбоя, на одном дыхании, удивительно благодатно. На молебне присутствовало около сорока человек.
Прекрасное пение Алексия Кантора - головщика хора, Наталии Панюшкиной, Людмилы Русиновой. Хорошая акустика подчеркивала слаженность и мощь молитвы. Чувствовалось благодатное присутствие Богоматери, веяние Духа Святаго. Как будто струя чистейшего, напоенного смолой вековых хвойных лесов воздуха, вошла в собор, напоминая, что есть другое, древнее, исконное, что еще живы корни, способные возродить могучую Родину. Они просто находятся очень глубоко и их надо разбудить.
Оглядываюсь на батюшек. Выражение их лиц меняется, настороженность сменяется интересом и вниманием. Они даже начинают пользоваться подручниками.
По окончании молебна настоятель собора протоиерей Михаил сказал: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Кирилл, дорогие братья и сестры! Позвольте сердечно приветствовать всех вас от лица владыки Кирилла и всей братии нашего собора. Отец Кирилл уже сказал, что он неоднократно бывал на Смоленщине. Мы рады, что духовная связь между нами укрепляется.
По благословению владыки Кирилла у нас проводится большая работа в разных направлениях. Первое приоритетное направление — это духовное просвещение нашего народа и особенно подрастающего поколения.
Смоленск — это ключ Российского государства. Здесь вырабатывается модель взаимодействия Церкви и государства в области просвещения подрастающего поколения. У нас совсем недавно на Народном Соборе принято решение вводить Православие в общеобразовательных школах как обязательный предмет.
Совсем недавно произошло знаменательное событие — на территории военной академии выстроен храм Божий. Господь нас не забывает».
Проходим по храму, поклоняемся иконам, чудотворному Казанскому образу, который несколько лет назад источал святое миро, и уникальной Плащанице. Она была изготовлена в 1561 году в мастерской Ефросинии Старицкой и была вкладом в Успенский Собор Московского Кремля. В 1812 году партизаны отбили награбленные московские ценности в обозе Наполеона. В качестве награды москвичи подарили эту Плащаницу Смоленску.
Не может не быть добрых последствий от того, что произошло. Может быть, это проявится не сразу, ведь большое видится на расстоянии. Если бы во всех кафедральных соборах, хотя бы иногда звучала исконная древняя молитва, в нашей жизни многое бы изменилось.
Ростов-на-Дону (1986 год). Несколько дней провел в резиденции митрополита Владимира (Сабодана). Владыка пользуется большой популярностью как проповедник. Первым делом, после назначения на кафедру, он провел масштабную реставрацию собора и обустройство архиерейских могил за алтарем собора.
Как всегда, посетил старообрядческий храм (постоянного священника нет), армянскую церковь на кладбище. Большое впечатление произвел огромный собор в столице донского казачества в г. Новочеркасске.
Кострома (начало 90-х годов). Энергичный епископ (ныне архиепископ) Александр, спокойный и основательный. Ощущение масштабных перемен. Посетил старообрядческого епископа (ныне архиепископ) Иоанна. Очень теплый, простой и гостеприимный старец. Живет с сыном в скромном домике на окраине города. Недавно пережил пожар – никак не может отойти от потрясения. Трудности с управлением Киевской епархией, в связи с чем сын его заметно нервничал. Служил или только посетил почти все храмы города, в том числе Ипатьевский монастырь, старообрядческий храм в селе Стрельниково.
Прокопьевск. В гостях у о. Александра Васькина – в прошлом он инженер на шахте, был даже партийным функционером. Ревностный патриот, остро переживающий за положение русского народа (сам, кстати, представитель малой северной народности). Монархист, почитатель митрополита Иоанна (Снычева). Есть напряжение в его отношениях с начальством, с могущественными кланами духовенства с Западной Украины. Не удивительно, что в опале. Служит в области, в селе, в бывшем спортивном зале.
Несмотря на энергичность губернатора Тулеева, шахты закрываются. С интересом осмотрел шахту, где в молодости три года работал о. Амвросий (Юрасов).
Больше всего в Прокопьевске потрясла наркологическая больница, в молитвенной комнате которой я с о. Александром совершил молебен.
Шокирующий рассказ главного врача об эпидемии наркомании в регионе, ужасная статистика. Запомнились ее слова: «Молодые, ведь, ощущают себя безсмертными, о смерти, как следствии употребления наркотиков, не думают».
С целью «познания жизни» попросил о. Александра организовать мне спуск в шахту. Удивился, что разрешение было получено. И вот я в шахтерской экипировке спускаюсь в глубину шахты на несколько сотен метров. Для меня, хотя я родом с Донбасса, это впервые. Наблюдаю работу экскаватора в небольшом пространстве – его ковш и «щупальца» напомнили мне динозавров из фильма «Миллион лет до нашей эры». В какой-то момент машина останавливается, воцаряется абсолютная тишина, и тебя начинает окутывать жуть. Через узкий лаз спускаемся на несколько десятков метров еще ниже. Небольшой камешек срывается и с шумом летит в бездонную пропасть. Вот мы, наконец, на самом дне. С грохотом проезжают вагонетки - ты прижимаешься к стене, а они тебя едва не задевают. Проходим мимо группы шахтеров, загружающих вручную вагонетку. Работают автоматически, не поднимая головы. Царство теней! Тебе становится еще более жутко от их безмолвия. В голове мелькает мысль: «Может быть, это не живые люди, а скорбные тени погибших шахтеров…». Вспоминаю ужасные рассказы об авариях и гибели людей в шахтах.
Вот, наконец, приняв душ и переодевшись, я на поверхности. Какой контраст после пребывания «во глубине кузбасских руд»! Боже мой! И эти люди, трудясь в таких адских условиях, постоянно рискуя жизнью, получают жалкие гроши за свой труд. Удрученное состояние еще более усугубилось после того, как один из руководителей шахты наглядно, с помощью графиков, цифр и таблиц, показал всю безчеловечную систему выжимания пота из этих людей для достижения любой ценой выгоды для нынешних хозяев производства. Да… А ведь, когда-то шахтеры Кузбасса были одной из главных опор новой демократической власти.
Украина. Объехал я ее вдоль и поперек. Участвовал в восьми собраниях Союза Православных братств в 90-е годы в разных ее регионах. Неоднократно бывал во Львове, Харькове и Одессе, в Чернигове на праздновании 100-летия прославления св. Феодосия Черниговского, много раз в Киеве, в Севастополе на празднике св. равноап. князя Владимира и т. д.
Буковина. В гостях у митрополита Онуфрия. Благочестивый, почитаемый народом архиерей. Поездили с ним по сельским приходам. Необычно было на великом входе слышать поминание Московского патриарха завуалировано, в ряду с другими Предстоятелями Православных Поместных Церквей.
Запомнилось посещение Буковинского университета. (К сожалению, здесь впоследствии обосновались филаретовцы). Когда я был в нем, приехал униатский митрополит (впоследствии – кардинал) М. Любачивский. Вместе с сопровождающими его священниками он выступал перед профессорско-преподавательской корпорацией университета, говорил о национальном характере Греко-католической церкви и о ее вкладе в украинскую культуру.
В какой-то момент сидящий в президиуме массивный униатский священник с грохотом свалился со стула. Находчивый секретарь митрополита о. Иван Дацько спокойно, с тонким юмором прокоментироавал эту неловкую ситуацию, мол, бывает, что и облеченный священным саном не застрахован от того, чтобы не загреметь в преисподнюю. Зал дружно отреагировал.
Побывал в Хотине – районном центре области на праздновании юбилея знаменитой хотинской битвы, когда казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного наголову разгромили татар. Боже мой! И кого тут только не было – яркое разноцветье: и униатские (о, нелепость!) казаки, и ветераны бандеровского движения, автокефалы, филаретовцы и т. п. Море национальных флагов.
Представители канонической Церкви первыми совершали заупокойную литию, затем униаты и раскольники. Мне владыка во главе группы молодых священников поручил быть в дни празднования в храме, находящемся в крепости. Храм недавно передан УПЦ МП. Безпрерывно служим молебны. В какой-то момент вваливается огромная толпа филаретовцев с флагами. С ними идет напряженный диалог, пригодилось знание украинского языка. «Мы бажаемо проспиваты наш дэржавный гимн – «Щэ нэ вмэрла Украина». Отвечаю: «У нас нэмае такого звычая (т.е. обычая), щоб спиваты у цэркви щось другэ, крим цэрковных писэнь». Насупились, но не стали нарушать. Разговорился с сопровождающим группу священником из Ивано-Франковска, пригласил его приехать в Москву. «Та ни, - отвечает, - тож инша краина» (по-русски – «другая страна»).
Последний раз на одесской земле я был в 1990 году при владыке Лазаре (ныне митрополит Симферопольский и Крымский). Приехал специально в сентябре, чтобы попасть на престол – на праздник Рождества Богородицы в женский монастырь в Александровке, знаменитый тем, что службы там совершаются на четырех языках: церковно-славянском, молдавском, болгарском и гагаузском.
Владыка везде мне благословляет произносить проповеди. Особенно запомнились гагаузские села. На праздничной трапезе в обители архиерей рискнул затронуть очень болезненный вопрос о переводе нескольких насельниц во вновь открытый монастырь. Что тут началось! Поднялся невообразимый крик, шум. Игуменья премудро молчала, но чувствовалась рука опытного режиссера, который предварительно разработал сценарий и распределил роли. Владыка пытался перекричать, угомонить, но, увы, все было безполезно, вожжи опрометчиво были отпущены, и неуправляемая тройка, сломя голову, рванула вперед. Для меня этот случай послужил уроком для более адекватного и продуктивного общения с аудиторией, особенно с женским контингентом.
У себя на Берсеневке я ввел жесткий регламент таких собраний – выступать не более двух раз, не перебивать, не поднимать рук, когда выступает другой и т. п., под дамокловым мечем строгих прещений для нарушителей.
Закарпатье. Красивая земля, симпатичные, гостеприимные русины. Посетил в 1985 году Мукачевский и Чумалевский женские монастыри известного старца Иова. Очень быстро читают и поют, кафизмы опускают. Пение в сельских храмах напоминало какой-то гул, мощный рев.
Всего не расскажешь. Были еще Казань и Уфа, Ташкент и Самарканд, Новый Афон, столицы прибалтийских республик и Минск, где я участвовал в конференции, посвященной 1000-летию Крещения Белой Руси.
В Эстонии – конечно, Пюхтицы, в Таллине – Александро-Невский собор, общение с лютеранами.
В Латвии – неоднократно в знаменитой Пустыньке, где подвизался известный старец Таврион.
В Риге – особый контакт с нынешним митрополитом Александром. До него я общался с его предшественником – очень колоритным митрополитом Леонидом.
В облике владыки Александра есть что-то детское, непосредственное, что притягивает к нему сердце. Сам он из среды старообрядцев - безпоповцев. В молодости посещал Покровский собор на Рогожском кладбище. В его домовой церкви во имя прп. Серафима Саровского совершил молебен по старому обряду.
Подарил деревянный баптистерий для кафедрального собора (по-моему, он толком не используется).
Владыка очень переживает из-за действий необновленцев, церковных сепаратистов.
Посетил два худосочных единоверческих прихода под Даугавпилсом, совершил в них молебны, активно поддержал открытие единоверческого прихода в самой Риге на Ивановском кладбище.
Много раз приходил в великолепный Гребенщиковский храм – самый крупный храм старообрядцев-безпоповцев, где неоднократно общался с наставником общины о. Иоанном Миролюбовым - ныне единоверческим священником в Москве.
По старому обряду служил также по благословению митрополита Кирилла в кафедральном Спасском соборе г. Калининграда, в котором в воскресный день произнес проповедь о значении для Православия сохранения в составе России этого региона.
Последние поездки по стране: Орел - в период выборов, чтобы поддержать своего зама по СПБ Фролова В. А., баллотировавшегося в Думу от Аграрной партии. Мое пребывание совпало с Днем Ангела недавно скончавшегося Орловского архиепископа Паисия. Подсказал Владимиру Афанасьевичу, что неплохо было бы воспользоваться тем, что соберется местное духовенство, и поздравить владыку в качестве кандидата в депутаты. Фролов так и сделал. Начал с того, что он с настоятелем церкви свт. Николы на Берсеневке специально прибыл поздравить владыку. Я стою, ни жив, ни мертв. Запомнился гул, который прошел по рядам молящихся, когда была упомянута Берсеневка. Оказывается, наше противодействие глобализации здесь широко известно.
Кроме Кижей, главное впечатление от недавнего посещения Карелии – края озер и лесов – это, конечно, знаменитый мраморный каньон у границы с Финляндией. Когда-то здесь добывали мрамор для многочисленных храмов и дворцов нашей северной столицы. Теперь здесь царит запустение. Было острое ощущение, что эти земли, вошедшие в состав нашей страны после зимней компании – войны с Финляндией (1939-1940 годов), мы не удержим, и Финляндия добьется реванша.
Иерусалим. Самое потрясающее здесь - это посещение Храма Гроба Господня, где ощутил вибрацию, какие-то волны, потрясающие все естество. Хотел