Игумен Кирилл (Сахаров). «Тамо
седохом и плакахом» (неделя на развалинах в глубинке)
В последние годы мы (я имею в виду
членов общины нашего храма и себя) стали наезжать в глубинку только в теплое
время года – после Радоницы и до Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. В
холодное время приезжать смысла мало – почти никто не приходит на службу в
руинированные храмы. Снежные заносы (их не всегда вовремя чистят). Лишь в одном
храме – Скорбященском с. Залазино есть возможность подтопить к службе. В идеале
и зимой хотя бы один человек молился бы обедницу в воскресные и праздничные
дни, а накануне чин 12 псалмов. В тех храмах, где такая молитва зимой
проходила, лампады и свечи возжигались, не чувствуется затхлости, характерной
для заброшенных помещений. В них легче по теплу подхватывать эстафету молитвы.
Первый храм, который мы посетили во
время майской поездки в глубинку, был в с. Сергиевском. Посвящен он
преп. Сергию Радонежскому. Сохранились только четверик и колокольня. Алтарь
полностью разрушен, трапезная часть без крыши. Надрывная картина лежащего на
боку купола с крестом. В этом году, по словам старосты, пытались купол поднять,
но не хватило нескольких метров вышки (50 тысяч за ее эксплуатацию были
потрачены впустую). Годы идут, идеи звучат – сделать пол, устроить маленький
алтарь и т. д., а воз и ныне там – только заросли вокруг храма выкашиваются. В
селе 22 дома, детей всего четверо. В трех домах живут таджикские семьи – в них
по 8 детей. Как говорится, ничего лишнего – только арифметика … Староста
сказала, что никого не смогла упросить помочь подготовить храм к нашему приезду
– пришла только таджичка. Она сказала: «Я помогу тебе, хотя нам нельзя». И еще:
«У нас один Аллах, а у вас вон сколько изображений». Спрашиваю у одной
прихожанки – дачницы: «Вы причащались?» (Я наложил на нее епитимью). Она: «Да,
причащалась. Сказала своему духовнику, а тот: причащайся – ты в этих грехах
каялась, ты просто забыла». Сетует, что предыдущий священник, опекавший храм,
часто приезжал, вникал во все детали, а новый вот уже больше года ни разу не
появился.
После вечерни в Сергиевском посетили
церковь св. вмч. Димитрия Солунского в с. Дмитровском. За 20 лет наших
приездов в этом храме мы не видели ни одного местного жителя. Внутри храма все
усеяно кусками штукатурки, затхлость и заброшенность. Радует только голубой
купол со сверкающим крестом (их установил один наш прихожанин). С пением пасхальных
стихер прошли вокруг храма. Неприятно, что появились свежие захоронения
вплотную к стенам. Это и не удивительно: если храм заброшен, если в нем не
звучит молитва, если нет хозяина.
Утреня прошла в большом
Преображенском храме с. Михайлова Гора. Целый собор с пятью куполами
(центральный еще больше наклонился – того гляди, рухнет). Двое местных жителей
молились с нами. Один из них, в прошлом следователь, а ныне начальник службы
безопасности крупной мармеладной фабрики, говорил, что он на ногах с пяти утра
до 11 вечера, но в храме отстоять службу в течение двух часов ему было
чрезвычайно сложно. С пением Пасхального канона прошли по селу. Два других
канона – Недели о слепом и предпразднеству Вознесению параллельно читали в
храме. Удивительно, что все три канона закончили читать одновременно – мы вошли
в храм с пением светильна «Плотию уснув», а в храме в это время читались
заключительные светильны двух прочих канонов. Рядом с большим храмом –
маленький деревянный в честь святителя Николы. Построен он был в 90-е годы
местным священнослужителем. Когда мы начали появляться в Михайловой Горе, этот
храм открывался только для соборования и для Великого освящения воды на
Богоявление. Наши появления и первые уставные службы здесь подвигли местных
бизнесменов – владельцев мармеладной фабрики, на его ремонт. Мы изготовили
новые престол и жертвенник, приобрели купель для крещения. Местный архиерей
совершил чин малого освящения храма. Через некоторое время священник, строивший
храм, сменил замок на его дверях … Но главное другое – он стал регулярно, раз в
месяц, приезжать сюда служить Литургию.
На следующий день на Отдание Пасхи, после
обедницы в Никольской церкви с. Змеево приехали в пос. Приозерный,
где у Поклонного креста (это самый большой крест, установленный нами) совершил
молебен свв. равноап. Кириллу и Мефодию. Несмотря на мелкий дождь, четыре
местные жительницы молились вместе с нами. Был день моего Ангела, но главное – Святейшего
Патриарха Кирилла – ему я посвятил свое слово. В местном кафе «Два льва» была
трапеза. Присутствовал местный благочинный – с ним мы находимся в постоянном
взаимодействии. Хозяйка кафе – езидка по национальности (я думал, что она
армянка и запустил весь свой скромный запас слов на армянском языке). На
трапезе подробно рассказал о том, что сделано нами за 20 лет – получился
своеобразный отчет. Благочинный очень благожелательно и заинтересованно на все
реагировал.
После трапезы поспешили к Поклонному
кресту в с. Кава. Когда 8 лет назад на Вознесение (здесь это престольный
праздник, крест установлен на месте разрушенного Вознесенского храма) я впервые
совершал здесь молебен, присутствовало несколько десятков человек – сейчас не
было никого! На следующий день был один мужчина и тот не местный; пару раз
появлялись дети. Когда накануне названивали старосте деревни (она была и
ответственной за поклонный Крест), то на третий день взявшая трубку ее
родственница раскричалась: «Надоели, звоните и звоните, отстаньте!» Вот это
самое неприятное – когда идет не поступательное движение вперед, а откат, по
сути, к нулю. После водосвятного молебна, с пением 7, 8 и 9 песен канона
Вознесению, прошлись по селу. Грустно, видимо, здесь придется завершить нашу
деятельность. Странно – и как эта пассивность сочетается с планами
администрации построить здесь часовню …
На следующий день посетили школу на
родине преп. Никона (Воробьева) в с. Микшино. Посещение школы – это
стратегическое направление, здесь непременно нужно бывать. Когда-то наша община
опекала лучшую школу столицы – N 19 им. Белинского. Со смертью директора
занятия прекратились. Отрадно, что пусть в глубинке, в селе, но школа нами
опекается.
Вечерня в Покровской церкви с.
Пиногощи. Сохранился четверик и колокольня, трапезная часть почти
разрушена. Интересен был рассказ после службы местной жительницы о своем
житье-бытье. Запомнилось, что единственный местный фермер не смог продать свою
пшеницу из-за конкуренции с пшеницей с Украины (он продавал за 15 руб. за кг, а
пшеница с Украины была в два раза дешевле). В этом году он засеял только 50 га
пшеницы (в прошлом году – 300). Одна из причин такого положения та, что у него
остался только один механизатор в хозяйстве – и тот в течение месяца в самый
разгар посевной кампании беспробудно пил. Вот такие печальные реалии… Картину
безотрадности дополнило руинированное по причине пожара здание правления фирмы
этого фермера, которое я освящал несколько лет назад. Пока готовились к службе,
я присел на берегу пруда, слушал по радио Сергея Михеева. Осока по берегу,
ржавые конструкции, пустые глазницы домов с провалившимися крышами – все
выглядело довольно безотрадно. На следующий день на Литургии никого из местных
не было – опускаются руки, кажется, что все наши усилия по возрождению храма
тщетны. Но, о чудо! В конце Литургии в храме появился мужчина. Перекрестившись,
он положил сумку с вещами – я подумал: тащат в храм Божий всякую ненужную
рухлядь. Оказалось, однако, что приехали рабочие, чтобы продолжить ремонт
храма.
Обедали у старосты храма в соседнем с.
Вышково (перед обедом пропели тропарь, кондак и величание Вознесению у Поклонного
креста на месте разрушенной Казанской церкви). Потряс рассказ этой женщины о
ночном поджоге их дома в декабре. Решил оказать посильную помощь. Попросил
помощника передать деньги, но только так, чтобы был результат. Видя, что помощник
просто хочет деньги передать в руки, говорю: «Нет, не то». Сам взял деньги и
вложил их в сапог на крыльце нового строящегося дома. Снова прошу помощника:
«Передай, что там в сапоге для Вас сюрприз». Добавляю: «Сказав, сразу отходи, а
то всунут деньги обратно». Помощник возвращается бегом, а вдогонку ему кричат:
«Ну что вы, ну зачем?!», и т.п.
Литургию на Вознесение служили в
главном приделе Скорбященской церкви с. Залазино. Порадовались на
недавно воздвигнутый крест на сверкающем куполе храма. Большой благоустроенный
алтарь, впечатляющий иконостас, свежий пол. У меня на памяти мерзость
запустения, которая еще недавно здесь была. Опасались, что будет осыпаться
штукатурка с купола и со стен – это было только один раз в конце беседы по
окончании Литургии – несколько небольших камешков упали в стороне.
Село Первитино. Зимой в здешнем Троицком храме
молились под колокольней. Предложили и сейчас там молиться, но я настоял, чтобы
служба (Литургия) прошла в главном приделе. В беседе после службы староста рассказала,
что ее зять, побывав в храме накануне вечером, почувствовал значительное
облегчение болезни ног, а после Литургии все признаки многолетней болезни
исчезли. «Были и еще разные случаи» - загадочно сказала она.
В воскресный вечер служба прошла в
часовне в честь священномученика Власия в д. Бронино. Внутреннее
состояние часовни с особой силой подтверждает заголовок этой статьи:
покосившиеся стены, провалившийся пол, вот-вот рухнет печь. Услышал, что в
Бронино на Купалу планирует приехать до 250 человек – до позднего вечера будут
продолжаться игрища, главным из которых будет прыгание через костер. Язычество
возрождается.
Воскресный обед прошел в кафе кампании
«Мармеладная сказка». Удивил объем перемен - за последние несколько лет
вырос целый городок с зоопарком, банкетным залом, гостиницей, музеем с
постоянно меняющейся экспозицией и пр. Обескуражило множество изваяний
драконов, рогатых персонажей мужского и женского рода (говорят, что их
изготавливали приехавшие с Украины мастера). На одном строении была шокирующая
вывеска: «Здесь учат волшебству и зельеварению». Да, далеко зашел сдвиг в умах
– вылезла откровенная бесовщина. Налицо двоеверие, характерное для первых веков
после Крещения Руси. Комплекс обслуживают около 50 человек, плюс еще полторы
сотни трудится собственно на фабрике. С обедом произошла путаница –
трапезничаем мы в «Сказке», вдруг звонит глава сельского округа – заждалась,
мол, на обед. Оказывается, помощники напутали: и директора фабрики, и главу
сельского округа зовут Иринами (кстати, Ирина и староста в Первитино). Я
сначала растерялся: сказать, что обед отменяется из-за возникшей неразберихи,
значит осложнить отношения на будущее. Ехать сразу после одного обеда на другой
– нереально. Я нашелся: «У нас возникли непредвиденные обстоятельства, нельзя
ли нам приехать попозже». В итоге, через три часа у нас была трапеза на
квартире главы сельского округа Ирины Борисовны. Ужин после очередного сытного
обеда, естественно, пришлось отменять. Особенно понравился грибной суп и салат
с гренками. На трапезе была директор школы – и она тоже Ирина! Меня прорвало:
как из рога изобилия сыпались рассказы о детстве, родителях, разных казусах в
церковной жизни. Развивал тему о детских комплексах, которые сказываются в
последующей жизни. Вот удивляются моей энергичности и динамизму, а я зачастую
чувствую себя неуверенно. Дело в том, что в школу меня отдали, когда еще не
исполнилось 7 лет, а большинству в классе было около 8. Отец часто называл меня
«мямликом» и «курёнком», что не придавало уверенности в своих силах. Отец
никогда не садился во главе стола, приходил незаметно в комнату, где собрались
гости, посидит с краюшку, опустив голову, и незаметно уходит. В последнее время
я много размышляю о школьных годах, тем более что на будущий год исполнится 50
лет завершения мною среднего образования. Если бы меня пригласили на выпускной
вечер в Микшинскую школу, то я бы дал такие советы: 1) воздерживаться от
обидных прозвищ, «кликух». В мое время они чаще всего были производными от
фамилий (Банникова – Баня, Стасюк – Стаська, Никулина – Никуля, Кузовой – Кузя,
Крепких – Крепа и т. д.). Ко мне прилепилось – «Шуга» (англ. – сахар). Называть
нужно по имени, данному каждому при крещении. 2) Школьный класс – это
промыслительно организованная Свыше общность людей, которая в идеале должна
сохраняться до конца дней земной жизни. Класс не должен разбиваться на резко
очерченные микрогруппы. Кроме совместного посещения уроков должны быть и другие
объединяющие начала: приглашения друг друга на дни рождения должны были бы быть
нормой с первого класса. Родителям нужно проявлять понимание, содействовать
таким встречам. В наше время отмечали, кроме Нового года, еще 23 февраля, 8
марта и 1 мая. 3) В классе не должно быть изгоев, неприкасаемых «кшатриев».
Пренебрежительно относясь к ним, превозносясь над ними, мы самоутверждали себя.
4) Не было достаточно основательных и убедительных бесед о вредности, опасности
и пагубности таких вещей, как аборты, алкоголизм, наркомания, курение, половая
распущенность и пр. 5) Неплохо преподавалась история, но советский патриотизм
не мог сформировать достаточно твердую почву под ногами. Русская солидарность и
взаимопомощь практически не воспитывалась. 6) Не было духовной скрепы в ее
православном содержании – того, что по-настоящему цементировало бы общность
людей. Можно было бы еще продолжить на эту тему, но на этом пока завершу.
Поездка получилась одной из самых
напряженных и насыщенных: мы выезжали на «точки» ранним утром, а возвращались
поздним вечером. Были, конечно, и посиделки, и интересные беседы на званых
обедах. Вспоминали, как наш водитель, когда я его попросил принести мне из
пономарки ризу, вместо ризы подходит ко мне с прихожанкой по имени Лиза. В
заключение приведу еще пару курьезных случаев: 1) В одном храме был сторож,
который любил выпить. Его ругали, епитимью накладывали, но все напрасно.
Однажды настоятель после вечерней службы зачем-то вернулся и видит нетрезвого
сторожа, который лежит посреди храма и слезно повторяет: «Господи! Прости меня,
зде лежащего и повсюду православного». 2) Ехал мужик на машине. Ехал, ехал, а
машина возьми и сломайся. Видит мужик церковь на пригорочке. Пошел к ней –
видит священника. Говорит: «Батюшка, машина у меня сломалась, можно от вас
позвонить?» Батюшка: «Позвони, сын мой…только осторожно – колокол не сломай».
Вечерня в церкви прп. Сергия Радонежского с. Сергиевское
У колокольни церкви св. Димитрия Солунского с. Дмитровское
Часовня св. вмч. Георгия Победоносца в д. Ананкино
С благочинным в пос. Приозерный
Благочинный о. Николай поздравляет с днем Ангела
В алтаре Покровской церкви с. Пиногощи
Литургия в церкви Покрова Божией Матери с. Пиногощи
На великом входе в церкви Покрова Божией Матери с. Пиногощи
В школе
Вечернее богослужение в Скорбященской церкви с. Залазино
Главный придел церкви Всех скорбящих Радость с. Залазино
Скорбященская церковь с. Залазино
У Поклонного креста на месте разрушенной Вознесенской церкви с. Кава
Троицкая церковь с. Первитино
Великий вход. Церковь Святой Троицы с. Первитино
Литургия в Троицкой церкви с. Первитино
Перед вечерней в часовне в честь свщ. мч. Власия д. Бронино
В гостях у двух Ирин - главы местной администрации и директора школы
Редкие минуты отдыха