Игумен
Кирилл (Сахаров). В Николо-Пешношском и Новоиерусалимском монастырях
Недавно посетил эти знаменитые обители, а между
ними престольный праздник в одном храме на окраине Москвы. Хотел бы поделиться
впечатлениями. Обычно в поездке, если она начинается рано, я читаю Исусову
молитву за полунощницу, а потом слушаю записи «Радонежа» (на сей раз главы из
Книги Притч и Премудрости Соломона) или кассеты из нашей довольно большой
фонотеки - оказался невольным слушателем концерта Виктора Королёва, того
самого, который выступает в чёрной кепке
и бодро выскакивает на сцену со словами: «Родненькие мои! Как же я ждал
этой встречи с вами!» Зал заводит с полуоборота и держит его в эмоциональном
возбуждении до окончания концерта. Ритмы и тексты отпечатлеваются в душе и впоследствии
возникают в памяти, препятствуя деланию Исусовой молитвы. «Руки выше! Не слышу
вас! Все-все-все! Привет - привет-привет!» Коронная песня «Букет из белых роз»:
«Букет из белых роз! Любовь здесь в каждом
лепестке». Очень динамично одна песня сменяла другую: «Давай под
капучино с тобою устроим простую вечеринку», «Я для тебя из хрусталя построю
замок, я для тебя из янтаря построю дом», «За твои красивые глаза, за твою
такую нежную улыбку, полюбил тебя я не на шутку, полюбил и нечего сказать» -
заводил Виктор участников концерта, основную массу которых составляли женщины.
А я думал: «Огромные залы, которые собирают известные исполнители, к сожалению,
многократно превышают количество
молящихся в наших храмах», и ещё: «дружок, построил бы ты своей возлюбленной
дворец из кирпича, а дом из дерева, а
сэкономленные средства можно было бы пустить на восстановление руинированных
сельских храмов». Перед моим носом на
спинке кресла было закреплено объявление водителя о том, что он ищет работу в
качестве персонального, семейного водителя. Себя характеризует следующими
словами: «честный, прямолинейный, доброжелательный». Особенно запомнилось: «стрессоустойчивый
и бережно относящийся к машине».
Два часа езды отделяют столицу от Николо-Пешношского монастыря - древнейшей обители в Дмитровском районе
Подмосковья. Основана она была в 1361 году одним из ближайших учеников прп.
Сергия Радонежского прп. Мефодием (в 2022 году исполняется 630 лет со времени его
преставления). Сначала Преподобный поселился в болотистой местности неподалёку
от нынешнего расположения монастыря (на месте первоначального поселения
установлен поклонный крест). В 1553 году по пути в Кирилло-Белозерский
монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь
спросил находившегося здесь на покое бывшего епископа Коломенского Вассиана:
«Отче, как лучше править государством?» — на что получил ответ: «Если хочешь
быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила,
что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь
твердым на царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец
мой не дал бы мне лучшего совета». Восстановлена была обитель в основном в
2007-2014 годах. Ежегодно, благодаря помощи главы района В.В. Гаврилова,
восстанавливался один монастырский храм – к 2014 году был восстановлен
последний – седьмой. Обитель тогда посетил Святейший Патриарх Кирилл. До
революции в шести братских корпусах обители проживало 125 насельников, в
настоящее время их только 8. Запомнились: святой колодец (здесь по
воскресеньям, после Литургии, служат водосвятный молебен). Трапезная палата
(первая половина 16 века). Церковь прп. Сергия Радонежского с приделом прп. Мефодия
(в 1858 году его освящал митрополит Филарет (Дроздов)). Иконостасы храма были
изготовлены в Москве, а расписывали его местные иконописцы.
В сослужении с двумя насельниками монастыря у
мощей Преподобного я совершил молебен по старому обряду. В Мефодиевском приделе, в специальной гробнице
находятся останки юродивого монаха Ионы (18 век) – они были подняты из земли
при ремонте храма в 2016 году. В этом году исполняется 285 лет со времени кончины
подвижника. Можно посетить его келию. Опасаясь праздности, он плёл лапти и безплатно
их раздавал. Иногда по ночам залазил в печь, но не для того чтобы согреться, а
чтобы почувствовать тяжесть адских мук. По молитвам к нему, после его
преставления, происходили исцеления, особенно детей (при жизни Ионы дети его очень обижали). В приделе
раньше совершались ежедневные Литургии, в последние годы здесь служат панихиды
и литии. Интересно происхождение слова «Пешношский» - от « пешком пошли» - так,
без помощи лошадей, трудились первые иноки. Интересно было узнать, что в
обители до избрания их епископами подвизались святители Гурий и Варсонофий –
участники Стоглавого Собора.
Богоявленский храм (начало 16 века ) в колокольне
был первым, где начались Богослужения. В настоящее время службы здесь проходят
только на праздник Собора св. Иоанна Крестителя. Самым обширным храмом обители
является Никольский собор (на его месте была первоначально деревянная церковь).
Колокольня 16-18 веков с галереей. Больничный
корпус с церковью святителя Димитрия Ростовского (1829 год). Названа она была в
честь святого покровителя строителя храма. В иконостасе здесь живописные
изображения, роспись каноническая. Святители Димитрий Ростовский и Филарет
Московский изображены в древнерусском облачении с двуперстием.
Сретенская церковь запомнилась очень плотной
росписью в живописном стиле. Надвратный храм (конец 17 века) посвящен
Преображению Господню. В самой большой монастырской башне располагаются
архиерейские покои. В трапезной покоев запомнились изображения в рост
митрополитов Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова). Владыка Платон называл
Николо-Пешношский монастырь «второй Лаврой». Библиотека монастыря насчитывает
около полутора тысяч книг. После закрытия монастыря в 1922 году монашеская
община в виде артели существовала до 1928 года. В послевоенные годы здесь
разместился психоневрологический интернат. В 60-е годы был разрушен большой
монастырский некрополь (уже после открытия обители многие фрагменты памятников
были возвращены в неё.) Пациенты интерната (сейчас он называется Социальным
домом) были переведены в новый комплекс зданий, оборудованных по последнему
слову. В одном из корпусов Дома расположен Свято-Пантелеимоновский храм. К
сожалению, на службу сюда из почти тысячи обитателей Дома приходит не более двадцати
человек. За монастырской стеной находятся два пруда – в них разводят рыбу.
Рядом завершается строительство часовни.
В Смутное время (начало 17 века) около двадцати
насельников обители погибли от рук польско-литовских интервентов. Монастырь
сильно пострадал. В лике новомучеников прославлены четверо пешношских монахов.
По словам нашего экскурсовода, на праздник святых
первоверховных апостолов Петра и Павла за Литургией причащалось более
восьмидесяти человек. Часы на
монастырской колокольне отбивали каждый получас, но, к сожалению, на всех
четырёх их, из-за технических неполадок,
указывалось неправильное время. Нужно еще отметить, что в экспозиции
Дмитровского музея находится потир, использовавшийся прп. Мефодием при
совершении Литургии. В обители находился чудотворный образ Богородицы «Прежде
Рождества и по Рождестве Дева». К сожалению, место нахождения этой иконы
неизвестно – в монастыре имеются её копии. В музее им. Андрея Рублева находится
одна из главных монастырских святынь – образ святого Иоанна Крестителя кисти прп.
Андрея Рублёва.
Насельники обители просты, улыбчивы, приветливы и
благожелательны. На трапезе благочинный сконфуженно сказал: «Надо было вас
накормить в гостевой трапезной – там бы, как для паломников, находящихся в
пути, вам предложили бы рыбу». Провожая в обратный путь, нам, помимо нескольких
буклетов по истории монастыря, передали значительный объём «молочки» – сыра,
творога и молока. Приятное впечатление осталось после общения с братией. С
огорчением вспоминал недавний разговор с одним из близких родственников. Он
рассказывал, как обратился с просьбой к знакомому священнику благословить его
на открытие своего дела. Священник задумался, а потом сказал: «Благословлю,
если будешь нам помогать». Возмущался по поводу роскошных машин у духовенства,
такс за требы, тем, что священник не допустил до причастия его друга –
диабетика, который поел перед Литургией, а следующего исповедника, от которого
несло самогоном – того причастил. Мать моего родственника священник отказался
соборовать, так как она была в коме, мать и умерла. Другой священник сказал,
что он таких соборует, так как они все слышат. Как-то в храме священник продал
ему свечи, но было видно, что ранее они уже стояли, то есть их пустили по
новому кругу. В одном селе глава администрации построил храм и дом для
священника с газом, холодильником и пр. Молодой священник, недавно закончивший
семинарию, говорит строителю: «А вы должны мне ещё привезти в дом телевизор»,
назвал ещё несколько предметов. Возмущенная глава администрации в ответ: «Мы
ничего Вам не должны». Вскоре по его настоянию священника сменили. Родственник
ещё возмущался, когда этот молодой священник обращался с просьбой покосить
вокруг храма. Он возмущенно отреагировал: «А самому что, слабо это сделать?»
На обратном пути посетили село Рогачёво. Здесь находится один из пяти крупнейших сельских
храмов страны вместимостью в пять тысяч человек (примерно столько же сейчас в
Рогачёво жителей). По своей архитектуре этот храм (он посвящен святителю
Николе) напоминает храм Христа Спасителя. В настоящее время служба совершается
в двух приделах храма, в третьем, главном, продолжается реставрация. Здесь нам
большое внимание оказал настоятель о. Сергий – выпускник Московской духовной
семинарии. Он является так же благочинным церковного округа.
У мощей. Николо-Пешношский монастырь
Никольский храм с. Рогачево
Внутреннее убранство Никольской церкви. С. Рогачево
В Новоиерусалимском
монастыре впервые я побывал в далёкие семидесятые студенческие годы.
Конечно, приехав в этот раз, в глаза бросилась благоустроенность обители, ее
великолепие. Впечатляюще смотрелись въездные ворота с надвратной церковью во
имя Преображения Господня. Великолепная панорама. Экскурсоводом у нас был
почетный попечитель нашего храма о. Григорий Кириков. В течение 14 лет он
участвовал в восстановлении обители, был ближайшим помощником наместника. В
течение нескольких часов о. Григорий темпераментно рассказывал нам об истории
монастыря, о восстановительных работах в
нём, показывал плоды своих трудов. Мы побывали практически везде: в скиту
патриарха Никона, в музее, посвященном ему, в трапезном корпусе, надвратном
храме, колокольне и, конечно же, в Воскресенском соборе. Как и почти все
сотрудники монастыря и музея о. Григорий является большим почитателем Никона.
Аскетический облик реформатора, грандиозность его планов и свершений очень
впечатляют поклонников основателя монастыря. Долго мы поднимались по узкой
лестнице скита и осматривали его клетушки. Здесь видели каменное ложе Никона
(так как оно слишком малое по длине, помощники патриарха продолбили в стене
дополнительный объем). Вериги, врезавшиеся в его тело, весили 10 килограмм (их
можно увидеть в музее. Там же находится антиминс времени основания монастыря).
Послания опального патриарха, известная картина с изображением его и братии
обители. Как известно, патриарх Никон задумал в Воскресенском соборе строить
365 алтарей – по числу дней в году, с тем, чтобы ежедневно отмечать престольный
праздник в обители. До конца эта идея не была реализована – в настоящее время
действует чуть более сорока алтарей. Больше всего нам понравилась кувуклия в Воскресенском
соборе. Расписана она в каноническом стиле. В навершении её тексты воскресных
тропарей на восемь гласов. С внешней стороны кувуклию опоясует галерея с
изображениями апостолов. Голгофа с Распятием, изготовленные при жизни Никона,
впечатлили в меньшей степени. Как всегда
в росписи привлекали внимание только те изображения, которые был исполнены в
каноническом стиле. Очень торжественно и празднично оформлена надвратная
церковь – здесь проходят крещения и венчания. Прежние наименования окрестностей
были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был
заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский
холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки
Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX
века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви —
Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Некоторые здания
повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор
(1656—1685), созданный по образу и подобию храма Гроба Господня. Крепостные
башни в 18 веке получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, Дамасская
и др. В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17
августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в
приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора. В 1869 году
архимандритом монастыря был назначен видный учёный, археограф Леонид (Кавелин).
Отец Леонид вёл работу по созданию одного из первых церковных музеев России — Музея
патриарха Никона, который открылся в 1874 году в северной трапезной палате
монастыря. Закрыт был монастырь в 1919
году. В декабре 1941 года немецкие минёры взорвали Воскресенский собор,
колокольня собора была разрушена до первого яруса. Возобновлена была обитель в
1994 году.
Что касается посещения храма на окраине столицы в
день его престольного праздника. Передан он был Церкви в крайне разрушенном
состоянии. Говорят, что долго не могли определить, где же у переданного храма
были входные двери. Иконы, как в иконостасе, так и по храму, в каноническом
стиле. Иконостас с тонкой художественной резьбой и неожиданно миниатюрные Царские
врата. Служили пять священников, и только один из них несколько минут
исповедовал, по-видимому, своих знакомых. С самого начала Литургии были
неожиданные для меня моменты. Я ещё раз убедился, что процессы модернизации в
церковной среде зашли слишком далеко. Давно заметил, что совершение, например,
молебнов очень отличается в разных храмах. Какие-то отличительные моменты
наблюдаются на службах и в единоверческих храмах, но они совершенно ничтожны по
сравнению с храмами, где служба совершается по обычному чину (так, например, в
одних единоверческих храмах священник произносит: «Мир всем!» руки имея при
этом опущенными, а в других руки крестообразно складывает на груди и т.п.).
Обычно молитвы перед началом Литургии («Царю Небесный», «Слава в вышних Богу…»,
«Господи устне мои отверзеши…») произносятся предстоятелем на заключительной
молитве шестого часа, здесь же нарочито громко попеременно служащими
священниками они произносились по окончании этой молитвы. Апостол и Евангелие
читались на русском языке. После Евангелия проповедовал один из приезжих
священников. Начал он свое слово с просьбы к молящимся помолиться о том, чтобы
оно (слово) было как можно более кратким, а завершил неожиданным произнесением
разрешительной молитвы, читаемой после частной исповеди отдельно над каждым
человеком. Таким образом, получается, что сейчас некоторые клирики пошли дальше
обновленцев, у которых хотя бы сохранялась общая исповедь. Здесь же непонятно,
кого и от каких грехов скопом всех разрешили. Стало быть, неизбежно пришедшие
впервые, а также нераскаявшиеся в каких-либо смертных грехах вполне могут пойти
причащаться. Модернисты подсмеиваются над обязательной исповедью перед каждым
причащением – мол, формализм, так сказать пропускной билет для подхода к Чаше,
а сами этот «билет», или, по сути, индульгенцию предоставляют всем без разбора.
Заключительные слова о мире на Украине (эту молитву настоятель читал на амвоне)
послужили «стартом» для начала пения Херувимской песни. Значит ектеньи об
оглашенных и две последующие за ней – по боку. В конце Символа веры, после того как священники в алтаре
приветствовали друг друга «целованием мира» и словами «Христос посреди нас»,
настоятель в Царских вратах, обращаясь к молящимся, произнёс: «Христос посреди
нас» и «Христос Воскресе» (по старому чину, с возгласом «Христос посреди нас»
священник обращается к молящимся с амвона на всенощной, после того как он
приложится к Евангелию). Особенно поразило, как совершался Евхаристический
канон – сердцевина Литургии. Опять священники попеременно, а не только
предстоятель, как было раньше, произносили положенные возгласы и совершали
соответствующие действия вплоть до благословения Агнца на дискосе священником,
стоящим слева от настоятеля, и благословения Чаши с вином священником, стоящим
по правую руку. «Аминь» при этом произносил не только благословлявший священник
и не только всё духовенство в алтаре, но и все молящиеся в храме (подобное я наблюдал в практике о. Георгия
Кочеткова). Что-то есть в этом от протестантизма, хотя должен признать, что на
главнейшем моменте Литургии, когда происходит преложение хлеба и вина в Тело и
Кровь Христовы, больше акцентированности. По старому чину все творят поклон
земной независимо от праздника, после возгласа «Изрядно о Пресвятей…» - поклон
уже Телу и Крови, Живому Христу. В обычных храмах это как-то проходит
незаметно, нет единого поклонения в этот важнейший момент. Я сторонник
максимального единообразия Богослужебных чинов. При этом я понимаю, что
административные меры здесь не дадут должного результата. Скорее всего,
отличительные моменты будут сохраняться. Тем не менее, издание
авторизированного чина Литургии, как и других Богослужебных чинов, послужит
твёрдым ориентиром для молодого духовенства.
Как
известно, Святейший Патриарх Тихон в своём обращении к духовенству
призывал отказаться от богослужебных экспериментов и следовать уставной
канонической традиции. К сожалению, объем вариативности в
совершении церковных служб нарастает. Помню, когда я начинал активно
посещать храмы столицы, то сразу заметил, что понятие молебна в его
полноценном формате уже не встретить. В этом плане богослужения по старому
обряду выгодно отличаются своей полнотой, цельностью и единообразием.