Город был основан в тринадцатом веке князем Глебом. Ныне это третий по величине после Москвы и Петербурга город России (три миллиона человек). Лечащий врач, кроме того, что он высокопрофессиональный специалист, оказался еще прекрасным гидом и рассказчиком. Проехались по городу. Запомнились красивые здания бывшего Крестьянского банка и биржи. Царский павильон на знаменитой Нижегородской ярмарке. Дом, где начинал работать подмастерьем Пешков (Горький), впоследствии он был подарен писателю.
Троицкая церковь в Высоково. Вот такие небольшие кладбищенские храмы в советское время зачастую были кафедральными соборами. Удивило, что дежурная (она была единственная в храме) даже не подняла глаз, когда мы вошли. А ведь при входе в храм на аналоях лежали несколько ценных икон небольшого формата (дежурная сидела ближе к клиросу). Может быть, есть видеокамеры? На стенах большие живописные изображения на Евангельские сюжеты. Будучи приверженцем канонического стиля, все-таки трудно не согласиться, что для восприятия народа такие изображения более действенны, чем десятки небольших фресок в том же древнем Троицком соборе Макарьева монастыря.
В годы войны в ограде храма от бомбежки погибло несколько человек - получается, что немецкие самолеты залетали за Москву почти на 500 километров.
Преображенская церковь в Печерском районе. Именно эта церковь красуется на известной картине Саврасова «Грачи прилетели». Потолок при входе в храм расписан в каноническом стиле (остальная часть храма расписана в живописном стиле). В храме аж четыре прекрасных Голгофы разного размера в древнем стиле. Древняя икона апостола Иоанна Богослова в окладе. Правый алтарь без иконостаса - неожиданно. В углублении под храмом могила местночтимого подвижника преп. Иоасафа Печерского. Рядом небольшой алтарь.
Рождественская церковь. Её еще называют «Строгановская». Это одна из красивейших церквей города. У подножия возвышения, на котором располагается церковь, злачное заведение под названием «Жарра - город грехов». Оказывается, что Нижний тоже город контрастов...
Александро-Невский собор. Это одна из доминант города. Собор был построен в начале прошлого века. Мне здесь приходилось неоднократно бывать, так как при соборе одно время, не знаю как сейчас, действовало Александро-Невское братство. В 1992 году, проезжая по Волге на пароходе с детьми, напротив собора я совершил крещение в реке нескольких подростков. Принял участие в вечернем богослужении - оказалось, что это был канун малого освящения одного из приделов собора. Внутреннее убранство собора потрясающе. Расписан он в каноническом стиле. Иконостасы из липы, главный высотой в семиэтажный дом. Справа и слева от входа в полукружии десятки икон Богородицы. Под несколькими основными иконами - тексты молитв святым, изображенным на них.
Печерский монастырь. Справа от входа в обитель - галерея со скульптурными изображениями государей. Сразу стремлюсь увидеть скульптуру Иоанна Грозного. Её не оказалось, так как галерея посвящена царям из династии Романовых, начиная с Михаила Федоровича, а Грозный, как известно, был из династии Рюриковичей. Потрясающее убранство главного храма обители: каноническая роспись, мощевики, Печерская икона Богородицы. Все прекрасно, но богослужение опять не впечатлило. И в монастыре все быстро и не очень разборчиво. Увы, тем, кто привык совершать богослужения по полному уставу, по старому обряду, бывает тяжеловато стоять на службе, которая совершается с большой скоростью. Хотя бы в монастыре, хотя бы шестопсалмие. Читалась только одна кафизма, а затем без перехода (50-й псалом) сразу канон на четыре тропаря... И потом клироса расположены за аркой у иконостаса. Стою вплотную около неё - что читают, что поют? - Долетают только отдельные слова. Воспринимаются в основном неизменяемые тексты. Вопрос: как такая служба будет воспринята впервые пришедшими, взыскующими истинной веры, соблазняемые сектантами? В монашеском углублении можно еще более-менее, еще как-то воспринять. А как же народ Божий? Почему бы кафизму и канон не читать на середине храма? - Ведь это значительно улучшит восприятие. И потом - нельзя ли в два, а лучше в три раза снизить темп чтения и пения, чтобы хотя бы «слова не отскакивали от зубов»?
Макарьевский монастырь. Рядом с этой древней обителью храм, который никогда не закрывался. Памятник преп. Макарию. Долгое время здесь проходили знаменитые ярмарки. Благодаря им обитель процветала. Изначально этот монастырь был мужским, но еще до революции он стал женским (таким он и оставался до своего закрытия в 1927 году). Основатель обители в двенадцать лет стал на иноческий путь. Был келейником преп. Дионисия Суздальского. В Нижнем Новгороде он встречался с преп. Сергием Радонежским. В обители было до сорока иноков. После нападения татар на монастырь Преподобный был отправлен в плен в Казань. Здесь он поразил хана своим мирным духом. Хан отпустил его вместе с сотней мужчин, не считая женщин и детей. После возвращения из плена, Преподобный удалился в костромские пределы на реку Унжу. Умер он в 95 лет. Мощи его были обнаружены через 226 лет после погребения. Сейчас в обители (она была передана церкви в 1991 году) находится часть главы Преподобного, частица мощей его в иконе. У могилы возобновителя монастыря архимандрита Авраамия (он первым организовал ярмарку в первой половине 17 века) совершил заупокойную литию по старому обряду. В 1620 году Желтоводскую обитель возобновил старец Авраамий, к которому неоднократно в сонном видении являлся преп. Макарий, прося Авраамия устроить некогда разоренный монастырь. Особое впечатление произвел новосооруженный иконостас в Троицком соборе. После закрытия монастыря монашеская община была преобразована в трудовую артель. Затем, в обители располагались детский дом, военная часть, ветеринарный техникум. В соборе - клуб, склад зерна. Фрески в нем были забелены, первый ряд их вообще сбит. Один из приделов посвящен преподобному Михаилу Малеину - небесному покровителю царя Михаила Федоровича, который оказывал обители большую помощь. В настоящее время в монастыре всего лишь полтора десятка насельниц (в девяностые годы было в два раза больше). Посетил здесь также Успенскую церковь с колокольней, с приделом св. великомученицы Екатерины (она изображена в одеянии императрицы Екатерины Второй). Фрески в этом храме невозвратно утрачены. В годы лихолетий в храме располагались спортзал и столовая, проводились танцы. Один раз в год - 7 августа, в день памяти преп. Макария, здесь проходит праздничная трапеза, на которую приглашают более 300 гостей, трудников и паломников. Отреставрирована Надвратная церковь в честь архангела Михаила. Здесь, как и в Троицком соборе, трудились местные нижегородские мастера. После передачи монастыря церкви этот храм был восстановлен первым.
Как всегда, побывал у старообрядцев. Конечно, это, прежде всего, о. Леонтий Пименов, настоятель церкви Рождества Богородицы в Орехово-Зуево, благочинный старообрядческих церквей Московской области. О. Леонтий - коренной нижегородец. Более тридцати лет, как в сане. Живет с матушкой почти в самом центре города, на 9-м этаже.
«Отец Леонтий, маститый старообрядческий протопоп должен, наверное, жить в поместье на берегу реки, пить чай с семейством на террасе», - говорю я ему. Батюшка приглашает пройти на балкон. Перед моим взором открывается прекрасная панорама. Оказалось, что Волга совсем рядом. «Лепота!» - вырвалось у меня, как у персонажа известного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Входит внучка, неся первый поднос, начинается церемония накрывания стола к обеду. «Одна из 15-ти моих внучек», - говорит о. Леонтий. После такого представления, я подумал: «С такой динамичной рождаемостью, такими внушительными демографическими показателями, вполне возможно, через какое-то время, старообрядцы могут стать самой количественно значительной категорией населения России». Несмотря на два инфаркта, о. Леонтий, по-прежнему энергичен и целеустремлен. Знакомый пассионарный облик этого пастыря. Есть только некоторые затруднения в речи и сложность в восприятии сразу двух и более тем. Скрупулёзно рассматривает - похож на серьёзного стратега - военачальника. Произносит вслух названия улиц, обозначенных мелким шрифтом (мне это было сделать затруднительно). Трапеза: картофель, помидоры, огурцы, свекла, винегрет, пирожки с капустой, фрукты. «Это только кажется, что пищи много. На самом деле постная пища совсем не так наполняет желудок, как скоромная», - комментирует хозяин. Отношения с близкими корректны и любезны, в то же время чувствуется безусловный авторитет главы.
Интересная беседа: о перипетиях восстановления храма в Орехово-Зуево, о тамошних священниках, о проблемах с передачей храма в Ногинске (Богородске). Сожалеет, что болезнь помешала довести дело до конца. Как известно, архитектором храма в Орехово-Зуево был Бондаренко. Одним из храмов, который он построил, был храм старообрядцев-поморцев в Москве в Токмаковом переулке. В советское время там за высоким забором располагалась мастерская, изготовлявшая печати для партийного руководства. Для нужд реставрации Орехово-Зуевского храма нужны были фотографии храма в Токмаковом переулке. История с детективным оттенком, как о. Леонтию удалось сфотографировать этот храм с балкона соседнего высотного дома. Что касается храма в Ногинске (Богородске), то здесь сложность еще в том, что там располагается хлебопекарня, обслуживающая воинские части Подмосковья. Старообрядцев в Ногинске (Богородске) не так много - они рассеялись по соседним городкам и селам. Несмотря на распоряжение губернатора, передача храма пока зависла в воздухе.
Как всегда, услышал от о. Леонтия ценные советы. «Не нужно начальство прямолинейно критиковать и открыто возражать ему. Надо сначала отметить положительное, а затем сформулировать свою мысль так, чтобы она внешне не выглядела против», - таков примерно смысл одного из советов. Второй: «Когда кто-либо из прихожан или из духовных чад уходит, надо воспринимать это спокойно, без надрыва, не предпринимать искусственных усилий по возвращению».
Батюшка - мужественный человек, стойко переносит постигший его недуг. Никогда не унывает, не раздражается, не повышает голоса. Пока он не служит, так как есть еще затруднения с речью. Впрочем, собирался на Рождество проводить исповедь. Заинтересовался методикой лечения ног (я с этой целью приехал в Нижний). Два часа прошли очень быстро. Захотелось еще посмотреть фотографии из семейного альбома, но вызванное такси приехало мгновенно.
«Ну что же, до следующего раза», - сказал о. Леонтий. «А будет ли следующий раз?» - подумал я. Дай Бог.
Посетил Бугровское кладбище. Здесь находится старообрядческий храм - в честь Успения Богородицы. По пути в храм мне по телефону зачитали две заметки об его истории.
Храм начали строить в 1915 г., служения в нем начались уже после Октябрьского переворота. До конца он так и не был завершен. Первоначально храм был новообрядческим. Освящал его местный архиепископ Иоаким в присутствии губернского начальства. Неоднократно храм пытались закрыть, но каждый раз верующие опротестовывали решения властей. В 1934 г. храм был передан обновленцам, они служили в нижней его части. Православная община, не желая соседствовать с обновленцами, покинула храм. Обновленцы, однако, долго не удержались. Храм при них пришел в упадок. Вновь вернувшаяся православная община погасила все долги и отремонтировала храм. Тем не менее, власти, ссылаясь на мнение подавляющего большинства местного населения, храм закрыли. В самый канун войны, в апреле 1941 г., его помещения были переданы трикотажной фабрике и мастерским.
Надо сказать, что до революции в Нижнем Новгороде старообрядцы молились в моленных, которые содержали купцы. Был, однако, Покровский храм, стоявший на берегу Волги. Его передали верующим в августе 1944 г. и уже в январе 1945 г. он был подготовлен к богослужениям. Они начались в нем в марте того же года. В августе 1964 года Н. Хрущев, проезжая по набережной, обратил внимание на этот храм: мы, мол, строим коммунизм, а у вас тут церкви возвышаются. Генсек потребовал разрушить храм. Вскоре, как известно, он был снят с должности, и новое руководство вняло жалобе верующих и отменило прежнее решение, но было уже поздно, храм был разрушен (на этом месте сейчас располагается дом быта). Старообрядцам было предложено несколько вариантов в центральной части города в качестве компенсации, в частности, Староярмарочный собор. Архиепископ Иосиф благословил не рисковать, беря эти храмы, боясь хулиганских выходок молодежи и других неудобств (например, близость жилых домов). Он посоветовал взять храм на кладбище (как на Рогожском).
Из настоятелей храма особо примечательны о. Пётр Селин (о нем очень тепло отзывался владыка Алимпий) и о. Фёдор Моржаков. О. Фёдор был сыном архиепископа Иосифа (Моржакова). В годы войны он служил в разведке.
Помню, как в середине 80-х, будучи еще иеродиаконом, я впервые побывал в этом храме. Когда я обратился к о. Фёдору с просьбой разрешить мне войти в храм, он неожиданно меня спросил: «А какой Вы национальности?» (владыка Алимпий очень смеялся, когда я ему об этом рассказывал).
Владыка Алимпий в сане диакона прослужил в храме 18 лет. С трепетным чувством, поднимаясь на колокольню, я вошел в его келию. «Здесь, наверное, и стены пропитаны усердными молитвами этого большого подвижника, напоминающего древнерусских святых», - подумал я. После владыки здесь была золотошвейная мастерская, а потом хранилась всякая рухлядь. Сейчас идет ремонт, практически все новое, кроме небольшого окна с видом на кладбище (весьма способствует развитию памяти смертной). Внутри храма множество древних икон, есть по несколько икон одного и того же святого, например, икон свт. Николы около десятка. Иконостас в свое время не успели соорудить - его перенесли из разрушенного старообрядческого храма. Удивительно, что он точно подошел по размеру. Не так давно проём Царских врат был украшен разноцветными лампочками - зелеными на Троицу, красными - в Пасхальный период (не все это однозначно восприняли, но прижилось, постепенно привыкли). Правый придел в честь Покрова используется для служб в малые праздники. Здесь венчают, как правило, людей уже в возрасте. Как и в левом Никольском приделе, здесь проходят исповеди. Несмотря на то, что многое в храме сделано: перекрыты купола, заменены рамы оконных проёмов, отреставрирован ряд икон, - многое предстоит еще сделать. Энергичный и весьма общительный староста Роман Игнатьевич мечтает расписать храм. Его мысль постоянно пульсирует в творческом поиске решения проблем. Например, раньше, в положенное время ковчег с Плащаницей поднимали для переноса в центр храма (при этом происходили поломки), затем проблема была устранена через вмонтирование колёсиков. В центре крестильни большая металлическая купель. Есть еще купель для младенцев и две купели для отроков. На стене крестильни большая фреска с изображением Богоявления. Раньше большая купель была не очень удобна. Однажды пришлось вытаскивать из неё полную пожилую женщину - сама она выйти затруднялась. В кабинете старосты множество разноцветных лампад (это напоминало Гефсиманский храм в Иеросалиме). За чаем долго общались с Романом Игнатьевичем. В прошлом он занимался швейным производством, весьма преуспел в этом деле. Запомнился рассказ, как он шил специальную обувь для местного новообрядческого архиерея - митрополита Николая. Он участник войны, после обморожения ног ему удалили большую часть ступней. Запомнился он старосте старообрядческого храма, как простой и общительный человек. Присутствовал на службах в старообрядческом храме. Помню, когда я, будучи иеродиаконом, служил с этим владыкой в Троицком храме в Высоково. Бывало, что он и взрывался. Однажды протодиакону на Литургии во время малого входа громко сказал: «Если Вы очень спешите, то можете идти домой». Мне в алтаре выговаривал за то, что я на сугубой ектенье на предпоследнем прошении упомянул только «братию святаго храма сего» (так в новообрядном служебнике). Смотря на разъяренного архиерея, я только хлопал глазами, не зная, что сказать в ответ.
«А Вы ведь могли стать архиереем», - заметил Роман Игнатьевич. Я в ответ: «Мне уже пошёл седьмой десяток, много проблем со здоровьем. Несколько лет назад один маститый протоиерей из Днепропетровска подарил мне архиерейский посох с набалдашником, украшенным богатой инкрустацией. Я подарил его одному старообрядческому архиерею». «У меня такое впечатление, что я знал Вас всю жизнь», - сказал мне староста в конце нашего общения. А я уже по-свойски называл его Игнатьичем.
С волнением пообщался по телефону с настоятелем храма о. Михаилом Шашковым. Батюшка был в отъезде - принимал исповедь в глубинке. Очень ревностный и добрый священник. Вот уже пятьдесят лет он в священном сане. Был духовником митрополита Алимпия. Запомнилось его теплое поздравление своему духовному чаду в день его юбилея. На стене в кабинете старосты запомнился такой текст: «Все знают, что надо делать. Далеко не все знают, как это сделать. И только единицы (немногие) могут это сделать». Прочитав этот текст, говорю Игнатьевичу: «Это напоминает слова, которые я услышал от старосты храма у Белорусского вокзала А.В. Антонова: «Многое сделано, многое не сделано, и многое предстоит еще не сделать». Удивительно, что как только я это сказал, раздался звонок - звонил Александр Васильевич. Запомнился еще один текст в кабинете: «Не зли других и сам не злись, мы гости в этом мире бренном. А если что не так - смирись. Будь поумней и улыбнись. Холодной думай головой, ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, к тебе вернется непременно».
«Обратите внимание, вон, с правой стороны высокий белый крест латинской формы - это могила известного писателя Мельникова-Печерского. Есть сведения, что в конце жизни он стал старообрядцем (я об этом впервые услышал)» - сказал староста, когда мы вышли из храма. О настоятеле: «Он очень усердный и строгий - ни в коем случае не причастит, если у человека на душе какой-либо серьёзный грех».
С волнением я позвонил отцу Михаилу. Батюшка оказался тоже очень общительным и доброжелательным. Ему было приятно услышать мой рассказ - воспоминание о том, как он тепло поздравлял владыку Алимпия - своё духовное чадо с юбилеем.
Общаясь с Романом Игнатьевичем, я подумал: «Вот открытая душа, настоящий русак! В Москве, к сожалению, больший, нежели в глубинке, дефицит русскости - органичной, родниковой».
Вместе поехали в Кремль. Здесь Роман Игнатьевич пошел по делам в администрацию, а я посетил древнейший храм города - в честь святого Архистратига Михаила. Прочитал здесь у захоронения Кузьмы Минина канон о единоумершем.
Прогуливаясь по высокому валу, поразился величию открывшейся панорамы и огромности Кремля (по величине он уступает только Московскому Кремлю).
Не так давно в Нижнем Новгороде (в Сормовском районе) был построен храм Русской Древлеправославной Церкви. Есть, конечно, здесь и безпоповцы.
За пять дней пребывания в Нижнем, общаясь с лечащим врачом, я получил массу информации по самому широкому диапазону: от истории Древнего Рима до Горбачева и Ельцина. Врач говорил, не умолкая, при этом меня периодически спрашивал: «Я Вас не очень напрягаю?» Говорил даже во время лечебных сеансов. Когда он водил горелкой, напоминающей паяльную лампу, по моим ногам, я вспоминал картину, виденную мною в детстве, когда только что зарезанного кабана смолили паяльной лампой. «Вот завод по изготовлению ракет С300, далее - заводы по изготовлению якорей и подводных лодок и т.д.» Негативно высказывался о губернаторстве Немцова и положительно о правлении Шанцева. «Немцов вывел из центра города два военных училища, а землю передал под строительство жилых домов и развлекательных центров». О Жириновском: «Обычный придворный клоун, я его даже не слушаю. Уйдет он и через полгода его партия развалится». Немало было рассказано и анекдотов. Особенно запомнились два. «Старшина спрашивает новобранцев: «Какая у нас с вами главная задача?» Раздается голос: «Учиться, учиться и еще раз учиться». - «Кто это сказал?» - «Ленин». - «Рядовой Ленин, два наряда вне очереди».
«Крупская пришла в магазин. Чем-то недовольная, сказала: «А вы знаете, что я Крупская?» - «Знаем». Пошла жаловаться в администрацию: «Разве вы забыли, что я Крупская?» - «Нет, мы помним». Видя, что никакого особого впечатления ее слова не производят, спрашивает: «А мужа моего вы помните?» - «Ну кто же Крупского не помнит!»
Проезжая по городу мимо множества храмов, я как всегда крестился. Обратил внимание, что мой водитель-врач всегда делал это трижды.