Паломничество к небесной
покровительнице Кашина - «города русского сердца»
15 октября – день памяти удивительной русской святой,
оставившей значительный след в русской истории и занимающей особое место в
истории Русской Церкви: преподобная и благоверная княгиня-инокиня Анна
Кашинская дважды была прославлена Русской Православной Церковью в лике святых.
2019-й год как раз юбилейный – 110 лет со времени второго
прославления преподобной. В связи с этим мы решили совершить паломничество в один
из древнейших городов Тверской земли Кашин (первое упоминание о нем датируется
1238 годом), помолиться у мощей святой в день ее преставления.
Надо сказать, что мы в Кашине не первый раз, периодически
туда приезжаем, нам очень нравится этот спокойный тихий зеленый городок на реке
Кашинке. Будучи в дороге, вспоминали свой первый приезд сюда. Это было также в
день памяти святой, но десять лет назад. В Вознесенском соборе у мощей пропели
величание, поклонились и некоторое время каждый, стоя у раки, молился преподобной
Анне. Это почему-то не понравилось женщине за свечным ящиком, она очень
неприветливо и даже грубовато тогда к нам отнеслась. Выйти на настоятеля после
этого не решились. Молебен все же отслужили, но рядом с собором. Помня этот
неприятный эпизод, в этот раз игумен Кирилл, настоятель нашего храма, заранее
получил благословение на служение молебна по древлеправославному чину - ради
чего, собственно, мы и приехали – помолиться у святых мощей благоверной княгини
Анны, испросить ее заступничества и покровительства.
После молебна осмотрели город. Кашин называют «городом
русского сердца» - река Кашинка, изгибаясь и петляя по городу, образует точный
силуэт сердца. Историй происхождения названия города несколько. В честь каши,
например. Согласно легенде, гости, приезжавшие в город, ели кашу прямо на
площади. А каша на Руси – это не просто еда, но обрядовое кушанье: крестины,
свадьбы, поминки – на столе обязательно было это яство. Множество
фразеологизмов существует в русском языке: «заварил кашу», «с ним каши не
сваришь», «мало каши ел», «каши маслом не испортишь» и т.п. Кстати, название
рек, на которых стоит город – Кашинка и Маслятка. До сих пор сохранилось более
80-ти рецептов «кашинских» каш.
Вторая версия – по имени разбойника Каши, промышлявшего в
этих краях. Третья, наиболее реальная версия, что название пошло от
финно-угорского слова «кашина» (река, поросшая камышом). И действительно, реку
Кашинку неоднократно пытались очистить от камыша, но ничего из этого не вышло.
Кашин — единственный в Тверской области город-курорт. Прямо в городе находится скважина с лечебной
минеральной водой. Согласно преданию, из-под земли бьет источник, наполненный
слезами самой Анны Кашинской. Несмотря на высокое положение в обществе, ее
жизнь была полна страданий, княгиня пережила смерть мужа, дочери, двух сыновей
и внука.
Княгиня Анна жила в сложный период средневековой Руси: во время Ордынского
ига над Русской землей, в период борьбы за соперничество между Москвой и
Тверью. Ее муж Великий князь Михаил Тверской был
оклеветан перед ордынским ханом князем Юрием Московским и казнен.
Старший сын Димитрий получил ярлык на Великое княжение,
но, встретив в Орде убийцу своего отца, в порыве гнева заколол его.
Хан приказал казнить и Димитрия.
Ярлык на Великое княжение перешел второму сыну - князю
Александру Тверскому. Вскоре после этого в Твери происходит восстание, и
хан направляет карательный поход на Тверское княжество. Князь с семьей (у него
было 8 детей) в течение десяти лет укрывается в Пскове. Потом получает прощение
от хана, но когда с сыном приезжает в Орду, их казнят там без всякого
суда.
После этой трагедии Тверским княжеством правит третий сын
Анны — Константин Михайлович. Из-за интриг родственников, князя вызывают в
Орду, там он вскоре умирает.
Предположительно в 1319-м году княгиня Анна принимает
постриг в Девичьем Афанасьевском монастыре Твери, именуемом в народе
«Софийский» (в память о первой игуменье - сестре князя Михаила Софье Ярославне
Тверской; ныне на этом месте находится Покровская церковь и вещевой рынок). Здесь
Анна ведет строгую иноческую жизнь, следуя образцу всех монашеских житий. За
несколько лет до своей кончины по просьбам сына Василия она решает уехать из
Твери в Кашин.
Преставилась благоверная княгиня Анна 2
(15 по нов.ст.) октября 1368 г. Погребли ее под соборной церковью Успения
Божией Матери. Но мытарства княгини после смерти не закончились.
Память о княгине Анне, как и всех
князей тверских, подпавших под власть
Москвы, спустя столетия угасла. И вдруг, в 1611-м году, больному пономарю
Успенского собора явилась некая жена в схиме, которая назвала себя Анною и
обещала ему исцеление, при этом с упреком вопросив, мол, доколе будете вы попирать меня ногами, ведь я молю о вас Бога и
Богородицу и сохраняю вас от многих зол и напастей?
Таинственный сон и чудесное исцеление пономаря
всколыхнуло весь город. Люди вспомнили, как совсем недавно поляки грабили и
жгли русские города, трижды подступали к Кашину, но особого вреда городу не
причинили. Сильнейшие пожары вдруг быстро прекращались, не дав Кашину исчезнуть
в пепелище.
Стали приводить гробницу, на которую до того клали шапки,
садились на нее и т.п., в порядок. Народ повалил в собор, начали допытываться:
кто же эта погребенная здесь схимонахиня Анна? Но лишь спустя сорок лет, в
1650-м году, в Кашин направили комиссию для освидетельствования мощей и 12 июня
(25 июня по новому стилю) состоялось церковное прославление благоверной княгини
Анны. Покрывало для мощей с изображением княгини с рукой, сложенной в
двуперстном знамении, собственноручно вышила супруга государя царица Мария.
Но
уже в 1677 году гроб княгини Анны, запечатанный царскими печатями, вскрыли для
досмотра. Комиссия тщательнейшим образом искала поводы для того, чтобы
уничтожить канонизацию святой. Это происходило в бытность Патриарха Иоакима,
который не раз говорил: «Не знаю я ни старой веры, ни новой, но что начальницы
велят — то и творю». При нем была введена смертная казнь за проповедь Старой
Веры. Созвали Малый церковный собор, на котором постановили канонизацию
благоверной княгини Анны упразднить, а тех, кто будет продолжать ее почитать –
предать анафеме. Двуперстие
на покрывале было закрыто фальшивой нашивкой, изображающей трёхперстие.
Каковы же истинные причины всего этого?
Известный историк профессор Голубинский писал, что желая
уничтожить авторитет свидетельства в пользу двоеперстия от святых мощей,
патриарх Иоаким прибег к такой решительной мере, как объявить сами мощи как не
мощи, и уничтожить канонизацию княгини Анны.
То есть все дело в руке, сложенной двуперстно для совершения
крестного знамения. Сначала пальцы святой пытались складывать в
троеперстие, но они снова принимали прежнее положение. Видя это чудо, люди
говорили, что княгиня свидетельствует об истинности и святости двуперстного
крестного знамения.
Несмотря на все запреты, анафемы и проклятия почитание
благоверной княгини Анны не только сохранялось у старообрядцев и жителей Кашина,
но и усиливалось. Чудеса и знамения у гробницы преподобной Анны продолжались.
Люди верили, что по молитвам святой город неоднократно был спасен от нескольких
эпидемий чумы и холеры.
Жители Кашина несколько раз подавали
прошения Синоду о восстановлении почитания небесной покровительницы города. Все
прошения остались без внимания.
Только после Указа императора
Николая II «Об укреплениях начал веротерпимости» 1905 года, ситуация стала
меняться и старообрядцы заговорили о том, чтобы получить мощи святой княгини
Анны, поскольку ее святость не признается государственной Церковью.
Это послужило толчком для пересмотра
произошедшего и 11 апреля 1909 года Синод РПЦ восстановил почитание святой благоверной
княгини Анны. К сожалению, истинные причины посмертного гонения на святую
открыты не были и «вместо покаянного дара св. княгине принесено явно
недобросовестное оправдание».
Старообрядцы
просили частицу мощей святой Анны для Рогожских храмов, но единственное, чего
смогли добиться - это снятия подложной нашивки со старинного покрова на гробе
св. благоверной княгини. Всем присутствующим открылось двуперстие, вышитое
царицей Марией.
Старообрядцы
торжественно праздновали прославление. В
честь благоверной княгини в селе Кузнецы Богородского уезда Московской губернии в 1909-м
году был освящен первый на Руси храм во имя св. Анны Кашинской. Есть
намерения освятить в честь святой древлеправославный храм в Твери.
На Соборной площади Кашина, на
территории бывшего старинного Кремля, перед Воскресенским собором в 2009 году
был открыт памятник святой благоверной княгине Анне.
Воскресенский кафедральный собор, в котором
изначально почивали мощи святой, многое претерпел: был разрушен 9-метровый
иконостас 15-го века (предположительно рублевский), сняты колокола, вывезены
мощи святой Анны в 1930-м году. Был там и склад, и дом культуры, и музей.
Только в 2009 году его вернули верующим и начали реставрацию.
Привлекла внимание находящаяся на возвышенности
необыкновенной красоты и величия церковь, к сожалению, без крестов на куполах,
всей своей необычной архитектурой устремленная вверх, словно готовая оторваться
от земли ввысь, горе́. Входо-Иерусалимский
храм. Оказалось, что в нем с 1918 года расположился уникальный
краеведческий музей. Это спасло церковь от уничтожения. В сам музей мы не
зашли, но нам рассказали, что в нем можно наблюдать культуру быта Кашина в
течение нескольких столетий, попадая из крестьянской избы 16 века в купеческий
дом, а затем в дворянское поместье 19-20 вв.
Проезжали «Гостиный двор», существующий с 16 века,
достроенный в 19-м. Эти невысокие двухэтажные здания придают городу особый
колорит старины и до сих пор используются по назначению – здесь идет городская
торговля.
Побывали на всенощном бдении в Николаевском Клобуковом женском монастыре. Святитель Иоанн
Новгородский, летевший в Иеросалим верхом на бесе, случайно уронил с головы
свой монашеский клобук, который упал на правом берегу Кашинки. На этом месте и
основали монастырь, изначально бывший мужским. Войдя в храм, сразу обращает на
себя внимание небольшая деревянная избушка – копия кельи преподобного Макария
Калязинского. Разрешается войти внутрь, глубоко склонившись в проеме низкой
дверцы, помолиться у иконы преподобного. В храме находится рака, в которой почивали
мощи святой Анны Кашинской при второй канонизации.
Мне вспомнилось, как в один из приездов в Кашин в
июне, на память святой покровительницы города (и моей небесной покровительницы
тоже), мы участвовали в торжественном богослужении; как молились у осыпанной
цветами раки святой княгини Анны, и весь храм был устлан лепестками пионов; как
шли огромной рекой крестного хода вокруг города с песньми и хвалениями –
впереди на носилах несли раку с мощами святой Анны, далее хоругви, иконы; как
седовласый епископ окроплял всех и вся - весь город - святой водой с молебна,
радостно приветствуя при этом народ и люди так же радостно ему отвечали; как
всем миром проходили под мощами, вернувшись в Вознесенский собор… Воистину это
был всегородской праздник! Каждый житель знает этот день, и независимо от того,
какой он веры, почитает святую Анну.
К сожалению, время поджимало, осенью темнеет рано. Многое
не успели посмотреть, но пора было отправляться обратно. Со светлым чувством
будем вспоминать это паломничество, надеюсь, что не последнее – обязательно
будем стараться приехать сюда летом, в благоухающий цветущими пионами Кашин, на
«июньскую» Анну Кашинскую.
Святая благоверная
княгиня инокиня Анно, моли Бога о нас!
Андреева Анна,
руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на
Берсеневке
https://bersenevka.info/photos/kashinfoto.html