Игумен
Кирилл (Сахаров) В глубинке в середине лета
Сильнейшая жара – не самое лучшее время
для поездок. Тем не менее, очередная поездка в один из регионов центральной
России была задолго намечена – на праздник Тихвинской иконы Богородицы. Именно
в этот день был престол в деревне Райки,
где в 2005 году нами был установлен первый Поклонный крест на месте разрушенной
Тихвинской часовни. К сожалению, через пару лет умер последний житель деревни,
остались только дачники, приезжающие в летнее время. Между прочим, в
послевоенные годы в Райках, как говорили местные жители, «детей было, как в
Китае». Рядом с Поклонным крестом один наш прихожанин стал строить часовню – на
её куполе уже установлен крест. У Поклонного креста под навесом совершили молебен
с водосвятием, прошли крестным ходом по деревне. В речке Сельнице окунулись и вмиг
прошла усталость. На дне речки мягкий песок, а на поверхности воды большое
количество кувшинок – признак её чистоты. Подумал: «Новым русским с их аляповатыми
бассейнами или липкому многолюдному Югу, а также Загранице далеко до такого
благолепия и красоты». Вековой лес, обширные луга – всё великолепно, дискомфорт
только от сильно кусающих слепней.
Приехав в свой домик в
ещё более глухой деревне, первым делом набрасываюсь на кусты с чёрной и красной
смородиной. К ужину очень кстати огурцы со своей грядки.
Утром в субботу поехали
в село Прудово, где у Поклонного креста
на месте разрушенной Ильинской часовни прочитали часы и пропели обедницу. Одну
из участниц поездки причастил Запасными Дарами. Впервые за все годы на молитву
у Креста пришли аж четверо местных жительниц – видимо благодаря объявлению, вывешенному
нами на дверях магазина. Одна из женщин в лёгком подпитии, другая в сильном –
она рвётся в салон машины, предъявляя какие-то нелепые претензии. Я это
пресекаю и она, резко выражая недовольство, с бранью уходит. С тремя
оставшимися беседую во время чтения часов – ничего нового: у одной повесился
муж, у другой трое сыновей выпивают, у третьей сын живёт с женщиной без росписи.
У находящейся в лёгком подпитии несколько нагловатый взгляд в упор, резкий
громкий тон. По наблюдениям моих спутников, чем дальше продолжали мы молиться,
тем сильнее её «крутило». Одна из женщин – москвичка, посещает в столице храм,
настоятелем которого является известный священнослужитель. Удивился, что она
ещё ни разу не была на исповеди. В проповеди затрагиваю тему пагубности
алкоголизма. На обратном пути проезжали мимо закрытого клуба, разбомбленной в
конец школы, закрытой несколько лет назад. Много заброшенных домов. Жизнь
улетучивается, как сквозь пальцы вода …
В 14.00 – вечерня в
Троицком храме села Первитино. Село известно с 18 века как родовое
имение дворян Шишкова, Хвостова и Римского-Корсакова. Исторический
ансамбль включает в себя главное усадебное здание первой половины 19
века, Троицкую
церковь с колокольней 1794 года, архитектурные элементы
церковной ограды и остатки парка. Все это, как написано в Википедии,
охраняется государством как объект историко-культурного наследия федерального
значения. Только вот с каждым годом все больше разрушается «охраняемый» храм,
стоящий под всеми ветрами без основательной крыши, все больше зарастают лесом
его приделы. В советские годы, по словам местных, храм использовали под школу,
высокая центральная часть была поделена на два этажа. Потом балки, что служили
основанием для пола, варварски вывернули, оставив в стенах зияющие раны. Окон
нет, кирпичная кладка отсырела и разрушается, кирпичи выпадают. Пола,
естественно, нет, земля. Птицы освоили все, что можно, везде их помет, перья.
Два года назад наши прихожане немного облагородили один из приделов, установили
временный иконостас, изготовили престол и жертвенник, наш храм пожертвовал на
них облачения. В храме впервые за более чем сто лет (в 1917 году церковь была закрыта), была отслужена
Литургия, было немало причастников. Тогда же сюда привозили Почаевскую икону
Богородицы (крестные ходы с Почаевской иконой мы проводили и в других деревнях.
Для меня это не прошло безследно: произошёл рецидив двусторонней грыжи - икона,
хотя и небольшая, но весьма тяжёлая). На молебне и крестном ходе тогда было 35
человек местных и дачников. Успех можно было бы развивать, но уже после первой
Литургии староста храма, под предлогом его аварийности, и при нелепой
установке: «Будет постоянный священник, тогда и будем служить» - больше служб
не допускала. Не помогали никакие просьбы и вразумления, и даже благословение
благочинного. Закрыто было и помещение под колокольней, где мы первоначально
молились. Эпизодически на молитву мы продолжали собираться в одной из четырех
башен, стоящих по углам храмовой территории.
При подъезде к
первитинскому храму первой, кого мы встретили, была раба Божия Ирина из
областного центра – её попросили быть здесь ответственной. Кроме неё на службу
пришли ее муж и 3 внучки (одну зовут Евникия). За два года перерыва в службах
алтарь и придел храма пришли в полное запустение – всюду были пыль и грязь.
Утреню под воскресный
день совершили в большом Троицком храме села Микшино – на малой Родине прп. Никона (Воробьёва). К сожалению, на
службе была только староста храма и двое её внуков. Банные дни по субботам
перебивают церковную молитву. В главном приделе на Горнем месте большими
буквами написано «свинья». Храм продолжает оскверняться, боковые входные двери
его открыты нараспашку. 9/10 пола в руинированном, «взъерошенном» состоянии.
Для службы был расчищен небольшой пятачок в правой стороне храма. В течение
всего времени, пока шла утреня (3 ч. 15 мин.), в доме напротив, заглушая
службу, ревела пила. Горько было от равнодушия людей, от их пренебрежения
святыней. В 2009 году, неподалёку от второго храма села – зимнего, в честь
Сретения Господня, в память прп. Никона Свято-Тихоновский гуманитарный
университет установил Поклонный крест, увитый виноградной лозой. Пару лет назад
крест свалился. После его восстановления появилась новая табличка под крестом:
«В память восстановления Сретенского храма», а мраморная доска в память о прп.
Никоне была закреплена на самом храме.
Утром на Литургии в Первитино из местных, увы, была только
та же семья, что и накануне. В алтарь сквозь заколоченные окна слабо пробивался
свет. Всё пространство алтаря было усеяно осыпавшейся штукатуркой. Из-за
отсутствия в алтаре аналоя, служебник, по примеру современных греков, пришлось
класть на престол. Главная мысль проповеди – только на дрожжах молитвы можно
что-то созидать. Без помощи свыше поднять такой огромный храм абсолютно
нереально. Фантазировать на тему каких-то мифических спонсоров и фондов,
ожидать постоянного священника в такую глухомань - не продуктивно, это
тупиковый путь. Нужно, прежде всего, начать молиться. Слава Богу, лёд тронулся.
Во время таких поездок постоянно возникает
проблема трапез, особенно после служб утром и вечером в деревнях, расположенных
друг от друга на значительном расстоянии. Часто в дорогу берём сухпай. Нередко
возникают неожиданные варианты с приёмом пищи. Так было и на сей раз. После
Литургии в Первитино член нашей
общины, приезжающий на субботу и воскресенье в райцентр, пригласил нас в кафе
отметить очередную годовщину смерти бабушки. На столике в кафе он установил
икону Воскресения, перед которой возжёг свечу. На следующий день трапеза была в
деревне Колмодворка, куда нас
пригласила ответственная за Поклонный крест здесь. Крест был установлен 6 лет
назад на месте разрушенной Ильинской часовни. Одна из участниц поездки пожелала
изготовить новый Поклонный крест, гораздо более высокий, чем нынешний. Она решила
сделать это в память об умершем 15 лет назад своём отце Александре. С супругой
они прожили 56 лет. В день смерти спросил её, не жалеет ли она, что вышла за
него замуж? Та залилась слезами, прижала его голову к своей груди, и на её
руках он испустил дух. Супругу Александра звали Александрой – она умерла ровно
через 3 года, 3 месяца и 3 дня после его смерти.
Всё своё внимание в
поездках мы обращали на подготовку служб и их проведение, всё остальное было на
заднем плане. Поистине, исполняются слова Христа: «Ищите прежде Царствия Божия,
а остальное всё приложится вам».
На память святых апостолов Петра и Павла
были на престольном празднике в селе Назарово.
Большое карельское село чахнет с каждым годом, закрылись школа и клуб. Текст
нашего объявления практически не заметен, он помещён в стороне от двери
магазина. Местные жители давно храм не посещают – они перестали это делать за
несколько лет до нашего появления. Обиделись на первого священника, который на
собранные на реставрацию храма деньги рядом с ним построил деревянную церковь
во имя святых Царственных мучеников. А мы практически сразу напрягли своей
необычностью в службе и внешнем облике – «староверы». Поразило, что на вечернюю
службу (это был воскресный день) в храм не зашёл ни один человек. И это несмотря
на то, что перед службой и в процессе её в положенные моменты мы усердно
трезвонили. Лития на вечерне по древней традиции совершалась вокруг храма с
остановками по его четырем сторонам – продирались сквозь высокую, по грудь траву.
Утром в храм зашло человек семь – ставили свечи, стояли от одной до четырех
минут. Единственный, кто выстоял на водосвятном молебне, был высокий крепкий
мужчина в камуфляжной форме. По окончании молебна он громко поблагодарил за
службу и ушёл. После Литургии был крестный ход по селу – завершили его,
обливаясь потом от жары. Как сказал один преподобный: «Если на молитве тело не
утрудилось, а душа не пришла в сокрушение, то она не угодна Богу». Как всегда,
после усердной молитвы, тем более, после обильного окропления святой водой,
опять пришла бодрость, и благодатная радость заполнила сердце.
На обратном пути проезжали через село Замытье. Поразились переменам, благодаря
реставрации огромного пятипрестольного Преображенского храма здесь. В принципе,
такой массивный храм мог быть кафедральным в каком-нибудь областном центре.
Потрясающей красоты высоченная колокольня, 5 больших куполов. Первая попытка
возрождения храма была предпринята в 90-е годы. Священник, послужив здесь
некоторое время, перестал приезжать и всё затухло. Уникальные чугунные плиты в
полу храма были проданы одной из местных руководительниц. Вскоре у неё погибает
сын. В конце жизни, едва передвигаясь на костылях, она добралась до храма и
покаялась в своём поступке. После ухода священника у и так немногих прихожан
опустились руки, на несколько лет всё замерло. Я стал сюда направлять наших
прихожан – на Пасхальный ночной крестный ход, на престольные праздники,
неоднократно делали уборку внутри. Красили всё, что можно было. Наш иконописец
Татьяна Косолапова перед входом в храм обновила 3 изображения. Установили Поклонный
крест в память всех погребённых у храма. Но самое главное, оборудовали один из
алтарей, где стали служить Божественную Литургию. Старостой храма является раб
Божий Геннадий – очень деятельный человек. Помимо храма он восстановил
церковный дом и торговые ряды, где расположились чайная, бакалейная лавка,
кузница и музей гончарного искусства.
Вечером заехали на ужин
в небольшой женский монастырь, где насельницами являются наши бывшие прихожанки.
Как известно, после добрых дел, как правило, бывает искушение. Оно произошло
именно здесь. При подходе к калитке монастырского дома я, увидев собачью
конуру, вспомнил, что сёстры приютили в обители пса. Не доходя до калитки, я
издал звук, чтобы привлечь его внимание. Большой чёрный пёс подскакивает к
калитке и начинает злобно лаять. Я остолбенел от неожиданности и со страхом
подумал: «А что было бы, если бы я открыл калитку?» Вдруг пёс проскакивает
через низ калитки, подбегает ко мне и начинает кружиться вокруг. У меня
возникла ассоциация со сценой в фильме «Вий», когда ведьма металась вокруг
Хомы. Показалось, что это и не пёс вовсе, а мерзкий бес со страшными глазами и
ужасным оскалом набросился на меня. Я испытал большой стресс и был на грани
нервного срыва. Поразила флегматичная реакция старшей инокини на призывы
трудницы привязать собаку: «Кому надо, тот пусть и привязывает». Выяснилось,
что это уже не первый случай искушения с собакой – она уже бросалась на
духовных лиц. Жаловались соседи, а главное, уже поступило предупреждение от
администрации в связи с тем, что собака напугала кого-то из детей, живущих в
расположившемся на монастырской территории лагере. Собака не на привязи, без
намордника, находящаяся за забором, где имеются проходы – это нонсенс. Допустим,
что она действительно, по уверению хозяев, не кусается, а как быть со стрессом,
который испытывают люди, соприкасающиеся с нею? С одной стороны, как говорит
одна насельница обители, с собакой спокойно, особенно когда остаёшься одна, а с
другой, незаметно входит искушение – привыкание к собаке, отношение к ней как к
члену семьи. Для инокинь, которые не были в браке, или которые могут
ностальгировать по детям и внукам – это можно ещё рассматривать, как некий
суррогат, иллюзорный заменитель – компенсатор их одиночества. И, потом, что за
неразумная жалость к собаке – не держать её на привязи? Разве для неё это не
норма – также как для людей норма передвигаться на ногах, а не на руках. В конце
концов, насельницы обители живут не на необитаемом острове, а в деревне, к тому
же в летнее время рядом детский лагерь. Древние подвижники достигали райского
состояния людей до грехопадения. Животные, чувствуя это, становились ручными.
Преподобные Сергий и Серафим кормили медведей, а преподобный Герасим Иорданский
дружил со львом. Мы далеки от этого и поэтому у животных, в частности у собак,
бывает такая агрессия. Одна из прихожанок говорит: «Наверное, нужно было этому
случиться с Вами, чтобы инокини, наконец, поняли неуместность и опасность
нахождения собаки в обители». Выяснилось ещё, что пару лет назад эта собака
охраняла домик лесорубов. Зимой они закончили свою трудовую вахту, а собаку,
привязав за ошейник к дереву, оставили подыхать. Отморозив обе лапы, она с
трудом вырвалась из ошейника и прибрела в деревню. Одна местная женщина
приютила её, а уезжая в город, попросила инокинь забрать её к себе. Те, недолго
думая, забрали её к себе и выходили. Собака стала жить в доме, потому что,
видите ли, зимой ей в конуре холодно, а летом жарко. Монастырское помещение
пропахло псиной. Одеть собаке намордник и посадить на цепь невозможно – она
просто не даётся и всячески отбивается. Вот так, под предлогом доброго дела, в
монастырской жизни возник «собачий фактор», отвлекающий инокинь от их главного
призвания – молитвы. Я понял ещё раз довольно остро – почти невозможно на этой
земле обрести уголок, где можно было бы уединиться и в тишине предаться
духовному деланию. Тем более, с моей чувствительностью, капризностью и
придирчивостью. Будет столько самых разнообразных вещей, которые будут
будоражить, отвлекать, выбивать из колеи, нарушать внутренний мир. Это и промыслительно,
ибо «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». Нереально создать
такую модель, когда бы ты полностью предался духовному деланию, а вся
«бытовуха» шла как по маслу: тебя бы вовремя будили, вовремя давали лекарства,
накрывали стол и так далее. Это всё иллюзия. Опасная иллюзия, ибо ты обрекаешь
себя на постоянное ворчание и недовольство упущениями помощников. Часто на
просьбу принести какую-либо вещь, через минуту они рапортуют, что нигде не
нашли, а через 3, что всё-таки обнаружили – а ты уже испытал стресс. От
человеческого фактора никуда не уйти. В обители, где предполагалось пробыть
несколько дней, я не мог мобилизовать себя, чтобы пойти на службу, тем более,
на монастырскую трапезу. Я был выбит из колеи, получил серьёзный удар.
Приходить раздражённым, чтобы укорять? Нет, уж лучше останусь в уединении до
полного умиротворения. Однако привычка ежедневно бывать на службе давала о себе
знать. Выходом были молитвы, которые я со спутниками читал в микроскопической
деревеньке Гришутино – в очень
живописном месте с лесом и речкой. Здесь заканчивается реставрация Троицкой
часовни, предпринятая нашими прихожанами.
Побывали в селе Махнецы, прочитали здесь полуношницу. Не были здесь 5 лет. Храм во
имя Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1882 году. Строили его 10 лет.
В начале 1931 года по обвинению в антисоветской агитации был арестован
находившийся на покое бывший настоятель храма о. Виктор Невский, прослуживший
здесь более 30 лет (он сменил в качестве настоятеля своего отца – о. Арсения).
В здании администрации батюшку всю ночь били и издевались над ним. Прыгали по
животу довольно грузного священника. Приговорен он был к 3 годам ссылки в
Казахстан. Не доехав до места ссылки, скончался от нанесённых травм и был
закопан на каком-то полустанке. Могила его неизвестна. Матушка о. Виктора от
переживаний умерла от инфаркта. В семье было 13 детей – всех их вырастили,
поставили на ноги, дали образование. О. Виктор был мастером на все руки –
плотник, агроном, пчеловод и т. д. Семья была очень дружная. В память об о.
Викторе и всех православных христиан, погребённых у храма нами за алтарём был
установлен Поклонный крест. Стоит вопрос о причислении о. Виктора к лику святых
как новомученика. Много интересных сведений о храме в Махнецах и роде Невских можно прочитать в книге внука о. Виктора,
вышедшей 6 лет назад. Члены нашей общины неоднократно приезжали на уборку
храма. Каким-то непостижимым образом нам удалось покрыть железом его алтарь.
Оборудовали правый придел, посвящённый святителю Николе (левый посвящён
архангелу Михаилу и святителю Модесту). Иконописцем нашего храма Т. А.
Косолаповой было обновлено изображение Успения Богородицы, написанное на железе
с внешней стороны алтаря (вся икона испещрена маленькими дырочками – следами от
ружейной дроби). Первое, что бросилось нам в глаза по приезде в Махнецы на сей раз – отсутствие
колокольни. Оказалось, что её, как находящуюся в крайне аварийном состоянии,
разобрали (точнее обвалили с помощью троса). Полностью заменена крыша храма. В
алтаре установлен престол – раз в году совершается Литургия. На праздник
Успения служится молебен. Практически ежедневно храм открывает внучка о.
Виктора раба Божия Людмила. В воскресные и праздничные дни она вычитывает в
храме часы и обедницу. Некоторое время мироточила икона свт. Николы – около неё
мы пропели величание. Полностью обновлён «поповский» дом – здесь устроена келья
отшельника – в ней жил отец о. Виктора о. Арсений. В доме планируется
разместить чайную и оборудовать помещение для паломников. У о. Виктора была
большая библиотека, состоящая из классической литературы, пособий по агрономии,
пчеловодству и т. д. Одну из книг – письма И. С. Тургенева - Людмила подарила
мне. Матушка о. Виктора закончила Институт благородных девиц. Вместе с батюшкой
она обучала не только своих чад, но и деревенскую детвору. Недавно на
территории храма восстановили часовню, построенную на месте алтаря старого
деревянного храма.
На обратном пути
посетили источник пророка Илии и музей сельского священника. Этот музей был
недавно организован при церкви с. Никольское (в этом году ей исполнилось 200
лет). В музее много семейных фото Невских, предметов их быта, фисгармония
матушки и гитара батюшки. Столярный инструмент, стулья, лавки, столы, шкатулки,
изготовленные о. Виктором. Столько лет он с матушкой трудился в храме, помогал
селянам – и вот такой печальный финал. В Никольском мы услышали похожую историю,
как сослали отца 13 детей. Имущество было конфисковано, сняли даже пальтишко с
маленькой дочери. В старости она отказалась получать пенсию от государства, так
её обидевшее.
P.S. Через день пса увезли в приемник для животных.
Странно он вел себя, бросаясь на всех посетителей монастырского дома и не
реагируя ни на какие команды. Всю дорогу, как рассказывала сопровождавшая его
инокиня, внимательно смотрел по сторонам, видимо запоминал дорогу. Очень скоро
по прибытии в приемник, сделал подкоп в клетке и сбежал. Говорю инокиням: «Эпопея
с псом еще не закончена – он еще покажет вам «кузькину мать». Ночью через лаз
прошмыгнет под кровать кому-нибудь из вас – что тогда делать будете?» Одна из
инокинь, 70 лет, очень аскетичная и прилежная к молитве, в процессе своих
размышлений вслух по поводу искушения с собакой, довольно образно, наглядно
рассказывала о повадках пса и очень реалистично передавала звуки, издаваемые им
– похожие на не очень внятную человеческую речь. Она даже высказывала
предположения, что именно говорит пес или хочет сказать. И все это было на
полном серьезе. Трудно было удержаться от смеха. Как известно, среди юмористов
женщин намного меньше – у нас к ним можно отнести троих. Две из них стали
инокинями. Особенностью их юмора, изюминкой его является ненавязчивость,
отсутствие желания произвести эффект, нет никаких отталкивающих кривляний – все
очень естественно и органично. Говорю инокиням: «Этот пес еще себя покажет,
отомстит, ждите часа расплаты. Меня тоже вспомнит на своем получеловечьем-полусобачьем
языке. Скажет типа: «А вашему Кириллу я задам трепку – это он инициатор моей
высылки». Представил себе эту картину и вспомнил сцену из «Собачьего сердца» М.
Булгакова, когда профессор Преображенский на научном симпозиуме делал доклад о
том, как Шарик превратился в Шарикова, а тот в качестве иллюстрации к рассказу
играл на балалайке и плясал. Услышав собачью речь я, подобно Филипп Филипычу,
упал бы в обморок, а потом бы отрубился окончательно, как тот,
удостоверившийся, что Шариков продолжает играть и плясать, а я - что пес
продолжает «толкать речи». Говорю одной из инокинь, особо рьяно заступавшейся
за пса и оберегавшей его: «Вы же всегда сторонились животных, я помню сцену в
церковном доме, когда услышал Ваши крики: «Тебе нельзя - ты мужского рода!» Я
подумал тогда: «Ну, мужики совсем оборзели – среди бела дня рвутся в женские
кельи». Подойдя ближе, увидел Вас, с опаской выглядывающей из своей комнаты и
вопившей по отношению неизвестно к кому, ибо ни у двери, ни в коридоре вообще
никого не было. Потом опускаю глаза к полу и вижу нашего кота Рыжика, который
действительно отчаянно пробивается внутрь. Этот Рыжик ранее пролазил сюда через
форточку и сильно болевшую бронхитом будущую инокиню согревал, вытягиваясь на
больном месте. Ничего не понимаю – Вашего маленького благодетеля Вы упорно
отгоняли и вдруг с огромным полудиким псом, который чуть не порвал меня и Вам
чуть не откусил голову по дороге в приемник, вдруг сдружились? Она в ответ:
«Батюшка, жалость. У него были отморожены задние лапы. Люди его обижали. А
потом - с ним надежней, особенно когда остаешься одна. Он придавил двух енотов,
отогнал большую крысу от дома» и т.д. и т.п. Я: «Взвесьте все «за и против» -
что перевесит на чаше весов». Подумали, повздыхали: «Да, нужно расставаться».
Советую им на будущее более осмотрительно поступать, не вляпаться еще в
какую-нибудь неприятную историю.