Паломническо-миссионерское служение

Игумен Кирилл (Сахаров). Белорусский дневник (воспоминания)thumbnail

Часть 2 (окончание)

По пути в Жировицы посетили храм в селе Бульково, в котором служит сын о. Анатолия. Посвящён он Успению Богородицы. Здесь также народ покланялся иконе св. Параскевы и опять звучала моя проповедь. В начале XVII века на этом месте стояла деревянная церковь. Каменный храм, построенный в конце XIX века, в годы войны был взорван немцами. Современное храмовое здание было построено всего лишь 10 лет назад. Интересно, что в строительстве и финансировании принимали участие те, кто храм разрушал.

В Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костёла, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костёлов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костёлов.

 Унию обитель приняла в 1609 году. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иоасафат Кунцевич – тот самый «патрон унии», фанатик и изувер, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировицкого монастыря оказалась связанной с именем одного из главных хулителей Православия в Белой Руси.

    В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты.

   Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда ещё не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

   К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трёхэтажный келейный корпус (в нём располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе, хозяйственных построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители. В небольшой Явленской церкви хранится священный камень, на котором после случившегося пожара в огненном сиянии явилась Сама Пресвятая Дева, вернувшая Свой чудотворный нерукотворный образ.thumbnail Частички камня стали благоговейно разбираться благочестивыми паломниками с верой, что они подают исцеление от различных недугов и сохраняют от пожаров и других несчастных случаев.

Считается, что это самое древнее здание монастыря (2-я половина XVII века). В этом храме никогда не было и до сих пор нет электричества. Под спудом Явленской церкви погребён первый настоятель Жировицкого монастыря архиепископ Михаил (Голубович) (первый – после упразднения унии в 1839 г.). По случаю упразднения унии была выпущена медаль с надписью «Отторгнутые ненавистью, воссоединены любовью». Инициатором и проводником отмены уиии был митрополит Иосиф (Семашко). Он старался это делать мягко и постепенно. Например, он допускал, что монахи-базилиане могли продолжать поминать Папу, но только не афишируя это. Интересно, что его брат завещал похоронить себя к ксендзам. Каждую неделю в ночь с субботы на воскресенье братия собирается сюда на полунощницу.

При Хрущёве были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировицы. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировицах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось.

В 1989 году Жировицкая духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировицы посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

И радостно, и отрадно от того, что Жировицкий монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения. Стоит отметить, что именно в Жировицах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарём Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы).

На том месте, где ныне расположены Жировицы, в древности были густые леса и “жирные“ пастбища, принадлежавшие православному вельможе – боярину Александру Со́лтану (историки считают, что само название «Жировицы» произошло от «жирных» пастбищ)thumbnail

Уния вводилась силой с поразительной свирепостью и озлоблением. В городах православные люди не допускались ни к каким должностям. Православных священников убивали за совершение богослужений. Если прихожане защищали священника и не принимали унии, то им не позволялось ни торговать, ни работать в городах. В любой момент у них могли отнять имущество, их могли изгнать, посадить в тюрьму.

В 1609 г. монастырь  перешёл под управление униатского митрополита Ипатия (Поцея). К этому времени в обители оставался один иеромонах, которого заставили подписать документ о подчинении униатскому архиерею. Монастырь стали заселять монахи-базилиане. Православная культура на Белорусских землях с этого времени приходит в упадок. Исторические памятники Православной веры разрушаются, а на их месте униаты строят свои.

В 1769 г. был возведён Крестовоздвиженский храм обители. Этот храм возводился в течение 17 лет на пожертвование одной вдовы. Размер пожертвования составлял 8 тысяч злотых. По тем временам эта сумма была очень значимая - на один злотый можно было купить две коровы. Расположен он на самой высокой точке монастыря и символизирует место крестных страданий Господа - Голгофу. По своей архитектуре он напоминает Страстную церковь в Риме. В высокой лестнице, ведущей наверх к алтарю, в специальных ковчежцах когда-то помещались частицы мощей святых угодников. Богомольцы на коленях поднимались наверх по 28-ми ступеням, прикладываясь к мощам, а спускались по боковым лестницам (сейчас эти частицы мощей находятся в Успенском соборе, в специально сооружённом для этого кресте). Кроме Жировиц, храмы с такой лестницей есть ещё в Риме и Вильнюсе.

Необходимо было закончить строительство Успенского собора, фасад которого затеявшие капитальный ремонт униаты хотели полностью изменить, придав ему вид католического костёла. В результате этого здание скорее всего напоминало полуразрушенный средневековый зáмок, чем храм.

В этом главном храме обители отразилась сложная история Западнобелорусского края. В нём соединились черты стилей барóкко, рококó и классицизма. С южной стороны к собору пристроен храм в честь Святителя и Чудотворца Николы. Собор соединяется крытыми переходами: с одной стороны – с корпусом семинарии, с другой – с жилым братским корпусом

К 1867 г. Успенский собор был полностью достроен. В 19 веке наиболее известным настоятелем обители был архимандрит Николай (Редутто). За время своего многолетнего настоятельства о. Николай превратил полуразрушенный монастырь в прекрасный уголок Святой Руси, поэтому его поистине можно назвать великим строителем Жировицкой обители.

В последние годы своей жизни настоятель не мог свободно передвигаться, и, чтобы он мог лично наблюдать за огромным монастырским хозяйством, для него было сделано специальное кресло на колёсах, благодаря которому он продолжал руководить начатым строительством и насаждениями.

В течение 10 лет (1896-1906 гг.) находился в Жировицах, а точнее в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович Полянский, впоследствии митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель, причисленный к лику святых на Архиерейском Соборе в 1997 г.

В 1913 г. сюда был отправлен в ссылку знаменитый Саратовский епископ Гермоген (Долганов), который вступил в конфликт с обер-прокурором Святейшего Синода В.К. Саблером из-за критического отношения к Г. Распутину.

Во время Первой Мировой войны главная святыня обители – Жировицкая чудотворная икона Божией Матери – нашла убежище в Покровском соборе (св. Василия Блаженного) на Красной площади г. Москвы. За время эвакуации монастырь потерял много имущества. Был утерян, в частности, архив. Четыре огромных рукописных тома с записями чудесных явлений от иконы были утрачены.

С1927 г. настоятелем обители стал архимандрит Поликарп (Сикорский), отличавшийся крайним национализмом и нетерпимо проводивший украинизацию. В бытность настоятелем Жировицкой обители он продолжал заниматься переводом богослужебных книг на украинский язык. Его неприязнь ко всему русскому простиралась до такой степени, что он не отмечал дни памяти российских святых, а при каждении в Успенском соборе демонстративно обходил Казанскую икону Божией Матери, громко изрекая при этом: «Цэ нэ можно, цэ кацапска». Архимандрит Поликарп запрещал поминать имена русских святых на отпýсте и считал для себя великим оскорблением, если кто-то обращался к нему на русском языке. Его правление было долгим и гнетущим для братии. В 1932 г. он был хиротонисан во епископа Луцкого и стал проводить украинизацию Ровенщины.

Во время немецкой оккупации (1941-1944 гг.) было относительно спокойно. Только в самом конце оккупации были уничтожены монахи еврейского происхождения. Перед вступлением в Жировицы советское командование опасалось, что в монастыре мог располагаться опорный пункт противника, а на колокольне Крестовоздвиженского храма находятся немецкие снайперы. Поэтому первым делом было решено подвергнуть артобстрелу все монастырские храмы. Старожилы вспоминали, как над их головами постоянно проносились снаряды. Везде за монастырём были воронки, но ни один выстрел не достиг своей цели: то недолёт, то перелёт. Когда в Жировицы вошёл первый танк и остановился напротив собора, солдаты были поражены. Ведь они выпустили 22 снаряда, но в храмы ни один снаряд не попал. Так дивным образом Божия Матерь явно оберегала от разрушения Свой Удел.

В 1945 г. была возвращена Крестовоздвиженская церковь, обманным путём захваченная католиками в 1922 году. Учительница начальной школы из Жировиц привела большую группу школьников в Жировицкий монастырь для «ознакомления с архитектурными памятниками». Вежливо попросив ключи от Крестовоздвиженской церкви монастыря, она их не возвратила, а передала католическому священнику, который начал совершать в этой церкви латинские мессы. Остальные церкви остались в ведении обители.

В 60-е годы обитель была обязана выплачивать большой натуральный налог в виде зерна, масла, мяса, молока и т.п. Тяжёлые условия, в которых оказался монастырь, поставили его перед выбором: либо продолжать уплату налогов, ставших непосильным бременем, либо сдать хозяйство государству. В результате монастырское хозяйство было передано Жировицкому сельскохозяйственному техникуму. За обителью были оставлены лишь находившиеся внутри монастырской ограды пруд, сад и огород.

1 июля 1960 г. решением Совета Министров БССР были закрыты Гродненский Рождество-Богородицкий и Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женские монастыри. Почти 70 сестёр остались без крова. Архимандрит Антоний (Мельников), впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, отправился в Москву и получил у Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) благословение на размещение насельниц в Жировицком монастыре. Поначалу казалось, что их пребывание будет недолгим, но монахини жили здесь до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и вообще к религии кардинально изменилось.

Однажды отец Антоний, прогуливаясь по кладбищу, зашёл в Георгиевскую церковь, где случайно обнаружил «икону» Иосафата Кунцевича. Находка явилась отголоском печального униатского прошлого бытия обители. Прогуливаясь в другой раз о. Антоний встретил послушницу с чашкой разведённой краски и обратил внимание на форму чашки, которая напоминала ритуальный масонский сосуд. Обретение её в монастыре подтверждало сведения, почерпнутые им из журналов XIX в., о том, что в среде униатских монахов были члены масонских лож.

Крестный ход на Пасху, на Успение Пресвятой Богородицы и 20 мая, в праздник Жировицкой иконы Божией Матери, к Явленской церкви – до приезда на Минскую кафедру Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета (1978 г.) – совершался из Успенского собора через Никольский храм и коридор собора без выхода на предсоборную площадь посёлка. Были случаи, когда на праздник Жировицкой иконы Божией Матери отменялся автотранспорт в Жировицы из Слонима и других близлежащих селений. Перед Успенским собором устанавливался мощный громкоговоритель, который мешал богослужениям, нормальной жизни и отдыху насельников монастыря.

В 1963 г., осуществив последний выпуск, Минская духовная семинария прекратила своё существование

При всякой надвигающейся на обитель беде в келиях у сестёр поздним вечером в окнах мерцали тусклые огоньки свечей, свидетельствовавшие об усердной, сердечной и слёзной молитве. Общее число акафистов в скорбные моменты доходило до сорока в сутки.

Братский корпус был отнят, и в нём разместилась неврологическая больница с поликлиникой. Колокольня с пристройками, в которых жила часть гродненских монахинь и богомольцы, также отошли государству. Земли и огороды, принадлежавшие монастырю, были отняты и отданы населению и Жировицкому сельхозтехникуму. Всё сводилось к тому, чтобы лишить монастырь элементарных средств существования.thumbnail

Большой след в жизни обители оставил архиепископ Ермоген (Голубев). Он принёс сюда духовную мудрость из Киево-Печерской Лавры, настоятелем которой он был в 1926-1931 гг. Его благочестивые современники свидетельствовали о присущих ему дарах прозорливости, исцелений и чудотворений. За период своего архипастырского служения владыка сумел построить огромный Успенский кафедральный собор в Ташкенте, вмещавший до 4 тысяч человек, а также храмы в Самарканде, Ашхабаде. 25 ноября 1965 г. архиепископ Ермоген был отправлен на покой в Жировицы, где прожил почти 13 лет. Внешние условия, в которых пребывал владыка Ермоген в Жировицком монастыре, были чрезвычайно просты.   В настоящее время в этой келии устроена домовая церковь в честь Святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.

С момента мантийного пострига он никогда не снимал монашеских одежд, даже во время самых жестоких гонений. Находясь на «покое» в Жировицах, владыка не переставал интересоваться положением дел в стране и в Церкви, к нему приходило множество писем со всего Советского Союза. Он никогда не опаздывал на богослужение. Люди, знавшие владыку Ермогена, отмечали его высокую врождённую воспитанность, необычайную корректность, доброту и тактичность. Интересно, что осене́ние себя крестным зна́мением и поклоны совершались им в определённое согласно уставу время. Умилительно было наблюдать со стороны на одновременно крестившихся и кланяющихся архиерея с сослужащим духовенством в алтаре во время пения великого славословия. В Жировицах он ни разу не позволил себе вмешаться каким-либо образом в монастырские дела, никогда не стремился учить ни наместника, ни кого-либо из братии, что и как надо делать; если спросят — посоветует, но никогда не навязывал свою точку зрения.

За ним был установлен круглосуточный надзор. Уполномоченный по Гродненской области обязал монастырское руководство регистрировать всех приходящих к владыке для того, чтобы потом сообщать по месту их работы или учёбы с целью проведения с ними соответствующих бесед. Тогдашнему наместнику Жировицкого монастыря, архимандриту Михею (Хархарову), было предъявлено строгое требование, чтобы он не разрешал архиепископу Ермогену служить и проповедовать в храме. Но совесть молодого и богобоязненного наместника не позволяла ему сделать это. За неподчинение безбожным властям архимандрит Михей был снят с должности наместника и в течение суток изгнан из Жировицкого монастыря. Случилось это летом 1969 года.

Открытое от «покровца» лицо владыки Ермогена перед опусканием в могилу на кладбище в Киеве не имело ни единого признака смерти.

Бывшему наместнику Жировицкой обители архимандриту Михею ярославским уполномоченным был объявлен строгий выговор только лишь за то, что он прибыл на чин отпевания владыки Ермогена. За это «нарушение» его сослали в самый дальний и бедный приход Ярославской епархии.

Настоящим достоянием Жировицкого монастыря явился схиархимандрит Иоанн (Маслов), 25 лет преподававший в Московской духовной академии, явившийся восприемником духовного опыта старцев Глинской пустыни. В 1985 году схиархимандрит Иоанн прибыл в Жировицкий монастырь и был назначен духовником двух монастырей, мужского и женского. Это были единственные в то время монастыри в Белоруссии, находившиеся в стенах Жировицкой святой обители. Для насельников монастыря старец явился подлинным духовным сокровищем. Отец Иоанн был сам строгим и ревностным исполнителем Устава и всех призывал к этому. Он учил, что уставное чтение и пение придаёт богослужебному чину невыразимую трогательность и задушевность, причём длительность службы становится незаметной и неутомительной. После таких богослужений все верующие выходят из храма молитвенно-одушевлённые и исполненные глубокого назидания.

Постепенно о. Иоанн завоевал такой авторитет и любовь, что многое в обители начали делать по его благословению. Наместник также часто приходил к старцу, подолгу беседовал и советовался с ним по вопросам духовной и хозяйственной жизни монастыря.

В настоящее время в Жировицком доме Пресвятой Богородицы подвизается около 40 человек монашествующей братии. Успешно развивается сельское хозяйство монастыря, во владении которого находится около 300 (трёхсот) гектаров пахотных земель, более 300 (трёхсот) гектаров сенокоса и сельскохозяйственная техника.

Под алтарём Успенского собора расположен источник, согласно преданию проистекший из-под груши, на которой была обретенá Жировицкая икона Божией Матери в 1470 г. В советские годы к источнику не было доступа, а в настоящее время он восстановлен, и в воскресные и праздничные дни все желающие могут испить и взять с собой освящённой воды. Трижды в день в обители, как, наверное, и во всех храмах Белоруссии, по благословению митрополита Вениамина, трезвонят в колокола. Делают это в связи с эпидемией. Мы набрали водички из источника и помолились у чудотворной иконы Божией Матери Жировицкая, прочитали канон по старопечатному тексту.

Основные сведения о Жировицкой обители почерпнуты мною из прекрасно оформленного и содержательного буклета под названием «Всерадостное заступление Белой Руси».

В монастыре наиболее запомнилось общение с насельником обители архимандритом Борисом и духовником белорусского отделения Союза Православных братств о. Александром. О. Борис близко к сердцу принял нашу, пожалуй, самую большую проблему на сегодняшний день – судебную тяжбу по поводу значительной части нашей земли, которую хочет «откусить» знаменитый Дом на набережной (одной из главных целей моей поездки было желание духовно подкрепиться у святынь Белой Руси в связи с идущими уже третий год судами). О. Александр из Подмосковья. В Белоруссии прожил почти 50 лет. Считает, что положение здесь хрупкое, что чаша весов может склониться в сторону Польши. Несомненно, Жировицкая обитель достойна того, чтобы получить статус Лавры (в России их две, если не считать фактическую «женскую» Лавру в Дивеево; на Украине три Лавры). К сожалению, из-за эпидемии удобный повод для учреждения здесь Лавры в прошлом году,  когда отмечался юбилей 500-летия явления Жировицкой иконы, был упущен.

В Минске на квартире известного православного активиста В.М. Ерчака общались с членами белорусского отделения Союза Православных братств. Дед Ерчака служил в экспедиционном корпусе Русской Армии во Франции. В квартире много святынь и раритетов: большой кусок Мамврийского дуба, икона «Трёх мечей» (с мечами изображены Христос, Иоанн Грозный и Николай II). Икона царя Иоанна Грозного с клеймами его жития. Чай мне подали в кружке с царским вензелем (такие кружки раздавали во время коронационных торжеств на Ходынском поле). Показывали удостоверение о. Иоанна Кронштадтского в качестве члена Союза Русского народа. Из долгой и тёплой беседы особенно запомнился рассказ о польских концлагерях и о том, как в 1939 году в Белоруссии радостно встречали Красную Армию. Конечно же, и о мытарствах Валерия Михайловича после написания им книги об Иоанне Грозном (в честь его он продолжает строить большой храм). Мне была вручена медаль «За особые заслуги».

В thumbnailПолоцке посетили женскую обитель, где у мощей прп. Ефросиньи прочитали ей канон по старопечатному тексту. Приложились к ее воссозданному кресту – точной копии со всеми святыми. В основе креста – кипарис, сверху он обложен золотыми и серебряными пластинами и украшен драгоценными камнями и жемчугом. Главная ценность – внутри находились драгоценные христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частица камней с Гроба Господня и Гроба Божий Матери, частицы мощей св. Стефана, целителя Пантелеимона и кровь св. Димитрия Солунского. В 1929 году Крест попадает в Могилёвский краеведческий музей, где хранится до начала Великой Отечественной войны. Когда немецкие войска подходили к городу, Крест не успели эвакуировать, и он бесследно исчез, до сих пор ведутся поиски, но безрезультатно. 5 июня 1173 года преподобная Ефросиния отходит ко Господу в возрасте 70 лет в Иеросалиме, как она молила Господа. Отправившись ко Гробу Господню, она там заболела и через 24 дня отошла ко Господу. Похоронена она там же, недалеко от Иеросалима, в монастыре прп. Феодосия Великого. Её прах перевозят в Киево-Печерскую Лавру и кладут в Дальних пещерах, но так как князья Киевский и Полоцкий враждовали, то мощи не могли вернуть в Полоцк. Их возвращают только в 1910 году. 700 км везли на пароходе, а 200 км несли на руках. Это событие носит название «Свято-Ефросиниевских торжеств», которые проходили с 2 по 5 июня 1910 года. Во время Первой Мировой войны мощи эвакуируют в Ростов Великий, в советское время их трижды вскрывают. Они остаются в Витебске как экспонат до начала Великой Отечественной. С началом войны их просто забросили. Они возвращаются сюда с разрешения немецких властей в 1943 году, и с тех пор находятся в Спасской церкви. Последний раз переоблачали мощи в 2006 году, при этом всегда присутствуют архиерей, два монаха, две монахини и врач - эксперт высшей категории. Засвидетельствовано на бумаге, что мощи нетленные, сохранились не только кости, но и кожный покров, кожа упругая.

Ко времени восстановления монастыря в древнем Спасском храме были найдены вериги преподобной, цепи весом около 7 кг, найдены. Одной прихожанке является преподобная и говорит, указывая на лестницу в храме, ведущей на хоры: «Пойди и найди мои цепочки в пыли». Через некоторое время та поднялась на хоры и в нише, под полом нашла эти цепи. Она оставила их у себя и стала носить их на себе (у неё были проблемы со спиной) и исцелилась. Когда стали восстанавливать монастырь, она отнесла их епископу Феодосию и в 1998 году они были положены для поклонения.thumbnail

В Смоленске первым делом я поехал в кафедральный собор. Литургия в будний день в нем совершается с 8.30. Я приехал к 7-ми часам с тем, чтобы до начала службы вычитать канон у главной храмовой святыни – образа Богородицы «Одигитрии» (если планировать читать его после службы, то могла произойти накладка – около иконы могли бы совершать молебны сразу после Литургии). Пришлось, однако, ждать открытия собора целый час.

Успенский собор был заложен в 1677 году на месте соборной церкви Богородицы в честь Её Успения, построенной Владимиром Мономахом в 1103 году для образа Богородицы Одигитрия, имеющего весьма древнее происхождение и, по преданию, написанного евангелистом Лукой. После возвращения Смоленска России, при Смоленском архиепископе Симеоне, в августе 1677 года под руководством московского каменных дел подмастерья Алексея Королькова начались строительные работы. Накануне Бородинской битвы перед иконой молилась Русская армия с фельмаршалом М.И. Кутузовым. Украинский мастер Сила Трусицкий с артелью в 1730-1740 годах выполнил грандиозный резной иконостас.

Сразу по окончании Литургии была намечена встреча со старшим священником, давним моим знакомым, митрофорным протоиереем о. Михаилом. Батюшка завел в алтарь, рассказал о давно начавшейся реставрации собора. Поведал о большой проблеме – из-за проведения коммуникаций под Соборной горой (она, кстати, искусственно насыпана) оседает фундамент, появляются трещины. «Собор надвое рвет» - сетовал о. Михаил. Он завел нас в свой кабинет – раньше здесь трудились правящие архиереи, включая будущего Патриарха. На стенах множество грамот – о. Михаилу за большую работу в области просвещения. Живет батюшка в скромном домике под Соборной горой. Отсюда хорошо видны крепостной вал и храмы города. На территории маленького дворика растут несколько больших елей. За скромным угощением были подняты несколько актуальных тем церковной жизни. Вспоминая свой 35-летний срок служения в соборе, о. Михаил особенно выделил начало 90-х годов, когда массово совершались крещения – до 120 человек в день. К сожалению, крещения младенцев, да и взрослых, до появления в Смоленске баптистерия, совершались через обливание. Батюшка на минутку вышел из-за стола. Мы все переглянулись и единодушно выдохнули: «Живчик!» Удивительно, как много он делает на Смоленщине – организовал десятки библиотек, курирует духовное просвещение в школах, издает журнал «Свет Одигитрии» и многое другое.    thumbnail

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную