Церковь Николы
Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм
Москворецкого благочиния Московской городской епархии.
Храм расположен в
районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы
(Берсеневская набережная д. 18), составляет архитектурный ансамбль с палатами
Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы - в
честь святителя Николы и в честь преподобного Феодосия Великого.
Место, на котором
стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в
этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала
деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку,
зовумая Борисова» (что указывает на принадлежность её богатому вотчннику), а в
1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» – то есть, за ночной
заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, – от него и закрепилось это
название (в
1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на
участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).
В 1650-е
годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте
упразднённого Никольского монастыря. В 1656-1657 гг. по его заказу была возведена
новая каменная церковь
Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном
отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII
века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Изначально это был
четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к
храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как
массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками».
Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с
килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками, кроме того
оформленные аркатурным поясом.
Центральный
барабан – световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и
колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья
и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего
декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.
С запада
был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная
усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны
было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой
палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова
Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери.
Также Ириной
Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой
двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол,
изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять
колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871
году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание.
В 1775 г. с запада к
четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм,
которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная –
хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью
кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры,
ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, – резко контрастируют с
основным объемом храма.
Храм горел во
время войны 1812 года, после пожара был восстановлен и освящён заново. Вместо
выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два
придела — святителя Николы Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В
1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854
году.
В 1925
году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные
реставрационные мастерские. В
1930-е Б. Иоффе, автор
знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов, планировавший
возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизма,
добивался сноса храма. В
1932 г. по
заявлению от представителей
мастерских снесли колокольню, «мешавшую хорошему освещению», а церковь оставили,
несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958 г. в стенах храма разместился
НИИ музееведения.
С 1992 года в
конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николе
Чудотворцу. Храм был возвращён верующим.