Помним благодарим...
Памяти инокини Анастасии (на фото крайняя справа). Воспоминания прихожан
О. Кирилл: Инокиня
(по-старому – черноризица) Анастасия была швеей. Шила облачения на
престолы и жертвенники. Также она долгое время была старшей в селе Могилевка
Тверской области, там был женский монастырь, который мы стали возрождать
явочным порядком: проезжая мимо, туда зашли. Запомнилось, как она на Первой
седмице практически одна вычитывала полный круг великопостных чинопоследований,
без перерыва с утра до вечера. У нее был хороший голос, пела за трапезой духовные
стихи, а мы все подхватывали. У нее была интересная походка, как у ежика. Было
такое впечатление, что она как бы не касается земли, а в воздухе лапками
перебирает на месте и движется одновременно.
Инокиней
стала в Тверской области в Пальцево, где мы тоже возрождаем монастырь и там
насельницы – наши бывшие прихожанки.
Она стала
жертвой, во многом нашей медицинской системы. Дело в том, что когда у нее
начались симптомы заболевания, она стала обращаться к врачам, а они слишком
затянули. Потеряли оперативность, если бы раньше поставили диагноз, то был бы
другой исход. И таких фактов немало, к сожалению.
Слава Богу,
что ее неоднократно причащали на дому, соборовали. Она даже приезжала сюда в
тяжелом состоянии, причем, несколько раз. Последний раз была на Троицу. Я хотел
устроить прощальную церемонию при подходе ко кресту, чтобы все подходили
прощаться с явно готовым к переходу в мир иной человеком, но, к сожалению,
что-то помешало мне это сделать, эта церемония не состоялась. В последний раз
Анастасия приезжала с дочерью. Я смотрю на машину, окна затемненные, кто-то мне
кланяется оттуда. Я тоже кланяюсь, иду
дальше. Оказалось, что это была Анастасия. Через пару дней у нас состоялся
прощальный разговор по телефону.
Накануне
моего отъезда в Тверскую область поступила информация, что у нее резкое
ухудшение, что она мечется, холодный пот выступает. Отслужили молебны о здравии
на Берсеневке, а через день в монастыре в Пальцево. А канон на исход души не
успели начать – инокиня Анастасия умерла. Сложно уловить этот момент, когда
служить молебен о здравии или уже пора канон на исход души читать.
Старец
Паисий говорил, что болезни всегда полезны. Они призывают Божие благословение
за терпение, если человек эти болезни переносит не за грехи, а как правило за
грехи во очищение.
Зинаида, секретарь общины: Галина было ее имя до пострига. Я ее
много лет знаю. Это был человек своеобразный. Мне казалось, что она любила
уединение. Это больше чем общежитие. Не случайно она оказалась в Могилевке и
там молилась одна, жила одна, на полу спала, еду ей носили. Она вела такую
жертвенную жизнь. Мне запомнилось, что она очень много пошила не только
облачений на престолы, но и кресты вышивала. Батюшка благословлял это делать не
только для нашего храма, но и для
возрождающихся храмов Тверской области. Хоть ей и 70 лет, но мне очень жалко,
что она так рано ушла, потому что у нее дух был сильный. Когда я у нее была,
она уже болела, но дух у нее был сильный, я даже не чувствовала, что она болеет.
Она рассказывала о себе. Говорила, что она счастливый человек. Отмечала два главных
момента своей жизни – то, что она родилась в венчанном браке и что ее духовный
отец игумен Кирилл (Сахаров). Родители у нее были верующими, особенно мама. Мама
была красивая. Когда ее папа предложил руку маме, то мама так ответила: «Я
только тогда вступлю в брак, если мы венчаемся». А папа имел высокий пост, и он
сказал: «Но ты понимаешь, чем это чревато? Я лишусь всего». Тогда это было
строго. Но все равно он решился, они венчались. И действительно, он лишился
поста и после этого у них начались скорби, мытарства. Инокиня Анастасия радовалась, что родилась в таком браке.
Еще она
рассказывала, что когда пришла в наш храм, батюшка дал ей послушание, чтобы она
стояла у храма Василия Блаженного и собирала пожертвования. Она вспоминала, как
в первый день ее послушания у храма некая иностранка минут двадцать смотрела на
нее внимательно, на ее банку (обычную стеклянную), потом все-таки подошла и
положила туда свои доллары. И деньги буквально посыпались. В первый день она
набрала целую банку, принесла их в храм, радовалась. Была духовная связь со св.
Василием Блаженным. Меня поразило, но конечно, ничего случайного не бывает -
40-й день по смерти Галины совпал с днем памяти настоятеля храма Василия
Блаженного св. Иоанна Восторгова, 18 сентября. Галина очень почитала св. Луку
Войно-Ясенецкого, очень хотела поехать, приложиться к мощам, но уже было
поздно, она все-таки сильно болела, даже
ехать с дочкой на машине было бы ей трудно. Самые лучшие воспоминания о ней.
Она многим здесь пошила сарафаны и косоворотки. Говорила, что в транспорте
всегда читала Исусову молитву. Любила молитву и все те дни, что уже лежала
дома, всегда молилась. Она лежала в
гробу, это было что-то необыкновенное. Я бы ее не узнала, это была монахиня с
большим духовным опытом, вот такое у нее было лицо. Это был совсем другой
человек. О. Сергий в этот день служил, он сказал, что смерть показывает, какая
земная жизнь была у человека. И я увидела монахиню. А ведь она совсем недавно приняла
иноческий образ. Это потрясающе, я первый раз такое видела. Царство Небесное
ей, вечный покой.
Татьяна, помощница при отпевании: Инокиню Анастасию я знаю давно, мы
были у истоков, когда начала создаваться община, и мы вместе влились в эту общину.
Она тогда еще работала, потом получила послушание и была старшей просфорницей
много лет и одновременно швеей. Затем она швеей только осталась. Вместе с ней
мы поехали возрождать монастырь в Пальцево. Затем она в Могилевку попала.
Сейчас там, вроде бы, мужской монастырь
(или скит) решили возрождать, говорят, есть старший и два послушника. Галина
поставила все точки, все сделала, оформила этот монастырь. Митрополит передал
его о. Борису из Малицкого монастыря в Твери. И сейчас там идет монашеская
жизнь. После этого Галина опять вернулась
в Пальцево и там приняла постриг с именем Анастасия. Что могу сказать об инокине Анастасии? Знаю,
что это был человек – антиглобалист, она была постоянно на пульсе времени, до
последних минут все отслеживала, не была равнодушным человеком. За день или два
до смерти подзывает дочку и говорит ей: «Света, Света, что будет с Россией?» Перед
смертью она думала о том, что будет с Россией! Человек был веселый, жизнерадостный.
Болезнь свою переносила с улыбкой. Удивительно, что она не принимала
обезболивающих, пила простые таблетки. Видимо, ей помогала молитва. Она трижды
была в Иерусалиме. Она ездила туда с монахиней Фотиной в такие далекие
местечки, куда не всякие экскурсии попадают. Какой-то храм древнейший они
посетили, и Галина потом шила туда облачения на престол, а инок Сергий
передавал. Почти в каждом алтаре ее облачения и срачицы на престолы и
жертвенники, катапетасмы, платы с крестами. Она много потрудилась для Церкви. Она
носила имя царевны Анастасии. Преставилась на Смоленскую Божию Матерь Одигитрию
и день рождения цесаревича Алексия. А на память Самарских святых мы ее отпевали
(Анастасия родом из Самары). Эти вещи не случайны. Вечный покой ей, вечная
память!
Алла: Раба Божия Галина в миру,
черноризица Анастасия. Когда меня папа привел на Берсеневку, она была в числе
батюшкиных помошниц, батюшкиных единомышленников. Она говорила, что это большое
счастье, что у нас такой духовный отец. Последний раз я ее видела 16 июля, она
была дома. В прошлом году в это время она была в Пальцево, а в предыдущие годы
- в крестных царских ходах. 16 июля – день рождения ее дочери. От Анастасии
исходила любовь ко всем. У нее был такой дар - она любила своих
недоброжелателей, всегда находила доброе слово и говорила: «Мы же все сестры,
нас батюшка видит насквозь. Мы здесь сидим, говорим, а он все знает». У нее была
искренняя любовь к батюшке, сестрам, братьям. Она всегда находила слово
поддержки и всегда находила положительное. Когда человек искренний, и ты это
ощущаешь, говорят, что это любовь. Она и в гробу лежала, ни одной морщинки,
такое чистое лицо, младенческое. Царство Небесное!
Вербное воскресение 2018 г. Инокиня Анастасия в центре в первом ряду (за два месяца до кончины)