Игумен Кирилл (Сахаров). У армян на
Олимпийском проспекте столицы
Длительное
время армяне в Москве имели единственный храм – в честь Воскресения на
Армянском кладбище (рядом с Ваганьковским). Теперь же, на Олимпийском проспекте
столицы возвышается красивый вместительный собор в честь Преображения.
Облицован он розовым туфом с рельефными изображениями святых (за алтарем –
Христа). Ежедневно можно слышать красивый перелив звона колоколов (почему-то в
канун Рождества колокола не звонили).
Красивый
народ. Многострадальный – как, наверное, ни один из других народов. Ревностно
хранит национальные традиции и культуру, память о своих мучениках и героях.
Армянские кресты – хачкары – можно нередко встретить не только в Москве (здесь,
в Даниловом монастыре и у храма Христа Спасителя), но и в российской глубинке.
Армения – первая страна в мире, где христианство стало государственной религией
(301 г.). Потрясающе! Не буду подробно говорить о догматике Армянской Церкви.
Лучше того, что написал на эту тему преподаватель Свято-Тихоновского
университета о. Олег Давыденков, не скажешь. Если коротко, они, к сожалению, –
монофизиты, хотя и умеренные. Армянскую Церковь относят к Восточным
Нехалкидонским Церквам.
На
Олимпийском проспекте у армян есть все: помимо великолепного собора - храм
поменьше (для совершения треб), подземный музейный комплекс, где можно
ознакомиться с экспозицией древних храмов и природных красот Армении. С
тернистым путем христиан Армении, образцами их иконописи и книжности. В
конференц-зале прослушать концерт армянской духовной музыки, для песнопений
которых характерна тоска по небесному, скорбь и надрывная мольба. Возникает
ассоциация с архитектурным аналогом такого стиля пения – готическими соборами,
с их воздетыми в небо «руками» из камня. В армянском центре всегда многолюдно,
чувствуется, что собор и его территория – «место сборки» армянской диаспоры
столицы. Духовенство, в основном, молодое – оно всегда в гуще людей, доступно и
демократично.
Роспись
внутри собора осуществлена в светло-голубых тонах – на мой взгляд, она
значительно уступает древнерусским образцам. А вот и еще разочарование – когда
наблюдал крещение младенца через обливание. Изредка мелькали мужчины в головных
уборах, немало женщин было без платков. Обратило на себя внимание наличие не
одного, а нескольких канунов, в политой водой песочной основе которых полыхают
огоньки множества свечей. Армяне очень трепетно относятся к своим усопшим. В
течение всей службы можно наблюдать, как они стоят вокруг канунов, иногда и
спиной к алтарю, и сосредоточенно молятся о них.
Не зная
языка, об армянском богослужении говорить трудно. Тем не менее, в общих чертах
о Литургии в канун Рождества можно сказать следующее. Предварялась она,
очевидно, общей исповедью. Священник, стоя лицом к народу, называл грехи, а
люди говорили «каемся» или «прости нас, Господи» (общая исповедь повторилась,
по-видимому, для пришедших позже, еще и в конце Литургии). Огромная завеса с изображением Преображения Господня (собор
посвящен этому событию) отделяла алтарь от основной части храма. Началось
антифонное чтение псалмов (что-то типа нашего великого повечерия). Затеплили
лампады на двух массивных подсвечниках, стоящих по краям завесы. Четверо
служителей в белых стихарях (двое из них были с орарями) вышли (чуть не сказал
«на сцену») на алтарную возвышенность с длинными свитками в руках, и стали
попеременно зачитывать тексты, содержащиеся в них. Служители со свитками
напоминали наших дьяков времен Ивана Грозного, зачитывающих царские указы с
Лобного места. Здесь же они, по-видимому, читали отрывки из Ветхого Завета
(по-нашему, паремии), предсказывающие Рождество Мессии. Медленно отверзается
завеса и перед лицом молящихся открывается алтарь с изображением над ним Девы
Марии с Предвечным Младенцем на руках. Пред престолом священник в митре и старенький
диакон, а по сторонам с десяток, в основном, молодых диаконов и стихарных.
Нужно отметить, что у армян Литургию совершает, как правило, один священник.
Хлеб для Евхаристии – опресноки, как у католиков. Вино не размешивается с
водой, хотя в Евангелии мы читаем, что после прободения копием ребра Спасителя
«абие изыде Кровь и вода». В процессе службы часто совершается каждение –
практически постоянно, в том числе, один раз по всему храму и во время чтения
Евангелия. Неоднократно во время службы священник поворачивался лицом к народу,
благословляя его. Единственное, что читалось на русском языке – Апостол (после
него один раз пропели «Аллилуия»). Евангелие после обнесения вокруг престола
(что-то типа нашего малого входа) красивой погласицей читалось лицом к народу.
Умеренно звучал орган. Участники богослужения довольно мощно, все одновременно,
возглашали краткие молитвы (что-то типа наших прошений на ектениях). Также мощно
прозвучало «Верую» и на словах «возлюбим друг друга» все молящиеся стали
лобызаться со словами приветствия. Перед началом важнейшей части Литургии
(Литургии верных) священник снял митру и сандалии. Произнося установительные
слова Евхаристии («Приимите и ядите…», «Пийте от Нея вси…») священник
приподнимал облатку и Чашу с вином по западному обычаю. Но это, по учению
Армянской Церкви, еще не означало, что произошло пресуществление хлеба и вина в
Тело и Кровь Христа. Была еще и «анафора» - призывание Святого Духа,
сохраненное в практике Православной Церкви. Затем священник троекратно
благословлял хлеб на дискосе и вино в Чаше, а затем также троекратно все это
вместе. Этот важнейший момент сопровождался равномерными ударами в два
колокольчика, висящие в алтаре. Возглас «Святая святым» произносился лицом к
народу (при этом священник держал в руках Чашу с приподнятой над ней облаткой).
Завеса закрылась на время причащения служителей алтаря. Причащать народ вышло
три священника. Чашу вынесли со словами, помимо знакомых нам «Со страхом Божиим
и верою приступите», еще и «причаститесь с чистым сердцем». Каждому причастнику
давалась облатка, смоченная в потире (детей причащали через прикосновение их
губ к смоченной облатке). Еще одна особенность армянской Литургии – в самом ее конце: чтение отрывка из
Евангелия от Иоанна (глава 1 стихи 1-14), где говорится о воплощении Бога Слова
– видимо, для акцентирования своей догматической особенности в понимании
соединения двух природ во Христе.
На
территории храма устроен вертеп – один к одному, как у католиков (совсем не со старым
Иосифом). Здесь же магазин сувениров и кафе с национальными продуктами.