Этим летом посчастливилось опять побывать в городе Углич, дорогой нашему сердцу русской глубинке. К сожалению, только проездом, всего на несколько часов - Углич был первой остановкой, запланированной организаторами юбилейного Всеславянского съезда в научно-познавательном путешествии из Москвы в Санкт-Петербург. Работа съезда, начавшись конференцией в Москве, продолжилась на теплоходе и закончилась в Питере. На второй день причалили к пристани города Углич, где участников съезда торжественно приветствовали городские власти и представители епархии. Это был день памяти царевича Димитрия. Конечно, побывали в Угличском кремле, в храме, построенном на месте убиения царевича - здесь все связано с этим страшным событием: и роспись сводов, в деталях рассказывающая о последних часах жизни восьмилетнего царевича; и носилы, на которых несли гроб с его телом; и колокол, возвестивший городу о трагедии, за что был сброшен с колокольни, бит плетью, ему вырвали язык, оторвали ухо и сослали в Тобольск, где единственный свидетель печальных событий и находился последние 300 лет.
Прогуливаясь в оставшееся до отплытия теплохода время по тихим уютным улочкам Углича, я вспоминала свое прошлоепутешествие сюда три года назад. Началось оно тогда с паломничества в храм Михаила Архангела что в бору и закончилось посещением выставки картин о. Рафаила (Симакова) в самом Угличе, недалеко от Кремля. Эта поездка была настолько замечательная, духовно богатая и насыщенная, что и спустя годы тепло и радостно от воспоминаний о ней, таких ярких и ясных, как будто это было только вчера. Рука сама потянулась к карандашу и бумаге, чтобы запечатлеть их, пока память окончательно не «затянуло» временем. И вот что получилось.
В 8 километрах от Углича по Ярославской дороге среди густого леса стоит удивительный храм - церковь Михаила Архангела что в бору. Место это особое. Изначально здесь был монастырь, точная дата его основания неизвестна, но известно, что к концу 14 века он уже существовал, поскольку его игумен, как записано в летописи, присутствовал на освящении одного из храмов города Углича. Интересна история строительства этого монастыря. Он должен был быть придорожным, у дороги из Углича в Ярославль. Строители, благословившись, начали строить. Построят какую-то часть, утром возвращаются - все развалилось. И так несколько попыток. Пошли к старцу: «Помолись, отче, мы богоугодное дело хотим сделать, а у нас ничего не получается» Старец ответил, что нет воли Божией быть монастырю на этом месте. Сказал строить его в лесу, на болоте, в самом топком месте. Благословение выполнили, построили деревянный монастырь с храмом, кельями и деревянными постройками в глуби болота. Этот монастырь простоял 300 лет. В 1610-м году Углич был уничтожен польско-литовскими интервентами. В Смутное время поляки много русских городов постирали с лица земли, причём особенно они свирепствовали, уничтожая православные святыни. Уничтожили и город Углич. Затем отправились искать тот самый монастырь, спрятанный в лесу на болоте. В монастыре укрылись 300 жителей окрестных деревень, 40 монахов, да игумен Михаил. Поляки предложили принять их веру, царя. Но никто из людей с ними разговаривать не стал. Всех, кого поймали, поляки изрубили в куски, остальных заживо сожгли в монастыре. Все это произошло в ночь на Пасху 4 апреля 1610 г. Только спустя 180 лет на месте этого монастыря в 1790-е годы построят каменный храм. Освятят его в честь Михаила Архангела. На месте предполагаемой братской могилы сейчас стоит деревянный крест. Здесь можно поклониться памяти трагически погибших русских защитников своей земли, попросить заступничества и сил всегда оставаться человеком и сохранять свой человеческий облик у тех, кто явил нам пример христианского благочестия. Это особое место, кровью полита эта земля, это - особая святыня и время здесь никогда не закончится.
Особо чтимые иконы в храме Казанская и св. Кассиана Угличского. С ними ходили в крестные ходы. Икона св. благоверного князя Романа. Ему досталось непростое время служения. Это 14-15 вв. Он вел мирный, очень богоугодный образ жизни, в Угличе строилось большое количество храмов. Его мощи были сожженыв советское время. Еще одна святыня храма - частица мощей младенца-мученика Иоанна Чеполосова - сына местного купца Никифора, жившего в 1660-е годы.
Восьмилетнего ребенка заманил к себе и пытал приказчик отца мальчика Федор Рудак - иудей-чернокнижник. Тело было найдено спустя месяц. Изувер ежедневно выдирал у ребенка по зубу, на теле обнаружили 20 ножевых ранений, а сам нож насквозь был воткнут в голову от уха до уха. Нож пытались вытащить - тщетно. И только Рудак вынул нож легко и рана тут же закровоточила. Это было свидетельством того, что он и есть убийца. Изувер во всем признался. Его приговорили к казни четвертованием, но накануне младенец стал сниться своему отцу с просьбой отпустить убийцу. Известно, что Рудак гнил заживо, а умереть не мог - «он был живой изъеден червями», как сказано в житии св. мч. Иоанна. «Мне отмщение и Аз воздам»: не мстите сами, не казните злопыхателей и тогда их участь будет в руках Божиих. От мощей св. Иоанна было множество исцелений, но вскоре их спрятали под спуд - это было следствием борьбы со старообрядчеством (св. Анну Кашинскую даже деканонизировали в связи с этим - тщетно пытались сложить пальцы в троеперстие вместо двуперстия- пальцы сами обратно возвращали свое положение). В 1970 году во время реставрации церкви мощи были вновь обретены.
Настоятелем необыкновенного храма Михаила Архангела что в бору является также человек необыкновенный.
Игумен Рафаил, в прошлом известный художник-авангардист Сергей Борисович Симаков. С самого детства он начал увлекаться живописью, но родители это не приветствовали. Они были истинными сторонниками коммунизма, и, в их понимании, это увлечение никак не способствовало строительству светлого социалистического будущего. Вот архитектор - это да, это профессия, необходимая для страны.Семья не была религиозной, родители Сергея, творческие интеллигенты, были очень светские люди, и очень порядочные. Послушание родителем было превыше всего, поэтому, из уважения и почитания к ним и по их настоянию, окончив школу, Сергей поступил в Московский архитектурный институт. Здесь он познакомился со своей будущей женой - Еленой, дочерью знаменитого генерала Александра Георгиевича Котикова, который был комендантом Берлина с 46-го по 50-й год. Этого человека безгранично уважают немцы, в Берлине есть школа и улица, названные в его честь.
С самого детства художник сталкивался с множеством противоречий. Он всегда говорил, что искусство - это попытка разобраться и в его картинах - вопросы ипоиск ответа на них. Сергей увлекался многим, разными религиями, даже мистицизмом. «Но моя жена, Елена, относилась ко всему этому с такой брезгливостью, - говорит о. Рафаил, - что так меня никуда и не затянуло, как могло бы увести увлекающегося творческого человека». Эти попытки разобраться, наконец, увенчались успехом: в возрасте 34 лет они с женой принимают крещение, потом венчаются, а через полгода покупают домик для мастерской в деревне в 12 км под Угличем и начинается их новая жизнь. Представители элиты московской интеллигенции приехали в деревню, где их дом оказался единственным жилым домом и до ближайшей цивилизации - 12 км. Дорога непроезжая. Первое, что они сделали - разработали 70 соток земли. Начали выращивать все известные нашему климату культуры, и завели весь известный домашний скот: коров, телят, поросят, коз, овец, кур, гусей. Потом они стали помогать о. Иоанну, который был настоятелем храма в соседней деревне. Как-то на одной выставке картин Сергея, местный батюшка спросил его, почему бы ему не рукоположиться? Жена на это отреагировала так: «Ему Господь такой талант дал, что же его теперь в землю закопать?!» На что батюшка ответил: «Господь - художник всех художников!», и сказал это с таким вдохновением, что через несколько месяцев художник Сергей Симаков стал священником, затем - настоятелем храма Михаила Архангела что в бору, а матушка Елена - ангелом-хранителем этого храма.
О. Сергий перестал писать картины, но стал писать иконы. Это были 90-е годы, в лоно Церкви начали возвращать храмы, которые были у неё жестоким образом отобраны. Всё было разграблено, разрушено. О. Сергий обновлял фрески, писал иконы и все это делал абсолютно безвозмездно. Мало того, средства с его выставок шли на реставрацию храмов в Угличе, во всем Угличском районе и самым нуждающимся приходам по всей России.
В 2000-м году на выставке в Ярославле и Костроме несколько его картин замироточили. Мироточение - это не просто чудо, это свидетельство грядущих испытаний. О. Сергий заболевает, врачи ставят диагноз - рак в последней стадии, и счет идёт на недели, в лучшем случае месяцы. Матушка, всегда строгая генеральская дочь, вдруг стала тихой молитвенницей. Ему сделают операцию, шесть дней он будет между жизнью и смертью. Матушка все это время будет рядом. Он встанет, а через полгода после этого скоропостижно от рака умрёт матушка Елена. За месяц до смерти она примет монашеский постриг с именем Анна в честь Анны Кашинской, которую они особенно почитали. Через восемь месяцев после её смерти о. Сергий тоже примет монашеский постриг с именем Рафаил. Исполнилось 13 лет, как нет матушки и уже 18 лет, как о. Рафаил живёт вопреки всем утверждениям врачей. Кстати сказать, он никогда не пользуется услугами врачей. Никаких капельниц, уколов, таблеток. Представьте, сколько у него духовных чад и сколько людей предлагают ему обезпечить лечение в самых лучших клиниках. Но он от всего этого отказывается, говорит: «Ну, чайку с какой-нибудь травой я ещё попью, а всё остальное и не предлагайте». Был случай, когда ему стало очень плохо, его обнаружили без сознания, привезли в больницу. Там он пришел в себя, поисповедовал всех, кто был с ним в палате, причастил; кого было необходимо, пособоровал, и ... уехал. Его самого полечить не успели. На все попытки предложить ему медицинскую помощь он всегда отвечает: «На все воля Божья».
Храм Михаила Архангела отреставрировали, отремонтировали. К основному храму пристроен придел в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Службы не сокращаются, даже если в храме нет ни одного человека, только о. Рафаил и певчие. Всенощная продолжается до 6 часов. Когда батюшке предлагают сократить службу, ссылаясь на то, что нет в храме никого, о. Рафаил отвечает: «Ваше дело - приходить на службу или нет. Я ведь не вам служу». Храм двухэтажный, двупрестольный. Нижний храм, Введенский, очень уютный, тёплый. Роспись поновлена самим игуменом Рафаилом и углическим художником Фёдором Куницыным. Летний верхний храм освящен в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Сил небесных. В престольный праздник, 21 ноября, на богослужение приезжает до 7 автобусов, храм полон народу, но о. Рафаил каждому на исповеди уделяет столько внимания, сколько этому человеку нужно. Батюшка с улыбкой называет своих прихожан «приезжанами» - иначе, как на машине, сюда добраться сложно. Всю сельскохозяйственную продукцию раздают прихожанам во славу Божию, ничего не продают. «Мы все выращены на батюшкином и матушкином молочке», - говорят здесь.И если вам кто-нибудь будет засовывать в карман гусиные яйца или попытается предложить пакетик творожка - не отказывайтесь - все натуральное.
Архангельское всегда существовало как пустынька. Здесь никогда не было деревни, здесь жили только трудники, послушники, один или два монаха. Такая традиция сохраняется и сейчас. Домики построены в русском стиле, в них только электричество и печка. Желающие могут, взяв благословение у батюшки, приехать летом, потрудиться во славу Божию, пожить и помолиться в святом месте.
О. Рафаил всегда опускает глаза, когда разговаривает с людьми, говорит извиняющимся голосом. Он очень настоящий, простой, немногословный и очень успокаивающий. Когда кто-то жалуется и о. Рафаил действительно видит, что это явные безчиния, безпредел, он говорит: «Давай молиться, чтобы у них ничего не получилось. Потерпи - посмотрим. Все на волю Божию».
О. Рафаил безвозмездно подарил свои картины городу Угличу, все они выставлены в «Галерее современного православного искусства». Галерея расположилась в двухэтажном домике недалеко от углического Кремля. Здание на 70 % ремонтировалось на средства о. Рафаила.О. Рафаил говорит, что искусство не бывает современным или несовременным, оно не бывает православным или неправославным - оно бывает хорошим или плохим. Выставка буквально наполнена светом - это от картин идет, брызжет какой-то неземной свет. Расскажу о нескольких работах, особенно запомнившихся.
На первом этаже выставлены ранние картины художника. Портрет Высоцкого. Он сделан с фотографии незадолго до смерти поэта. Художник очень уважительно относится к его личности. Посмотрев фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», о. Рафаил сказал, что это предательство близких - вот так обнажить все, что обычно не говорится вслух без какой-либо попытки разобраться, что происходило у человека внутри. Понимала это только мать Высоцкого. Она сказала тогда о. Рафаилу: «Я благодарю Вас, что Вы увидели в моем сыне не актера, не поэта, не певца - человека». Очень хрупкого человека, глубоко вросшего в русскую землю, вне всякого сомнения, имеющего талант, но не имеющего основы, на которую он должен был опереться. Трагедия личности. Всех интересует грязное белье, никому не интересно, какая борьба происходит внутри человека. Гениальность, талант - это дар, с которым еще и справиться надо. Это как раз понял в нем художник Симаков. У Высоцкого, к сожалению, не получилось найти основы, которая помогла бы ему справиться со всем буйством, что происходило внутри.
Настраивает на размышления, казалось бы, незамысловатый сюжет, изображенный на картине «Русский быт». У многих эта картина вызывает недоумение. Как же так? В русской крестьянской избе всегда так чисто, несмотря на то, что рядом двор. Все очень ухожено. И печечка всегда побелена на Пасху и занавесочки на ней всегда чистенькие и отглаженные. А тут что изображено?! Все разбросано, раскидано.... Что это еще за «русский быт»? Но мне очень понятно, что хотел сказать художник, мне это очень близко. Картина отражает внутреннюю организацию творческого человека. Творческим людям нельзя прибраться на столе, нельзя поставить все книжечки по полочкам. Все раскидано, там Машка какая-то пробежала - паучок.... Для кого-то это безпорядок, грязь, а, между прочим, эта Машка - соавтор, если хотите. Нельзя все это убрать, прибрать - это создает быт творческой личности. Любая попытка все разгладить, упорядочить, лишает естественности. Все становится неживым. Смотрим у некоторых: все разложено по полочкам красиво, но видно, что это никто не читает, видно, что это никто никогда не трогает. Это все мертвая жизнь, неестественная. В одной из проповедей о. Рафаил сказал: «Вот мы видим человека с морщинками, особенностями мимики и можем уже об этом человеке сказать, что, например, он часто улыбается, если морщинки у глаз. У добрых в одном месте морщинки, у злых - в другом. И только когда человек умирает, у него все разглаживается, ни одной морщинки не увидите. Все идеально ровно бывает только у трупа - все разгладилось, глазки уже не щурятся, носик не морщится.... Все ровненько, гладенько, любо-дорого посмотреть. Но жизни в этом нет». Вот и получается, что не неряшливый русский быт хотел изобразить художник, а хотел показать, что в этом движении и есть настоящая жизнь.
Картину «Утро славян» художник написал уже после своего крещения. Он много рассуждал на тему язычества, подчеркивал, что язычество само по себе не аморально. Как мы привыкли слышать: вот, славяне были язычниками - были плохими, стали христианами - сразу стали хорошими. А художник говорит, что, несмотря на язычество, у русских было самое главное - чистое сердце. Вот эти язычники, разбойники, блудники - они Христа приняли, поверили Ему без всяких доказательств. А те, кто считали себя истинно знающими, религиозными, что они с Христом сделали? Акцент картины - девушка сидит на краю пропасти. Потрясающий образ. Во-первых, за нее страшно - одно неосторожное движение и она полетит в никуда. Во-вторых, она не раздражает, она на глаза не лезет, она никому ничего не доказывает - она такая, какая она есть. Умилительно на нее смотреть. Это образ русской души. С этой душой в море житейском много чего может происходить: и бури и ужасы, и искушения, и даже аморальные поступки. С душой может многое произойти, ее могут обнажить до неприличия, как показано в следующем сюжете этой картины. Но посмотрите при этом на ее глаза - она не стала хуже, она не перестала быть христианкой. У русских можно отнять все - и жизнь, и родину, и семью. Но у нас душу отнять нельзя. Душа может потерять свой образ только по воле самого человека.
Аника-воин. Непобедимый. На картине он показан задавленным своим конем, который спотыкается о камень-Алатырь и седок летит ему под копыта. О каком покорении мира можно говорить, если ты с собственной лошадью справиться не можешь? Алатырь-камень в историю вошел как символ камня преткновения для гордых. Гордость - страшный грех, потому что многие его грехом не считают. Когда гордость придавливает человека, вот когда можно добровольно потерять душу.
Следующая картина. Князь Игорь собрал дань с древлян и поехал домой, но с полдороги вернулся назад взять еще, за что и поплатился. Князя, привязав к двум деревьям, разорвали. Он был наказан за жадность. В русской поговорке говорится так: «Желай всего в меру - будешь иметь всего вдоволь. Попросишь много - потеряешь все!» В верхней части картины изображена рыба - символ христианства. Это было сделано художником сознательно, чтобы подчеркнуть христианский смысл изображенного на картине, т.к. в конце 70-х нельзя было нарисовать православный крест, святого, Богородицу или Самого Исуса Христа. Это значило бы, что эту картину никто никогда не увидит. Кстати, рыба часто используется в его ранних картинах. Она как бы переплывает из картины в картину, причем разная: речная, морская, вяленая - разная, а символ один - Христианство. Все, кто мог понимать смысл - понимали. Медальончик во рту у рыбы - символ драгоценности, ценности. Жизнь у нас одна и это такая ценность, которую мы права не имеем абы на что растрачивать, потому что другой жизни у нас не будет. Это не черновик, который можно будет набело переписать и все поправить. Мы не имеем права проживать просто так, как хотим, потому что жизнь у нас одна.
Вопросы, какие же они, эти русские, чем они отличаются от других и почему умом Россию не понять, также волновали художника, и ответ на них он стал искать в первоисточниках - житиях святых. Все эти поиски отразились в его картинах. Не мог о. Рафаил не написать картину, посвященную Киево-Печерской Лавре. По сути, это первая монашеская обитель на Святой Руси. В Киево-Печерском монастыре в 11 веке принимает постриг некий молодой человек - монах Леонтий. И сразу после пострига отправляется в город Ростов Великий, чтобы утверждать там Православие. Это было дело нелегкое, Русь не так давно крестилась. Жители Ростова поклялись за языческие верования насмерть стоять. И в этом тоже русский человек - в своей искренности: «Я искренне убежден и верю в то, во что я верю». Молодой монах, ни жизненного опыта у него нет, ни монашеского искуса. Как же ему всем показать, что христианство и есть истина? Только личным примером. Бог есть любовь, и христианство есть любовь. И вот эту любовь люди в нем и почувствовали. Христианская любовь долго терпит, все прощает, никогда не проходит, и ничего не требует взамен. Пример христианской любви - это пример любви матери к своему ребенку, Творца к своему творению. Вот что ростовчане нашли того, чего не было в их верованиях. За 70 лет жизни Леонтия в Ростове, город из языческого стал православным. И тут не важно, сколько процентов людей крестилось в Ростове, дух народа уже поменялся под действием любви - единственного оружия, которое побеждает все, и против которого нет никакого приема. В Византии православных было 4 процента и этого хватило, чтобы она стала Первым Римом. Леонтий принял мученическую смерть. У истоков стоял один человек, одна личность. Историю творят личности. У прп. Сергия Радонежского было большое количество учеников, даже есть такое понятие, как «феномен Волжского старца». Преподобный в лес ушел, чтобы молиться в уединении. Но не получилось - вокруг него собрались монахи, монастырь выстроили, люди приехали семьями, целый город вокруг монастыря выстроили - Сергиев-Посад. Кирилл Белозерский пришел на север - вырос там Кирилло-Белозерский монастырь и город Кириллов. Его спутник Ферапонт впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Русский человек всегда стремился к чистоте и святыне.
Несколько картин о. Рафаила мироточили - «Кирилл Белозерский», «Антоний Римлянин». Картина «Соловецкие святые» стала последней, написанной художником Симаковым и последней его картиной, что мироточила. В 1991 году он стал священником и больше не написал ни одной светской картины - только иконы. Соловецкий монастырь. СЛОН - Соловецкий Лагерь Особого Назначения. Там в 20-40-х годах 20 века уничтожали лучших людей нашей страны. Борис Ширяев написал книгу «Неугасимая лампада» об этом периоде своей жизни. Ему заменили смертную казнь десятью годами Соловков. Писатель тогда сказал своему другухудожнику Михаилу Нестерову: «Мне заменили быструю смерть на медленную». А тот ему: «Я так рад за тебя. Не бойся Соловков. Там Христос близко». В аннотации к его книге есть следующие строки: «Не лагерные ужасы описывает соловецкий узник, не зверства начальников над заключенными - это все отодвинуто на второй план и как бы приглушено, на переднем же проявляются утешение и спасительные „жемчужины духа", не дающие человеку потерять дарованный ему Господом облик». Почему люди вспоминают самые страшные гонения, как лучшие годы своей жизни?
Вспомнилась небольшая притча. Одному человеку снится сон. Идет он по пустыне и на песке остаются две пары следов: его следы, а рядом с ним - следы Бога. Вдруг человек замечает, что потянулась только одна цепочка следов. И это было самое трудное время в его жизни. Человек заплакал: «Господи, почему Ты оставил меня тогда, когда Ты мне нужнее всего?» И получает ответ: «Тогда, когда тебе было труднее всего, и ты видел одну пару следов - это Я нес тебя на руках, потому что сам ты идти не мог...» Когда с нами происходят какие-то страшные ситуации, мы начинаем жить как будто на автомате, мы даже не понимаем, что происходит. Мы делаем что-то, мы как-то живем. Проходит какое-то время, и мы вдруг начинаем осознавать, и не понимаем, как мы могли все это пережить. Это как раз тот самый момент, когда Бог снял нас с рук и сказал: «Теперь ты можешь идти дальше. Самое трудное время ты уже пережил, и Я был рядом с тобой». Нельзя пройти жизнь без тягот и испытаний, нужно с достоинством эти тяготы переносить и понимать, что все возможно пережить, но только с Богом.
Огромная картина - портрет самого батюшки. Написала его ученица о. Рафаила, ярославская художница. У каждого в жизни есть учитель, духовный наставник, иными словами, тот человек, перед которым вы особо себя чувствуете. Кто угодно может сказать вам что угодно, вы согласны оказаться в неловкой ситуации перед всеми, но только не перед этим человеком. И вот, духовное чадо пишет своего духовного отца, художника с мировым именем, гениального человека.... Представляю себе, как у нее руки тряслись. И батюшка тоже понимает, что с ней происходит. Ей удалось показать самую главную черту батюшки - любовь. Вот в чем гениальность этой картины. Он сидит в своей комнате, «кельюшке», как он ее называет, где все лежит, как лежит, как это бывает у творческой личности и ничего передвинуть, как положено, нельзя... А в глазах такая любовь, такое тепло исходит от него: «Держись, все будет хорошо». Вообще, «коронная» фраза о. Рафаила: «Ну, вы уж там, пожалуйста, держитесь. Все будет». Многие его спрашивают: «Батюшка, а как будет-то?» «А как Бог даст, так и будет». Отец Рафаил. На портрете ему 50 с небольшим, а кажется, что, как минимум, 70. Древний мудрый старец. Тогда, три года назад, ему исполнилось 65 лет. Волосы стали еще белее, а глаза еще добрее и мудрее.
Картина, посвященная Серафиму Саровскому, а изображено на ней торжество Православия - Воскресение Христа. Зло один раз и на веки вечные побеждено Жертвой Христа. Главное условие борьбы добра и зла - добрая воля. Сейчас в фильмах неслучайно часто звучит - «Ты согласен?» Человек должен сказать страшные слова: «Я согласен». С этого-то момента и начинается весь кошмар.
Как-то меня поразил ответ учителя воскресной школы на вопрос ребенка, когда будет конец света: «В мире существуют весы - зло и добро. Каждую секунду на эти весы падают поступки, мысли, действия, желания людей. Хорошие и плохие. Чтобы мир существовал так, как существует сейчас, эти весы должны быть в равновесии. Каждый человек выбирает тот или иной поступок свободно. Если меня обидели, и я вынашиваю планы мести, то это падает на чашу зла. И если в ту же самую секунду никто не совершит поступка и мысли доброй, то весы перетянет и вот в эту-то секунду и случится конец света. Пророчество когда-нибудь исполнится, но это может случиться через много тысяч лет. Наш поступок может оказаться решающим. Мы не можем позволить себе поступить плохо, потому что в эту секунду никто на земле может не захотеть поступить хорошо и равновесие нарушится. Тогда все. Вот почему важно бывает подавить в себе зло и обиду. Всегда помните об этом».
Согласитесь, эти слова полезно услышать не только детям...