Этот период еще называют Киевским. Важнейшими источниками по этому периоду являются "История Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова) и "Руководство по истории Русской Церкви" профессора Знаменского. Первая работа отличается насыщенностью документами, а вторая живостью изложения.
С благодарностью вспоминаю семинарские лекции о. Вадима Смирнова (ныне игумен Никон, настоятель Афонского подворья в Москве) по истории Русской Церкви в 1-м классе и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) в 4-м классе. О. Вадим никогда не «прилипал» к конспектам, рассказывал обстоятельно, живо - в голове складывалась цельная картина. О. Иннокентий - ученый муж, исследователь архивов. Он очень переживал, будут ли у него преемники по этой сложной и нужной стезе. В академии он также преподавал - новейший период истории Русской Церкви. Также здесь преподавал прот. Николай Смирнов (+2015 г.) и архимандрит(ныне епископ) Феофилакт (Моисеев).
На месте нынешнего Киева, как сказано в «Повести временных лет», побывал апостол Андрей Первозванный, поэтому наша Церковь по праву именуется Апостольской.Апостол Андрей пророчески предсказал: «Здесь воссияет благодать Божия, град велик будет и имать Бог многи церкви воздвигнути».Кроме ап. Андрея на территории "Большой России" проповедовали апостолы Варфоломей, Матфей, Фаддей и Симон Канонит. Еще до Крещения Руси в конце 10 века (так поздно из-за нашествия варваров) у нас были целые епархии - например, Скифская в устье Дуная и Сурожская в Крыму.
Как известно, на Кавказе находился в ссылке св. Иоанн Златоуст. Блаженный Феодорит свидетельствовал: "Св. Иоанн Златоуст алтари воздвиг на Кавказе и те, кто не слазил с коней, стали преклонять колена и кого не трогали слёзы, стали проливать слёзы раскаяния".По милости Божией я сподобился побывать на месте кончины св. Иоанна в Абхазии и приложиться к крышке его гробницы в кафедральном соборе в Сухуми.
Также довелось в Крыму поклониться мощам священномученика Климента Римского. Он был сослан в Крым в 94году и, кстати, обнаружил здесь около двух тысяч христиан. В 9 веке святые братья Кирил и Мефодий помимо Болгарии, Моравии и Панонии проповедовали также и в Крыму. Они изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. В этом же веке киевские князья Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь. Осажденные провели крестный ход к берегу Босфораво главе с патриархом Фотием и императором Михаилом. В воды пролива была погружена Риза Богородицы, поднялась буря, которая разметала корабли осаждавших, и они отступили. Князья приняли крещение и пригласили епископа с собой в Киев. Там он проповедовал о чудесах Ветхого и Нового заветов. Особое впечатление па киевлян произвело чудо, когда в огне не сгорело Св. Евангелие. На могиле Аскольда была построена церковь во имя святителя Николы(в честь этого святителя его назвали в крещении). К сожалению, в настоящее время этим храмом владеют униаты. В 944 году киевский князь Игорь совершил удачный поход на Константинополь. В результате был заключен договор, верность которому те дружинники князя, которые были язычниками, подтверждали клятвой у идола Перуна, а кто был христианином - те присягали в церкви св. пророка Илии. Этот храм именуется соборным, т.е. главным - значит, были и другие храмы. На следующий год Игорь, в результате расправы древлян, трагически погиб.
Ставшая правительницей его супруга Ольга сурово отомстила убийцам мужа. С целью принятия христианства она предпринимает путешествие в Константинополь. По пути ее оглашал священник Григорий, находившийся в свите. В 957 голу Ольгу в храме святой Софии крестит с именем Елена Патриарх. Восприемником был сам император. Многие сопровождавшие Ольгу также крестились. Княгиня уговаривала креститься своего сына Святослава, но безполезно. Он боялся насмешек дружины, впрочем, тем из нее, кто желал креститься, Святослав не препятствовал. Он был постоянно занят военными походами(погиб, возвращаясь из очередного похода). Вернувшись домой, Ольга активно занималась проповедью христианства. Умерла она в 965 году. В летописях ее называют «мудрейшей из всех людей, зарей утренней, предваряющей солнце».
Запомнилась яркая лекция прот. Иоанна Белёвцева о княгине Ольге в стенах тогда еще Ленинградской духовной академии. О. Иоанн приводил разные версии происхождения княгини и датировок ее крещения и кончины. Дети Святополка -Ярополк и Олег благосклонно относились к христианству, но принять его не успели. Они погибли в междоусобице (Ярослав Мудрый крестил их кости). Владимир восьмилетним отроком был увезен в Новгород, где воспитывался дядей - ревностным язычником Добрыней. Вместе они стремились возвысить язычество - с этой целью воздвигают идолов в Новгороде, а затем в Киеве. Летопись отмечает, что никогда не было такого гнусного идолослужения, как в то время. В 983 году после удачного похода было принято решение принести богам человеческую жертву. Жребий пал на юношу Иоанна, сына христианина-варяга Феодора, который обличал языческое безумие. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками на Руси. Их твердость перед лицом смерти произвела большое впечатление на Владимира - он разочаровался в язычестве.
Затем происходит знаменитое «испытание вер». Приезжали к князю магометане из Волжской Булгарии. Чувственный характер их представления о рае оказался по душе Владимиру (как известно у него было пять жен и восемьсот наложниц). Претили, однако, запреты на вино и свинину. Когда же упомянули об обрезании, то князь вообще оборвал рассказ прибывших. Латинянам он сказал: «Наши отцы не принимали вашей веры - не приму ее и я». Иудеи из Хазарии смеялись над своими предшественниками - мол, веруют в Того, Кого мы распяли. «А где ваше отечество?» - спросил князь хазар. - «Иерусалим. Бог, однако, прогневался и рассеял нас». - «Хотите, чтобы и нас Бог рассеял?» - отреагировал князь.
Греческий философ представил в сжатом виде библейскую историю. В конце своего рассказа, указывая на икону Страшного Суда, сказал: «Хорошо быть с теми, кто одесную. Если хочешь быть с ними, то крестись». Владимир решился, но, по совету ближайшего окружения, решил подождать. Советчики говорили: «Никто не станет бранить свою веру. Нужно послать послов, чтобы они убедились на месте, чья вера лучше». Послы (их было 10 человек) присутствовали на патриаршей службе в храме св. Софии. Духовная красота и благолепие православного богослужения поразила послов. Они говорили князю: «Не знаем, где мы были, на небе или на земле! Воистину Бог живет с ними. Если бы плох был греческий закон, его бы не приняла княгиня Ольга, а она была мудрее всех людей».
Владимир, однако, снова откладывает крещение. Он предпринимает военный поход на Корсунь - осаждает его, говоря: «Если возьму город - приму крещение». Город был взят. Владимир требует от императоров выдать за него замуж их сестру Анну, угрожая в противном случае предпринять поход на Константинополь. Те уговорили и она с неохотой согласилась.
В это время Владимир теряет зрение. Анна советует ему: крестись и исцелеешь. Крестил князя, предварительно огласив его, корсунский епископ. При выходе из купели Владимир прозрел, после чего он воскликнул: «Только теперь я узрел истинного Бога». Конечно, это было, прежде всего, духовное прозрение. Корсунь (это окраина Севастополя) была возвращена грекам. Возвращался Владимир в Киев в сопровождении священнослужителей с мощами священномученика Климента и его ученика Фивы. Повелел истреблять идолов.
На следующий день по прибытии повелел всем креститься. Крестились и его двенадцать сыновей. Владимир лично проповедовал на улицах Киева. Многие крестились с радостью. Немало было тех, кто колебался и не хотел даже слушать. Упорные бежали в леса. Крещение произвело переворот в душе Владимира: он стал избегать пиров, расстался со своими женами и наложницами. Много помогал бедным - тем из них, кто не имел возможности сам прийти, помощь привозили на дом.
После массового крещения киевлян началось «триумфальное шествие» христианства по всему лицу Русской Земли. Известно, что сам князь Владимир с проповедью посещал Волынь. Его дети также. В 990 году митрополит Михаил с шестью епископами и Добрыней в Новгороде крестил народ. Идол Перуна был низвержен в Волхов. Насчет «крещения огнем» - по-видимому, были вооруженные столкновения, имевшие, прежде всего, социальную подоплеку. Жители Ростова, Мурома, Смоленска, Луцка крещены в первую очередь.
Не везде все проходило гладко. Так, в Ростове народ выгнал первых епископов Феодора и Илариона. Затем был изгнан епископ Леонтий. Он, однако, поселился рядом с городом и продолжал проповедовать. Занялся также обучением детей. Его решили убить. Он вышел навстречу толпе в облачении в сопровождении духовенства. Сильное впечатление на толпу произвело слово наставления, произнесенное им. Многие просили крестить их. После этого случая его деятельность проходила более успешно.
Около 1070 года святитель принял мученическую кончину. Преемником Леонтия был Исайя. Избранный из иноков Киево-Печерской лавры, он продолжил его деятельность. Около озера Неро поселился инок Авраамий. Ему явился св. Иоанн Богослов с жезлом для сокрушения идола Волоса. На этом месте был основан Богоявленский монастырь.
В Муроме проповедовал князь Константин с детьми Михаилом и Феодором. Раздраженные язычники убили Михаила. Пытались убить и князя за продолжение проповеди. Князь смело вышел с иконой навстречу толпе - в результате многие уверовали и были крещены в реке Оке. Вятичей крестил преп. Кукша. Впоследствии он принял мученическую кончину.
На юге крестились некоторые половецкие князья. Русские пленники способствовали крещению степняков. Так, например, преп. Никон Сухой, находившийся в плену у половецкого князья в течение трех лет, чудесно освободился, несмотря на то, что у него были подрезаны жилы. Когда князь встретил его в Киеве, то, пораженный, просил крестить его. Другой печерский инок прп. Евстратий был продан крымским евреям вместе с другими 50 пленниками. Все они погибли, заморенные голодом. Сам Евстратий был распят на кресте. По его пророчеству мучителей постигла кара от греков, после чего многие крестились.
На севере славянское влияние на инородцев было более сильным, чем на юге. Уже при князе Владимире крестились ижоры и карелы. Вологодский край был просвещен трудами прп. Герасима. На Востоке, в частности, трудами князя Андрея Боголюбского, было крещено немало булгар и евреев. Один булгарский купец - Авраамий стал мучеником. На Западе православие распространилось до Пскова. Полоцка и Смоленска. В Литве 4 князя были крещены проповедниками из Руси.
В последние десятилетия поднявшие голову адепты язычества утверждают, что процесс христианизации Руси (до конца 12 века) шел насильственным путем. Эти утверждения не соответствуют действительности. Он характерен более для Запада, где действительно немецкие миссионеры в одной руке держали Библию, а в другой меч. Благоприятствовало у нас распространению христианства то, что слово Божие и богослужебные тексты были на церковно-славянском языке. Далее, покровительство княжеской власти. Выступления против Церкви могло расцениваться как преступление против государственной власти. Воздействовали также случаи обращения к вере самих князей. Постепенно росло знакомство славян с христианством в результате войн, наемничества, династических браков и торговли. Низкий уровень развития язычества на Руси - например, в нем не было института жречества. Чудеса, наконец. Длительное время имело место такое явление, как двоеверие, когда уже крещеные одинаково и даже более почитали языческих божков и волхвов. Это говорит о том, что христианство усвоилось ими поверхностно, а не глубоко внутренне. Князья строили и украшали храмы и в тоже время совершали опустошительные набеги на соседей. Разрушали храмы и монастыри противников.
Немного скажем о попытках римо-католичества утвердиться на Руси. Греческие патриархи предупреждали, чтобы русские не сообщались «со зломерными латинянами». Римский папа, однако, уже в 991 году прислал свое послание с призывом к единству. Когда сын Владимира Святополк женился на дочери польского короля Борислава, вместе с невестой на Русь прибыл епископ Рейберн. Против Владимира был составлен заговор с конечной целью навязать католичество. Закончилась эта попытка печально - Рейберн умер в тюрьме. Присылали свои послания на Русь ряд известных пап - Григорий VII, Иннокентий III и др.
Второй наш митрополит Леонтий написал сочинение об опресноках, обличая их использование для Евхаристии у католиков. В 1230 году из Киева были изгнаны доминиканцы, которые занимались тайной пропагандой. Упомянутый Иннокентий III предлагал корону Галицкому князю Роману при условии признания власти папы. В Галиции с конца XII века активно противодействовали распространению православия венгры.Угрозу окатоличивания несли шведские и немецкие рыцари - они были разгромлены благоверным князем Александром Невским.
Все митрополиты на Руси кроме двух - Илариона и Климента Смолятича - были греками. Из 25 выдающимися были только 5-6 человек. Практически никто из них не знал русского языка и обычаев. Они, как правило, занимались только церковными делами и не вмешивались в политические дела. Интересно, что Климент Смолятич был изгнан с престола князем Юрием Долгоруким и новым митрополитом снова стал грек.
Нужно сказать, что зависимость Киевских митрополитов от Константинопольских Патриархов в то время была положительным явлением. Было время междоусобиц, что несло угрозу поставления князьями своих самостоятельных епископов. Это угрожало разделением Русской митрополии на несколько частей. В перечне митрополий Константинопольского Патриархата Русская митрополия была на 62 месте. В тоже время она имела особую печать и пользовалась особым вниманием Патриархов, т.к. была очень богата. Вся зависимость от Константинополя выражалась лишь в избрании и посвящении митрополитов, после чего они самостоятельно управляли. Лишь по чрезвычайно важным вопросам они обращались к Константинопольским Патриархам и участвовали в Соборах в Константинополе (известны 4 таких случая). Такому порядку вещей способствовала географическая отдаленность Руси от Византии и ее независимость.
Нужно сказать, что Церковь благотворно влияла на государство. Митрополиты были первыми советниками великих князей, сидели рядом с ними, без их благословения те не предпринимали никаких серьезных решений. Иерархи не претендовали на господство надгосударственной властью - та сама устремлялась под опеку Церкви. Князь Владимир советовался с епископами по вопросу применения смертной казни. Владимир склонялся к более мягкому варианту, но возобладала позиция епископов, выступавших за казнь разбойников. Епископы посылали увещательные грамоты с призывом прекратить кровопролитие и междоусобицу, были посредниками в переговорах и во главе посольств. В этот период на Руси было около 15 епархий, границы которых совпадали с границами удельных княжеств. Интересно, что к концу XII века епископов повсеместно избирали народ и князья. Были случаи, когда князья не принимали епископов, присланных от митрополита без согласования с собой. В Новгороде епископа избирали на вече, в котором принимали участие и князь с духовенством. Если возникали непреодолимые разногласия, то клали жребий на край престола, который потом вынимал слепец или младенец. Были случаи, когда вече изгоняло не только неугодного князя, но и архиерея. Так, в 1228 году были изгнан епископ Арсений. Причина: плохо молился - от Успения до Николы все время шел дождь.
Митрополиты имели право созывать Соборы. По правилам они должны происходить дважды в году, но из-за обширности нашей территории это было малореально.
Интересно, что некоторые историки считают, что Русская Церковь вначале была зависима от Болгарской Церкви, однако, основательных документальных данных, подтверждающих это, нет. Князь Андрей Боголюбский предпринял попытку учредить новую митрополичью кафедру во Владимире, но это было отвергнуто Константинопольским Патриархом.
Духовное просвещение на Руси всецело обязано христианству. Литература у нас появляется только после принятия христианства - до этого был мрак невежества и грубых нравов. Князь Владимир открывал школы в Киеве, которые набирали детей именитых граждан. Учителями были духовные лица. Первые книги поступали из Болгарии, где христианство утвердилось за 100 лет до Крещения Руси. Летопись повествует, что Ярослав Мудрый занимался чтением книг день и ночь. Он также открывал школы, знал 8 языков, был основателем первой библиотеки на Руси (она была при Софийском соборе). Кстати, эта библиотека, как и библиотека Иоанна Грозного, до сих пор не найдена. Книга была очень дорогой, пергаменты изготовлялись из кожи животных.
В монастырях занимались переписыванием книг. Школы основывались и в других городах, например, в Курске (здесь обучался прп. Феодосии Печерский). Вся литература домонгольского периода была религиозного содержания. Даже поучения Владимира Мономаха и летописи, в значительной степени, носили религиозный характер. Книги были преимущественно переводными с греческого языка. Из русских церковных писателей важно упомянуть новгородского епископа Луку Жидяту, митрополита Илариона с его «Словом о Законе и Благодати». Это слово было произнесено перед великим князем Ярославом Мудрым и всем народом. Оно представляет собой подлинный шедевр ораторского искусства. Прп. Феодосий Печерский обращался с поучениями к инокам и народу (к первым - 5, ко вторым- 2); игумен Даниил в своем «Хождении по святым местам» в простой доступной форме описывает 16 месяцев, проведенных на Святой Земле. Осмотрел он все святыни, поминал всех знаемых, видел схождение Благодатного огня, возжег свечу от лица всей Русской Церкви над гробом Господним. Св. КирилаТуровского называют русским Златоустом.
Известно, что до принятия архиерейства он был столпником. Интересным памятником является «Вопрошание Кирика-новгородца». Многие иронизируют над мелочностью и буквоедством вопрошаний, однако, нельзя не удивиться щепетильности автора.
Храмы на Руси были также центрами общественной жизни. Около их стен объявлялись правительственные указы, проводились денежные сборы, в престольные дни проходили общие трапезы. Интересно, что при крещении, которому предшествовало оглашение (для русских 8 дней, а для инородцев 40), наряду с новыми христианскими именами сохранялись славянские.
Говоря о Киевском периоде, конечно, нужно отметить такое грандиозное событие, как основание Киево-Печерской лавры, подлинного рассадника благочестия, и мученический подвиг святых страстотерпцев Бориса и Глеба.