Духовное наследие Русской Зарубежной Церкви
29.09.2015
Это наследие достаточно обширное, чтобы быть выделенным в отдельный раздел. Среди богословов и философов Русского зарубежья 20-го века - архиереи, священники, миряне. Первым по праву можно назвать основателя РПЗЦмитрополита Антония (Храповицкого). В 27 лет он стал ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии (а вскоре и Московской духовной академии).
Его учеником был Василий Белавин - будущий патриарх и еще ряд иерархов Русской Церкви. Владыка старался постригать в монашество ревностных и одаренных молодых людей (у него около 60-ти пострижеников). Став архиереем, больше всего времени он провел на Волынской кафедре (12 лет). Здесь он старался искоренять последствия унии (его критики утверждают, что это делалось не всегда удачно). В Житомире был построен кафедральный собор. В Почаевской лавре - в древнерусском стиле Троицкий собор (приходилось слышать, как нынешние галичане говорили: «То нэ наша цэрква»). Владыка Антоний был одним из трех главных кандидатов на патриаршую кафедру. За границей он оказался, будучи в сане митрополита Киевского (он прибыл в Константинополь в ноябре 1920 года вместе с беженцами из Севастополя). «Самая нужная книга в эмиграции - Книга Правил Соборов и Святых Отцов»- характерное для него высказывание. Через год в городе Сремски Карловцы (Югославия) первый Всезарубежный Собор избрал его Первоиерархом (впоследствии ему был присвоен титул «Блаженнейший»). Умер митрополит Антоний в 1936 году. Отпевал его сербский Патриарх Варнава.
Духовное наследие владыки Антония собрано в десятитомном его «Жизнеописании», составленном архиепископом Никоном (Рклицким).
Мне, в прошлом послушнике Почаевской лавры, было интересно узнать, что митрополит Антоний является автором служб с акафистами прп. Иову Почаевскому и Почаевской иконе Богородицы.
Отдельный (второй) том «Жизнеописания» посвящен Ф.М.Достоевскому, творчество которого оказало большое влияние на мировоззрение митрополита Антония. Третий том - о пастырстве (его владыка определил как путь любви). Митрополит был апологетом православной монархии (за это его очень не любили большевики; Ленин называл его «владыкой черносотенных изуверов»). К сожалению, в своем богосовствовании владыка Антоний не избежал соблазнов - он перенес акцент в понимании искупительной жертвы Христа с Голгофы на Гефсиманию (его взгляды по этому вопросу не стали официальным учением РЗЦ).
Архиепископ Иоанн (Шаховский) в книге «Вера и достоверность» писал: «Митрополит Антоний Храповицкий отступил от богословия святых отцов и центр Искупления Христова с Креста и пролития искупительной Крови на Голгофе перенес в Гефсиманский сад. Крестное искупление Христово он свел к переживанию Богочеловеком любви к роду человеческому в Гефсиманском саду».
Архиепископ Феофан (Быстров). Будучи еще в сане архимандрита ректором Петербургской духовной академии он был близок к Царской Семье. Став епископом он всегда отстаивал традиционное Православие (критиковал, в частности, митрополита Антония за его понимание искупления). Был аскетически настроен. Закончил свою жизнь в эмиграции во Франции (1940 год). В последнее время он жил как затворник в меловой пещере.
Архиепископ Серафим (Соболев). До революции он был ректором Воронежской духовной семинарии. Во епископы был рукоположен на Юге России незадолго до того, как русские беженцы покинули Севастополь. В Болгарии в с. Княжево основал женский монастырь, который до сих пор сохраняет старый стиль (Болгарская Церковь перешла на новый стиль в 1968 году). Боролся с софианской ересью. После войны вошел в юрисдикцию Московского Патриархата. На Всеправославном совещании в 1948 году во многом благодаря его выступлениям были осуждены экуменизм и масонство, выраженно негативное отношение к новому календарному стилю.
И. Ильин был выслан из России на знаменитом «философском» пароходе - вместе с группой ученых философов и литераторов. Первые 15 лет он прожил в Германии. В 1938 году он переехал в Швейцарию, где и умер в пригороде Цюриха в 1954. Ильин - автор более 40 книг и 300 статьей. Особо важны его труды - «О сопротивлении злу силой» и «Наши задачи». Он был подлинным идеологом и певцом Белого движения. Очень важным был следующий вывод Ильина: после падения коммунистической власти в России необходим постепенный и добровольный переход народа к Православной монархии.
Архиепископ Виталий (Максименко). Его жизнь была тесно связана с митрополитом Антонием (о нем он оставил интересные воспоминания). По его приглашению он прибыл в Почаевскую лавру, где наладил работу типографии. Во время революционных беспорядков 1905 года владыка пешком прошел через всю Волынь, призывая народ к миру и спокойствию. В течение 25 лет он подвизался в Америке и в Канаде. В Джорданвилле в Свято-Троицком монастыре продолжилась работа типографии. Был возобновлен выход журнала «Православная Русь». Владыка Виталий был, прежде всего, выдающимся миссионером (он написал противосектантское пособие и несколько пособий по Ветхому Завету).
Протопресвитер Михаил Польский. Отсидев 3 года на Соловках, он бежал из ссылки через всю Россию на юг, где в марте 30 года перешел советско-иранскую границу. Главный его труд - «Новые мученики Российские». О. Михаил писал о положении Православной Церкви в Советской России. Интересно его толкование Библейской книги «Песнь песней».
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Уроженец Харковщины (теперь село, где он родился, относится к Донецкой области), будущий владыка после окончания юридического факультета Харьковского университета работал в местном суде. В эмиграции в Сербии он закончил богословский факультет, после чего преподавал в семинарии. Здесь по отношению к нему была всеобщая любовь. Ежедневно он причащался, ел один раз в день поздно вечером, очень мало спал (полусидя или в земном поклоне). Будучи уже епископом в Шанхае он завершил постройку огромного собора (к сожалению, он сейчас не действует). В Европе благодаря ему было восстановлено почитание ряда древних западных святых. В Сан-Франциско он также завершил строительство великолепного кафедрального собора в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Во время посещения мной Америки у мощей святителя я совершил молебен по старому обряду. Святитель Иоанн видел миссию Русской церковной эмиграции в том, чтобы привести к Православию как можно большее число людей из других народов. И в том, чтобы Святое Православие сохранялось в своем традиционном облике, верности святоотеческому пути. Советская власть для него - это красный зверь, враждующий против Церкви - Невесты Христовой.
Митрополит Анастасий (Грибановский). До революции он был ректором Московской духовной семинарии. После посвящения во епископы, стал настоятелем Данилова монастыря. После кончины митрополита Антония Храповицкого в 1936 году, был избран первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. При нём проходил Второй Всезарубежный Собор, и была открыта духовная семинария в Джорданвилле. Владыка Анастасий критически относился к русскому обществу и состоянию Церкви в дореволюционное время. Коммунизм он называл величайшим мировым злом - обманчивым соблазном земного рая. Был проповедником подвижничества и апологетом монашества.
И.Концевич. В юности он увлекался йогой. Будучи студентом Харьковского университета, добровольцем ушёл в Белую армию. В эмиграции закончил Свято-Сергиевский Богословский институт. После войны переехал в США. Ему принадлежат два главных труда - «Стяжание Духа Святого на путях древней Руси» и «Оптина Пустынь и её время». Главная тема Концевича - старческое служение. Критически он писал о восточном язычестве - индуизме и буддизме.
«Самое высокое, что дано человеку - это заложенная в нем способность к Богообщению, Богосозерцанию. В этом высшее блаженство. Человеку дано задание развивать в себе этот дар. Замысел Божий о человеке - его обожение».
«Истинное же благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, не лишает человека чувства радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а через нее воле Божией и опытно знает, что старец ему указывает лучший выход из создавшегося внешнего затруднения, или предлагает лучшее врачевство от духовной болезни. В то время, как благодатный старец является проводником Воли Божией, лжестарец заслоняет собою Бога».
Архимандрит Константин (Зайцев). Он был уроженцем Петербурга, происходил из крещённых евреев. Участник белого движения. Россию покинул вместе с армией генерала Врангеля. Заграницей преподавал на юридических факультетах университетов Праги и Харбина. В Джорданвилле, в течение многих лет нёс послушание редактора журнала «Православная Русь». С самыми важными статьями из него можно познакомиться в сборнике «Чудо Русской истории». В духовной семинарии Джорданвилля о.Константин преподавал пастырское богословие. Как и другие выдающиеся деятели РЗЦ он обличал модернизм, экуменизм, сотрудничество с безбожной властью, набирающей силу глобализацией.
Архиепископ Аверкий (Таушев). Родился будущий владыка в Казани, в дворянской семье. Находясь в эмиграции в Болгарии, закончил богословский факультет в Софии. Большое духовное влияние на него оказал его духовник архиепископ Феофан (Быстров). Монашество он принял в Карпатской Руси в монастыре с. Иза. После войны переехал в США. В Джорданвилле он стал ректором духовной семинарии, а впоследствии, уже став епископом, и настоятелем монастыря здесь. Принимал активное участие в издании журнала «Православная Русь». Большая часть его сочинений относится к обличительному богословию. Главный его труд - четырёхтомник «Современность в свете Слова Божия». Владыка призывал охранять Св. Православие от каких-либо искажений, безкомпромисно обличал мировое зло. Современную эпоху он характеризовал как время наступающей апостасии.
«Широко распространенное, "ходячее" мнение наших дней - это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными. Но думать так - это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды.
Если мы обратимся к истории Христианской Церкви и дадим себе труд спокойно и беспристрастно, без всяких предвзятостей, основательно ознакомиться с нею, мы легко убедимся, что только Православие и есть истинное христианство - та Истина, свидетельствовать которую, по Его собственным словам, пришел на землю воплотившийся Единородный Сын Божий».
«Из глубины веков дошедшее до нас отеческое предание гласит, что сам антихрист будет пользоваться в нужных для него случаях Евангельскими изречениями и даже налагать на непокорных ему церковно-канонические прещения, подводя тот или другой их поступок под преступление, как нарушение тех или иных церковно-канонических правил».
«Надо знать, что мировое зло настолько сейчас овладело миром и такую приобрело силу, что не допустит никого выдвинуться и занять сколько-нибудь выдающееся место, какой-либо ответственный пост и видное положение, кто сам не подчинен этому злу, а тем более - того, кто обнаруживает намерение с ним бороться. Эти слуги зла самым безжалостным и жестоким образом устраняют со своего пути всех, кто не идет с ними в ногу, кто им мешает. Готовится провозглашение новой общей для всех людей мировой религии, предпринимаются меры к созданию единого мирового государства. Над всем этим согласно и усиленно работают, как современные политики, так и деятели так наз. «экуменического движения» и их единомышленники и попутчики. Истинные христиане ими презираются, подвергаются насмешкам и всячески отовсюду, где они могут быть влиятельными, отстраняются. Все это делается под такими прекрасными с виду лозунгами «мира всего мира» и «единения всех»!»
О покаянии: «Покаяться - значит, переломить, переделать себя, изменить свои нравы и привычки - изменить свою искаженную грехом природу к лучшему: переделать на новый лад, как свой внешний строй жизни, так и свое внутреннее настроение - свои мысли, чувства и желания. Покаяться это значит - обновиться духом, оставить свои прежние грехи и греховные навыки и начать свою жизнь по-новому - так, как этого требуют Божественные законы Царства Небесного».
О Православии: «Православие - это не есть только одно из многих христианских исповедований , а это истина, неискаженная и не извращенная человеческими мудрованиями и измышлениями, подлинное учение Христово, во всей его чистоте и полноте, - учение о вере и благочестии. Православие - это не есть только совокупность догматов, это не только теория, но и практика: это не только вера, но и жизнь, во всем согласная с этой верой».
О модернизме: «Модернизм - это религия неограниченного компромисса, для которой - все можно, все позволено. Это - «нео-христианство», как некоторые из них сами его называют, христианство «розовое», прекраснодушно-сантиментальное, слабое, разжиженное, лишенное силы и благодати Божией, соль обуявшая, по выражению Евангелия. На модернизм особенно падки все те, кому чуждо подлинное христианство с его строгими нравственными требованиями, с его аскетическим духом и строем жизни, с его непримиримостью ко злу диавольскому, для кого отступивший от Христа мiр - «свой».
Митрополит Филарет (Вознесенский) был сыном священника, который служил на Дальнем Востоке. В связи с революционными событиями, семья переехала в Харбин. Отец владыки, после смерти матушки принял монашество и стал архиереем. Он известен как учёный-богослов. Сам владыка Филарет своё архиерейское служение проходил в Австралии. Первоиерархом Зарубежной Церкви он был избран в 1964 году. При нём были прославлены о.Иоанн Кронштадский, преп.Герман Аляскинский, блаж.Ксения, преп.Паисий Величковский и Собор Новомученников и Исповедников Российских. На третьем Всезарубежном Соборе были сняты клятвы на старые обряды. По просьбе и благословению митрополита Филарета, Солженицыным было сделано обращение к Третьему Всезарубежному Собору. Его слова членами Собора были выслушаны с глубоким вниманием и уважением. Среди особо значимых тем, которые подчеркнул тогда Солженицын, были гонения на старообрядцев. Он призвал, чтобы Русская Церковь признала это преступление: «За одно то, что они не имели душевной поворотливости принять поспешные рекомендации сомнительных заезжих греческих Патриархов, за одно то, что они сохранили двуперстие, которым крестилась и вся наша Церковь семь столетий, - мы обрекли их на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена, - и никогда не дрогнули наши сердца раскаянием!»
Протопресвитер Михаил Помазанский (1888-1988 гг.) был уроженцем Волыни. В годы войны батюшка с семьёй находился в Германии в лагерях. О.Михаил является автором учебника «Православное Догматическое Богословие». В 1976 году в Джорданвилле вышел сборник его статей «О жизни, о вере, о Церкви».
Архиепископ Женевский Антоний (Бартошевич) в своем Пастырском Послании, в октябре 1974 года, писал: «Снявши эти пагубные прещения, именем свободной Русской Церкви, Собор признал, во-первых, что старые обряды равночестны нашим, что держащиеся их являются такими же православными христианами, как и мы, и, во-вторых, признавал вину представителей Русской Церкви в поспешной реформе церковных книг и обрядов, не подготовивши к ней, очевидно, должным образом паству. Признал ответственность за гонения и преследования и отлучения от Церкви тех, которые держались этих обрядов, не ими выдуманных, а содержащихся в русских церковных книгах при пяти первых Патриархах, до времени Патриарха Никона. Многие считают, что теперь, за добрым почином Собора, должно последовать покаянное послание единой свободной Русской Церкви, до времени пока за рубежом, с просьбой к старообрядцам простить в нашем лице всех тех, которые послужили и способствовали пагубному расколу Русской Церкви, просить у них прощения за все неправды и обиды. Мы надеемся, что наше раскаяние поможет братьям забыть зло и, не осуждая никого, восстановить единство с Церковью».
В 1982 году была обретена Монреальская мироточивая Иверская икона. В 1983 году Архиерейский Собор анафематствовал экуменизм. В трёх «Скорбных посланиях» митрополит Филарет обращался к Главам Поместных Православных Церквей. В этих посланиях, владыка в спокойной форме защищал Православие от ересей экуменизма и модернизма. В личной жизни он отличался аскетизмом. Важными являются его поучения монашествующим. При вскрытии могилы владыки были обретены его нетленные останки.
О. Серафим Слободской (1912-1971 гг.) - протоиерей РПЗЦ, автор известного учебника «Закон Божий», который сейчас широко распространен как в России, так и за рубежом. За этот учебник отец Серафим был награжден камилавкой и золотым крестом вне очереди.
За 20 лет своего служения о. Серафим воздвиг храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке (около Нью-Йорка) и создал при нем приходскую школу.
В 1960-х годах Русская Зарубежная Церковь переживала тяжелую пору нестроений. О. Серафим открыто, не взирая на лица, поддерживал владыку Иоанна (Максимовича; + 1966 г.), подвергшегося в то время нападкам и даже травле.
Архиепископ Аверкий (Таушев; + 1976 г.) на отпевании так сказал о нем: «Это был настоящий русский батюшка». Став на путь пастырского служения он отдал все свои силы и здоровье этому делу, и умер в 1971 году в возрасте 58 лет. Это был совершенный бессребренник, молитвенник и пастырь, положивший душу свою за паству. Все служение отца Серафима было проникнуто любовью к Богу и людям.
Иеромонах Серафим (Роуз) (1934-1982 гг.) родился в протестантской семье. В юности отошёл от веры, был атеистом. Изучал восточные религиозные течения, причём источники читал на языке оригиналов. В православную Церковь был принят через миропомазание. Духовно окормлялся святителем Иоанном Шанхайским. Вместе с о. Германом Подмошенским основал Пустынь во имя преп.Германа Аляскинского недалеко от селения Платина в горах Северной Калифорнии. Среди наиболее известных трудов о.Серафима книги «Православие и религия будущего» и «Душа после смерти». Отвергал он распространённое мнение, что христиане и не христиане (иудеи и мусульмане) поклоняются одному и тому же Богу. Резко критиковал модернизм. В духовной жизни советовал держаться царского пути и обладать решимостью.
«...если вглядеться в современную историю, во все эти революционные демократические движения, то становится очевидным, что не экономические факторы являются их двигателем, а запавшие в души людей различные идеи о возможности построения земного рая».
«Сейчас все изменилось. Наше православие - это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время».
О. Виктор Потапов, настоятель храма святого Иоанна Предтечи РПЦЗ в Вашингтоне, родился в Германии, а с 1951 года живет в Америке. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в г. Джорданвилль, в штате Нью-Йорк (США). С 1976 года - редактор и ведущий передачи «Религия в нашей жизни» на радиостанции «Голос Америки». О. Виктор в преддверии объединения двух ветвей Русского Православия в одном из интервью говорил следующее о сближении РПЦЗ и РПЦ МП, о покаянии иерархов МП за сотрудничество «с богопротивной и богоборческой властью»: «Требовать покаяния от других, не принося покаяния за свои ошибки - немыслимо. Каяться надо обеим сторонам. Я надеюсь, что вопрос будет поднят и будет найдено приемлемое решение. Может быть, во время объединения произойдет процесс покаяния с обеих сторон, как это сделали в свое время митрополит Евлогий Парижский и митрополит Антоний (Храповицкий). Я думаю, здесь нет ничего унизительного. Каяться всегда хорошо. Надеюсь, что это произойдет». «Нам нужно привиться к стволу Русской Церкви. Я уверен, что и мы, Зарубежная Церковь, можем очень помочь Московской Патриархии - у них осталось много от советского. Например, деспотичное отношение епископов к священникам. Я могу митрополиту, и моему епископу говорить все, что я думаю и не бояться, что меня снимут. Этот момент соборности отсутствует в Патриархии в большей мере, чем у нас - мы можем им помочь в этом».