Публикации

Беседа о духовном руководстве

Если обратиться к святым отцам, мы увидим, что у них многократно гово­рится о важности духовного руко­водства. Если важно пользоваться советом опытных людей в житейских делах, тем более в духовной жизни, где много всяких подводных кам­ней, подстерегающих опасностей, сетей. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что те, кто на себя надежду возложил - прельстились, они думают, что не имеют нуж­ды ни в каком путеводителе. Хотя бы эти люди были весьма умны, но, самочинно проходя поприще духовной жизни, они легко претыкаются. Много претыкаются та­кие люди, попадают в ямы и в се­ти лукавого, во многие беды, и не знают они, какой конец их ожидает. Труды тако­вых людей бывают тщетными, особенно монашествующих.

Мы знаем, что подвижники в древно­сти писали в основном для монашествую­щих, отсюда сетования, что так мало у нас наставлений людям семейным. Но мы можем к ним отнести много из того, что говорится монашествующим, только с поправкой, с учетом семейного положе­ния. Но, тем не менее, это общие настав­ления, в том числе о необходимости ду­ховного руководства, духовного настав­ничества. Святитель Игнатий сравнивает святых отцов со звездами единой приро­ды, пусть с разной интенсивностью излу­чения, но единой природы. То есть святые отцы шли узким путем, основанном на по­каянии и смирении, отсюда единство ду­ховного опыта. Были какие-то разногла­сия, частные мнения в каких-то богослов­ских вопросах, но в основном, в догмати­ческом плане и в плане ориентиров для духовной жизни было единение. Поэтому мы можем чер­пать и черпать много из этого безценного источника святоотеческой мудрости для нашей духовной жизни. Мы даже имена многих из подвижников не знаем, такое имя как, например, Марк Подвиж­ник. Более или менее нам знаком препо­добный Дорофей со своими "Душеполез­ными наставлениями", Иоанн Лествичник с "Лествицей". А вот такие имена как Игнатий и Калист неизвестны. Они наставляют: "Все делайте с советом, вопрошайте духовных отцов", и тогда, ес­ли жизнь уподобить равнине, с ямами и кочками, но благодатью Христовой за по­слушание духовным наставникам, за то, что смирив себя, обращаешься к ним за советом, то эта ухабистая местность по­кажется совершенно ровной и глад­кой. А у нас как бывает? До сих пор неко­торые прихожане нашего храма, не один год пробыв в его стенах, сомневаются во всем, в том, как устроить свою жизнь, жениться или монашеский путь избрать, сомневаются в одном наставнике, в дру­гом наставнике, в одном храме, в другом храме. Подобны они растению, не укоре­ненному в почве. «Решимости не хватает современному человеку», - говорил пре­подобный Серафим Саровский. Как было раньше на Руси? Вот между постами, Рож­дественским и Великим, в эти полтора ме­сяца делали рывок, решали личные проблемы. А у нас проходит год за го­дом, все сливается, содержание жизни одинаково и никаких подвижек. Мы привы­каем к такому своему состоянию и не желаем делать какие-то подвижки. Так бывает и в церковной жизни. Допустим, на­шему храму, общине жить в своей скорлу­пе уютно и хорошо, но раз в год необходи­мо напрячься для проведения архиерейской служ­бы на престольный праздник. И мы видим, что это расширение контекста нашего существования, что это моменты собранно­сти, это вехи на пути, когда приезжают гос­ти, архиерей. А так, можно жить в своем мирке, все хорошо и уютно, но это не тот масштаб. Нужны активные дейст­вия, гармоничные, конечно, чтоб все было сбалансировано. Нужно устраивать свою жизнь. Бывает так - начинают допекать ду­ховника в посты, на святках личными вопро­сами. Держишь оборону, призывая подождать, когда окончится пост или святки. И, казалось бы, вот настало логичное время, чтобы этими вопросами заниматься - и затишье... Вывод такой, что мы выбились из ритма жизни в личном плане, в общественном, семейном и так далее, нарушен ритм жизни. Это один, может быть, из главных изъянов на­шей жизни. Смешались в кучу праздники и будни, периоды воздержания и каких-то послаблений. Когда нужно праздновать - мы скорбим и работаем, когда нужно ра­ботать - мы расслабляемся в разных отно­шениях. Важно войти в колею. Поражает глубина церковного ритма, церковный ка­лендарь задает ритм жизни, все сбаланси­ровано, согласовано с физиологическими ритмами человека, согласовано с ритма­ми природными, хозяйственными. Как ва­жно терпение проявить, чтобы из этого ритма не выбиваться, войти в этот ритм. Пост - воздержание, святки - накопление сил, а потом новый период в жизни, в се­мейных отношениях и т.д. Смешение, ко­торое начинается в храме на богослуже­нии, когда случается круговерть, хаос, когда нет единого предстояния, как это предписано цер­ковным уставом, нет скрепы, которое на богослужении выковывается. Поэтому важно не­спешно, но систематически, целеустрем­ленно, шаг за шагом, не топчась на месте, не допуская затхлости болота, проводить свою жизнь. Какие признаки, по словам преподобных Игнатия и Калиста, истинных духовных отношений между духовным на­ставником и чадами: полная вера, доверие к нему, открытость и искренность перед ним в своих словах и делах. Ничего старать­ся не делать по своему желанию и разуме­нию, а всегда стремиться вопрошать, не прекословить и не спорить - это от гордо­сти, от маловерия и неверия. И еще - чистое испо­ведание грехов своих и тайн сердечных, ис­поведание помыслов.

Только христианство охватывает всю полноту жизни человека. Никакая партия, никакая система, никакая инструкция не охватит огромный внутренний мир чело­века, только христианство говорит о важ­ности всех нюансов, оттенков, помыслов и т.д. И это через отношения с духовником, через исповедь.

Теперь о важности искреннего, полного раскрытия своих грехов на исповеди. Стра­сти отступают от того, кто беспощадно ис­поведует свои грехи (Святитель Игнатий Брянчанинов). Скрывающий свои помыслы бывает неисцелен (преподобный Варсанофий Иоанн). Враг боится обличения при све­те. Его козни и хитросплетения, будучи об­личены при свете, заставляют его посты­женным убегать. А тот, кто самочинно проводит жизнь, у того накапливается пласт неочищенной греховности, и потом удивля­ются люди и даже духовники, почему такой человек совершает опрометчивые поступ­ки и даже самоубийство. А это потому, что накапливается духовная чернота, неочи­щенная и нераскрытая. Отвергнув стыд, не­обходимо раскрывать смущение от помы­слов, что происходит в сердце. Змей отвра­тительный убегает, выставленный напоказ через мужество исповеди. А если помысел не раскрыт - у прп. Иоанна Лествичника есть такое сравнение: когда птица на яйцах сидит, согревая их своим теплом, яйца пре­вращаются в птенцов, так и у человека, ко­гда помыслы греховные только в зачаточ­ном состоянии, как яйца еще, если он не отсекает греховные помыслы, не очищается, тогда мысли пере­ходят в дела, как яйца превращаются в птенцов. Таковы наставления святых отцов о важности чистосердечной исповеди.

Преподобный Дорофей говорит: "...не было скорбей у меня, когда я стар­цам открывал помыслы, блаженное со­стояние души я испытывал при этом, а ес­ли помысел приходил, то я брал дощечку и писал то, что пришло мне на ум с тем, чтобы старцу рассказать. И как только я это начинал делать, так уже чувствовал пользу и облегчение". А как люди страдают, когда их распирает внутри на мысленном уровне. Они варятся в этом вареве, видимо, все самоубийцы проходят это. Они варились в собственном соку, не имели возможности как-то укорениться, стабилизи­ровать свое положение, и все это мысленное варево приводило к тому, что на­ступала хроника. А ведь враг очень часто внушает вся­кие пакости, всякие студодеяния. Мы даже ужасаемся, когда такие мысли приходят к нам в голову.

Таковы реалии духовной брани. Самая страшная брань - духовная, в сравнении с ней крупнейшее военное сражение - как детская забава. Она происходит во внут­реннем мире человека - это внутренняя мысленная брань.

Преп. Дорофей усомнился: как же так, ведь сказано, многими скорбями по­добает в Царствие Божие внити. Поделил­ся со старцем, а тот сказал - не скорби, те­бе не о чем беспокоиться, кто находится в послушании отцов, тот наслаждается без­заботностью и покоем. Все естественно в данном случае. Но бывают и неопытные наставники, об этом еще сетовал св. Игна­тий Брянчанинов в XIX веке. Сетовал, что оскудение духовное, что не видит он вокруг себя на­ставников глубоких, несомнительных, поэ­тому рекомендовал обращаться только к книгам. Не все с ним соглашались, все-таки были какие-то подвижники и в наше время есть. Избирай не блещущего талантами духовника, красноречивого, эффектного, а выбирай неприметного, молитвенного, кроткого. Такое послушание духовнику не лишает свободы человека. Истинная сво­бода в Боге. Это ложная свобода, когда мы мним о себе, что мы свободны и можем что угодно делать и откликаться на любые наши желания. Мы считаем иногда, что это естественное, природное, ничем себя сте­снять не хотим, а это ложное устроение, это враг внушает ложную свободу. Истин­ная свобода только в Боге, свобода следо­вать воле Божией, согласовывать волю че­ловеческую с волей Божией.

Благодатный старец - это уже высший уровень духовничества. Особенно ода­ренные благодатью старцы являются про­водниками воли Божией, а лжестарцы за­слоняют собой Бога. Как бывает тягостно быть рядом с таким наставником, кото­рый явно заслоняет собой Христа. Получается поклонение, культ, окру­жающие замыкаются на его личных каче­ствах. А как же с проводничеством ко Христу у такого духовника? Он заслоняет собой Христа, и какою бы яркой не была его ли­чность, это все-таки в сравнении с сияю­щим ликом Христа - жалкая тень. Кто от­резвляется с помощью Божией, тот отхо­дит от такого духовника. Некоторые, ко­нечно, в ослеплении продолжают быть в орбите его сияния. Отходит, тот, кто ощути­л какую-то исчерпанность, голод и жаж­ду, потому что не может напитать такой духовник, потому что только принцип про­водничества является долговременным, все остальное себя исчерпывает. Когда человек познает сладость уединенной мо­литвы, когда он ощутит прикосновение благодати, тогда он старается избегать лишних контактов с людьми, потому что это рассеивает и отвлекает от самого до­рогого, что есть в жизни - общения с Бо­гом. А святые вообще говорили, что если человек не скажет себе, что в мире я один, я и Бог, то он покоя себе не найдет. Он будет постоянно уязвляться замечаниями, тем как к нему относятся ближние. Мни­тельность будет буйствовать в таком че­ловеке, опоры не будет, потому что ни в чем земном стабильности нет. Это волну­ющееся житейское море; только в Боге будучи укорененными обретем вожде­ленный покой и радость.

И чтобы обрести такое состояние - дай Бог нам обрести истинного духовника.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную