Вскоре после Тысячелетия Крещения Руси
08.09.2016
Часть 6 …
Регулярные встречи с прихожанами во вне богослужебное время начались в 1989-м году. Проходили они на проходной у святых врат Данилова монастыря, в храмах Святых отцов и св. Иоанна Предтечи здесь; на квартирах и в здании офиса напротив обители. Я выступал с лекциями по библейской истории и истории Русской Церкви; по догматическому богословию.
На этих встречах в разное время побывали: редактор журнала «Слово» Сергей Маркус; известный архитектор М.П. Кудрявцев; компанолог В.Н. Кузнецов; А. Копировский. Все они выступали по своему профилю. Протоиереи Лев Лебедев и Василий Фонченков отвечали на вопросы. О. Георгий Эдельштейн рассказывал о своей поездке в США. Был известный журналист А.И. Нежный. Участники встреч делали сообщения на самые разные темы: о содержании первого тома «Аскетических опытов» свт. Игнатия Брянчанинова; о Новомучениках Российских; об истории Рогожского кладбища; о русской религиозной философии начала 20-го века (В. Капитанчук).
Андрей Анзимиров-Безсмертный (известный своей острой полемикой с писателем М. Назаровым) делал сообщение о Православии во Франции. Запомнилось, что первое упоминание о Православии здесь значится под 1727 годом - в официальных документах упоминался о. Даниил Яковлев - священник при русском после. Были, конечно, греческие церкви, а также румынские. Первое упоминание о русской церкви значится от 1859 года (г. Ницца). В 1861-м году был построен собор во имя св. Александра Невского. После революции вокруг Парижа поселилось много эмигрантов, в частности, казаков. К сожалению, многие из них не сохранили русских традиций и растворились в общей массе.
С 1925-го года в Париже начинает функционировать Сергиевское подворье со своим знаменитым Богословским институтом - единственным православным ВУЗом в Западной Европе. Здесь преподавали епископ Кассиан (Безобразов); отцы Киприан (Керн), Николай Афанасьев и Александр Шмеман; Карташов, Федотов, Вышеславцев и др. представители цвета русской культуры. Библиотека подворья насчитывала 22 тысячи книг. Обучение проходило на французском языке. Среди студентов было много французов, а также представителей других национальностей из католических и протестантских семей. Были даже негры. Долгое время ректором был о. Алексий Князев. Его сменил о. Борис Бобринский (мне довелось с ним общаться в Донском монастыре), в институте он преподавал догматическое богословие. Николай Лосский и Оливье Клеман преподавали здесь.
В Парижском университете лекции по Русской истории и литературе читал Никита Струве. Дмитрий Шаховской читал лекции по Русской философии. Регулярно выходил «Голос Православия» (редактор Н. Куломзин). В одном католическом магазине был огромный православный раздел.
В 1928-м году католический монах Жилле совершил в Париже первую Литургию на французском языке.
На знаменитом кладбище Сент-Женевье?в-де-Буа? были погребены Зайцев, Бунин, Булгаков, Зеньковский, Тарковский, Галич, Оболенская и др.
В Париже служили о. Дмитрий Клепинин (он много пострадал от нацистов за укрывательство евреев) и о. Алексий Сергиенко (впоследствии он вернулся в Советский Союз и в течение ряда лет преподавал в Московских духовных школах). Всего во Франции было 64 православных храма; в т.ч. 14 храмов Русской Зарубежной Церкви, 10 Московского Патриархата, 3 сербских, 1 болгарский, 3 румынских, 1 арабский. Был даже французский православный храм, где за богослужениями звучали древние галликанские песнопения. Целый католический монастырь перешел в Православие (правда, без здания).
Одна раба Божия подробно рассказывала о вечере, посвященном великой княгине Елизавете Феодоровне, который провела писательница из Австралии Миллер.
После первого массового крещения, совершенного мною в речке на подворье Данилова монастыря в селе Долматово в Подмосковье, я написал об этом заметку, которая активно обсуждалась.
На квартире известной православной писательницы З. А. Крахмальниковой обсуждалась ее статья «Горькие плоды сладкого плена». В статье, «с болью о Церкви», автор критиковала симфонию с богоборческой властью. «Это моя личная выстраданная позиция» - говорила выступавшая. Она запомнилась изданием 10-ти сборников «Надежды», где, в частности, были материалы о Новомучениках. С большим теплом рассказывала о посещении Польши по приглашению Клуба католической интеллигенции. «Убийство католического священника Ежи Попелушко было для меня потрясением. Если убивают за веру - значит, она жива». «В тюрьме было страшно. От меня хотели отречения от мученичества, признания, что я хотела подорвать советскую власть. Угрожали расстрелом. Лжесвидетельства некоторых иерархов, которые мне показывали во время следствия, причинили самую страшную боль». «Может быть, я писала очень горячо. Было очень много откликов, как положительных, так и отрицательных. Поддержали катакомбники и Зарубежная Церковь, многие монахи. Всем архиереям в России были посланы брошюры с этой статьей. Резко против выступили Никита Струве и о. Иоанн Мейендорф». «Православие не может быть без мученичества, без креста, без страданий».
Запомнилась встреча с католическим монахом из Польши о. Игнатием. «Такой прекрасной беседы, как здесь, у меня в жизни не было» - сказал он. Ему 47 лет, 26 из которых он живет в монастыре в Кракове. В местной семинарии преподает пастырское богословие и гомилетику. «У меня великая любовь к Православию и России. Одна из моих самых любимых книг - это роман Достоевского «Преступление и наказание». «Меня поражает эклектичность современной жизни, когда духовная литература соседствует с порнографической; книги по иконописи - с книгами по астрологии и магии».
Беседа по истории христианства в Абхазии завершилась составлением Обращения к ректору Московских духовных школ архиепископу Александру с просьбой посодействовать получению духовного образования лицам абхазской национальности.
Шел процесс передачи храмов. Иногда встречались трудности. Запомнились молебны у стен церквей свт. Николы в Пыжах, Иверской и у Марфо-Мариинской обители на Ордынке.