Москва инославная. Свидетели Иеговы
08.09.2015
Их общество, которое они так превозносят, наш главный сектовед А.Л. Дворкин обозначает как «псевдохристианскую арианствующую секту». Это самая активная организация, адептов которой можно встретить в самой что ни на есть глубинке России. Помню, как был удивлен тем, как на родине отца в Воронежской области в одной вымирающей деревне соседкой старосты местного храма оказалась иеговистка. На моей малой родине - Донбассе - священник (!) одного сельского храма стал иеговистом. Численность этой секты Александр Леонидович по состоянию на начало 21 века оценивал в 6 миллионов человек. Сегодня, побывав впервые на их воскресном собрании, я услышал цифру в 8 миллионов. В Испании и в Италии после католиков они по численности на втором месте. Миллионы людей во всем мире, как минимум однажды, слышали звонок в дверь членов этой секты.
Известно о запрете у иеговистов переливать кровь. Этот запрет был причиной целого ряда трагических случаев со смертельным исходом. Не признают дней рождения. Отрицательно относятся к службе в армии, игнорируют государственные праздники, не участвуют в голосованиях и выборах. Такая радикальная позиция, естественно, вызывала и вызывает, мягко говоря, неудовольствие власть предержащих. Отмечу три момента по этой секте, которые сразу обратили на себя внимание: 1. Крестят погружением - прекрасно. Погружение одно - очень плохо. Вопреки 50-му Апостольскому правилу, где говорится о троекратном погружении. Крестят со странной формулой: «Во имя Отца и Сына и руководимого духом Организации». Именно так: «духом» - с маленькой буквы, а «Организации» - с большой. Вообще, о своей организации у адептов этой секты очень гиперболизированное представление. Подробнее об этом позже.
Первая попытка побывать на собрании Свидетелей была предпринята месяц назад. Успехом она не увенчалась - я прибыл в то время, когда проходило собрание для глухонемых. Проходило оно, естественно, с сурдопереводом. В интернете довольно скудная информация. Вторая попытка началась с искушения: заклинил замок двери моей кельи, из-за чего я потерял время и рисковал опоздать к началу собрания. По пути к пункту назначения (в районе Головинского кладбища) две аварийные ситуации. Я в строгом костюме (не помню, когда я последний раз его одевал, с трудом натянул пиджак - надо вносить коррективы в соответствии с новыми весовыми габаритами). Когда я спрашивал у членов общины, кто желает составить компанию «на собрание иеговистов с исследовательскими целями», народ напрягся и ответил гробовым молчанием. Поехала только одна прихожанка (она же и водитель). При подъезде говорю ей: «Надо бы снять платок, иначе Вы будете очень выделяться». Вижу на ее лице борьбу (она вошла в дом, где проходили собрания, все-таки с легкой накидкой на голове и оказалась единственной женщиной, глава которой была минимально покрыта).
Входные двери были закрыты (такого я не видел у других сектантов). На вопрос дежурного, что я хочу, ответил: «Поприсутствовать на собрании». Тот в ответ: «Поприсутствовать? Ну, хорошо, проходите». В фойе бросилась в глаза грамота местной Управы с благодарностью руководителю организации «За активное участие и добросовестный труд по уборке усадьбы». Вхожу в зал номер 2, ничто здесь не говорит о том, что это зал для молитвенных собраний, кроме плаката со словами: «Благодарите Иегову, потому что он добр» (из псалма 106; почему-то «он» - с маленькой буквы). Преобладает средний возраст, женщин чуть больше, чем мужчин. Все мужчины с галстуками. Я был единственным, кто был с бородой. Еще я выделялся тем, что в руках у меня не было Библии ни на бумажном носителе, ни на планшете. И еще тем, что только у меня была тетрадь, куда я старался записывать все увиденное и услышанное и свои мысли по поводу этого. Перед собранием все шумно общаются (на собрании же была полная тишина), как мне показалось, довольно искренне и доброжелательно. Некоторые приветствуют меня за руку, в том числе «руководящие братья». Представляются по именам. Я после секундного замешательства, в ответ называю свое гражданское имя: «Александр». В другом случае, несколько растерявшись, монашеское имя - Кирилл. Ну, думаю, запутаю людей. «Они улыбчивые, радостные - не то, что «хмурые православные» - говорил мне один мой консультант. Он меня предупреждал: «Имейте в виду, никто там Вам «исполла» петь и расстилать ковровые дорожки не будет. А Ваше заметно выступающее «архиерейское» (!) брюхо вообще будет диссонансом там».
Сидящая рядом пожилая женщина спрашивает меня: «Вы первый раз у нас?» Я: «Честно говоря, да». Она: «Мы решаем здесь все вопросы. Мне сейчас 81-й год, я уже в течение 30 лет посещаю собрания. Видите сколько людей? А ведь все начиналось с 20 человек». Началось собрание с предложения ведущего пропеть песнопение номер 36 из сборника гимнов. Припев в этом песнопении начинался со слов: «что Бог соединил, не можем разлучить». Эти слова были рефреном в выступлении первого проповедника - молодого симпатичного армянина (он выступал без малейшего акцента). Его проповедь предваряла краткая молитва Иегове помочь собравшимся «во имя Иисуса Христа». Удивительная вещь: как ни появлюсь «в гостях» у сектантов, чаще всего звучит тема брака. Так было и на сей раз: «Брак положительно влияет на здоровье» - вещал молодой проповедник в рубашке с короткими рукавами и с бабочкой. «Одиночество, напротив, негативно на него влияет, одинокие люди меньше живут» - невольно нагонял он грусть на инкогнито присутствовавшего в зале православного игумена.
«Чтобы была крепкая семья, надо прислушиваться к мнению Иеговы, Который видит сердце, в отличие от человека, который видит только то, что видят его глаза». Проповедник, видимо, был начинающим - он почти не отрывался от текста своих записей. Совет, на основании Книги Притч, был дан такой: «Необходимо признавать слабости супруга, не придавать значения небольшим его проступкам». Были приведены слова одного старейшины, который уже 27 лет состоит в браке: «Мне нелегко говорить жене о том, что у меня в глубине сердца». Еще один совет: «До свадьбы вместе обсудите цели вашего брака, иначе потом можете уподобиться пилоту и штурману, летящим в разные стороны». Образно. В качестве явного оживляжа был приведен пример из фильма «Операция «Ы», когда перед рейдом тройки в магазин Вицин тренировался на фарфоровых кошках. «Так не нужно поступать в семье супругам по отношению друг ко другу». По окончании проповеди неожиданно раздались аплодисменты. Прозвучало песнопение «Твое имя Иегова». Припев песнопения: «Иегова, Иегова нет равного тебе, ты один Бог всемогущий, пусть знают люди все» (почему-то все обращения к Богу «тебе», «ты» и т.п. в книге были с маленькой буквы).
Следующий проповедник посвятил свое выступление разбору молитвы «Отче наш». Особенностью этой части собрания было то, что проповедник постоянно апеллировал к залу, задавал присутствующим вопросы (так делаю и я, впрочем, чаще прося задать вопросы, чем сам их задаю). Почти всех, поднимавших руки он называл по имени и фамилии. После кратких ответов из его уст одобрительно звучало: «Замечательно!», «Здорово!», «Очень хорошо!», «Отлично!», «Очень правильная мысль», «Очень глубокая мысль» и т.п. Было подчеркнуто и с этим все согласились, что эта молитва дана не для механического воспроизведения ее, а как образец. Пособием для беседы было иллюстрированное издание, содержавшее размышления в связи с этой молитвой. В конце этого пособия прочитал: «Следует ли молиться Иисусу?» - «Нет. Сам Иисус учил нас молиться Богу. Первые христиане молились Богу, а не Иисусу». «Почему истинные христиане не празднуют Пасху?» - «Так повелел Иисус» и т.д. Говорилось о том, что истинные последователи Христа поняли эти вещи в конце 19 века, очевидно, благодаря деятельности таких далеко небезупречных личностей, как Рассел (по утверждению иеговистов он произнес более 30 тысяч проповедей) и Руттерфорд. Между тем, проповедник продолжал: «небеса уже очищены - с 1914 года» (с начала Первой мировой войны). Привел в сравнение этого небесного очищения с тем, как хозяйка в доме начинает делать уборку сверху. Критиковал проповедник «миф о том, что свидетели Иеговы забирают квартиры у тяжелобольных людей». Подчеркивалась цель Свидетелей - «возвещать Божье имя». После Второго пришествия Христа будет кровавый Армагеддон - тогда все «неверные» будут истреблены. Как известно, иеговисты не верят в безсмертие души - согласно их доктрине, она умирает вместе с телом. Рай они понимают сугубо материалистично (изобилие плодов, приятное времяпрепровождение, легкий труд и т.д.). Перед заключительной молитвой прозвучало: «С готовностью в сердце мне с юности служи, не бойся насмешек, на помощь призови. А если споткнешься, тебя поддержу. Всегда будь уверен, что я лучший твой друг».
После «службы», естественно я оказался объектом миссионерского внимания нескольких братьев и сестер. Особенно активной была полноватая женщина лет 40. «Я обратила внимание, что Вы очень внимательно все слушали». Я: «Привык все делать с полной отдачей сил». Разговорились. Коснулись отличий между разными конфессиями (адвентисты почитают субботу, пятидесятники разговаривают на разных языках и т.д.). Она: «Мы основываемся на Библии». У Свидетелей свой перевод Библии - «Новый Мир». Большая часть мест, где говорится о божественности Спасителя, здесь подтасована. Греческие слова «Теос» и «Кириос» («Бог» и «Господь») почти всюду заменены на слово «Иегова». Приведу пару примеров текстов Писания через тенденциозный перевод Свидетелями с целью «подгонки» под свою идеологию. В 8-й главе Евангелия от Иоанна (стих 58) показана вечная природа Христа в следующих Его словах: «Прежде нежели был Авраам, я есмь». Здесь говорится в настоящем времени. Что делают сектанты? Ссылаясь на несуществующие грамматические правила, последние слова переводят так: «Я был». Тем самым вместо обозначения вечной сущности Христа получается существование сотворенного существа. Еще один пример: в Послании ап. Павла к колосянам говорится о Божестве Христа. Что делают Свидетели? Неверно переводят это слово как «божественные качества». Я: «Представители других конфессий тоже ссылаются на Писание».
Коснулись темы причащения. Причащаются у них раз в год и только «избранные» и «помазанные» (у Свидетелей идут споры о том, кто входит в число 144 тысяч избранных и кто может причащаться). Моя собеседница ни разу не причащалась - это у нее не вызывает безпокойства: «достаточно чтения Библии, участия в собраниях и миссионерстве». Я апеллировал к 5 главе Евангелия от Иоанна, где говорится о Евхаристии: «Если не будете вкушать Плоти и Крови, то жизни не будете иметь в себе. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» и т.д. По просьбе этой женщины я дал ей свой контактный телефон (это был телефон храма) и представился: «Александр Сергеевич». Потом подумал, а как же она будет звонить по этому телефону и спрашивать Александра Сергеевича, когда я всем известен под именем «отец Кирилл»?
Подведу итог. Впечатление было пресноватым, в отличии даже от других сектантов. Размышлял о причинах этого. Пришел к выводу: потому что не молятся Христу, Распятому и Воскресшему. Именно молитва ко Спасителю придает особую теплоту молитвенному собранию и является источником радости и возвышенного состояния духа. Далее я размышлял: что это было? - было собрание, на котором разбиралось Священное Писание, говорилось на тему брака. Очень хорошо. Но почему это вместо священнодействий и, прежде всего, Божественной литургии, а не до или после? Честно говоря, было завидно видеть несколько десятков русских мужчин и женщин, углубившихся в чтение Библии, активно листающих ее по призыву проповедника в поисках нужной цитаты. Еще раз убедился в актуальности изучения Библии на наших приходах, причем не только на занятиях в воскресных школах, а и в сетке расписания - после вечерни, вместо одного из акафистов в один из дней недели. Обычно у нас в храмах звучат проповеди на Евангельские чтения или на тему праздника или жития празднуемого святого, а на сугубо библейские темы - почти ничего. Это, на мой взгляд, несомненный пробел. Ведь душа человеческая жаждет познания Слова Божия и Господь призывает «исследуйте Писания». Не получая этого в православных храмах, люди уходят в секты - это одна из главных причин роста сектантства. Есть, как мне кажется, еще один пробел - почти полное отсутствие проповедей в храмах и передач по «Союзу» и «Радонежу» на догматические темы. Между тем, актуальность именно вероучительных догматических вопросов в настоящее время серьезно возросла.