Триумф монархизма (впечатления от царской выставки в Манеже)
Да, давно такой выставки не видела столица. Поистине — триумф монархизма. Подумалось: выставка сделала больше в плане просвещения нашего народа в монархическом плане, чем деятельность немногочисленных монархических организаций за последние четверть века. За несколько часов осмотра выставки ноги буквально отваливались. Впрочем, это я ощутил в полной мере только к концу осмотра. Что еще интересно, последний листок блокнота был заполнен мною в аккурат у последнего выставочного стенда. Захватывающий рассказ об истории России в лицах велся в двух десятках залов Манежа площадью 4 тыс. кв. м. Выставка была насыщена новейшими техническими устройствами, рассказывающими об основных вехах жизни Российского государства. Красной нитью через всю выставку проходит импульс к возникновению ощущения причастности к нашей великой истории, благодарности к династии, избранной на Земском Соборе 1613 года, большинство членов которой стремилось к величию России и к исполнению своего нелегкого долга. Огромную духовную радость вызвало присутствие на выставке великой святыни — Феодоровской иконы Богородицы, у которой произошло призвание на царство первого царя из династии Романовых — Михаила. Как известно, это произошло по окончании Смутного времени. Население России за это время сократилось с пяти до трех миллионов. Были утрачены Смоленск и Новгород. Ценное признание известного польского военачальника Яна Сапеги: «Мы, поляки, посадили на Московский трон государя, который назывался Дмитрием, хотя он им и не был». Текст на одном из стендов: «Одна из причин отвержения Лжедмитрия I и Народного восстания — столкновение польского католицизма с русским Православием». Этот несколько общий тезис становится более понятным, когда читаешь выдержки из воззваний Патриарха Ермогена. Вот, например, из Троицкой грамоты Патриарха: «Вспомните истинную православную христианскую веру, возложите упование на силу Креста Господня, покажите подвиг свой!» У осажденных в Кремле поляков дошло до людоедства. Они долго не сдавались. Текст на стенде объясняет одну из главных причин такого упорства: «Не желали расставаться с награбленными сокровищами». Впечатлил стенд, с помощью технических средств ярко живописующий пожар Москвы. Узнав об ополчении, возглавляемом Мининым и Пожарским, Патриарх писал: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем». Повествуя о каждом царствовании, экспозиция подчеркивает, насколько за это время увеличилась территория страны и особенно население — поистине, главный критерий эффективности правления любого главы государства. Так вот, за время правления Михаила (1613-1645 гг.) население увеличилось с трех до семи миллионов, а территория — с 5 до 12 млн. кв. км. Были присоединены, в частности, Якутия и Чукотка, и Россия получила выход к Тихому океану и к реке Амур. С рядом государств были установлены дипломатические отношения. В Сибири была учреждена епархия. Стала издаваться первая рукописная газета - «Куранты», начали организовываться оружейные заводы в Туле. Строится знаменитая Белгородская черта — система укреплений для защиты южных границ. Интересно, что польский королевич Владислав IV, претендовавший на Московский трон, аж до 1634-го года называл себя «князем Московским». Царствование Михаила особенно близко ревнителям древнего благочестия, т.к. оно проходило до печальной памяти реформ патриарха Никона. Этот тип монархического устройства Солоневич (+ 1953 г.) назвал «народной монархией». Он утверждал: «Никакие мерки, рецепты, программы, идеологии, заимствованные откуда-то бы ни было извне, неприменимы для русской государственности, русской национальности, русской культуры». Царь с народом жил одной большой семьей, членов которой, прежде всего, объединяла любовь. Гоголь писал: «Через любовь зарождалось у нас кровное родство с царем». Изображение царя Михаила, его супруги и их ближайших сподвижников в величественно-строгих одеяниях резко контрастирует с изображениями польских королей и шляхтичей, похожих на расфуфыренных котов. Как известно, после освобождения из плена отца царя Патриарха Филарета, они царствовали вместе. Возвращающемуся из плена Филарету были устроены три торжественные встречи. По случаю его освобождения Михаил повелел отпустить пленников и построить храм в честь пророка Елисея (в день его памяти Филарет прибыл в Москву). Очень внушительно звучит текст грамоты Земского Собора 1613 г.: «Заповедано, чтобы избранник Божий царь Михаил был родоначальником правителей на Руси, с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царем».
Царствование Алексея Михайловича. Из текстов на стенде: «При нем началось сближение русской и западноевропейской культур. Особенно в этом плане повлияло посещение царем Прибалтики. В этой новой атмосфере воспитывался Петр. Была организована таможенная служба и почтовое сообщение с другими государствами. Запрещено погребать у Кремлевской стены». Знаменитая «крестьянская война» под руководством Разина квалифицировалась как «грабеж и разбой». Важным компрометирующим моментом грабителей и разбойников было то, что они продавали пленников на невольничьих рынках. Было очень интересно познакомиться с трактовкой церковной реформы, проведенной в правление Алексея Михайловича. Читаю: «Основной целью его преобразования являлось приведение русских обрядовых традиций и богослужебных книг в соответствие с греческими образцами того времени. Как теперь известно, эти обычаи восходили не к византийской традиции, а к новой греческой, появившейся после захвата Константинополя турками. Все это не могло не вызвать отторжения в приверженном традициям русском обществе. Царь Алексей Михайлович объявил несогласных с реформами преступниками и тем самым усугубил духовный кризис общества. Дело, начатое патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, на несколько веков разделило русское общество непреодолимой пропастью. Трагические последствия имел для России церковный раскол, явившийся результатом реформ патриарха Никона». Прекрасно, можно подписаться под каждым словом. Читаю далее: «Упорядочение церковной жизни было необходимо. Но жестокость, с которой насаждались новые обычаи, подрывала доверие народа». Я так скажу: «В квартире всегда есть, что подмести и протереть, но для этого вовсе не обязательно крушить все направо и налево, а именно на это крушение и была похожа никоновская реформа». Справедливости ради приведу цитату с положительной характеристикой Алексея Михайловича. Профессор В.О. Ключевский: «Алексей Михайлович мог поспорить с любым иноком насчет молитвы и поста. В Великий и Успенский посты по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь вкушал раз в день и кушанья его состояли из капусты, груздей и ягод – все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего». Сам царь говорил: «Лучше слезами, усердием и смирением воспитывать народ, чем силой». Кровушки русской, однако, немало было пролито при нем. Царевна Софья, его дочь, «первая русская шахматистка» - как сказано о ней в тексте стенда, тоже говорила положительные слова типа: «Я готова за Святую Русь положить свою душу» - а сколько казней русских людей самыми изощренными способами было в ее правление?!
Правление Петра I. В своих лекциях по истории Русской Церкви я привожу немало критических оценок некоторых моментов его царствования. Главным образом, по поводу неканонической церковной реформы. Приведу для баланса высказывания известного церковного деятеля 20-го века архиепископа Серафима (Соболева): «Петр умер верным и набожным сыном Православной Церкви. Будучи соборован, он проявил большое душевное сокрушение и несколько раз повторял: «Я верю, я надеюсь!»». Первый период его царствования омрачился восстанием под предводительством Кондратия Булавина – «сподвижника Мазепы» - как сказано в тексте стенда. Приводится такой ужасный факт: около Урюпинской станицы по приказанию Булавина было обезглавлено около тысячи солдат и офицеров. Булавин был убит казаками после неудачной попытки взять Азов. Общеизвестна речь Петра перед Полтавской битвой. Кстати, Петр лично установил поклонный крест в память погибших на этом сражении воинов. Менее известно такое высказывание-предупреждение Петра: «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как менять, того чина лишу и кнутом драть велю». Вот подтверждение знаменитого пушкинского, что некоторые указы Петра были «писаны кнутом». Экскурсоводы опровергали, что при строительстве Петербурга погибло много людей, трудившихся в неимоверно трудных условиях, и утверждали, что население России в правление Петра увеличилось с 13 до 15 миллионов. Я, грешный, в этом усомнился. Как известно, Петр не оставил завещание, не утвердил преемника и в России начался век государственных переворотов и ожесточенной борьбы за корону.
В правление Анны Иоановны непрерывной чередой шли балы и прочие увеселения. Императрица запрещала появляться на балах дважды в одном платье. Любила шутов и была страстной охотницей. Умерла она в 48 лет. Последние ее слова: «Простите. Все».
В этом зале обратили на себя внимание такие слова Бисмарка: «Русских невозможно победить: мы убедились в этом за сотни лет». Здесь я рискнул поучаствовать в викторине, и был посрамлен: итог моего участия тянул на троечку. В частности, знаменитое выражение «раб на галерах» я отнес к В.В. Путину, а оказывается, что это было сказано еще Николаем I. Добредаю до панорамы, где представлены все наши правители из династии Романовых. Подумал, какие они все разные и непохожие, но каждый сделал что-то положительное для Отечества. И самое важное - это рост народонаселения. Неслучайно Ломоносов говорил: «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа». Еще важные цитаты. Профессор И. Ильин: «Территориальные размеры России требуют сильной власти». В. Соловьев: «Дореволюционная Россия была «семьей народов» благодаря царю». П. Столыпин: «Родина требует соблюдения служения настолько жертвенного и чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». Еще из Столыпина: «Для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности».
При императрице Елизавете население России возросло на три миллиона – с 16 до 19. С.М.Соловьев писал, что при ее правлении «Россия пришла в себя. На высших местах управления снова явились русские люди».
При Екатерине Второй (1762-1796 гг.) в состав Российской Империи вошли Калмыкия, Белоруссия, Лифляндия, Курляндия, Крым и Кубань. Появились города: Севастополь, Симферополь, Одесса, Екатеринослав (Днепропетровск) и др. Создан Черноморский флот. Началось возрождение Оптиной пустыни. Было начато формирование коллекции Эрмитажа. Население возросло с 19 до 36 млн. человек. Екатерине принадлежат такие слова: «Только в случае готовности к борьбе можно внушить уважение к себе и найти союзников вместо покровителей». Был издан Манифест, приглашавший иностранцев селиться в России. Императрица издала Указ о вольности дворянства. Согласно этому Указу, дворянское сословие было освобождено от обязательной воинской службы. Сомнительный, прямо скажем, Указ, нарушивший принцип справедливости и тем самым заложивший мину замедленного действия.… Еще более сомнительной была секуляризация церковных земель, во время которой было закрыто две трети монастырей. Устроители выставки не скрыли такой факт об Екатерине, что она «распоряжалась казной, как своей собственностью. Тратила колоссальные средства на двор и фаворитов». В 1783-м году был заключен Георгиевский трактат. Известный грузинский общественный деятель И. Г. Чавчавадзе так оценивал его последствия: «Настало время покоя и безопасной жизни для обезкровленной и распятой на кресте Грузии».
Трагически погибший Павел Первый начал пересмотр привилегий дворянства. Именно за это и за то, что он представлял угрозу английским интересам император и был убит. В его правление (1796-1800 гг.) и в правление его сына Александра Первого (1801-1825 гг.) население России возросло с 36 до 55 млн. человек. Историческая победа над Наполеоном. Открытие русскими моряками Антарктиды (1822 г.). Последний период его царствования омрачился активизацией деятельности масонских лож, вылившейся в бунт декабристов. В своих программах эти смутьяны планировали истребление царской семьи и разделение страны на несколько «держав».
Яркой характеристикой правления Николая Первого было увеличение населения России с 55 до 72 млн. человек. Появляется первая в мире железная дорога. Император, исходя из интересов безопасности, повелел, чтобы колея наших железных дорог была более широкой, чем в Европе – это нам помогло в годы Великой Отечественной войны. Николай I говорил: «Не сам я воссел на то место, на котором сижу – его дал мне Бог».
При императоре Александре Втором население России увеличилось с 72-х до 102-х миллионов. В состав России вошли Северный Кавказ, Дальний Восток и Средняя Азия. Было введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства. Было отменено крепостное право – 26 миллионов крестьян получили свободу. Свободу от Османского ига получили и православные народы Балкан. Александру II принадлежат такие оригинальные высказывания: «Все страны живут по закону, а Россия – по пословицам и поговоркам», «Россией управлять несложно, но совершенно безполезно».
При императоре Александре Третьем население нашей страны возросло со 102 до 125 млн. человек. Была построена Транссибирская магистраль. Император говорил: «Меня интересует благо моего народа и величие России» - это было его кредо. С.Ю. Витте писал, что Александр III «глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови». Он же называл его образцовым семьянином, образцовым начальником и образцовым хозяином, говорил, что уважение к государственной копейке у него было как ни у одного сановника. Общеизвестна реплика императора: «Европа подождет, пока русский царь рыбачит».
Император Николай Второй был в центре композиции династии Романовых. Св. Иоанн Кронштадтский так о нем говорил: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни; Богом посланы ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду». Сам император писал: «Я обречен на страшные испытания, но я не получу награды здесь на земле». После прочтения этих слов навернулись слезы, которые усилились после прочтения слов царевича Алексия: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы». Николая II некоторые упрекают в безволии. Вот что сказал о нем президент Франции того времени: «О русском императоре говорят, что он доступен разным влияниям. Это глубоко неверно. Русский император сам проводит свои идеи. Он защищает их с настойчивостью и большой силой». Много наветов было в адрес императрицы Александры Федоровны – мол, немка, холодная и чопорная и т.п. А вот поразительная запись в ее дневнике: «Чувствую себя матерью страны и страдаю за нее, как за своего ребенка». Много скорбей сопровождали нашего святого Царя в годы его правления: ходынская катастрофа (погибло около 1400 человек), неудачная война с Японией, первая русская революция, мировая война и т.д. Кстати, заключить мир предложила именно Япония и согласно мирному договору Россия не выплачивала никакой контрибуции. В годы правления Николая II Россия занимала первое место по темпам роста производства. На ее долю приходилось 40 % мирового экспорта зерна, 2/5 мирового рынка. Добыча каменного угля увеличилась в 5 раз. Был создан подводный флот, открыта КВЖД. Золотой запас Империи вырос в три раза без введения новых налогов. Россия была крупнейшим добытчиком нефти. Занимала первое место по урожаям ржи и ячменя. Было построено более 10 тысяч храмов и 250 монастырей. Но самое поразительное это то, что за 23 года правления императора население страны увеличилось на 62 миллиона человек! Когда я это прочитал, то невольно воскликнул: «Эта выставка вбила последний гвоздь в советский миф об отсталой лапотной России!» На 1913 год была достигнута наивысшая точка экономического развития России. По объему ВВП мы занимали 2-е место после США. Рабочие получали около 30 рублей, учителя – 100 (буханка хлеба стоила 4 копейки). К 1916-му году 80 % земли было у крестьян. Потом наступила катастрофа. Великий князь Александр Михайлович в своих воспоминаниях назвал русскую аристократию и интеллигенцию главным виновником этой катастрофы. Кстати, о Г.Е. Распутине на стендах ни слова – только фотография его, настоящего Григория Ефимовича, а не его мерзких двойников. О грядущей катастрофе преп. Серафим Саровский так говорил: «Земля русская обагрится реками кровей». Оптинский старец Анатолий Потапов: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит».
Закончил осмотр выставки, подходит ко мне высокий старик аристократической наружности и представляется: «Князь Голицын». Вот это да – живая иллюстрация нашей истории. Оставил запись в журнале – в нем много восторженных откликов. Я сердечно поблагодарил устроителей выставки и особенно архимандрита Тихона Шевкунова – «пастыря мегапроектов».
Игумен Кирилл (Сахаров)