Игумен Кирилл
(Сахаров). О православном вероучении
Часть 2 (окончание)
О творении. По словам св. Феофила Антиохийского
величие Творца проявляется в том, что Он из ничего создал этот мир, а не из
готового материала. Побуждением для творения была благость Творца: «Благ
Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его». Целью творения была слава
Творца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь»»,
«Прославите убо Бога в душах и телесах ваших, я же суть Божия». Блаженство творений
Божиих, особенно человека, также было причиной творения Богом, Который дарует
«вся обильно в наслаждение».
Во второй день Творения была создана «твердь» -
пространство между космическими телами. Известно, что на расстоянии
приблизительно 60 километров находится оболочка, предохраняющая жизнь на земле
от ультрафиолетовых лучей.
Первыми живыми существами стали обитатели вод и
птицы небесные. Именно такой порядок зарождения жизни описывает и наука – жизнь
впервые зародилась именно в воде.
Человек замыкает собой цепь творения, он не одно из
звеньев в цепи творения, но особое, неповторимое, богоподобное существо. Вдунув
в его лице дыхание жизни, ему было дарована духовная природа. То, что его
отличает от других творений и делает его существом богоподобным. Творению
человека предшествовал Предвечный Совет Святой Троицы.
В вопросе о рождении душ есть некая непостижимость.
Церковь отвергла мнение Оригена о предсуществовании душ (по его мнению,
грехопадение вначале произошло в душах человеческих, за что они были соединены
с телами). Св. Иоанн Златоуст говорил о том, что души людей творит Бог при
зачатии тела от душ родителей (в книге Бытие читаем, что Адам родил Сифа по
образу и подобию своему).
Образ Божий в душе человека неистребим. Он
заключается в ее безплотности и безсмертии, наличии свободной воли и дара
слова. Одни святые учили о дихотомии (двухсоставности), другии о трихотомии –
теле, душе и духе. Впрочем, душу и дух они понимали не как наличие двух начал в
человеке, а как высший и низший уровни одного начала.
В отношении зла Промысел Божий заключается лишь в
попущении его и направлении его к полезному. Господь промышляет о всем
творении: «Вся к Тебе чают пищу и Ты даеши ю во благо время», «Воззрите на
птицы небесные – они не сеют, ни жнут и Отец ваш Небесный питает их». Особое
попечение Господь проявляет о человеке – венце творения. Пророк Исаия говорит,
что любовь отца и матери не сравнится с любовью Божией к человеку. В
грехопадении не было насилия, так как у наших прародителей оставалась
возможность свободы выбора, что означает наличие и ответственности. По словам
блаженного Августина, в грехопадении наших прародителей содержится вся полнота
возможных грехов и пороков – гордость, татьба, любостяжание и пр. Следствиями
грехопадения было, по словам одного святого, то, что грех, подобно ржавчине,
проник во все существо человека. Было удаление от Бога, ослабление духовных
сил. Был искажен ум – наши прародители пытались скрыться от Вездесущего Творца,
вместо раскаяния они стали заниматься самооправданием. Воля стала
удобопреклонной ко злу. Появляется стыд, а вместо любви животный страх, который
проявился в попытке скрыться от Бога. Вопреки учению Пелагия полного
уничтожения образа Божия в человеке не произошло, он неистребим. В разуме
осталась способность к познанию. Сохранилась возможность делать добро и
избегать зло. Даже попытка скрыться и появлении стыда свидетельствуют об
остатке добра в человеке. Последствия грехопадения проявились и в появлении
смерти, как наказании за грех. До грехопадения смерть была возможной, но не
необходимой. Через вкушение плодов от древа жизни человек мог стать
безссмертным. Он стал добывать все необходимое для жизни в поте лица.
Уменьшилось плодородие земли из-за ее проклятия, нарушилась гармония человека в
отношениях с животным миром.
Первородный грех – это унаследование нашей природой
склонности ко греху. Митрополита Филарет (Дроздов) уподобляет это тому, как из
зараженного источника течет зараженная вода. В псалме 13 сказано «вси
уклонишася, непотребни быша». Иов восклицает: «Кто родится чистым от нечистого?
Ни один». По словам ап. Павла «прегрешением единого – мнози умроша, и осуждени
быша». Вот почему Карфагенский Собор в 252
году осуждает тех, кто отрицает необходимость крещения младенцев. Первородный
грех – это не только наследование греховной порчи, но и вменение ее в вину. В
послании к Римляном апостол пишет, что в Адаме «вси согрешиша», были осуждены,
лишены славы Божией, стали чадами Его гнева.
После грехопадения,
оказавшись в бедственном положении, человек не мог спастись своими силами.
Необходимо было ему осознать своё бедственное положение. Господь дал
обетование, что «семя жены сотрёт главу змия», т.е. что придёт Спаситель мира,
Который победит дьявола и искупит грехи человечества. Также было обещано, что
«Той бо спасет людей от грех их». «Сын человеческий пришёл, чтобы взыскать
погибшего». В богословии это обетование именуется Первоевангелием. Сущность
спасения представляет собой тайну, в которую не могут проникнуть и ангелы, как
и в тайну Воплощения – «велия благочестия тайна – Бог явися во плоти». Грех был
препятствием для полноты общения человека с Богом – это средостение устраняет
Христос. В доникейскую эпоху раскрылось святоотеческое учение о двух естествах
о Христе, а в эпоху Вселенских Соборов раскрывается образ их соединения между
собой. Церковью были осуждены ересь Павла Самосатского, который считал Христа
Человеком, Которым руководит Логос, сообщающий Ему высшее ведение, и
Апполинария, умалявшего человеческую природу во Христе. Свт. Григорий Богослов,
в связи с этим писал: «Что не воспринято, то и не уврачевано», т.е. получается
неполнота искупления. Несторий учил о том, что во Христе два лица –
Божественное и человеческое. Деву Марию он называл не Богородицей, а
Христородицей. Против этого учения были направлены 12 анафематизмов св. Кирила
Александрийского. Монофизиты считали, что человеческая природа Христа была
поглощена его Божеством – получается, что на Кресте страдало Божество, а Оно
безстрастно по Своей природе. Монофилиты умаляли человеческую природу во
Христе, говоря только о присутствии в нём только воли Божественной. Преп.
Максим Исповедник обличал их, учил, что человеческая воля во Христе
гармонически сочетается в нём с волей Божественной. О Божественной природе
Христа свидетельствуют следующие тексты Священного Писания: «Сын мой еси Ты, Аз
днесь родих Тя», «рече Господь Господеви Моему Аз днесь родих Тя, седи одесную
Мене», «Отец Мой доселе делает и Аз делаю», «Видевый Мене виде и Отца», «Аз и
Отец едино есма», «Отец весь суд отдал Сыну», «Кто не чтит Сына, тот не чтит и
Отца», «В начале бе Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог», «Сей есть
истинный Бог и живот вечный», «В Нём исполнение Божества телесно».
«Если бы Господь был
только Сыном Человеческим, то призрачным было бы наше спасение» - писал преп.
Иоанн Дамаскин.
То, что Христос был
Истинным Человеком, подтверждает Его родословная и вся его земная жизнь. Его
плоть была без греха. Он Сам говорил: «Князь мира во мне не имеет ничего» и
«Кто из вас обличит Меня во грехе». Иуда сказал, что он предал кровь
неповинную, а Пилат – что он не обретает в нём никакой вины. Сотник назвал Его
праведным человеком. Мы воздаём единое поклонение Христу как Богочеловеку.
В спасительном служении
Христа мы отмечаем пророческий, первосвященнический и царский аспекты. В
ветхозаветное время было сказано: «Пророка Я воздвигну из среды вашей». У
пророка Исайи: «Бог помаза Мя и посла Мя благовествовать…». Апостол Павел
называет Христа «Пророком, сильным делом и словом». Христос возвестил истину о
Царствии Божием. Он называет себя «Светом Истинным», «Путём, Истиной и Жизнью».
Его целью было научение истинному Боговедению. Он пришёл для того, чтобы не
разорить Закон, а его исполнить и дополнить. Закон, по словам апостола Павла,
был «детоводителем ко Христу», в нём упраздняется только то, что имело
временный характер. Ныне мы не под Законом, а под Благодатью. Новый Завет
обращён ко всем народам и на все времена. В нём полнота. Христос говорит: «Я
всё сказал», «Всю истину возвестил вам». Апостол Павел свидетельствует, что другого
основания никто не может положить, кроме положенного Христом. Нам была открыта
истина о Боге Троице, о том, что Бог есть Любовь. В более полном виде истины о
безсмертии души и грядущем воскресении.
Пророческое служение Христа - Мессии - было предсказано
еще в Ветхом Завете. В книге «Второзаконие» приведены слова Господа, сказанные
пророку Моисею: «Пророка восстановлю им от среды братии их, яко же тебе, и дам
Слово Мое во уста Его и возглаголет им, яко же заповедано Ему». Первомученик
Стефан относил эти слова к Исусу Христу. Христос говорил: «Аз на сие Родихся,
да свидетельствую Истину, и всяк иже от Истины послушает гласа Моего». В своей
Первосвященнической молитве, обращаясь к Отцу Небесному, Он так говорил: «Аз
прославих Тебя на земли, дело соверших, еже дал Ми еси, явих Имя Твое».
Апостолы называли Христа Учителем и Пророком, Который «был силен делом и словом
пред Богом и всеми людьми». Ап. Иоанн Богослов говорил о Нем: «Он дал свет и
разум да познаем Бога Истиннаго». Сам Христос говорил о Себе: «Аз есмь Путь,
Истина и Жизнь», «Аз есмь Свет миру». Христос учил как власть имеющий. О Нем
говорили: «Николиже так говорил человек, яко же Сей Человек».
Христос указал путь спасения, научил людей истинному
боговедению. Еще в Ветхом Завете Он именуется Великим Пророком, а в Новом
«Светом Истинным, Иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир». В Ветхом
Завете было предсказано, что «вся земля наполнится ведения Божия». Господь
приводит ветхозаветное пророчество, применяя его к Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим,
и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать
пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу»
Господь говорил: «Я для того родился, чтобы
свидетельствовать Истину». Он Сам является Истиной с большой буквы. Он принес
нам истинное боговедение во всей полноте и чистоте, о спасение через покаяние и
веру, о вечной жизни.
Он начинал свою проповедь не со слов «рече Господь»,
как это делали ветхозаветные пророки, а: «Аминь, аминь, глаголю вам». Он
свидетельствовал о Себе, что пришел «взыскать и спасти погибшаго». В Евангелии
о Нем сказано: «Той спасет людей Своих от грех их». Христос пришел не разорить,
а исполнить Закон, Он – конец Закона, теперь уже Новый Завет, который
предсказывал пророк Исаия. Мы оправдываемся без дел Закона обрядового – его
отменил Апостольский Собор, о котором повествуется в книге Деяний. Новый Завет
дан для всех людей, а не только для одного богоизбранного народа, как Ветхий.
Евангелие нам свидетельствует о Боге, как духовном существе, о том, что Он
Един, но троичен в Лицах, о том, что Он, прежде всего, Отец. В Евангелии
определенно, а не как раньше, прикровенно, говорится о безсмертии души, о любви
к врагам. Ветхий Завет не потерял своего значения – он отменен лишь в той
области, где он являлся несовершенным, временным и преходящим. Христос принес,
возвестил полноту Истины: «Вся, яже слышах от Отца, сказах вам». И апостолы
«возвестили всю волю Божию» и потому «никто не может положить другого
основания, кроме положеннаго». Пророк Иеремия говорил: «Грядет день, в который
Я возвещу Израилю Новый Завет».
Как Первосвященник Христос восстановил союз рода
человеческого с Богом, искупил нас от греха, проклятия и смерти. Св. Афанасий
Великий говорил: «Слово воплотилось, чтобы мы обожились».
Царское служение Христа
проявилось в Его сошествии во ад, в Воскресении и Вознесении. Его Воскресение
стало началом воскресения всех, «Он – Начаток умерших». Ап Павел говорил: «Если
Христос не Воскрес, то тщетна вера ваша». Вознесение Господне открыло нам путь
на небо: «Иду уготовать вам место». Седение одесную Отца Христа с Его
прославленной плотью означает Его вечное ходатайство о нас. «Дела, которые Я
творю, свидетельствуют о мне, яко Отец Мя посла». «Аще Мне не веруете, делам
Моим веруйте». Сошествие во ад – свидетельство победы над дьяволом. Пленники
ада были освобождены и были приобщены к искуплению, что доказывает
универсальность искупления, совершенного Христом. Воскресение Христово
доказывает Его Божество и Его победу над грехом. Оно является началом и
основанием Воскресения всех: «Христос восста от мертвых, начаток умерших
бысть». «Яко же во Адаме вси умирают, тако во Христе все оживут». Царское
служение Христа проявлялось в чудесах, сотворённых Им. Что является
доказательством Его Божественности. Он говорил: «Дана Мне всякая власть, как на
небе, так на земле».
Как Первосвященник,
Христос восстановил союз рода человеческого с Богом. Своими вольными
страданиями он устранил средостение греха и дал средства к освящению человека.
Пророк Исайя говорит: «Той язвен бысть за грехи наша, наказание наше на Нем,
раною Его мы исцелехом». Целью всей земной жизни Спасителя было исполнение воли
Отца, которому Он послушлив был даже до смерти и смерти крестной. Он именуется
«Агнцем, берущим на себя грехи мира». «Кровь Исуса Христа очищает нас от
всякого греха» - говорит ап. Павел. Вся Его жизнь была искупительным подвигом,
Своим послушанием Отцу Он загладил наше непослушание.
В понимании нашего
спасения есть два подхода – юридический и нравственный. Юридический подход
рассматривает грех как преступление, а искупление – как удовлетворение правде
Божией. Для сторонников нравственного подхода грех – это, прежде всего,
болезнь, Христос пришёл для того, чтобы изменить и исцелить наше естество. Свою
жертву Он принёс ради нас, а не вместо нас. Жертва Христа имеет универсальное
значение, она распространяется на всех, ибо Христос был Ходатаем за всех. Он
«упразднил державу смерти, то есть диавола», освободил нас от его власти,
восстановил падшую человеческую природу. В первом Адаме все умирали, а во
Втором, Новом, ожили. Плоды искупительной жертвы Спасителя нужно ещё усвоить
через духовный подвиг.
Как Первосвященник Христос принес Жертву за грехи
всего мира, примирил человека с Богом, сокрушил грех в самом человеке, возродил
его природу, сделав ее способной осуществить требования Закона Божия. Св.
Афанасий Великий писал, что «Христос в Самом Себе исправил человеческое
естество». Христос имеет священство вечное по чину Мелхиседекову. «Сын
Человеческий пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих». Искупление
есть не только удовлетворение правде Божией,, но и дело любви – «Бог так
возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него
не погиб, но имел Жизнь Вечную». Своим послушанием Он загладил непослушание
человека. Ап. Павел пишет в послании к Римлянам: «Праведность Одного сделались
праведными многие». Искупительная Жертва Христа – источник благодатных
дарований в Церкви. Христос – Второй Адам – как от первого Адама происходит
наследие греха и осуждение, так от Христа – обилие благ и дар праведности.
Нравственного примера для спасения людей было недостаточно – нужно было
очистить и исцелить человека. Христос дал средства к освящению человека.
Человечество удостоилось обожения в результате абсолютного послушания воле
Божией Нового Адама. Если первый Адам пошел по пути самоопределения, то Второй
совершил жертвенный подвиг самоотречения во имя любви к человеку.
«Слово воплотилось, чтобы мы обожились» (св.
Афанасий Великий).
«Преслушанием одного грешными стали мнози,
послушанием Единаго праведными соделались мнози». Христос принес Себя в Жертву
за все человечество. По вопросу искупления православное богословие держится
среднего пути. Архиепископ Василий (Кривошеин) писал, что это и удовлетворение
правосудию Божию, и восстановление человечества в прежнее достоинство.
Архиепископ Илларион (Троицкий) писал, что юридическая теория искупления может
быть очень вредной для духовной жизни и что Жертва Христа была проявлением
любви, она была принесена не вместо нас, а для нас и ради нас. В результате
искупления весь род человеческий потенциально спасен, но необходимо еще усвоить
плоды искупительной Жертвы Христа. Грех низложен на Кресте, он уничтожен и уже
не властен над человеком. Грех – не преступление, не оскорбление, а несчастье,
болезнь. Дело не в удовлетворении, а в исцелении. Не долги перекладываются, а
человеческое естество изменяется. Аскетизм – не наказание, не выслуга, а
восстановление духовного здравия. В конечном счете, искупление – это тайна, в
которую даже и ангелы не могут проникнуть. По словам св. Григория Богослова оно
было необходимо по домостроительству Божию. До конца мы не можем сказать, что
же произошло на Кресте, но твердо знаем, что это было нужно для спасения. На
Кресте была пригвождена общечеловеческая природа, поврежденная грехом.
Архиепископ Илларион называет юридическую теорию искупления выдумкой
средневековых схоластов. Нам, однако, не уйти от юридической терминологии в
Новом Завете и многих святых отцов, например, св. Афанасия Великого.
Вся земная жизнь Христа имела искупительное
значение, но особенно Его Крестная смерть, во время которой Он испытал
богооставленность. Смерть Богочеловека была животворной – «чтобы нам ожить мы
имели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном. Крестная смерть Христа
разрушила смерть». На праздник Воздвижения мы поем, что «Крест возносит на
первое блаженство». И наша смерть – это не тупик, а дверь в будущую жизнь.
Приведем ниже слова святых отцов о значении Воплощения – начало дела нашего
спасения. Св. Ириней Лионский: «По неизмеримой Благости Своей Бог Слово
Соделался тем, чтобы и нас сделать тем, что и Он». Св. Иоанн Златоуст: «Сын
Божий сделался Сыном Человеческим для того, чтобы сынов человеческих сделать
сынами Божиими». Св. Афанасий Великий: «Слово воплотилось, чтобы обожить в Себе
всех нас». Преп. Иоанн Дамаскин: «Бог воспринимает целого человека, чтобы всего
человека спасти и освятить». Искупительная Жертва Христа распространяется на
всех людей: «Той есть очищение о гресех всего мира» (I Иоанн) на все грехи: «Кровь Исуса
Христа очищает нас от всякого греха» на все времена, ибо, как сказано в
Апокалипсисе «Он Агнец, закланный от сложения мира». Его ходатайство имеет
вечный характер.
Интересно отметить особенности учения о спасении, у
католиков и протестантов. Согласно католической доктрине, кроме Жертвы Христа,
необходимо принести еще и собственное удовлетворение. От него освобождают
индульгенцией. Против этого выступил Лютер. Он учил, что Христос уплатил весь
долг и посему мы оправдываемся только верой. Таким образом, цель – не
достижение святости, а уход от наказания. Сам человек при этом пассивен
(«чурбан», по словам Лютера). Для него, как и для католиков, характерен
юридический подход. Человек объявляется праведным в силу удовлетворения,
принесенного Христом. Отсюда следует, что перемена происходит не в человеке, а
в отношении Бога к нему. Ради Жертвы Христа Бог считает нас праведными, гнев
сменяет на милость, несмотря на греховность человека. Лютер осуждал синергизм –
учение о сочетании благодати свыше и усилий человека в деле созидания спасения.
Покаяние он считал не евангельским понятием, а ветхозаветным. Главное – вера,
которой усваивается заслуга Христа, а не дела самого человека. Добрые дела
делать необходимо, но они не являются необходимыми для спасения. Таким образом,
согласно лютеранскому пониманию спасения, происходит оправдание человека без
его собственной праведности – получается, что человек испытывает радость от
безнаказанности. Согласно православному учению – спасение – не плата за добрые
дела, а дар Божий. Им, однако, не все пользуются. Необходимо и человеческое
участие, достижение обожения.
Спасение, совершенное Христом, распространяется на
всех, но вменяется оно тем, кто участвовал в Его страданиях. Человек был
призван к святости: «Святи будите, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш».
Ап. Павел восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит
меня от сего тела смерти?» Отсюда видно, что сам человек сознавал свою вину и
стремился ее загладить, но своими силами полностью освободиться от греха он был
не в состоянии, так как грех проник во всю нашу природу.
Дело нашего спасения – дело всей Троицы. Епископ
Феофан Затворник писал, что все Три Лица участвуют в нашем спасении: Отец изволяет,
Сын совершает, а Дух Святый усвояет людям плоды искупления и содействует их
спасению.
Благодать, это дар Божий, сила, исходящая от Него,
посредством которой мы приобщаемся Богу, общаемся с Ним. Она необходима и для
начала пути ко спасению: «Явися благодать Божия, спасительная всем человеком».
И в конце: «Благодатию спасены вы через веру и сие есть дар Божий, да никто же
похвалится». Церковь осудила ересь Пелагия, который слишком поверхностно учил о
воздействии греха на человеческое естество. Грех, якобы, не настолько поразил
человеческое естество, что сам человек, собственными силами может спастись.
Блаж. Августин придерживался другой крайности – учил о том, что спасение
полностью зависит от благодати, умалял необходимость и человеческих усилий.
Православное учение о благодати раскрывается в «Послании восточных патриархов»,
где говорится, что человек спасается верою и делами, что Бог – Единственный
источник спасения. Благодать необходима для обращения к вере: «Никто не может
придти ко Мне, если Отец не привлечет его». Епископ Феофан Затворник писал, что
без благодати невозможно постоянное пребывание в добродетели. Если бы человек
спасался собственными делами, то не нужно было бы и пришествие Христа. Дела
важны не сами по себе, но как проявление сознательной направленности нашей
воли.
В Древней Церкви были ложные учения: Апполинария,
епископа Лаодикийского, который учил, что вместо духа в Христа вселилось
божество, что означало неполноту человеческой природы в Нем. Св. Григорий
Богослов свидетельствовал: «Что не воспринято, то и не уврачевано, но что
соединено с Богом, то спасается». II Вселенский Собор предал лжеучение Апполинария
анафеме.
Несторий, архиепископ Константинопольский утверждал,
что во Христе божеское и человеческое естества существуют раздельно, независимо
друг от друга, то есть в Нем – два лица и посему Дева Мария является не
Богородицей, а Христородицей. То есть он учил о том, что Сын Божий обитал в
человеке Христе. Против этого учения выступил св. Кирил Александрийский – в
своих 12 анафематизмах он утверждал, что во Христе два естества соединены в
одну Богочеловеческую Личность. Другой Константинопольский епископ Евтихий
вместе Диоскором, епископом Александрийским, стали родоначальниками ереси
монофизитства. Они основывались на неточной терминологии св. Кирила – едином
естестве Слова Воплотившагося. Они учили, что человеческое естество во Христе
было поглощено Его божеством. IV
Вселенский Собор, проходивший в Халкидоне в 451 году, осудил это лжеучение и
сформулировал православную позицию об образе соединения двух естеств (природ)
во Христе. Вскоре после осуждения этой монофизитской ереси возникла
монофилитская ересь. Согласно утверждениям монофилитов, во Христе при двух
естествах наличествует только одна воля – божественная. Преп. Максим Исповедник,
опровергая это лжеучение, писал, что волю во Христе необходимо относить не к
Его Лицу, а к двум природам в Нем – им соответствуют две воли, причем,
человеческая воля гармонически сочетается с волей Божественной. Христос
подчинил Свою волю воле Отца. VI
Вселенский Собор осудил монофилитскую ересь и дополнил IV Вселенский Собор учением о двух
волях во Христе, которые соединяются таинственным образом.
«Неслитно» — это значит, что свойства божественного
и человеческого естеств во Христе остаются совершенными; если было бы не так,
то было бы поглощение человеческой природы прородой Божественной. «Нераздельна»
- то есть не обособлено, не нравственное только было соединение двух природ во
Христе, а в Едином Лице. Вечное соединение с момента зачатия. По словам св.
Кирила Александрийского соединение двух природ было уже в утробе. У блаженного
Феофилакта читаем, что не было даже мгновения, когда человечество во Христе не
было бы соединено с Божеством. Преп. Иоанн Дамаскин: «Сын Божий соединился не с
плотью, которая уже существовала, а вселившись в утробу, образовал плоть.
Божество не разлучилось с человечеством и при смерти. И Воскресение, и
Вознесение, и Второе Пришествие Сына Божия будет с плотью. Во Христе, в двух
Его природах были и две воли; если бы не было воли в Его человеческой природе,
то она бы не полной, не совершенной». VI Вселенский Собор, осудивший монофилитскую ересь, в
своем хоросе определил, что две воли во Христе не противятся друг другу, но
человеческая находится в подчинении божественной. Преп. Иоанн Дамаскин писал,
что это происходит не по необходимости, а свободно. Сам Христос в Своей
Первосвященнической молитве, обращаясь к Отцу говорил: «Не Моя, но Твоя воля да
будет». Спасителю подобает единое нераздельное поклонение, как Единому Богу во плоти.
Святая Церковь исповедует Приснодевство Девы Марии и именует Ее Богородицей,
так как от Нее Родился Богочеловек – Эммануил, Который «наречется Сыном
Божиим». В Евангелии Она именуется Матерью Господа. Св. Григорий Богослов и
преп. Ефрем Сирин писали, что тот «кто это отвергает – отлучен от Божества», а III Вселенский Собор анафематствовал
тех, кто это не исповедует. Св. ап. Петр в своем I послании пишет: «Мы избавлены
Кровью Агнца Непорочна и Пречиста Христа», а ап. Павел в послании к евреям, что
Христос: «Вечное искупление обрел нам Кровию Своею».
Христос учил: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю»,
«Как Отец творит, так и Сын», «Как Отец воскрешает мертвых, так и Сын». В
Евангелии от Иоанна сказано, что иудеи хотели убить Исуса не только за то, что
Он нарушил субботу, но и за то, что делает Себя равным Богу.
Иоанн Креститель свидетельствовал о Нем, что Он Сын
Божий, пришедший с небес и Сущий над всем. «Дела свидетельствуют о Мне, яко
Отец Мя посла». «Испытывайте Писания – они свидетельствуют о Мне». Апостол
Павел в послании к Колосянам: «В Нем всякая исполнения божества телесно», а в
другом месте послания: «Иже во образе Божии Сыи».
Преп. Иоанн Дамаскин: «Если человечество во Христе
призрачно, то и наше спасение, если Он только Сын Человеческий, то наше спасение
призрачно». Христос принял на себя плоть человеческую без прародительского и
личного греха. Он говорил, обращаясь к иудеям: «Грядет князь мира сего и во Мне
не имеет ничего». Он: «Греха не сотвори и лесть не обретеся во устех Его».
«Праведник за не праведников пострадал». О безгрешности Спасителя
свидетельствовали и враги. Так Иуда, согрешив, сказал, что он «предал кровь
неповинную». Пилат говорил, что никакой вины он в Нем не видит и что Он
«неповинен в крове Праведника сего». Сотник у Креста воскликнул: «Воистину,
праведен человек сей».
Господь создал Новозаветную Церковь, которая
является Его мистическим Телом, обществом спасающихся. Везде в Новом Завете о
Церкви говорится в единственном числе («создам Церковь Мою и врата ада не
одолеют Ее» и др.). В древности в соборной жизни Церкви вместе с епископатом
участвовал и народ. Так было, например, на I Вселенском Соборе, и на
антиуниатском Соборе в Бресте в конце XVI века, и на Поместном Соборе нашей Церкви в 1917-18
гг. В течение первых трех веков истории христианства миряне принимали участие
не только в соборах, но и в церковных судах, и в избрании епископов. После
прекращения гонений, когда в Церковь влилась большая масса людей, уровень
христианского сознания серьезно снизился. Поэтому миряне все меньше участвуют в
соборной жизни.
Господь создал Свою Церковь, Которая, по слова св.
Иоанна Златоуста, является обществом спасающихся и погибающих, и дал Ей
обетование, что врата адова не одолеют Ее. В Церкви Господь помогает нам
совлечься ветхого человека и стать новым человеком. Он учредил иерархию и
сказал: «Аз есмь с вами до скончания века». «Вот Я посылаю вас, как агнцев
среди волков». «Им же отпустите грехи, отпустятся им.». Ап. Павел призывал
пастырей: «Внимайте себе и стаду, которое Он поручил вам пасти». Много
говорится о значении Церкви в памятнике раннехристианской литературы - «Пастырь
Ерма»