Публикации, проповеди

Игумен Кирилл (Сахаров). Исследуя Писания, часть 2 (окончание). Пятикнижие Моисеево


Исав и Иаков

Ревекка была безплодна. Исаак молился о ней – родились два сына. Исав – зверолов, Иаков стремился быть дома. Исаак больше любил Исава, а Ревекка – Иакова. Исав с клятвой за чечевицу отказался от первородства. Исаак повелел Исаву принести дичи и приготовить кушанье - тогда он благословит его и я благословлю тебя. Ревекке Иаков принес двух козлят. Ревекка одела его в одежду Исава, покрыла его шерстью и сказала: «Да даст тебе Бог росу, плодородную землю и множества хлеба и вина. Да послужат тебе народы; будь господин над братьями твоими».
Исаву – «ты будешь жить мечом и будешь служить брату твоему.
Но будет время, ты свергнешь с себя иго его». Иаков 14 лет трудился у Лавана (7 за Рахиль и 7 за Лию). Лаван: «какую хочешь награду?» – черный пестрый скот, за который он работал 6 лет. У Иакова много скота, который был более сильный ропот братьев. После явления Бога Иаков с женами и скотом отправился в Обетованную Землю. Лаван узнал на третий день и погнался за ними.
«Зачем ты взял моих божков? (их взяла Рахиль). Я бы сделал пир». Рахиль скрыла их под седлом верблюда. Иаков укорял Лавана за то, что десять раз он ему отказывал. Закончилось миром и союзом.

Сарра неплодная в своем отечестве делается плодной в стране Обетованной – образ души, которая не может приносить духовных плодов пока уповает на естественные силы, но которая под руководством веры узрит силу Божию, совершающуюся в немощах.

Авраам и Лот – два типа людей: первые действуют по вере, следуют воле Божией, другие – по природе, следуют собственной воле. Лот мечтает найти рай Божий на земле. Он не далек от того, чтобы поставить в Содоме свой дом – это была погрешность с его стороны.

Пример Исаака – утешение всем искушаемым. Он искушался голодом, развращенными людьми, распрями домашними, но и утешался откровениями.

Иаков – образ духовного Израиля или Церкви Христианской, а Исав - образ плотского.
Исаак назначает сперва свое благословение Исаву, но потом дает ее Иакову: так плотскому Израилю даны обетования от Бога, но на духовном они исполнятся.

Исав стремится с помощью ловли зверей заслужить благословение отца, а плотской Израиль мнит внешними делами приобрести земное благословение Божие.
Иаков действует по наставлению матери, которой было Божье откровение.
Отверженный Исав ищет смерти Иакова – отверженный ветхий Израиль восстает на Новый.

Видение лествицы Иаковом показывает: а) деятельность ангелов;  б) иерархию небес. Это прообраз Божией Матери и показание промысла Божия о соединении неба и земли через воплощение Сына Божия.

Бороться с Богом – значит подвизаться в молитве с Богом, обнимать Его верою и любовью. Эта борьба изображает молитву в ее силе.
Смех Авраама после обетования о рождении сына:
а) св. Иоанн Златоуст осуждает. Его следствие – плен в Египте;
б) блаженный Августин, митрополит Филарет - улыбка радости, а не усмешка неверия.

Исаак умер. Его похоронили Исав и Иаков в Махпелле. Иаков скончался, когда ему было 147 лет. Благословение Манассии и Ефрема. Меньший будет больше старшего.
40 дней бальзамировали и 70 оплакивали Иакова.

Книга Исход

Повествует о дальнейшей судьбе еврейского народа, его бедственном положении, исходе и заканчивается законодательством на горе Синай. После смерти Иосифа в Египте новый царь стал угнетать еврейский народ, заставлял выполнять тяжелые повинности. Он боялся, что евреи соединятся с завоевателями.
Египетские летописи повествуют о нашествии гиксосов из пустынь. Египетский фараон был гиксосом, верящим в Единого Бога, что отразилось на положении Иосифа.
Евреев заставляли делать кирпичи, из которых строили города. Размножение евреев беспокоило фараона. Он приказал главным акушеркам убивать мальчиков. Но они боялись это делать. Тогда он приказал воинам бросать детей в Нил в жертву богам.
Из Египта евреи выходили полуязычниками или полными язычниками. В Египте поклонялись быку – Апису. Труп быка бальзамировали. Поклонение кошкам, крокодилам, лягушкам. Поклонение Апису у Синайской горы.
Три месяца мать Моисея его прятала, а затем в тростниковой осмоленной корзинке пустила по Нилу. Дочь фараона заметила корзинку и повелела служанке достать ее. Мальчик был усыновлен дочерью фараона. Он был назван Моисеем («взятый из воды»). Получил высшее образование. Наблюдал за работой евреев. Однажды он увидел, как один египтянин бьет еврея – убил его и закопал. Два еврея дрались, он говорит: «вы же братья». Они: «Кто тебя поставил начальником, не хочешь ли ты и нас убить, как вчера египтянина». Фараон узнал об убийстве и повел его схватить. Моисей узнал об этом и тайно бежал. В земле Мадиам у колодца он отдохнул. Девушки поили овец. Другое стадо овец было отогнано. Моисей восстановил справедливость. Это были дочери Иахора. Приглашение Моисея в дом. Сепфора была выдана за Моисея, который стал пасти овец.
Нужно упомянуть о тех обетованиях, которые были даны коленам народа Израилева.
Иудину колену: «Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Не отойдет скипетр и жезл от тебя (т.е. власть твоих потомков), пока не приидет Примиритель (Спаситель)». Из этого колена родится Спаситель.

Особенно важное благословение было дано колену Иудову - о господстве над братьями и власти до пришествия Спасителя, который родится в этом колене: «Не отойдет скипетр от Иуды и жезл от чресл его».

Колено Симеонова (Рувима) будет рассеяно.
Из колена Дана – судьи. Сравнение его со змеем и аспидом – из этого колена произойдет антихрист.
Левий – из него левиты.
Иосифову – ему благословение и первенство. Обилие земных благ. Иосиф умер в 110 лет. Тело было, согласно его завещанию, впоследствии погребено в Сихеме. Иосиф, проданный братьями (по совету брата Иуды) за 30 сребреников, был прообразом Христа, проданного Иудой за 30 сребреников.
Вениаминову – сравнивается с хищным волком. Возможный намек на апостола Павла до его обращения.
Иакову было 130 лет, когда он был в Египте, а когда умер - 147.
Бог явился Моисею в купине у горы Хорив и призвал его вывести евреев из Египта.  
Моисей пас скот. Увидел куст несгораемый. «Место свято, сними обувь. Иди к фараону и выведи народ еврейский из Египта» - «А если меня спросят, какой Бог послал тебя, как Имя Ему?» Раньше – Элогим, теперь – Сущий, то есть имеющий бытие в Самом Себе.
«А если мне не поверят?» Вот знамения:
1) жезл – змий;
2) за пазуху опусти руку – проказа;
3) вылей воду – кровь.
«Но я не речистый, лучше другого пошли» - «Я научу тебя. Аарон будет говорить вместо тебя, а Я буду говорить тебе».
Господь повелел идти в Египет, т.к. умерли враги. Моисей показывал чудеса пред народом. Аарон – пересказывал слова Бога к Моисею. Народ поверил и поклонился Богу. Моисей и Аарон у фараона. Моисей: «Бог евреев требует, чтобы ты отпустил народ в пустыню для совершения праздника». Фараон: «Нет. Бога вашего не знаю и не отпущу». Фараон – начальникам: «Они праздны, соломы не давать, пусть сами собирают». Народ жалуется. Фараон выгнал их. Народ упрекал Моисея и Аарона за ухудшение условий жизни. Моисей жалуется Богу. Фараон не сразу отпускает.
Бог: «Я ожесточу сердце фараона и наведу казни» (для того, чтобы они поверили).
Аарон превращает жезл в змия.  Волхвы – тоже, но жезл Моисея поглотил их.
10 казней:
1) превращение воды в кровь;
2) жабы;
3) мошки;
4) песьи мухи (крупные, жалящие, ядовитые);
5) мор на скот;
6)  пепел – от него воспаления на египтянах и скоте;
7) град побил все посевы;
8) саранча – уничтожила посевы и скот;
9) 3 дня тьма для египтян;
10) поражение первенцев людей и первородных скота.
Фараон  разрешил идти без скота, но Моисей не согласился.
Надо сказать, что Нил и раньше разливался и вода в нем становилась красной. Мухи и язвы тоже были раньше. Чудеса были для показания превосходства еврейского Бога над египетскими богами. По слову Моисея приходят казни и уходят. Тьма египетская – ветры с песком могли закрыть солнце.
Перед исходом – выпросите хороших вещей у египтян и оберите их. Заколите агнцев и помажьте косяки своих домов, съешьте с опресноками и горькими травами – Пасха.
Выпросить дорогие одежды и прочее у египтян, чтобы компенсировать труд. Ангел смерти умертвил всех первенцев.
Видя кровь на косяках домов евреев, он проходил мимо (Пасха).
Фараон убедился во всемогуществе еврейского Бога и поэтому срочно призвал Моисея и Аарона и попросил их выйти. Моисей пошел не коротким путем, а в пустыню. Господь сопровождал в виде облака днем, а ночью – в огненном столпе.
Фараон направил 600 колесниц в погоню. Ропот евреев.
Облако стало между войсками фараона и Моисеем – темно египтянам, а евреям светло. Жезлом (по преданию он был крестообразной формы) Моисей взмахнул и море расступилось под действием ветра. Колесницы фараона увязли на средине. Моисей снова ударил жезлом и море потопило египтян (Чермное (Красное) море). Хвалебная песнь.
Переход прообразовал крещение. Евреи избавились от рабства физического, а мы в крещении избавляемся от рабства греху, от рабства диаволу. Кроме того это прообразовало Приснодевство Божией Матери. Ветхий Завет повествует об освобождении от физического угнетения, а Новый от духовного.
Моисей повел не прямой дорогой, т.к. 1) нужно было идти на гору Синай;
2) т.к. евреи были полуязычниками, необходимо было укрепить их веру;
В Реффидиме Моисей жезлом вывел источник воды. Ропот народа из-за жажды (ропот усилился после того, как на пути их встретилось горькое озеро).
Господь указал Моисею дерево, которое он бросил в эту воду, и вода стала сладкой. Путешественники бросают кусочки барбариса в воду, и она становится сладкой.
Мужчин было около 600 тысяч, а всего, включая разноплеменные народы, до двух миллионов.
Место с пальмами и 12 источниками. Далее – пустыня.
Отсутствие хлеба. Снова ропот. Вспоминание котлов с мясом.
Перепелы, т.к. был у них долгий путь, они обессиленные, падали. Господь послал манну с небес для пропитания народа. (Господь: «Я Хлеб живой, Сшедший с небес»). Манна в Краснодаре – вид лишайника, который выпал вместе с бурей. Даже если все было и естественным образом, все равно здесь сверхъестественные действия, через которые проявилась забота Господа о людях.
Жезлом Моисей ударил по скале и забил источник воды - это прообразовало Христа, Который источил кровь и воду, благодать.
Столпы облачный и огненный – символы особого божественного покровительства. Это знак присутствия Иеговы.
Поднятие рук Моисеем – образ Распятого – поэтому это воздействовало.
Евреи едят мацу при открытых дверях, т.к. в любой час может прийти Мессия. Изюм – символ кирпичей с соломой, которые евреи изготавливали в египетском плену.
Короткий путь был более опасный. Тут была стена, пограничные заставы.
На 40 день нужно было посвящать первенцев Господу и первородных скота в жертву.
На 47 день подошли к горе Синаю. Здесь пробыли 1 год. Явление Бога на горе Синай. Народ обещал все исполнить. Подготовка три дня. На 50-й день было сошествие Господа на гору, были даны 10 заповедей. Сначала Господь говорил вслух всего народа, а затем только Моисею, который пересказал народу и все записал в книгу.
Утверждается Божественный авторитет нравственного закона.
Нравственные заповеди были и до Моисея и даже у язычников.
Локк: человек чистая доска - на нее наносятся идеи.
Моисей сначала с первосвященником Аароном, а затем с Исусом Навином поднимался на гору, где пробыли 40 дней. В облаке предстоял он пред Богом. Господь повелел соорудить Скинию, как свидетельство о пребывании Бога.
Скрижали было повелено положить в Ковчег.
Народ поклонился идолу. Гнев Божий. Моисей ходатайствует за народ. Пощада. Народ думал, что Моисей больше не вернется.
Народ – Аарону: сделай нам образ Бога. Аарон уступил.
По его приказанию принесли золотые вещи, был изготовлен золотой телец.
Это была смесь идолопоклонства с единобожием, т.к. народ привык к видимым формам. Моисей в гневе разбил скрижали. Народ не был достоин святыни, за что его укорял Аарон.
Лишь левиты не участвовали в этом. Повеление убить идолопоклонников (убито было до трех тысяч человек). Телец был сожжен и его угли были брошены в воду. В знак покаяния пили горькую воду и посыпали голову пеплом. Моисей поднялся на гору во второй раз на 40 дней. Видение славы Божией, неприступного света. Ему было открыто только «задняя» – т.е. последствия, свет неприступный, но не Сам Бог открыл Себя. Лицо Моисея при схождении сияло лучами, поэтому на нем было покрывало. Моисей с двумя рогами – два луча света - символ власти.
Собирали пожертвования на строительство Скинии - она была построена в течение полугода.
Скиния представляла собой палатку. В первой части был Ковчег Завета из драгоценного дерева, покрытый золотом; в Ковчеге были две скрижали, сосуд с манной, а рядом жезл Аарона, который расцвел. На крышке были два херувима, обращенные друг к другу - из золота с крыльями. Ковчег покрывался очистилищем, которое окропляли. Ковчег переносился. Его нельзя было касаться и видеть – за это - смерть.
Во второй части Скинии был стол предложения (трапеза) с 12 хлебами, золотой светильник в виде дерева с 7 лампадами, жертвенник курения. Хлеба менялись каждую субботу. Фимиам и соль приносились в качестве жертвы. Каждение совершалось утром и вечером. Во дворе находился жертвенник всесожжения. Между жертвенником и столом – умывальник. В святая святых мог входить первосвященник только один раз (вход с востока, а направление на запад). Жертвенник прообразовал Крест, а умывальница крещенскую купель. Светильник – свет Христов. Трапеза – хлеб духовный, Тело и Кровь Христа. Святая святых – небо, алтарь.  Престол – образ престола Божия. Кровью и елеем освятил Аарон священников.
Три степени ветхозаветного священства:
1. Первосвященники – хранители закона.
2. Священники – совершали богослужение, кадили, меняли хлеба, поддерживали огонь. Один раз в год приносилась жертва за очищение всего Израиля. Кровью животного окропляли крышку Ковчега - это было видимым знаком прощения грехов.
3. Левиты переносили храм, подготавливали жертву, снабжали скинию водой и дровами.

Одежда первосвященников:
 1. Кидар – головной убор с золотой пластинкой.
 2. Еффод – короткая верхняя одежда.
 3. Хитон – нижняя одежда.
 4. Наперсник - плат на груди из дорогого материала с 12 камнями, на каждом из которых было имя колена.
 5. На плечах 2 больших камня.
 6. Пояс.

Одежда священников: хитон, пояс, повязка на голове.
Книга Исход заканчивается построением Скинии.

В Ассирофе произошло восстание Мариам, поддержанное Аароном. Господь Сам показал, кого избрал. Он хотел поразить бунтовщиков, но Моисей умолил пощадить их. Аарон раскаялся. Мариам постигла проказа - по молитвам Моисея она исцелилась.
Дошли до Пустыни Фарран – на границе Обетованной Земли.
Люди хотели побить их камнями – они скрылись в Скинии. По молитвам Моисея облако устрашило восставших.
Господь: «уничтожу народ и произведу новый». Моисей умолил.
Но этот народ не достоин войти в Обетованную Землю, т.к. у них нет веры. Наказание – 40 лет скитаний, пока старое поколение не вымрет, за исключением Исуса Навина и Халева.

Народ – мы сразимся. Моисей - нет благословения. Они не послушались. Произошло неудачное сражение.  Народ покаялся, смирился, скитания продолжились. Это было попущено с воспитательной целью - Моисей внедрял закон в сердца людей.
Схема скитаний евреев в пустыне: Мерра – горький источник; Егим – место с пальмами и 12 источниками; Син – здесь перепела и манна; Реф – битва с амаликитянами; источник в скале от удара жезлом; Синай – завет, скрижали;
          Господь вслух всего народа провозгласил 10 заповедей. Моисей выслушал от Господа законы и записал их в книгу. Моисей с Аароном и 70 старейшинами видели место явления Бога. Слава Господа – огонь поядающий. Повеление об устройстве богослужения. Скрижали.  Народ поклоняется тельцу. Снова молитва Моисея за народ; повеление идти в Обетованную Землю, вытесать новые скрижали. Видение Господа сзади. Сияние лица Моисея от видения славы Господней. Поражение язвой, когда объелись перепелов. Ассироф – возмущение Аарона и Мариам. Фарран – на границе с Обетованной Землей. Разведчики.
Человека, собирающего дрова в субботу, побили камнями.
Возмущение Корея, Дафана и Авирона и присоединившихся к ним 250 именитых людей. «Господь сказал, что все священники, почему же вы ставите себя выше народа?» ­- Господь: «Вы не против Моисея, а против Меня».
Моисей: «Возьмите кадильницы и Господь Сам изберет».
Явление славы Господа: «Я поражу весь народ». Молитва Моисея.
Пусть отступит народ от них - земля их поглотила, а огонь истребил 250 человек.

На другой день народ стал роптать на Моисея и Аарон из-за погибших.
Поражение народа. (погибло 15 тыс.). Аарон вышел с кадилом → наказание прекратилось.

Каждому колену было повелено принести жезлы перед ковчегом - чей расцветет.
Жезл Аарона прозяб.
Ропот на жажду. После молитвы Господь указал ударить жезлом по скале.
Моисей не в точности исполнил, он сомневался - ударил два раза.
Вода из скалы. За сомнение: «Ты не введешь народ в Землю Обетованную,
другой введет».
Царство Едом не пропустило через свою территорию – пришлось идти в обход. Ропот на голод – была дана манна. У горы Ора – одежды первосвященника были сняты с Аарона и возложены на Елеазара.
В наказание были посланы змеи. Моисей приказал изготовить медного змия - кто будет с надеждой смотреть на него – не умрет и исцелится.
Это – прообраз Христа на Кресте.
Уязвленный исцелялся не змием, а Богом.
Завоевали Амморейское и Васанское царства и подошли к Иордану.
Моисей заповедал народу уничтожить идолов врагов и написал Второзаконие.
Царь Моавитский Валак просил пророка Валаама, чтобы он проклял Израиль. Тот ехал на ослице – ангел препятствовал. Валаам стал бить ослицу, она легла и заговорила.
Господь открыл глаза Валааму, запретил ему проклясть Израиль. Он, по повелению Господа, трижды произнес благословение – предсказание о пришествии Мессии.
Моисей на горе Нево увидел Землю Обетованную и скончался

Книга Левит

Эта Книга имеет почти исключительно законодательное содержание, она посвящена религиозно-культовой стороне жизни народа Израиля, в особенности, системе жертвоприношений. Главная идея Книги – об образовании из Израиля общества Господня, которое состояло бы в тесном нравственном общении с Богом. Этой цели служат находящиеся в Книге Левит законы, постановления о праздниках, о жертвах (телец, козел отпущения), о посвящении священнослужителей, о чистом и нечистом, об отправлении богослужений и т.д. Здесь же содержится запрещение употреблять кровь и делать татуировки. Народ Израиля был призван жить в совершенно иной системе ценностей, отличной от культуры насилия, разбоя и смерти, свойственной другим, соседним народам.

Книга Чисел

Перепись народа должна была послужить подтверждению исполнения Божиих обетований об умножении народа Божия. Господь повелел Моисею исчислить народ - 600 тыс. мужчин, левитов – 22 тыс.

Книга Второзаконие

Это не новый закон, а повторение прежнего. Дело в том, что перед входом в Землю Обетованную почти не осталось людей – свидетелей дарования Синайского Закона. В Палестину вошли новые израильтяне. Чтобы их воодушевить, укоренить в их сердцах веру, Моисей повторяет основные законы, полученные на Синае. В течение 40 лет странствования по пустыне необходимо было внутреннее преодоление Египта, изживание его. За 400 лет пребывания в египетском рабстве очень ослабело религиозное самосознание, возникла угроза его утраты. Исход имел прообразовательное значение – он предвещал искупление рода человеческого Христом. Господь повел свой народ не по удобной дороге, а по пустыне, которая была местом перерождения человека. Все испытания должны были укрепить веру, приучить к мысли о реальности божественного присутствия. Евреи были мало к этому готовы – они были избавлены лишь в силу любви Божией. Поистине сила Божия в немощи совершается. Моисей укреплял народ в вере, призывал уповать не на внешнюю силу, а на Господа: «Не бойтесь, будьте спокойны, Господь будет поборать». Переход через пустыню был образом внутреннего разрыва с миром греха. В Мерре («горечь») по повелению Господом Моисей бросает в воду древо и вода становится сладкой. Древо прообразовало Крест Христов. Манна, которой народ питался в пустыне, прообразовала Евхаристию – Хлеб жизни. Народ приобретал новые качества, стал руководствоваться истинами, а не ложными целями, чтил Имя Божие.

Особенно важна 18 глава, в которой подробно разбираются права левитов и определяются средства их содержания. Основной источник их существования – добровольные пожертвования. Здесь же мессианский стих: «Я воздвигну Пророка среди братий и слова Мои вложу в слова его (на этот стих ссылается апостол Петр в 3 главе Книги Деяний).

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную