Публикации, проповеди

Игумен Кирилл (Сахаров). Исследуя Писания, часть 4

Книга Иова

Это единственная ветхозаветная книга, в которой содержится полемика, дискуссия – между Богом и дьяволом, Иовом и женой, друзей с Иовом, наконец, Иова с Богом. В книге раскрывается драма человеческой жизни, о которой повествует человек, который ее пережил, то есть он здесь не посторонний зритель, а действующее лицо. Эту книгу с детских лет полюбил Достоевский. В 1875 году он так писал жене: «Читаю книгу Иова – она меня приводит в восторг. Бросаю читать и подчас ухожу, чуть не плача. Эта книга одна из первых поразила меня». В детстве книгу Иова писателю читала его мать. Книга подошла к нему по складу его характера, что выявилось в его произведениях – все они вокруг человеческого горя. В книге раскрывается вопрос о том, как сочетать страдания праведника с Божественной правдой. Страдания, попускаемые Богом для праведников, ведут их к совершенству и блаженству, через них является правда и слава Божия в мире. Цель книги в том, чтобы примером Иова, его терпением и упованием на Бога научить нас подражать. На примере друзей Иова предостеречь от несправедливого осуждения страдальцев и научить сострадать им.

В начале книги представлены три картины. Первая изображает благочестивого и праведного человека и его семью из 10 человек. В этой картине полное соответствие добродетелей и земных благ. Иов именуется непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла. Вторая картина приоткрывает завесу в той сфере, где пред ангелами и диаволом совершается суд Божий об Иове. Диавол старается представить благочестивого Иова корыстным: «Разве даром он богобоязнен? Ты всем его благословил, но коснись его, и благословит ли он?» По мысли диавола, Иов чтил Бога не по внутреннему побуждению, не безкорыстно, а из расчета получения внешних благ. По мысли клеветника, благочестие Иова исчезнет, если его поставить в тяжелое положение – лишить его всего того, что он имел. Таким образом, злой дух клевещет на праведника пред Богом среди сонма святых ангелов. Это с одной стороны, а с другой, он бросает тень сомнения на праведность Суда Божия, будто Бог не по достоинству награждает Иова земными благами. Нужно было доказать и правильность Суда Божия, и искренность благочестия Иова, для чего Господь попускает диаволу подвергнуть благочестие Иова испытанием через бедствия и страдания. В третьей картине описываются поразительные, чрезвычайно бедственные обстоятельства, которые постигли праведного Иова. Он подвергается семи последовательным испытаниям. Четыре первые касаются его имений и семейства, пятое – болезни телесной, шестое и седьмое - нравственным испытаниям. После трагической смерти детей на пире у старшего брата, праведник не смог удержать своей великой скорби. Он разодрал верхнюю одежду, остриг голову и пал на землю. При этом он вопиял: «Наг я вышел, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял – буди Имя Господне благословенно». Диавол коснулся тела Иова и поразил его проказой, которую он скоблил черепицей, сидя на пепле вне селения. В книге подчеркивается, что, несмотря на все постигшие бедствия, он не согрешил. По мнению экзегетов Иов лишился всех материальных благ не потому, что диавол хотел сделать его бедным, но, чтобы через лишение богатства вовлечь душу его в грех. Еще большее искушение для Иова было со стороны жены. «Ты еще тверд в вере твоей?» - вопрошала она мужа – «Похули Бога и умри». – «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать, а злое нет» - таков был ответ праведника.

Последнее и самое тяжелое испытание было для Иова со стороны друзей. Они шли сетовать с ним и утешать его, то есть имели самую благую цель. Когда же увидели то состояние, в котором он был, то не узнали его, зарыдали, разорвав одежды и бросая пыль. Семь дней и ночей они молча соболезновали ему. Они были настолько поражены, что не знали, что сказать. Изнемогая от нечеловеческих страданий, Иов стал сетовать на день своего рождения («Погибни тот день, в который я родился» - возможно здесь проявилось суеверие – мол, родился под несчастливой звездой). Друзья Иова принялись было утешать его, но после этих слов возмутились и стали вместо утешения убеждать, что несчастия на земле есть непременно наказания за преступления. Эти люди были людьми с ветхозаветной законнической психологией. Для них Бог был только Судьей, от Которого нужно все терпеть и Которого нельзя назвать Отцом. По их убеждению, если Иов страдает, значит, он грешен, он виноват, ибо у Бога нет несправедливости. Тем более, что, по тогдашнему убеждению, проказа считалась явным признаком Божьего гнева за нечестие. Друзья Иова были убеждены, что страшная болезнь Иова и наказания, его постигшие, исключают всякую надежду на прощение и благополучие в земной жизни. Они призывают Иова признать себя виновным в явных и тайных грехах. Праведника не удовлетворяет такая простая схема его друзей. Как и его друзья, он также убежден, что страшные бедствия и наказания, постигшие его, являются выражением гнева Божия, и, в тоже время, он убежден в своей невиновности, он ищет суда с милостью от Бога, Который есть не только Наказатель, но и милостивый Отец. Он предвидит Посредника, который будет связующим звеном между небом и землей. Он выражает веру в грядущего Искупителя: «Я знаю, Искупитель мой жив и Он в последний день восставит распадающуюся плоть мою сию. И я во плоти моей увижу Его сам. Мои глаза, не глаза другого увидят Его». Один из друзей Иова Элиуй по скромности своей и по уважению к мудрости старших только молча выслушивал их речь. Он не выдержал и воспылал гневом на Иова. По его мнению, страдания попущены для очищения человека, для его назидания. Элиуй глубже, чем другие смотрел на значение наказаний. Иов не стал отвечать на речь Элиуя, но тут Сам Бог в Своей величественной речи из бури путем вопросов открывает тайну действия Промысла Божия в мире, непостижимость Своих мыслей и воли для человека и, тем самым, приводит Иова к смиренному признанию правоты Бога во всем. Господь открыл тайну, которую Иов и его друзья не знали – тайну существования в мире злой воли падших духов. Страдания Иова были не следствием гнева и Суда Божия, как думали его собеседники, а суть следствие действий враждебных Иову сил. Иов в смирении сердца признал, что образ действий Бога для человека непостижим. Теперь он сожалеет, что так надменно желал спорить с Богом, умоляя Бога простить его. Испытания Иова окончились. Жестоких друзей Бог прощает по ходатайствам праведника. Иов выздоравливает и вдвойне награждается и детьми, и имуществом. Умер он глубоким старцем, насытившись днями счастливой жизни. Нам предлагается важный вывод о том, что страдания праведных попускаются Богом для испытания и усовершенствования их веры и благочестия. Иов прообразовал будущего Мессию Христа. Не случайно Православная Церковь установила читать отрывки из книги Иова в период Великого поста.

Псалтырь

Эта библейская книга составлялась в течение около тысячи лет. Большинство псалмов принадлежит Давыду. Есть псалмы, составленные Моисеем, Соломоном, Асафом, сыновьями Кореевыми и др. Условно псалмы можно разделить на четыре группы: хвалебно - благодарственные, молитвенные, учительные и мессианские. Уже в IV веке применительно к уставным службам Псалтырь была разделена на 20 кафизм, каждая из которой, в свою очередь на три «славы». В послепасхальный период до начала подготовительных недель Великого поста вся Псалтырь прочитывается на службах еженедельно, а в период Великого поста два раза в неделю. Отмечу особые места в нескольких псалмах. Во втором псалме содержится пророчество о восстании язычников и иудеев на Исуса Христа, о предвечном Рождении Его от Отца и о Всемирном Его Царстве. В восьмом псалме – пророчества о прославлении Христа. В стихах 8 и 9 говорится об овцах, волах, скотах и птицах небесных. «Овцы», это уверовавшие во Христа язычники. «Волы» - иудеи – хранители закона Моисеева. «Скоты польския» — это те, кто не приняли ни закона Моисеева, ни Закона Благодати, а блуждают как звери полевые. «Птицы небесныя» - ангелы, «рыбы морския» - демоны.

21 псалом содержит пророчества о Крестных страданиях и смерти Исуса Христа. Описано настолько сходно с Евангелием – как будто Давыд стоял у Креста на Голгофе. Большинство песнопений и чтений Великого пятка составлено из стихов этого псалма. Во второй части псалма Давыд изображает картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это относится к христианским временам, когда проповедь Евангелия распространится по всему миру. В псалме 109 содержится пророчество о седении Исуса Христа одесную Отца, о его Предвечном Рождении, Вечном Первосвященничестве и о победе над врагами.

В псалме 90-м изображается праведник, живущий надеждой на помощь Божию, сохраняющую его от всех видимых и невидимых врагов, которые гибнут вокруг него. Праведному же человеку Господь чудесно продлевает жизнь. Изображается покров Божий над верующими.

В псалме 136-м вспоминается вавилонский плен богоизбранного народа. Находясь в порабощении, он испытывал горечь иноземного ига. Музыкальные инструменты («органы») при этом они были вынуждены повесить на вербах, так как закон повелевал их использовать только на службах в Иеросалимском храме.

Псалом 50 – образец чистого покаяния. Псалмопевец взывает к Милостивому Богу, чтобы Он простил его грех, о котором он постоянно думает. В псалме 103 прославляется Божественная Премудрость в природе, которая свидетельствует о Его величии, могуществе и красоте. В этом псалме есть несколько слов, которые наверняка без русского перевода будут непонятны слушателям. Например, «онагри» - дикие ослы, «скимны» - молодые львы. Под змием имеется ввиду кит.

 

 

Притчи Соломоновы

Здесь содержатся около 900 изречений, говорится о путях жизни и смерти: «страх Господень прибавляет дней, нечестивого дни сократятся». «Придет гордость, придет и посрамление» (перекликается с Новозаветным: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать»). «Не поможет богатство в День Гнева, правда же спасет» - богатство не есть гарант спасения, оно часто настраивает человека на низменный, эгоистичный образ жизни. «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает грехи» (тоже в Новозаветном духе). «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его». «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (человек предполагает, а Бог располагает). «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливой женой внутри дома». В этой книге содержится учение о Премудрости Божией. Отсюда о. Сергий Булгаков выводил свое учение о Софии – Вечной Женственности. Он считал, что София не Божественная Ипостась, а некая душа, образ Вселенной, природы, через которую видны сила и мудрость Божии, проявление Божественного разума во Вселенной. Традиционно под Премудростью Божией понимается Второе Лицо Святой Троицы – Сына Божия.

Здесь даются наставления не притеснять бедных, быть справедливыми на суде, не дружить с гневливым, быть осмотрительным в выборе знакомств, трудолюбивым и заботливым в хозяйстве. Отрывки из этой книги (паремии) читаются в кануны Богородичных праздников. Там есть слова о послании рабов пригласить идти на уготованную трапезу. Это предсказание о всемирной проповеди апостолов, которые по заповеди Спасителя вышли на всемирную проповедь Евангелия. Дом на семи столпах – это Церковь с семью Таинствами.

Книга Экклезиаст

Главное ее содержание – раскрытие суетности и тщетности всего земного. Автор не открывает истину, не сообщает волю Божию свыше, а рассуждает на основании опыта жизни. Целью написания книги, по мнению исследователей, является возвышение мысли человека над чувственными благами. Автор доказывает, что счастье не заключается ни в мудрости, ни в веселии, ни в роскоши – все это суета и томление духа. Слова «суета сует» в этой краткой книге повторяется 20 раз.

Книга Песни Песней

Автором этой книги, согласно иудейскому и христианскому Преданию, является Соломон. Соломон – сын Давыда от Вирсавии. Еще в детстве он отличался выдающимися способностями. Соломон продолжил дела своего отца: усилил армию, централизацию государства, построил Иеросалимский храм. Он был не только выдающимся государственным деятелем, но и плодовитым писателем – творцом трех тысяч притч и тысяча пяти песен. Согласно святоотеческим толкованиям в этой книге поэтическим языком выражается любовь Бога к людям и людей к Богу подобно любви мужа и жены, жениха и невесты.

 

Книга пророка Исаии

Прежде чем сказать о пророческих книгах, о самой большой Книге пророка Исаии, нужно сказать, что пророк – это истинный истолкователь воли Божией, избираемый и посылаемый на это служение Самим Богом. Истинные пророки, несмотря на сильные и непреоборимые действия Св. Духа, сохраняли полное сознание, трезвость души и здравость рассудка во время пророчествования. Правдивость и искренность, доходящая до самопожертвования, а также стремление исполнять во всем волю Божию, отличают истинных пророков от ложных. Истинный пророк никогда не задумывается над тем, что будет с ним после его пророчества. Языческие гадатели и прорицатели, душою и сердцем которых владел бесовский дух прорицания, произносили свои пророчества в некоем исступлении, можно сказать, даже бесновании, не помня и не разумея сказанного. Их ум ослеплялся, разум помрачался бесовским наваждением. Поэтому они и не помнили высказанных в таком состоянии пророчеств, для них были необходимы некоторые внешние факторы для того, чтобы привести их в исступление. Истинные пророки призывались Богом к пророческому служению с целью поддержания в народе истинной веры и благочестия, обуздания пороков и пробуждения в народе раскаяния. Они обличали, особенно, идолослужение и суеверие. Угрожали наказанием в случае непослушания и нераскаяния, и обещали помилование, если народ покается и исправится. Главным предметом пророчеств был обетованный Мессия. Пророки изображали Его происходящим из рода и дома царя Давыда, Рождение в Вифлееме от Девы. Они даже указывали время явления в мир Спасителя (см. 9 главу Кн. Даниила). Они воздействовали на народ даже символическими действиями. Так Иеремия ходил с хомутом на шее, предсказывая плен. Исаия ходил нагим, изображая плен. Иезекииль разбивал кирпич, предсказывая осаду и падение Иеросалима.

Пророк Исаия с особенной полнотой и ясностью говорит о пришествии в мир Мессии и о спасении Им всего рода человеческого. Поэтому его называют ветхозаветным евангелистом. Он раскрывает судьбу еврейского народа, говорит о возвышении и падении великих монархий (Вавилонской, Ассирийской, Персидской, Мидийской, Сирийской, Греческой и Римской). В своих видениях он говорит об окончании ветхозаветных времен, предсказывает явление в мир Христа – Мессии и спасение Им всего человеческого рода. Пророческое служение Исаии пришлось на то время, когда Иудейское государство достигло значительного могущества. Богатство в народе, роскошь, успехи на полях сражений приводили к самомнению и гордости. Вследствие всего этого религиозно-нравственная жизнь еврейского народа пришла в упадок. При царе Ахазе этот упадок был особенно заметен. Храм был закрыт, жертвы не приносились. Следствием этого было увеличение в народе различных пороков и суеверий. Вместе с упадком религиозно-нравственной жизни пошатнулось и политическое могущество иудеев. Вместо того, чтобы обратиться за помощью к Истинному Богу, Ахаз обратился к языческим богам. Еще в более худшем состоянии находился тогдашний языческий мир. Пророк обличает нечестие своих современников, угрожает им наказанием. Отмечу самое значительное пророчество Исаии.

 

О возвышении горы Господней. Под горой дома Господня здесь разумеется гора Мориа, на которой будет сооружен храм и которую Господь избрал местом Своего пребывания. Эта гора возвышается над холмами, то есть над языческими капищами, которые строились по обыкновению на возвышенных местах. Вследствие этого возвышения горы Господней язычники осознают ничтожность своих богов и обратятся к Истинному Богу. Выражение «перекуют мечи на орала, копья на серпы» указывает на нравственное перерождение, на новые отношения между людьми. Народы не будут выяснять отношения между собой силой оружия, но будут жить в мире и согласии, а из военного оружия будут сделаны орудия земледелия. Обращает на себя внимание то, как Исаия был призван к пророческому служению (6 глава). По мнению большинства библеистов он видел в Троице Единого Бога. На это указывает и тройственное славословие серафимов: «Свят, Свят, Свят». Под горящим углем, поднесенным к его устам, разумеется Божественная благодать, очищающая и просвещающая. Пророк должен обличить упорство, жестокосердие народа и предсказать, что если он не покается, то дойдет до такого состояния, при котором уже невозможно будет его обращение и спасение. Эти обличения относятся не только к современникам Исаии, но и к их отдаленным потомкам – иудеям – современникам Христа, которые своим ослеплением превзошли современников Исаии.

О рождении Эммануила от Девы. Это очень важное пророчество содержится в 7 главе книги, на него ссылаются Евангелисты.

Об отрасли из корня Иесеева. Это пророчество о происхождении Исуса Христа из рода Иесеева и о получении им Даров Святого Духа. Выражение «от корня Иесеева» указывает на то, что Мессия произойдет из рода Иесея тогда, когда от этого рода отойдет царский скипетр, то есть род Давыда будет таким же, как и прочие роды колена Иудина. Под  именем «отрасли» разумеется Мессия (накануне праздника Рожества Христова мы поем 4-й ирмос, начинающийся словами «Жезл из корене Иесеова»). Будущий Мессия изображается как праведный Судия, который поразит жезлом дьявола – виновника всякого зла и беззакония. «Тогда волк будет спать вместе с ягненком, барс с козленком… и малое дитя будет водить их». Под образом кротких животных и диких зверей нужно понимать различные народы, которые объединятся в одно общество, созданное Мессией, то есть Церковь Христову.

О пустыне жаждущей. Под пустыней здесь разумеется с одной стороны Церковь Божия, а с другой – языческие народы, которые будут чужды благодати и общения с Богом. После своего вступления в Церковь они будут приносить плоды и расцветут как нарциссы. Называя великие последствия, которыми будет сопровождаться пришествие в мир Мессии, пророк говорит, что откроются глаза слепых и уши глухих, хромой будет прыгать как олень и ясным сделается язык косноязычных. В этих словах содержится пророчество о чудесах Мессии. Сам Спаситель указывал на это. Говоря о воде, которая будет течь по земле, жаждущей пророк подразумевает благодать Божию, которую получат верующие с пришествием Мессии.

О пришествии в мир Предотечи Мессии. Его деятельность будет состоять в том, что он будет убеждать людей очистить покаянием свою совесть от грехов.

 

О других пророках

Пророку Ионе Господь повелел идти в город Ниневию, чтобы призвать их к покаянию. Иона не послушался. Затопление корабля, на котором он отправился в другую страну. Когда по жребию стали выявлять виновника бедствия, то выяснилось, что это Иона. Сброшенного в море, Иону проглотила огромная рыба, которая названа в Библии большим китом. После трех дней пребывания во чреве кита и чудесного спасения (это было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя) Иона успешно проповедовал среди жителей Ниневии. Об этом событии поется в известном ирмосе: «Водного зверя во утробе…». Сомневающимся в чуде трехдневного пребывания Ионы во чреве кита митрополит Филарет (Дроздов) говорил, что даже если бы в Библии было написано, что не кит Иону, а Иона кита проглотил, то он бы поверил.


Пророк Иеремия призывал иудеев покаяться и исправиться, но его не слушали, более того, они подняли восстание. Иеросалим был разрушен вавилонским царем Навуходоносором, а народ был отведен в плен. Иеремия плакал в нечестии своего народа на развалинах «Плач Иеремии».

В книге Пророка Иезекииля содержится великое пророчество о восстановлении свободы Богоизбранного народа и наглядно изображается всеобщее воскресение мертвых (сухие кости, в которые вошел дух) – об этом мы слышим в паремии, читаемой в конце утрени Великой Субботы.

Пророк Даниил, находясь в плену вместе со своими друзьями Ананией, Азарией, Мисаилом воспитывался при царском дворе. Все они твердо хранили веру в Истинного Бога. Они изъяснили сон царя, который не могли истолковать мудрецы. За это царь сделал его начальником над ними. Предсказание Даниила исполнилось в точности. После Вавилонского царства следовали еще 3 великих царства: Мидийско-Персидское, Греческое, Римское, каждое из которых владело иудейским народом. Гора, упоминаемая в пророчестве, от которой оторвался камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное царство. Даниил также объяснил царю Валтасару, который кощунственно пил из сосудов Иеросалимского храма, явление руки в вине со словами: Мене, текел, фарес. Смысл этих слов был в том, что персидский царь Кир овладеет Иеросалимом, а царь будет убит, что и случилось. Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель, а именно через 70 седмин, то есть через 490 лет. Он также предсказал, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв. По проискам завистников Даниил был брошен в ров ко львам, но остался невридим.

Пророк Аггей предсказал, что слава нового храма будет больше, чем прежнего, потому что в этот храм придет Желанный всеми народами, Христос, Спаситель мира.

Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иеросалим на осляти.

Пророк Малахия был последним пророком в Иудее. Он предсказал, что перед пришествием Спасителя будет послан предтеча, чтобы приготовить людей к Его принятию.

При Птоломее Филадельфе были переведены книги Священного Писания с еврейского на греческий язык (Септуагинта – перевод семидесяти толковников)


Вторая книга Маккавей

Повествует о гонениях за веру палестинских евреев, особенно, от Антиоха Епифания и об избавлении от этих гонений подвигом Иуды Маккавея и об установлении праздника очищения. В качестве примеров преданности вере говорится о старце Елиазаре, Соломонии и семи ее сыновей.

Третья книга Маккавеев повествует о гонениях на египетских иудеев от Птоломея Филопатора. Будучи в Иеросалиме, он, язычник, из любопытства хотел войти во Святая Святых Иеросалимского храма и осмотреть его. Несмотря на запрет Первосвященника и просьбу своих приближенных, Птоломей направился во Святая Святых, но был поражен. Придя в себя, царь озлобился на иудеев за свое безчестие и с угрозами удалился в Египет. В Египте, особенно в Александрии, было много евреев, пользовавшихся большими льготами и привилегиями. Птоломей решил лишить иудеев всех льгот и преимуществ и записать их в самый низший класс. Кроме этого, он приказал публично хулить Бога и религию иудеев. Однако, если кто из иудеев принимал язычество, тому предоставлялись все права гражданства. Некоторые иудеи изменили своей религии. Тех, кто остался верным, укрывали от преследований. Узнав об этом, Птоломей повелел всех почитателей Иеговы перевести в оковах в Александрию. Он решил умертвить их, однако, Господь не допустил этого. Слонов, выпущенных на иудеев, Ангел Божий обратил на царских воинов. Произошло большое смятение. Царь раскаялся в своем поступке, приказал освободить иудеев, щедро накормить их и отпустить домой. По этому случаю иудеи установили праздник. Царь издал указ, согласно которому повелевалось охранять почитателей Иеговы.

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную