Игумен
Кирилл (Сахаров). Исследуя Писания, часть 3.
Книга
Исуса Навина
Господь явился Исусу Навину: «Будь храбр, соблюдай
заповеди и перейди Иордан». Здесь
были мощные крепости. 12 разведчиков, в том числе Исус Навин и Халев, 40 дней
пробыли в Обетованной Земле, хорошо ее исследовали. Вернулись с гроздьями
винограда. Народ воспрял духом. Но люди очень храбрые, исполины на границе –
это вызвало ропот народа и восстание. Исус Навин и Халев уговаривали народ. Он
послал двух разведчиков через реку Иордан к Иерихону. Подойдя к городу, эти
разведчики переоделись и вошли через ворота.
Расположились в доме блудницы Роав, откуда и
производили наблюдения. Их, однако, заметили и донесли начальнику, который
повелел их схватить. Роав, увидев приближающихся воинов, сказала им: «Да, они
были, но вышли за ворота, гонитесь за ними». Стража погналась. Разведчиков Роав
спрятала на крыше. В полночь она пришла к ним и сказала: «Я знаю, что вы евреи
– разведчики, что Бог ваш Всемогущ и с Его помощью вы захватите нашу землю. За
то, что я спасла вас и вы меня спасите с родней». Договорились, что во время
штурма Роав с родней будет дома. Опознавательным знаком для штурмующих будет
красная веревка на доме. Затем Роав спустила разведчиков по веревке и они
спрятались в горах. Через три дня они были у Исуса Навина.
Исус Навин приказывает совершить трехдневное
очищение. После этого левиты взяли Скинию и весь народ двинулся к Иордану. Едва
священники омочили ноги в Иордане, как произошло чудо: вода остановилась и
стояла до тех пор, пока все не перешли на другой берег. Когда священники вышли
из воды, она снова потекла. В память об этом чуде был сооружен памятник на дне
Иордана из 12 камней.
Господь может действовать и через естественные
законы. Известно, что в 1927 году Иордан обмелел на один час. Это было
следствием землетрясения, когда известняки падали в воду и перекрыли реку. Эту
гипотезу косвенно подтверждает и само Священное Писание:
Книга Судей:
Девора – пророчица, восхваляя Господа говорит, что, когда Моисей вел народ к
Иерихону, тряслась земля.
Псалом 130:
… и «горы тряслись как овцы».
Первая остановка была сделана в Галгалах. Здесь
встретили Пасху; все мужчины были обрезаны каменными ножами.
У стен Иерихона стали готовиться к штурму. Исусу
Навину, когда он осматривал стены города, встретился человек с мечом и сказал:
«Я вождь воинства небесного (предполагают, что это был Архангел Михаил)».
Исус Навин снял обувь с ног и поклонился этому
человеку до земли. Незнакомец научил его, как взять город: 6 дней обходить
город с Ковчегом в полном молчании; в 7-й день обойти 7 раз, затем затрубить в
трубы и всем закричать (видимо, находящиеся в городе испытывали мистический
страх перед этими непонятными процессиями).
Исус Навин так и поступил, и стены города пали. В
захваченном городе произошла резня. Он был сожжен (археологи обнаружили там
пепел). Роав вышла замуж за одного из разведчиков (она, как и Руфь, вошла в
родословную Христа – не только евреи в Его родословной).
Следующим захваченным городом был Гай. Этот город
враждовал с Иерихоном. Они объединились, но было уже поздно. Первая попытка
захватить город была неудачной. Исус Навин послал трехтысячный отряд захватить
город, но безуспешно. Эта неудача вызвала у него большую скорбь. Посыпав пеплом
голову, он пал перед Ковчегом и молился. Господь сказал ему, что поражение
евреи потерпели за то, что один из них утаил золото из Иерихона, закопав его
под шатер. Исус Навин повелел, чтобы перед ним прошли все евреи по коленам.
Господь указал нарушителя. Он, его родственники и животные были побиты камнями
за станом.
После этого евреи снова подступили к Гаю. Они
устроили ложное отступление, жители города погнались за ними и попали в засаду.
Евреи победили. Правитель города был повешен.
Жители
Гаваона были очень богатыми (это доказывают археологические раскопки). Они не
хотели воевать, поэтому пошли на хитрость: их послы, одетые в изношенные одежды,
с сухим хлебом, имели вид путников из далекой страны. Цель – заключить союз,
т.к. Господь запретил заключать союз с жителями Ханаана.
Заключение союза с клятвой о ненападении и взаимопомощи.
Через несколько дней ложь обнаружилась. Недовольство Исусом Навином и
старейшинами.
Жители Гаваона смело признались с какой целью они так поступили. Воины хотели
отомстить, но ради клятвы их помиловали.
Исус Навин оставил их в живых, но они должны были поставлять воду и дрова. Об
этом узнал Иеросалимский царь – негодование на измену. Решил отомстить.
Направил послов к другим царям (Хеврон и др.) – заключили союз.
Жителям Гаваона хитростью удалось с евреями
заключить союз с клятвой о ненападении и взаимопомощи. Они обязались для евреев
и их жертвенников поставлять воду и дрова. Когда Иеросалимский царь, с которым
жители Гаваона были в союзе, узнал об измене, то пришел в негодование и решил
отомстить. Его войска вместе с войсками других царей подступили к стенам
Гаваона. Жители города направили послов к евреям с просьбой о помощи. У Гаваона
произошла битва. Она продолжалась целый день. Господь помогал евреям: камни с
неба побивали врагов. Битва еще не закончилась, когда солнце стало заходить.
Исус Навин воскликнул: «Стой солнце над Гаваоном» - и стояло солнце до
истребления врагов. Цари спрятались в пещеру. Евреи завалили ее камнями, а
затем вошли внутрь и умертвили их.
Есть три варианта объяснения стояния солнца:
1. поэтическая форма;
2. не сумерки, а туча, которая потом прошла;
3. это был двойник солнца – его отражение в морозную
погоду.
Образовалась новая коалиция царей. Исус Навин
внезапно нападает на них. Враг не успел развернуть колесницы с ножами по бокам.
Колесницы были сожжены. Лошадям были перерезаны жилы. Произошла паника. Война
продолжалась несколько лет. Евреи захватили все города Обетованной Земли, кроме
Иеросалима. Они рассеялись по захваченной земле, которая была разделена на 13
частей. Левиты получили не земли, а 50 городов. В Силоме была Скиния. Живя
рядом с хананеями-язычниками, евреи постепенно сближались с ними и начинали
поклоняться идолам. Это обстоятельство вызывало большую скорбь у Исуса Навина.
Он говорил народу: «Если вы будете служить другим богам, то Господь вас накажет
и вы будете в порабощении у хананеев».
Заканчивается книга сообщением о смерти Исуса
Навина. Он умер, когда ему было 110 лет. Его
прах похоронили на вершине горы и положили туда каменные ножи (они были найдены
археологами).
Обетованная Земля не была полностью покорена, евреи поселились островками.
Иудино колено – около Иеросалима, Симеона – на юге.
Нафалим, Дан – на севере. Манасиино колено – в Сихеме, где похоронили кости
Иосифа.
Книга
Судей Израилевых
После смерти Исуса Навина у евреев не было единого
вождя. Им надоели скитания, войны и они расселяются на плодородных землях.
Старое поколение вымирало, а у нового вера ослабевала. Прежнего единства уже не
было. Тропа к Силому, где находилась Скиния, заросла. Часть ханаанских племен
платила дань евреям, которые уже не изгоняли ханаанские племена. Они научились
у них идолопоклонству. Начинают строить жертвенники языческим богам – Ваалу,
Астарте, Молоху и др. За это их постигло наказание Божие: ханаанские племена
окрепли и стали обращать евреев в рабство. И вот Господь посылал евреям мужей,
которые освобождали их от рабства и были у них судьями. Всего судей было 15.
Наиболее выдающиеся: Аод, Девора, Гедеон, Иефай, Самсон, Самуил.
Аод убил ножом Еглона, царя
Моавитского, когда был с ним наедине. После этого евреи, во главе с Аодом
разгромили моавитян.
Девора
происходила из колена Ефремова. Она составляла гимны, отвечала на вопросы, с
которыми к ней обращались. В это время царь Иавин через своего военачальника
Сисару покорил евреев. После покаяния народа, Девора, по внушению Господню,
повелела Вараку разгромить Сисару, у которого было 900 железных колесниц.
Варак: «Если ты пойдешь, и я пойду, а если нет, и я нет». Девора: «Я пойду, но
слава будет не тебе, а женщине, от которой погибнет Сисара». Это пророчество
исполнилось. Варак победил врагов. Сисара, убегая от преследований, забежал в
одно селение и спрятался в шатре женщины по имени Иаиль. Когда Сисара заснул,
она убила его острым колом. После этой победы евреи полностью уничтожили
царство Иавина. Девора с Вараком воспела благодарственную песнь Господу. Еще около
40 лет Девора была судьёй у евреев.
Народ опять отошел от Господа, Который за это предал
их в руки мадианитян и других племен. Каждый год они опустошали поля евреев и
захватывали их скот. Отдельные отряды евреев они легко громили. После раскаяния
народа, Господь дал евреям нового судью – Гедеона. Его отец потерял
истинную веру и даже построил на своем поле жертвенник Ваалу. Призвание Гедеона
Господом произошло в трудный час для евреев, когда враг снова напал на них.
Гедеон молотил пшеницу на поле. Ему явился ангел, которого он принял за
простого прохожего. Ангел: «Господь с тобой». Гедеон: «Если так, то почему же мы
испытываем бедствия, где чудеса?» Ангел: «Спаси Израиль». Гедеон: «Кто я
такой?» Затем Гедеон вынес этому человеку мясо и опресноки. Вдруг огонь сжег
их. Тогда Гедеон понял, что это был ангел (на самом деле это был Сам Господь в
виде ангела). После этой встречи Гедеон уничтожает языческий жертвенник, строит
жертвенник в честь Единого Бога и приносит в жертву телицу. Жители селения, в
котором жил Гедеон, хотели расправиться с ним за святотатство. Отец Гедеона
вразумил их, говоря: «Если Ваал сильный бог, он сам за себя отомстит». Дух
Господень сошел на Гедеона. Он созвал 30 тысяч евреев для отпора врагу. Просит
Господа о чуде, о помощи. Он говорит: «Я расстелю руно (стриженная шерсть) –
пусть только на нем будет роса». Так и произошло – целая чашка воды. В другой
раз он просит: «Пусть на всей земле будет роса, а на руне не будет». Это и
случилось. Руно орошенное прообразовало Божию Матерь и благодать Божию,
сошедшую в день Пятидесятницы.
Чтобы евреи не своей силе приписали победы над
врагом, Гедеон объявил: «Пусть кто хочет, уйдет». Осталось 10 тысяч человек.
Господь повелел Гедеону: «Избери тех, кто будет лакать воду языком» (это было
испытание, так как они, пия воду, оружие не бросали, а держали его в руках).
Таким образом осталось всего 300 человек, с которыми Гедеон подошел к долине
Исраэль и занял удобную позицию. Ночью он с оруженосцем проник во вражеский
лагерь. Стражи или не было или она спала. У шатра они услышали разговор воинов.
Один воин рассказывал, что во сне он видел, как громадный хлеб катился по
лагерю и подмял шатер. Другой воин сказал: «Это меч Гедеона». Услышав эти
слова, Гедеон воспрял духом. В полночь тремя отрядами по 100 человек в каждом
подошли евреи к лагерю противника. У каждого воина была труба и факел, горящий
внутри горшка. Разбив горшки, евреи стали махать факелами и кричать: «Меч
Гедеона и Гедеон». В стане врагов произошла паника. Они начали убивать друг
друга. Бежали за Иордан. 10 тысяч евреев, находящихся в засаде, преследовали
врагов. Было убито несколько вражеских царей. Награбленное богатство было
отнято. Войдя в один еврейский город, Гедеон попросил хлеба. Последовал отказ.
В другом городе то же самое. Гедеон: «За это после победы я предам вас смерти».
Так и сделал - старейшины этих городов были убиты. После этих событий Гедеон
еще около 40 лет правил евреями. От принятия царского сана он отказался,
сказав: «Пусть Сам Господь царствует». У него было 70 сыновей, которых умертвил Авимелех, кроме
одного. Он царствовал в Сихеме и погиб от руки женщины, которая бросила ему на
голову камень, когда он хотел поджечь башню.
Моавитский
царь собрал большую армию и потребовал у евреев вернуть его землю. Жители
Галаада решили собрать армию и дать отпор. Однако, не было предводителя.
Направили послов к Иефаю. Иефай был сыном блудницы. Будучи выгнан
другими детьми (так как они стремились овладеть всем наследством), он стал
атаманом шайки, жившей вооруженными нападениями. Когда послы пришли к Иефаю с
предложением быть предводителем войска, он сказал: «Как случилось бедствие, так
вы вспомнили обо мне». Послы: «Если победишь врагов, будешь судьёй у народа».
Иефай согласился и начал готовиться к сражению. Направил послов к моавитскому
царю. Послы убеждали царя, что евреи не занимали его земли, однако царь
оставался непреклонным. Иефай молился и дал обет: кто первый выйдет ему
навстречу, будет принесен в жертву Богу. Первой навстречу Иефаю вышла его дочь,
которая с тимпанами прославляла отца. Увидев ее, Иефай разодрал свои одежды.
Отпустил дочь на два месяца в горы оплакать девство, а после ее возвращения
совершил над ней обет и она сохранила девство. Возможно, что дочь Иефая была
определена служить при храме. В этом заключался обет Иефая.
Самсону
дважды являлся ангел с повелением не стричь волос, не пить вина и не есть мяса.
Таким образом Самсон стал назореем (назорейство было временным). С возрастом
сила Самсона увеличивалась. Самсон был влюбчивым человеком. Влюбился он в
девушку филистимлянку и захотел на ней жениться. Родители Самсона были против
этого брака, но, в конце концов, согласились, и пошли в филистимлянское селение
свататься. По пути в это селение Самсон отлучился в виноградник. Встретился ему
лев, которого Самсон растерзал как козленка. Затем догнал своих родителей и
вместе с ними пришел в дом своей невесты. Невеста согласилась. Договорились о
свадьбе. Самсон с родителями стал возвращаться в родное селение. На обратном
пути Самсон осмотрел то место, где накануне он растерзал льва. Увидел, что в
скелете льва устроились пчелы. 7 дней продолжалась свадьба. На свадьбе Самсон
сказал шаферам (их было 30): «Если в семидневный срок разгадаете загадку – каждому
дам по одной тонкой одежде». Загадка: «Из ядущего вышло ядомое». Шаферы
обратились к жене Самсона с требованием: «Узнай загадку, иначе убьем тебя
вместе с отцом». Жена выведала и рассказала шаферам. Когда Самсон узнал о
предательстве жены, то рассердился и ушел из дома. Через некоторое время взял
козленка и пришел мириться. Тесть сказал ему: «Не заходи в спальню, потому что
там новый муж (из шаферов)». Самсон еще больше рассердился и ушел из дома.
Началась война. Самсон поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам факелы и
направил лисиц на поля филистимлян – огонь пожег поля врагов. Филистимляне
сожгли дом бывшего тестя Самсона и его бывшую жену. Самсон все равно продолжал
мстить. Убивал на дорогах. При одном имени «Самсон» врагов охватывал страх.
Филистимляне предъявили евреям ультиматум: либо выдать Самсона, либо они
начинают войну. Евреи нашли место, где скрывался Самсон, и потребовали от него
выйти из своего убежища. Самсон: «Не выйду, вы меня убьете». Евреи: «Нет,
только свяжем». Видя связанного Самсона, филистимляне смеялись. Самсон,
разгневавшись, разорвал узы, схватил челюсть от осла и избил ею более 1000
филистимлян. После этого он воспел хвалебную песнь. Евреи избрали его своим
судьей. Им он был в течение 20 лет.
По причине увлечения женщинами сила Самсона стала
убывать. Однажды он отправился в г. Газу к блуднице. Филистимляне узнали, что
Самсон в Газе, поставили стражу у ворот города, чтобы убить Самсона. Однако он
разогнал стражу, сломал ворота и отнес их на гору. Самсон ходил к красавице
блуднице Долиле. Филистимляне, обещав Долиле много серебра, просили ее выведать
секрет силы Самсона. Долила стала выведывать. Самсон сначала обманывал ее,
говоря, что он потеряет силу, если его связать семью сырыми тетивами. Долила
проверяла и убеждалась в ложности слов Самсона. В конце концов он признался,
что сила его заключается в волосах. Узнав секрет силы Самсона, Долила усыпила
его, затем призвала филистимлян, и цирюльник отрезал волосы у Самсона. Когда
Самсон, проснувшись, увидел филистимлян, то бросился на них, однако силы его
оставили. Самсону выкололи глаза и бросили в подземелье. Вертя здесь жернов, он
покаялся. Постепенно волосы отросли. Однажды филистимляне собрались в храме
Дагона, где после жертвоприношений устроили пир. Вспомнили о Самсоне.
Мальчик-поводырь вывел его из подземелья. Увидев Самсона, филистимляне стали
смеяться над ним и над его Богом. Самсон молился: «Господи, дай отомстить за
глаза». Затем он попросил поводыря подвести его к колоннам храма. Со словами:
«Умри душа моя с филистимлянами», Самсон сдвинул колоны. Второй этаж храма
рухнул и все пировавшие (3 тысячи) погибли.
Самсон – зеркало еврейского народа, который был
вначале назореем, а когда стал блудить – ходить к другим богам, то стал терять
силу. Когда же каялся – сила возвращалась.
Книга
Руфь
Эта Книга рассказывает об одном благочестивом
семействе. Это семейство состояло из мужа, жены по имени Ноеминь и их двух
сыновей. Из-за голода это семейство переселяется из Иудеи в Моав. Муж умирает,
сыновья женятся на моавитянках. Одну из невесток звали Руфь. Когда Ноеминь
осталась одна (сыновья умерли или погибли), она решила возвратиться на Родину.
Невестки решили идти с ней. Ноеминь, обращаясь к ним, говорит: «Вы молоды, моя
Родина для вас чужая страна, вы еще выйдете замуж». Одна из невесток – Орфа
решила остаться – она ушла домой к родителям. Руфь же, которая полюбила
Ноеминь, сказала ей: «Твой народ – мой народ, твой Бог – мой Бог, я не
разлучусь с тобой». После этого Ноеминь с Руфью пришли в Иудею. Здесь было
трудно с пропитанием – Руфь стала заниматься собиранием кореньев на поле
человека по имени Вооз. За это он давал ей пшеницу. В конце концов, Вооз
женился на Руфи, и от этого брака родились Овид, Иесей, Давыд, то есть Руфь вошла
в родословную Исуса Христа. Это означает, что Исус Христос является Спасителем
не только иудеев, но и всех народов.
Книги
Царств
Первая
книга Царств начинается
с повествования о следующем судье еврейского народа – первосвященнике Илие. Это
был благочестивый, но безвольный человек. У него было два сына, которые были
священниками. Это были жадные и нахальные люди, силой отбирали они жертвы. Они
были святотатцами, занимались развратом с женщинами. Народ, видя эти
безобразия, отходил от Скинии. Род Илия постигло наказание: он был уничтожен. В
это время в г. Рама жил один благочестивый человек по имени Елкан. У него было
две жены: Анна и Финана. Один раз в году они приносили жертвы у Скинии. Финана
однажды упрекнула Анну, которую Елкан любил больше, потому что она была
безплодна. Безплодие считалось у евреев большим поношением. Огорченная Анна
безмолвно молилась в Скинии. Илий, увидев ее, подумал, что она пьяна. «Иди,
вытрезвись» - сказал он ей. «Я жена скорбящая» - сказала Анна, и рассказала
Илию о своем горе. «Иди с Богом, и Господь пошлет тебе просимое» - сказал Илий,
выслушав Анну. Слова Илия исполнились – у Анны родился сын, которого назвали
Самуил, что значит – «выпрошенный у Господа». Анна дала обет посвятить сына
Богу. Когда Самуил вырос, Анна пришла с ним к Скинии. «Господин, это тот
мальчик, которого я выпросила» - сказала Анна Илию. Показала здесь Самуила Илию
и он взял его к Скинии. Паломники, приходя к Скинии, не могли не нарадоваться
благочестивому мальчику (ему было 5-7 лет). Развращение сыновей Илия не
повлияло на него. Однажды ночью, когда Самуил с Илием были в Скинии, раздался
глас Господень: «Самуил, Самуил!» Это было дважды. Самуил спрашивал Илия:
«Господин, ты меня звал?» Илий понял, что это Господь зовет Самуила. Илий –
Самуилу: «Скажи: «Раб Твой слушает Тебя». Господь – Самуилу: «Род Илия за
нечестие будет уничтожен». Утром Илий спросил Самуила: «Что Господь сказал тебе
ночью?» Самуил рассказал. Илий: «Господь Всемогущ!» Однако на сыновей Илия
рассказ Самуила не подействовал. Когда паломники узнали о голосе Господа к
Самуилу, они поняли, что Самуил – новый пророк.
Стремясь не допустить единства Израиля, на
территорию, заселенную евреями, вторгаются филистимляне. В первом бою евреи
потерпели поражение. Чтобы воодушевить еврейское воинство решили принести к
нему Ковчег. Илий неохотно согласился, и повелел своим сыновьям отнести Ковчег.
Вражеская разведка донесла, что евреи принесли своего Бога. Сердца их дрогнули.
Однако, вожди филистимлян говорили: «Первый раз мы победили и сейчас победим».
Господь отступил от евреев. Их войско потерпело поражение. Сыновья Илия
погибли. Ковчег попал в плен, и был отнесен в языческий храм и положен к ногам
идола Дагона. Утром обнаружили, что этот идол валяется у подножия ковчега. Его
поставили на место. На следующий день руки и ноги идола оказались на пороге
храма. Город постигло нашествие мышей. Филистимляне поняли, что это наказание
Бога Израилева. Их мудрецы решили 5 золотых мышей положить рядом с ковчегом, а
сам Ковчег положить на телегу, в которую впрячь отелившихся телят. И вот эти
телята, мыча, и как бы нехотя отправились к границам Израиля. Евреи, увидев
Ковчег, обрадовались. Телегу они раскололи на дрова и сожгли как жертву Богу.
Некоторые евреи заглядывали в Ковчег – за это кощунство 50 тысяч из них
погибли. Ковчег был передан Аминадаву, а затем Давыд перенес его в деревянную
Скинию.
Самуил: «Хорошо, я изберу вам царя». В это время в
городе Гива жил простой человек по имени Кис. Он был патриотом своего народа,
был ревностен в вере. Его младшего сына звали Саул. Это был красивый юноша с
крепким телосложением. Однажды у них потерялись ослицы. Кис послал Саула искать
их. Три дня Саул со слугой искали ослиц. Дошли до г. Рама (здесь жил Самуил).
Саул предложил слуге возвращаться домой, так как их, наверное, ищут. Слуга:
«Зайдем сначала к прозорливому Самуилу». Саул: «Нам нечем отблагодарить его
(нет подарка)». Слуга: «У меня есть пол сикля серебра». Саул: «Хорошо». Пошли в
город. У входа в город им встретились девушки, которые сказали, что нужно идти
быстрее, так как Самуил сейчас в центре города и намеревается идти в горы
принести жертву. Саул со слугой поспешили. В городе они увидели старца, и
спросили его о Самуиле. А за день до этой встречи, Господь открыл Самуилу о
Сауле, которого ему должно помазать на царство. Самуил – Саулу: «Ослицы твои
нашлись, не беспокойся, и что есть в Израиле, что не принадлежит тебе?» Саул:
«Я всего лишь младший сын неизвестного семейства». После принесения жертвы,
Самуил и Саул вместе были на пиру. Затем Самуил пригласил к себе домой Саула.
На крыше дома они долго беседовали. Утром Самуил проводил Саула. За стенами
города Самуил объявил Саулу волю Божию об избрании его царем и в знак этого
возлил на его голову елей. Затем Самуил сказал Саулу: «На дороге тебе
встретятся двое мужчин, которые скажут тебе, что ослицы найдены». Затем
встретятся трое и дадут тебе хлеб, а около Гивы – сонм пророков, которые под
аккомпанемент музыкальных инструментов будут пророчествовать. Люди, видя это,
говорили: «Неужели и Саул во пророках». Саул рассказал о происходящем с ним
только дяде.
Через некоторое время Самуил в г. Массиоре созвал
народ, здесь по жребию Саул был избран царем. Самуил записал права и обязанности
царя и народа, зачитал их и отдал Саулу. Таким образом, Саул стал первым царем
у евреев (он пахал землю, административного аппарата у него не было).
В это время над евреями господствовали филистимляне.
Моавитский царь Нааз осадил еврейский город Иавис. Жители города хотели
заключить мир с Наазом. Тот поставил условие – выколоть правый глаз у каждого
жителя. Последней надеждой для горожан был Саул. Они попросили у Нааза
перемирия на 7 дней. Тот согласился. К Саулу были направлены послы Иависа. Когда
эти послы пришли в Гиву и сообщили о своем бедствии и об условии Нааза, жители
Гивы пришли в негодование. Саул в гневе зарубил несколько волов, разделил их на
12 частей и отправил в каждое колено с напутствием, что так будет сделано с
волами тех, кто не выступит на борьбу с общим врагом. Собралось около 300 тысяч
человек. Ночью, накануне того дня, когда истекал срок перемирия, эта армия
незаметно подошла к лагерю противника и разгромила его. После этой победы Саул
снова был провозглашен царем. Филистимляне продолжали стремиться завоевать
Израиль. Отношения обострились после того, как старший сын Саула Ионафан разбил
филистимский отряд в ущелье. Громадная филистимская армия двинулась на Израиль.
Самуил благословил Саула на сражение, но сказал – подожди 7 дней, я приду и
принесу жертву. Однако Саул, не дождавшись Самуила, сам принес жертву. Когда
пришел Самуил и узнал об этом, он сказал: «За это отнимет Господь у тебя
царство».
Первый бой был успешным для войск Саула: его сын
Ионафан разгромил филистимский отряд, имея всего лишь 20 человек воинов.
Другим врагом евреев были амаликитяне. Они стали
нападать на Израиль. Самуил – Саулу: «Господь повелел уничтожить амаликитян,
ничего из их имущества не бери, так как все заклято». Саул разгромил
амаликитян, однако их скот и царя не уничтожил. Самуил стал упрекать за это
Саула. Тот оправдывался: «Скот войско оставило для жертв». Самуил: «Ты снова
нарушил, послушание выше жертв. Господь отнимет у тебя царство». Саул ухватил
Самуила за одежду и оторвал часть ее. Самуил: «Так и Господь отберет у тебя
царство». Самуил разрубил амаликитянского царя и ушел в г. Раму.
Однажды в г. Вифлееме он посетил дом Иесея.
Познакомился здесь с семью его детьми. «Все ли дети, где восьмой?» - спросил
Самуил. А восьмой – Давыд в это время был в поле. Его привели в дом. Самуилу он
понравился. Господь внушил Самуилу помазать Давыда на царство. С этого времени
Дух Божий отступил от Саула и почил на Давыде. В душе Саула царило скорбное
уныние. Приближенные посоветовали ему для успокоения души пригласить музыканта.
Саул согласился и, узнав про Давыда, пригласил его к себе. Когда Давыд играл на
музыкальных инструментах, душа Саула успокаивалась.
Саул пошел на войну с филистимлянами, а Давыд пошел
к отцу пасти овец. Евреи и филистимляне расположились на горах друг против
друга. Между ними было поле. Никто не решался начать бой первым. Каждый день из
стана филистимлян выходил богатырь-великан Голиаф (рост 6 м) с копьем и щитом,
и вызывал на поединок, близко подходя к лагерю евреев, и смеясь над ними. Так
продолжалось в течение 40 дней. Саул обещал отдать старшую дочь замуж за того,
кто победит Голиафа, а также освободить его от налогов. В это время пришел
Давыд, чтобы узнать о своих братьях. Когда он увидел Голиафа, то загорелся
духом и заявил о своей готовности сразиться с ним. Братья же посмеялись над ним
и сказали, чтобы он уходил. Когда Саул узнал о желании Давыда сразиться с
Голиафом, он призвал его к себе: «Тебе ли …» Давыд: «Господь накажет его за
поругание». Саул дал ему свое оружие, однако оно оказалось неудобным для
Давыда. Давыд: «Я пойду с сумкой и пращом». Саул согласился. Переходя через
ручей, Давыд положил в сумку 5 камней. Голиаф посреди поля отдыхал с
оруженосцем. Увидев Давыда, взревел: «Как на собаку идешь на меня с палкой».
Давыд: «Ты хуже». Голиаф: «Убью тебя копьем, и отдам птицам на съедение».
Давыд: «Тебя Господь поразит». В лагерях противников с напряженным вниманием
следили за этой сценой. Давыд запустил камень и поразил Голиафа в лоб. Тот упал
замертво. Давыд отрубил у него мечом голову. Это явилось как бы сигналом для
атаки евреев. Они преследовали противника до Гефа.
Давыд передал голову и меч Голиафа Саулу, а затем их
поместили в Скинии. Победа над Голиафом принесла Давыду славу. Когда Давыд
возвращался домой, его приветствовали девушки. Саул слышал такие слова: «Саул
победил тысячи, а Давыд десятки тысяч». Это вызывало зависть у Саула. «Ему не
хватает только престола» - говорил он.
Саул продолжал испытывать душевное томление. Снова
Давыд играл на музыкальных инструментах, однако музыка не успокаивала Саула.
Однажды он бросил копье в Давыда, но тот увильнулся. Саул назначает Давыда
тысяченачальником и посылает его в опасные места (надеясь на скорую гибель
его). Давыд успешно сражается, слава его растет и зависть Саула тоже.
Саул обещал Давыду выдать за него старшую дочь. «Я
бедный, какой выкуп я дам за царскую дочь?» - говорил Давыд. «Принеси только
100 обрезаний». Давыд принес 200. Саул, однако, выдал за него не старшую, а
младшую дочь – Мелхоллу. Когда случай с копьем повторился, Давыд убежал из
дворца и скрылся у Мелхоллы. Саул послал за Давыдом стражу. Мелхолла спустила
Давыда в окно и нарядила в одежду Давыда идола, которого стража принесла к
Саулу. Мелхолла оправдывалась тем, что Давыд угрожал ей смертью.
Давыд находился в Раме. Трижды воины приходили за
ним, причем в третий раз во главе с Саулом. Дух Божий, однако, препятствовал им
схватить Давыда: Он сходил на них и они валялись, пророчествовали, и ничего,
таким образом, не могли сделать.
Давыд ушел в Гиву. Здесь он встретился с Ионафаном.
Наступил праздник новомесячия. Давыд: «Ты наблюдай за своим отцом, если он
простит, я вернусь». Саул спрашивал Ионафана: «Где Давыд? Доколе он жив, мое
царство не устоит». Ионафан: «Что он тебе сделал?» Саул бросил в него копье, но
промахнулся. Ионафан ушел из дома и пошел на охоту. Встретился с Давыдом и
предупредил его об опасности. Между друзьями произошло слезное прощание.
Ионафан: «Знаю, что ты станешь царем, не уничтожай тогда мой род». Давыд с
клятвой обещал (все-таки род Ионафана был истреблен, хотя и не по вине Давыда).
Давыд пришел в г. Номву, где находилась Скиния.
Попросил есть у первосвященника Акимилеха. Тот сказал, что кроме хлебов
предложения, которые могли есть священники, ничего нет: «Но если вы чисты от
женщин, тогда ешьте (Христос приводил этот пример в ответ на обвинения фарисеев
о нарушении субботы)». Давыд взял меч Голиафа и пошел в Иудею, а затем в
филистимлянскую землю. Здесь он притворился сумасшедшим и снова ушел в Иудею.
Около 600 человек, недовольных Саулом, пришли к нему. Саул послал за Давыдом
трехтысячный отборный отряд. В Номве доносчик сообщил Саулу о поступке
первосвященника. Саул приказал убить первосвященника и священников, а Скинию
сжечь. Сын убитого первосвященника – Иофор ушел к Давыду и впоследствии стал
первосвященником. Саул продолжал гоняться за Давыдом. Однажды он по нужде зашел
в пещеру, где находился Давыд со своими людьми. Давыд незаметно отрезал часть
плаща Саула, а потом вышел из пещеры на возвышенность. Обращаясь к Саулу, он
сказал: «Зачем ты гоняешься за мной». Показал ему кусок материи. Саул понял,
что он был не прав. Называл Давыда сыном, однако он не подошел к нему. Снова
Саул стал гоняться за Давыдом. Однажды Давыд зашел в шатер Саула во время
стоянки в пустыне, взял его копье и сосуд, и показал их Саулу. Тот снова
умилился.
Филистимляне стали готовиться к войне, поэтому Саул
ушел к своим войскам. Давыд пошел к гефскому царю Анхусу и попросился к нему на
службу. Тот с радостью принял его и повелел ему нападать на иудеев. Однако
Давыд нападал не на иудеев, а на амаликитян, трофеи показывал Анхусу.
Смерть Самуила. Саул повелел уничтожить пророков –
сторонников Самуила. Филистимляне нападают на Израиль. Давыд был сначала с
ними, но так как они стали роптать, ему пришлось уйти. Когда Саул увидел
огромную, как саранча, армию филистимлян, его сердце дрогнуло. Он стал
вопрошать Господа, однако ответа не было. Пророка тоже не нашли. Сообщили, что
есть старуха-волшебница. Саул, переодевшись, пошел к ней, и упросил ее гадать.
Когда она стала гадать, дух вышел из земли. Голос: «Ты Саул. Зачем ты
беспокоишь меня?» Саул: «Господь отступил от меня». Самуил: «Войско твое будет
разбито». Саул упал без сознания. Произошла битва. Израильтяне были разбиты и
обратились в бегство. Израненного Саула преследовала погоня. В этой битве
погибли сыновья Саула, в том числе Ионафан. Когда Саул понял, что положение
безвыходно, он попросил своего оруженосца убить его. Тот не соглашался и тогда
Саул сам бросился на меч. Погибли и сыновья Саула, в т.ч. Ионафан.Так погибло
Первое царство.
Силом был
сожжен. Самуил – ушел в Раму. Он не сразу стал судьей. Вместо использования
меча он молился. Он был как первосвященник и пророк. Убеждал народ возвратиться
к вере отцов. Он – одна из великих личностей еврейского народа. У него было
много учеников.
Он объединил еврейский народ и помазал первого царя, хотя и нехотя. Он –
переходная личность от судей к царям.
Народ ему: «Ты состарился, а сыновья твои берут взятки. Избери нам царя».
Больно Самуилу стало, стал он укорять народ. Бог - Царь, но они его отвергли и
хотят, как язычники земного царя. Господь: «не тебя, а Меня отвергли.
Удовлетвори их желание, но скажи об обязанностях».
Самуил – нехорошо, что вы желаете земного царя, а не Небесного. Земной царь
возьмет себе самые лучшие земли и лучших детей ваших он возьмет прислуживать
себе. И дань – его. Народ все равно требовал царя. «Хорошо, я изберу».
Первым царем
стал Саул – младший сын Киса из города Гива – жребий пал на него.
Самуил записал права и обязанности царя и народа. Саул пахал землю, специального
аппарата не было – царство было в зачаточном состоянии. Саул создал большую
армию, разгромил филистимлян. Амаликитяне и другие народы стали нападать.
Самуил: Господь повелел убивать амаликитян, ничего не берите, все заклято. Саул
разгромил амаликитян. Лишь скот и царя не убил. Самуил упрекал его за это. Самуил
– ты снова нарушил. Послушание выше жертв. Господь отнимет царство. Саул
ухватил за одежду Самуила и оторвал часть его одежды - так и Господь отберет у
тебя царство. Самуил познакомился с детьми Иессея, особенно ему понравился
Давыд. Господь повелел помазать его. Дух Божий отступил от Саула и почил на
Давыде. Скорбный Саул впал в уныние. Бес беспокоил его. Он пригласил Давыда
играть на музыкальных инструментах. Когда он это делал – его душа успокаивалась.
Давыд
Саул – пошел на войну с филистимлянами, а Давыд – к отцу пасти овец. Голиаф (его
рост достигал 6 метров), с копьем и щитом каждый день выходил и призывал на
поединок. Так было в течение 40 дней, близко подходил и смеялся. Пришел Давыд с
подарками, чтобы узнать о братьях. Давыд увидел Голиафа и загорелся духом: «Я
готов». Братья посмеялись над ним и сказали, чтобы он уходил. Саул: «отдам
старшую дочь замуж и освобожу от налогов за Голиафа». Призвал Давыда: «Тебе ли».
Давыд: «Бог накажет его за поругание». Голиаф посреди поля отдыхал с
оруженосцем. Увидел Давыда, взревел: «как на собаку с палкой идешь на меня».
Давыд: «Ты – хуже». Напряжение в обоих лагерях.
Давыд запустил камень в лоб Голиафу и тот замертво упал и его мечом он отрубил
ему голову.
Евреи перешли в атаку и преследовали филистимлян до Гефа. Давыд передал Саулу голову
Голиафа и его меч, который затем положил в Скинию. Слава Давыда. Дружба с
Ионафаном, который подарил ему лук и меч. Возвращение домой. Приветствие
девушек. Саул услышал: «Саул победил тысячи, а Давыд – десятки тысяч» -
зависть: «Ему не хватает только престола».
Мужество духа. Снова Давыд играл, но музыка не успокаивала Саула. Метнул копьем
в Давыда, но тот увильнулся. Назначил его тысяченачальником и направил в
опасные места. Давыд успешно сражался. Слава его росла и зависть к нему тоже. Еще
раз Саул метнул копье в Давыда - тот убежал из дворца к Мелхолле – жене,
младшей дочери Саула. Саул послал стражу за ним. Мелхолла спустила его через
окно. Вместо него приготовила идола в его одежде. Его принесли к Саулу. Два
раза воины приходили в Раму за Давыдом, а в третий раз с Саулом. Но Дух Божий
сходил на них и они валялись, пророчествовали, но ничего не могли. Давыд ушел в
Гиву, где встретился с Иоанафаном. Наступил праздник новомесячия.
Гнев Саула на Ионафана: «Доколе Давыд жив, мое царство не устоит».
Ионафан: «что он тебе сделал?» Саул метнул копье в Ионафана, но промахнулся.
Ионафан ушел и пошел на охоту. Встретился с Давыдом и предупредил его.
Слезное прощание. Ионафан – знаю, что ты станешь царем – тогда не уничтожай мой
род. Клятва. Но все таки дом Ионафана был уничтожен, хотя и не по воле Давыда.
Давыд пробирался в Иудею. В городе Номве находилась Скиния. Попросил поесть
первосвященника Ахимелеха. Ничего нет, кроме хлебов предложения – только для
священников. Если вы чисты от жен, то съешьте. Саул с 3 тысячами отборных
воинов погнался за Давыдом в Иудею. Доносчик сообщил Саулу о поступке первосвященника.
Саул приказал убить первосвященника, священников, Скинию сжечь. Это сделал
главный пастух.
Гонялся за Давыдом. Однажды по нужде Саул зашел в пещеру, а там был Давыд с
отрядом в 600 человек. Давыд отрезал часть его плаща.
Выйдя из пещеры на возвышенность, Давыд спросил Саула: «Зачем ты гоняешься?» и
показал кусок материи. Саул понял, что не прав. Называл Давыда сыном. Снова
гонялся. В пустыне Давыд зашел в шатер Саула и взял его копье и сосуд, которые
потом показал Саулу.
Саул снова умилился.
Смерть Самуила. Траур.
Месть сторонникам Самуила, Саул повелел уничтожить пророков. Террор.
Нападение на
Израиль филистимлян.
Восстание воинов на Давыда, т.к. враги сожгли город, где были их жены. Но Давыд
догнал их и все вернул.
Саул один, а филистимлян, как саранча. Дрогнуло его сердце. Просил Господа – но
нет ответа. Пророка хотел найти, но никого нет.
Есть волшебница старуха - Саул переоделся и упросил ее погадать.
Дух вышел из земли: «ты Саул?» Это был дух Самуила.
«Зачем ты беспокоишь меня? Господь от меня отступил».
«Войско твое будет разбито». Саул упал без сознания.
Евреи бежали, Саул был изранен. За ним гнались.
Он попросил оруженосца, чтобы он его убил, но тот отказался. Тогда Саул
бросился на меч. Погибли и сыновья Саула – в том числе и Ионафан.
Так погибло Первое царство.
Первая книга подробно излагает жизнь пророка Самуила,
повествует о царе Сауле до и после отвержения его Богом, об отношениях Давыда с
Самуилом до его смерти. Благодарная за рождение сына мать Самуила посвятила
сына на служение Богу при Скинии в Силоаме, при этом она воспела пророческую
благодарственную песнь, в которой будущий Спаситель впервые был назван Мессией.
Самуил воспитывался при Скинии между нечестивыми сыновьями первосвященника
Илия, но преуспевал в благочестии. Господь в ночном видении призвал его к
пророческому служению и предвозвестил гибель дома Илия. Произошла война с
филистимлянами и совершился Суд Божий: сыновья Илия погибли от рук врагов, а
сам он, пораженный вестью о пленении Ковчега, скончался. Филистимляне,
пораженные казнями, которые были от Ковчега в плену, с честью возвратили Ковчег
израильтянам. Израиль обратился к Господу, и Он дал им победу над
филистимлянами. Самуил стал судьей народа, но народ захотел царя, то есть
отверг боговодительство, за что Господь прогневался.
Важным в Первой Книге Царств является Песнь пророчицы Анны и
ее предсказание о Мессии (начало 2-й главы) «Господь будет судить концы земли,
и даст крепость Царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего». Анна
прославляет Господа, как Защитника благочестивых, Который то унижает высоких и
гордых, то возвышает смиренных и убогих. В конце песни выражается уверенность,
что Господь сохранит благочестивых, а беззаконных рассеет. Знакомая
обетованиями Авраама, Анна пророческим взором проникает в отдаленное будущее и
узнает Мессию, Который прославит свой народ. По святоотеческому толкованию
пророческая песнь Анны относится и к Церкви Христовой, которая некогда, будучи
гонима и презираема языческим миром и, казалось, что она погибла, но потом
возвеселилась о множестве своих чад, и через апостольскую проповедь
распространилась по всей земли.
Еще раз остановимся на посещении Саулом аэндорской
волшебницы. Согласно закону Моисея всех волшебников надлежит предавать смертной
казни через побиение камнями. Саул, готовясь к сражению, взошел на гору и
осмотрел стан филистимлян. Сердце его дрогнуло, и он пришел в ужас. Обратился к
Богу, но ответа не было. Через ефод откровения тоже не было. Тогда ему
посоветовали обратиться к волшебнице. Переодетый он идет к ней, и просит
вызвать дух Самуила – он с грозным видом предсказал гибель Саула и его сыновей.
Говорил и прорицал через волшебницу не Самуил, а дух тьмы, который может
преобразовываться в ангела света. Своим ответом дух злобы привел Саула в
крайнее уныние, и он покончил жизнь самоубийством.
Вернемся к Самуилу. Он был для народа
первосвященником и пророком. Убеждал народ возвратиться к вере отцов. Когда он
состарился, народ просил его избрать для него царя. Самуил стал укорять народ,
что они отвергли Небесного Царя – Бога, и как язычники хотят земного царя.
Господь – Самуилу: «Не тебя они отвергли, а Меня. Удовлетвори их желание».
Самуил – народу: «Нехорошо, что вы желаете земного царя, а не Небесного. Земные
цари заберут себе самые лучшие земли и лучших детей возьмут прислуживать себе».
Народ: «Все равно».
II книга ЦАРСТВ
Во этой Книге описывается цветущее время правления Давыда и
тут же повествуется о его падении и раскаянии.
Один амаликитянин снял корону с трупа Саула и пошел
к Давыду с вестью о его гибели. Говорил, что будто то бы он убил Саула. Давыд:
«Как ты смел поднять руку на помазанника Божия». Слуга Давыда сзади убил этого
амаликитянина.
Давыд в знак скорби посыпал пеплом голову и воспел
печальную песнь об Израиле, о погибшем Ионафане. Господь повелел Давыду идти в
Хеврон. Здесь старейшины помазали его на царство. Давыд царствовал над
Израильским коленом (Иудеей) 7 лет и 6 месяцев, и над всем царством (Иудея и
Израиль) 33 года.
Около 7 лет продолжалась междоусобица между иудеями.
Во главе оппозиции стоял Иевосфей, а фактически начальник войска – Авенир.
Авенир пришел к Давыду заключить союз. Военачальник
Давыда – Иоав предательски убил Авенира (это была кровная месть за брата).
Иевосфею отрубили голову. После этого Давыд разгромил филистимлян.
Столицей своего царства он избрал Иеросалим. Здесь
жили иесеи. Они смеялись над армией Давыда. Город находился на вершине холма и
был опоясан мощной крепостью. Иоав обнаружил тайный вход в крепость – это был
канал, ведущий к источнику. Воины Давыда проникли по этому каналу в город, был
предпринят общий штурм и город был взят. Давыд заключил союз с финикийским
царем Хирамом. Этот царь поставлял в Иеросалим лес (кедры могучие) с
Ливанских гор. Был построен дворец. Давыд имел гарем, в котором было 10 жен и
наложниц.
Давыд покорил филистимлян, амаликитян, моавитян,
аммонитян и другие народы. Его правление было периодом наивысшего могущества
Израильского царства.
Давыд построил деревянную Скинию. В ней был помещен
Ковчег Завета. Ковчег
торжественно поставили на новую телегу и направили в Иеросалим. Множество
народа и армия сопровождали Ковчег. Эта процессия сопровождалась игрой на
музыкальных инструментах. Давыд скакал перед Ковчегом и пел. На ухабе Ковчег,
который везли на телеге, наклонился, левит, стоявший рядом, хотел подхватить
его и был поражен Господом замертво. Давыд усмотрел в этом знак неблаговоления
Божия и повелел поместить временно Ковчег у человека, жившего неподалеку.
Господь благословлял дом этого человека и он имел исключительные успехи. Через
некоторое время перенесение Ковчега продолжилось. Священники несли ковчег на
шестах. Давыд в белой одежде с короной на голове шел за Ковчегом. Через каждые
6 шагов приносились жертвы. Процессия вошла в Иеросалим. Когда она проходила
мимо дворца Мелхоллы, она увидела Давыда плящущим и возмутилась его поведением.
Ковчег внесли в новую Скинию. Было принесено множество жертв, мясо которых
раздавалось народу. Мелхолла упрекала Давыда за плясание. Давыд во гневе: «Я
плясал и буду плясать пред Господом, не так как твой отец!» (Давыд не любил
Мелхоллу; сына от нее у него не было).
Давыд ввел при богослужениях в Скинии музыку и
пение. Он составил 80 псалмов (остальные принадлежат Соломону и др.). 24 тысячи
священников обслуживали Скинию. Они были разделены на 24 чреды, по 7 дней в
каждой. Каждая чреда возглавлялась первосвященниками Садоком и Иаффом –
сыновьями Ахимилека.
Давыд управлял царством с помощью 70 старейшин.
Финансами заведовали два казначея, которым подчинялись сборщики податей. Было
также и множество других чиновников.
Давыд победил аммонитян. Поводом к войне с ними было
оскорбление послов Давыда: их приняли за шпионов и отрезали половину бороды.
Однажды Давыд гулял на крыше дворца, увидел
прекрасную купающуюся женщину. Это была Вирсавия – жена Урии. Прельстившись
красотой Вирсавии, жены Урии, Давыд впал с ней в грех прелюбодеяния
и она забеременела от него. Для того, чтобы скрыть свое
преступление, он послал Урию в самое опасное место во время военных действий и
тот был убит, а Вирсавию Давыд взял в свой гарем. За этот
грех Давыда обличал пророк Нафан, который предсказал ему, что за это двойное
преступление в своем семействе он увидит те же преступления. Давыд высказал
пророку Нафану свое желание построить храм для Господа в
Иеросалиме. Нафан одобряет это желание, однако, в ту же ночь ему
явился Господь и возвестил, что храм будет построен одним из потомков Давыда. Пророк
Нафан сказал ему: «Господь не благословляет тебе построить храм, так как ты
пролил много крови». Храм построил Соломон. Храм был высотой 15
метров. Господь дал обетование о том, что даст ему «престол Давыда, отца его, и
воцарится в доме Иакова во веки, и царству его не будет конца». Апостол Павел в
послании к Евреям указывал, что это обетование Божие относится к Сыну Божию. Как
Соломон создал великолепный храм Богу в Иеросалиме, так и Христос создал
духовный храм – славную Церковь Свою.
Однажды к Давыду без приглашения пришел его духовный
наставник – пророк Нафан. Он рассказал Давыду притчу: жили два человека –
бедный и богатый. Богатый отобрал единственную овцу у бедного и приготовил из
ее мяса угощение своему гостю. Давыд воскликнул: «Он достоин смерти». Нафан:
«Это ты. За твое преступление умрет твой сын». Плодом покаяния Давыда был 50
псалом. Царство Давыда было неустойчивым. У его сына Авессалома была сестра по
имени Фамарь. Ее очень полюбил сын Давыда от другой женщины – Амнон. Ему
посоветовали притвориться больным и попросить Фамарь прислуживать себе. Амнон
обесчестил Фамарь, а затем выгнал ее. Фамарь, разодрав на себе одежду, плакала.
Авессалом решил отомстить за нее. Когда через два года у Авессалома была
стрижка овец, он попросил Давыда отпустить своих сыновей (70 человек) к нему в
гости. Среди них был и Амнон, которого, когда он вместе с другими сыновьями
Давыда пришел в гости к Авессалому, поразили насмерть слуги Авессалома. После
убийства Амнона Авессалом бежал заграницу. Через три года он, по разрешению
Давыда, вернулся и поселился под Иеросалимом. Авессалом захотел стать царем.
Чтобы расположить к себе сердца израильтян, он становился у ворот Иеросалима и
приветствовал путников, которые шли к Давыду. Авессалом отпросился сходить в г.
Хеврон для принесения жертвы по обету. Отсюда он разослал гонцов во все колена
еврейского народа с призывом выступить против Давыда. Собрав войско, он
отправился в поход на Иеросалим. Давыд поздно узнал об этом. Он взял Ковчег и с
600 воинами вышел из Иеросалима. Когда Авессалом вошел в Иеросалим, один из его
приближенных – Ахитофел советовал ему отправиться в погоню за Давыдом. Другие же
приближенные, напротив, советовали выждать, собрать войско. Авессалом избрал
второе. Ахитофел видя, что его совету не последовали, повесился. Противники
собрали большие армии и выступили в сражение в лесу за рекой Иордан. Войска
Авессалома дрогнули и побежали. Погибло 20 тысяч сторонников Авессалома. Сам он
спасался от погони на осле. Когда он проезжал мимо дуба, волосы его запутались
в ветвях дуба и он повис на них. Военачальник Давыда – Иоав пустил три стрелы в
сердце Авессалома (евреи до сих пор плюют на это место и бросают камни). Через
некоторое время против Давыда было снова восстание, которое также было
подавлено.
Давыд решил исчислить народ. Против этого был Иоав.
Господь: «За то, что ты больше полагался на себя, чем на Господа, выбирай одно
из трех наказаний: 3 года голода, 3 месяца войны или 3 дня язвы». Давыд выбрал
последнее наказание. От язвы погибло 70 тысяч человек.
Что касается храма. Он разделялся на 3 части:
1.
Святая святых
Здесь находился Ковчег, скрижали Завета, два больших
херувима, крылья которых размером по 2,5 метра осеняли Ковчег.
2.
Святилище
Оно отделялось от «святая святых» деревянной стеной
художественной работы, покрытой золотом. Вход в «святая святых» был закрыт завесой
и золотой цепочкой. Перед ним стоял жертвенник курения. У правой и левой
стороны святилища стояло по 5 столов предложения, перед каждым из которых был
светильник.
3.
Притвор – здесь облачались священники.
По бокам храма были пристройки, где хранились книги
и жили священники. При входе в храм, с правой и с левой стороны были ступеньки,
на которых располагались хоры. В малом дворе храма находились: жертвенник
всесожжения, медное море на 12 быках, 10 умывальниц, места для царя и
первосвященника. Малый двор отделялся от большого каменой стеной. Здесь, в
большом дворе, во время богослужений находился народ. Позднее появился еще один
двор – для язычников – прозелитов. Именно отсюда Христос изгнал торговцев.
Когда храм был построен, совершилось его освящение.
В жертву были принесены тысячи животных. Под звуки труб Ковчег был торжественно
внесен в храм. Певцы пели: «Возьмитеся врата вечная …». Соломон во время
освящения храма возседал на троне во дворе. Здесь же стояли ряды священников во
главе с первосвященниками и народ.
Когда происходило освящение храма, облако осенило
«святая святых». Соломон совершил благодарственную молитву Богу. Он молился,
чтобы Господь услышал всех. Глас Господа: «Если не будете служить Мне, то Я
разрушу храм, а народ рассеется».
В первые годы своего правления, Соломон ревностно
исполнял закон Божий, но затем, под влиянием своих жен-язычниц (у него их было
700 плюс 300 наложниц – это было показателем величия и могущества царской
власти) он стал строить для них капища и даже жертвенник Ваалу во дворе
Иеросалимского храма и множество вокруг него. Господь возвестил через пророка:
«За это отниму у тебя царство до твоей смерти, а при твоем преемнике оно
разделится на две части». По Преданию Соломон покаялся.
В 930 году Соломон умер, Израильское царство
разделилось на Израильское и Иудейское.
После смерти Соломона царем должен был стать Ровоам.
Народ: «Будешь царем, если убавишь налоги». Три дня Ровоам совещался. Старые
советники советовали пойти навстречу требованиям народа, хотя бы вначале, а
молодые были против. Ровоам: «Не только не уменьшу налогов, а еще больше
увеличу». Тогда 10 северных колен избрали царем Иеровоама. Он строил
жертвенники, якобы Иегове, а на самом деле – идолам. Пророк Ахаия, обличая его,
предсказал: «На этих жертвенниках будут сожжены кости жрецов, сами жертвенники
будут разрушены, а царский род погибнет».
Иеровам хотел ударить пророка, но его рука
одеревенела. Он стал молить пророка об исцелении и тот исцелил его. Все 9
израильских царей, живших после Иеровоама, и особенно Ахав – гонитель пророка
Илии, были нечестивыми. Пророк Амос предсказывал: «Несмотря на внешнюю славу,
скоро настанет страшное бедствие». Израиль он называл блудницей, которая с
любовником ушла от мужа. Израильское царство просуществовало 208 лет; в 722 году
оно было покорено ассирийским царем Салманасаром. Часть евреев была увезена в
Ассирию, а часть смешалась с завоевателями. Так появились самаряне, у которых
почитание Пятикнижия сочеталось с остатками язычества (в настоящее время у
самарян около 100 священников. Они хранят древний список Пятикнижия).
Иудейское царство просуществовало 344 года. Здесь
правили в основном благочестивые цари – Ровоам в первые годы правления, Аса,
Иосафат. Они разрушали капища, хотя и не до конца, вели успешные войны. Но были
и нечестивые цари – Ахаз, Езекия.
Асирийское царство пало под ударами царства
Вавилонского. Вавилонский царь Навуходоносор вел борьбу с Египтом. Евреи
оказались между двумя жерновами. У них были две партии: провавилонская и
проегипетская. Сторонником Египта был иудейский царь Иоаким. Во время его
правления, в 605 году, Навуходоносор завоевал Иудею. Много евреев было
захвачено в плен. Это было началом вавилонского плена. Новым царем в Иеросалиме
Навуходоносор поставил Иехонию, однако он тоже вступил в союз с Египтом.
Навуходоносор подошел к Иеросалиму. Царь и вельможи вышли к нему с подарками.
Навуходоносор взял в плен царя и множество знатных заложников, в том числе
Даниила и трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила. Последним иудейским царем
был Седекия. Однажды его чиновник, осматривая храм, обнаружил свиток. Это была
книга «Второзаконие». Сетуя о забвении закона, царь разорвал свои одежды. Снова
стали праздновать Пасху, приносить жертвы, уничтожать идолов. Однако было
поздно: прощения Божия не было.
В третий раз Навуходоносор подступил к Иеросалиму. В
это время здесь жил пророк Иеремия. Он советовал не дразнить врагов, а
поступать с ними осторожно. Его не слушали. Посадили в темницу, а затем
выпустили. Он ходил по городу босым с железным ярмом на шее и предсказывал
плен. Разбил горшок – так будет и с Иеросалимом. Войско египетского фараона,
шедшее на помощь евреям, было разбито Навуходоносором. Год продолжалась осада
Иеросалима. Начался голод. Были случаи людоедства. Город был взят штурмом и
сожжен. Это произошло в 586 году. Оставшихся в живых евреев Навуходоносор
собрал в Раме и связанных через пустыню, где их много погибло, отправил в
вавилонскую землю.
Иеремии Навуходоносор сказал: «Живи, где хочешь». Он
жил на развалинах Иеросалима, оплакивая его («Плач Иеремии»).
Вавилонский плен продолжался около 70 лет. Вернулись
евреи обратно при персидском царе Кире.
Очевидно, что писатель Первой и Второй Книг Царств имел цель
изобразить личность Давыда, как первого угодного Богу царя, и как
родоначальника Мессии из колена Иудова.
Третья
Книга Царств
Здесь описывается царствование Соломона, богатство его
двора, и славу его мудрости, устройство храма и повествуется о его освящении.
Когда Давыд
был глубоким старцем, умирая, он поклялся, что после него
будет царствовать его сын Соломон. Соломона поддерживали пророк Нафан и другой
первосвященник Садок.
На
престол царский, однако, претендовал и другой сын Давыда – Адония. На стороне
Адонии был военачальник Иоав, первосвященник Иоафор и многие другие.
Адония на колеснице со свитой разъезжал по городу.
На окраине Иеросалима он устроил пир, где пытался провозгласить себя царем.
Когда об этом узнал пророк Нафан, то он посоветовал Вирсавии все рассказать
Давыду. Вирсавия так и сделала. Давыд повелел везти Соломона к Скинии и
помазать его там на царство. Когда слух об этом дошел до пирующих, то они
разбежались. Адония прибежал к Скинии и ухватился за жертвенник (по еврейскому
закону его, в таком случае, нельзя было убить). Соломон: «Если будешь честно
вести себя, ничего с тобой не будет». Адония потребовал, чтобы ему дали молодую
девушку-наложницу Давыда. Это было притязание на царство и поэтому Адонию
убили. Был также убит военачальник Иоав (причем, у жертвенника). Иоафор был
лишен первосвященства и отправлен на покой. Вместо него первосвященником стал Садок.
Соломон
царствовал около 20 лет. Господь наделил его мудростью. Однажды он производил
суд у городских ворот. Пришли к нему две женщины-блудницы, которые оспаривали
друг у друга ребенка. Соломон, выслушав женщин, говорит воину: «Заруби
ребенка». Одна из женщин бросается к Соломону и умоляет: «Отдайте ей ребенка,
пусть только он будет жив» - а другая – «Рубите ребенка, чтобы ни мне, ни ей
ребенок не достался». Соломон: «Отдайте матери» - то есть первой женщине.
Народ, видя мудрый поступок Соломона, прославил его.
Соломон в основном, вел мирную политику, занимался
торговлей. Женился на дочери египетского фараона, начал строить дворец, а затем
храм в Иеросалиме. Две группы рабочих, общей численностью более 100 тысяч
человек, занимались добычей и тесанием камня. Более 70 тысяч доставляли камень
в Иеросалим. Надзиратели были евреи, а работали, в основном, другие народы.
Строя свой дворец, Соломон общался с начальствующими среди
язычников, жены которых развратили его сердце. Сначала он разрешил построить
капище вне Иеросалима, а затем участвовал и в языческих церемониях. Ему было
предсказано, что «Господом за это царство будет изъято из его рук». Во время
освящения храма Ковчег Завета был принесен с горы Сион и поставлен во святая
святых храма под крылья херувимов. Облако славы Господней наполнило храм. В
праздник очищения заколали тельца и его кровью первосвященник кропил крышку
ковчега. Затем заколали козла за грехи народа и снова кропили его кровью
крышку. Воскуряли фимиам, отпускали козла отпущения, что означало удаление
беззаконий от среды народа. Нисхождение облака Господня на дом Господень являло
всем, что в храме Бог утверждает свой престол и избирает его в жилище себе.
Затем Соломон обращается к народу с краткой речью о высоком значении события, и
с молитвой к Богу, в которой просит Его милостивно воззреть на новоустроенный
храм, и умоляет, чтобы в случае раскаяния народа, Он умилосердился над ним.
Конечно, для Вездесущего Бога храм не может быть жилищем, он - место молитв к
Нему. Важными словами молитвы Соломона были о том, что Иегова есть Господин не
только избранного еврейского народа, но и Спаситель всех народов. После
окончания молитвы с неба сошел огонь и попалил жертвы – этим Господь показал
Соломону и народу, что его молитва была услышана. К сожалению, в дальнейшем
Соломон стал служить иным богам, что привело к тому, что великолепный храм был
разграблен и разрушен Навуходоносором, а народ израильский был уведен в
вавилонский плен.
Четвертая
Книга Царств
Книга повествует о постепенном нравственно-религиозном
разложении еврейского народа и политическом падении обоих царств – израильского
и иудейского. Угасавшее благочестие среди народа поддерживалось великими
чудесами пророка Елисея. Царство Израильское пало вследствие того, что
израильтяне нарушили Завет Божий и уклонились в развращающее идолопоклонство.
Кроме того, израильтяне смешались с переселенцами из Сирии и Месопотамии,
которые имели свои верования. В результате этого смешения появились самаряне.
Иудейское царство после падения израильского просуществовало еще около 130 лет
благодаря благочестию некоторых своих царей, например, Езекии, который
уничтожил всех идолов, которых поставил его отец Ахаз. Но уже его сын Манасия
был жестоким идолопоклонником. Царь Иосия уничтожил всех идолов в Иеросалиме,
жертвенник золотого тельца в Вефиле и др. При нем особенно торжественно
праздновалась Пасха. Милость Божия к хромающему на оба колена народу
привлекалась благодаря молитвам пророка Илии, чудесно взятом на небо. Этим было
показано, какой славы достигает истинный раб Божий – верный исполнитель
заповедей Божиих. Илия своей милотию рассек воду Иордана и вместе с Елисеем перешел
на другую сторону. Елисей просит Илию, чтобы дух, который на нем, был вдвойне у
него – чтобы действовать в развращенном царстве, нужна была двойная благодать.
Огненная колесница и кони символизировали ревностный дух пророка Илии, который
жег (обличал) подобно огню. Колесница также символизировала триумф по подобию
триумфа императоров и полководцев после победы. Можно думать, что Илия был
восхищен туда же, куда и Енох – туда, где почивали все праведники до
Воскресения Христова. Елисей совершил в два раза больше чудес, чем Илия (16, а
тот 8). Царь Езекия, получив чудесное исцеление, впал в тщеславие, показывая
сокровища царского дома, храма и всей Иудеи. Пророк Исаия обличал его в этом
грехе, и сказал, что все сокровища будут отнесены в Вавилон. Царство Иудейское
все более и более отступало от Бога. При царе Иосии все языческие предметы были
вынесены из храма и сожжены за Иеросалимом. Однако, изменения при нем у народа
были лишь внешними и временными, поэтому и Иудейское царство не избежало
печальной участи – в 589 году пал Иеросалим.
Книги
Паралипоменон (восполняющие, дополняющие книги)
В них история излагается в форме летописи. Автором этих книг
является священник Ездра. Благодаря этим книгам, возвращающиеся из плена иудеи
могли разобраться со своими родословными таблицами и разрулить земельные тяжбы.
Во многом эти книги сходны с Книгами Царств, во многом их повторяют, причем, в
некоторых случаях, что-то раскрывается более полно. Священники и левиты
разделяются на чреды, устраиваются хоры певцов, в войсках вводится строгий
порядок. В книгах повествуется о преемниках Соломона. Заканчиваются книги
указом персидского царя Кира, по особому внушению от Бога, о возвращении иудеев
из плена и о разрешении им строить храм. Обращает на себя внимание молитва иудейского
царя Манасии. Этот царь раскаялся перед Богом во всех своих беззакониях. Эта
молитва, являющая собой образец покаяния и сердечного сокрушения, используется
в православном богослужении – читается на великой павечернице.
Первая
книга Ездры
Главная заслуга Ездры – в том, что он собрал все священные
книги в один состав, сделав необходимые исправления. Так появился канон
ветхозаветных книг. Этому же священнику иудейское предание приписывает
учреждение синагог, а также организацию великой синагоги, которая впоследствии
стала называться синедрионом.
Ездра также учредил особую брачную комиссию, которая в
продолжении трех месяцев произвела рассмотрение всех незаконных браков – более
100 из них было расторгнуто.
Книга
Неемии
В этой книге дополняется и продолжается история
церковно-гражданского устроения народа после вавилонского плена. Перед нами
наглядная картина того бедственного положения, в котором он находился. Неемия
говорит о жестоковыйности еврейских сердец. Под его руководством очень быстро
были восстановлены стены города. Этому пытались помешать самаряне, но
безуспешно. Неемия обучал народ Закону Божию. Торжественно был совершен
праздник Кущ. Были приняты также следующие решения: не вступать в браки с
иноплеменными народами, не торговать с ними в субботние и праздничные дни:
давать покой земле в субботний год, а также отпускать в этот год все долги и
тех, кто попал в зависимость, давать в пользу храма ежегодный взнос, а также
платить десятину священникам и левитам. Если в книге Ездры повествуется о
сугубо религиозном аспекте положения народа после вавилонского плена, то в
книге Неемии больше говорится о гражданском порядке.
Книга
Товита
В Книге описывается история бедствий благочестивого Товита –
ревностного исполнителя Закона Божия. Особой его добродетелью было погребение
убиенных. Его сын Товия совершает путешествие, во время которого ангел указал
ему средство исцеления от бельма на глазу. После вступления в брак Товия вместе
с ангелом возвратился к своему отцу. Старому Товиту было возвращено зрение. В
книге показано благочестивое семейство на фоне печального состояния израильтян
в ассирийском плену. Здесь показано, что Господь не оставляет добродетельных
людей, хотя очень часто подвергает нас испытаниям. Книга свидетельствует об
Ангелах-Хранителях, которые посылаются для помощи людям.
Когда преподаватель истории Ветхого Завета закончил свой
рассказ об этой книге, он привел два примера, которые говорили о помощи Ангелов
Хранителей благочестивым людям. Один человек поднялся на колокольню
недействующего монастыря. Наклонился вниз и старая решетка завалилась. Почувствовал
удар в грудь, который помог ему не свалиться вниз. Второй случай. Будучи
ректором Одесской семинарии, владыка Владимир (Сабодан) был вызван в Москву.
Билет был приобретен на более поздний рейс на не очень удобное время. Один
священник предложил ему взять свой билет, но владыка почувствовал внутри себя
голос, настоятельно говорящий: «Не бери билет». Он и не взял, а священник с
сыном, которые полетели тем рейсом, погибли.
Книга
Иудифь
Книга повествует о том, как сирийский царь послал своего
полководца Олоферна истребить непокорных. Войска Олоферна осадили город
Ветелую. Были перекрыты водные источники города. После 35-дневной осады народ
просил городских начальников сдаться на милость победителей – жажда заставила
просить мира. Однако, начальники убедили народ подождать еще пять дней. Господь
послал свою помощь в лице молодой женщины Иудифь, которая пользовалась большим
уважением в городе. Укрепив себя молитвой, Иудифь покинула город и была
доставлена в шатер Олоферна. В льстивой речи она объявила Олоферну, что иудеи
навели на себя грозный суд Божий своими грехами и беззакониями и поэтому
Господь предает их в руки Олоферна. Увлеченный этими обещаниями и прельщенный
красотой Иудифи, Олоферн обещал уверовать в Бога и даже обрезаться, если все
будет по словам Иудифи. Три дня она выходила из своего особого шатра за стан, а
на четвертый день Олоферн, желая соблазнить молодую женщину, устроил пир, на
который позвал Иудифь. В эту же ночь он был убит ею – его голову она принесла к
начальникам города. Утром евреи сделали внезапный набег на лагерь ассирийцев,
которые пришли в замешательство и вынуждены были спасаться бегством. Вместе с
хором женщин Иудифь воспела благодарственную песнь Богу. Умерла она, когда ей
исполнилось 105 лет.
Третья
книга Ездры
Третья книга, как и вторая, как Товит и Иудифь, и три книга
Маккавейские является неканонической, то есть, хотя и назидательной, но не
богодухновенной. В этой Книге содержится история о возвращении иудеев из плена
и восстановлении Иеросалимского храма при персидских царях Кире и Дарии, а
также о расторжении Ездрой незаконных браков.
Книга
Есфирь
«Есфирь» в переводе с персидского «звезда». В этой книге
повествуется о том, как персидский царь Ксерс решил показать своим знатнейшим
вельможам красоту царицы Астинь, но та отказалась прийти. Цель написания книги
(ее автором считают Мардохея – воспитателя Есфири) – увековечить память о
чудесном действии промысла Божия, спасшего народ иудейский от гибели. Астинь
была лишена достоинства царицы. Вместо нее царь избрал себе Есфирь. Мардохей
отказывался падать ниц перед знатным царедворцем Аманом, так как он поклонялся
только Единому Истинному Богу. Аман очень озлобился и решил погубить самого
Мардохея, а заодно и всех евреев. По просьбе Мардохея Есфирь просит царя, чтобы
он вместе с Аманом пришел к ней на пир. Во время пира Есфирь просит царя, чтобы
он помиловал народ. Царь повелевает казнить Амана – он был повешен на виселице,
которую он приготовил для Мардохея. От имени царя Мардохей разослал во все
области персидского царства указ, согласно которому евреям позволяется
уничтожить своих врагов (было уничтожено около 15 тысяч человек). В
воспоминание этого события был установлен праздник Пурим («жребий») – Аман
готовил печальный жребий евреям, но этот жребий выпал ему самому («не рой
другому могилу, а то сам попадешь в нее»). Книга заканчивается похвалой
Мардохею.