Игумен
Кирилл (Сахаров). У францисканцев в столице Третьего Рима
Для меня,
человека любознательного и дотошного, религиозная панорама столицы представляет
особый интерес. Не первый раз я описываю свои впечатления, посещая инославные
храмы. Несмотря на свой устойчивый имидж «консерватора-фундаменталиста», я
искренно и непредвзято, видит Бог, стараюсь описать всё увиденное. Конечно, у
меня есть своя чёткая, определённая позиция, что, впрочем, не мешает проявлять
благожелательность и объективность. У меня, например, осталось очень хорошее
впечатление от пребывания нашей паломнической группы в польском католическом
монастыре во время поездки в Рим и от общения с католическим священником из
Литвы, который присоединился к нашей группе. Мне претит, когда я слышу
очевидную тенденциозную позицию, на которую нанизывают тщательно подобранные
факты, априори отказывая оппоненту в малейшей искренности. По этой причине
неоднократно обвинялся в проявлениях симпатий в связи с неангажированным
видением предмета своих изысканий.
Добрался, наконец, и до католического монастыря –
единственного в Москве. Он мужской, посвящён католическому святому Франциску
Ассизскому. Не получилось побывать в день его памяти, посетил в обычный будний
день.
Францисканцы – один из самых влиятельных и
могущественных орденов Католической Церкви. Франциск, его основатель, жил на рубеже XII-XIII вв. У католиков он считается
покровителем Италии. При жизни Франциск помогал нищим и ухаживал за больными в
лепрозории. Поступавшие во францисканские монастыри были обязаны продать своё
имущество и раздать нищим. Францисканцы были активными в сфере образования. В
настоящее время они контролируют ряд университетов и имеют свои издательства.
Вместе с доминиканцами они осуществляли функции инквизиции. В настоящее время
францисканцев около 30 тысяч. В России имеется пять францисканских монастырей.
Разрешение на строительство францисканского монастыря в Москве было дано ещё
Петром I
в начале XVIII
века. Ныне действующий их монастырь был открыт в 1996 году.
Первая
неожиданность при подготовке моего посещения - это большие затруднения в плане
получения информации – телефоны и монастыря, и кафедрального собора либо не
отвечали, либо люди на другом конце провода не знали что ответить. А если и
отвечали, то давали неполную информацию. Так, сообщили, что на неделе мессы
будут в монастыре только в пятницу и субботу, а оказалось, что они проходят там
ежедневно (в воскресные дни братия обители приходит молиться в кафедральный
собор, либо едет в Калугу – в тамошний католический храм). Никаких внешних
оказательств наличия в Шмидтовском переулке католического монастыря обнаружить
не удалось. Управа Пресненского района, небольшой парк в честь «Героя России –
гордости Москвы» Проничева Е. В., жилые дома. Бросилось в глаза обилие
видеокамер, которые, конечно же, зафиксировали странного господина с длинными
волосами, снующего вокруг зданий в столь ранний час. Наконец, наткнулся на
здание, справа от дверей которого вывеска «Францисканский монастырь». Обошёл
вокруг, обнаружил ещё одну вывеску «Культурный центр францисканцев». В этом же
доме различные гражданские учреждения. Всматриваюсь в архитектуру дома,
помещения в котором арендуют францисканцы, и удивляюсь – всё-таки что-то,
напоминающее базилику, просматривается. Месса по расписанию начнётся в 8.30.
Жду, когда потянется народ с тем, чтобы и самому нырнуть вглубь здания. Увы,
никто не устремляется в заветную дверь. Наконец, решаюсь – нажимаю кнопку
домофона и робко озвучиваю своё желание: «Хотел бы побывать на мессе». Дверь
мгновенно открывается и колоритный францисканец в коричневом подряснике с
капюшоном, откинутым на спину, препоясанный толстой белой верёвкой,
спускающейся до пола, обутый в сандалии, молча показывает мне на открытую дверь
храма. Он с достаточно длинной бородой, на голове маленькая шапочка,
прикрывающая темя. Я пытаюсь завязать мини-разговор, увидев, что почти никого
нет, но тщетно – францисканец молча удаляется вглубь помещений. Вот она разница
в менталитетах Запада и Востока. Мы всё-таки более общительны и контактны, у
нас нет такой, характерной для Запада, заорганизованности. Помню, как несколько
лет назад во время «Славянского хода», проходившего под руководством О.А.
Платонова по странам Европы, мы, будучи в Германии, остановились в одном
поместье. Был концерт, а затем приём с угощениями. Наши только вошли во вкус,
широкая русская душа только начала раскрываться, а русская удаль
разворачиваться, как хозяева стали переглядываться и нервничать – у них ведь
всё по часам, им чужда жизнь по пословице: «Работа не волк, в лес не убежит».
Или вот сегодня за завтраком читали из «Троицких листков», как один русак,
будучи в немецкой колонии, поприветствовал тамошних рабочих-немцев. Они кратко отреагировали,
когда же он хотел ещё что-то спросить, то вежливо сказали: «Извините, нет
времени – у нас работа».
Храм (часовня?) оформлен со вкусом и, в тоже время,
аскетично. Здесь нет буйства красок, характерных для убранства наших храмов на
юге, и византийской монументальности, свойственных для нашего северо-востока. В
центре на стене большое и очень красивое Распятие с предстоящими (кстати, ноги
Спасителя пригвождены не одним гвоздём, как принято на Западе, а двумя – один
из россыпей штрихов миссионерского плана). Перед Распятием единственная
лампадка (она висела не строго по центру). Справа от Распятия образ
католического святого Антония, слева – Франциска (благословляющие персты у них
были сложены в двуперстии). Перед ними на подставках, по-видимому, реликварии с
частицами их мощей. Ещё один образ над входными дверями – все они в
византийском стиле. Скромный престол с двумя толстыми белыми свечами, ряды
удобных лавок, маленький орган, деревянный потолок, слева от дверей ящичек с
надписью «Просьбы св. Франциску».
Собравшиеся на молитву в храме – трое монахов, один
мирянин (долговязый в джинсах и в очках, в рубашке с короткими рукавами),
пожилая женщина в брюках с короткой стрижкой (в этот день у неё был день
Ангела) – всего пять человек, погружены в молчаливую молитву. Вспомнилось
указание в нашем молитвеннике о том, что перед молитвой свои чувства нужно
привести в тишину и т. п. Мы часто опаздываем или влетаем в храм в последнюю
минуту. Если же приходим раньше, то обычно заняты написанием записок и расставлением
свечей. У себя в храме я часто призываю, чтобы перед службой была полная
тишина, что очень важно для настроя на молитву; и после службы призываю к тому же - чтобы молитва не была расхищена,
и человек не пролил бы чашу своей души, наполненную благодатью после
внимательного и благоговейного пребывания на службе. Замечено, что враг нашего
спасения часто провоцирует искушения, чтобы взбудоражить человека и помешать
чистоте его молитвы. Так, недавно было у нас, когда перед службой, находясь в
алтаре, я услышал, что в храме какая-то сумятица. Оказалось, что ризничий,
подходя к уставщику, головщику и другим выяснял – будет ли сегодня лития с
хлебами или без них (по-старому чину хлеба на литии освящаются, если всенощная
под воскресный день совершается в канун памяти святого, которому по Уставу
полагается полиелос). Я опрометчиво подключился к разрешению этого вопроса, а
потом резонно заметил, что в пономарке ведь есть листок, на котором
зафиксировано, когда на всенощной лития будет с хлебами. К тому же оказалось,
что старший уставщик перед службой уже ответил ризничему о том, что хлеба
будут. Ризничий, однако, продолжал «кипятиться», добиваться самого точного
ответа, ссылаясь на то, что когда-то, несмотря на то, что хлеба были
зафиксированы, но перед службой это отменили. И вот так, слово за слово, и
произошло искушение, которое отразилось на ходе длительного богослужения.
Ровно в 8.30 раздался троекратный стук о деревянную
подставку лавки, предупреждающий о приближении службы. Старший уже меня
проинформировал, что сначала будет утреня (при этом он вручил мне небольшого
формата, но толстую книжицу – что-то типа часослова с минеей в нашем обиходе). Надо
сказать, что после реформ Второго Ватиканского Собора из всего суточного круга
в публичном употреблении у католиков осталась только месса, а остальные
чинопоследования предполагается, что будут прочитаны священником келейно при
приготовлении к мессе; ну и в монастырях получается, что они ещё практикуются.
Трижды ударили в колокол и из небольшого помещения
ризницы в белом облачении с красными, нашитыми на нём крестами, священник
прошёл к престолу. Служащий предупредил, что сегодня память Папы Иоанна Павла II (при упоминании его имени у меня в
голове пронеслось: «Вот я влип»), который «горячо желал побывать в России и
восстановил здесь структуры Католической Церкви». Об этом Папе, причисленном,
как и многие другие Папы, к лику святых, было ещё сказано в небольшой
проповеди; собственно каких-то особенных молитвенных призываний – то, что у нас
называется «молебен», не прозвучало (пореформенный католицизм в своём
богослужении стал более христоцентричным, и в тоже время, более приближённым к
протестантским образцам). Ничего похожего на нашу утреню в католическом
последовании я не обнаружил – разве что псалом 50 – молящиеся, вслед за
священником, читали его неспешно «латинской погласицей». В начале службы
прозвучало: «Поспеши, Боже, избавить меня. Слава и ныне. Аллилуия». Из 45 главы
книги пророка Исаии читали: «Не Я ли Господь? И нет иного Бога кроме Меня, Бога
Праведного и Спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь и будете спасены все
концы земли» и т. д. Из 100 псалма: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он
сотворил нас, и мы принадлежим Ему». Из Апостольского чтения запомнились слова:
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю». И: «Бедный
я человек – кто меня избавит от сего тела смерти?» После Евангелия к словам
молитвы пели припев: «Боже, научи меня уставам Твоим» (что-то типа наших
«непорочных»), и ещё похожее на припевы на наших антифонах: «Молитвами святых
Твоих спаси нас». Этим утреня закончилась, и священник приступил к
приготовлению к Литургии – влил вино и воду в чашу, омыл руки. Литургия
получилась в объёме того, что у нас называется «Евхаристический канон», то есть
её сердцевины. Прозвучали знакомые возгласы, сопровождаемые молитвами, которые
у нас читаются «втай». После «Отче наш» все трижды, слегка ударяя себя в грудь,
произнесли: «Агнец Божий, берущий на Себя грехи
мира, — помилуй нас. Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, — помилуй нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, — даруй нам мир».
Затем: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл под
кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя» (в воспроизведении мною
текстов, которые я привожу по памяти и по обрывкам своих записей, могут быть
неточности – заранее приношу извинения). Причастникам (причащались все)
священник освящённую облатку давал в руку (видимо в связи с пандемией). Ещё
подумал: «Неужели в связи с небольшим количеством причастников им нельзя было
дать испить из чаши по призыву Христа: «Пийте от нея вси…» После мгновенного
потребления и омытия чаши священник и все молящиеся на минуту присели и
погрузились в сосредоточенное молчание. Вообще, за время часовой службы не было
никаких хождений и посторонних разговоров. Затем прозвучала краткая молитва об
избавлении от эпидемии «по молитвам доктора Гааза». Заключительное
благословение священника, который затем, спустившись, лицом к престолу вместе со
всеми речитативом произнёс «Богородице Дево, радуйся» и самые последние слова:
«Святая Мария, молись о нас ныне и в час смертный. Аминь». Выйдя в холл, я стал
рассматривать в стеклянной витрине католическую литературу. Выходит
разоблачившийся после службы священник и кратко со мною говорит на хорошем
русском («наверное, поляк» - подумал я). Внимательный взгляд с намётанным
глазом дипломата. Микроусики и бородка тонкой струйкой по лицу. Говорит
благожелательно, особенно не расспрашивает. Сказал, что приход пока не сложился
и что месса совершается ежедневно и только в будние дни. Я дипломатично
заметил: «Всё впереди».
Хотел ещё добавить, что всё совершалось на русском
языке и было абсолютно понятно. Честно говоря, мне особенно не резало ухо
русскоязычное богослужение. Конечно, подавляющее большинство православных за
церковно-славянский язык, в том числе, само собой и наш приход, богослужение в
котором совершается по строгому чину и полному Уставу. Справедливости ради,
должен, однако, подтвердить свою изначальную позицию о том, что отдельные
маловразумительные для современного человека обороты в текстах служб и даже
Священного Писания могли бы быть приведены в более удобопонятном варианте на
церковно-славянской же основе. Так, в недавно прочитанном Евангелии на
Литургии, в котором повествовалось о ловле рыб апостолами, прозвучало:
«Помануша причастником своим» (дали знак своим сообщникам). Проблема языка
всё-таки есть, от неё никуда не деться, от 10 % слов и более для прихожан
бывают малопонятны, хотя общий смысл схватывается. Одними разъяснениями и
массовым выпуском словарей проблему не решить. Об этом много говорилось при
подготовке к Поместному Собору 1917-18 гг. кое-что делалось до и после него.
Делается и сейчас, причём, явочным порядком, без огласки – мы замечаем это в
новых изданиях напрестольных Евангелий, но, к сожалению, по мнению некоторых
компетентных духовных лиц, с которыми мне приходилось общаться на эту тему, не
совсем удачно.