Игумен Кирилл (Сахаров). Святой
праведный Иоанн Кронштадтский о самодержавии
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях в
Царские дни говорил, что «Самодержавие – единственное условие благоденствия
России; не будет Самодержавия – не будет России».
«Кто посаждает на престол царей земных? – вопрошал он. –
Тот, Кто един от вечности сидит на престоле огнезрачнем, и один царствует над
всем созданием – небом и землею... Царям земным от Него единого дается царская
держава... посему царь, как получивший от Господа царскую державу... должен
быть самодержавен».
«Носитель, и
Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него
Россия – не Россия» ...
О царе-мученике Николае II Иоанн Кронштадтский писал: «Царь
у нас праведной и благочестивой жизни – Богом послан ему тяжелый крест
страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».
Он призывал: «Возвратись, Россия, к святой, непорочной,
спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви матери своей – и будешь
победоносна и славна, как и в старое, верующее время…»
«Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя
православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не
хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей Веры,
как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией, или Русью
Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните
слова Христа неверным иудеям: «отымется от вас Царство Божие и дастся языку
(народу), творящему плоды его» (Матф. 21:42-43).
«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной
и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте,
будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою в Христа
Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая
Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие
престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то,
что он русский». Россия без Самодержавного Царя – не Россия! Она есть некое
иное государственное образование, лишь географически расположенное на
территории России.
Характерно, что и сегодня Россия все еще не носит свое
первоначальное название, а именуется Российской Федерацией. Вернется оно, судя
по словам св. прав. Иоанна Кронштадтского, только с восстановлением в стране
самодержавной православной монархии, которая есть в ней единственно законный
строй, что для святого кронштадтского батюшки было неоспоримой истиной,
проистекавшей из традиционного учения Церкви о православном царстве: «Царь есть
Образ Царя Небесного. Бог един и Царь един».
О. Иоанн дает более подробное богословское объяснение
Божественной сущности и источника самодержавной царской власти. «Первоначально
и существенно держава и самодержавие принадлежат единому Богу... Он един
собственно самодержавен, потому что безначален и есть Сам от Себя, и ни от кого
не зависим... Создав человека на земле — царя всех тварей, Царь-Творец поставил
царей и разным народам... и почтил их державою Своею и владычеством над
народами и племенами – правом управления и суда над ними.
Пророк Даниил говорит: «Всевышний владычествует над царством
человеческим и дает его, кому хочет» (Дан. 4, 29). Премудрый Соломон говорит
всем царям: «Дана есть от Господа держава вам и сила Всевышнего».
Священное Писание говорит: «...сердце царя – в руке Господа,
куда он захочет, Он направляет его» (Притч. 21,1). Это значит, что сам Царь
подчиняется Самодержавию Божию. Цари сами часто обращаются, особенно в трудных
обстоятельствах, с горячей молитвой к Богу, как Царю царей, и от Него просят и
ищут мудрости и всесильной помощи...» (Слово на день коронации, 1901 г.).
Заключает эту проповедь о. Иоанн таким предупреждением: «Особа Царя есть и
должна быть священна и неприкосновенна, перед которою должно благоговеть всем.
«Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104, 15).
Небесный Царь и Небесное Отечество были всегда для о. Иоанна
Первообразом земного, и потому его монархические и патриотические взгляды имели
глубокий мистический, религиозный смысл. «Многоразличная земная служба наша
Царю и Отечеству есть образ главного, долженствующего продолжаться вечно,
служения нашего Царю Небесному... Земная служба есть испытательная,
подготовительная служба к служению на небесах». И еще: «Единодержавие и
самодержавие в государстве, в союзе с Церковью, необходимо и есть высочайшее
благо для него, подобно как в мире – Божие единоначалие и «вседержавие».
Соответственно указывалось на ограничение царской власти
властью Божией как естественном и необходимом условии существования
православного царства, что вытекало из православного учения о «симфонии» между
троном и алтарем: «Только в государстве Царь действует самодержавно как его
глава; в Церкви православной, составляющей душу и силу государства и самого
Государя, имеющей свою личную, всемогущую, праведную, непогрешимую Главу – Господа.
Государь ограничен словом Божиим как вечным для всех законом и непогрешимыми и
неизменными спасительными догматами веры и церковными канонами...»
По глубокому убеждению о. Иоанна, только вера в Христа и
преданность Его Церкви составляли основу силы и прочности державы Российской.
«Дай Бог русским людям всегда быть верными подданными своих Царей и прежде
всего – верными служителями и чтителями Христа Бога, и исполнителями Его
евангельского учения. Тогда благоденствие России будет прочно и могущество ее несокрушимо,
ибо основанием его нерушимым будет Христос, краеугольный камень святой нашей
веры и Церкви, и «врата адова не одолеют» (Мф. 16,18) и Церковь, и Россию».
Из политических объединений батюшка поддерживал только Союз
Русского Народа, целью которого была защита Престола и Алтаря от их врагов.
Будучи убежденным сторонником именно Самодержавия, как
власти Богоустановленной, о. Иоанн никак не мог одобрять попытки насадить в
России парламентскую кадетскую монархию и резко выступал против них: «...власть
монархическая, неограниченная есть установление божественное, как самое
естественное, мудрое и полезное. Нынешние безпокойные, непризнанные политики
питают вожделения конституционного или республиканского правления и в России,
но они не понимают истории и характера русского народа, который не может быть
без Царя самодержавного, который живет им и в нем и в благополучии и в
злополучии, и на него одного, после Царицы Небесной, возлагает свои надежды».
Святой Иоанн Кронштадтский вообще полагал демократию опасной
формой правления и предостерегал против нее: «Пагубно правление многих лиц,
подверженных страстям, как доказали и доказывают это особенно иные народные
заправители в чужих землях, друг другу противоречащие, подвергающие самое
государство опасности гибельного безначалия и разложения… Многие разрушительные
страсти обуревают и смущают падшее человечество — необходима могущественная и
сильная власть Монарха, Самим Богом поставленного».
Кроткий обычно пастырь находил и более суровые выражения,
когда касался этой темы: «Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и
парламентеры, «отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о
том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23), – сказал Господь Петру,
предрекавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божиему велению. Не вам
распоряжаться престолами царей земных. Прочь дерзновенные, не умеющие управлять
и самими собою, но препирающиеся друг с другом, и ничего существенно полезного
для России не сделавшие. От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость
царю управлять своими подданными».
Неоднократно в проповедях о. Иоанна звучала мысль об
идеальном характере государственного строя в России: «Единодержавие и
самодержавие есть самая естественная и Богом указанная и узаконенная форма
правления, всего более споспешествующая благоденствию и успехам государства и
благу подданных». И на основе этого делался следующий вывод: «Русский Государь
есть единственный православный Помазанник Божий и образ державы Бога на земле,
первый венценосный сын Церкви». В подобных высказываниях кронштадтский батюшка
стремился подчеркнуть уникальное религиозное своеобразие Русской Державы,
которая одна сохраняла традиции подлинно Христианской Монархии.
Крепко верил св. прав. о. Иоанн, что «Всеблагое Провидение
не оставит Россию и в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно
наказует и ведет к возрождению. Судьбы Божии праведные совершаются над
Россией». Он же провидчески указывал на залог грядущего величия своего
Отечества: «Россия будет сильною внутри и извне лишь своею внутреннею правдою,
единодушием и взаимопомощью всех сословий, беззаветной преданностью Церкви,
Престолу Царскому и Отечеству». Таков утешительный завет, оставленный нам
праведником Божиим, всероссийским молитвенником.