«Да здравствует славянское единство!»
24.07.2016
Дневник участника Славянского хода, часть 2 (окончание) …
Чехия. Ее столицу Платонов назвал самым красивым городом, правда после Москвы и Петербурга. Прага - столица славянства, здесь зарождалось славянское движение. президент Чехии поддержал действия России в Южной Осетии. Лично чешский президент за то, чтобы Чехия оставалась в составе ЕС. В то же время он выступает за проведение референдума по этому вопросу. 12 высших офицеров Чехии против членства в ЕС.
Один из участников нашей поездки рассказывал о посещении кафе в небольшом чешском городке: «Около четверти всех встретившихся - беженцы. Чешская молодежь, преимущественно девушки, «тусуются» по 5-6 человек. Молодые беженцы подходят к ним и начинают приставать. Никто на это не реагирует. Полиции нигде нет. Немало наркоманов, пьяных, детей-попрошаек». В 1620-м году после неудачного для чехов сражения с немцами на Белой горе на 300 лет они попали под иго Габсбургов.
30 мая исполнилось 600 лет со дня казни Иеронима Пражского. Одно из предъявленных ему обвинений, что он причащался у схизматиков (так латиняне называли в то время православных). В мае 1945 года, уже после капитуляции Берлина, в Чехословакии оставалось крупная группировка немецких войск во главе с генералом нацистом Шернером (900 тыс. солдат, 1 тыс. танков, и 10 тыс. орудий). Немцы пытались прорваться и сдаться англичанам и американцам. В Праге вспыхнуло восстание. Оно не имело особого смысла в военном отношении. У восставших не было тяжелого оружия. По радио были призывы о помощи. Восстание поддержала РОА - Русская Освободительная Армия в составе нескольких дивизий. На помощь восставшим поспешила Советская армия, 10 мая немцы капитулировали.
В Праге в воскресный день я посетил православный кафедральный собор во имя свв. Кирилла и Мефодия. В 8.30 в храме 3-4 человека. Священник, облаченный в епитрахиль, стоя под амвоном, что-то монотонно читает. Шестопсалмие? Читал около получаса. Как-то странно читал, озираясь по сторонам и переминаясь с ноги на ногу. Оказалось, что я присутствую при историческом событии. Поясню. Читавший священник был назначенным неделю назад новым настоятелем собора. Несколько лет он служил на Кипре. Вернувшись на Родину, решил возродить в церковном обиходе православной Чехии предшествующую Литургии утреню. Чехи ее не совершают, ссылаясь на то, что нет перевода необходимых книг. Оказалось, что новый настоятель читал, как он мне объяснил, краткую или сокращенную утреню. В ее состав входило шестопсалмие, ирмосы канона, великое славословие и что-то еще. Если утреню совершать по Уставу, тем более в канун воскресного дня, то на это потребуется минимум 3,5 часа (по берсеневским меркам).
Я подумал: «А не рановато ли Московский Патриархат даровал автокефалию чехам (1951г.)? Не рано ли мы отпустили их в свободное плавание? Мы даже не помогли им сцементировать необходимый минимум для совершения уставных церковных служб. Я бы для начала обязал всех чешских священников перед Литургией прочитывать чин 12 псалмов - с древнейших времен он используется для замены уставной церковной службы (в крайнем случае, конечно)».
Что интересно в такой либеральной обстановке, как в Чехии, например, зачастую более внимательное и обходительное отношение к гостям. Так было и на сей раз. Заприметивший меня диакон Александр тут же пригласил в алтарь. О. Александр оказался русским, потомком эмигрантов первой волны. По его словам, до поступления в школу (1968 год) он не знал ни одного слова по-чешски. Войдя в алтарь, я сразу обратил внимание на престол из черного дерева с восьмиконечными крестами по сторонам. Слева от дарохранительницы был ковчег с частицами мощей святых Вячеслава, Людмилы, Иоанна Чешского и Прокопия. Красивый, расшитый узорами, илитон, в который был завернут антиминс (на антиминсе я заметил, кроме подписи архиерея, его же еще и печать ? у нас в России ее не ставят). Настоятелю сослужили два священника ? преклонных лет о.Георгий (по-чешски, Иржи) и молодой о.Василий. Заметил, что на жертвеннике были установлены две Чаши. Стало быть, вино сразу в обеих Чашах освящается на Литургии, а не разливается уже как Кровь в другие Чаши после освящения. Входные молитвы или какое-то их подобие отец диакон совершал... в алтаре на горнем месте ? прикладывался здесь к иконам Спаса и Богородицы. Как я понял, общих для всех входных молитв, как это делается у нас, здесь нет. Омовение рук ? во время пения «Отче наш», ближе к Причастию. Диакон начал молча кадить храм. Невысокие Царские врата сразу были открыты. Служебники священники клали на престол (поручи во время облачения тоже клали сюда). «Благословенно Царство» ? возгласил настоятель, как-то странно при этом совершая крестообразное движение Евангелием над антиминсом (по старому чину Евангелие в этот момент вообще не поднимается). Антифоны «Благослови...» и «Хвали...» пропели вместе. Трисвятое пели на разных языках. После прочтения Апостола «Аллилуия» пропели только один раз. Евангелие, конечно, читали лицом к народу. При этом странно было видеть стоящего у престола настоятеля спиной к Евангелию. Не понял, как разворачивают илитон с антиминсом, ? по крайней мере, не как в России - не на прошении о церковных властях и полностью даже не на известном прошении ектеньи об оглашенных («Открыет им Евангелие правды»). Возглашение «Оглашение изыдите...» и две последние ектеньи были опущены, как и некоторые прошения на других ектеньях. После Литургии настоятель мне сказал: «Святитель Горазд оставил нам сокращенную Литургию ? мы ее и служим». Великий вход совершался через центр храма. «Верую» диакон читал. «Станем добре» возглашал почему-то священник. «Горе? имеем сердца» и «Благодарим Господа» он возглашал на амвоне. Я опасался, что во время пения «Тебе поем» перед благословением Даров не будет эпиклезиса, то есть призывания Духа Святого. Мои опасения были напрасны. Царские врата до самого окончания Литургии, включая время причащения священников, были открыты (так по обычному чину бывает только на Пасху). Причастившись, настоятель вышел на амвон, и прочитал молитвы из общей исповеди, включая разрешительные молитвы. Два сослужащие ему священника вышли к народу и, слегка накрывая епитрахилью головы исповедников, осеняли их крестным знамением. Стало быть, частную исповедь побоку. Причащались почти все или подавляющее большинство молившихся в храме. А если кто-то из них впервые в жизни переступил порог храма? А если иноверцы или из числа тех, кто накануне провел ночь в разгуле и распутстве? Вынесли Чаши и вся масса людей, особенно женщин без платков и в брюках, повалила к ним. Во время Причащения хор пел: «Тело Христово приимите» и тут же «Аллилуия». Заамвонная молитва читалась на средине храма. После отпуста настоятель во второй раз экспрессивно проповедовал (первый раз сразу после Евангелия). Я в своем приветственном слове коснулся истории Чешской Церкви. Отметил, что хорошим примером для Украины является то, что православные Чехословакии после ее раздела на два государства сохранили церковное единство. Стало быть, лозунг «Независимому государству ? независимая Церковь», неубедителен. Еще отметил, что Православная Церковь Чешских земель и Словакии является самой молодой автокефальной Церковью (если не считать, конечно, Американскую Православную Церковь, не признанную Константинополем). По предложению настоятеля, в одной епитрахили и поручах даю молящимся крест. Он довольно тяжелый. Многие из подходивших говорят по-русски. Вдруг из уст одного мужчины злобно раздается: «Вы тут неправильно говорили! Вы неправильно говорили насчет автокефалии. Причём здесь Русская Церковь, мы от Константинополя ее приняли». Я в ответ: «Я о том и о другом сказал». Он опять свое: «Вы неправильно говорили». Затем подходит женщина, отступает на шаг назад, принимает агрессивную стойку и без малейшего акцента, впившись в меня глазами, начинает свой возмущенный полив: «Какое славянское единство?! Вы и сюда приехали со своим славянским единством - не нужно нам тут никакого славянского единства!» Наклонив голову, терпеливо выслушиваю. Народ застопорился. Воспользовавшись паузой, спокойно говорю: «Да здравствует славянское единство!» Задыхаясь от злобы, женщина с новой силой обрушивается на меня: Москва такая-сякая, приехали тут и прочее. Я в ответ с тем же спокойствием: «Москва ? Третий Рим!» Женщина аж позеленела: никакая она не Третий Рим, вот Киев, что-то про Украину. Отойдя в сторону, женщина продолжала возмущаться. Я вспомнил, что ситуация в Чешской Церкви очень сложная: уход в отставку прежнего Предстоятеля, перетягивание каната между Москвой и Константинополем в борьбе за Чешскую Церковь, споры по поводу источника дарования автокефалии. Довольно бурными были события, похоже, что они не затихли до сих пор. Очевидно, что чаша весов качнулась в сторону Константинополя. Чехи признали приоритет Константинополя в вопросе дарования автокефалии, приняли участие во Всеправославном Соборе. После службы настоятель (он сказал мне: «Я вижу, что Вы добрый человек») пригласил зайти в кафе напротив собора. Кафе с несколько странным названием: «У парашютистов» (имеются в виду парашютисты, которые в 1942 году убили Гейдриха - наместника Гитлера в Чехии). В общении с нами принял участие молодой чех, пожелавший перейти в Православие из католичества. В соборе совершил молебен по старому обряду святителю Горазду. Рядом с иконой было облачение святителя и две его фотографии, когда он был еще молодым человеком.
Чехи - спокойные люди, никуда не спешат, любят пиво.
Поразило то, что верующие из республик бывшего Союза, прожив по двадцать лет в Чехии, не знают, где находятся мощи святой Людмилы (нам так и не удалось к ним приложиться).
В воскресенье вечером, проезжая мимо костела святого Антонина, зашел в него. Была проповедь (почему-то католические священники часто ее читают). После проповеди к престолу подошла пожилая пара, неся хлеб и вино - приношение для совершения Литургии, Апостол тоже читала женщина (она же потом и убирала на большом престоле, стоящем у стены). После Евангелия отдельные миряне, в том числе и женщины, подходя к аналою, озвучивали отдельные прошения. Затем была сакраментальная часть - освящение Даров (у нас это называется Евхаристический канон - сердцевина Литургии). Естественно, все совершалось лицом к народу. Костел был заполнен практически полностью. Вся служба заняла не более 50 минут.
На Славянском острове наши артисты дали концерт. На концерте присутствовали байкеры из России и из других европейских стран. После концерта байкеры возлагали цветы у памятников выдающихся деятелей чешской культуры.
На Ольшанском кладбище, на участке, где захоронены наши воины, совершил заупокойную литию. Здесь находится Успенская церковь, построенная русскими эмигрантами, под храмом склеп, где захоронены сотни казаков, на самом кладбище много семейных захоронений. Прихожане Успенского храма на Ольшанском кладбище (храму недавно исполнилось 90 лет) в основном из Закарпатья.
Словакия. В годы Второй мировой войны она была союзницей Германии. На восточном фронте было две словацкие дивизии, одна из которых дошла до Кавказа. В Словакии не было антирусского ажиотажа, она просто занимала антибольшевистскую позицию. После освобождения Словакии ее глава монсеньор Тиссо был повешен.
Нитра. 5 июля - в Праздник свв. Кирилла и Мефодия была большая праздничная программа: исторический фестиваль о средневековой жизни, рыцарский турнир, работал театр, в музеи и епископский дворец был свободный доступ. В музее запомнились средневековые католические облачения, церковные сосуды, епископский посох.
В центре города на летней сцене выступали коллективы из разных славянских стран. На следующий день здесь же проходило торжественное Богослужение по случаю праздника святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (по западному календарю). В 10 часов утра через плотные массы собравшегося народа прошествовало несколько десятков священников и епископов, в том числе униатов. Со сцены прозвучало приветствие от имени администрации. Архиепископ Словакии совершил каждение престола и прочитал краткое исповедание грехов. «Слава в вышних Богу» запел хор известное песнопение, которое подхватило масса собравшегося народа. На сцену поднялась девушка в брюках с распущенными волосами (я, было, подумал, что это какая-то самочинная вылазка. Но нет, подойдя к аналою, она прочитала краткую житийную справку, а затем отрывок из послания к Эфесянам). Все запели Аллилуия. Прочитали Евангелие (им потом архиепископ осенял народ). Архиепископ произнес слово о значении просветительской деятельности святых братьев, собравшиеся отреагировали аплодисментами и потом запели кредо (Символ Веры). Группа мирян, меняя друг друга, озвучила разные прошения (о Римском папе, о епископах и клириках, о Церкви, о народе и власти, о молодёжи, о Европе). Процессия из мужчин и женщин, идущих парами, понесли в корзинах к ногам архиепископа хлеб, вино и другие дары. При этом они совершали коленопреклонение. Архиепископ вновь покадил престол, обходя его вокруг. Кадил так же Распятие перед непосредственным освящением Даров. Все преклонили колени. Когда архиепископ поднимал облатку и чашу с вином, произнося установительные слова в Таинстве Евхаристии, их кадили, играл горн и приклоняли хоругви. Во время пения «Отче наш» все священнослужители поднимали руки. Раздался призыв: «дайте друг другу знак мира». Все стали пожимать друг другу руки и затем воспели гимн, прославляющий Агнца Божия. Во время причащения духовенства играл духовой оркестр. Причащая священников, архиепископ омакал облатку в чаше. Молодые люди с высокими древками, на конце которых были треугольные оранжевые флажки, распределились по всему периметру собравшегося народа. Древками обозначали те места, где стояли причащающие священники (только один из них был с бородой). Когда я наблюдал, как причащаются миряне, то подумал: «Ну что мешает и их причащать облатками, омакая их в чашу?» Прозвучали два гимна - в честь Рима - апостольской столицы, где, как считают католики, находится преемник апостола Петра и гимн о славянском роде. У подножия престола был ковчег, наверно, с большими частицами мощей святых Кирилла и Мефодия. Прозвучало приветствие от папского нунция и без всякой суеты духовенство парами стало уходить восвояси.
В кафедральном католическом храме обратил внимание на захоронение епископа Яна Хризостома Кореца. Несколько десятилетий он находился в подполье. Во епископы был рукоположен тайно, когда ему было только 27 лет (1950 г). Был рабочим. В 1960-68 гг. находился в заключении. После падения коммунизма до 2005 года в качестве кардинала был главой словацких католиков.
Концерт продолжился на следующий день в городском парке. Опять выступали те же коллективы. В перерыве все участники концерта участвовали в традиционной посадке липы в знак славянской солидарности.
Сижу в подряснике с крестом в первом ряду. Подсаживается ко мне человек моих лет, одетый в рубашку с виньеткой - признаком католического священника. Представляется: о.Владимир, хорват, служит в монастыре сестер матери Терезы в Праге. Симпатичный человек, общался с ним несколько часов. Мог бы общаться еще несколько часов или даже дней. Честно говоря, моя фундаменталистская сущность несколько дрогнула, соприкоснувшись с таким открытым, благожелательным, интересным, глубоким, тонко чувствующим человеком. Соратники скажут: «Не обольщайся, у каждого из них за пазухой припасен для нас камень». Не почувствовал. Практически полное совпадение взглядов по ключевым вопросам современности: отношение к Америке, церковному модернизму, девальвации традиционных ценностей, событиям в Новороссии и т.д. Засыпал меня безконечным количеством вопросов и сам интересно отвечал на мои вопросы. Приверженец тридентской, нереформированной мессы (после 2-го Ватиканского Собора месса значительно упростилась, приблизилась к протестантским образцам). Сместились акценты - если раньше месса служилась лицом к престолу, как у нас, то после 2-го Ватиканского Собора ? лицом к народу, как на известной картине Леонардо да Винчи. Интересовался, как обстоит у них дело с исповедью. Ответ был таков: «Раньше исповедь была перед каждой Литургией (в Италии частично это сохраняется), теперь мы проводим ее раз в месяц. В Германии бывает так, что верующие не исповедуются по десять и более лет». Еще больше мой собеседник заинтересовался, когда узнал, что я служу по старому обряду. Он тоже старообрядец, только католический, любитель григорианских хоралов. Причащает под двумя видами. Говорю ему: «Вот Вы хорват, а к хорватам у нас нередко относятся неприязненно из-за тех жестокостей, которые они совершали в отношении сербов». О.Владимир уклончиво: «Хорваты бывают разными». Уточнил, что если раньше все католические священники должны были совершать мессу так же, как ее совершают их епископы, то теперь они могут это делать, как желают (кажется в 2007 году об этом был указ Папы Иоанна Павла II). Проводил ксендза и его спутников до самой стоянки их машины. По дороге напевал ему разные песнопения знаменным распевом, рассказывал о том, как проходит причащение по старому обряду. Ксендз с большим вниманием все впитывал, что-то уточнял, записывал. Наверно, со стороны наша процессия из людей, увлеченно общающихся друг с другом, выглядела экзотично. Подходим к стене храмового комплекса, где стояла машина патера. Замечаю: «Ну что, теперь меня заключите в казематы инквизиции?» О.Владимир добродушно смеется. Когда наблюдаешь стиль служения католических священников, то иногда бывает впечатление мумий или роботов. А это живой человек. Очень эмоционально реагировал на выступления участников фестиваля, восклицая: «Как прекрасна славянская душа! А здесь на Западе все как-то сухо. Какой праздник единения!» Трогательно прощаемся. Впечатление, что знакомы всю жизнь. Долго махали мне о.Владимир и его спутники из окон отъезжающей машины (на ее багажнике были координаты сайта, на котором о. Владимир размещает свои размышления на евангельские темы), я отвечал тем же. Жалко было расставаться. Обратно шел с теплом и радостью в душе.
Братислава. Остановились здесь около крупного супермаркета, который сверкал мрамором и ломился от товаров. Напротив большой приятный парк. Поднялись на крепость. У ее подножья памятник Святополку - на экспрессивной лошади восседал седок, похожий на Дон Кихота. Памятник св. Елизавете Венгерской (1207-1231 гг.) ? святой покровительнице города, помогавшей бедным.
Рядом австрийская граница. В известном произведении говорится: «Успеть добежать до австрийской границы». Теперь бежать не надо ? т.к. граница открыта. Когда ее открыли в 1989 году, через нее перешло сразу около двухсот тысяч человек.
В Братиславе находится крупнейшее захоронение советских солдат. Как и на других подобных кладбищах, совершил здесь заупокойную литию. Запомнилось одно имя на надгробном камне ? лейтенант Иван Шляхов. Немало женщин военнослужащих. Три раза в году на кладбище приходит большое количество людей - 4 апреля, 8 и 9 мая. Открыто было кладбище в 1960 году. После литии члены ансамбля «Белый камень» пропели известную песню «Черный ворон». На барельефе вместо свойственного таким памятникам пафоса победителей печать трагизма, утрат.
Раньше все жители города владели тремя языками - немецким, словацким и венгерским. Словаков к концу войны было только 15 %, а немцев и венгров по 40 % ? все они были изгнаны из города. В Доме науки и техники наши артисты дали концерт.
Русины. В Нитре была встреча с Туряницей - однофамильцем известного карпаторусского издателя. Он рассказал, как в 2000 году (сам слышал) позвонили из Киева и спросили, сколько в Закарпатье записалось русинами. Узнав, что 500 тысяч, реакция была такова: «Вы сами знаете, что делать» (записать только 10 тысяч). Кучма просил Путина, чтобы во время российской переписи не упоминали бы русинов, как отдельную нацию. Тем не менее, русинами записались 225 человек, хотя в России проживает более 40 тысяч выходцев из Закарпатья. Если даже половина из них записалась русскими или украинцами, все равно русинов должно быть не менее 20-ти тысяч. У Фатулы - русина, участника Славянского хода ? один сотрудник Администрации Президента спросил, чем он сейчас занимается? Тот ответил, что русинами, их историей и культурой. «А кто это такие?» ? недоуменно отреагировал вопрошающий.
Во время нашего передвижения по странам Европы (в общей сложности мы проделали около 4,500 км) автобус превратился в «университет на колесах». О русинах рассказывал я; вынужденный покинуть родное Закарпатье Фатула; сотрудник Института славяноведения, член президиума Всеславянского собора М.Дронов. По словам последнего, русины - очень близкий к нам, автохтонный для Закарпатья народ. Революция помешала нам стать с русинами в полной мере одним народом. Они не противопоставляют себя русским, считают, что являются четвертым славянским народом. Сначала русины находились в составе Моравии. Позже их захватили венгры. Князя русин Лаборея они повесили вниз головой. 1 января 1946 года Хрущев записал всех русинов в украинцы. «Вошли два брата русина в лес по грибы, а когда вышли, оказались уже украинцами. Бабка умерла, не зная, что она украинка». Хрущева русины очень не любят, т.к. он росчерком пера превратил всех их в украинцев. Кто не был согласен с такой метаморфозой, попадал в ссылку в Сибирь.
Л.Слобода в своих воспоминаниях называет русин безстрашными. В его Чехословацком корпусе русин было более 70%. Всего в мире русин около двух миллионов, в т.ч. около 800 тысяч в Закарпатье и 620 тысяч в Америке. Отец Фатулы во время войны попал в плен, находился в концлагере. Он говорил: «Мы победим, т.к. за нами Советский Союз». В венгерскую армию он служить не пошел, говоря, что мы в своих не стреляем. Из концлагеря он бежал.
Русинский народ любит Россию и русских. Раньше в Москву направлялось из Закарпатья 5 поездов. Считали, что главное - это побывать на Красной площади. После антибандеровского интервью, которое Фатула дал в марте 2014 года, оставаться ему на Украине было уже невозможно.
Автономию русинам обещал первый Президент Украины Л.Кравчук. Это, однако, было обманом. В настоящее время бандеровцы подавляют проявления национального самосознания русин. Русинское движение раздроблено. У меня есть о русинах несколько статей - по их содержанию я тоже выступил.
Вена. Поразительно, что любимым местом отдыха прихожан является Центральное кладбище ? в год его посещают до 3 млн человек, особенно в день Всех Святых. Родина Моцарта (точное место его захоронения неизвестно - это была общая могила). Ежедневно в знаменитом Доме оперы проходят представления. Склеп Капуцинов. Гробницы императоров. Более тысячи лет Австрией управляла династия Габсбургов. В боях за Вену в 1945 году было разрушено около 30% города. Частично был разрушен кафедральный собор св. Стефана (в частности, сгорел знаменитый орган). Таксисты в городе - из Египта, Алжира и других арабских стран. У приезжих свои заведения для приема пищи. По ночам, когда коренные венцы спят, на улицах очень много иммигрантов, как у нас в Москве в новогоднюю ночь. Запомнился материал такого содержания: «Это не поток беженцев, это иные люди, это война. Имеем дела с насилием. Им нечего терять, но они могут много приобрести. Они могут сами взять, а не ждать». Эта листовка, с призывом задуматься о том, что скоро иммигранты не будут довольствоваться крохами, а попытаются взять силой.
Южная Австрия и частично северная были славянскими. В 7-м веке здесь существовало древнейшее славянское государство - Само.
Собор св. Стефана - памятник победы над турками, символ Вены.
В Никольском Соборе побывал на Литургии, в нижнем храме, посвященном св. Александру Невскому. На службе много сербов. Обратил на себя внимание новосооружённый баптистерий. Под руководством владыки Иллариона в соборе прошла масштабная реставрация. Знаменитый иконописец о. Зинон расписал храм. Был я здесь в праздничный день - Рождество св. Иоанна Крестителя. В конце Литургии после «Буди имя Господне...» хор пропел тропарь и кондак праздника, а после молитвы священника - величание. Служивший священник подробно показал храм, в том числе музей, просфорню, трапезную, архиерейские покои. О митрополите Иринее, больше всех в послевоенный период бывшего на кафедре здесь, услышал: «Очень строгий был архиерей. Чуть что не так, говорил священнику: «Снимай крест, клади его на престол и становись в угол»». О владыке Илларионе: «Одаренный интеллигентный человек, на службе никогда не делал замечаний». 33 года храм был закрыт (закрыли в начале Первой мировой войны, когда эвакуировалось посольство).
Город Кобрин (Белоруссия) был основан в 1287 году. Население здесь в настоящее время около 50 тыс. человек. В городе несколько памятников Суворову, который имел здесь поместье. Посетили музей генералиссимуса, где подробно услышали рассказ о нем. Запомнилось, в частности, как во время первого польского восстания в пасхальную ночь был вырезан русский гарнизон. Восставшие воспользовались тем, что русские солдаты и офицеры были на ночной службе без оружия. Когда Русская армия во главе с Суворовым подошла к Варшаве, он приказал сжечь мосты, чтобы его солдаты не отомстили за резню на Пасху.
Долгое время единственным действующим храмом города был Петропавловский. Здесь молился Суворов. В советское время его перенесли из центра на окраину. Рядом действующий костел. В настоящее время в городе 7 действующих храмов. В канун празднования Тихвинской иконы мы посетили Александро-Невский собор, где служит благочинный.
В здании администрации произошла встреча с активистами славянского движения. На этой встрече я, в частности, сказал: «Будем откровенны, образ России не очень привлекателен. Достаточно побывать в Тверской области, увидеть, например, в каком состоянии храмы в с. Залазино или с. Михайлова Гора, чтобы убедиться в этом. На куполе Залазинского храма - портрет Ленина - он раскрылся после деформации крыши. Недавно прочитал, что в России в настоящее время около 1 млн т.н. бомжей. Их можно видеть пьяными, полуголыми, лежащими на траве, неподалеку от трех вокзалов и в др. местах. Попробуйте их тронуть, пресса сразу поднимет шум о нарушении прав человека. А если завтра война - в каком состоянии наш тыл, наша деревня?»
Естественно поездка была не без искушений. В первые дни поездки поступила информация о том, что в институте, возглавляемым Платоновым, прошел обыск, изъяли компьютер, возникла угроза уголовного преследования («не те книги издаете» ? говорили следователи).
Фотографу группы стало плохо в духовном смысле ? его стало крутить, он стал отрываться от коллектива и безцельно бродить по городу и т.п. Пришлось парня отправлять в Москву. Один из участников поездки обратился ко мне с «неприятным», как он выразился, вопросом, почему я не смог помочь этому человеку. На это я ответил, что не раз общался с ним, молился о нем. У него налицо признаки духовного заболевания - сразу такие вещи не врачуются. На отчитку приходят не один раз. А в отношении плодов моего воздействия - разве то, что он не бросился под машину или не спрыгнул с балкона, не исчез - разве это не результат? Мгновенное исцеление ? это уровень святых. Один оптинский преподобный говорил: «Преподобный Герасим был велик и посему у него был лев, а мы малы, поэтому у нас кот». А у простых священников, наверное, котенок.
Возвращаясь с поездки, обратил внимание на контраст между ухоженностью полей и добротностью зданий Европы и нашими халупами, заросшими полями и т.п. Вместо многих ухоженных рощиц где-нибудь в Германии, на Смоленщине по обочинам дороги какие-то беспорядочные заросли. Встречались такие надписи: «Внимание! На дорогу могут выйти животные!» Изображение горящего зайца, который просит: «не поджигайте нас», медведя: «берегите нас от пожара». Поля, как правило, в Европе у дорог огорожены. Вместо наших кладбищ техники - аккуратные сверкающие, вытянутые в линию, сельхозагрегаты. Никаких поваленных заборов. Иногда встречались надписи на русском языке: «Одежда», «Рыболовный магазин» и т.д. Ни одной разрушенной фермы, а у нас как будто Мамай прошел. Проезжая десятки километров через бесконечные поля и леса Германии, я подумал: «О каком жизненном пространстве на Востоке можно говорить при таком раздолье?»
Немцы хотят быть с нами, они помнят о своих роковых ошибках, допущенных в 20 веке. К Путину в Германии особое отношение. Многие в Германии мечтают и о реванше. Не надо забывать, что НАТО не распущено, Германия напичкана американскими базами. В Европе набирает силу ювенальная юстиция.
В общей сложности преодолели около 4500 тыс. км. Проехали через такие известные реки, как Днестр, Неман, Березина, Днепр, Вязьма и др.
Очень хорошо, что мы не теряемся в наших просторах, не замыкаемся только на себе, но и стремимся иметь общение с другими славянами.
Многая лета ревнующим о славянском единстве!
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей