Игумен Кирилл (Сахаров). Кодификация
канонов: упорядочивание или ревизия?
Вопрос о кодификации канонов активно будируется с
начала 60-х годов – в материалах по подготовке Всеправославного Собора
(«каталог тем»). Активным сторонником кодификации был приснопамятный митрополит
Никодим (Ротов). Сторонники кодификации подсчитали, что порядка двух с
половиной сотен канонов сейчас устарели, «не работают». Еще более ста частично
потеряли свою актуальность. А если так, то надо такие каноны, по их мнению,
просто упразднить. Возникает вопрос – а кто полномочен это сделать? Ведь каноны
принимались на 7-ми Вселенских и 9-ти общепризнанных Поместных Соборах. Плюс
составлены некоторыми святыми, например, Василием Великим. Будет ли полномочной
отмена каких-то канонов нижестоящей инстанцией? Потом, так называемые «устаревшие»
каноны, например, о том, как принимать в Церковь различных еретиков (ариан,
новотиан и пр.), важны как ориентиры, как поступать сейчас при возникновении похожих
ересей. Особенно это важно для старообрядцев, разделившихся на поповцев и
безпоповцев. Во взаимной полемике, когда безпоповцы упрекали поповцев в том,
что они восстановили свою иерархию от еретиков, что неправомерно, то те, в свою
очередь, ссылались на то, что в древности, как видно из канонов, принимали в
сущем сане гораздо больших нарушителей, чем это было у нас в середине 17 века.
Помню, как в семинарии беседовал на эту тему с одним преподавателем, в
частности, о длительных епитимьях за смертные грехи. Преподаватель ответил, что
все равно важно сохранение таких канонов, т.к. они являются для нас
ориентирами.
Покаяние, как известно, основа духовной жизни. Враг
всячески ополчается против него. Американские модернисты типа протопресвитера
Александра Шмемана многих смутили сравнением обязательной исповеди перед
причастием с пропускным билетом к Чаше. Интересно, а то, что он угостил гостя
курочкой в первый день Великого поста, не смутило? Исповедь все реже
практикуется в большие праздники и престольные дни. Не раз видел такую картину,
когда на престол служит человек восемь духовенства, а исповедь не проводится.
2/3 присутствующих приехали на торжество из других храмов – они все, что ли,
каялись в смертных грехах? Я, например, многократно сталкивался с такими
случаями, когда человек много лет причащается, но венчаться никак не соберется.
Не каялся в блудных грехах, а если и каялся, то формально, одним словом. Речь
не идет о подробном описании этих грехов, хотя в древних потребниках все это
есть. Но обязательно надо сказать, сколько было случаев блуда или прелюбодеяния
и были ли противоестественные грехи. Даже многолетняя епитимья (7 лет за блуд,
15 за прелюбодеяние и 20 за убийство) не является каким-то анахронизмом. Не
надо забывать, что по мере исправления человека, принесении им плодов покаяния
священник с каждой новой исповедью имеет право сокращать срок епитимьи.
Один знакомый священник резко выступал за ревизию
канонов. Потом выяснилось, что он был женат на монахине, а сын от этого брака
трагически погиб. Можно догадаться, предположить, к чему клонят ревизионисты.
Например, к разрешению второго брака для духовенства. Что уже сделал
Константинопольский Патриархат. Кстати, де-факто известны многочисленные случаи
второбрачия духовенства в настоящее время. Может быть, разрешат посвящение в
священные саны потерявших девство (на практике, это сплошь и рядом) и допустят
женатый епископат. Кстати, будущий Патриарх Варфоломей, учась в Риме в Руссикуме,
писал научную работу на тему кодификации. Еще сетуют, что, мол древние каноны
не охватывают большой перечень возникающих вопросов, «вызовов времени». На это
можно возразить, что у нас есть синодальные указы дореволюционного времени с
распоряжениями Высшей Церковной Власти после восстановления патриаршества, Социальная
концепция, наконец.
Одним словом, ничего хорошего от этой затеи с
кодификацией ждать не приходится. Нужно хранить все духовное богатство, накопленное
Церковью за века, каноны в том числе. Митрополит Антоний (Храповицкий) в эмиграции
говорил, что самая главная книга, которую, покидая Родину, непременно нужно было
взять с собой – это «Каноны Вселенских и Поместных Соборов». А прп. Серафим
Саровский призывал хранить все то, что Церковь установила на 7-ми Вселенских
Соборах и «горе тому, кто что-то к ним прибавит или убавит».