Игумен
Кирилл (Сахаров). На вечере памяти схиархимандрита Зосимы
(Сокура)
Не знаю, какими критериями руководствовались организаторы
вечера, предложив мне возжечь свечу в память об этом подвижника благочестия и
открыть настоящий вечер - наверное, тем, что мы земляки - я уроженец
Луганской области, а он прожил всю жизнь в Донецкой. В начале 90-х
годов ко мне, тогда председателю Союза Православных братств, настойчиво рвались
болезненного вида священник с сопровождающими. Выяснилось, что они
прибыли с Донбасса. А священник, игумен Савватий (впоследствии в схиме Зосима),
который был уже довольно известен. Взволнованные ходоки рассказали о последних
тревожных событиях на Украине, в частности, о собрании благочинных,
которое провел Киевский митрополит Филарет (Денисенко) с той целью, чтобы
склонить их к автокефалии. Восемь из двенадцати донецких благочинных выразили
согласие с автокефалией. Батюшка занял твёрдую отрицательную позицию.
Именно тогда он спросил митрополита: а народ спросили - хочет ли он
автокефалии? - А что народ - народ - цэ быдло! - отреагировал Филарет. Батюшка
в ответ: если для Вас народ "цэ быдло", тогда для меня Вы не владыка!
Батюшка со своими духовными чадами стал эпицентром противодействия
автокефалии.
Через несколько лет я посетил его обитель, где имел с ним тёплое
продолжительное общение. Запомнилась благодатная атмосфера его кельи, множество
мерцающих лампад, обилие частиц мощей угодников Божиих. Сразу скажу, что
у меня, настоятеля старообрядного прихода Московского Патриархата,
позиция по некоторым вопросам церковной жизни не во всем совпадала с позицией
о. Зосимы, но в вопросе пагубности автокефалии, против которой Союз Братств вёл
активную борьбу, мы были едины.
О. Зосима был потрясающим примером торжества духа над немощной плотью. Врачи
говорили, что в его организме нет ни одной здоровой клетки. После клинической
смерти он совершил паломничество на Святую Землю и начал большие строительные
работы в монастыре. "Я живу от причастия до причастия" - говорил он.
Ему были свойственны глубокая молитвенность, любовь к церковному благолепию,
живая вера. После многочасовых монастырских служб у молящихся усталость
улетучивалась и они чувствовали себя окрыленными. Рядом с ним ощущалась
близость Бога и горнего мiра -
Бог был его опорой и твердыней, по слову пророка Исаии: "Не бойся,
ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и
поддержу тебя десницею правды Моей".
О. Зосима был исповедником Православной веры, начиная с детских лет. Юные годы
верующих, живших в советское время, часто омрачались гонениями и притеснениями.
Меня, например, вызывали к директору школы, а впоследствии, когда я
недолго проработал в школе учителем - к секретарю РОНО. Сравнительно с тем, что
пережил будущий старец - это мелочи. Особенно он пострадал в первой
половине 80-х уже будучи священнослужителем - стояние на холодном полу,
заключение в "музыкальную шкатулку" с музыкой, угнетающе
воздействующей на психику.
Батюшка был очень эрудированным человеком, постоянно стремился к
познанию, много читал. Был интересным собеседником для широкого круга людей. В
подмосковном Плесково он основал гимназию, в которой до сих пор дети получают
качественное образование. О себе он говорил: "Я не перестаю учиться".
Он не трепетал перед сильными мира сего, говорил правду в лицо. Ему была
свойственна полная самоотдача: "Если себя жалеть, то и результат будет
жалкий. Тот, кто для себя живёт - тлеет, а кто для других - горит".
Огромное вдохновляющее значение имело завещание старца с
благословением, как поступать в случае формально законной автокефалии:
держаться Москвы, Русской Православной Церкви, Патриарха Московского и всея
Руси.
В отпевании схиархимандрита Зосимы участвовало двадцать
архиереев и около пятисот священников. В часовне на могиле подвижника я
совершил заупокойную литию по старому обряду. Затем на всех парах рванули на
ж.д. вокзал. Мы стали явно опаздывать, внутренне вопиял я к старцу о помощи.
Подъезжаем к перрону, и на наших глазах поезд отходит. Устремляемся на
легковушке к следующей станции - та же картина отходящего поезда. И так
несколько раз. Наконец, машина выбилась из сил, закашляла, зачихала,
задымилась и остановилась. Пришлось брать билеты на другой поезд. Кто
знает, какие были бы сложности, если бы мы успели на свой поезд. По
опыту мы знаем, что неисполненная просьба - это тоже ответ. Потрясающе, что в
шахтёрском крае, огромном промышленном мегаполисе - "мастерской
Союза", где сравнительно не так много было храмов и верующих, благодаря
молитвам и трудам о. Зосимы, возник такой прекрасный оазис православного
благочестия и ревностной молитвы.
Накануне майдана в Киеве во время моей несанкционированной
встречи с Филаретом, говоря о пагубности автокефалии, я ссылался на
позицию подвижников благочестия прошлого и настоящего. В частности, о.
Зосимы. Филарет тогда скептически отнёсся к упоминанию мною имени прозорливого
старца - "пророка непокоренного Донбасса". О прозорливости старца
говорит хотя бы тот факт, что он предсказывал приход на Донбасс бандеровцев и
их зверства. Хотел бы ещё отметить благородство батюшки. Как известно,
его постригал и рукополагал приснопамятный митрополит Никодим (Ротов). У него
о. Зосима некоторое время был келейником. Когда я, известный своей критикой
крайностей экуменизма, стал читать в книге В. Карагодина о старце строки,
посвящённые владыке Никодиму, ожидая прочитать нечто негативное, но неожиданно
прочитал, что это был великий человек, что разные лжеподвижники обвиняли
его в экуменизме и т.д., то сначала опешил от неожиданности, а потом у меня
невольно вырвалось: "Браво!" Как это было благородно со стороны о.
Зосимы, многим обязанного почившему владыке, и знавших о нем более тех, кто
поспешно выносил свой суд.
Очень приятно, что в центре Москвы (прим.: мероприятие проходило 24 августа 2022 г. в Офицерском клубе Военно-Космических
Сил России) состоялся вечер, посвящённый 20-летию преставления великого
подвижника нашего времени схиархимандрита Зосимы - в преддверии близкого
возвращения Донбасса в родную гавань. Вечная ему память!