В прошлые годы старался показаться на глаза начальству, в нынешнем сижу тюфяком – стал труден на подъем. Раньше бывало, что появление Патриарха предварялось записью колокольного звона или голосом, похожим на левитановский, чеканилось: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Сейчас Предстоятель вошел как-то по-будничному. Как человек творческий, он никогда не действует по шаблону, нащупывает новые формы коммуникаций с залом. Не было длинных монотонных речей из одних уст по всем аспектам церковной жизни. Патриарх ограничился кратким выступлением, сказав о главном, и затем предоставил слово нескольким священнослужителям, доложившим о состоянии дел на своих участках. Патриаршее выступление было разумно дополнено полным текстом в виде брошюры (они были розданы каждому участнику собрания). Что касается традиционно приводимой статистики – дай Бог запомнить, не упустить, основные параметры – сколько, например, храмов в Москве? Начнешь вспоминать основную цифру – наплывают и другие параметры – часовни, монастырские храмы, ставропигиальные, строящиеся и уже освященные, и начинаешь плавать - то ли их 400, то ли 800. Четко зафиксировал главное – храмов в Москве 500 (это в 10 раз больше, чем было в канун перестройки). Надо еще не забыть, что архиереев в Москве 26, а монастырей 9. И всего храмов в РПЦ МП около 37 тысяч, а монастырей под тысячу.
Помянули усопших, пропев им «Вечную память». За прошедший год ушли «в путь всея земли» два знаменитых старца - Кирилл и Наум. Неожиданным для меня было то, что умер протоиерей Геннадий Нефедов – преподаватель Литургики в Московских духовных школах и восстановитель Богоявленского монастыря. И особенно смерть архимандрита Дионисия (Шишигина) - совсем недавно, еще не прошло 40 дней. Батюшка был одним из ближайших помощников трех последних Патриархов, первым настоятелем церкви Покрова в Рубцово, на базе которой был создан Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции.
Два главных события за истекший год: в начале его – столетие явления Державной иконы Богородицы, а в конце – столетие восстановления патриаршества. На праздник Введения в храме Христа Спасителя служили почти все Предстоятели Поместных Православных Церквей – было ли еще когда-нибудь подобное торжество в Москве?! Из поездок Патриарха запомнилось: внутри – в Курганскую область на малую родину архимандрита Антонина (Капустина), во вне – в Румынию (смотрел по каналу «Союз»). Программа «200 храмов» приближается к преполовению. Отметил грамотность языка большинства докладчиков. Иногда вслушивался в «музыку» их речей в ущерб содержанию (вспомнил, как поет певица Ваенга: «и не важно, что ты сказал, а как»). Патриарх признался, что, иногда слушая по каналу «Союз» некоторых проповедников, ему бывает трудно оторваться – заслушаешься. Очень мило и по-человечески близко нам рядовым труженникам духовного фронта. Еще сказал важные слова: «Если проповедь не трогает слушающих, значит, она не трогает и самого проповедника, значит, он не пережил то, о чем говорил». Да, это аксиома, что все необходимо делать с душой, что важно участие сердца. Вот только что приехал на такси, у водителя было включено радио «Дача», запомнилось: «Шелковое сердце не болит, шелковое сердце любить не может». Сам недавно, щелкая каналы, вдруг замер, слушая ответы на вопросы о духовничестве о. Андрея Овчинникова.
«Необходимо кратко разъяснять по ходу молитвенных последований их смысл и значение». Согласен только отчасти – лучше это делать перед значительной частью какого-нибудь последования, а не по ходу. Если речь идет, например, о Таинстве Крещения, то перед чином оглашения, перед собственно крещением, начинающимся с великого освящения воды и перед миропомазанием. Отрадно, что заработали пастырские конференции по актуальным вопросам, например, о семейной жизни священнослужителей. Важны и планируемые встречи матушек. Курсы по подготовке консультантов для приходящих в храмы (у нас после каждой службы проводятся экскурсии, после которых ее участников приглашают на чай).
Иеромонах Онисим рассказал о взаимодействии со средними школами столицы – их здесь около 800, половина из них выбрала модуль православной культуры. Перед своим выступлением о. Онисим раздал сидящим в президиуме митрополитам буклеты и пригласил, смотря в них, реагировать на видеоряд. Я подумал: «Неужто батюшка решил устроить викторину архиереям Божиим?»
О социальной проблематике. К сожалению, на сегодняшний день только менее, чем в половине лечебных учреждений Москвы есть храмы или часовни. Очень важным было решение подстраховаться от неожиданностей через внесение в договоры между больницами и храмами гарантий того, что при смене руководства в первых не возникнет угрозы закрытия или существенных ограничений для вторых. И правильно, чтобы эти договоры в идеале заключались бы на более высоком уровне.
В одном из выступлений прозвучало предложение, чтобы в отправлении Богослужений приходские храмы ориентировались на практику Покровского храма Московских Духовных школ – а ведь там службы существенно сокращаются со ссылкой на занятость студентов учебой... Нерешенных проблем еще немало – как внешних, так и внутренних. По первой категории, например, о статусе парковок около храмов – не логично ли их считать парковками у социального объекта с соответствующими льготами? Не следует ли их сделать бесплатными в воскресные и праздничные дни и в кануны их?
По внутренним проблемам – не пора ли издать авторизированный устав о поклонах, о внешнем поведении в храме? Вывесить материал в каждом храме, по максимуму везде опубликовать, в идеале раздать каждому верующему. В духовных школах проводить экзамены по этой теме. Пока у нас кто во что горазд. В качестве примера прозвучало: диаконы после возгласа «Святая святым» кланяются народу – получается, что в этот важный момент они акцентируют внимание на себе, а не на происходящем в алтаре.
О. Георгий Бреев поднял вопрос о кремации, приведя жуткие подробности процесса, очевидцем которого он был. После его рассказа отталкивающее чувство от этого явления стало еще больше. Важным был пассаж Патриарха в отношении церковных финансов. Смысл: слухи и предположения об их фантастической величине сильно преувеличены. Более того: возросли расходы на духовные школы, на финансирование строительства новых храмов, сравнительно с 90-ми годами резко сократился объем пожертвований от благодетелей.
В целом впечатление от собрания было благоприятным. Патриарх в тонусе, он собран, динамичен, целеустремлен. Речь энергичная, дикция отличная, залом вполне владеет. Я иногда мямлю – рядом стоящий не слышит. Диктую чуть ли не на ухо – масса искажений. В детстве родители называли меня «мямликом» («шустриком» был младший брат), хотя наши берсеневские грузинки не раз говорили: «Батюшка, темперамент у Вас, особенно когда Вы взрываетесь, вполне грузинский». Поистине Патриарх виртуоз в организаторском плане. Это и не удивительно – ведь за свою жизнь он провел многие сотни разных собраний. Многих участников называл по имени и фамилии. Удивительно. Я, например, иногда, очень устав, смотрю «сквозь» сотрудника, обратившегося ко мне с вопросом. И, не слыша его, задумчиво спрашиваю: «Кто Вы? Что Вам нужно? И как Вы вообще здесь оказались?» После каждого выступления была возможность задать вопросы, выйдя к микрофону. Поступали и записки – на большую их часть (анонимные не приветствовались) был дан ответ. В частности, была опровергнута информация о том, что якобы в Скорбященском, что на Ордынке, храме во время пения Символа веры слово «Соборную» заменяют на «Вселенскую» (Церковь). Я послал три записки – зачитана была только одна. Две другие, по причине их анонимности и плохого почерка, не прозвучали (как я не пыжился, выводя буквы, все равно получилось коряво).
В заключение хотел бы высказать три пожелания: 1. Чтобы на общецерковном уровне был поднят вопрос о непомерных тарифах на ЖКХ для храмов. 2. Чтобы участникам собраний каждый год показывали по видеофильму по актуальным церковным проблемам, например, на тему необходимости совершать крещение через полное погружение или о снятии клятв на старые обряды (ничто не сравнится с визуальным воздействием). 3. Чтобы на подобных собраниях могли бы присутствовать со статусом наблюдателей представители от старообрядцев.
По поводу сообщений об изменении Символа веры в Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Ордынке высказался в интервью «Русской народной линии» известный православный публицист диакон Петр Пахомов:
На состоявшемся 21 декабря 2017 года епархиальном собрании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу был задан вопрос: «Как понимать, что в Скорбященском храме в 9 члене Символа веры вместо "соборную" поется "вселенскую"».
Святейший Патриарх обратился к настоятелю Высокопреосвященнейшему митрополиту Илариону с просьбой ответить на этот вопрос.
Далее отец Петр приводит ответ митрополита Илариона:
«В храме на Ордынке, как и во всех храмах Московской епархии, Символ веры поется всем народом в том переводе, который всегда существовал, и никогда ничего подобного, о чем упоминается в этом вопросе, не только не имело места, и представить себе такого невозможно. У Скорбященского храма на Ордынке есть сайт, на котором осуществляются прямые трансляции Богослужений, там есть и архив. Так что желающие могут поверить, что это обвинение не соответствует действительности и является дезинформацией».