События, новости

«Вправе ли обязать учить татарский язык?»

23.06.2018

Недавно православная татарская община обратилась к президенту США с просьбой отменить закон 1959 года о порабощенных нациях, в котором заложена опасность отторжения Поволжья от России. Как известно, одним из авторов этого закона был униат галицийского происхождения Добрянский.  


Православное татарское движение набирает всё больший размах. Татарские православные общины есть не только в Москве и Татарстане. Например, есть в Башкирии, городе Салавате (пока, правда, только около 15 человек). Себя православные татары называют «подлинными татарскими националистами». Они надеются, что национальный татарский элемент будет присутствовать в церковном богослужении, например, что такие имена, данные при рождении, как Марат и Равиль будут включены в святцы. Известны святые татарского происхождения, такие как Петр Ордынский, Авраамий Бо́лгарский, Пафнутий Боровский и др. Кстати, в Золотой Орде часть элиты была православной. Казань известна своими православными традициями.  Одно время там был епископом Антоний (Храповицкий). В Казани преподавал профессор Харлампович - автор известной книги о малороссийском влиянии на церковную жизнь России. Интересно, что русская знать в допетровское время свободно говорила на татарском языке, и татарский язык даже использовался в международной переписке. Татарский знали и могли на нем говорить вожди народных восстаний Разин, Булавин, Пугачев, писатели Чехов и Толстой.  В русском языке более 10 процентов слов татарского происхождения. В настоящее время в столице Татарстана возрождается Казанский собор, правда, есть некоторые проблемы с колокольней, поскольку она выше главной мечети. Кстати, новая Соборная мечеть в Москве только на 1 метр ниже колокольни Ивана Великого. 

Поскольку на Круглом столе предполагаются официальные сообщения с названиями докладов и фамилиями выступающих, то я ограничусь только общими впечатлениями от услышанного. 

Ведущий Круглого стола К.А.Фролов отметил, что если бы татары после взятия Казани были в серьезной оппозиции к Московскому государству, то в Смутное время они могли бы ударить в спину, но, как известно, они, напротив, помогли освобождению Московского государства от польско-литовских интервентов.  

Среди участников Круглого стола были представители татарской общественности - мурзы, как они себя назвали. В ответ на упрек, что в Татарстане всего лишь 250 православных храмов, a мечетей до полутора тысяч, они сказали, что в Российской империи было положено строить мечеть на 200 душ мужского пола, потому что должна была быть возможность, когда раздается Азан (призыв мусульман к молитве), в течение 10 минут до мечети дойти. А у нас, в  Москве, предполагается один храм на 30 тысяч человек. «Программы - 200», по мнению Фролова, недостаточно. Минимум нужно строить 2 тысячи храмов, а не 200. В свою очередь мурзы упрекали, что в Москве всего лишь четыре мечети.  

Особенно запомнилось выступление имама, который, по его словам, в трех кампаниях защищал единство страны. Он выступал за исключение из учебников истории такое понятие, как «монголо-татарское иго», критиковал фильм «Золотая Орда».  «Я всегда буду защищать русских и не только потому, что враги России сначала будут стремиться уничтожить их, а потом нас». «Сильный татарин - сильная Россия». Запомнились его слова с критикой Чубайса, который «нанес ущерб больше, чем все Люфтваффе в годы войны». 

Члены меджлиса выступали за обязательное изучение татарского языка, который сейчас находится в упадке. По их словам, 70% татар в России не знают родного языка. В Пермском крае еще несколько лет назад было 64 татарские школы, а теперь не осталось ни одной. 

Также они говорили об отмене ЕГЭ на русском языке. В ответ был приведен такой факт, что в 14 районах Татарстана есть проблемы со знанием русского языка, где депутатам приходилось выступать с переводчиком. 

Мурзы сетовали на то, что народы Поволжья очень быстро ассимилируются. Кстати, татарская нация не является абсолютно цельным организмом. Так, в ней различают четыре расы. Один из участников сказал, что у его сестры три сына и все расово отличаются. 

Главный вопрос Круглого стола  - вправе ли обязать учить татарский язык? Я выступил за гибкий подход, чтобы всем было комфортно, чтобы никто не испытывал боль за будущее своей национальности, и в то же время, чтобы не было угрозы сепаратизма, который в случае с Татарстаном имел бы самые катастрофические последствия. 

Работа Круглого стола проходила в режиме онлайн для Администраций Президентов России и Татарстана.
На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную