Игумен Кирил (Сахаров). В Гуслицах на вечере памяти
старообрядческого краеведа Ю.А. Карякина
Вечер прошел 3 октября 2022 г. в средней школе села
Ильинский Погост Московской области. Здесь Юрий Александрович проработал
директором в течение 40 лет. Митрополит Корнилий и все выступавшие
характеризовали ушедшего из жизни в 2020 году (умер от короновируса) раба Божия
Георгия как очень дисциплинированного, ответственного и добросовестного
человека, обладателя энциклопедических познаний. Почивший был прихожанином
старообрядческой Никольской церкви в селе Устьяново и духовно окормлялся о.
Алексеем Михеевым.
Юрий Александрович организовал
при школе музей, посвященный родному краю. Помимо археологических находок и
предметов быта в нем имеются иконы и множество крестов различной величины. В
течение ряда лет он издавал краеведческий журнал «Гуслицы». При школе
функционирует, открытый благодаря его усилиям, детский сад. Карякин горячо
радел за свою малую Родину. Он жил для людей, много сделал для них, будучи депутатом.
Ведущий вечера С.В. Маркус,
зам. руководителя Просветительского отдела Старообрядческой митрополии
предложил участникам собрания внести свою лепту в кампанию по возвращению
Ильинскому Погосту его исконного наименования – Гуслицы (впервые упоминается в
грамоте Ивана Калиты в 1358 году).
Я в своем выступлении коснулся
пяти уникальных характеристик Гуслиц (для памяти я зафиксировал это условно как
пять «У»).
Во-первых, это уникальный регион
с прекрасной природой и неторопливыми степенными людьми. Особенно здесь мне по
душе старообрядческие кладбища: ряды высоких белых крестов на которых
напоминают воинов в блестящих латах. Подумалось: вот бы сложить свои бренные
останки где-нибудь в зарослях на пригорке неподалеку от одного из таких кладбищ.
Миссионерские усилия «господствующего исповедания», строительство здесь больших
новообрядческих храмов не смогли изничтожить Гуслицы как очаг
Древлеправославия.
Во-вторых, это личность
уроженца Гуслиц владыки Корнилия. Трудно представить более органичное место для
его так называемой летней резиденции (не на Рублевском же шоссе или на берегу
Истринского водохранилища). В центре его скромного поместья возвышается высокое
древо – современник первых древлеправославных поселенцев, бежавших сюда от
гонителей. Если это древо на карте обозначить точкой и циркулем нарисовать
круг, то примерно обозначатся границы владычня двора. Думаю, что владыка был бы
не против, если бы желающие подсобляли бы ему в посадке капусты и в копке
картофеля на его огороде. Начав говорить о митрополите, я просил его не
блокировать меня. Однако владыка не выдержал, и после моих слов о том, что он в
последнее время подобно яркой комете пронесся по стране от брянских лесов до
дальневосточных пределов (С. Маркус меня поправил – «до Камчатки»), прервал меня
и попросил говорить о главной теме вечера.
В-третьих, уникальна школа и
музей при ней. Практически все учителя – это бывшие ученики Карякина. Не думаю,
что старообрядческий Предстоятель имеет широкую возможность посещения школ –
разве что в местах компактного проживания своих единоверцев.
В-четвертых, сам по себе
ведущий тоже уникальный человек. С ним я заканчивал один и тот же ВУЗ в Москве
и один и тот же факультет (мы учились примерно в одни и те же годы, но тогда не
были знакомы). В течение ряда лет сотрудничали по линии Союза Православных
братств. С.В. Маркус – человек высокоинтеллектуальный, творческий, нацеленный
на достижение конкретных результатов в своей деятельности. Обладает даром
общения и способностью «наводить мосты».
В качестве заключительного
аккорда я рассказал собственно о своем общении с героем вечера. В моей памяти
он остался как русский богатырь с огромным внутренним богатством. Был очень
обходительным и внимательным к людям. У него был добрый взгляд и приятный
мелодичный голос.
Вечер сопровождался пением
нескольких молодых рогожан под руководством протодиакона Андрея Моржакова.
Певцы пропели стихеры Кресту и преподобному Сергию, а также духовный стих
св.вмч. Георгию Победоносцу – Небесному покровителю раба Божия Георгия.
В заключении, как это нередко
бывает на подобных вечерах, владыка прочел стихотворение. Запомнились такие
слова: «Я рад здесь родиться и жить, я рад здесь Отчизне честно служить».
По окончании вечера гостей
ожидала вкусная трапеза. Владыка меня сразу предупредил: «Отец Кирил, смотрите,
не оскоромитесь – здесь вот пирожки с мясом, а вон там – с капустой». Когда я
вилкой зацепил кусок халвы из блюда напротив владыки, тот сразу рассыпался.
Владыка бережно все собрал, положил в свою тарелку, а мне передал цельный
кусок. Маленькая деталь, но во многом характеризует старообрядческого
митрополита, как человека деликатного и внимательного к людям. По просьбе
участников трапезы владыка поделился своими впечатлениями от церемонии
подписания документов о вхождении новых регионов в состав России. Запомнилось,
что его благолепная борода тогда произвела сильное впечатление на Главу Чечни
Р.А. Кадырова. Предложение разрешить нашим воинам не бриться, однако, не
вызвало энтузиазма у министра обороны. За трапезой владыка спросил меня, как уроженца
Луганщины, о моем восприятии произошедшего. Я сказал, что мы молились об успехе
референдумов, читали благодарственные молитвы после подписания договоров. О
том, что в нашем храме после заамвонной читается пространная молитва о победе
Русского оружия. О том, что на воскресных и праздничных трапезах мы часто
беседуем о событиях в Донбассе и Новороссии. Очевидно, что по примеру Крыма
Донбасские епархии войдут в прямое подчинение Московскому Патриарху. Украинское
православие всегда ассоциировалось у меня с обливательным крещением, аляповатой
росписью, концертным пением, непропорционально изготовленным шестиконечным
крестом. В Донбассе служат очень много выходцев с Западной Украины. Среди них
встречаются усердные молитвенники, хорошие администраторы и крепкие
хозяйственники. С некоторыми из них я дружу. Но все-таки менталитет у нас
существенно отличается. Несомненно, что после вхождения Донбасса в состав
России канонические начала церковной жизни в этом регионе укрепятся.