В МГУ прошла III Международная научная конференция о традиционной культуре позднего русского средневековья
Конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» прошла 23-24 мая 2014 г. в здании истфака МГУ, построенного в 2005 году.
Участников Конференции приветствовали: декан исторического факультета, академик РАН, профессор С.П. Карпов, председатель Археографической комиссии РАН С.М. Каштанов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Церкви МГУ И.В. Поздеева, настоятель Невской старообрядческой поморской общины, председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви О.И. Розанов, о. Алексий Лопатин, руководитель библиотечно-музейно-архивного отдела Старообрядческой митрополии (он зачитал приветствие митрополита Корнилия). Запомнилось в выступлении Карпова: «В Европе все плачут от болонской системы – она приведет к усреднению. Важность сохранить верность традиционную форму образования. Нельзя ориентироваться на конъюнктуру рынка».
Приведу несколько отрывков из докладов, на которых я присутствовал.
П.А. Донцов, председатель Общественного движения «Русское духовное единство» Республики Молдова: «В Молдавии 16 старообрядческих приходов – только половина из них полнокровны – есть группа сторонников перехода в юрисдикцию Браиловской митрополии (Румыния). Они ведут агитацию. Село Покровка – единственное чисто русское село в Молдавии. На фоне полной разрухи в молдавских селах, оно процветает (уехало только два человека). Большой приход имеется в селе Кунича. Отсюда на фронт ушло 382 человека, из которых 175 не вернулось. Широкая панорама издательской деятельности старообрядцев безпоповцев Латвии была представлена в докладе главы Издательского отдела Гребенщиковской общины г. Риги И.И. Иванова. Особый интерес вызвал очередной 9-й номер журнала «Поморский наставник» (первые три его номера вышли еще до войны). Катехизис на русском языке (составитель К.А. Кожурин). Сборник стихов поэтов-старообрядцев – «Триста лет нас зовут староверами». С 1994 года при Рижской общине действует типография. На два миллиона жителей Латвии приходится до 80 тысяч старообрядцев. Кроме того, у 230 тысяч латышей имеется кровь русских старообрядцев. Интересным был доклад о старообрядцах Вятского края. К сожалению, здесь уже в наше время у старообрядцев-безпоповцев произошел раскол. Причиной были разногласия по следующему нюансу: как держать икону в гробе покойника – лицом к нему или наоборот? Многие люди на Севере, сведущие в древней книжности, были репрессированы в 20-30-е годы, а также в период хрущевских гонений. В 1952-м году восемь старообрядческих наставников были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности и осуждены на 25 лет заключения (освобождены они были в 1954-м году). Один из старообрядцев – участников Конференции А. Безгодов свой доклад посвятил репрессиям против старообрядцев Верхнекамья в первые годы советской власти. Зав. кафедрой История Церкви МГУ игумен Филипп (Симонов) выступил с докладом «Церковь в условиях «постхристианской» глобализации». И.В. Поздеева рассказала о почти полувековой полевой работе археографов МГУ («пять поколений студентов прошли через экспедиции»). Фонд археографического отделения МГУ содержит 180 старопечатных книг и несколько сот рукописей (самая ранняя относится к середине 15-го века). Записано более ста духовных стихов, сделано две с половиной тысячи фотографий. Видеозаписи богослужений старообрядцев, интервью с ними, их быт, ремесло и т.д. – более 600 часов. Все найденные письменные памятники были опубликованы в 14 книгах. Я выступил с сообщением на тему: «Прения о вере» с современными греками». Интересными были видеоматериалы, представленные на Конференции: «Покров день семьи Килиных», об этнографическом празднике в крупном старообрядческом селе Усть-Цильма (Коми), о жизни старообрядцев-поморцев Верхнекамья (искусство изготовления лестовок и саванов) и Горной Шории (здесь любой старик поет песнопения праздника Троицы), о жизни старообрядческой общины г. Нижний Новгород, о строительстве часовни в Пустозерске на месте сожжения протопопа Аввакума и его сподвижников. В итоговом документе говорится о создании при МГУ Библиотеки современной старообрядческой литературы и в поддержку единого комплекса Преображенского кладбища.
За несколько десятилетий общения со старообрядцами, И.В. Поздееву не раз призывали к переходу к ним. «Как я перейду? У меня дед священник РПЦ. Он был расстрелян, в том числе и по обвинению в том, что крестил меня» - говорила она.
За трапезой звучало много поздравлений в честь юбилея Ирины Васильевны Поздеевой. Все выступавшие отдали ей должное в том, что ей удалось создать крепкий коллектив, объединить всех, независимо от того кто где живет и кто во что и как верит. Она своим примером всегда показывала верность своему делу и для большинства ее соратников это дело теперь также составляет большую часть их жизни. Создав лабораторию по изучению староверов в России, Ирина Васильевна приложила немало усилий по изучению их и в странах Ближнего зарубежья. Выступавшие вспомнили, как 20 лет назад, когда на нас отовсюду «хлынула» свобода, Ирина Васильевна произнесла такую фразу: «Надо не только иметь свободу, но еще уметь этой свободой воспользоваться». Следование этому наставлению помогло не только продолжить научные исследования и конференции, но и достигнуть того согласия, которое сейчас имеется.
Гостья из Америки (штата Орегон), приехавшая для участия в Конференции сказала, что очень рада, что представилась возможность побывать на родине, дома и отметила высокий уровень российской академической науки.
Было отмечено, что за пределами таких могучих научных центров как МГУ ученые-исследователи очень одиноки: Нижний Новгород, Самара, Владивосток, Томск... И очень отрадно собираться всем вместе на такие научные мероприятия. Археографическая лаборатория является неким центром, узлом, связующей. Для всех это праздник приехать сюда, и все рады ощущать себя частью интеллектуальной цепи. Сохранение любой традиции, в данном случае старообрядческой, есть противодействие дезинтеграции, распаду.
Один из участников со стороны старообрядцев с некоторой долей юмора заметил, что является не только участником конференции, но и объектом исследования. Он сказал, что замечено положительное влияние старообрядчества на исследователей и пожелал всем, чтобы общее сотрудничество было плодотворным.
Игумен Кирилл (Сахаров)