События, новости

Престольный праздник в Знаменской церкви у Рижского вокзала

 

Это один из древнейших храмов столицы. Хотя нынешнее здание церкви было построено в второй половине 18 века, уже в 20 - е годы 17 века на этом месте была деревянная церковь. Храм никогда не закрывался. Интересно было бы узнать как он жил в конце 30 - х годов и в годы войны. Знаменский храм - один из самых видных храмов столицы. Когда меня в советское время на вскидку просили назвать 10 больших храмов Москвы, в своем перечне я обязательно упоминал храм на Рижской. В 70-е годы, во время обучения в светском вузе, я часто бывал в этом храме. Изюминкой моей жизни в те годы были архиерейские службы в престольные праздники московских храмов. Помню переполненный Знаменский храм во время служения в нем патриарха Пимена. Памятны мне резные узорчатые киоты храмовых образов и сени над ними, кованные хоругви, сверкающая решетка - ограждение солеи, переливчатый звон колоколов. В 80 - е годы рядом с храмом был построен дом причта с крестильным храмом - довольно редкий в то время случай. Особенно привлекали святыни храма - икона «Знамение» (нач. 19 века; копия знаменитой новгородской иконы 16 века) и мученика Трифона с частицей его мощей. В настоящее время храмовый комплекс напоминает собой таинственный Китеж - град. Построен еще один храм - в честь Воздвижения Креста Господня. В этом храме находится поклонный крест, который был установлен на месте встречи патриархом Никоном мощей святителя Филиппа.

В сонме духовенства, принимавшего участие в совершении всенощного бдения (я насчитал 14 человек) выделялись 90 - летние маститые старцы - протопресвитер Матфей Стаднюк и протоиерей Сергий Вишневский. О. Матфей - многолетний секретарь патриархов, всегда отличался спокойствием, доброжелательностью и деликатностью. Никто не помнит, чтобы он когда-нибудь на кого-то повысил голос. Однажды он, огорченный упущениями рабочих, решил «устроить им разгон». Одному сотруднику Патриархии было интересно послушать, как это будет проходить. И что же он услышал? Подходит о. Матфей к рабочим и говорит: « вы хорошо работаете, но надо еще лучше» - вот и весь «разгон»... О.Сергий в священном сане уже 62 года. Шесть или восемь лет он был настоятелем Знаменской церкви. Широко известно его решение оставить настоятельство в московском храме и переехать на малую родину - почти вымершую деревню в Ярославской области (об этом даже фильм снят). Батюшка еще бодрый, но поводят ноги, «а после восьмидесяти и память - главном образом на имена». В помощь ему Ярославский архиерей направил молодого иеромонаха. «Когда забываю его имя или имя еще кого-нибудь, начинаю припоминать какие-нибудь ассоциации - имена персонажей из литературных произведений, например. Когда хочу вспомнить имя собрата, припоминаю имя главного героя рассказа Тургенева «Му-му» - «Ге-ра-сим»!»

......Облачаемся до приезда архиерея, поверх одеваем рясы. Торжественная встреча владыки. Четко, без запинок и шероховатостей проходит служба. Во время херувимской песни архиерей долго поминает имена о здравии и упокоении, вынимая за них частицы из просфор. Звучат десятки имен ныне здравствующих и уже почивших архиереев, настоятелей и настоятельниц московских монастырей. Обратил внимание на висящий в алтаре колокол - интересно для чего он здесь? Его назначение стало понятным во время Евхаристического канона, когда после благословения Агнца на дискосе, вина в потире и всего вместе было три удара в колокол. Вспомнил, как одна старая прихожанка настойчиво просила: «Батюшка, расскажите нам, пожалуйста, что вы делаете в алтаре? Ну, правда, нам же очень интересно!». Стали причащаться. Со страхом приближаюсь к огромной чаше с Кровью Христовой. Подходящие к ней священнослужители очень быстро из нее испивают. Грешным делом подумал: «Уж не один раз ли стали это делать вместо троекратного по уставу?». Нет, все как обычно, но уж очень быстро - с непривычки закашлялся после принятия Крови Христовой. По окончании Литургии был молебен, в конце которого митрополит энергичным взмахом кропила в руке орошал мощной россыпью капель святой воды словесное стадо Христово. Мощным басом протодъякон возгласил многолетие. Дружные многолетствования часто звучали на трапезе. Многоцветие бодрого их пения на разные лады напоминало периодически вспыхивающие на елке новогодние украшения. Подумал: «когда-нибудь надо решиться на подобном мероприятии спеть «многая лета» старинном распевом. Надо пользоваться любым удобным случаем для напоминания о нашем древнем благочестии».

На трапезе познакомился с сидящим рядом священнослужителем. Он представился: «протоирей Георгий - настоятель Тихвинской Церкви на ВДНХ».

Когда я в свою очередь ему представился, он так отреагировал: «ну вас то мы знаем, вы широко известны, я читаю ваши статьи». Я вздрогнул: «не далеко ли я зашел со своим писательством? Нет ли на подсознательном уровне желания славы и искания популярности? Враг ведь очень тонко действует, подталкивает к падению в бездну гордыни. Хотя я и стараюсь на все брать благословление у духовника, надо бы пристальнее всмотреться в эти вещи». С отцом Георгием мы несколько раз меняли диспозицию: на встрече архиерея он стоял позади, хотя как и я носит крест с украшениями. Когда облачились то оказалось, что он митрофорный протоиерей - само собой я опустился на ступеньку ниже. На трапезе он опять смиряется и садится ниже. Разговорились. Вспомнил о своих посещениях Тихвинского храма и о тамошних настоятелях. Отец Георгий оказался уроженцем Алма-Аты. Интересно рассказывал о старце - архиерее Иосифе. Запомнилось такое: когда Гагарин слетал в космос, владыку вызвал уполномоченный и сказал: «вам бы надо на ближайшей службе в проповеди сказать о том, что Гагарин летал в космос и Бога там не видел». Наступил воскресный день. Владыка начинает проповедь: «Юра Гагарин летал в космос и Бога там не увидел». Пауза. Архиерей продолжает: «а Бог его видел и благословил!» Подумал: «интересный, симпатичный батюшка, очень любезный и контактный. Надо бы у него побывать».

Несколько слов о настоятеле, о Федоре. Очень темпераментный, эмоциональный человек. От людей такого плана нередко «искрит», подчиненным и окружающим могут быть нанесены раны. В случае с настоятелем Знаменского храма это не грозит, потому что это очень душевный человек. Со свойственными ему деликатностью и человечностью, он сглаживает острые углы. С первого взгляда было видно, что семья настоятеля дружная, что в ней царит любовь. Вспомнил как в начале 80-х, во время семинарских каникул мы ехали с будущим о. Федором на такси из Тернополя в Почаев. Как тогдашний наместник Лавры архимандрит Иаков благословил спустить Почаевскую икону Богородицы с тем, чтобы Федор с будущей матушкой могли помолиться, приложиться к святыне и испросить благословления на совместную жизнь. О.Федору органически присуще чувство юмора и он, между прочим, безподобный рассказчик. В студенческие годы я услышал его рассказ как во время какой-то межправославной встречи, ее участники плыли на корабле. Член нашей делегации о.Виталий Боровой вышел проветриться на палубу и столкнулся с загорающим главой константинопольской делегации митрополитом М. О.Виталий замешкался, а потом сложив руки, попросил благословения. Рассказано это было в лицах, в неподражаемом стиле. Кстати, о.Виталия о.Федор всегда вспоминает с большим теплом, как скромного человека, безсребреника и большого ученого. Рассказал как в 60-е годы о.Виталий вопрошал тогдашнего папу (якобы непогрешимого) грешен ли он? Не получив ответа батюшка тогда сказал: «Ну тогда я на Страшном Суде скажу, что папа грешен».

Я в своем слове обратил внимание на диаконский состав, принимавший участие в праздничной литургии. Диаконов было четверо (бывали случаи, когда их количество здесь доходило до двенадцати). На сей раз было два Владимира, Дионисий (это местный - крупный добрый, трогательный) и главный - Валерий. Когда священнослужителей сравнивают с духовными воинами, то визуально это сравнение особенно подходит к диаконам. О.Валерий служит в лучших синодальных традициях (в древнем чине формат и стиль диаконского служения существенно отличен). Когда этот статный протодиакон с простым открытым русским лицом, совершая каждение, ритмично, выверено передвигается по алтарному пространству, то кажется, что это средневековый рыцарь, бряцая доспехами, движется навстречу злу, чтобы поразить его. Взмахи кадила при этом напоминают поблескивание разящего клинка. Накануне вечером служил один отец Дионисий. Особенность диаконского участия в совершении всенощного бдения на удивление такова, что объем произнесенных им священных слов больше, чем у всех остальных священнослужителей, включая Архиерея. Как не любить таких тружеников - пахарей на духовном поле! Обычно на праздничной трапезе акцент делают на личности Архиерея, настоятеля храма, именитых гостях и порой забывают отметить «рядовых на духовной бране». Мне захотелось сбалансировать такое положение. Из выступлений на трапезе особенно запомнилось слово архитектора, который привел несколько примеров чудес, связанных с храмом, «только за прошедший год». Поразило из его рассказов, как соколы выписывали восьмерки над куполами храма (это в храме, где находится частица мощей мученика Трифона, в житии которого фигурирует сокол!). Праздник прошел на высокой волне вдохновения и искренней радости. Прощаясь со мной, о.Федор сказал: «И когда ты успеваешь писать?!» Я в ответ: «Вот такие встречи «подпитывают» меня, дают материал для размышлений».

 

Игумен Кирилл (Сахаров)



 


 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную