Грузинский вечер в российском вузе
13.05.2015
Игумен Кирилл (Сахаров) о прошедшей в Москве встрече с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом и презентации книги Владимира Лучанинова «Люди Грузинской Церкви» …
12 мая в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошла встреча с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Грузинская Православная Церковь) и презентация книги «Люди Грузинской Церкви» (автор – В.Лучанинов). Был показан фильм митрополита Илариона (Алфеева) «Православие в Грузии». В программе были также фоторепортаж о Грузии журналиста и фотографа Ю.Маковейчук и выступление хора храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (регент - Сыроежина Т.А.). Итогом вечера было открытие при университете клуба русско-грузинской дружбы (ранее были открыты клубы русско-сербской и русско-греческой дружбы).
Приведу некоторые запомнившиеся выступления участников встречи как с грузинской, так и с российской стороны.
«В Грузии постятся только грузины, а гости нет – грузины за них после постятся. Кто не готов к таким вещам, тому лучше пока не ездить в Грузию».
«По настоящему любит свою Родину тот, кто любит и другие народы».
Запомнился такой рассказ. В Бодбийском монастыре (здесь под спудом покоятся мощи св. равноапостальной Нины) находится Иверская икона русского письма, вся изрезанная ножами. Еще в начале 90-х годов были живы последние насельницы обители. Они были работницами родильного дома и больницы, которые располагались в закрытом монастыре. Днем они работали уборщицами, а ночью тайно молились. Роды и операции проходили на Иверской иконе, на её обратной стороне. Так вот монахини под столом, на котором лежала эта икона, творили свои молитвы. Главврач был неверующим человеком. Узнав об этих тайных молениях, он в гневе ножом исцарапал лик образа. Как часто бывало в таких случаях, вскоре он погиб от несчастного случая. После открытия обители икону хотели реставрировать, но Патриарх благословил оставить так, как есть, в назидание потомкам.
Много говорили о замечательной личности Предстоятеля Грузинской Церкви Святейшего и Блаженнейшего Патриарха-Католикоса Илии Второго. Его отец был очень благочестивым человеком. В 30-е – 40-е годы, когда он ехал на автобусе и видел где-либо висящую икону, то настаивал, чтобы водитель останавливался. Подходил к иконе, прикладывался к ней, молился около нее. Перед иконой Собора грузинских святых он делал столько поклонов, сколько было на иконе изображено святых. Как и будущего Патриарха Тихона, так и будущего Патриарха Илию в школе называли Патриархом. В своей резиденции Святейший Илия хранит посох праведной Анастасии, жившей в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), откуда был родом и он. В годы Великой Отечественной войны, когда немцы подступали к городу, подвижница явилась одному советскому солдату и сказала: «Я охраняю этот город». Немцы не смогли пройти ту линию, по которой пролегал обычный маршрут Анастасии.
Запомнился также рассказ о недавно канонизированном Грузинской Церковью старце Гаврииле. Он пребывал в довольно редком для Грузии подвиге юродства (здесь больше было мучеников). В контексте эксцентричных (с мирской точки зрения) поступков (например, пение арий лежа в гробу) старец, имея дар прозорливости, подсказывал нужные мысли и слова. «Настоящий юродивый, каким был о. Гавриил, приводит к Богу, а не настоящий, самовольно принимающий на себя этот подвиг, приводит к себе и начинает всех осуждать», - заключил владыка Серафим.
По окончании встречи грузинский хор выступил с программой, состоящей из двух частей: богослужебных песнопений и песнопений светских с большим назидательным смыслом. Завершил хор свое выступление пением «Многая лета».