Заметки с Седьмых
Калязинских чтений
Чтения проходили 11 февраля 2020 г. под эгидой «Русского
собрания», возглавляемого А.Д. Степановым. Тема Чтений: «Российская глубинка –
свидание с Русью». Интереснейшие люди приехали в Калязин: Л. Болотин, М.
Щеглов, О. Касин и др. - всего около 10 человек. Чтения открылись в
конференц-зале администрации. То, что придется выступать экспромтом, стало ясно
сразу, и я судорожно стал набрасывать тезисы своего выступления. Выступать
пришлось третьим после главы администрации К.Г. Ильина и А.Д. Степанова.
Говорил о том, что мы, жители столицы и крупных городов, в
неоплатном долгу перед глубинкой, о том, что наш моральный долг оказывать
всяческую помощь – ведь это наш резерв, тыл. Критиковал идею создания на
территории России 10-15 мегаполисов. При этом в глубинку планируется приезжать
вахтовым способом. Эту идею я назвал убийственной, несущей огромную угрозу для
существования страны. Говорил о необходимости спасения разрушающихся сельских
храмов. По моему глубокому убеждению, московские приходы должны оказывать в
этом плане всестороннюю помощь. Об алкоголизации, абортах, разводах – все это
фейерверком во взволнованном тоне. Упомянул свою малую родину – Луганскую
область. В моем родном Артемовске закрылась шахта, абсолютная безработица,
демографическая катастрофа – остались одни пенсионеры. А как тогда удержать
Донбасс, если от него останется только степь, куда, как поется в песне, должен
выйти парень молодой? А будут ли эти самые парни там через какое-то время? Вспомнил
«Дневник деревенского попа», где я привожу горькие факты из многочасовых
застольных бесед с жителями деревень. Развернулся широко, коснулся даже вопроса
о всеобщей воинской обязанности, восстановлении НВП и пр.
Из выступлений других участников Чтений запомнилось, что в
некоторых районах Тверской области население уменьшилось в три раза; о том, что
около 300 тысяч детей ежегодно изымается из семей; о росте женского
алкоголизма. Заграницу за большие деньги продана 21 тысяча наших детей (кажется,
только в Италию), в т.ч. 3 тысячи из Тверской области. О 9 тысячах этих детей нет
никаких сведений. О том, какая борьба идет по поводу формулировки Конституции:
«Мы русские с другими народами» или «Российская нация». О том, что нет понятия «государственный
язык Российской Федерации», о том, что нет хорошего учебника по русскому языку
и т.д. Слово «русский» в советское время употреблялось чаще, чем это делается
сегодня. О разрушении патриотических центров.
Протоиерей Андрей Денисов,
благочинный из Ярославской области, рассказал о восстановлении заброшенного
сельского храма. Говорил о росте иждивенческих настроений среди людей. Призвал
с оптимизмом относится к невзгодам, несмотря на все беды («Упал на одно колено
- слава Тебе, Господи, что не на два. Ударился лбом о пол – хорошо, что не
насмерть» и т.п.).
После пленарного заседания в помещении местной библиотеки
принял участие в секции по культуре. Рассказывали о том, как жизнь в деревне
отражалась в советском кинематографе. Сетовали, что почти нет отечественных
мультфильмов. Спектр обсуждаемых вопросов был очень широк - от проблем сельской
школы до угрозы цифровизации.
Вечером в местном ДК был шикарный концерт. Дети показали
инсценировку, посвященную Великой Отечественной войне. Местная певица выступила
с известной песней Жанны Бичевской «Мы русские, мы русские, мы все равно
поднимемся с колен». Певец из Петербурга Сергей Зыков исполнял песни военных
лет «Шел солдат», «Темная ночь», «Едут, едут по Берлину наши казаки», «Журавли».
Звучали песни «Малиновый звон», «Русский вальс», «Родная земля»; песни на стихи
Н. Рубцова «Русский огонек», «Молитва».
На следующий день посетили Музей кружева. Директор музея продемонстрировала, как кружева изготавливалась, показала вещи из затопленной части города (в 38-40 годах две трети города были затоплены).
Визитной карточкой города является колокольня разрушенного Никольского собора монастыря, основанного прп. Макарием в 15 веке – символ недотопленной России, по словам Солженицына. На 75 метров колокольня возвышается над гладью водохранилища. Оставили ее в качестве маяка. Намечается ее реставрация. С колокольни в советское время прыгали с парашютами. Однажды насмерть разбилась девушка – она прыгала в безветренный солнечный день, но упала от внезапного порыва ветра. Водохранилище хотя и существенно расширили, но с позиции современности это было неоправданно.
Мощи прп. Макария были вскрыты еще в 1918 году. В 2012 году мощи были перенесены из Твери в Калязин и помещены в серебряной раке в восстановленном Вознесенском соборе. Рядом с собором памятник национальному герою России М. Скопину-Шуйскому, который был открыт в августе 2009 года в честь 400-летия победы под Калязиным над польско-литовскими захватчиками. На месте памятника Ленину, около которого принимали в пионеры, установлен памятник прп. Макарию. Единственным действующим храмом в городе до войны была Введенская церковь. На город Калязин (первое упоминание о котором было зафиксировано в 12 веке) в годы Великой Отечественной войны было сброшено десять бомб, но ни одна из них не взорвалась. На сегодня население города около 13 тысяч, а в районе в два раза больше. Смертность в три раза превышает рождаемость.
В Богоявленской церкви посетили краеведческий музей. Храм был построен в 1781 году; музею в этом году исполнилось 100 лет. В экспозиции музея монашеская власяница, вериги весом 8 кг. Запомнился топор 15 века - вполне возможно, что им пользовался сам прп. Макарий. Монастырь входил в десятку самых крупных русских обителей. Дважды был в Макарьевском монастыре Иоанн Грозный. К сожалению, только пятая часть фресок собора монастыря была спасена.
Одно из самых сильнейших впечатлений прошедших двух дней осталось от личности главы администрации Константина Геннадьевича Ильина. Вечером в первый день он не смог быть с нами до конца на вечернем приеме, т.к. спешил читать псалтырь по соглашению, а на следующий день извинился, что должен пораньше отъехать в Ярославь для передачи курсовой работы для Ярославской Духовной семинарии, где он учится на заочном отделении.
Игумен Кирилл (Сахаров)