Среди бездомных на Казанском вокзале
«Вы о чём-то переживаете? У Вас никак не снижается пульс» -
сказал врач, которого я, не имея сил больше терпеть головную боль, глубокой
ночью попросил подойти. «Наверное, это из-за переменчивости погоды, хотя есть и
повод для волнения, так как утром придёт экспертная комиссия по поводу
судебного иска по земле. Впрочем, и это не главное. Дело в том, что я поздно
вечером побывал на Казанском вокзале и пообщался там с бездомными – и вот
теперь все мысли об этом». Председатель общественной организации «Русь Триединая»
С. Моисеев сообщил о предстоящей волонтёрской акции по оказанию помощи
бездомным на этом вокзале. Я загорелся желанием принять в ней участие.
Пригласил прихожан своего храма и членов московского отделения Союза
Православных братств.
Перед входом на вокзал большая группа молодых и среднего
возраста мужчин, несколько женщин. Радостно меня встречают, почти все подходят
под благословение. Первое, что бросается в глаза в зале, - лежащий в углу
мужчина. Как это возможно?! На глазах у всех, в том числе иностранцев, такая
неприглядная картина. Где полиция, санэпидстанция? Разве не основание по
административному протоколу «загреметь» на 15 суток и ещё на пару лет получить
запрет входить в вокзалы? А главное, где альтернатива: больница, приют,
ночлежка и т.д.? Наши женщины хлопочут вокруг лежачего, но, похоже, что ему
ничего не надо. Единственное, о чём он попросил, и то не нас, а своего коллегу
по «бомжеванию» – принести воды. Картина в большом зале вокзала вполне себе
сюрреалистическая: часть помещения в ремонте – кругом рассыпана штукатурка.
Между вполне приличными гражданами рассеяны т.н. «бомжи»: они дремлют,
улыбаются, ухмыляются, о чём-то воркуют между собой. На сидениях у стены под
изображением серпа и молота они сидят сплошным рядом. Маятником вдоль этого
ряда расхаживает молодой кавказец и о чём-то громко говорит на своём языке по
сотовому телефону. Периодически он поворачивается к сидящим в зале и обращается
к выбранным целям среди сидящих в ряду бездомных. Те, к кому он обращается,
покачивают головой, расплываясь в блаженной улыбке. Некоторые, по-видимому,
новенькие, ещё не обстрелянные, напряжённо вслушиваются. «Вот видите, - говорит
мне один из участников акции, - вешает лапшу на уши, завлекает в сети,
агитирует пойти с ним, обещая золотые горы. Так люди попадают в рабство для
работы на кирпичных заводах». Волонтёры предупреждают бедолаг об опасности.
Самим своим присутствием они отгоняют вербовщиков. Пёс одного из волонтёров
изредка тревожно лает – как бы солидаризируется с пришедшими помочь ближнему
спасателями. Рассказывали, что во время
предыдущей акции чуть не дошло до потасовки. Подходит мужчина лет 55-ти
бомжеватого вида. На нём намотано большое количество всякого тряпья, на голове
грязный суконный колпак – похож на француза, в зимнюю стужу отступающего от
Москвы. Спрашивает, где служу, сетует, что около храмов запретили собирать
подаяние, а в некоторых и кормить их брата. Ещё претензия – не принимают на
проживание при храмах. Подтверждает, что имеет место вербовка южанами.
Интересуется, не могу ли я помочь ему встретиться с Патриархом – у него есть
важные вопросы к нему. Я в свою очередь справляюсь, откуда он и как долго
находится здесь? Родом он из Ставропольского края, а на вокзале околачивается
вот уже 30 (!) лет. Я чуть не свалился с ног. Как это вообще возможно? Куда
смотрит государство, правоохранительные органы? В советское время был закон о
тунеядстве – зачем его отменили, отпустили вожжи – дали свободу. А что она
принесла этим людям? Свободу ничегонеделания? А ведь, как известно, праздность
– мать всех пороков. Волонтёры меня вновь просвещают: у этих людей
атрофировались трудовые навыки, процессы их деградации приняли необратимый
характер. Приводили примеры, как за хорошие деньги им предлагали поработать, а
они отказывались. Вспомнил, как на приходе мы неоднократно пытались таких людей
вернуть к нормальному образу жизни. При первой же возможности они напивались и
теряли человеческий облик. Старушке медсестра растирает руки – они у неё
частично обморожены. В процессе растирки выясняется, что она уже 25 (!) лет
живёт на вокзале. Мужчина и женщина «помятого» вида по-хозяйски раскладывают
свои харчи, приветливо мне улыбаясь. Здесь все вперемешку – и бездомные, и
ожидающие свои поезда пассажиры. Неприятные запахи, антисанитария. Прислушиваюсь,
о чём говорят между собой волонтёры, периодически присаживаюсь и творю про себя
Исусову молитву. Моя миссия заключается в духовной и моральной поддержке
волонтёров. Чувствую, что это очень важно для них. Угнетающая безысходность и
горечь. Мы говорим о сбережении народа, как о важнейшей составляющей
национальной идеи, а здесь, на
пульсирующем энергетикой пространстве, то, что в пику ей: развалы спиртного,
женщины лёгкого поведения, ядовитые грибы всевозможных сексшопов и интимных
бутиков, большое количество «бомжей» и криминалитета, увивающегося вокруг них.
Пошатываясь от нахлынувших впечатлений, с досадой на свою беспомощность и на
индифферентность, пассивность прихожан, ватными ногами иду к выходу. Обуревают
гнетущие мысли: где же выход? Что нас ждёт? Почему не решаются эти вопиющие
проблемы, комплексно не врачуются эти язвы? Пульс набирает высоту – впереди безсонная
ночь, затем утро с новыми проблемами и тревогами. Помоги, Господи!
Игумен Кирилл (Сахаров)