Игумен Кирилл (Сахаров). Обращение к землякам в связи с юбилеем
храма в родном городе
Дорогие братья и сестры!
С конца восьмидесятых началась
работа по возведению храма в родном городе – Артемовске Перевальского района
Луганской области. Артёмовск относительно молодой город, статус свой получил
лишь в 1961 году. До этого был поселком городского типа, названного в честь
товарища Артема, а основано поселение было в 1910 году под именем Екатериновка.
«Екатериновские угольные копи», «Екатерининский рудник». Уже через 4 года
численность населения составила около 900 человек, была открыта первая
начальная школа. В 2016 году неугомонные украинские власти, декоммунизируя вся,
переименовали Артемовск в Кипучее, что, конечно же, не было признано местными
жителями и фактическими властями города.
Со времени основания рудника
здесь никогда храма не было. Прошли 20-е, 30-е годы, война… Хоронили иногда с
пением «Святый Боже» - бабушки шли за гробом. Кресты на могилах ставили.
Верующие ездили на службы в райцентр или в село Малоивановка.
Хотел бы поделиться некоторыми
воспоминаниями из детства о моем пути к Богу, что впоследствии сподвигло меня
инициировать открытие храма в нашем городе.
В школе учительница перед
Пасхой проработку вела - это где-то 1966-67 годы: "Вы смотрите, в церковь
не ходите". А церковь в районном центре, от нас 6 километров. "В
церковь не ходите, иначе могут в стенгазете про вас написать, поместят вашу
фотографию". Такое вот было запугивание. Естественно, это как-то
воздействовало, но в то же время интерес возникал. Вообще, у нас в доме
церковная тема не звучала, вот только бабушка иногда что-то рассказывала, когда
я ее расспрашивал. Начав тайком от родителей посещать храм в райцентре, я стал
много читать по религиозной тематике, перелопатил все, что было в нашей
библиотеке на эту тему - увы, это была атеистическая литература.
А еще я подражал богослужению –
через это многие священники прошли, и Патриарх Алексий, я читал. Дома, когда
никого не было, я подражал дьякону с его басом. Вместо ораря была красная лента
с полосами, очень напоминающая дьяконский орарь, но это был, конечно же, не
орарь, это был элемент экипировки пионера-знаменосца, который носил такую ленту
через грудь. Я взял ее и как орарь использовал. Вместо кадила – белая
парафиновая свеча, с помощью которой я изображал каждение. Вот такие были у
меня свои богослужения в доме.
Мне как-то все-таки удавалось
тайно и храм посещать, и дома молиться, несмотря на отдельные инциденты,
окружающим тогда не была ясна полная картина и глубина моего увлечения.
Наиболее крупный инцидент был в
школе. В десятом классе уроки истории и обществоведения вел директор Иван
Иванович – такой крупняк по комплекции, по росту. Перед ним трепетали все – и
учащиеся, и учителя. Вот идет он по коридору, эдакий слоник, и все прижимаются
к стене. Он был такой медлительный, степенный. Идет такой слоник по школе, все
– по углам: идет директор Иван Иванович. Потом, когда он уже стал стареть,
тогда, как над старым медведем шавки начинают издеваться, так и ученики над
ним. Вот он ведет урок, допустим обществоведения, кто-то отвечает, или он сам
говорит и вдруг - засыпает на две-три минуты. Потом просыпается и продолжает
вести тему дальше. Естественно, все давятся от смеха. Вот этот Иван Иванович на
уроках обществоведения имел такое обыкновение: начинал он урок с того, что
вызывал на первые парты несколько жертв, которым надо было в письменном виде за
15 минут ответить на тему предыдущего урока. Однажды и я оказался в числе этих
жертв. Мне попался вопрос: «Материализм и идеализм» – в начале курса
обществоведения была такая тема, по-моему, пятый параграф. Я уже тогда был в
какой-то степени воцерковленным человеком. Начинаю отвечать на эту тему. Пишу в
таком нейтральной стиле: «материализм считает, идеализм считает…». И вот,
где-то в моем повествовании надо было употребить слово «Бог». Я, недолго
колеблясь, пишу с большой буквы это слово и отдаю свою работу директору. На
следующем уроке он опять вызывает очередных жертв на первые парты для
письменных работ и разбирает предыдущие ответы. Наступает пауза, и он говорит:
«Вы знаете, у нас есть такой ученик в десятом классе, который пишет, вот его
письменная работа, в ответе на вопрос о материализме и идеализме, представляете
себе, он пишет слово «Бог» с большой буквы!» И весь класс, как засмеется. Я,
естественно, стушевался в какой-то степени, но как-то обошлось, как-то на этом
не зациклились. Но отец мой, Сергей Яковлевич, был человек своеобразный, о нем
будет сказано дальше, посетил школу только два раза за десять лет: когда меня
привели в первый раз в первый класс, и когда я учился уже в 10-м классе. Он
пришел в школу к Ивану Ивановичу и говорит ему: «Иван Иванович, вот такое дело,
я ничего не могу поделать со своим сыном, он у меня по церквям разъезжать стал,
читает церковную литературу», - не помню, не знаю точно, что уж он там говорил,
но то, что я посещаю церкви, это он точно сказал. А Иван Иванович ему в ответ
(со слов отца): «Да, вот я тоже столкнулся с тем, что он в письменной работе по
обществоведению пишет слово «Бог» с большой буквы…».
Вот идет урок физики в десятом
классе. Приходит секретарь и говорит: «Сахаров, к Ивану Ивановичу». Вызывают
меня к директору в первый раз, в общем-то. Я уже предчувствую нечто, вхожу в
кабинет, он меня спрашивает: «Ты что, церковь посещаешь? Ты что, верующий
человек?» Я: «Вы знаете, Иван Иванович, я люблю историю и мне интересно с этой
точки зрения посмотреть, побывать»… Я как-то сумел перевести разговор в эту
плоскость – культурологическую, что ли, искусствоведческую. Он, к моему
удивлению,
не стал давить на меня.
Произошел общий разговор, где какая церковь, например, вот там, в Городище –
там старообрядцы и т.д. Резюме было такое: «Ну, ты смотри, ты же собираешься
поступать в институт, смотри, сложности у тебя будут», в связи с моим таким
настроением. На этих словах мы и расстались. Он был историк, я поступал на
истфак. Поступил, и он интересовался.
В доме, где я рос, был сосед –
человек идейный, от его доносов в 30-е годы были аресты людей. Он даже хотел
пресечь пение старушек «Святый Боже» при проводах на кладбище. Услышав за
стенкой, как я слушаю по радио трансляции богослужений, он сообщил об этом
моему отцу. А недавно в архивах СБУ обнаружили его докладную в партком шахты на
то, что у соседа сын слушает вражьи голоса и трансляции богослужений. Тогда отслеживалось,
кто был с высшим образованием и пошёл по церковной стезе. Все такие местные
уроженцы были на карандаше в спецорганах. Но это уже были
семидесятые-восьмидесятые годы и как-то всё обошлось.
Священника в Артемовске я видел
до открытия храма только два раза. Первый раз он на нашей улице кого-то
соборовал, а другой раз шел за гробом на кладбище. Донбасс, пролетарский край,
шахтёрский городок… Ни священника, ни храма не было. Только с конца
восьмидесятых годов началось движение в этом направлении.
Разве я мог тогда предположить,
проходя много раз по тропе, упирающейся в дореволюционный террикон, что один из
домов на этой улице будет переоборудован в церковь? Двухквартирный угловой дом
стал основой для храма. Сначала одну квартиру приспособили, затем вторую. Потом
расстроили, установили купол над этим помещением, соорудили колоколенку.
Храм Всех Русских святых. Я
сознательно избрал именно этот вариант названия будущего храма – во имя Всех
святых в Земле Российской просиявших, - ощущая приближение развала страны, с
прицелом на будущую возможность соединения вновь, чтобы само название так
работало на сознание людей. Я неоднократно служил в этом храме. Мой отец много
сделал для оформления этого прихода, они с товарищем сюда приходили, много
трудились. Мать тоже много сделала для храма: и пела там, и читала, что-то
делала своими руками. Свою лепту и я, и родители внесли в этот храм, что-то
дарили, например, купель для погружательного крещения. Сейчас в храме проходят
регулярные службы, нередки крестные ходы по городу.
Приход состоялся, 30 лет
исполняется в этом году. Готовится книга, посвященная этому событию.
Многолетний настоятель о. Михаил, любим народом, всегда приветливо встречает
гостей. Уже несколько раз в храме в своём родном городе я имел возможность послужить
по старому чину. Эти службы, как и общение с вами, доставили мне большую
радость.
Всех сердечно поздравляю с
юбилеем и желаю дальнейшего процветания храма.
С любовью о Господе, ваш земляк
игумен Кирилл (Сахаров)