...
Зайдя первый
раз в наш храм, вы столкнетесь с некоторыми особенностями: лестовки,
подручники, знаменное пение, поклоны, совершаемые молящимися одновременно...
Все это – древлеправославная традиция Богослужения.
В 2011 году
в Великую субботу храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он
отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской
Православной Церкви, – «во-первых, потому, что это сохраняет связь с нашим древним
преданием», но также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через
этот обряд находят путь ко Христу». По словам Его Святейшества, «в Русской
Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как
и новый обряд». «Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Вот на чем
наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми
задачами, с которыми должна была справиться, – что и привело к революции,
гражданской войне, безбожию», – подчеркнул Святейший Владыка. «Поэтому сегодня
нужно хранить единство Церкви. А что касается обрядов, то каждый из них – и
новый, и старый – должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа
и Спасителя», – заключил Предстоятель Русской Церкви.
Поместный
Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1971 году, своим Деянием от 2
июня подтвердил православие богослужебных книг, бывших в употреблении до
патриаршества Никона, засвидетельствовав спасительность старых русских обрядов,
отверг порицательные выражения о старых обрядах и отменил клятвенные запреты
1656-1667 гг. на старые русские обряды и на придерживающихся их православно
верующих христиан, «яко не бывшее». В своем Деянии Собор заявил, что «любовью
объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой
Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную
православную веру, и свидетельствует, что спасительному значению обрядов не
противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще
Древней Неразделенной Христовой Церкви, и которое не являлось в ней камнем
преткновения и источником разделения».
Таким образом, исходя из
вышеизложенного, представляются совершенно некомпетентными и безответственными
ярлыки (секта, раскол и т.д.), которые навешиваются на тех, кто ревнует о
возрождении древнерусских традиций в лоне нашей Церкви. Это стремление
основывается на твердой канонической почве.
***
ПОКЛОНЫ – в
Богослужении видимый знак почитания Господа, Божией Матери и всех святых Его.
Поклоны бывают трех видов. Вот как об этом говорится в дораскольной книге «Сын
церковный» и в позднейшем Красном уставе: «На трое поклоны именуемы суть, от
них же первый – обычный поклон, т.е. до персей или пупа, и потом поклон
средний, т.е. в пояс, и третий поклон – большой, т.е. в землю. Егда же
прилучится класти земные поклоны, то не бей главою своею в землю, и не стукай
ею в мост (пол) церковный, или в дому такожде, но точию колени приклоняй и
главу свою низко допущай, а в землю ея не притыкай, но на подручник полагай.
А
руки обе от сердца своего поведи вместе и клади их на подручник вежливо, а
локтей своих не растопорщивай... такоже и поклоны творим, равно и купно вси
поклоняемся, такожде и восстаем, зряще на настоятеля». Кроме описанного здесь
земного поклона, который именуется великим, существуют еще метания, т.е. земные
поклоны, выполняемые быстро, один за другим, что снимает требование о
приклонении главы до самого подручника.
***
ЛЕСТОВКА –
распространенный в Древней Руси тип четок, разновидность вервицы. Представляет
из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую)
ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу)
духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и
непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и
поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. На ленте имеется 100
простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в
начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают
девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без
ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка
разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени – 12
ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую
включительно – 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа.
До третьей великой ступени – 33 ступени, означающие 33 года земной жизни
Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней,
означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов
ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда –
ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех
евангелистов, а окантовка – евангельское учение.
***
КРЕСТНОЕ
ЗНАМЕНИЕ
Совершая
крестное знамение, мы полагаем два перста правой руки – указательный и средний
– на лоб, на пуп, на правое плечо и затем на левое. Указательный и средний
персты протянуты вместе, при этом средний перст немного преклонен. Эти персты
символизируют две природы Господа нашего Исуса Христа: Божественную и
человеческую. Этим мы свидетельствуем о нашей вере в то, что Исус Христос есть
истинный Бог и истинный человек. Преклонение среднего перста означает схождение
Сына Божия на землю нашего ради спасения. Персты большой, безымянный и мизинец
должны быть соединены вместе в знак того, что мы исповедуем Единое Божество в
трех лицах – Отца, Сына и Духа Святаго. Итак, изображая на себе крест – символ
распятия Господа, – мы сначала полагаем два перста на лоб – в знак того, что
Христос есть истинная наша глава. Затем полагаем персты на живот, и тем самым
исповедуя сошествие Господне на землю и безсеменное зачатие Его в пречистой
утробе Богоматери. Полагая на правое плечо, исповедуем, что Христос по
вознесении Своем воссел одесную Бога Отца. На левое плечо полагаем, вспоминая о
грядущем Втором славном пришествии Сына Божия и Страшном суде, когда грешники
станут слева – ошуюю Господа. Крестное знамение всегда нужно совершать с особым
благоговением, истово и четко. Тело наше должно явственно чувствовать
прикосновение перстов. Очень важно не проявлять излишнюю поспешность: например,
не завершив крестного знамения, нельзя кланяться, ибо при этом крест как бы
ломается. Про небрежно совершаемое крестное знамение сказано, что «таковому
маханию бесы радуются». Следует помнить, что правильным и осознанным осенением
себя крестным знамением мы исповедуем главные догматы истинной Христовой веры.