Поездки

Западная Украина или Западная Русь? (записки паломника)
2 часть  

              
Ужгород. С 1919 года этот город стал столицей республики Подкарпатская Русь. Если 100 лет назад здесь начались гонения австро-венгров против православных русинов, с организацией в Австрии первых концентрационных лагерей смерти «Таллергоф» и « Терезин», то после вхождения в состав Украины здесь начались гонения на тех же русинов православных, но уже от своих братьев киевских полян.


Хотя этот регион пребывал сотни лет в составе Венгрии, русины сохранили свой национальный облик до 1945 года. В этом регионе процент русинов живущих в деревнях достигает 96-ти. Даже в чисто  венгерских селах, например, русинов не менее 30 %. В чисто русинских селах, а таких большинство, живут порой два-три этнических украинца, один русский, один румын, один венгр, а все остальные русины –  такого компактного проживания русинов в мире нигде нет. Местные жители говорят на нескольких языках, что не нравится «северным (для русинов) соседям» галичанам – проводникам униатской украинизации. Украинизация советская здесь началась при советской власти после 1945 года, а после 1991 года продолжилась униатская.


Интересно, что в  Сербии проживает около 50 тысяч русинов - не украинцев, а в США около 2 млн. (униаты и православные). А дома, на своей земле, русин не может быть русином, а только украинцем.


Первый холокост 100 лет назад русинам Карпатской Руси устроила Австро-Венгрия: жертвами были русины – духовенство, интеллигенция и простые люди. Уничтожались и греко-католические священники, среди которых до Первой мировой войны было большинство русинов-русофилов.


В городе Ужгороде нередко встречаются вывески на русском языке. Многие свободно говорят на русском или переходят на русский, узнав, что перед ним русский человек. Здесь добрые и трудолюбивые люди, относительно дешевое питание и дешевые гостиницы. Хороший номер в гостинице стоит 125 -150 гривен (15 – 20 евро; в Москве такого номера стоимость достигает и 300 долларов).


События после развала СССР здесь развивались лавинообразно. Известный на Закарпатье священник протоиерей Димитрий Сидор был назначен настоятелем старого Крестовоздвиженского собора, когда православные уже были оттуда изгнаны на улицу. Власти закрытый собор никому не давали, полтора года продолжалась осада. По словам о. Димитрия, то, что все внимание было сконцентрировано на соборе, спасло всю епархию от униатского разгрома ее униатами, как это сделали «галицкое» КГБ, ставшее СБУ.


Старый собор в Ужгороде был первоначально построен как римо-католический, а затем императрица Мария Тереза передала его униатам, переназвав их новым странным именем - греко-католики. Старый собор небольшой по размерам и находится он несколько на отшибе в труднодоступном месте. Первоначально и сами православные, молившиеся в старом соборе, предлагали властям (в обмен на старый собор) выделить место для строительства нового собора в центре города.  Но власти, войдя в сговор с униатами, грубо отказали православным. А затем, силой милиции и «униатского» СБУ, изгнали их из собора. Православные, однако,  организовали такой  сильный протест, что власти с испугу согласились предоставить любое место, в т.ч. нынешнее на площади 50-летия Октября, которую вскоре под влиянием православных переименовали на пл. Кирилла и Мефодия. Новое место промыслительно оказалось на порядок лучшим. Интересно, когда шла осада православных под старым собором, о. Димитрий Сидор со своими прихожанами после Литургии служил еще и обедницу, плюс различные молебны, растягивая время. Потом он произносил проповедь. Униаты, устав ждать, начинали стучать в кастрюли. Они кричали: «Сидор, отдай ключи от собора!», а он им в ответ: «Ваши ключи у святого Петра». Это было как раз накануне Великого поста и о. Димитрий после проповеди объяснил, как надо проводить пост. После него сделали свое объявление в микрофон униатские священники: «Великим Постом все можно есть «набило», т.е. все что «белое». Это для униатов означает то, что в Великий пост можно употреблять в пищу  молоко, сыр, масло, яйца, кроме Великой пятницы. Впечатление у собравшихся около двух тысяч православных и около 500 униатов, было не в пользу униатов.
Начало строительства православного собора в Ужгороде связано с такими событиями. В то время, когда мэр города был в отпуске, на месте будущего собора, где тогда был маленький парк и частные дома, был вырыт большой котлован 60 на 50 метров и глубиной около 5 метров. Дело было рискованное, т. к. там могли проходить коммуникации. Было извлечено 10 тысяч кубов грунта и, как чудо, сотни машин чистого строительного песка. Первое богослужение прошло через полтора года на Воздвижение, под навесом, а второе - уже в нижнем храме нового собора в честь того же праздника. На юбилей 1000-летия Крещения Руси богослужение уже совершалось в верхнем храме в честь Рождества Христова – в Храме Спасителя.


Власти, помогавшие во всем униатам, самоустранившиеся от помощи своим же   православным гражданам, неоднократно назначали различные  комиссии,  требуя остановить строительство нового собора, но успеха не добились.


Из беседы с верующими Ужгорода: «Что такое Ужгородская уния? Под давлением католических австро-угорских властей на Карпатской Руси Ужгородскую унию через 50 лет после Брестской в 1646 году приняли только  63-е самых слабых из 1000 православных священников.  Но документа подписания Акта унии до сих пор нет. Где же он? Или это миф? Потом где-то, что-то нашли через 70 лет, и никто знает, подлинный ли это документ?»


До сих пор, несмотря на происки униатов, продвигающих своих людей во власть,  и активность множества переселенцев-униатов с Галичины, 60 процентов жителей Ужгорода - православные люди, твердо держащие веру. Русины, как показала история, если наступает свобода — сразу возвращаются в Православие. Католицизм и уния традиционно держатся на государственных штыках, на давлении тайных обществ и на репрессиях карательных органов. Как только распалась Австро-Венгрия и образовалась Чехословакия и в ее составе автономная Подкарпатская Русь, русины стали возвращаться в прадедовскую веру - Православие, причем, целыми селами. До прихода на Подкарпатскую Русь безбожной советской власти в 1945 году, русины жили отдельно от остальной Руси 1100 лет. И, что показательно, за это время общения с мадьярами остались русинами, православными, сохранили в целости и сохранности свой русинский древний славяно-русский язык. Как только русинов включили в состав Украины большевики, то сразу записали их  в украинцев.


И сегодня в центре Европы живут подкарпатские русины, успешно реализовавшие в 1919 году свое право на самоопределение в форме русинской государственности Подкарпатская Русь. Власти приняли решение — никаких русинов не признавать. Русины говорят: «Ну зачем вы нас тогда танками вырывали в 45-м году? Мы же имели свое государство: Чехия, Словакия, Подкарпатская Русь. Это была удачная федерация трех государств, которой боялся Гитлер. Зачем вы, советские россияне и украинцы одну из республик ЧСР, Русинскую, оторвали от Чехословакии?» Русины просились быть отдельной национальной Карпато-русской республикой в составе Союза. Их, однако, присоединили к Советской Украине и начали насильственную украинизацию. При Хрущеве этот процесс усилился. И сегодня тотальная украинизация идет в крае.
 Знакомые ужгородцы говорили: «Несмотря на все гонения, Сталин, какой бы он ни был правитель, но он вырвал нас из Европы в которую сегодня Украина настойчиво стремится. Тогда было около 30 % православных и 60 процентов — униатов. Сейчас ситуация наоборот: более 70 % православные, около 20% — униаты, 10% — никакие. События не были случайными. «Монстр» Сталин сразился с «монстром унией» и надломил её. Сейчас Ужгородская уния, какие бы не платила деньги народу, не может подняться, чтобы сравняться с нами. И хотя мы, православные, конечно, много терпим здесь, ибо должной поддержки не имеем, но держимся. Мы, русины, коренные, это наша земля. Украинцы, будучи приходьками здесь, говорят: «Это вы, русины, пришли сюда из Москвы, вы «приходьки», вы чужие люди для этой земли, это наша земля, она уже в составе Украины». Мы, русины, не спорим, мы сами так хотели жить с украинцами в одной стране, что проголосовали за это на референдуме 1 декабря 1991 года. Но если вам, украинцам, не нравится наше решение, мы можем изменить свое решение. Ведь это — русинская, карпато-русская земля. Мы оказываемся сегодня в гонениях от националистического Киева, который требует невозможного - забыть русский  и русинский язык, выйти из состава Русской Православной Церкви и лишь тогда в Европе есть хлеб с маслом».


Русинский  народ владеет собственным духовным и национальным богатством, национальными церковными напевами-гласами, и во время Литургии весь храм поет. В воскресенье меньше 2-х тысяч людей на службе не бывает. На ранней Литургии нижний храм полон, поздняя служба в верхнем храме, он тоже переполнен: и на балконах люди, и на улице. На престольный праздник пять тысяч; на освящение воды, когда идут к реке из собора, более 10 тысяч людей идет крестным ходом к реке Уж. Униаты этого не делают, а филаретовский епископ как-то однажды пришел с пятнадцатью прихожанами и больше не показывается. На фоне нескольких десятков тысяч пришедших с о. Димитрием контраст был очень заметен. «Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор, уже несколько лет, видя такое чудо, в Мукачево отслужит раннюю Литургию, и быстро едет в Ужгород и идет впереди этой армии детей Божиих. Движение в городе прекращается, все спрашивают: «Что там такое?» В ответ говорят с улыбкой: «Отец Сидор ведет своих овец на водопой». Такая шутка. На Пасху собирается около 30 тысяч. Это от вокзала до района «Белочки» примерно на протяжении километра. Ставятся большие экраны, чтобы люди, которые на улице, все видели и слышали. И так из года в год. Официальное телевидение никакой информации не пропускает, показывая греко-католиков, которых где-то там кучка собралась. Нас не показывают, что километр людей в десять рядов, а кучку греко-католиков — да! Мы понимаем, что это — информационная блокада, но, поскольку не имеем иного, молимся».
 До приезда Патриарха очень хотят расписать новый храм — но откуда взять такие большие деньги? Пришла как-то делегация из Москвы, им кто-то сказал: «Вы из Москвы? А тут, знаете ли, в Ужгороде Москва собор строит» «А где?» Показали москвичам новый собор, они говорят: «Нам так приятно, что москвичи храм строят». О. Димитрий им: «Кто вам это сказал? Хочу вас разуверить: Москва на этот храм и копеечки не дала, и даже и не интересуется — кто там, что там, побьют ли нас, разгонят ли. Думаю, если бы хотели бы с нами расправиться, то что бы сделала Москва: протест бы выразила и все на этом. Поздно будет, нужно не допустить до этого. В этом году мы празднуем 1150 лет крещения Карпатской Руси. В 863-м году сюда прибыли свв. Кирилл и Мефодий».


О. Димитрия униаты обвиняли в увлечении политикой, указывая на его депутатство, а он ссылался на то, что их священник Августин Волошин был даже премьером Закарпатской Республики. Премьером Словакии был кардинал Тиссо. Униатские епископы были членами парламента в Австро-Венгрии. Борясь за Крестовоздвиженский собор и требуя предоставить место для строительства нового собора, православные 18 дней голодали у здания Горсовета. Когда о. Димитрия сняли с должности благочинного Ужгорода и оставили только благочинным Переченского района – здесь он не дал униатам захватить ни одной церкви (а в Березненском районе, например, униатами было захвачено 5 церквей). Было договорено, что если в каком- либо храме три четверти православных, то храм остается за ними. В этом случае православные должны были помочь униатам построить свой храм. Ситуация осложнялась тем, что три четверти сотрудников спецорганов Украины (СБУ) составляли униаты – галичане. Отвечая на утверждение, что украинцы и русины, это одно и тоже, о. Димитрий говорил: «Почему же тогда австрийские жандармы бросали в тюрьмы только русинов. В концлагере Талергофа не было украинцев». Украинцы-националисты преследовали русинский народ, который за сто лет так и не изменил своей древней русинской национальности, не отказался от родного материнского русинского языка, восточного христианства с кирилло-мефодиевским языком, русинской культуры и этнической русинской самоидентификации. Областной совет Закарпатской области признал существование русинской национальности. ООН рекомендовала Украине признать русинов.  Все люди в Закарпатье, которые называют себя «местными» - это русины. Таковых около 800 тысяч. Однако официальная перепись населения утверждает, что русинов немногим более 10 тысяч. Русины считают, что перепись была сфальсифицирована, была дана команда: «не писать русинов». Де-юре автономия у русинов уже есть. В 1991 году 78% жителей области проголосовали за самоуправляемый статус Закарпатья. Из беседы с о. Димитрием: «Когда-то за национальность расстреливали австрийцы, а сегодня нас  «вешают» журналисты в прессе. Существует установка:  русинов нет и быть не может, украинизировать, а потом остаток русских, золотой островок в Европе, ликвидировать. Поэтому надо молиться, чтобы нам остаться в живых. Русины имеют свой полный богослужебный круг, гласы, подобны — это полностью иная культура певческая, отличная от галицкой, от киевской. Мы сегодня, конечно, поем московские напевы, мы радуемся им, но на вечерне, на утрени поем все наши гласы, которые очень похожи на греческие. Гласы такие, что если петь в терцию, то баритон или бас на одной ноте идет, так, как у греков. Это древние напевы».


Неоднократно убрать о. Димитрия из Ужгорода требовал у митрополита Владимира Ющенко, но Блаженнейший его защищал. Русины отмечают 1150-летие своего крещения и рассуждают так: если униаты Закарпатья напрямую подчиняются Риму, то почему русины напрямую не могут быть в ведении Москвы? Утверждение, что за Карпатами нет русских – неверно. Они были даже, и отчасти остаются, на юге Германии и Венгрии. Необходимо, чтобы было право апелляции, чтобы после обращения в Киев любой епископ, священник и даже мирянин имели право обращаться в Москву. В Киеве в администрации президента Закарпатье курирует Балога (он выходец отсюда). Он помог устроить крышу для православного собора, а униатам с нуля построил собор. Когда о. Димитрий ездил в Москву, недоброжелатели говорили: «Сейчас Москва завалит его деньгами, будет финансировать сепаратистское движение». Очень сильно нападали на батюшку за поддержку председателя ПСПУ Н. Витренко, которая выступает за единство трех славянских народов перед угрозой катаклизмов и против вступления Украины в ЕС. Кстати говоря, негласным, но одним из главных условий, которые ставят перед руководством Украины, является ликвидация на ее территории юрисдикции Московского Патриархата.  О. Димитрий привел из русинской грамматики некоторые архаизмы: « Я сам ся записав», «Иду к тя», «Твои дети дома суть». На тему языка он еще говорил: «В современный русский язык необходимо вернуть букву «ять», и тогда русский язык будет как русинский. Нужно русским расставить «точки над i» - вернуть в употребление букву «и» с точкой. Возвращение этих букв можно было бы начать с того, чтобы цитаты революционных авторов приводить в текстах с этой буквой. В русинском языке присутствует частичка «ся»: не «я записався в школу», а «я ся записав». А еще такие старославянские обороты остались в употреблении: «иду до тя», «я есмь», «вы есте», «Мария дома суть». О. Димитрий: «Мы за сохранение церковнославянского языка. За русинским языком должно быть признано право регионального языка. Областной совет подтвердил это право. Если 10 процентов жителей какого-либо села выступают за то, чтобы использовался русинский язык – им это право должно быть обеспечено. А у нас в селах за это право выступают до 90 процентов». Русинским языком владеют в Ужгороде все – евреи, венгры, цыгане. Последние в основном православные. О. Димитрий рассказал такой забавный случай: цыгане смотрят по телевизору выступление Горбачева. Тот вещает: «Каждая советская семья будет иметь отдельную квартиру». Цыгане довольны, переговариваются: «Смотрите, разумный человек, правду кажэ». Горбачев, отхлебнув из стакана воду, продолжает: «Но для этого нужно трудиться, трудиться, трудиться». Цыгане разочарованно: «Ну вот, выпил, с ума сошел, а сначала как хорошо говорил...» По мнению о. Димитрия, объективной переписи на Украине не было: «Все было сделано для того, чтобы занизить количество русин».   С большим интересом почитал в келье о. Димиитрия книгу харьковских авторов Петровского, Радченко, Семененко «История Украины – объективный взгляд». Книга испещрена пометками о. Димитрия (вопросительными и восклицательными знаками и словом «зри»). Батюшка знаток местных традиций церковного пения. Он многое знает и умеет. Пример того, как много может сделать один человек.


Был на Литургии, совершаемой им в субботу утром. Служил он с русинским акцентом  и своеобразной погласицей. После запричастного стиха произнес эмоциональную проповедь. После обеда в кафе напротив собора, тщательно осмотрели храм и весь комплекс построек вокруг него. Витиеватая лестница ведет в барабан храма. Высота барабана 14 метров. По объему это целый храм. Чтобы это пространство «не было мертвым» о. Димитрий разместил там радиостанцию и телестанцию. На всенощном бдении было совсем немного народу. О. Димитрий пел на клиросе. В руках у него большой нотный сборник с русинскими напевами. Он весь на пружинах. Выглядывая из алтаря, вижу на клиросе его статную фигуру, возвышающуюся над другими певцами. В голове мелькнуло сравнение: «Горный орел». На литию, на которой освящались 5 хлебов, священники выходили в епитрахилях, в фелони был только предстоятель. У всех священников в руках были свечи, а на полиелее, кроме предстоятеля, у других священников их не было. Пение духовенства часто перекликалось с пением хора, например, на «Хвалите Имя Господне». Великое славословие пели на середине храма. Храм еще не расписан. О. Димитрий надеется на помощь Москвы. После службы о. Димитрий повел нас в верхний храм. Собор построен так, что можно переходить из одного храма в другой, не выходя на улицу. Как известно, в последние годы о. Димитрий подвергся судебному преследованию за то, что, по его словам, «раскрыл уста и сказал правду». Ему вменили в вину текст резолюции на одном из русинских конгрессов (не он составлял текст этой резолюции). Два эксперта нерусской национальности сделали заключение, что в тексте резолюции есть призывы к сепаратизму, к изменению границ. Дело было явно заказное, на судью оказывал давление лично В. Ющенко. О. Димитрий рассказывает, что их хотели «выкурить» из храма — забросили взрывчатку с едким дымом, от высокой температуры выгорела плитка (более 1000 градусов — такого жара не могло дать ни замыкание, ни возгорание от дров). Я предположил, что это было психологическое воздействие. О. Димитрий: «Да, они разбомбили два наших издательства, были взорваны все компьютеры, принтеры, поломаны все двери, напугали ребенка. Смысл такой: отступись от Руси. Видят, что не получается, так таскали меня 4 года по судам, так ничего и не доказали. Вменяли мне, что я призывал менять границы, мол, священник хотел взять лопату и переставлять пограничные столбы. Тупость какая-то...» Поразительно, что гонители о. Димитрия  очень рано ушли из этого мира – кто умер от рака, кто сошел с ума и т.д. Судили его 4 года. Подполковник СБУ пришел ломать дверь, а о. Димитрий ему сказал: «сын мой, поскольку ты пришел ломать церковь, Господь поломает твою жизнь. У тебя не будет ни семейной жизни, ни счастья, ты будешь скоро уволен. Но молись Богу, чтобы Он оставил тебя здоровым. Я на тебя не обижаюсь, а молюсь, чтобы Господь простил тебе твой грех». И вот этот человек, прыгая с парашютом, говорил всем, что, вот, мол, поп его проклял, а я приземлился нормально, значит, поп не так силен. Пришел в раздевалку и с ним произошел инсульт — парализовало полтела. Во главу угла батюшка ставит, прежде всего, помощь Божию. «Дайте место Господу. Бороться с миром один на один очень рискованно. Главное - это помощь свыше».
Из беседы с о. Димитрием: «Какая разница между Карпатской Русью и остальной Русью? Карпатская Русь сохранилась в своем единении и высоте, а остальная Русь ослабела, развеявшись по большой своей территории. Здесь Русь сосредоточена и ввысь поднимается, а там, на большой равнине, она лежит тонким слоем». О Сибири: «Богатейший край с богатыми полями, самодостаточный край. Ленин, который будучи там в ссылке, имел жену, абажур, кухарку, ружье. И когда он из этой ссылки вернулся, то решил ошибки царской власти исправить: превратил Сибирь в сплошной концлагерь. Еще в начале 20-го века Россия была уникальная страна, настолько богатая, что в сибирском селе из 50-ти домов было огромное стадо коров, свиней, гусей. Кругом все цвело. Потом сломали хозяина, уничтожили нацию, уничтожили интеллигенцию, уничтожили священников».


В воскресенье в Крестовоздвиженском соборе Ужгорода было две Божественных литургии, ранняя в 7 и поздняя в 9 часов утра. Ранняя служилась в нижнем храме, а поздняя в верхнем. Как во время как ранней, так поздней литургии храм был заполнен молящимися. Во время ранней литургии пели все прихожане. Поздняя литургия сопровождалась пением профессионального хора в сочетании с общенародным пением. Ее служение возглавить и произнести проповедь доверили мне. О. Димитрий старается делать акцент на духовной работе. Критерием ее эффективности считает количество причастников. Благодаря его активности была прорвана информационная блокада и ситуация переломилась в пользу православных. В течение 15 лет он один выступал по местному радио (теперь ему помогают  семь священников). Московскую духовную академию о. Димитрий закончил в 1982 году. У батюшки две дочери и трое внуков. Запомнилось, как в разговоре он сказал, что коммунизм победили наши матушки: «Как говорил Патриарх Алексий I: «Всю эту армию хамства победили белые платочки». У нас в храме три четверти женщин. И в этом мире сильны не сильные мира сего, а наши женщины». В соборе служат семь священников и три диакона. За неделю в нем совершается 8-10 Литургий. За поздней Литургией в воскресные дни причащают из пяти чаш. Причащают до 100 младенцев. Кстати, римо-католики и униаты кое-где с целью быть внешне похожими на православных стали вот что делать: младенцев, которых подносят к чаше, они не причащают, а только касаются их голов чашей.


В Ужгороде находится два учебных заведения: одно светское – институт им. А. Волошина и Богословская Академия. Ректором обоих учебных заведений является перешедший от униатов к православным архимандрит Виктор Бедь. Себя он позиционирует как «уполномоченный в УПЦ по высшему образованию на Украине», (хотя есть Учебный комитет УПЦ МП). Неоднократно он совершал панихиды по Бандере, Шухевичу и т.  д.  В день, когда приглашали меня посетить эту Академию, Бедь совершал панихиду по украинским казакам – «жертвам московских поработителей». В деятельности бывшего униата сквозит крайний галицкий национализм и открытые проавтокефалистские тенденции. Чтобы себя обезопасить он приватизировал здания обоих учебных заведений и фактически не подчиняется местному епископу. Сам он, хотя не закончил даже одного класса семинарии, именуется доктором богословия, плюс еще и многие ученые степени. Такое впечатление, что он «доктор всех наук». Между тем, юные доктора – выпускники Академии (практически никто из них не учился на стационаре и не защищался в других ВУЗах), желая рукоположиться в священный сан, при беседе не могли грамотно прочитать молитвы и назвать двунадесятые праздники. Самое печальное, что существует установка из Киева поддерживать Бедя и его Академию. Есть реальная угроза, что он может стать епископом в Закарпатье со всеми вытекающими катастрофическими последствиями для Церкви.


Несколько лет назад в Закарпатье приехали из США 7 православных монахов-русин, которые основали близ Перечина православный монастырь с великолепным медицинским центром в Ужгороде.


В Ужгороде также посетили мы Покровскую церковь, построенную русскими иммигрантами в 30-е годы 20 века в память воинов, погибших в Первой мировой войне.  Храм построен по образцу церкви Вознесения в Коломенском. Сохранился старинный иконостас с иконами хорошего письма. Настоятель благочинный Ужгородского района, протоиерей Николай Кабаци, выпускник Ленинградских духовных школ. 


На пути из Ужгорода зашли в Свято-Михайловский храм села Минай.  Только что закончилось строительство этого двухэтажного храма. Настоятель планирует постройку воскресной школы рядом с храмом. Храм большой, очень чистенький, аккуратный. Внутри прекрасный вызолоченный иконостас с иконами академического письма. Везде богатая софринская утварь. Настоятель храма протоиерей Иоанн Ваш интеллигентный, вежливый, доброжелательный, большой труженик. При храме ведется активная молодежная работа.  На территории села Минай расположена Ужгородская греко-католическая семинария.

Мукачево. Здесь кафедральный собор отдал униатам бывший секретарь епархии. Свой поступок он оправдывал тем, что там, мол, трещина в стене собора. Православной общине передали для устройства храма находившейся напротив собора небольшой дом пограничника. Новый собор был освящен в честь Почаевской иконы Божией Матери. Этот собор имеет существенный архитектурный изъян: у него единственный вход, так как нет боковых для прихожан дверей. В захваченном униатами соборе сохранилась прекрасная роспись в рублевском стиле.  Вечером (!) мы присутствовали на униатской литургии. Служба  совершалась  на  церковнославянском  языке. На Украине существует две независимые униатские церкви с центрами в Киеве и в Мукачево. Закарпатская  греко-католическая  епархия  независима  от  Украинской  греко-католической  церкви, она  подчиняется  непосредственно папе  римскому в статусе су-юрис  - прямого подчинения. Украинские  греко-католики до войны служили на церковнославянском языке, но в последнее время официально  перешли  на  украинский   язык   богослужения. Закарпатские   униаты, большая их часть,  сохранили  в  богослужении церковнославянский  язык.   
     

На что обратили внимание. Прислуживали четверо подростков в стихарях  украшенных кружевами - как у католиков латинского обряда. Апостол читался без прокимна, а потом один раз пропели «Аллилуия». Не было ектеньи «об оглашенных». Перед  Херувимской «Паки и паки» один раз и сразу… «Яко да под державою». Первая часть Херувимской песни по старому тексту, а «Яко да Царя» - по новому. На Великом входе поминали папу, правящего архиерея, викарного епископа, прихожан, молящихся, благодетелей и… всех православных христиан. Особой огласицей священник произнес «Приимите ядите…», «Пийте от нея вси…». На «Тебе поем» без призывания Святаго Духа очень быстро все совершили, вероятно, одним благословением. На «Отче наш» священник стоял с воздетыми руками. На «Святая святым» осенил себя крестообразно Агнцем. Священник причастился быстро. Никаких пауз. Из соображений гигиены причастие при причащении верующих как бы «вываливалось» из лжицы в уста, не прикасаясь к устам. «Верую Господи», «Вечери Твоея» и «Боже очисти» скандировал весь храм. 90 % присутствующих причастились без исповеди. Маленьких детей не причащали, только касались потиром головы. На «Спаси Боже…» - благословение чашей. На «Видехом Свет Истиный» священник трижды перекрестился. На «заамвонную» молитву священник не выходил, читал ее в алтаре. Отпуст - лицом на восток, а только «помилует и спасет» - лицом к народу. Служба продолжалась один час двадцать минут, включая двадцатиминутную проповедь: для католиков это неимоверно долго.
Ненадолго зашли в католический костел, там проходила служба для молодежи. Служба совершалась на венгерском языке.


В Мукачево есть еще один православный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм построен в 2007 году в русском стиле, купола и крыша покрыты жестью (под золото). Внутри храм расписан в академическом стиле.


Посетили Николаевский женский монастырь УПЦ МП. История монастыря начинается с XI века. В 1664 г. он был передан греко-католикам. Со второй половины 18-го века здесь началось строительство монастырского корпуса, сохранившегося и сейчас. Здание построили в стиле барокко из камня и кирпича. В знаменитой женской обители у подножия Чернечьей горе сегодня проживает 62 насельницы. На монастырском кладбище погребены архиепископ Мукачевский и Ужгородский Евфимий, известный ученый и духоносный старец архимандрит Василий (Пронин) и др.  Помолились на могиле игуменьи Нины (Прокоп). Рассказывали, что она, Нина, очень хотела читать жития святых, а грамоте ее не учили. Ей был дан дар от Бога – она открыла книгу и сразу стала читать. Когда ей исполнилось 16 лет, она собрала несколько девочек и объявила, что хочет создать монастырь. Жители села, видя такую ревность и целеустремленность этих девочек, почти детей, решили, что «Бог их осудит, если они им не помогут» и построили для них отдельный келейный корпус.


Многие красоты таит в себе Карпатская Русь, где сегодня функционируют более 60 православных монастырей и более 600 православных храмов.
Карпатская Русь чудесно сохранила свою древнюю русскость, и в русских, украинцах и белорусах видит один русский народ.

 

Игумен Кирилл (Сахаров). Сентябрь 2013 г.

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную