Поездки

Западная Украина или Западная Русь? (записки паломника)
1 часть  

              
Первое, что бросилось в глаза при выходе из аэропорта Львова - это полтора десятка щитов с приветствиями на разных языках: английском, польском - на многих, кроме русского.… На микроавтобусе, водителями которого было двое местных ребят, прихожан православного храма св. вмч. Георгия Победоносца, выехали на Почаев (это был канун дня памяти прп. Иова Почаевского). 


Первый храм, который нам встретился на пути из аэропорта, был Вознесенский (в юрисдикции т.н. Киевского Патриархата).  Начали его строить два года назад. Архитектура традиционная с элементами «гуцульского» стиля. Роспись в византийском стиле, еще не закончена. Тем не менее,  как поведала нам активистка прихода,  уже в ближайшую субботу ожидается приезд главы КП Филарета Денисенко, который вместе со своими восемью «архиереями» и 27 «священниками» будет «освящать» храм. Настоятель храма о. Иоанн  - один из тех священников, которые в конце 80-х годов защищали собор святого Юра от захвата его униатами, а вот теперь, увы, оказался в рядах раскольников.  Внутри храма  три яруса балконов, на третьем ярусе располагается хор.  В алтаре на горнем месте древний образ Спаса. Неподалеку от Вознесенского еще один храм Киевского патриархата - в честь Покрова.


Почаевская Лавра.  Как и при первом ее посещении (еще студентом светского ВУЗа), Лавра возникла на нашем пути  неожиданно, она как бы парила в облаках. Нахлынули воспоминания – ведь я был здесь послушником в течение почти года (1979-1980 гг. ). При подходе к Лавре и особенно после входа в нее бросается в глаза благоустроенность и благолепие.  Всенощное бдение в канун памяти прп. Иова Почаевского проходило в новопостроенном Преображенском соборе,  к которому из братского корпуса вел подземный вход. Храм построен в своеобразном «молдавском» или «румынском» стиле. Внутри он еще не закончен. Служило 11 архиереев и 60 священников. Возглавлял службу митрополит Овручский Виссарион (кстати, проповедь он говорил по-русски). На всенощном бдении кафизмы не читались  (они были прочитаны после малой вечерни и акафиста). В алтаре меня сразу узнает ризничий обители о. Никон: «Вы были у нас в то время, когда здесь были о. Исаия и о. Амвросий?» Я ответил по-украински. Он: «Говорите по-русски, здесь нет националистов».  О. Никон подключает меня на все важнейшие моменты всенощного бдения: вход на вечерне, полиелей, великое славословие.  На службе пело три хора. Хоры сошлись на середине храма для пения догматика. Пропели мощно, без текста перед глазами. Во время перечисления имен святых на литии все священнослужители во главе с наместником митрополитом Владимиром часто крестились. Очень громко читали паремии. Протодиакон Василий  зычным голосом возгласил на амвоне прокимен. Серебряная рака с  мощами Преподобного была установлена на середине храма. Рука святого  была мягкой и теплой. Прошло более 350 лет со времени его кончины, сотни тысяч людей лобызали его десницу, но никаких признаков потертости  не было заметно. На полиелее величание пропели два раза -  один раз духовенство и один раз хор. Во время пения «Величит душа моя Господа…» все – и духовенство и молящиеся опустились на колени.  После службы расположились в монастырской гостинице, в советское время в ней была психиатрическая больница.  Гостиница огромна, два верхних этажа были сделаны уже после передачи больницы Лавре. После скромной трапезы читалась молитва по соглашению, в которой испрашивалась помощь Божия о возвращении монастырских зданий. Утром перед литургией  около места, на котором отпечатлелась стопа Богородицы, я прочитал полунощницу по старопечатному тексту. Справа - ниша в стене, к которой ведут ступени. Здесь в течение почти года я слушал общие исповеди, которые проводил архимандрит Амвросий (Юрасов). Многие примеры, которые звучали  в поучениях о. Амвросия для исповедников вошли в его книгу «Яко с нами Бог». В центре собора перед образом Почаевской иконы Богородицы читал акафист о. Игорь Бойко – наверное, самый громогласный священник Украины. Перед началом Литургии все служащее духовенство вышло из храма встречать архиерея. Не успев дочитать окончание шестого часа, начали Литургию. Обратил внимание, что на великой ектенье, а также на Великом входе и на протодиаконской выкличке  после освящения Даров, перечислялись имена всех служивших архиереев с их титулами - в  Москве это уже не делается в течение значительного времени. Мощно пропели «Верую» киевским распевом.   После литургии мощи прп. Иова были торжественно отнесены на свое место в пещерный храм. Здесь же находятся мощи другого угодника Божия - прп. Амфилохия. После трапезы общался со знакомым священником, служащим в окрестностях Почаева. Напомнил ему, что он тогда был без бороды. Он: «...молодой был, глупый». Огорошил он меня сообщением о том, что среди прихожан его храма брожение: почти 70 % настаивают на переходе на украинский язык Богослужения. На окраине Почаева филаретовцы построили небольшой храм; во время приезда в Лавру Патриарха Кирилла раскольники завершали здесь свой крестный ход, проходивший через весь Почаев. Говорят, что ядро прихода составила группа местных жителей, бывших рабочих Лавры, недовольных засилием в ней выходцев из Молдавии.  При въезде в Кременец обратили внимание на новосооруженный православный храм,  напоминающий   церковь Покрова на Нерли.  Большой войсковой собор; униатская церковь; огромное здание Кременецкого лицея (когда-то здесь располагалась  Волынская духовная семинария, теперь лицеем владеют  филаретовцы).  Надпись на одном храме: «Лютеранская православная (?!) церковь».  На Украине эта конфессия имеет около 60 храмов. Напротив нашего Никольского собора находится Троицкий храм Киевского патриархата, а еще дальше костел.


Тернополь. Этот город еще более националистичен, чем Львов. Именно здесь родился «Рух». Уроженцем города является кардинал Иосиф Слипый (здесь ему установлен памятник). Начиная с 1922 РіРѕРґР°, он преподавал  догматику в Львовской греко-католической духовной семинарии. В конце 1925 РіРѕРґР° был назначен ректором этого заведения, а в 1929 РіРѕРґСѓ — ректором только что основанной Р›СЊРІРѕРІСЃРєРѕР№ Богословской академии. В 1935 РіРѕРґСѓ митрополит Андрей Шептицкий назначил Слипого соборным крылошанином архикафедрального СЃРѕР±РѕСЂР° СЃРІ. Юра и куратором Львовской митрополичей капитулы. 25 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1939 РіРѕРґР° РїР°РїР° СЂРёРјСЃРєРёР№ РџРёР№ XII  назначил Иосифа Слипого коадъютором (преемником) митрополита, и 22 декабря 1939 РіРѕРґР° Шептицкий в строгой тайне рукоположил Иосифа в РµРїРёСЃРєРѕРїС‹. Слипый активно сотрудничал с немецко-фашистскими оккупационными властями (в частности, при формировании РґРёРІРёР·РёРё РЎРЎ «Р“аличина»). 1 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1944 РіРѕРґР°, после смерти митрополита Андрея, епископ Иосиф Слипый принял руководство Украинской греко-католической церковью и стал новым митрополитом Галицким. В феврале 1945 РіРѕРґР° прислал приветственную телеграмму новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси РђР»РµРєСЃРёСЋ (Симанскому), которая была опубликована в «Журнале Московской Патриархии».
 11 апреля 1945 РіРѕРґР° Иосиф Слипый был арестован и осуждён на 8 лет принудительных каторжных работ в РЎРёР±РёСЂРё. По окончании этого срока проживал в ссылке в РљСЂР°СЃРЅРѕСЏСЂСЃРєРµ. Неоднократно приезжал в Москву и Киев, где занимался журналистской деятельностью и пытался поступить на работу в Институт истории АН УССР.
Пытался вести нелегальную религиозную деятельность, 16 РёСЋРЅСЏ 1958 РіРѕРґР° был арестован и осуждён на семь лет. Отбывал заключение в РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ областиКрасноярском крае, в РњРѕСЂРґРѕРІРёРё, на РљР°РјС‡Р°С‚РєРµ, на РџРµС‡РѕСЂРµ, в  и РўР°Р№С€РµС‚Рµ.
Благодаря вмешательству папы римского  и президента РЎРЁРђ Р”жона Кеннеди в январе 1963 РіРѕРґР° был освобождён. Находясь проездом в РњРѕСЃРєРІРµ, Слипый успел вызвать к себе с Украины подпольного священника о. Р’асилия Величковского и тайно посвятить его в епископы, назначив своим местоблюстителем. 23 декабря 1963 папа РџР°РІРµР» VI назвал митрополита Галицкого Иосифа Слипого верховным архиепископом Львовским, а 22 февраля 1965 присвоил ему титул кардинала. Некоторые униатские священнослужители и украинские правозащитники утверждают, что Иосиф Слипой был намеренно отпущен советскими спецслужбами в Ватикан для выполнения порученной ему миссии. Дело в том, что накануне освобождения Львова советскими войсками вся казна Украинской греко-католической церкви была эвакуирована в Рим. Эти средства использовались как для финансирования подпольной деятельности греко-католической церкви в СССР, так и для финансирования националистического подполья на Украине. Вступив на путь сотрудничества с властями Иосиф Слипой более двух месяцев разъезжал между Киевом и Москвой, посещал православные храмы и монастыри. В советской печати были опубликованы его письма, в которых он очень возвышенно отзывается о православном богослужении и красоте московских соборов, в частности, Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Как рассказывал сопровождающий меня киевлянин, существовал план о выходе его из Католической церкви и назначения на должность православного митрополита Киевского, патриаршего экзарха Украины. Однако его отпускают в Рим, где он, путем строительства грандиозного Софийского собора, при котором использовался каррарский мрамор и венецианская мозаика; постройки учебных заведений, в которых почти отсутствовали студенты; изготовления драгоценных панагий и митр у римских ювелиров истощил казну Святого Юра быстрыми темпами. Особенной его удачей стало приобретение земельного участка в Кастель Гандольфо, где находится летняя резиденция папы римского. На этом участке он построил униатский греко-католический монастырь ордена студитов. 2 апреля 1977 г. Иосиф Слипой решился на неслыханный поступок: без ведома и благословения римского папы он лично рукоположил трех епископов, среди которых был и его будущий преемник Любомир Гузар. Скандал получился очень громкий. Конечно, папа не признал епископского сана новоиспеченных иерархов.
На протяжении следующих двадцати лет митрополит Иосиф прилагал усилия, чтобы активизировать жизнь Украинской греко-католической церкви на Западе. Он основал Украинский католический университет св. Климента, украинские факультеты в католических университетах Р›РѕРЅРґРѕРЅР°Р’ашингтонаЧикагоФиладельфии и несколько украинских духовных семинарий, написал немало научных работ, некоторые из которых были объёмом до двадцати томов. Среди наиболее известных трудов — двенадцатитомное исследование об украинском богословии и Церкви, а также двухтомник «История Вселенской Церкви на Украине».
В 1975 РіРѕРґСѓ самовольно присвоил себе титул «патриарха», за что подвергся порицанию со стороны папы Римского.   
Иосиф Слипый скончался 7 сентября 1984 РіРѕРґР° в Риме, где первоначально и был похоронен. В его завещании содержалось пожелание быть похороненным в соборе Святой Софии в Киеве. Это одна из причин, по которой украинские власти не отдают Софию Киевскую Православной Церкви.  В 1992 РіРѕРґСѓ его останки при содействии группы молодых политиков независимой Украины во главе с Р’ладимиром Цвиль были перевезены во Львов и захоронены в крипте СЃРѕР±РѕСЂР° Святого Юра.
В настоящее время начат процесс Р±РµР°С‚ификации митрополита Иосифа — причисления его к лику блаженных Католической церкви.
 В феврале 2011 РіРѕРґР° в РҐР°СЂСЊРєРѕРІРµ на здания ГАИ Ленинского района была установлена мемориальная доска, посвященная Иосифу Слипому, которая до этого дважды устанавливалась (в 2005 и 2008) и дважды ликвидировалась. Последний раз была демонтирована по решению Дзержинского районного суда в ноябре 2010. Текст на доске гласит: «Тут, у колишнiй пересильнiй тюрьмi, в 1961 р. був ув’язнений патрiярх украинської греко-католицької церкви блаженнiший ЙОСИФ СЛIПИЙ».

Потрясающее впечатление в Тернополе произвел новый кафедральный собор УПЦ МП, построенный в новгородском стиле трудами, прежде всего, митрополита Сергия. Внутри собора  прекрасный мраморный иконостас в каноническом стиле  и замечательная мозаика. Нижний храм посвящен святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.  В иконостасе этого храма обратила на себя внимание большая икона Царской Семьи. Рядом с собором большое добротное здание Тернопольского епархиального управления с домовой церковью во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.  В этом храме имеется передвижной баптистерий  для погружательного крещения взрослых. Весь этот комплекс был построен на пустыре, предоставления которого смог добиться владыка Сергий. Очень помогли в строительстве собора спонсоры из России. Говорят, что когда великолепный собор «москалей»  воспарил над городом, некоторых местных чиновников уволили. Дабы православный храм «не портил» колыбели украинской нэзалэжности, тернопольские чиновники в «лучших традициях» советской атеистической эпохи решили окружить его высотками. С одной стороны к нему примыкает римо-католический костел в псевдоготическом стиле, а с другой – высокий торговый центр.
По предложению ключаря собора и секретаря епархиального управления о. Стефана, после прочтения Евангелия на полиелее произношу проповедь  (его пожелание:  «говорите по-украински и без политики»). Из проповеди: «Как-то на одной церковной конференции  в Киеве меня спросили: «Какие, на Ваш взгляд, десять важнейших событий в церковной жизни прошли за последние 20 лет?» Не колеблясь, в числе этих 10 событий я назвал строительство нового собора в таком очень сложном для православных городе, как Тернополь, одним из самых духовных архиереев нашей Церкви - владыкой Сергием».  Закончил я свое слово цитатой из Священного Писания: «Око того нэ бачило, вухо того нэ чуяло и на сэрцэ чоловикови нэ прыходыло, що Бог уготовав любъящим Його». («Глаз  того не видел, ухо того не слышало и на сердце человека не приходило, что Бог уготовал любящим Его»). После проповеди говорю: «Маю надию, що вы щось зрозумылы из того, що я казав вам. Хоча  я народывся  на Украини у Донбаси, алэ мои батькы булы  руськи и я вчывся  у руський школи. Останий раз я казав проповидь на украинский мови 33 рокы тому, колы був послушныком Почаевскои Лавры, нэ  рахуючи ще частково у Воронезькой области – малои родыны мого батька, дэ жывэ богато выхидцив з Украины»  («Надеюсь, что вы что-то поняли из того, что я сказал вам. Хотя я родился на Украине в Донбассе, но мои родители русские и я учился в русской школе. Последний раз проповедь на украинском я произносил 33 года тому назад, когда был послушником Почаевской Лавры, не считая частично еще в Воронежской области - на малой родине моего отца, где живет много выходцев с Украины»). После этих слов в храме раздался одобрительный гул. Я почувствовал, насколько важен языковый фактор в этом регионе. В алтаре говорю старенькому священнику: «Надо было бы мне сказать вместо ухо – вухо» , а он в ответ «Вы довольно хорошо говорите по-украински». Было приятно это услышать. Один из моих спутников выдал: «Я всегда Вас уважал, а сейчас уважаю еще больше – за знание украинского языка». Еще в Тернополе  видели  большой комплекс, который строит Киевский патриархат: собор по образцу Казанского в Петербурге, больницу, реабилитационный центр воинов-афганцев и т.д. Настоятель здесь – Анатолий Зенкевич. Его сын -  филаретовский епископ в Днепропетровске. Зенкевича я помню как регента в Почаевской Лавре. Он племянник Якова Панчука - бывшего наместника Почаевской Лавры, одного из двух архиереев из украинского епископата, которые последовали за Филаретом.  Когда-то Зенкевич двумя автобусами с крепкими хлопцами выезжал в те села области, где была угроза захвата православных храмов униатами.  Перейдя к Филарету, он с теми же хлопцами штурмовал уже православные храмы, добиваясь их перехода в  Киевский патриархат. 


Поздним вечером выехали в Закарпатье. Православие распространилось здесь, особенно после 863 РіРѕРґР°, благодаря проповеднической деятельности братьев РљРёСЂРёР»Р»Р° Рё Мефодия в соседних РњРѕСЂР°РІРёРё и РџР°РЅРЅРѕРЅРёРё. В 880-890-е годы ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье.
Закарпатье в два раза больше по территории и населению, чем Черногория, которая является самостоятельным государством. Здесь живет около 800 тысяч русин – потомков жителей Киевской Руси. После войны многие русины выехали в Россию, закончили наши семинарии и академии, рукоположились в священный сан и служили у нас по приходам. Встретить русина  - секретаря епархиального управления или настоятеля кафедрального собора, не редкость. Много приехало к нам и галичан, но они, принимая рукоположение  в России, готовили кадры для себя, на случай возрождения унии. Как известно, до 1945 года Православная Церковь в Закарпатье входила в состав Сербского Патриархата, а затем перешла в состав РПЦ (документа об этом переходе не обнаружено). Кстати, русины не забыли того, как в 1904 году сербский патриарх, испугавшись властей, не прислал к ним священника по их просьбе. Сейчас в Закарпатской области две обычные епархии. Православная Церковь не имеет здесь ни автономного статуса, ни статуса экзархата. Каждый десятый русин (а это почти сто тысяч) имеет венгерский паспорт. В начале 20 века была массовая трудовая миграция в США и Канаду. Не испытывая иноверного гнета, здесь русины массово возвращались к вере предков – Православию. Важную роль сыграло то, что местные римо-католические епископы не допускали к служению женатое униатское духовенство, проводили политику латинизации униатов. В 90-е годы, когда на Украине только начали открываться униатские семинарии, студенты после окончания 3-го курса должны были давать обет безбрачия, иначе их отчисляли. Это вызвало сильный протест, так что целибат сохранился только в одной семинарии Ивано-Франковской епархии.


На рассвете прибыли в райцентр Свалява. Здесь три храма: православный, католический и униатский. На окраине села, за железной дорогой – новая обитель: женский монастырь в честь святых Кирилла и Мефодия. Начало обители относится к 1996 году, когда на это место прибыла монахиня Еликонида с 12 сестрами. Территорию, отведенную для монастыря, оградили сеткой и стали строить  собор в честь Святой Троицы. Этот храм был построен в древнерусском стиле. Рядом с ним колокольня. Когда она строилась, сестры сами носили бетон наверх. Это был тяжелый изнурительный труд: 22 тысячи ведер бетона нужно было поднять на высоту своими руками. Есть еще часовня св. вмч. Пантелеимона, архиерейский дом и сестринский корпус. В соборе обратила на себя внимание роспись алтаря в каноническом стиле, иконы свв. Кирилла и  Мефодия и св. Иоанна Шанхайского.  В течение 6 лет после открытия монастыря сестры сначала молились в домовом храме в честь святых Кирилла и Мефодия. Часто испытывали нужду, когда не было денег, чтобы заплатить рабочим. Служили ночные Литургии, усердно молились о помощи. Были случаи, когда после Литургии приходили люди и вручали конверты, в которых была именно такая сумма денег, которая требовалась для расчета с рабочими. Монастырь имеет полтора гектара земли. В нем проживает 22 насельницы, в том числе одна схимница – мать игуменьи Нины. Ее я помню как послушницу Оресту – келейницу игуменьи Свято-Никольского монастыря в Мукачево. Несколько лет она училась на регентском отделении  в Московских духовных школах. Когда покойный владыка Евфимий хотел назначить ее игуменьей этого монастыря, она колебалась, много молилась, особенно старцу Кукше Одесскому. Будучи в Одессе около мощей,  услышала голос: «Хорошо подумай насчет Свалявы. Не спеши отказываться. Нужно осознать важность нового поприща и согласиться». Когда матушка рассказала об этом владыке Евфимию, тот поведал, что все это время сугубо молился преподобному Кукше. «Преподобный Кукша – мой покровитель, - сказал он. – Не захотели слушать архиерея, послушайтесь Преподобного». Нужно сказать, что в советское время Свалявский район был одним из самых атеистических. Люди здесь не привыкли к монастырям и монашествующим. Осмотрели теплицу, погреб (он построен в виде за?мка), скотный двор. Поднялись на гору к поклонному кресту. По словам нашего экскурсовода, немало римо-католиков приняли в обители Православие (у нее самой мать была католичкой). Здесь служат два архимандрита: один очень любезный – архимандрит Василий, а другой очень духовный – архимандрит Никодим. О. Василия я спросил: «Русинский язык ближе к русскому или украинскому?» Он сразу ответил: «К русскому, к славянскому. В нашем языке больше слов из этих языков, чем из украинского».


Свято-Никольский монастырь в с. Иза. Прибыли сюда после ночевки и полунощницы в женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в селе Липча. Село Иза явилось эпицентром возрождения Православия на земле Карпатской Руси в начале 20-го века. В советский период, в 1954 году, имущество монастыря было конфисковано; в 1960 г. бульдозерами были снесены все здания и на их месте построена туберкулезная больница. История монастыря неразрывно связана с именем преподобного Алексия, исповедника Карпаторусского.
Схиархимандрит Алексий (в миру Александр Иванович Кабалюк) родился 12 сентября 1877 года в селе Ясенье под Хустом в семье лесоруба. Он окончил церковно-приходскую школу и поступил послушником в греко-католический монастырь. Но с детства душа его лежала к Православию, он читал много литературы, стремился к знаниям о вере. В 1905 году Кабалюк поехал в Россию, пробыл там недолго, но загорелся искренней привязанностью к Православию и, вернувшись оттуда, стал проповедовать среди русинов. Через год он снова побывал в России, в Киеве, а затем совершил паломнические поездки в Почаев, Палестину и Афон. Вернувшись на родину после посещения Афона и Константинополя в 1911 году, отец Алексий устроил в Ясенье домовую церковь. Он видел огромное количество православных русинов, нуждающихся в священнике, и постоянно  стремился выезжать в различные селения Закарпатья. Слава о православном батюшке разошлась по всей Карпатской Руси, чем были весьма обеспокоены власти. Слежка за отцом Алексием усилилась, и вскоре он практически не мог продолжать свою деятельность. Он был вынужден уехать в Россию, а затем в Америку, где совместно с священником Александром Хотовицким окормлял общину американских карпатороссов. Но в 1913 году, когда узнал о судебном процессе против православных крестьян-русинов, обвиненных в государственной измене (по которому сам отец Алексий проходил главным обвиняемым), он решил вернуться на родину, к своему народу, и сам сдался суду. Показательный процесс, основанный на провокациях и фальсификациях, длился два месяца. В итоге отец Алексий был приговорен к четырем годам и шести месяцам тюремного заключения и штрафу в 100 крон. Процесс вызвал большой резонанс во всем славянском мире, в особенности в России. По его окончании император Николай II даровал Алексию (Кабалюку) золотой наперсный крест. Архимандрит Алексий скончался 2 декабря (19 ноября) 1947 года, приняв схиму. Похоронен он был на братском кладбище Свято-Никольского монастыря в Изе. В 1999 году были обнаружены практически нетленные мощи схиархимандрита Алексия, а 21 октября 2001 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике святых. Мощи этого старца находятся в Никольском храме обители, где мы были на литургии, а затем и на акафисте святителю Николе. По окончанию службы служащий священник возгласил многолетие (здесь это часто делается) и, давая крест, помазывал всех освященным елеем. Обратил внимание на то, что на Литургии на Великом входе священник также помянул «в больнице лежащих», ( братский корпус еще не освободил туб. диспансер). Табличка перед входом в храм-музей: «Архивный храм прп. Алексия». Здесь мы видели почти три десятка  икон (почти все они написаны в каноническом стиле). Эти иконы были конфискованы у о. Алексия, когда он пытался их вывести из России. Здесь же деревянная рака со стеклянной крышкой – в ней находятся вещи из могилы о. Алексия. На информационном стенде музея повествуется о земном пути старца. О. Алексий является основателем монастыря в Изе. Из своих заграничных путешествий он привез много православных книг, Акафистную икону Богородицы. Погребен был у братского корпуса. В день обретения его честных мощей были исцеления. Прочитал еще на стендах о том, что духовных чад старца – монахинь из Изы, ранней весной загнали в озеро, где по пояс в воде они простояли несколько часов, почти все они стали калеками. Еще о русинах из книги митрополита Евлогия Георгиевского «Путь моей жизни»: «Это были кроткие серьезные люди красивой внешности, монахи из них вышли примерные». Нужно отметить, что главная святыня русинского народа – Нанковская икона Богородицы (она находилась в храме с. Нанково неподалеку от с. Изы) во времена Австро-Венгерской империи была вывезена в Вену, где до настоящего времени находится в главном алтаре римо-католического собора святого Стефана.
У мощей Преподобного совершил молебен по старому обряду.


Обратили внимание, что практически все дома (коньки крыш) увенчаны восьмиконечными крестами. В этой местности все православные, отсюда началось возрождение Православия в Закарпатье. Униатов очень мало. Много поклонных крестов, часовенок на территории приусадебных участков, на перекрестках дорог (похоже на греческую традицию). Люди ухаживают за ними, высаживают около них цветы. Здесь вычитывают молитвенное правило; приглашают священника, который совершает требы, служит молебны в дни ангела или заупокойные службы в дни поминовения усопших.
Едем дальше. Наш спутник поет духовные стихи. Когда народ поет, ему прививаются навыки правильной русской речи. В духовных стихах содержатся правильные догматические истины. Богослужебные тексты не всем понятны, а в духовных стихах истины веры изложены в доступной форме. К сожалению, сейчас редко где поют духовные стихи, это говорит об угасании живого религиозного чувства в народе. Духовные стихи исполнены высокого религиозного чувства и догматического смысла, они являются важным подспорьем для религиозного воспитания.


Неподалеку от Изы в селении Уголька подвизался старец Иов. С ним я общался за несколько месяцев до его смерти. Несколько десятилетий он был настоятелем местного храма. Отличался молчаливостью и любвеобилием. Ежедневно совершал Божественную литургию. Со старцем был дружен предстоятель Чехословацкой Православной Церкви митрополит Дорофей. Общение с митрополитом старец прекратил, когда тот подписал документ о переходе на новый календарный стиль. Сейчас деревянный храм, в котором служил старец, разобран и построен новый каменный храм,  в котором почивают его мощи. В этом храме я совершил вечернее Богослужение.


Угольский женский монастырь. Упоминание об этом монастыре существует с 9-го века. Моравский князь был женат на саксонской принцессе-католичке. Римо-католическое духовенство, которое пришло в Моравию в свите этой принцессы, очень быстро настроило князя против Православной Церкви. Ученики Кирилла и Мефодия вынуждены были бежать из Моравии в Болгарию, Польшу и в Закарпатье. Некоторые из них основали в Угольке монастырь. Тогда он назывался Полонинским. В 13 веке игуменом этой обители был св. Григорий Полонинский. К сожалению, его имя в настоящее время отсутствует в месяцеслове. Монастырь этот был резиденцией мукачевских православных епископов. Последний православный епископ Мукачевский Досифей за отказ принять Ужгородскую унию был ослеплен и прожил последние годы жизни в Угольском монастыре. Он умер в 1735 году, погребен на территории монастыря.
В Польше православные храмы кирилло-мефодиевской традиции просуществовали до 14-го века. Последний из них был закрыт в конце 14-го века в Кракове.

В Ивано-Франковской области находится знаменитый Манявский скит. Он был основан в 1611 году преподобным Иовом Княгиницким. Это был последний оплот Православия кирилло-мефодиевской традиции в Галичине. У Манявского Крестовоздвиженского монастыря был статус ставропигии. В его юрисдикции находилось более 300 монастырей и скитов. В 1785 г. он был закрыт по приказу австрийского императора Франца Иосифа. Сейчас Манявский скит находится в юрисдикции Киевского патриархата.

Вознесенский женский монастырь с. Чумалево. На пути к этой обители были весьма удивлены роскошным могильным комплексом одного местного генерала.  В этой обители, основанной в 1925 году, долгое время был небольшой Вознесенский храм и часовня в честь пророка Илии. В 90-е годы, в период отпусков, местные жители, собравшись в монастыре, за один день выстроили значительный объем храма.
Главным инициатором открытия монастыря была Мария (Рыбар), которая приняла постриг и была возведена в сан игумении в 1938 г. (настоятельницей была до 1968 г.). За время ее управления в монастыре построили три жилых корпуса и часовню в честь святого пророка Илии. В настоящее время в монастыре несут послушание 43 сестры. Большое впечатление оставило общение с духовником Чумалевского монастыря архимандритом Иоанном – это настоящий русин - доброжелательный, скромный, спокойный, духовный. Очень приятное было общение.

Грушево. Грушевский монастырь - самая древняя и загадочная святыня Закарпатья. Его история неразрывно связана с судьбой славян и румын Марамороша - края, который с давних времен до наших дней является крепостью святого Православия и оплотом монашества. Три пятых Марамороша относятся к Украине. Это весь восток Закарпатья от города Хуста до Ясиня (Гуцульшина).  Две пятых (весь юго-восток) теперь относится к Румынии. Для всего этого заповедного православного края, укрытого горами, Грушевский монастырь на протяжении многих веков являлся главной святыней, главным духовным центром. Отсюда епископы управляли Мараморошем, здесь находилась православная типография, где было напечатано первое Евангелие на румынском языке. Первые упоминания о монастыре встречаются в 1242 году, когда монастырские сооружения ограбили монголо-татары. 13 августа 1391 г. Константинопольский Патриарх Антоний IV учредил монастырскую ставропигию. В XVII столетии святыня была разорена дважды - в самом начале века протестантами-кальвинистами, а в самом конце века - папистами-католиками, пришедшими в это время к власти в Марамороше. Если после первого разорения монастырь оправился, то второе разорение буквально стерло

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную