Поездки

На Святой Горе Афон

Странно, почему-то на Афон меня особенно никогда не тянуло. В начале 80-х, в годы учебы в семинарии, нынешний митрополит Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы), а тогда архимандрит, преподаватель семинарии, во внеурочное время рассказывал о посещении Афона, сопровождая рассказ большим количеством слайдов. В Даниловом монастыре, вскоре после его открытия, долгое время проживал схиархимандрит Серафим (Томин), несший послушание благочинного в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Батюшка был неиссякаемым источником рассказов о святых местах, в том числе, об Афоне, о встречах с высокодуховными людьми. Тяжело заболев, перенеся облучение, о. Серафим был вынужден покинуть Афон. Много раз я слышал рассказы об Афоне священников и мирян, побывавших здесь, иногда по нескольку раз. В Данилов монастырь, в первые годы после его открытия, приезжали несколько афонских монахов во главе со своим игуменом. Вместе с Даниловой братией на два крылоса пели припевы на акафисте.

О. Евлогий, наместник Данилова монастыря (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский), побывав на Афоне, решил в Покровском храме установить паникадило со свечами и так же, как на Афоне во время полиелеев его раскачивать. Помню, поручил он мне сделать это в первый раз, а я вместо покачивания паникадила стал его кружить. Наместник пришел в ужас.

Несколько статей было в «ЖМП» с описанием впечатлений наших паломников.

Постепенно нарастало ощущение какой-то неполноценности – я не был на Афоне! И вот, наконец, собрался ехать. Подстегнуло то, что один наш благотворитель, собравшись ехать на Афон, пригласил меня. И вот, в начале октября, 5-го числа в ночь на 6 -е, я вылетел вместе с ним на Афон.

Прежде чем приступить к подробному описанию этой поездки, хотел бы привести некоторые самые общие сведения о Святой Афонской горе. Не буду повторять общеизвестные вещи об Афоне, как о земном уделе Богородицы, его историю. Первое, что хотел бы отметить: в отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, в состав которого входит Афон, здесь используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах. Трудно отделаться от ощущения двойственности, когда говоришь об Афоне. С одной стороны, консерватизм и архаичность афонских порядков, включая отношение к священному времени, с другой, Предстоятелем для афонитов является Патриарх, находящийся в авангарде экуменизма и модернизма в православном мире. Дилемма эта неразрешима. Это создает неизбежный дискомфорт. 5-я статья Устава «Агио Орос» (Святой Горы) гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени Предстоятеля РПЦ на богослужениях, что было запрещено в конце 90-х годов (в настоящее время Патриарх Кирилл поминается здесь вслед за Патриархом Варфоломеем). Древнейший храм на Афоне – в честь Успения Богородицы – был, по преданию, основан в 335-м году Константином Великим. Главная святыня храма – чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Храм этот неоднократно разрушался. В настоящее время внутри его множество металлических подпорок и стяжек. В этом храме сохранились фрески 14-го века. Во время моего пребывания на Афоне туда прилетел Патриарх Варфоломей. Прибыл он на вертолете, который приземлился на площадке рядом с Андреевским скитом, где я в то время находился. Патриарх служил в Успенском храме, посетил несколько скитов и монастырей. Посещение им Афона происходит ежегодно, ибо, как было уже сказано, Афон находится в его юрисдикции (с 1312 года). Несмотря на это, а также на закон Греции, принятый в конце 60-х годов, об ограничении прав самоуправления у монастырей и расширении прав губернатора, афонские обители сохраняют значительную автономию. В то время, когда я был на Афоне, состоялась встреча Патриарха Варфоломея с президентом Украины В. Януковичем. О содержании переговоров нигде ничего не сообщалось. Не сомневаюсь, что главной темой был вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви. Встречался он так же с альтернативной братией Эсфигменского монастыря, в котором не поминают Вселенских Патриархов с 1965 и над входом в который висит черный флаг с надписью «Православие или смерть». Афонская гора омывается Эгейским морем. Протяженность ее – около 60 км, ширина – от 8 до 12 км, площадь – около 360 кв. километров. Игумены монастырей одновременно являются их духовниками (кроме Пантелеимонова монастыря). Помимо 20-ти монастырей, на Афоне имеется 12 скитов, которые по своей величине мало чем отличаются от монастырей. Немало на Афоне проживает отшельников. В начале 70-х на Святой Горе проживало 1145 человек. Это наименьший уровень за весь 20-й век. С тех пор наблюдается неуклонный рост числа насельников, количество которых к настоящему времени удвоилось.

Древнейшей обителью Афона является Великая Лавра прп. Афанасия Великого. Лавра была основана в середине 10-го века. Самый молодой монастырь на Афоне – Ставроникита, основанный в середине 16-го века, уже во время турецкого владычества. Одна из главных святынь Лавры – глава свт. Василия Великого. В самой Лавре 18 храмов и еще 178 вне ее, на принадлежащей ей земле в скитах и кельях. Познакомившись с этой статистикой, я подумал: «Не такой уж и микроскопический Константинопольский Патриархат». В храме прп. Афанасия находится деревянный крест Преподобного в железном окладе. Здесь же находится жезл святого, с которым он обычно ходил. Этим жезлом он бил демонов.

Через пару лет будет отмечаться 1000-летие русского присутствия на Афоне. В связи с этим в Москве был создан Фонд, с целью полного восстановления всего комплекса Пантелеимонова монастыря. Кстати, греки ревниво к этому отнеслись, настаивая, чтобы средства из России через Протат распределялись бы среди всех афонских обителей. О присутствии русских монахов на Афоне известно уже с 11-го века. Прп. Антоний Печерский принял здесь постриг в монастыре Эсфигмен. В 1169-м году русским была передана обитель, которая стала называться «Руссик». К сожалению, в настоящее время здесь никто не проживает. В 18-м веке на Афоне подвизался прп. Паисий Величковский. Преподобный основал здесь Ильинский скит. В 80-е годы он был отобран греками у русских под тем предлогом, что подвизавшиеся здесь монахи из Русской Зарубежной Церкви за богослужениями не возносили имени Вселенского Патриарха. Говорили, что им не дали и десяти минут на сборы и, что греки предлагали взять скит Пантелеимонову монастырю, но тот отказался. Продолжая рассказ о русском присутствии на Афоне нужно отметить, что, благодаря России, турки в 1829-м году прекратили оккупацию Афона, продолжавшуюся восемь лет после греческого восстания в 1821-м году, и возвратили монастырские имения, конфискованные еще в 16-м веке. В ноябре 1912-го года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 – январе 1913-го года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии и Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

Большие потрясения русское монашество испытало в начале 20-х годов XX века, когда Андреевский скит и другие русские поселения стали очагом имяславия, о котором теперь многие пишут. В 1913-м году, с помощью русских войск, имяславцы были выдворены в Одессу и расселены по монастырям России. После перехода Афона в гражданскую юрисдикцию Греческого Королевства начались ограничения для притока русских на Афон. Не в последнюю очередь это было связано с планами российского правительства включить Афон наряду с Константинополем в состав Российской империи в ходе Первой мировой войны. Власть Эллады для русских насельников оказалась тяжелее власти Турции. После окончания гражданской войны в России, приезд русских был практически запрещен, как для лиц из России, так и из русской эмиграции, вплоть до 1955-го года. Исключениями в данный период были о. Софроний Сахаров и В.А. Кривошеин, впоследствии епископ Московского Патриархата Василий. Последний проживал на Афоне более 22-ти лет - с конца 1925-го года до сентября 1947-го года, когда он был выдворен со Святой Горы гражданскими властями. Нужно отметить, что из 12-ти тысяч монахов, проживавших на Афоне в 1913-м году, половину составляли русские. К концу 1965-го года их оставалось всего лишь 62 человека. Большой импульс к восстановлению русского присутствия на Афоне дал митрополит Никодим (Ротов). В 1972-м году Святую гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, что было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом. Неоднократно бывал на Афоне Патриарх Алексий II. Мне рассказывали, как однажды один русский отшельник в одном из греческих монастырей попросил продуктов. Кое-что ему дали. Он попросил еще. Тогда ему сказали: «Нет. И вообще скажите спасибо, что мы вас, русских, вообще здесь терпим». Русские напрягают греков еще и тем, что с их наплывом планка требований повышается, например, в отношении исповеди.

Самая высокая точка Афона – более двух тысяч метров. Здесь русские установили восьмиконечный крест и построили храм. Паломники, в основном русские, стремятся взойти на эту гору, поклониться кресту и ночью совершить Божественную литургию. В настоящее время храм значительно руинирован. Греки, с помощью албанских рабочих, стремятся соорудить здесь нечто более грандиозное. Пока это у них не очень получается. Рассказывают, что главным условием для успешного достижения высоты является духовный фактор. На гору могут взойти престарелые и немощные, а молодые, атлетического телосложения, могут сойти с половины дистанции. Один мой знакомый священник вместе со своими прихожанами - бизнесменами взошел на одну из вершин Афона, где ночью они позолотили крест. Утром весь Афон был удивлен чудесным преображением креста.

После этих общих сведений пора приступить к описанию самой поездки. Ей предшествовало посещение Афонского подворья в Москве. Афонский уголок Москвы расположился на возвышенности вокруг древнего храма в честь св.вмч. Никиты. Здесь я приложился к мощам старца Аристоклия (+1918) – последнего настоятеля Афонского подворья в Москве, к иконам вмч. Пантелеимона и прп. Силуана. Просил помощи об укреплении духовных и телесных сил перед такой ответственной поездкой. Настоятеля подворья игумена Никона не было – он вместе со своим братом, архиепископом Владимирским Евлогием, находился в Оренбурге, где на родине старца Аристоклия освящался посвященный ему храм. Приятное впечатление своей скромностью и доброжелательностью произвел благочинный подворья иеродиакон Паисий.

Первым монастырем, который мы посетили на Афоне, был Костамонит – он был ближайшим на нашем пути от пристани. Костамонит, пожалуй, самый бедный Афонский монастырь. Несмотря на это, он, как и Эсфигмен, отказался от помощи ЕЭС. Наверное, они поступили так неспроста. Вспомнилась пословица: «Безплатный сыр бывает только в мышеловке». Думаю, что их позиция оправдана. Наверняка Запад преследует какие-то свои корыстные интересы. Запад всегда так поступал. Вспомнил, как один мудрый пожилой священник, побывав на Святой горе, посоветовал мне, не откладывая, посетить Афон. «Очень скоро все может измениться», - с грустью сказал он тогда. И действительно, мои спутники не раз говорили, что совсем недавно многое было по-другому. Богородица обещала Великой Лавре - главной обители Афона, что она ни в чем не будет нуждаться. Одно время монахи стали тут за деньги разливать воду со святого источника и в бутылках давать ее паломникам. Ну и что же? Источник иссяк…. Прекратили это делать, и он снова забил… Костамонит последний в списке 20-ти монастырей (больше этого числа монастыри, по Уставу Святой горы, учреждаться не могут). По дороге в гору к монастырю слышу разные рассказы о том, что происходит на Афоне и вокруг него. О посещении Афона Путиным. Владимир Владимирович беседовал тогда с протом Святой горы, интересовался, в частности, Андреевским скитом, который раньше был русским (до 1972-го года). Говорят, что он тогда спросил прота: «А сколько будет стоить, чтобы этот скит снова стал русским?» Прот поспешил удалиться… Тема о взаимоотношениях греков и русских на Афоне - давняя и болезненная. Разговоры были еще о скандале, в связи с намерением руководства Ватопедского монастыря продать бизнесменам один скит. Слышал нелестные отзывы о нашем Пантелеимоновом монастыре: не больно жалуют здесь паломников, повсюду там коммерция, астрономические ценники за записки и т.п. За последние десятилетия монастырь сильно украинизировался. Руководство обители – выходцы с Украины - стараются принимать в число насельников только «своих». Здесь любит бывать митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Лично я не ощутил на себе никакого дискомфорта, дважды посетив эту обитель, но подумал о том, что в случае отделения УПЦ от Московского Патриархата, последний может потерять Пантелеимонов монастырь. Неоднократно слышал мнение о том, что лучше подвизаться в греческих монастырях, чем в русских, т.к. в русских заметен дух стяжания.

… Поднимаемся по извилистому серпантину от пристани к монастырю Костамонит. Тишина. Прохлада. Благорастворение воздухов. У врат обители нас встречает десяток котов. Над вратами икона св. первомученика и архидиакона Стефана – покровителя обители. Поем величание святому.

В архондарике (гостиной) мое внимание привлекла картина, на которой священник исповедует человека. Грехи в виде змей извлекаются из гортани кающегося. Регистрируемся в специальной книге. Говорят, что греческое правительство выделяет деньги за каждого паломника, посетившего афонский монастырь. В Костамоните нет даже электричества. В вечернее время здесь пользуются керосиновыми лампами - поневоле ляжешь спать пораньше, чтобы не проспать ночную службу. Греческие монахи в священном сане не благословляют, а только дают целовать руку. Это можно наблюдать не только на Афоне и в Греции, а и на Балканах, и вообще на Востоке. Не западное ли, латинское влияние? В монастыре все просто и аскетично. За полчаса до вечерни раздался краткий трезвон. Затем трижды, с перерывами ударяли в деревянное било. Непосредственно перед службой еще раз был краткий трезвон. Я подумал: «Основательно призывают на службу, тут не расслабишься». Как-то сразу в притворе храма, перекрытом от основной его части завесой, началось чтение девятого часа. Чтец читал тихо, никакой особой реакции начало службы не вызвало: кто разговаривал, тот продолжал разговаривать; кто сидел, тот оставался сидеть и т.п. Перед началом вечерни служащий иеромонах одел епитрахиль, висящую слева от царских врат, и произнес возглас. Светильничные молитвы и все ектеньи он произносил не напротив царских врат, а справа от них, у иконы Спасителя. Завесу отдергивали с внешней стороны, а не изнутри алтаря. При этом заметно была видна свисающая веревка. Сразу обратил внимание на то, что практически никто не крестился на «Аллилуйя», «Святый Боже» и «Приидите поклонимся», то есть устав о поклонах не соблюдается. Да и крестятся как-то скомкано, поспешно. Произнеся великую ектенью, служащий иеромонах снял епитрахиль, повесил ее слева от царских врат и удалился в алтарь. В алтаре он одевал уже другую епитрахиль. Каждение совершалось быстро, по замысловатому маршруту. Оно было дробным, без поклонов, никакого крестообразного движения кадилом не совершалось. В процессе начавшейся службы подходили монахи, прикладывались к иконам, а точнее к их малым копиям, которые были закреплены у каждой большой иконы. Клобуки при этом не снимались, поклоны (два перед лобзанием и один после) не делались. На крылосах находились по одному или два монаха. Принимали участие и другие, в частности, один священник из Румынии. Все было негромко, скромно, без аффектов и достаточно быстро. Монахи в основном небольшого роста, аскетичные, с колоритными бородами. Наблюдая их, подумал: «Грибки-боровички». Не понял, что было после тропарей по «Ныне отпущаеши». Параклисис (Молебное пение Богородице)? Во время его совершения монах с ручной кадильницей быстро обходил храм и молящихся в нем. На плече у него был большой воздух красного цвета. В конце службы все стали прикладываться к иконам. По окончании службы сотворили десяток земных поклонов. В монастыре, как и везде на Афоне, прекрасный хорос и несколько подсвечников искусной работы со львами в основании. Подумал: «Софрино далеко до такого изящества». Львы с раскрытыми пастями; казалось, что вот-вот они зарычат от боли под тяжестью груза. Особенно было трудно львам у основания игуменского кресла. Я подумал: «Если будет грузный настоятель, то, пожалуй, львы будут раздавлены». На службы и трапезы здесь, как и во всех монастырях Афона, все приходят строго по форме - в рясах и клобуках. На трапезе было предложено немного жареной картошки и голубцы с вкусным сыром. Можно было отведать красного вина. Пригубив его немного, вспомнил наших бедных мужиков, травящих себя разными суррогатами. Это была лучшая трапеза за все время нашего пребывания на Афоне. Во время трапезы чтец читал поучение на середине. По-видимому, в праздники читают с кафедры, возвышающейся у стены. Чтец завершил поучение, подошел под благословение к игумену. У выхода из трапезы с благословляющим жестом стоял настоятель, мимо которого с поклоном проходила братия. После трапезы в притворе храма читали повечерие (павечерницу - по-старому). Как и на девятом часе, во время ее чтения притвор отделялся от основной части храма завесой. Кстати, кресты на завесе пришиты не с обратной стороны, а спереди (так и по старому обряду). Во время чтения повечерия паломники были приглашены в основную часть храма, где «учиненный монах» кратко рассказал о святынях храма. Это три чтимых образа - два Богородицы и икона св. первомученика и архидиакона Стефана (VIII-й век), которому посвящен главный храм обители. Затем из алтаря на длинный вытянутый стол были вынесены большие части мощей святых: апостолов Луки и Андрея, святителей Иоанна Златоуста и Григория Паламы, часть рук св.архидиакона Стефана и мч. Трифона, часть плеча св.царя Константина, челюсть последнего из сорока святых Севастийских мучеников и др. Особенно впечатлили часть мощей св. Иоанна Крестителя и глава свщмч. Власия. В Костамоните, как и во многих других Афонских монастырях, имеются частицы Животворящего Креста Господня и хламиды Спасителя. В конце повечерия служащий иеромонах произнес ектенью, после каждого прошения которой монах с крылоса произносил: «Кирие элейсон». Служба завершилась земным поклоном служащего всем молящимся. Обратил внимание на то, что никто ни перед входом в храм, ни выходя из него, не крестился и не кланялся. При выходе из храма у порога в темноте резвилось с десяток котят. Было опасение, как бы их не раздавили. Необычным было на Афоне полное отсутствие женщин. Это сильно гасило эмоциональный фон, снижало градус напряжения. Все-таки женщины, самоотверженно неся большие труды, как, например, у нас на приходе, создают немало конфликтов и недоразумений. Постепенно забываешь, что существует «слабая», «прекрасная» половина человеческого рода. Идешь, извините, руки помыть и автоматически ищешь обычные буквы, а их нет. Сначала ничего не можешь понять.… Говорили, что на Афоне нет даже животных женского пола, а вот в нескольких магазинчиках Кареи мы видели кошек с копошащимися вокруг них котятами.

После службы посетил кладбищенскую церковь в честь Небесных Сил Безплотных и само кладбище. Могил немного. Известен афонский обычай: через 3 года после погребения выкапывать умерших монахов и помещать их останки в костнице под храмами или в специальных часовнях.

В половине третьего ночи раздались удары деревянного била, призывающие на молитву. Помню, только прилег отдохнуть и вскоре зазвенел звонок - оказалось, что мой спутник поставил звонок по московскому, а не по греческому времени.

Служба началась с полунощницы, которая, как и повечерие, читалась в притворе. Читали и пели по крылосам. На средине храма читался только Апостол. Стихи на «Бог Господь..» священник не произносил. Первые и последние песни канона пропевались красивой погласицей. Пономарь, с помощью специальной палки, на конце которой была закреплена горящая свеча, ловко снимал лампады, поправлял фитили и снова подвешивал их на своё место. Перед пением «Честнейшую Херувим…» раздался краткий предупреждающий трезвон. Часы читали в храме (в греческих и сербских монастырях их часто читают по кельям). После третьего часа была небольшая пауза, во время которой все склонились в поясном поклоне. Видимо, это связано с завершающими действиями проскомидии, совершаемой в алтаре. Каждения всего храма на шестом часе, как это обычно происходит, не было. Кадили только из царских врат (так происходит и по старому обряду). Кадил служащий очень «густо», медленно поворачиваясь по кругу у Царских Врат. Перед «Благословенно Царство…» снова все склонились молчаливо в поясном поклоне. На великой ектенье царские врата закрыли. Пропели по несколько стихов первых двух антифонов и затем « Единородный Сыне». На заповедях Блаженств царские врата открыли в конце, ближе к «Славе». После малого входа они были снова закрыты. Кстати, и малый и великий входы совершались через средину храма. Евангелие читали лицом к народу. После Херувимской песни, которую пели несколько монахов, царские врата и завеса были закрыты вплоть до выноса чаши для причащения (так и по старому обряду). На великом входе, как мне показалось, поминали только «всех православных христиан». Во время пения «Тебе поем», когда совершается главный момент литургии - преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, все благоговейно наклонили головы. Общего поклона, однако, после окончания пения не было (как и после «Достойно есть…»). «Верую» и «Отче наш» читал игумен. После призыва диакона или священника: «Главы ваша Господеви преклоните» и после возгласов на евхаристическом каноне, пение не всегда покрывало чтение тайных молитв в это время. Причастников не было. Служащий сразу, осеняя крестообразно молящихся чашей, произнёс «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое» (в России, по обычному чину, священник на этих словах крестообразно осеняет молящихся рукой, а по старому обряду эти слова священник произносит лицом к престолу). Песнопение «Да исполнятся уста наша» было прочитано. В конце литургии, перед отпустом, у иконы Спасителя справа от царских врат, была совершена краткая заупокойная лития. После отпуста священник раздавал молящимся антидор («дору» - по-старому). Крест для лобызания не давался. В притворе храма каждый мог испить из чаши святой воды, черпаемой маленьким ковшиком. Сразу после службы, закончившейся приблизительно без пятнадцати минут семь, в трапезной был лёгкий завтрак, состоящий из чая на травах, кусочка белой халвы и нескольких маслин. Общей молитвы перед и после завтрака не было.

Ватопед. Это второй по величине афонский монастырь, после Лавры прп. Афанасия. Здесь мы сразу встретили нескольких москвичей - известного «специального корреспондента» Аркадия Мамонтова и руководителей фонда «Святая Гора». Игумен монастыря, он же и духовник (так принято у греков), о. Ефрем приветствовал нас. Один из моих спутников напомнил, что во время своего приезда в прошлый раз он не был допущен к причастию, т.к. не был венчан. Только недавно он был мною обвенчан. О.Ефрем, обращаясь ко мне, сказал: « Никогда не причащайте невенчанных». Основание монастыря относится к четвёртому веку, ко времени правления императора Феодосия Великого. В монастыре находятся 6 чудотворных икон Богородицы, в частности «Закланная», «Отрада и Утешение», «Елеоточивая». Говоря о Закланной иконе, монах-экскурсовод поведал про следующее событие, произошедшее в 14-м веке. Был в монастыре монах-лампадник нерадивой жизни. Однажды его не накормили, и он возроптал, обращаясь к Богородице: «Я забочусь, возжигаю лампады, а Ты меня не накормила». Острым предметом он ударил по лику Пресвятой Девы на иконе. Потекла кровь. Монах ужаснулся своему поступку и в течение многих лет каялся за него, постоянно находясь в храме. За 3 года до смерти ему было удостоверение, что он прощён. Когда по афонскому обычаю через 3 года после смерти его останки были извлечены, то всё, кроме руки, нанёсшей оскорбление Богородице, было истлевшим. След на иконе остался на все времена. С иконой «Запретительница» связана следующая история: дочь императора Феодосия Плакитида направилась на Афон для поклонения святыням. Ей явилась Пресвятая Дева Мария и сказала: «Стой здесь, не проходи, тут я Царица». После этого женщин на Афон перестали пускать. Елеоточивая икона, на которой Спаситель изображён с двуперстным крестным знамением, наполнила сосуды с елеем, который в одно время иссяк в монастыре. В алтаре на горнем месте находится икона Богородицы, с которой связано чудо, произошедшее в 10-м веке. Монастырь тогда был разрушен. Один монах, прежде чем он был пленён, спрятал икону Богородицы, почитаемую в монастыре, и возжёг пред нею свечу. После 70-летнего пребывания в плену, он возвратился в монастырь, который к тому времени был уже восстановлен. Об иконе в обители никто ничего не знал. Когда вернувшийся из плена монах указал её местонахождение, то все были поражены тем, что в течение всех этих десятилетий у иконы не гасла свеча. Также очень важно упомянуть, что в Ватопеде находится оригинал хорошо известной в России иконы «Всецарица», к которой прибегают при раковых заболеваниях. В монастыре находится много частей святых угодников Божиих: главы свв. Григория Богослова и Андрея Критского и др. Особое внимание привлекает глава свт. Иоанна Златоуста с нетленным левым ухом, в которое апостол Павел подсказывал святителю правильное толкование его посланий. Главной святынею обители является Пояс Богородицы, разделённый на 3 части, чтобы, в случае утраты одной из частей, святыня сохранялась. Сейчас эта великая святыня привезена в Россию. Интересно, что при голосовании в Протате по этому вопросу, 9 из 20 представителей монастырей были против этого. На сегодня в числе братии около 130 человек, в том числе пятеро русскоязычных, 15 румын, много греков из-за рубежа, например из Австралии, но особенно много с Кипра. Именно отсюда в 16-м веке в Москву прибыл прп. Максим Грек. Не отсюда ли был архимандрит Дионисий, долго живший в столице Руси в середине 17-го века? Именно с его слов во многом, как доказал профессор Каптерев, Восточные Патриархи, прибывшие на Собор в Москву, осудили русскую, а точнее древневизантийскую церковную обрядность, включая двуперстие, наложили страшные проклятия на наше исконное благочестие.

На вечерне в Ватопеде было довольно много людей. В течение всей службы царские врата были открыты (не из-за того ли, что в храме на службе присутствовал архиерей?). Монахи красиво пели на два крылоса. В мантии был только служащий иеромонах. В 4 часа утра начали читать полунощницу. Её окончание было каким-то невнятным - не то, что по старому обряду. Затем началась утреня. Запомнилось хорошее чтение шестопсалмия (эксапсалмов – по-старому). В храме гроздьями мерцали лампады, была абсолютная тишина. После первого часа в десяти храмах обители совершались литургии. Я был в храме, посвящённом Поясу Богородицы. Не понял, что прочитали перед началом литургии — похоже, половину псалма третьего часа. Заключительную молитву прочитал архиерей, приехавший на Афон с Кипра. Три певца на крылосе попеременно пели стихи антифонов. Некоторые стихи пели вместе. Обратил внимание на то, что на ектениях многие сидят. Встают только на последнем прошении, которое сопровождается пением «Пресвятая Богородице, спаси нас». Произнося последнее прошение ектеньи, где упоминается Богородица, иеродиакон крестился и кланялся на икону Богородицы, а на словах « Христу Богу предадим» - на икону Спасителя. Выход на чтение Апостола был каким-то будничным. Чтец произнёс 1-й стих прокимна и сразу стал его читать. По окончании чтения Апостола хор трижды пропел «Аллилуиа». Никаких стихов перед пением «Аллилуиа» чтец не произносил. Евангелие иеродиакон читал на средине храма, держа его в руках. На великом входе иеродиакон нёс дискос не на уровне лба, как по обычному чину в России, а ближе к правому плечу. «Достойно есть» внушительно пропел архиерей. Молитва перед причащением не читалась. Приезжих священников причащают как мирян. На чтении благодарственных молитв остались только единицы причастников. Находясь в Ватопеде, я услышал рассказ о том, как в одно время этот монастырь перешёл на новый календарь. Это продолжалось недолго. Вскоре вернулись к старому стилю. В связи с этим было следующее чудо: три дня без всякого человеческого участия в монастыре звонили колокола. Нужно еще сказать, что в Ватопеде одно время жил св. Григорий Палама.

Андреевский скит. Находится он неподалёку от столицы Афона Кареи. При входе в скит, справа у собора, несколько огромных русских колоколов с дефектами. Наша первая реакция: «Наверное, греки избавляются от следов русского присутствия». Со скрипом нас поселяют в келью («Почему не позвонили, не дали факс?»). Перед великой вечерней были на братской трапезе, проходившей под собором. Трапеза состояла из небольшой порции капусты, оливок, яблока, и кусочка сладкого пирога. Можно было испить немного вина. Закончив вкушать пищу, долго сидели, слушая поучение. Перед началом Великой вечерни два монаха на паперти искусно звонили в 4 колокола. В течение всей службы царские врата почему-то были открыты. Здесь после пения « Тебе Господи» после слов «Главы ваша Господеви преклоните» пауз как в других монастырях не было, а тайныя молитвы негромко читались вслух. Не понял для чего на столбцах царских врат и на некоторых иконах висели епитрахили. Для красоты? Странно. На литию служащие и вообще все монашествующие с большой иконой Воскресения Христова прошли в конец огромного храма (до строительства собора св. Саввы в Белграде, он был самым большим на Востоке). Большое паникадило в конце храма было раскачено и не потеряло своей динамики до конца литии. Тихо, размеренно, грустно совершалась служба, явно не соответствуя масштабу собора. Вход на вечерне совершался не по солее, а под амвоном (так и по старому обряду). На «Спаси Боже люди Твоя» после первых трёх призываний чтец протяжно говорил «Аминь». Всего было 7 или 8 прошений на литии (по обычному чину в России их 4, по старому обряду - 3). Отдельно помянули Патриарха Варфоломея и игумена монастыря. «Кирие элэйсон» по 10 раз попеременно по отдельности пели певцы. На последнем прошении сразу стали петь «Кирие элэйсон». Нужно сказать, что собор был освящён в 1900 году Константинопольским Патриархом Иоакимом, в память об избавлении императора Александра Второго от покушения в Париже.

На ночной службе вторая кафизма сопровождалась частыми припевами «Аллилуиа». Особенно красиво пропели «Непорочны» («Благословен Еси Господи») - один к одному как в нашем храме. «Спаси Боже люди Твоя» иеродиакон произносил на амвоне, а не у иконы Спаса, справа от царских врат, как у нас. Евангелие для поклонения лежало не на аналое, а служащий иеромонах держал его в руках. Почему-то у греков на 1-ой песни канона совершается каждение всего храма - так было и здесь. На 8-ой песни канона, перед пением «Величит душа моя Господа», два иеродиакона с большими красивыми воздухами на правом плече, с небольшими ручными кадильницами в руках, издающими негромкий треск, быстро прошлись по огромному собору. Великое славословие пели попеременно на два крылоса. Сразу после 1-го часа раздался возглас «Благословенно Царство». Не видел, чтобы у греков совершались входные молитвы. Антифоны пели полностью. Понравилось служение иеродиакона. Его голос звучал как-то аристократично, тонко, одухотворённо, безстрастно. Никакого рыка и рева, как это иногда у нас бывает. «Святый Боже…» пели по архиерейскому чину. На «Верую» служащие быстро потрясали воздухом (это символизирует землетрясение в момент распятия Христа). Всё было хорошо видно, т.к. в течение всей литургии царские врата были открыты. Возгласы на евхаристическом каноне игумен произносил с высоко воздетыми руками. Возглас «Благодарим Господа» произносил, обратившись в сторону иконы Спасителя справа от царских врат (некоторые священники из России, побывав на Афоне, подражают таким вещам). Тайные молитвы дочитывались вслух, т.к. пение хора не покрывало их чтения. Очень благоговейно были произнесены установительные слова Евхаристии («Приимите ядите» и «Пийте от нея вси») и возглас «Твоя от Твоих». «Достойно есть» певцы пропели у чтимой иконы Богородицы, после чего некоторые из них приложились к ней. После возгласа «Святая святым» все пошли прикладываться к иконам. Иконы ап. Иоанна Богослова, память которого праздновалась в этот день, нигде на аналоях не было видно. Может быть, греки празднуют его память только в мае? На ектенье «Прости приимше» иеродиакон выходил через царские врата (так и по старому обряду). Окончание литургии было каким-то невнятным и смазанным. На отпусте игумен поминал имена многих святых. Пред выходом из храма каждый испивал немного святой воды и вкушал кусочек освящённого хлеба, смоченного вином (у нас он раздаётся при подходе к иконе праздника). Трапеза по окончании службы состояла из тарелки молочной лапши с кусочком брынзы. Слава Богу, что, покидая скит, мы сподобились приложиться к главе св. апостола Андрея Первозванного.

Иверский монастырь. Из-за непогоды не сразу смогли к нему выехать. Когда же приехали, водитель затребовал 100 евро, нанеся существенный урон нашему скромному бюджету. На вечерне приезжий епископ без книги читал наизусть предначинательный 103-й псалом. Читали только первую «Славу» кафизмы. Я сначала подумал: сокращают, а потом догадался, что это из-за того, что служба полиелейная и вместо пения избранных стихов вслед за «Блажен муж» они просто прочитали всю «Славу», там, где эти стихи и содержатся. Стихиры на «Господи воззвах» пели попеременно – каждый крылошанин по одной стихире. Вход на вечерне совершался не по солее, как у нас, а через середину храма, где в круге мраморной композиции пола служащий иеромонах провозгласил «Премудрость, прости». Паремии читались без предваряющего возгласа священника: «Премудрость». Служба мне показалась какой-то невыразительной, скромной. Служащие уж слишком тихо произносят ектеньи и возгласы. «Сподоби Господи» и «Ныне отпущаеши» читал епископ. Как только запели стихиры на стиховне, все друг за другом начали прикладываться к иконам, затем, встав в кругу, делали три поклона на восток и потом поясно кланялись направо и налево. Получается, что к иконам прикладываются несколько раз в день. Старый обряд знает только одно поклонение за полиелейной службой – при подходе к иконе праздника, а также на Пасху. В нашем храме мы допускаем прикладывание к иконам, но только до или после службы. Обратил внимание, что перед входом в храм находится икона Спасителя с двуперстным благословением. Был еще здесь на параклисисе (молебном пении в честь Богородицы) в часовне, где находится Иверская икона. Обратил внимание, что наряду со множеством крестиков, на иконе десятка полтора архиерейских панагий. Должен сказать, что все игумены афонских монастырей, где мы были, произвели на нас положительное впечатление своей аскетичностью и молитвенной сосредоточенностью. В обители постоянно бывают грузины, ведь когда-то монастырь принадлежал им. К сожалению, все их попытки вновь закрепить монастырь за собой успехом не увенчались. После службы была очень скромная трапеза, состоявшая из холодной чечевичной похлебки, помидора и огурца. Иверон – это единственный монастырь, в которо

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную