Поездки

По дорогам Украины (записки паломника)


Часть 2


Острог. Посетили здесь Воскресенский храм. До 1903 года он был деревянным. Император Николай II  прислал архитекторов и был построен каменный храм. Главный собор города был превращен в музей космонавтики, а этот храм оставался единственным действующим храмом города. Сюда свозили иконы из закрываемых церквей. В храме три чтимых образа Богородицы: Острожская, Ахтырская, и Помощница в родах. Здесь  находится колонна из Херсонеса времен князя Владимира. Икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господнего – подарок Иерусалимского Патриарха. Недавно случился провал в солее храма, при этом были обнаружены черепа около сорока человек. Находку отнесли к 17 веку. Возможно, что это жертвы княгини Анны Луизы – фанатической католички. Запомнилось, как однажды ее карета проехалась по куличам, которые освящали православные. Тогда ей выбили глаз. В отместку она приказала закрыть православный собор и запретила всем православным священникам и монахам находиться в Остроге. В конце концов, она бежала в Польшу, где и умерла в 1654 году. Отец княгини был православным. Она приказала принести его кости из православного храма в католический собор и перекрестить их. Необычно было видеть придел (Крестовоздвиженский), находящийся с северной стороны, а не направленный на восток. Прежний настоятель храма уклонился в раскол (ныне он «епископ» Киевского патриархата в Виннице). Храм был в крайнем запущении: грязные стены, отсутствие ступеней с боковых выходов и т. д. Большой соблазн вызывало аморальное поведение настоятеля. Этот батюшка вступил в сговор с Червонием, ему было обещано епископство и большие деньги. Были подделаны документы, составлены фиктивные протоколы. Началась служба на украинском языке. Все это было при правлении Ющенко. Запомнился такой страшный случай. Пономарю храма нанесли серьезные побои: поломали руки и ноги. Убитого сбросили с моста. В воде тело не поплыло по течению, а развернулось против него. Убиенный был весь синий от побоев. Ночью сфабриковали заключение о том, что он умер от инфаркта. Жене было сказано, что если завтра она его не похоронит, то пострадают дети и внуки. Пришлось хоронить на следующий день.… Одна женщина лишилась ног из-за ран, нанесенных захватчиками. Были и другие раненые. После получения документа о возвращении храма с большим трудом открыли замки. По словам настоятеля, ступени храма, где молились православные, очень намоленное место, там было пролито много слез. Внучке благочинного, убиенного во времена Польши, был сон: “Вижу, идет Янукович. Я к нему: «Виктор Федорович помогите -  у нас храм забирают». Он в ответ: «Сейчас не могу». Вижу Ющенко и его прошу помочь -  “ Не помогу”. Потом вижу Женщину в черном, Которая говорит: “Что вы плачете, храм не заберут, Я буду с вами”. В это время Ахтырская икона, находящаяся в храме, была вся в черных покровах. После двухгодичного противостояния, нескольких десятков судебных заседаний, вопрос был решен в пользу православных. Это произошло накануне праздника Ахтырской иконы Божией Матери…  Владыка тогда благословил служить пасхальным чином. Поговорили о таинстве крещения. По словам настоятеля, в епархии имеется около 20-ти баптистериев, он тоже собирается его строить. Младенцев крестят в ванночках, проводя младенца с головой сквозь воду. При мне батюшка позвонил своему собрату и тот подтвердил, что он тоже так крестит. Дискутируя с раскольниками, он подчеркивает, что имеется уже пять украинских национальных церквей и что для получения автокефалии необходимо особое удостоверение Божественного Промысла. Однажды настоятель храма посетил управление одной из российских епархий, тогда он соблазнился бюрократическим подходом (нужно было записываться заранее на прием к владыке и т.д.). «У нас проще, – сказал он, -  каждый священник епархии имеет домашний и сотовый телефон владыки и может позвонить ему в любой момент».
В Остроге посетили знаменитый замок – единственный сохранившийся в Восточной Европе. В помещении замка находится музей, основателем которого является о. Михаил Тучемский (умер в сане протоиерея, погребен в Кременце). На восстановление замка Николай II пожертвовал более 30 тыс. рублей. Толщина стен замка около 3-х метров. При польской власти музей был национализирован и стал муниципальным. При советской власти в замке был краеведческий музей.   В начале 17 века в Остроге проживало 10 тыс. человек (в Киеве было 20 тыс.) С 1576-1636 гг. в Остроге действовала Академия. За 60 лет своего существования его выпускниками было 600 человек (Киево-Могилянская академия открылась в 1616 году, как братская школа, статус академии получила в 1700 году). Именно в Остроге была отпечатана знаменитая Острожская Библия. В городе было 3 монастыря (к настоящему времени сохранился только один – монастырь капуцинов). Сохранилась еврейская синагога, при которой была высшая иудейская школа. Очень много евреев погибло в годы Второй мировой войны (перед войной в городе их проживало 10-12 тысяч, а в настоящее время – только 9 человек). Всего на Правобережной Украине проживает около тысячи евреев. Наряду с высшими православной и иудейской школами в Остроге была высшая католическая школа - иезуитский коллегиум. Он был основан Анной Луизой и просуществовал более 150 лет. При Екатерине II здесь была размещена православная семинария. В июне 1941 года шли ожесточенные бои за Острог. Множество домов было разрушено. Сгорели Успенская церковь, церковь Параскевы Пятницы и Никольская – именно ее, не сумев захватить ни одного храма в городе, восстанавливают филаретовцы. В городе была Татарская слобода. Ее жителями были пленные татары, которых привезли сюда после поражения под Почаевым. В Слободе была мечеть. Острог был основан на 47 лет раньше Москвы. Есть основание для заключения, что крещение жителей города произошло на столетие раньше крещения киевлян – во времена святых Кирилла и Мефодия. На гербе города есть изображение и св. вмч. Георгия Победоносца и польского всадника. Рядом с городом проходила старая граница с Польшей.
В городском парке в 1978 году была установлена стела в виде раскрытой книги в память наиболее известных деятелей Острожской школы. Среди них русские Иван Федоров и Петр Мстиславец, украинцы Конашевич-Сагайдачный и Смотрицкий, белорусы Римша и Маляр, греки, поляки, чехи.
В Богоявленском соборе города за время Великого поста бывает до пяти тысяч исповедников, а на Пасху приходит до семи тысяч человек. Этот храм также пытались захватить раскольники и в процессе борьбы за него прошли десятки судов.
Межиричи. Поселок Межиричи является пригородом Острога. Согласно преданию, здесь, в трёх километрах от Острога, был православный монастырь, уничтоженный в 1241 году татарами. В исторических документах Межиричи впервые упоминаются в 1386 году  в связи с тем, что литовский князь Витовт своей грамотой подтвердил право владения поселением Федору Острожскому. Ф. Острожский воздвиг в Межиричах деревянный замок, впоследствии сожженный татарами. В XV веке потомок Фёдора князь Василий Острожский (Красный) возвёл на месте деревянного замка каменные замковые стены полутораметровой толщины. Спустя несколько лет его сын Иван строит на территории крепости деревянную Троицкую церковь, уничтоженную пожаром в середине XV века. Но Острожские не оставили Межиричи без храма: уже в середине XV в. здесь начинается строительство каменной церкви, которая и сохранилась до наших дней. На время их возведения Троицкая и Богоявленская церкви (последняя находится в Остроге) были самыми большими каменными храмами Волыни. Чтобы враг не смог снова разорить славянскую святыню, князья приказали укрепить Межирич высокими земляными валами. Их следы до сих пор заметны вокруг комплекса: изначально длина валов превышала два километра.
В 1605 году Межирич получил Магдебургское право, и мещане официально получают королевское разрешение построить ратушу, а также устраивать ярмарки дважды в год и торги по воскресеньям. И всё это благодаря монастырю, который в начале XVII в. перешёл к католикам. В середине XVII - начале XVIII века в результате казацких восстаний замку были причинены значительные разрушения. С именем последнего представителя рода Острожских, Януша, принявшего католичество, связан важный этап в развитии Межирич. В 1612 году по его приказу начались работы по переустройству замка и церкви во францисканский монастырь.
В 1648 году в Межириче останавливался Богдан Хмельницкий. После воссоединения Украины с Россией главному монастырскому храму был возвращен первоначальный облик. В 1866 году францисканский монастырь реорганизовали, а его костёл снова стал православной церковью. В начале ХХ в. собор капитально отремонтировали и по-новому расписали. В архитектуре церкви заметно продолжение древнерусских традиций. В 1930-е гг. Свято-Троицкий монастырь закрыли. Вновь открыт в 1991 году, при нём стало работать Духовно-пастырское училище. Троицкий собор монастыря имеет правый придел в честь Архистратига Михаила и всех Небесных сил безплотных, левый — в честь свв. апп. Петра и Павла.
В монастырском Троицком соборе находится главная святыня  - чудотворная Межиричская икона Богородицы, именуемая «Жизнеподательница», подаренная в 1582 году монастырю князем Иваном Васильевичем Острожским. Также чтятся чудотворная икона прп. Антония Великого, икона с частицей мощей прпп. Киево-Печерских. В этом же соборе находится ковчежец с частицами мощей Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах почивающих. Паникадила в соборе без электрических лампочек, пол деревянный. Монастырь имеет 4 га земли и небольшое хозяйство. Периодически проводятся реставрационные работы. Недавно был построен новый братский корпус. Возводится новая колокольня – более высокая, чем была, имеется надкладезная часовня.
Всего в Ровенской епархии 17 монастырей и скитов.      
Луцк. Первый кафедральный собор города был посвящен св. ап. Иоанну Богослову – он был разрушен еще в домонгольский период.  Осмотрели захваченный филаретовцами в 90-е годы Троицкий собор. Решение Верховного Суда Украины о его возвращении УПЦ МП не выполняется. Внутри храма острое ощущение пустоты. Обратили внимание на латинское нововведение – исповедальню. Посетили Богословскую академию т.н. Киевского патриархата. Ректор академии о. Игорь Швец – младший брат в широко известном семействе Швецов. Рукоположен он был еще до уклонения в раскол, митру имел еще в канонические времена. В 90-е годы служил в Германии на филаретовских приходах. Настоятель храма св. Феодосия Черниговского на окраине Луцка. Луцк и область более украинизированы, чем Ровенская область. Все приходы  Киевского патриархата служат на украинском языке (в Галиции многие приходы перешли на украинский язык только частично, в основном служат на церковнославянском, но с украинской  «вымовой», т.е. произношением). Отец братьев Швецов – прот. Федор умер в глубокой старости. Долгие годы он преподавал в Почаевской семинарии. Перед смертью он исповедовался и причастился у своего внука о. Назария, клирика УПЦ МП. Похоронили его на кладбище в Почаеве. Филаретовцы имеют близкое общение и с униатами – идеологом этого является известный филаретовский пропагандист Степовик. «Если мы уйдем к грекам, то отношение к Москве будет еще более прохладным. Меняется поколение – на смену приходит новое, которое не имеет опыта пребывания в единой Церкви» - сказал о. Игорь. За годы своего существования Академию закончили около тысячи человек. Обратил внимание, что на фотографии преподавателей мой однокашник по Московской духовной академии о. Зиновий Середницкий. Все филаретовские священники на Волыни имеют камилавки греческого образца – по-видимому, для того, чтобы отличаться от священников Московского Патриархата.
Небольшой храм в честь Покрова является кафедральным православным храмом Луцка. Напротив собора – протестантский «Дом Евангелия».   На территории храма находится Волынское Епархиальное управление, резиденция митрополита Луцкого Нифонта. К 2000-летию христианства рядом с собором была построена церковь в честь св. вмч. Пантелеимона. Здесь же памятник известному украинскому краеведу и деятелю автокефалистского движения Теодоровичу.  На нескольких билбордах, расположенных в городе, фотография владыки с молодежью. В руках у владыки плюшевый мишка. Подумал: «хорошая иллюстрация для евангельских слов «Будьте как дети». Епархия готовится к проведению фестиваля духовной  песни. В семинарском храме в честь святых Кирилла и Мефодия совершили молитву по старому обряду. Все предметы здесь преподаются на украинском языке. Семинария была закрыта в конце хрущевских времен в 1964 году. 40 тысяч книг из библиотеки тогда были переданы в Одесскую Духовную Семинарию. Предшественниками семинарии были Острожская (1821г.), Кременецкая (1832 – 1901гг.) и Житомирская (1902 – 1921гг.). На Волыни УПЦ МП имеет  более 600 приходов, а у филаретовцев более 350. УПЦ МП имеет в Луцке 17 храмов, а филаретовцы 10. Неподалеку от семинарии находится огромный костел, построенный в начале 17 века. Недавно глава одного из катакомбных течений епископ Григорий (Лурье) рукоположил для Луцка своего архиерея.
На Волыни говорят, приветствуя друг друга, «Слава Богу!», а на Галичине - «Слава Исусу Христу!» - аналог латинского «Лаудэтур Езус Христус!» Возвращаемся  в Киев, слева от нас недалеко от дороги Корецкий монастырь. Эта обитель является ставропигиальной, т.е. находится в прямом ведении Патриарха. Все 6 приходских храмов города относятся к УПЦ МП. Только недавно здесь открылась филаретовская часовня - единственная во всем районе. Видя картину множества сияющих куполов, невольно пришло сравнение с Суздалем. Интересно, что на Волыни было самое большое отделение Союза Русского Народа.
  В последний день моего пребывания на Украине в Центре общественной организации “Народный Собор” прошло мое общение с православной общественностью Киева. В рамках этой встречи состоялась презентация третьей части моих воспоминаний. Среди участников собрания были председатель Народного Собора И. Друзь, руководитель “Православного выбора”  Ю.Егоров, зам. председателя Союза Православных братств Украины В. Пустовой, известный журналист Д.Скворцов и др. Говорили о проблемах Русского движения на Украине, сетовали на то, что нет никакой реальной помощи от Российского посольства, на то, что руководство УПЦ МП в отличие от гражданских властей не отвечает на их письма и т. п. “Со всех сторон наступает новый мировой порядок. Выращивается новая православная молодежь, оторванная от корней. Церковь разлагается изнутри. В то же время благодаря усилиям православной общественности удалось приостановить несколько антихристианских законопроектов. Православные монархисты появились даже в Верховной Раде. Ситуация с помощью Божией меняется к лучшему. Но все-таки нам эту лавину не остановить, в частности из-за того, что в России русофобов больше, чем в Галичине”. Я акцентировал на необходимости активизировать связи между верующими России и Украины. Высказал мысль, что визиты Патриарха наряду с тем форматом, который имеет место, могли бы быть в виде посещения кафедрального собора  какой-либо украинской епархии в его престольный праздник, например. Для этого не было бы необходимости в особой подготовке. Главное – это как можно более частое общение Патриарха с духовенством и паствой УПЦ. В отношении перспектив развития церковной ситуации на Украине высказывалось мнение, что оно может сложиться по эстонскому варианту: центральная и западная ее часть станет экзархатом Константинопольского Патриархата, а юго-восток - Московского Патриархата. Украина без России потеряет русскость, растворится в Евросоюзе. Галичина и северо-запад Волыни стоят особняком, вся остальная Украина другая. После собрания был совершен благодарственный молебен по старому обряду по случаю 400-летия Дома Романовых.
Старообрядцы. Русская Православная Старообрядческая Церковь имеет на Украине около шестидесяти храмов (больше всего в Винницкой и Одесской областях). У безпоповцев 12 моленных (преимущественно в Житомирской, Кировоградской и  Закарпатской областях).
Униаты. В их патриаршем соборе в Киеве могут служить три архиерея, а прихожан на службе не более ста человек. Говорят, что на освящение собора 14 августа с.г., когда будет праздноваться юбилей 1025-летия Крещения Руси, приглашены и римский папа, и Константинопольский патриарх. Если патриарх Варфоломей посетит униатов, они, конечно, будут говорить, что православные нас признают. В городах-спутниках столицы Украины имеется уже 8 униатских  храмов. Всенощные служат только монахи Студийского ордена. В униатской семинарии обучается только 14 студентов. Находится она в Киевской области в Княжичах. Там же живет на покое и бывший глава униатов кардинал Любомир Гузар (он в неплохой форме, еще служит). В Ровенской области 4 униатских храма, в Луцкой 14, а в Донбассе, в основном в Донецкой области, 40, в Днепропетровске 5. В Донецке униаты построили большой собор, говорят, что с помощью православных -  в ответ на  мифическое обещание с их стороны поддержать на выборах Партию Регионов. Во  Львовской области более 1000 храмов. Ныне в составе нашей епархии здесь около 20 типовых храмов (и всего общин 60). В Тернопольской области было 470 храмов. Ныне наша епархия здесь насчитывает 120 храмов (у автокефалистов 112, а у филаретовцов 73). В Ивано-Франковской области было около 500 храмов. Сейчас  наша епархия насчитывает здесь около 15 храмов. В составе Закарпатской епархии УПЦ МП 600 храмов и 34 монастыря (у униатов 300 храмов). Кстати, униаты Закарпатья напрямую подчиняются Ватикану, а Ватикан вообще не признает Закарпатье в составе Украины. Католическая семинария находится в Киеве в микрорайоне «Ворзель». Если бы не  было бы православных, не было бы и нужды в униатах. По словам моих знакомых православных галичан, недовольство жителей Западной Украины по отношению к России во многом было вызвано репрессиями, ссылками, разрушением церквей. «Надо было постоянно разъяснять, просвещать, должна была звучать живая проповедь, а не административно действовать – разрушать прямоугольные престолы, сдвинутые к горнему месту; искоренять местные традиции, зачастую имевшие древние корни и т.д.». Кстати, когда в годы Первой мировой войны русские войска в течение нескольких месяцев занимали Галичину, император Николай IIраспорядился, чтобы не было насильственного искоренения унии – приход становился православным только если не менее 75 % прихожан были «за». При этом меньшинство, остававшееся униатами, должно было иметь возможность безпрепятственного служения. До 1939 г. в Галичине были очень сильны прорусские настроения. Даже Андрей (Шептицкий )писал: «За Русскую Землю, за русский народ!» Если Галичина не будет в составе Единой руси, то это будет вечно кровоточащая рана, вечная вражда к России. И то, что униаты при мощнейшей финансовой поддержке (говорили о нескольких десятках миллиардов) не смогли сломать Православие, говорит о том, что память о своих корнях здесь не исчезла.
Свой экзархат униаты имеют и в России. Он был учрежден еще до революции во время Андрея Шептицкого при папе Бенедикте XVI  во главе с Леонидом Федоровым. В состав экзархата входило 25 приходов и 5 монастырей. В Москве и Подмосковье они имеют 4-5 общин. Служат в московском костеле и по домам. Три четверти верующих составляют украинцы. Есть представители русской и белорусской интеллигенции. Во Львове имеется викарный епископ для Белоруссии (Венедикт Алексейчук). Ему предназначена миссия  восстановления униатской церкви в Белоруссии (там уже есть 15 униатских общин и даже женский монастырь в Полоцке; возглавляет их сейчас архимандрит Сергий Гаек). Много униатов проживает в Тюменской области – здесь у них 10-15 общин. Управляет экзархатом католический епископ иезуит Йозеф Верт (г. Новосибирск). Есть у униатов свой экзархат и в Казахстане. Замечено, что католики одновременно с учреждением своих новых общин создают и униатские общины.
Нынешний Римский понтифик Феликс с 11 лет был пономарем и дьяком в Аргентине у греко – католического  священника по фамилии Чмиль. Папа может служить и по-церковнославянски и по-украински. 11 лет в его ведении были греко-католики, проживавшие в Аргентине (всего здесь проживает около 400 тысяч украинцев).
Римо-католики Польши и Германии испросили друг у друга прощения за взаимные обиды. Это намеревались сделать и греко-католики с римо-католиками на Украине. Из этого пока ничего не получилось. Стороны ограничились принятием отдельных деклараций. Говорят, что не менее 120 тысяч поляков погибло в 1941 – 1945 годах от рук украинских националистов (в советское время утверждали, что погибло не более 30 тысяч).
Русские цари и Украина. По повелению Александра III в Луцке и Ровно были построены железные дороги. В Ровно Николай II был два раза, а в Виннице четыре раза. Александр III пожертвовал деньги на реконструкцию Преображенского собора в Виннице. Николай II подарил этому собору серебряную дарохранительницу – в память о своем умершем брате. Во время Первой мировой войны в Жмеринке был штаб русских войск. Николай II был в Жмеринке два раза. По его приказанию в городе был построен огромный железнодорожный вокзал в стиле “модерн”. В настоящее время в его модернизации нет никакой необходимости, т.к. все было предусмотрено. Когда юго-западная Русь вошла в состав Российской Империи, императоры заботились о том, чтобы возрождались древние православные храмы.
Большое количество выходцев с Украины проживает в Западной Европе – в одной Италии около миллиона. Множество их в Испании и Португалии. В Испании имеется 60 униатских храмов, а в Италии 120. 
По словам моих киевских друзей, в начале 90-х можно было взять Владимирский собор, но этого не произошло. Были сданы Феодосиевский и Выдубецкий монастыри, Покровская церковь на Соломенке. Все это было сделано, по их мнению, чтобы показать Москве напряженность ситуации и подтолкнуть к предоставлению автокефалии. Один архиерей прогнал филаретовского священника пожелавшего воссоединиться с Канонической Церковью. Потом он говорил: «Если все воссоединятся, тогда будет затруднительно получить автокефалию». В УПЦ МП на 27 правящих архиереев 25 викариев. В Киеве нет ни одной православной гимназии.
Армяне. Имеют 28 приходов на Украине. Во Львове у них был монастырь, сейчас это приходская церковь. Хотели его сделать армяно-католическим, но это не прошло. В Киеве в Харьковском массиве был установлен армянский хачкар. Находился он напротив банка, который возглавлял иудей. Ему не понравилось, что окна его кабинета выходят на этот крест. В конце концов, армянская община была вынуждена уехать в другое место. Возглавляет верующих армян архиепископ Григорий. Как и глава униатов, архиепископ Станислав Шевчук он приехал из Аргентины.
В Лаврском храме в честь собора Киево-Печерских святых молится очень дружная грузинская община.
Филаретовцы недавно провели свой Архиерейский Собор, а перед праздником святого равноапостольного князя Владимира будут проводить и Поместный. На Соборе намечается окончательное рассмотрение вопроса об избрании заместителя и местоблюстителя патриарха. Конечно это подкоп под Филарета. В качестве заместителя и местоблюстителя называют Епифания (Думенко). Он учился в Салониках, знает греческий язык и, похоже, что является протеже  Фанара.  По словам моих киевских друзей, идет расчистка территории для Константинополя, который намеревается создать на Украине свой экзархат. Владимирский собор, захваченный раскольниками, надо признать, находится в хорошем состоянии. Недавно прошел очередной внешний ремонт. Территория собора выложена отмосткой и даже позолочен центральный купол.
Недавно к филаретовцам присоединилось 2 «епископа» из Автокефальной церкви – Иван  Швец и Андриан Кулик. И.Швец до перехода к автокефалистам был проректором филаретовской семинарии, расположенной в Михайловском монастыре Киева. У автокефалистов он служил в городе Самборе. Здесь у раскольников (автокефалистов и филаретовцов) 14 храмов,  у униатов их 5 или 6 и только один храм УПЦ МП. В конце 80-х годов в городе был только один храм. В нем служил о. Александр Швец. Теперь этот храм принадлежит униатам. Кстати, первым кто перешел в автокефальный раскол был священник по фамилии Михаличко. Он служил в Латвии в г. Елгава. Осенью 1990 года он объявил о создании Комитета по возрождению Украинской автокефальной церкви. В Латвии же и печаталась газета автокефалистов «Наша вира».   
Спрашиваю у своих спутников: «Если в России будет восстановлена монархия, как отреагируют на Украине?» Ответ: «Изберут гетмана». Украина соотносится с Россией как корень с кроной. Друг без друга они не могут, засохнут. Отношение к России: есть неискренность, доминирует узкий прагматизм. С другой стороны такого пьянства, как  в России здесь нет. Практически не встречались заброшенные, заколоченные дома и руинированные  храмы, что так часто встречается в России, например в Тверской области. Неплохие дороги. Бросается в глаза чистота. За несколько дней пребывания на Украине мы не встретили ни одного гастарбайтера. Обращает на себя внимание отсутствие глухих заборов. Реплика одного из сопровождавших меня: “Ну как же, надо же людям цветы  показать”. Спрашиваю одну монахиню,  как она относится к русским, та в ответ: “Люблю широкую русскую душу, но у нас больше интеллигентных людей”. Вспомнил, как один близкий мне священник, уроженец Киева поделился со мной своими опасениями об угрозах потеснить его, лишить некоторых зданий на церковной территории. Я пустился в размышления: надо, мол, пойти на компромисс, что-то уступить, занять среднюю линию. Он с недоумением посмотрел на меня и сказал: “Слушай, ты не украинец” (а я и никогда не был; хотя и родился на Украине в Луганской области, но мои родители – выходцы из России). «Украинцы ничего не отдают». Ситуация на Украине по-прежнему сложная, и она имеет тенденцию к ухудшению. Мои спутники говорили: «встречаешь на улице священника и не знаешь, как поступить: взять ли благословение или обойти стороной – ведь он может оказаться раскольником». Доводилось встречаться со сторонниками вступления Украины в Евросоюз. Они говорили, что там рынок для Украины значительно больше, чем в России и что украинский народ не должен кормить российских олигархов. Как раз во время моего пребывания на Украине в Минске был подписан меморандум о статусе наблюдателя Украины в Таможенном союзе. Конечно, это еще не означает окончательный выбор ею этого интеграционного пути. Кстати, не все так плохо на Украине в экономическом плане. Например, врачи, здесь получают больше, чем например, в Воронеже.  Люди на Украине гостеприимны и внимательны. Например, ответственная за гостиницу для паломников в Зимненском монастыре практически не спала всю ночь, направляя наш маршрут к обители, а утром без ропота ушла на вторую работу.

 

Игумен Кирилл (Сахаров). Июнь 2013 г.

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
КонтактыНа главную На главную