Поездки
  • Къырым или Таврида? Крымский дневник
  • Старый обряд у святынь Петербурга. 2012 г.
  • Киев 2012. Впечатления паломника
  • Восхождение на Синайскую гору
  • С коптами лицом к лицу (о поездке в Египет)
  • На Святой Горе Афон
  • Поездка в Луганскую и Воронежскую области. Сентябрь 2011 г.
  • Петербургские встречи и впечатления
  • В гостях у архимандрита Петра (Кучера)
  • Джорджия или Иверия? (записки паломника по Грузии)
  • Поездки по стране и за рубеж
  • О попытке посещения Южной Осетии и о пребывании в Северной Осетии
  • С коптами лицом к лицу (о поездке в Египет)

    Загадочный Египет, таинственные копты, более полуторатысячелетия живущие в исламском окружении — все это будоражило воображение, нарастало желание приоткрыть таинственную завесу. Наши паломники, побывавшие в Египте, довольно подробно описали святыни на этой древней земле, связанные, прежде всего, с пребыванием здесь Святого Семейства. Общее представление о коптах, их богослужении, устройстве храма и т.д. было сформировано. Многое было известно и по публикациям в церковной печати, и по изучению Древних Восточных Церквей в программе духовных школ. Древнеегипетский эпос, пирамиды, фараоны, войны, османское, английское и прочие владычества над Египтом, не говоря уже об экономической и социальной сферах — все это изучалось на истфаке пединститута.

    В духовных школах профессор Нелюбов обрушил на нас, студентов, шквал имен, дат, которые в таком объеме и в таком темпе подачи материала были не очень воспринимаемы и удобоваримы. Помню, что фактология «кухни» споров и конфликтов оставила тягостное впечатление. Что касается Восточных Церквей — то причина разрыва с ними, отсутствие между нами евхаристического общения, заключается, прежде всего, в политических обстоятельствах (противоборство с Византией), терминологических недоразумениях, недостатке взаимной любви, наконец. Именно таким было резюме после окончания курса профессора Нелюбова.

    «Опознать их православными по существу» - как писал один видный экуменический деятель. Именно православными по существу назвал коптов еще один ныне здравствующий известный иерарх. И сами копты, кстати, себя так называют.

    Египет считается одной из первых стран мира, где появилось христианство. После того, как христианство появилось в Иерусалиме, оно пришло и в Египет. Шесть веков он был христианской страной. Это земля, где жили первые христиане, земля, на которой находится гора Моисея, где пророк получил заповеди.

    Сейчас Египет — самая большая арабская страна.

    Занятная информация: арабы придумали десятичную систему цифр. Завоеватели-крестоносцы взяли от них много изобретений, в том числе и арабские цифры. Тогда арабы решили придумать еще цифры. И теперь арабские цифры есть везде, кроме арабских стран – у них используются совсем другие цифры. Арабский язык очень сложный, поэтому в Египте не говорят на классическом арабском. Здесь используется свой, египетский диалект, который хорошо понимают во всех арабоговорящих странах. Вообще, египтяне очень восприимчивы к изучению иностранных языков, несмотря на то, что образование (также как и медицина) в Египте считается одним из самых плохих в мире. Почти все, с кем удалось пообщаться, знают на разговорном уровне английский, немецкий, и, конечно же, русский. Пятница – выходной день в Египте, как и во всех мусульманских странах. В течение недели каждый молится, как сказали бы у нас – келейно, и только в пятницу, в определенное время, все должны одновременно встать на молитву. Длится эта молитва минут десять, называется «пятничной», остальное время, около 50-ти минут – проповедь.

    Все египтяне живут на Ниле, где плодородная земля. Это 5 % территории страны, остальное – пустыня. Без Нила нет жизни в Египте. Как говорят египтяне, здесь растет все: рис, пшеница, кукуруза, овощи (картофель идет на экспорт), фруктовые деревья. Нил кормит всю страну. Собирают по 3 урожая в год. Своей пшеницы, правда, не хватает. Закупают ее у России, Украины, Америки, Австралии. Египетское мясо (опять же, по словам местных жителей) гораздо вкуснее, но и гораздо дороже, чем привозное, поэтому туристов кормят привозным мясом. Египетский хлопок самый качественный в мире. Чай фараонов – каркадэ. Оказывается, тот сорт каркадэ, который экспортируется в другие страны, в Россию – не самый лучший.

    Какие-либо природные катаклизмы в Египте происходят так редко, что люди, бывшие детьми в 1992 году, когда произошло последнее землетрясение, до сих пор помнят свою радость от этого события - «у нас в Египте - землетрясение». Да что землетрясение – даже дождь в Египте большая редкость – два-три раза в год по пятнадцать минут. Дождь – это большая радость для детей; говорят, что они даже в школу на следующий день не идут – отмечают праздник - прошедший дождь.

    Высота самой высокой пирамиды – пирамиды Хеопса – 148 м. Ее воздвигали сто тысяч человек из двух с половиной тысяч глыб, каждая из которых весила по 500 пудов.

    Египтяне считают, что у них одна из самых сильных в мире армий, на 9-10-м месте. Израиль они даже не считают себе соперником, но, по их словам, Израиль - это то же самое, что и Америка (т.е. США на стороне Израиля), а «с Америкой Египет воевать не может».

    Египтяне очень суеверны, верят в сглаз. Нельзя спрашивать у египтянина, сколько он зарабатывает, нельзя сказать на ребенка, какой он красивый и т.д.

    Египтяне не употребляют алкоголь – это грех; по словам гида, египтяне даже не знают вкуса алкоголя. Пить нельзя.

    В первые же минуты пребывания в Египте сталкиваешься с неожиданностями. Здесь все привыкли брать вознаграждение за каждый свой шаг. Помню, как удивился, когда на слова благодарности водителю, доставшему наш багаж из автобуса, услышал на хорошем русском: «Спасибо в карман не положишь», «на спасибо далеко не уедешь». Гид, по окончании экскурсии, непременно скажет: «не обязательно, но желательно, при выходе из автобуса отблагодарить водителя — оставить небольшую сумму денег». Все это напоминало цирковое представление, когда дрессировщик за каждое успешное действие своих подопечных поощрял их, подкармливая сладким.

    Впрочем, люди здесь живут бедно. Невозможно спокойно пройти мимо какой бы то ни было торговой лавки, не услышав назойливое приглашение купить у них что-либо. У меня же вообще аллергия на совершение любых покупок, особенно на Востоке. Помню, в Иерусалиме имел я неосторожность посетить лавку и хотел купить там ткани для облачения. Началась комедия, с придыханиями, биением себя в грудь, выбеганием за тобой на улицу и т.д. Изначальная цена при этом уменьшалась в разы. Остался осадок, брезгливое чувство. Вспомнились наши купцы с их достоинством, честным словом.

    … По двум каналам местного телевидения можно часами видеть, как множество паломников вращается вокруг черного камня в Мекке. Завораживающе проникновенные призывы муэдзинов с минаретов раздаются каждый день. В исламском мире египетские копты – самая многочисленная (примерно 10 % от всего населения Египта) христианская община. Нередки случаи дружеских отношений между коптами и мусульманами. Наш знакомый мусульманин говорил, что он постоянно живет и работает в окружении коптов. Их немало в числе его друзей. Салафитов — приверженцев фундаменталистского ислама в Египте, по его словам, никто не любит. Они выступают за то, чтобы «ушки рэзат и ручку рубит». Воинствующих исламистов становится, однако, все больше.

    По культуре копты практически не отличаются от мусульман. Все копты говорят на арабском языке. Для коптских христиан коптский язык малопонятен. Он перестал быть разговорным уже в 17-м веке. На богослужении он используется наряду с арабским языком.

    Общаемся с коптами в их магазине. Распятие здесь с одним гвоздем у подножья. На столе, под стеклом, фотоснимки икон, а сверху всякая всячина. Эти ребята считают, что СМИ говорят неправду об эксцессах коптов с мусульманами или преувеличивают. Лично они никогда не испытывали никакой дискриминации и обид. Между тем в СМИ действительно много сообщений, свидетельствующих о том, что положение далеко не такое безоблачное. Какого-то архимандрита стали разоблачать в прессе — копты выступили с протестами. Двух женщин, одна из которых была супругой священника, мусульмане насильно увезли, утверждая, что они приняли ислам. Копты их отбили и спрятали в монастыре. Недавние события в Каире, когда погибло 35 человек и более 300 ранено, были связаны с сожжением мусульманами одного коптского храма на юге Египта. Копты собрались для выражения протеста на центральной площади Каира. Солидарный народ — нам далеко до них. По случаю этой трагедии был объявлен трехдневный траур.

    Вот уже 14 веков копты живут бок о бок с мусульманами. Всякое бывало — относительно спокойные периоды сменялись потрясениями. За последние 40 лет погибло более 4-х тысяч коптов.... В 1980-м году при Анваре Садате проходили сидячие забастовки коптов в церквах, когда шариат был признан основным источником египетского законодательства. В связи с нападениями на коптов их Патриарх даже отменил празднование Пасхи. В 1981-м году среди многих сот арестованных по приказу Садата было пять коптских епископов и 23 священника. Патриарх Шенуда был посажен под домашний арест. До прихода к власти Мубарака он находился в ссылке. В целом, копты поддерживали Мубарака, как президента, тем не менее, и они участвовали в акциях протеста, требуя его отставки. Я спрашивал о Мубараке: «Не лучше ли было бы без всяких революций дождаться его отставки (совсем ведь недолго оставалось до окончания его полномочий) и эволюционным путем сменить власть?» Мне отвечали: «Мубарак стал тормозом для развития Египта. У нас большой потенциал, талантливый народ и в то же время одни из самых худших в мире образование и медицина». Я подумал: копты поддержали арабов в борьбе с Мубараком, а после этого началась борьба против них. Это напоминает ситуацию в Прибалтике, где русские поддержали титульные нации, добивавшиеся выхода из СССР, надеясь на лучшую жизнь, а получилось то, что получилось. До половины национального богатства Египта было у коптов. С прошлого года Рождество Христово стало общенациональным выходным. Но уже сейчас «Братья-мусульмане» заявляют, что новые коптские храмы не будут строиться, а старые не будут реставрироваться. Копты гордятся, что их соотечественник Бутрос-Гали был Генеральным секретарем ООН, но у себя, в Египте, копты по закону не могут занимать никакие руководящие посты: губернаторов, мэров, начальников полицейских управлений, директоров школ.

    Нам повезло — руководитель учреждения, в которое мы обратились по поводу паломнических экскурсий, оказался коптом, имеющим даже сан иподиакона. Несколько лет он был поваром у Патриарха Шенуды III. Жил в коптских монастырях. «Работать было легко — Патриарх очень мало ест. Он аскет. Периодически удалялся в горы, где молился в палатке. Принимал только хлеб и воду. Святой человек». Копты очень чтут своего Патриарха. Как правило, портреты Шенуды и его предшественника Кирилла имеются во всех коптских магазинах. Слушая рассказ нашего знакомого, я невольно подумал: «Неужели Господь не откроет ему заблуждение «умеренного монофизитства», не просветит светом истины?»

    … «Хотите посетить православную церковь? Она будет открыта до глубокой ночи». «Конечно. Ради этого мы и приехали сюда». Я думал, что речь идет о греческой православной церкви. А оказалось, что это коптский храм. Копты также называют себя православными. Перед нашим взором предстал огромный белый собор (Вознесенский?) с подсветкой. Кстати, храмы только белые — как-то однообразно. Коптские храмы открыты целый день. Их священники общительны и приветливы. Знакомимся с епископом Апполинарием. Епископ беседовал с женщиной в уютном маленьком садике у водопада. На голове у него темная накидка с двенадцатью маленькими и одним большим крестом — в честь Христа и двенадцати апостолов. Епископ любезен, хорошо говорит по-английски. Он препоручает нас о. Мирону — целебатному священнику, также хорошо говорящему по-английски и такому же улыбчивому.

    Входим в храм. Добротные резные лавки напомнили католический храм. Лавки, по словам коптов, появились в их храмах лет семьдесят назад. На них, однако, во время службы сидят крайне редко, в чем мы удостоверились. Пол и ступени храма из мрамора, искусная металлическая решетка отделяет солею от основной части храма. На солее две изящные, резные, деревянные кафедры для чтения отрывков из Священного Писания и проповеди. Кстати, за литургией читается не два чтения (из Апостола и Евангелия), как у нас, а четыре. Впечатлила большая стасидия – трон для епископа. На балконах, если внизу храм полон прихожанами, обычно размещаются женщины с детьми. В некоторых храмах есть перегородки, отделяющие мужчин от женщин.

    Места молений представляют собой причудливое сочетание храма с мечетью (необходимость разуваться, тюрбаны и шапочки похожи на те, которые одевают мулы). Броская живопись, в т.ч. в витражах, которые занимают значительную часть стен. Надписания на иконах видны только на витражах, бросается в глаза, что сделаны они на английском языке. Запомнились большие изображения пророков Давыда и Моисея с житийными клеймами. Икона с изображением телесного вознесения на небо Богородицы. В изображениях эклектика: наряду с греческими иконами в каноническом стиле — примитивные живописные изображения. Так, образ Спасителя справа и Богоматери слева от входа в алтарь (царских врат нет — только завеса с вышитым с внешней стороны крестом — так и по старому обряду) в вполне униатском стиле. Их и писали живописцы с Западной Украины. Странно, если копты - монофизиты (пусть и умеренные, почитающие Христа, прежде всего, как Бога), то должны отдавать предпочтение не реалистичному стилю, а сложной иконографии. Наверное, древняя коптская иконопись была другой. Более строгой. По-видимому, она была уничтожена в годы правления отдельных халифов после завоевания Египта мусульманами. Наверное, до этого иконопись была более совпадающей с православной. А так изображения в коптских церквах своим примитивизмом и наивностью напоминают трогательные детские рисунки. Лики святых на них изображены непременно с большими, выразительными, яркими глазами. Многие из святых изображены на конях. Часто встречается икона, на которой изображена встреча прп. Антония Великого с прп. Павлом Фивейским.

    О. Мирон запросто приглашает меня в алтарь. Разувшись, подходим прямо к престолу. Он огромен. Каждую сторону престола поддерживают по четыре столбца с подсветкой. По его сторонам размещаются большие светильники из 6-ти ламп каждая. По центру большой ларец, внутри которого чаша. Звездица на металлическом подносе, несколько покрывал. Жертвенника нет. Любой прихожанин во внебогослужебное время может войти в алтарь и прикоснуться к престолу. Специальные хоры — редкое явление. Рядом с алтарем ризница. Запомнился головной убор священника, напоминающий митру католического епископа. В левом приделе трое молодых коптов эмоционально читают Псалтырь. Здесь же находятся частицы мощей. Каждая частица завернута в рулон из красного бархата. На каждом рулоне изображен святой, частица мощей которого находится внутри. Мощи святых Космы и Дамиана, вмч. Георгия. Перед ними мы пропели величание. Есть также мощи сугубо коптских святых. При упоминании имени Диоскора мы вздрогнули — Диоскор известный ересиарх, анафематствованный Православной Церковью. Мощи святых выставляют для поклонения в дни их памяти. Ежегодно их переоблачают, собирая при этом обильное миро, которое раздают верующим.

    Касаемся Христологии. О. Мирон повествует что-то очень близкое к нашим позициям — о совершенной человеческой природе Христа, Его Едином Лице. Правда, копты говорят о Единой воле у Христа — Божественной, тем самым умаляя полноту человеческой природы Спасителя. А то, что не было вполне воспринято (в данном случае воля), то и не уврачевано. Получается неполнота искупления, ересь монофилитства, осужденная VI Вселенским Собором. О Халкидоне (IV Вселенском Соборе) о. Мирон и слышать не хочет. В его глазах проскальзывает фанатичный блеск, в голосе появляются металлические нотки. На Халкидоне, по его мнению, принята новая вера. Читаю решения этого Собора и поражаюсь его мудрости. Его четыре термина о сочетании двух природ во Христе: нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно - просто превосходны. Для коптов признать этот Собор — огромный барьер.

    Экуменически настроенные богословы, прежде всего из Константинопольского Патриархата, пошли по пути «кредо-минимума», приемлемого для обеих сторон, изобрели соглашение, где обошли все острые углы, сформулировали в общих выражениях новое кредо, достаточное, по их мнению, для объединения (см. т.н. Шамбезийское соглашение 1994 г.). В нем нет упоминания о Халкидоне и последующих Соборах (копты признают три Вселенских Собора, т.н. «разбойничий Собор в Ефесе» у коптов считается четвертым Вселенским), имеются неясности и двусмысленные формулировки. Тем не менее, 4 из 16 Поместных Православных Церквей, в т.ч. Константинопольская и Румынская, ратифицировали это соглашение. С нашей стороны его подписали митрополит Питирим (Нечаев), профессоры Заболотский и Скобей. Архиерейский Собор, однако, состоявшийся в этом же году, посчитал его содержание недостаточным, требующим дальнейшей доработки. Резкой критике соглашение подвергли насельники Святой Горы Афон и ревнители чистоты Православия в разных странах. Тогда же (1994 г.) вышла статья диакона Андрея Кураева и Лурье В.М. «На пороге унии (Станем ли мы монофизитами?)». Помню как о. Андрей в нашем храме выступал на эту тему.

    Несогласованность богословских терминов... Православное учение говорит о полноте двух природ во Христе. Он – совершенный Бог и совершенный Человек в Едином Лице, в Одной Ипостаси Сына Божия и двух воль. Для монофизитов признать две природы во Христе, значит, принять несторианство, представители которого говорили о двух Ипостасях. Но Православие учит, что во Христе две полные природы, но Ипостась – одна – Ипостась Богочеловека. Православные говорят об одном Лице Христа и двух Его Природах, а монофизиты – об одном Лице и одной Природе. По мнению наших специалистов, монофизиты меняют стилистику, не затрагивая сущность разногласий. К сожалению, с их стороны не наблюдается никаких изменений, существенных отличий, сравнительно с VI веком, когда монофизитское учение было вполне сформировано. Недостаточно анафемы стороннику крайней монофизитской позиции Евтихию и признания ими совершенной человеческой природы Христа. По-прежнему они придерживаются богословия, сформулированного Севиром Антиохийским, умеренного монофизитства, тенденции к покаянию не наблюдается. Вот почему Священный Кинот Святой Горы Афон признал соглашение в Шамбези «весьма опасным». Удивительно, что, несмотря на все это, Антиохийский Патриархат вступил в евхаристическое общение с монофизитами.

    Архимандрит Евтихий делал акцент на Божественной природе Христа. Он утверждал, что от Его человеческой природы ничего не осталось, она была поглощена, как поглощается свет лампочки при ярком солнце. На Соборе в Халкидоне (451-й год) осудили его учение и выработали орос об одной Воплотившейся природе Бога Слова. Вопрос о несторианстве, которое было осуждено, не был полностью снят с повестки дня, т.к. не были осуждены учителя Евтихия - Феодор Мопсуэстийский и Диодор Тарсийский. Этих архиереев Церковь не осудила, т.к. они умерли в мире с ней и были почитаемы паствой. Их просто предали забвению. Армянская же Церковь, входящая в семью Восточных, Нехалкидонских Церквей, представителей которой не было в Халкидоне, вместе с Несторием осудила и его учителей, предварив тем самым решения 5-го Вселенского Собора. В связи с этим у восточных христиан возникло недоверие к решениям 4-го Халкидонского Собора. Очень важно было послание папы Льва Великого о Едином Лице во Христе в двух природах. На этом Соборе вождь монофизитов Диоскор по требованию римских легатов был удален с Собора, заключен в темницу и лишен сана. Были установлены неправды и насилия, к которым прибегал Диоскор на «разбойничем Соборе в Ефесе». Низложение Диоскора Халкидонским Собором, подписанное 308-ю епископами, было подтверждено и епископами Египта. Диоскор умер в ссылке, спустя три года, но с ересью не было покончено. Египтяне в значительной степени поддержали монофизитство – во многом по политическим мотивам. Конечно, всякое богословие относительно, т.к. имеет дело с той сферой, где «побеждаются естества уставы». Глубины богословия невозможно до конца постичь логически. В происшедшем средостении, конечно, были очень сильны национальные мотивы. Монофизитство явилось знаменем национальной борьбы египетского народа против Константинополя, Рима и, затем, византийских императоров. На Константинополь смотрели как на очаг ересей, ненавидели его, как кесареву, т.е. царскую Церковь (отсюда наименование монофизитами православных - мелхиты, т.е. члены царской Церкви). Немало было пролито крови с обеих сторон. Так, например, разъяренная толпа сторонников Диоскора и его видного последователя, священника Тимофея Элура во время богослужения растерзала православного Патриарха Протерия, тело которого было предано огню. Правление Тимофея Элура началось с преследований православных епископов, клириков и монахов. Он заместил епископские кафедры в Египте своими сторонниками. Всем православным Патриархам, включая папу, была провозглашена анафема. В 560-м году император Юстиниан устроил религиозный диспут, на который пригласил немало александрийских монахов. Среди его сочинений – трактат против монофизитства, адресованный монахам, жившим в окрестностях Александрии, и послание богословского содержания, адресованное Патриарху. Под непосредственным воздействием императора были осуждены т.н. «Три главы» и был проведен в Константинополе 5-й Вселенский Собор (553-й год). Окончательный разрыв между православной и монофизитской (коптской) общинами в Египте, произошел в правление Александрийского Патриарха Апполинария, который конфисковал у коптов все церкви и запретил монофизитским клирикам доступ в город.

    Епископ Порфирий Успенский в «Книге моего бытия» рассказывает о своих планах обращения коптов в Православие. Мне показались его прожекты несколько наивными. Диалог с Восточными Церквами на регулярной основе проводится с 1985-го года. Сейчас наша Церковь ведет двусторонние диалоги с Восточными Церквами по отдельности. Наше общение с ними носит в основном научно-познавательный характер. Даже самые большие оптимисты считают, что в обозримом будущем объединение между нами невозможно.

    Наша беседа проходила при все более нарастающем пении в храме в сопровождении музыкальных инструментов (в записи, через динамики). Идем к выходу. Время — за полночь. Храм до отказа забит молодыми мужчинами. Навстречу нам два епископа и несколько священников — они идут на общение с молодежью, которой перед этим около часа-полутора показывали слайд-фильм о земной жизни Христа.

    В ходе продолжавшейся беседы выясняем, что крестят копты только полным погружением (мальчика на 40-й, а девочку — на 80-й день после рождения). Младенцев мужского пола обрезают (?!). Напоминаю текст Апостола о прообразовательном значении физического обрезания, которое было заменено обрезанием нерукотворным — крещением. «Ну таков народный обычай. Он имеет и гигиеническое значение», - слышу в ответ. Какой-то ветхозаветный рецидив или влияние ислама. При миропомазании, совершаемом вслед за крещением, коптский священник совершает 36 помазаний. Кстати, после крещения копты наносят татуировку креста на правую руку новокрещеного в знак готовности к мученичеству за веру. У нашего знакомого-копта мы видели даже два таких креста-татуировки.

    О. Мирон рассказывает, что халиф, завоевавший Египет, предложил коптскому Патриарху либо переставить гору по вере «как написано в вашей Священной Книге», либо всем коптам принять ислам. Веры Патриарха было недостаточно, однако по молитвам некоего кожевника чудо совершилось, что произвело на халифа сильное впечатление. В начале 11-го века один халиф собрал всех коптских епископов и потребовал от них принятия ислама. Т.к. они отказались – их подвергли пыткам. Папу Захарию бросили на растерзание львам, но львы его не тронули. Не раз папы оказывались в заточении. Копты почитают Салах ад-Дина, т.к. он защищал их от крестоносцев.

    В период крестовых походов, когда войска мусульман терпели неудачи, султаны заставляли коптов носить тяжелые деревянные кресты, а с колокольни главного собора раздавались призывы муэдзинов. Некоторая часть коптов все-таки приняла ислам. Такие случаи были и в 20-м веке, особенно при смешанных браках. В последние десятилетия, когда Коптская Церковь укрепилась, став, кстати, на путь углубления традиций, а не уступив требованиям молодежи, учившейся на Западе, начать модернизацию, эти случаи довольно редки. Что касается мусульман, то их переход в христианство чреват смертной казнью. Хотя до этого на практике не доходит, но вполне вероятно длительное тюремное заключение с последующей высылкой из страны. Такие случаи были в последние годы. Между тем, по словам наших собеседников, мусульман, тайно принявших христианство, не менее семи миллионов. Спросили об отношениях с греками. «Они считают нас еретиками», - таков был ответ. В интернете прочитали, что действительно, однажды так их назвал Александрийский Патриарх Феодор, за что потом извинялся. «Мусульмане воспользовались нашими распрями с греками и завоевали Египет». Греков копты принимают через миропомазание. Мы, по словам известного специалиста по Древним Восточным Церквам, священника о. Олега Давыденкова, коптов принимаем через покаяние, священников в сущем сане. Согласно «Настольной книге священнослужителя», однако, мы должны их принимать через миропомазание с чином отречения от заблуждений. Именно так делал я, приняв в лоно Православной Церкви несколько армян, в том числе, крещеную в армянском храме, известную артистку Лию Ахеджакову.

    Обратили внимание, что простые священники, как и Патриарх, носят маленькие крестики в руках. На груди у них кресты из кожи. Подходящим под благословение, священники протягивают руку, но быстро отдергивают, стараются не давать ее поцеловать. Есть в этом какой-то элемент легкой игривости. Не выдерживаю — демонстрирую, как благословляет священник по старому чину.

    Копты веселы, открыты и непосредственны. Многие из них целуют у меня руку. В египетских школах изучают ислам — детям христиан на эти занятия приходить не обязательно. По причине отсутствия регулярного обучения и из-за жары, копты по вечерам собираются в ограде храма, сидят за столиками, общаются, смотрят видеофильмы на религиозные темы.

    В субботу вечером, перед службой, мы просмотрели несколько фрагментов тех фильмов, которые демонстрировались на экране в церковной ограде (кстати, копты имеют свое телевидение). В одном из фильмов был показан Патриарх Шенуда, общающийся с народом в кафедральном соборе св. Марка. Обратил внимание, что в центре собора на горнем месте изображение Христа с двуперстным благословением. Тема выступления Патриарха — жизнь и деятельность блаженного Августина. Закончившего общение с народом Патриарха, под руки ведут из храма, а он при этом, слегка осеняя крестом, благословляет народ. Во втором фильме был показан урок по изучению Библии. Запомнилось, как в конце фильма энергичный лектор спрашивает у присутствующих, что значит Бог в их жизни. Знакомимся с гидом, немного знающим русский язык. Вот что он рассказал: «По большим праздникам служба идет около 8-ми часов. Изображение распятия с одним гвоздем у подножия или с двумя, креститься слева направо или наоборот — вещи второстепенные (при этом он ссылался на прп. Антония Великого - иг. Кирилл). Пост у нас почти 180 дней в году (у коптов пять постов. Пятый пост — это Неделя мытаря и фарисея. Сугубое поминовение усопших — 7-й и 30-й день по смерти, а не 9-й и 40-й, как у нас - иг. К.). Перед причащением необходимо минимум 9 часов полностью воздерживаться от пищи. Перед причащением обязательно исповедь (мы ее не видели, может быть, это т.н. «молитва примирения», когда каждый, склонив голову на руки каялся в грехах — иг. К.). Каждый день наши священники, ссылаясь на Писание, говорят о необходимости для женщин ходить с покрытыми головами, но все равно проблема остается».

    Наблюдали общение священника с прихожанами. Священник что-то энергично рассказывал о Священной истории, активно при этом жестикулируя. И во время службы, также, идет интенсивный диалог священника с молящимися.

    В полдевятого в нижнем храме собора началась вечерня. На весь храм шесть серебряных лампад с электрическими лампочками. Они подвешены под самый потолок над алтарной перегородкой. Подсвечники с горящими свечами отсутствуют. В нижнем храме три алтаря — в честь каждого Лица Святой Троицы. Священник, разувшись, вошел в алтарь, отдернул завесу (в течение дня она была приоткрыта, чтобы иностранцам был виден алтарь) и, не облачившись, стоя у престола, начал петь. Ему вторил мужчина в гражданской одежде, держащий двумя руками небольшой крест. В одной руке священника микрофон, другая рука приподнята. Трижды он кадит престол, передвигаясь вокруг него вместе со своим помощником. Кадило священник держит за середину цепи, клубы душистого фимиама наполняют пространство.

    Стало не хватать воздуха, я даже подумал: не упасть бы еще в обморок. Знакомая картина — в кадиле вспыхивают языки пламени. Вообще, частое употребление кадила в богослужении бросается в глаза: с ним священник преподает благословение народу (по-гречески -«ирини паси» - «мир всем»). Преподавая благословение, священник лишь слегка поворачивается лицом к народу. Одну из молитв священник сопровождал каждением. Совершая каждение всего храма, проходя мимо меня, он тепло меня приветствовал за обе руки, между нами состоялся краткий диалог на английском. Вечерня продолжалась около сорока минут. Все чтения из Писания были лицом к народу. После прочтения евангельского отрывка, которое читал священник по памяти, его помощники целовали небольшое Евангелие в окладе и крест на нем. У престола не было никакого аналоя — и служебник и микрофон находились на престоле. После ухода священника около двадцати человек-прихожан во главе с четырьмя активистами продолжили моление. Обратил внимание, что некоторые из молящихся крестились и кланялись так, как делают греки в афонских монастырях: стоя на коленях, в наклоненном положении, совершают крестное знамение и поклон. На горнем месте виднелось большое красивое изображение Спасителя в реалистичном стиле. По углам этого изображения — символы четырех евангелистов. Алтарь оформлен в золотистом фоне. Почти сразу после ухода священника над завесой был спущен экран, на котором в три столбца отображались тексты молитв на арабском, греческом и английском языках. Главный активист «листал» с помощью компьютера очередную страницу молитвенных текстов. Кроме того, всем молящимся были розданы тексты. Обратил внимание, что среди мирян не было ни одного мужчины с бородой. На некоторых страницах компьютерного текста возникал лик Спасителя, проникновенно смотрящего на молящихся. Несколько разнообразил монотонное речитативное чтение псалом с частыми припевами «Аллилуия» (кстати, «алиллуию» они сугубят, т.е. двоят — так и по старому обряду). Во время молитвы никаких знакомых нам разговоров и шепотков. Часто воздеваются руки. Четыре чтеца, попеременно сменяя друг друга, четко, с хорошей дикцией, двигают молитву. Молитва довольно интенсивна, по-своему умилительна, трогательна и не рассеяна. Она была довольно продолжительной и монотонной. Состояла она из многочисленных призываний святых (в том числе и таких столпов и апологетов монофизитства, как Диоскор и Севир) и Богородицы. Запомнились заключительные призывы в одном из блоков молитв: «О, мой Господь Иисус Христос, помоги мне». Имя Христа у них с двумя «и». Некоторые моменты располагали к небыстрому ритмичному танцу, провоцировали притоптывание ногами и постукивание пальцами, что некоторые и делали. Пару раз в процессе молитвы звучали кимвалы: один мужчина держал в руках небольшие медные диски, с помощью которых и издавались монотонные однообразные, но бодрящие звуки.

    На следующий день, в воскресенье, мы были на ранней литургии или, как здесь ее называют, мессе. Литургия может длиться до трех часов. Сегодняшняя продолжалась около двух часов. Литургия у коптов более стационарна - нет малого и великого входов, Херувимской песни. К сожалению, мы не были очевидцами начального момента литургии — из-за отсутствия транспорта опоздали на несколько минут. Служили два священника в белых одеждах. Ничего поверх этого облачения, чем-то напоминающего нашу епитрахиль, не было (это все равно, что нам служить в одних подризниках). Служение литургии, как и вечерни накануне, сопровождалось каждением с обильным выделением фимиама, его благоухание чувствовалось уже при входе на территорию храма, у церковной ограды. Запомнилось, как священник кадил сбоку чтеца, читающего Апостол. Оба священника немолодые, поджарые, с гибким станом, с грациозными движениями и жестикуляцией. Во время небольшой проповеди после Евангелия чувствовался контакт священника с людьми. После проповеди служба продолжилась. Раздался возглас «Возлюбим друг друга...» Рядом стоящие с улыбкой стали пожимать друг другу руки, затем поднося их к своим устам. Мой сосед нерешительно взглянул на меня, а я изобразил сосредоточенное всматривание в эпицентр происходящего. Затем последовали какие-то не совсем понятные мне манипуляции с многочисленными платами на престоле. Двумя из них были покрыты кисти воздетых рук священника. У меня возникла ассоциация с фокусничеством. Иподиаконы, один из которых был препоясан красным орарем, с обеих сторон плотно обступили престол. В главный момент службы они зажгли в руках небольшие тонкие свечи. Священник поднял большой круглый хлеб, напоминающий каравай и трижды его благословил. Также трижды была благословлена чаша с вином, находящаяся внутри стеклянного сверкающего ларца на престоле. Параллельно всем этим действиям была заметна напряженная молитва находящихся в храме. Некоторые молящиеся, прикрыв глаза, воздевали руки, слегка били себя в грудь. Подметил, что крестятся редко, крестообразное движение рукой совершают пониже груди, где-то в районе живота. Служба дошла до своей кульминации, напряжение которой было разряжено красивым, переливчатым, мелодичным полупением-полуречитативом.

    Затем все негромко прочитали молитву Господню и стали разбирать белые платы для причащения. На каждом плате был молитвенный текст. Иподиаконы (так назовем их) причащались в алтаре — сначала Телом у одного священника, потом Кровью у другого. Тело каждому причастнику священник давал в уста, после чего каждый прикладывал к устам белый плат. Причащение прошло довольно быстро, никакой особой паузы не было. После причастия в алтаре один священник вынес в небольшом металлическом тазике большой круглый хлеб, а другой прошел с чашей в середину храма. Выходя из алтаря, некоторое расстояние пятятся из него спиною вперед.

    К священникам сначала для причащения Телом, а затем Кровью потянулся длинный поток мужчин, идущих босыми. Отламывая по кусочку от хлеба, священник каждого, таким образом, причащал. Дважды предлагали подойти мне, находившемуся в первом ряду. С улыбкой, жестом я реагировал на эти приглашения: ничего, мол, сами, любезные, причащайтесь. Перед первым священником, причащающим Телом, стоял иподиакон с небольшим крестом в одной руке и со свечой во второй. После причащения мужчин началось причащение женщин и детей. Было неожиданным то, что женщины находились в храме с правой стороны. Почти все они были в платках, многие в брюках. Во время причащения иподиаконы по одному, сменяя друг друга, по-видимому, пели «Тело Христово приимите...» Сразу после причащения стали раздавать антидор. Было такое впечатление, что причащались все находившиеся в храме. Видимо, так оно и было. Сразу после причащения мирян священники потребили оставшиеся Дары и омыли руки. Воду после омытия рук они руками весело разбрызгали на иподиаконов (вспомнил, как тоже самое делал греческий митрополит из Александрийского Патриархата в Даниловом монастыре, правда, это было перед литургией, а не в конце ее). Окропив иподиаконов, оба священника, держа стеклянные кувшины в руке, другой рукой, безо всяких кропил, пригоршней, окропляли народ. Остатки воды в графинах допили иподиаконы. Заключительное благословение («С миром изыдем»?). Служба закончилась. Один из священников начал давать крест. Завеса закрылась. Все женщины сразу сняли платки. Подходили ко кресту сначала мужчины, потом женщины. Подходя, каждый, прикасаясь к руке священника, лобызал крест и его руку. Со многими священник кратко любезно общался, некоторым, по их просьбе, клал крест на голову и читал краткую молитву. При выходе из храма раздавались еще небольшие круглые лепешки (просфоры?).

    На главной агничной просфоре они делают не один накол копием, а пять — в честь пяти ран Христовых. Хлеб для литургии, как и мы, используют квасной, а вино делают из изюма. Причина этого — запреты мусульманских правителей. Заметил, что на престолах их алтарей отсутствуют дарохранительницы, т.к. копты не заготавливают Запасные Дары. В случае необходимости причастить больного, их священники совершают литургию.

    В Коптской Церкви чаще всего совершается литургия Василия Великого. Т.н. тайные молитвы отсутствуют вообще. Четко фиксируешь на литургии пение Трисвятого. «Святый Боже» копты поют со следующими припевами: «Родивыйся от Девы», «Воскресый из мертвых», «Восшедый на небеса». После ектеньи об оглашенных следует молитва примирения (исповедь?). «Аминь» после произнесения формулы освящения Даров произносят все верующие. Суточный богослужебный круг у них вроде бы такой же, как и у нас, но я не мог понять, когда же у них совершалась утреня накануне воскресной литургии. Из музыкальных инструментов на богослужениях используются кимвалы, колокольчики и флейты. Я слышал только ритмические однообразные удары в кимвалы — небольшие круглые медные диски. На литургии копты стремятся бывать три раза в неделю.

    21-го числа каждого месяца у коптов проходят особые богослужения, посвященные Богородице. Всего у них в честь Богородицы 33 праздника. В канон новозаветных книг они включают послания Варнавы и Климента и Пастыря Ерму. Особенно торжественно копты отмечают день прибытия Святого Семейства в Египет. Этот день отмечается 1 июня и является в Египте национальным праздником.

    Особо нужно сказать о коптском монашестве. Сейчас в Египте 60 монастырей с двумя тысячами насельников (в 1961-м году было 13 монастырей). Храмов, кстати, в Коптской Церкви около 1300. Епископов не менее сотни. Главные монастыри находятся в нескольких десятках километров от Каира в пустыне Вади ан-Натрун. В больших монастырях проживают по 100-150 монахов. Есть и совсем маленькие — по 3-5 насельников (к слову сказать, раньше каждая коптская семья имела сына-монаха, подвизавшегося в монастыре). К западу большой пустыни находятся монастыри прп. Павла Фивейского и прп. Пахомия Великого, монастырь Антония Великого. Коптские монастыри отличаются особым аскетизмом — монахи питаются скудной пищей, спят около двух часов в день, за ночь прочитывают несколько сот раз молитву «Отче наш». Службы, особенно в монастырях, более аскетичны, чем у нас. На них больше читают особым речитативом, чем поют.

    В Каире около сотни коптских храмов (в Александрии — около 20-ти). Крупнейший из них — кафедральный собор св. Марка, вмещающий 5 тысяч человек. В столице Египта у коптов пять монастырей. Коптский Патриарх — этнарх, глава народа, каким в свое время в Османской империи для всех православных был Константинопольский Патриарх. Патриарха копты выбирают из числа простых отшельников. На Собор его доставляют в веригах. Нынешний Патриарх Шенуда III имеет светское историческое образование, он был офицером египетской армии, преподавателем духовной семинарии и редактором церковной газеты. До известного взрыва в январе у входа в коптский храм в Каире, вечер каждого воскресенья Патриарх посвящал общению с народом в соборе св. Марка: произносил небольшое поучение и затем, без подготовки, отвечал на письменные вопросы. Из-за опасения терактов и по физической немощи в последнее время это общение проходит не более часа.

    В старом Каире примечательны монастырь св. Георгия Победоносца (здесь находятся большая часть его мощей и темница, в которой он был заключен); церковь святых мучеников Сергия и Вакха (здесь пещера, в которой Дева Мария три месяца жила с Младенцем Исусом); церковь св.великомученицы Екатерины (здесь она приняла мученическую кончину). Особым местом является Зейтун, где находится источник, и дерево, под которым спасалась Богородица во время своего нахождения в Египте. В Зейтуне в 1968-1971 годах многократно являлась Богородица. Многие египтяне, в т.ч. мусульмане получили тогда исцеление. В городе Тур посетили монастырь св. Георгия Победоносца. Он был разрушен мамлюками, осталась только одна церковь. В ее иконостасе иконы из России. Поклонились мощам прп. Григория Турского. 30 лет он прожил на монастырском подворье в Одессе, хорошо знал русский язык. Умер он из-за падения с мула от удара головой о землю. В 1984-м году при археологических раскопках нашли место его захоронения. Тогда сломался ковш экскаватора, а из-под земли раздался голос «Помогите!» Лопатами была раскопана его могила, были обретены мощи.

    Александрийский Патриархат насчитывает 150 церквей. Его возглавляет Патриарх Феодор. В течение пяти лет он был настоятелем подворья Александрийской Церкви в Одессе. Его титул звучит внушительно: «Тринадцатый апостол, Судия Вселенной, Божественный и Святейший Отец» и т.п. Как-то в «Православной Москве» я прочитал, что Патриарх очень любит Россию и молится прп. Серафиму Саровскому. Когда я работал референтом в Управлении делами Московской Патриархии и обрабатывал по благословлению митрополита Одесского Сергия отчеты епархиальных Преосвященных — самое большое, что мне тогда запомнилось, это упоминание о служении в Одессе представителя Александрийского Патриархата. О том, какие коллизии возникали при проведении им служб. Запомнилось, в частности, что он настаивал, чтобы после Евангелия, согласно греческому приходскому уставу, пелось песнопение «Величит душа моя Господа», минуя канон. У Александрийского Патриархата около 300 тысяч верующих, 5 епархий в Египте и 9 на территории остальной Африки.

    Россия, Москва.… Выходя из самолета, с улыбкой представляется воображаемый диалог с экипажем: «Спасибо». «Спасибо в карман не положишь», и далее фраза, звучавшая ежедневно на протяжении всего нашего пребывания в Египте «не обязательно, но желательно, при выходе из автобуса (в нашем случае – самолета) отблагодарить водителя (экипаж) — оставить небольшую сумму денег».

    На карте
    Телефон: 8-495-959-08-62
    Адрес: Берсеневская наб., 18
    На карте
     
    КонтактыНа главную На главную