Поездки
  • Къырым или Таврида? Крымский дневник
  • Старый обряд у святынь Петербурга. 2012 г.
  • Киев 2012. Впечатления паломника
  • Восхождение на Синайскую гору
  • С коптами лицом к лицу (о поездке в Египет)
  • На Святой Горе Афон
  • Поездка в Луганскую и Воронежскую области. Сентябрь 2011 г.
  • Петербургские встречи и впечатления
  • В гостях у архимандрита Петра (Кучера)
  • Джорджия или Иверия? (записки паломника по Грузии)
  • Поездки по стране и за рубеж
  • О попытке посещения Южной Осетии и о пребывании в Северной Осетии
  • Джорджия или Иверия? (записки паломника по Грузии)

    Идея посетить Грузию возникла неожиданно. Толчком послужила последняя встреча с самым знаменитым грузином – Ревазом Давыдовичем Чхеидзе, режиссером фильма «Отец солдата». Этот лучезарный старец является почетным попечителем нашего храма. Узнав, что он едет в Тбилиси в связи с очередной годовщиной смерти своей супруги, решил поехать и я. Пожалуй, главное, что меня интересовало, это насколько далеко в Грузии зашли перемены при нынешнем президенте и вообще, за последние двадцать лет. Что доминирует: «евростандарты», близость к Америке, НАТО и прочие прелести «цивилизованного мира» или традиционные идеалы и ориентиры? Одним словом «Джорджия или Иверия?» Как живет Грузинская Церковь, какие изменения произошли в ней за последние двадцать лет? Каково отношение к России, русскому народу? Наконец, какова здесь почва для нашего общего наследия – древнего благочестия, идущего от апостолов. Надо сказать, что Р.Д.Чхеидзе возглавлял студию «Грузия – фильм» 32 года. В те годы на студии выходило ежегодно около 30 фильмов. А теперь, по его словам, ничего не выходит. Еще в советское время по инициативе Чхеидзе при студии начали строить храм в честь праведного Лазаря. Я побывал в этом храме, о чем позже расскажу. Перед поездкой, в Москве, я посетил грузинскую церковь св. вмч. Георгия. Оказалось, что в этот день настоятель храма – прот. Федор Кречетов отмечал день своего ангела. Целью моего посещения было общение с представителем Грузинской Патриархии в Москве архимандритом Вахтангом. Раньше храм полностью был отдан под техникум и до сих пор тот полностью не выехал из храма. Отец Вахтанг - высокий, представительный - пригласил меня в алтарь, где, облачившись в епитрахиль и поручи, я выстоял всю службу. В алтаре запомнился большой образ Пресвятой Троицы на горнем месте, лампадки в национальном стиле и несколько больших вытянутых стеклянных фужеров на горнем месте (для освященного вина?). О. Вахтанг служил в облачении греческого образца (без стоячего воротника) – в таких повсеместно служат в Грузии. Совершались вечерня и утреня. Колокол прозвучал одновременно с первым возгласом. На вечерне после великой ектеньи читали несколько стихов из Псалтыри (у нас на приходах зачастую в будние дни на вечерне вообще не читают ничего из кафизм). Титул Патриарха на всех ектеньях произносили полностью (недавно в титул было включено упоминание об Абхазии). Запомнился в храме человек, представившийся как представитель Сухумо-Абхазской епархии, который критически высказался о «неканонических действиях Московского Патриархата в Абхазии». После службы о. Вахтанг продиктовал мне список главных святынь и настоятелей главных храмов и монастырей Грузии. При этом он сказал, что достаточно будет упомянуть его для того, чтобы решить все вопросы. Перед тем как приступить к подробному описанию поездки, хотел бы упомянуть о предыдущих поездках и дать небольшую историческую справку о Грузии и ее Церкви.

    Первый раз посетил я Грузию, когда был в санатории в Железноводске в годы учебы в институте в 70-е годы. Получилось так, что чуть ли не половина времени лечения ушла на посещение Грузии. Я тогда был в русском Ольгином монастыре в горах на окраине Мцхеты, в Светицховели - соборе 12 апостолов, в монастыре Самтавро (Преображения), где находятся мощи крестителя Грузии — царя Мириана и его супруги. Отсюда на попутных машинах поехал в монастырь прп. Шио Мгвимского, где поразила икона Спасителя в соборе. О ней говорили, что с любой точки храма Спаситель смотрит на тебя, и это действительно так, я в этом убедился. На обратной дороге решил сократить путь, увидев на другом берегу реки Куры очертания железнодорожной станции. Решил реку перейти вброд. Разделся, документы вложил внутрь одежды, и высоко подняв вещи над головой, стал переходить реку. А она оказалась, хоть и не глубокой, однако очень быстрой - едва не унесло потоком...

    Были еще приезды. Последний раз - в 1990 году, когда я, чувствуя приближение развала Союза, решил проехать по грузинским монастырям. Начал свое паломничество с посещения Самтавро - с престольного праздника монастыря (Преображения). Служил с будущим митрополитом Сухумским и Абхазским Даниилом. Недавно еще были известные события в Тбилиси («саперные лопатки» — апрель 1989 года) - чувствовалось напряжение в атмосфере. Побывал со своими спутниками в монастырях Гелати, Бодби, Моцамети, Бетания и др. НаУспение пришел на службу в Сионский патриарший собор. Праздник Успения - престольный для этого собора. Патриарха не было, вместо него служил митрополит Кутаисский. Я представился, попросился служить. Владыка замялся - я, мол, здесь только гость. Потом, когда надо было выходить на литию, посылает за мной и благословляет выходить со всем духовенством. А после опять говорит, что не надо облачаться. Закончилась служба, и владыка снова благословляет - на сей раз участвовать завтра в совершении Литургии. После всенощной я был очевидцем не совсем удачного сноса краном памятника Ленину - ноги остались на постаменте.

    Утром прихожу в алтарь собора, духовенство облачается, на меня ноль внимания. У нас ведь как бывает - кто-то тебя «курирует» из духовенства, а здесь нет. Потоптался - потоптался, да так и остался ни с чем - решил просто помолиться и причаститься. Прошла встреча архиерея, облачили его. Он подзывает меня и спрашивает: «Почему не облачаетесь?» А как облачаться, если облачения нет? Отвечаю, мол, решил только помолиться и причаститься. Причащая, архиерей упрекнул меня за то, что я не облачался и не служил и, поднося чашу к моим устам - для испития Крови Христовой, - говорил: «Терпение, смирение, послушание». Непривычно было на службе - как архиереи на кафедре, так и иподиаконы не «сфинксами» стояли, а «темпераментно». Общался с несколькими грузинскими священниками - у них более патриархальные нравы и более вольные понятия об уставности. Многие грузины при входе в храм целуют косяки дверей, а к иконам, особенно к тем, которые размещены высоко, прикладываются рукой, поцеловав ее после этого. Тема автокефалии - болезненная. Как-то намекнул в беседе с одним видным грузинским священником - поспешили, мол, в 1917-м году, автокефалию односторонне восстановили, надо было бы дождаться Собора. «Надо было еще раньше это сделать», - услышал в ответ.

    С Патриархом Илией были две мимолетные встречи. Он очень почитаем в Грузии, большой молитвенник. В Троицком русском храме служил погребение Плащаницы с известным богословом архимандритом Рафаилом (Карелиным). Был еще три дня в женском монастыре на границе с Арменией, где совершил три литургии. Насельницы монастыря - престарелые выходцы из Малороссии. Как и в некоторых других грузинских монастырях, они доживают здесь свой век, чтобы уступить место грузинкам. Грузинская Православная Церковь имеет апостольское происхождение. Здесь, как и в России, Абхазии и Осетии проповедовал апостол Андрей Первозванный. Христианство было принято в IV веке благодаря проповеди св. равноапостольной Нины при царе Мириане (337 г.). В начале XIII века при царице Тамаре Грузия пережила наивысший расцвет. В течение многих веков Грузинская Церковь была форпостом Православия на Кавказе. На долю Грузии выпало много испытаний. Вот как об этом пишет архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге «Слава Грузинской Православной Церкви»: «Исторический путь Грузинской Церкви — это путь мученический, это многовековой путь борьбы за православие с языческим и мусульманским миром. История Грузии — книга, написанная кровью мучеников и слезами преподобных. Освященная багровым пламенем пожарищ и ослепительными молниями битв. Были времена, когда Грузия представляла собой остров среди бушующего моря иноверного мира, которое с грохотом и воем билось о его берега, обрушивало на него огромные, как горы, пенящиеся кровью волны... Грузия, отразив бури веков, сохранила, как сердце свое — имя Христа, как душу — православие...»

    Хотя грузинские церковные историки всегда подчеркивают, что в Грузии никогда не было ересей и расколов, известен такой неприятный факт, что грузины, как и армяне, не приняли решений IV Вселенского собора бывшего в Халкидоне. Только в начале VII века Грузинская Церковь вернулась в лоно Вселенской Православной Церкви. Еще один малоизвестный неприятный факт: в VII – XI веках существовал Тбилисский эмират, и большинство грузин были мусульманами. Их и сейчас много в Аджарии, хотя нередко здесь они крестятся. В 1811-м году, после вхождения Грузии в состав Российской империи, последний Грузинский Патриарх-Католикос Антоний был лишен патриаршества. Автокефалия была упразднена — вместо нее был образован экзархат, глава которого вошел в состав Синода. С 1817-го года во главе экзархата были иерархи русского происхождения. Период экзархата - время противоречивое. Большие споры о том, как его оценивать разгорелись после падения самодержавия, когда Грузинская Церковь в одностороннем порядке провозгласила восстановление своей автокефалии (12 марта 1917 г.). Да, действительно, было много положительного: количество церквей увеличилось в 3 раза, открылись Тбилисская и Кутаисская духовные семинарии, издавалась литература и т.д. С другой стороны, грузин травмировало, что их древнюю автокефалию (с V века, окончательно в XI веке. Вселенский Патриарх признал ее только в 1990-м г.), упразднили решением светской власти (указ императора Александра I). Они утверждают, что в церковном плане не просили об объединении и что вообще только Вселенский Собор может упразднить автокефалию. Запрещалось служить на грузинском языке, забеливали древние фрески и т.д. Все это, по словам современного исследователя прот. Шалвы – ключаря Сионского кафедрального собора и духовника Тбилисских духовных школ, привело к тому, что грузины, особенно живущие в селах, не понимали богослужения и переставали посещать храмы. С начала 20-го века в Грузии нарастает тенденция к возрождению автокефалии. Порой борьба грузин за ее возрождение приобретала драматические формы. Так, в 1908-м году, был убит экзарх Грузии митрополит Николай. Вопрос о грузинской автокефалии был включен в повестку работы Предсоборного Присутствия. Временное правительство признало грузинскую автокефалию – но только как национальную, а не территориальную. Грузины с этим не согласились. Митрополит Платон, экзарх Грузии, тоже не согласился с требованием покинуть Грузию, однако был вынужден уехать. Попытки создать экзархат из русских приходов успехом не увенчались – один русский епископ был удален, а другой не допущен. Патриарх Тихон призывал грузин воздержаться от односторонних действий и дождаться решений Поместного Собора. Вопрос о восстановлении грузинской автокефалии был включен в повестку его работы. Грузинам не терпелось, они устали ждать. Кроме того, они могли опасаться, что Собор мог ограничиться предоставлением только автономного статуса, прав широкого самоуправления. Грузины заняли жесткую позицию – автокефалия сейчас и в полном объеме. Отношения были прерваны, и, лишь только в 1943-м году произошло их восстановление, благодаря миссии митрополита Ставропольского Антония. В 1943 году, когда были восстановлены отношения, Русская Церковь передала на попечение Грузинской Церкви свои приходы в Армении – по причине их удаленности.

    Маленькое отступление. Интересна следующая статистика по национальному составу жителей Тбилиси. В 60-е годы 19-го века половина проживающих в городе были армяне, 25 % - грузины и 20 % - русские. В конце 19-го века грузин было меньше, чем русских. Их численность превысила численность русских только в 20-е годы 20-го века. В настоящее время русских в Тбилиси менее 2 %. Русские уезжают, т.к. ощущают дискомфорт из-за постоянной пропаганды по телевидению. Я смотрел по местному телевидению фильм о советской оккупации Прибалтики. В день моего приезда в СМИ появилось сообщение, что с 1 сентября в Тбилиси по решению президента Грузии Михаила Саакашвили и Минобрнауки упраздняются все русские школы и русские сектора в совместных школах. За этим последует сокращение штата учителей русского языка. Согласно решению Саакашвили, в грузинских школах обучение русскому языку теперь будет вестись с седьмого класса, вместо третьего, и по два урока в неделю. Ранее по инициативе грузинского президента английскому языку в школах стали обучать с первого класса. После восстановления автокефалии Грузинской Церкви ее возглавляли следующие Патриархи-Католикосы: Кирион, Леонид, Амвросий – это из числа довоенных Предстоятелей. Двое из них, Кирион (+1918 г.) и Амвросий (+1927 г.) пострадали от коммунистов и в 1996-м году были причислены к лику святых. В Сионском кафедральном соборе я видел их иконы. Недолго Грузия была независимой – в 1921-м году она вошла в состав Советской России. Независимость была восстановлена в апреле 1991-го года. После войны во главе Грузинской Церкви стояли Патриархи Каллистрат, Ефрем, Давыд. С 1977-го года – Илия II. В настоящее время в Грузинской Церкви 35 епархий, около 180 монастырей и трех тысяч храмов. В Тбилиси около 150 храмов и еще 30 строятся. Например, на окраине Тбилиси строится огромный собор Иверской иконы Богородицы. Монастырей здесь 18. Важный момент – в 1997-м году Грузинская Церковь вышла из Всемирного Совета Церквей.

    Особо хотел сказать по такой специфической теме, как старая вера или древлеправославие на грузинской земле. По этому вопросу доминируют жесткие оценки исследователей – никогда в Грузии не было двуперстия и т.п. Я лично думал, что реформа, аналогичная никоновской, в Грузии произошла автоматически с ее присоединением к Русской Церкви. И уже после этого присоединения замазывались фрески с каноническим письмом, пусть и с грузинским колоритом, и, также, как и в России – вместо двуперстного благословения изображали именословное. Это для меня очевидно, по крайней мере, на примере двух главных соборов Грузии – Сионского и Светицховели. И вот, перед поездкой, в информационных источниках я откопал такой факт – реформа, аналогичная никоновской в России, произошла в Грузии в 1744-м году. Интересно, что в Грузии в с. Григолети, имеется русский старообрядческий храм. Начиная с 1988 года, в Грузии начинает возрождаться древлеправославие. Учреждается Древлеправославная Иверская Церковь во главе с архиепископом Ионой (Чахава). Благодаря его проповеди, более тысячи грузин приняли древлеправославие. Есть у них и храмы – например, в г. Поти и в пригороде Тбилиси. Это что касается грузин-старообрядцев – ответвления от старообрядческой Патриархии (т.н. беглопоповцы). Не так давно Патриархия признала автокефальный статус Древлеправославной Иверской Церкви. Есть еще епархия у Белокриницкой митрополии. Находится она в Колхиде и возглавляется епископом Антипой.

    Возвращаюсь к поездке. Прилетел я в Тбилиси в понедельник, четвертого июля. В самолете оказался между двумя грузинками М. и Л. Первая преподает грузинский язык и литературу в одной из грузинских гимназий в России, вторая – пианистка со Львова. Тема беседы – Абхазия. От них я услышал: «Нет такого народа – они присвоили себе нашу историю. Абхазы - это грузины с примесью черкесов. В своем подавляющем большинстве они язычники и мусульмане. Русская Церковь, в нарушение канонов, вмешивается. Если бы не Россия, мы бы давно бы с ними разобрались» и т.п. Вот так, несколько тенденциозно, очень эмоционально и не очень самокритично. Встречали меня в аэропорту сам Реваз Чхеидзе с сестрой Инессой. Сын Реваза Давыдовича снимался в фильме « Ну и молодежь». Он играл молодого человека по прозвищу «Бетховен». Старшая дочь Тамрико четыре года сидела за диссидентство (в тоже время по марксизму-ленинизму у нее была пятерка). Обратили на себя внимание минимум формальностей, через которые проходили приезжавшие, в том числе из России и любезность сотрудников аэропорта. С первых же дней я испытал широкое грузинское гостеприимство. Ужин в одном из безчисленных кафешек Тбилиси был обильным, но пост есть пост. Сразу начались долгие разговоры с самым знаменитым грузином – Резо Чхеидзе. Было поднято множество тем. Говорили, например, о Сталине. Чхеидзе работает над фильмом, посвященным ему. Некоторый пиетет перед этой масштабной личностью сочетается у него с серьезной критикой в его адрес. По его словам, наибольший процент репрессированных при Сталине был именно среди грузин. Запомнился его рассказ о том, как в годы гражданской войны Сталину было поручено наладить снабжение Южного фронта. Работа вначале не клеилась, т.к. продолжался саботаж, поставки срывались. Меняли отдельных начальников железнодорожных станций, но проблемы оставались. Тогда Сталин поступил по-сталински – приказал расстрелять всех начальников станций на вверенном ему участке дороги и саботаж прекратился. И еще он рассказал такой эпизод о Сталине: его знаменитую речь на параде в Москве 7-го ноября 1941-го года оператору записать не удалось, случился брак. Оператор в этом честно признался и попросил Сталина повторить свое выступление. Сталин сказал: «Хорошо». И, близко к тексту, произнес повторно свое выступление. Именно его мы и слышим в архивной кинохронике. По словам Реваза Давыдовича, 70% репрессированных при Сталине были невинны. В начале войны Сталин пригласил Рокоссовского, который был заключенным и дал ему назначение на крупную военную должность. Когда тот ему сказал, что он находится в заключении, Сталин ответил: «Нашел время сидеть в тюрьме».

    Запомнилось еще, как, поднимаясь на пятый этаж, к квартире его дочери, мы, медленно передвигаясь со ступени на ступень, обсуждали современную ситуацию в Грузии. По впечатлениям Реваза Давыдовича, Гамсахурдиа был искренним патриотом, но не вполне адекватным человеком. Шеварднадзе – явный ставленник Америки. Объективности ради, Чхеидзе, в тоже время, признавал его заслуги перед Грузинской Церковью и грузинской культурой. Не жаловал Мишико, который придерживается проамериканского курса и полон амбиций. Одно из проявлений этих амбиций – его стремление сделать свою резиденцию как можно представительней («Белый дом отдыхает», - сказала Инесса Георгиевна). В квартире посмотрели передачи на грузинском церковном канале. Запомнилось выступление представителя Патриархии, который зачитывал ее заявление с критикой проекта нового закона, предоставляющего равные права в Грузии всем религиозным конфессиям. Тем самым Грузинская Православная Церковь низводится на один уровень с иеговистами, адвентистами и прочими сектантами. Патриархия опасается осложнений с армянами, при некоторых храмах которых в 90-е годы были созданы грузинские православные общины. Кстати, недавно в Грузии побывал армянский Патриарх. Это был его первый визит за последние сто лет. Должен уточнить, что визит к митрополиту Даниилу и посещение Патриархии произошли все-таки не в первый день моего пребывания в Тбилиси, как я писал в статье о встречах с Патриархом Илией, а на другой день.

    Преображенский женский монастырь в Тбилиси. Это бывшая резиденция последней грузинской царицы Дариджан – супруги царя Ираклия, который заключил с Россией Георгиевский трактат (1783 г.). В монастыре располагается резиденция владыки Даниила. Как и все грузинские храмы, монастырский храм расписан в каноническом стиле. Пропел величание Преображению Господню старинным распевом и провозгласил многолетие митрополиту и сестрам обители. Потрясающий вид из галереи монастыря на ночной Тбилиси со множеством древних храмов с красивой подсветкой. Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только покорить страну, но и искоренить в ней христианство. «Вот на этом мосту, - показывает рукой владыка, - в 1227-м году хорезмийский правитель, разгромив грузинское войско, казнил сто тысяч человек. Он приказал разобрать купол Сионского собора и, сидя на троне наверху храма, наблюдал, как по мосту проводят христиан. Тем, кто отказывался плевать на иконы, тут же отрубали головы и сбрасывали в реку – она была красная от крови». В тот же день мы все вместе, поздно вечером, посетили Патриархию, где я имел первую беседу со Святейшим Илией. Не буду повторяться – об этом написано в статье, посвященной моим встречам с ним. Патриарх сильно сдал с того времени, как я видел его в последний раз в Москве, когда он приезжал на отпевание Патриарха Алексия II. У него очень теплые отношения с Ревазом Давыдовичем, который будучи депутатом Верховного Совета СССР, всегда открыто посещал патриаршие службы. Патриарх бывал на просмотрах почти всех его фильмов. Он вообще близок к интеллигенции, сам пишет иконы (например, для Троицкого собора), сочиняет музыку и стихи, играет на рояле. Любит ухаживать за растениями. Ему, как и митрополиту Даниилу и некоторым другим грузинским архиереям и священникам, я подарил лестовку. С утра в этот день у меня была поездка в древнюю столицу Грузии – Мцхету.

    В монастыре Самтавро, в моленной, в ожидании игуменьи Ефросиньи, просматриваем с водителем современную роспись в каноническом стиле. Представившись игуменье, упоминаю о. Вахтанга, а она в ответ: «Ну как там мой сын поживает?» Поразило знание ею творчества Р.Д.Чхеидзе. Когда я ей сказал, что умер один из артистов в его фильме «Ну и молодежь» - она моментально вспомнила эпизод в фильме с ним. Сразу почувствовалось, что игуменья образованный и волевой человек. Экскурсия проводила мать Сидония – в прошлом учитель математики с 40-летним стажем. Монастырский собор первоначально был построен еще в IV веке. Алтарь располагается на том месте, где был куст, под которым жила св. Нина, вышедшая на проповедь, когда ей было 14 лет. Подробный рассказ о царе Мириане, в правление которого христианство стало государственной религией Грузии. У его гробницы я пропел величание. Когда экскурсовод рассказывала историю с хитоном Господним, я почувствовал, насколько острее воспринимается рассказ о святых в тех местах, где они жили и о святынях там, где они находятся. Нынешнее здание собора уже третье за его историю. Первоначально он был деревянным. В иконостасе собора – русские иконы XIX века. Монастырь закрывался, но монахини продолжали приходить в него тайком. Молились они в погребе, на горе рядом с монастырем. Рассказывают, что одно время в монастыре, еще до революции, скрывался Сталин. Когда ему впоследствии представили список грузинских монастырей, подлежащих закрытию – монастырь Самтавро из списка он тогда вычеркнул. В обители особо почитается икона Богородицы, которая обильно источала слезы. Это было в 1918-1921-х годах, в период первой независимости Грузии в новейшее время, в 1940-1941-м гг. и 9 апреля 1989-го года (известное событие в Тбилиси – «саперные лопатки»). Под иконой св. Нины – около 20-ти частиц мощей святых (свт. Николы, вмч. Георгия и др.). Обратил внимание, с какой тщательностью молодые послушницы и трудницы протирают каменный пол храма – он становится почти зеркальным. Во дворе монастыря поклонился могиле известного грузинского подвижника – о. Гавриила, умершего в 90-е годы прошлого века. Самтавро – крупнейший женский монастырь в Грузии. Здесь проживает около пятидесяти насельниц. В монастыре довольно строгий устав. Подъем в 3 ч. 15 минут, в 4 часа начинается утреня. Ежедневно совершается литургия. Часы в храме читаются только по большим праздникам, в будние дни они вычитываются келейно. Много паломников в монастырь приезжает с Украины. Интересный факт прозвучал из уст экскурсовода – блокада Ленинграда была прорвана в день памяти св. равноапостольной Нины. В соборе я совершил молебен Преображению по старому обряду. В конце молебна подходит ко мне игуменья и говорит: «Надо завершать, у нас сейчас обед». Я: «Хорошо, через пять минут закончу». Проводит она меня до выхода из монастыря, передает сумку с подарками. Прощаемся. Я не понял: а кормить паломников в священном сане, да еще и приехавших в Грузию по согласованию с представителем Грузинской Патриархии в Москве (ее родным сыном!), пусть даже и в женском монастыре, разве не принято?! Кстати, то же самое было в женском монастыре в Бодби. Наверное, все-таки, это специфика женских монастырей, может быть даже у них Устав такой.

    Светицховели. Это один из главных православных соборов Грузии. Сначала храм здесь был деревянным. В XI веке при Патриархе Мелхиседеке I и царе Баграте I было построено нынешнее здание. Строился собор девятнадцать лет. Главный престол его посвящен 12-ти апостолам, правый придел св. пророку Илии, левый – свт. Николе. Упоминая о приделе, посвященному свт. Николе, экскурсовод посетовала на то, что в 19-м веке, когда Грузинская Церковь имела статус экзархата в составе Русской, древние грузинские фрески были забелены, и, вместо характерных для Грузии одноярусных каменных иконостасов был изготовлен трехъярусный деревянный. В соборе хранятся величайшие святыни христианства: хитон Господень, риза Богородицы, часть Голгофского Креста, милоть пророка Илии. На месте собора была погребена благочестивая Сидония с хитоном на груди. Над ее могилой вырос высокий ливанский кедр. Всего здание собора поддерживают шесть колонн, седьмая чудесным образом спустилась с неба – животворящий столп (по-грузински «светицховели» - отсюда название собора). С IV века в соборе находится купель для крещения (раньше она была позолочена). Здесь же каменный макет храма Гроба Господня, т.к. Мцхету называют вторым Иерусалимом. Во время моего посещения Светицховели, около хранилища хитона, грузинский монах-священник, при значительном скоплении паломников, довольно долго совершал молебен. Обратило на себя внимание, как он часто крестился, даже при чтении Евангелия и на отпусте. Перед Евангелием многие паломники зажгли свечи. Одновременно в соборе совершалось крещение младенца. Мне было любопытно посмотреть, как это происходит в Грузии. Крещение совершал молодой священник аскетического вида. Я думал, что он монах, а оказалось, что прикомандированный приходской священник. Долго читались молитвы чина оглашения. Ко мне подошел престарелый мужчина и стал расспрашивать о макете храма Гроба Господня. Оказалось, что он немец-лютеранин, переселившийся из Казахстана в Германию, и что крестят мальчика - ребенка его сына, женившегося на грузинке. Спрашиваю его: «Как будут крестить, будет ли погружение?» Он в ответ: «Сначала собирались крестить через погружение, а потом мать попросила сделать попроще». Я огорчился, подумал: «Ну вот, теперь впечатление о Грузии из-за обливательного крещения будет испорчено». Стою поникший, посматриваю то на молебен, то на крещение. Потом подхожу к этому мужчине и говорю: «А Вы попросите, чтобы крещение было полным погружением, это очень важно, так положено по церковным правилам». Он в ответ: «Ну, хорошо, попробую». Напряженно молюсь в ожидании кульминации крещения. Младенца помазали елеем и сняли с него подгузники. Священник отвернул края фелони, закатал рукава рясы и подрясника (поручей на руках не было), взял младенца подмышки и основательно погрузил его в воду. Перед третьим погружением произошло небольшое замешательство, я переживаю, неужели не будет все доведено до нужной кондиции. Нет, и в третий раз – полное погружение. Я ликую! После окончания крещения познакомился с этим священником, подарил ему лестовку в знак благодарности за совершение крещения должным образом. Прочитал девятый час у хитона.

    Монастырь преподобного Шио Мгвимского. Находится он на значительной возвышенности. Над ним нависает отвесная скала, где видны кельи древних подвижников. В последние годы подняться к этим кельям уже невозможно. Как и везде в Грузии, здесь тоже есть те, кто учился, работал или даже жил в Москве. Кроме Успенского собора, на территории монастыря находится древний храм во имя св. Иоанна Крестителя (VI в.). В алтаре собора изображение грузинских царей: Вахтанга (V в.), Арчила (VII в.), Луасарба (XVII век), Соломона (XVIII век) и др. Здесь я задумался над двумя моментами: в грузинских храмах часто встречаются захоронения внутри в полу. Вроде бы смирение усопших проявлялось в том, что их прах попирают живущие. Ну, хорошо, допустим так, но мы ведь и крест попираем на их могильных плитах! И вообще есть соборное правило, запрещающее изображать кресты на полу. И второе – в старых грузинских храмах часто встречается русская живопись. Интересно, что думали тогдашние начальники из России, предписывающие сбивать или забеливать древние грузинские фрески? Может быть, они думали, что тем самым они просвещают варваров, приучают их к более цивилизованным образцам?! Нелепость! На самом деле уничтожали канонические образцы иконописи и внедряли то, что каноническим никак назвать нельзя. Вот оно и аукнулось в 17-м году. И еще – разнобой в форме перстосложения на изображениях святых. Примерно половина из них с двуперстием, а у остальных иначе. В настоящее время в монастыре проживает шестнадцать монахов. Ежедневная молитва у них начинается в 3.00. Над монастырем находится небольшой Воздвиженский храм, где сохранилась грузинская иконопись XIII века. Источник, выкопанный прп. Шио (VI в.). Благорастворение воздухов.

    Монастырь прп. Давыда Гареджийского. Прп. Давыд приехал в Грузию со Святой горы Афон и поселился в уединенном месте («Гареджа»). Это место представляет собой высокое плоскогорье в 70 км к востоку от Тбилиси. Летом здесь жара поднимается до 50 градусов, а зимой мороз – до 30 градусов. «Грузинская Фиваида» – так называют это место по подобию Египта, где было множество монастырей и келий. Этот монастырь знаменит тем, что здесь, в начале 17-го века от рук воинов персидского шаха Аббаса погибло шесть тысяч монахов. Произошло это на Пасху. Монахи поднялись на высокую гору для проведения крестного хода и тогда на них напали. Накануне мученической кончины насельников монастыря было явление Богородицы, которая предупредила их о предстоящем испытании. Готовым к мученичеству было предложено остаться. Остались все и только двое ушли. Когда же они увидели венцы, спускавшиеся над собратьями, то вернулись и тоже были казнены. Интересно, что с этого времени змеи на горе не кусают ни монахов, ни паломников. У мощей прп. Давыда совершил молебен по старому обряду. О Преподобном рассказывают, что после посещения Иерусалима он взял с собой три камня, считая себя недостойным большего. Патриарху Иерусалимскому было открыто, что вместе с этими камнями забирают благодать св. града. Он приказал забрать эти камни. Забрали два, а третий в настоящее время находится в Патриархии (на гробнице лежит копия камня). Есть предание, что если кто трижды побывает в обители прп. Давыда, то это все равно, что один раз побывал в Иерусалиме. Запомнилось еще в обители общение с трапезником Давыдом. В беседе с ним я, размышляя о церковной истории Грузии в оценке периода экзархата, предложил такую формулировку: «С одной стороны, строились и реставрировались храмы, открывались Духовные учебные заведения, церковная жизнь упорядочивалась, с другой – замазывали, забеливали древние фрески и вместо них насаждали живописный стиль. Осуществлялась интенсивная русификация». Давыд парировал мгновенно: «Нет, давайте по-другому. С одной стороны было много отрицательного, Россия нередко не исполняла свои обещания по отношению к Грузии, с другой стороны были некоторые положительные моменты». Я что-то хотел сказать о положительной статистике, но он отмахнулся. Часто упоминалась Украина, многочисленные паломники с Украины – я ощутил в себе некоторое чувство ревности в связи с этим. Поднялись на высокую гору – туда, где пострадали монахи. Здесь храм, который как-будто парит над огромными просторами. «Вот там дальше – Азербайджан», - говорит нам сопровождающий нас трудник Артур. У подножия горы видна их застава. Однажды Артур попал туда на два дня. Он нес угольки для службы, а азербайджанские пограничники подумали, что это наркотики. За задержку иностранцев они получают две недели отпуска. Говорят, что даже специально заманивают иностранцев, чтобы получить этот отпуск. Дошли до пещерной Благовещенской церкви в скале, где видны древние фрески, испещренные интернациональными надписями советского и постсоветского времени. В советское время здесь была воинская часть – тогда фрески особенно пострадали. Да и сейчас бывают случаи, когда граждане Азербайджана сбивают фрески, выкалывают глаза у изображенных там святых. Неоднократно виновников таких кощунств задерживали. На обратном пути нам встретились два пограничника. У меня екнуло сердце, но потом, увидев у них на форме герб Грузии, с облегчением вздохнул: «Свои». Когда мы спускались к храму в скале, то так и казалось, что из-за какого-нибудь камня раздастся выстрел. Или скажет, выглянувший из-за скалы торжествующий моджахед: «А вот и добыча!» Еще была ассоциация с русскими пленниками, которых в Чечне гонят в горы. Путь был непростой, извилистый, жара зашкаливала за 40 градусов. Шли над пропастью, под ногами был сыпучий песок, встречались ящерицы. У меня не были забинтованы ноги, они болели. Мне как-то было не по себе. На обратном пути испили воды из источника. Эта вода особенно помогает при болезни глаз и при безплодии. На обратном пути из 0монастыря в машине был пробит масляный бак. Были еще разные искушения: у меня закончились деньги на сотовом телефоне, разрядились батарейки в фотоаппарате, постоянно пропадали ручки, мигала лампа ночью в комнате.

    Джвари (храм Креста). На этой горе, у слияния рек Куры и Арагви, стояли идолы, которые рассыпались после молитв св. Нины. У входа в ограду встречаю знакомого Мераба, который бывал у нас в храме на Берсеневке. Мераб – редактор журнала о семейном христианском воспитании. Он целыми днями продает здесь свой журнал. Внутри храма огромный крест, весь в клеймах праздников и святых. Монах при входе дает мне пачку свечей. Хотя сам крест не восьмиконечный, но в центре его литое Распятие с восьмиконечным крестом. Совершаю молебен Кресту по старому обряду. Пришли иеромонах с игуменом из монастыря Светицховели крестить младенца, а воды «кот наплакал». «Купель» - старинный медный поднос. Говорю матери: «Положено крестить погружением, просите, чтоб так было». Она в ответ: «Я думаю, так и будет». Я: «Вряд ли, так как воды очень мало. Надо просить». Усердно молился, выходя из храма – чем все закончилось – не знаю.

    Сионский собор в Тбилиси. Долгое время он был главным кафедральным собором Грузинской Православной Церкви. Десять раз собор разрушали, но он вновь возрождался. Напротив входа в собор явно русская церковь, а точнее, колокольня с вывеской… «Трикотаж». Принадлежит армянам. Какая-то темная история связана с этим храмом. Рядом большое здание Духовных семинарии и академии. Около Троицкого собора собираются строить новое здание Духовных школ, а в прежнем предполагается разместить мастерские по типу наших софринских. Когда я слышал о подобных планах или видел новопостроенные небольшие, большие и даже громадные соборы, то каждый раз недоумевал: как это без России, в сравнительно бедной стране все это удается делать? Впоследствии я услышал мнение, что большие деньги поступают от грузинских бизнесменов, работающих в России. О. Шалва – ключарь собора, духовник духовных школ, келейник Патриарха - очень симпатичный, дружелюбный священник. Он показал старое здание Патриархии и пригласил на трапезу. Запомнился большой балкон, где Патриарх Калистрат (+1960 г.) спал, лежа на зерне, а Патриарх Илия читал монашеское правило. А вот бывший кабинет Патриарха и его келья. Беседуя с о. Шалвой и о. Теймуразом (у него мать русская), я отметил, что они более объективны в оценке периода экзархата (кстати, как раз во время моего пребывания в Грузии, исполнилось 200 лет со времени учреждения экзархата). Но и они приводили примеры возмутительных вещей: нигде не было службы на грузинском языке, жгли древние библиотеки с богослужебной литературой, замазывали древние фрески. В соборе росписи - как в каком-нибудь российском губернском городе 19-го века. Приложился к мощевику в алтаре, пропел величание у Креста св. Нины и у главы апостола Фомы, у Сионской иконы Богородицы и у иконы св. благоверного царя Вахтанга – строителя собора. Совершил заупокойную литию по старому обряду у могил Предстоятелей Грузинской Православной Церкви, погребенных в полу и в стенах собора. В соборе служит десять священников. На праздник Рождества св. Иоанна Крестителя было около 600 причастников. Слушая спокойный рассказ о. Шалвы (он, кстати, автор работы на тему восстановления автокефалии Грузинской Церкви) о всех негативных моментах периода экзархата, я подумал: «Нам, русским, надо быть более критичными к себе, стараться услышать голоса тех народов, у которых накопились обиды по отношению к нам. Не быть в позе оскорбленных (хотя, действительно, незаслуженных оскорблений немало), перестать безконечно твердить: «За что вы все на нас ополчились, забыли наше добро» и т.п. Повторяю: есть много незаслуженного, просто чего-то инфернального, но было, и это надо признать, действительно негативное. В Сионском соборе, общаясь с грузинскими священниками, подумал: «Надо же какие хорошие люди – почему же их так не любят абхазы?!» Импонировала такая реакция с их стороны по поводу абхазов: «Мы тоже им зло причиняли, абхазы - мужественные люди». В Тбилиси посетил еще четыре храма: два русских и два грузинских.

    Ехал в Александро-Невский храм – главный русский храм Тбилиси, а попал в церковь св. апостола Иоанна Богослова. Служба шла на грузинском языке, служил грузинский священник о. Константин. Подумал: «Ну вот, почти ничего от России не осталось». Долгое время о. Константин прожил в Петербурге. Он объяснил, что совершается служба, заказанная прихожанами-грузинами и, что, в основном, у них служат по церковно-славянски. Много расспрашивал он о современном положении РПЦ, о глобализации, положительно отзывался о бывшем представителе Московского Патриарха при Патриархе Грузинском архимандрите Романе, который сейчас является епископом Якутским. Женщина после службы в церкви св. ап. Иоанна Богослова говорит мне: «Я грузинка, а муж у меня русский. Я очень люблю русских». Я в ответ: «Как приятно слышать, что нас еще кто-то любит».

    Церковь Воскрешения праведного Лазаря. О ней я уже упоминал. В церкви прекрасная роспись в древнегрузинском стиле. Запомнился откровенный разговор с настоятелем.

    Троицкий храм неподалеку от центра города, от того места где я проживал. Его построили лишь 10 лет назад. При храме две колокольни: одна с колоколами, приводимыми в движение веревками, а другая – с помощью автоматики. Евангелие священник читал лицом к народу из царских врат. На пении «Тебе поем» все опускаются на колени.

    Александро-Невский храм со времени моего последнего посещения в 90-м году тоже значительно «грузифицировался»: все священники — грузины, полностью или наполовину. Часть возгласов произносится на грузинском языке. Был здесь на литургии. Совершил заупокойную литию у захоронения митрополита Зиновия (Мажуги), (в схиме Серафима – духовника Патриарха. Он его и постригал в монашество). Молился по-старому так же и на могиле схиархимандрита Виталия – тоже известного подвижника XX века. Он погребен в ограде храма. Владыка Зиновий, старец-архиерей, был пострижеником Глинской пустыни (кстати, этот участок Курской области был передан Хрущевым Украине). Пережил ссылки и заточения. Отличался смирением, кротостью и послушанием. Жил в очень скромных условиях при храме до последних дней своей жизни. Храм посещают два престарелых старца – воспитанника Глинской пустыни. Сюда же приходит на службы знаменитый церковный писатель архимандрит Рафаил (Карелин). В храме есть маленькая медная купель, в которой реально погрузить только младенцев до 40 дней. Запомнилась «русско-грузинская» икона св. Александра Невского с большим мечом в правой руке и со свечой в левой. Запомнилось, как перед возгласом «Благословенно Царство» священник осенил себя крестом справа, а затем крестом слева. Первый антифон пели до половины. Почему-то перед словами «Радуйтеся и веселитеся» в конце заповедей блаженства раздалось «Господи помилуй». Очень долго читались записки о здравии и об упокоении – все-таки людям трудно стоять при этом длинном и монотонном перечислении имен. На великом входе вначале по-грузински прозвучало «Всех вас да помянет...». Кроме уставных возношений перечислялись еще имена о здравии и об упокоении и снова по-грузински «Всех вас да помянет …». На «Верую» вдруг вновь открыли царские врата. «Твоя от Твоих…» прозвучало на грузинском языке. В нижней лавке храма обратила на себя внимание полка с книгами архимандрита Рафаила (Карелина) «Христианство и модернизм», «Вечное и приходящее» и др.

    Бодбийский монастырь. Живописное место, райский уголок. В центре монастыря церковь св. Георгия. Раньше храм был деревянным. Нынешнее здание относится к IX веку, а пристройка к нему к XI в. Рядом строится большой собор в честь св. равноапостольной Нины. Сдержанная монахиня показала мне монастырь: трапезную церковь XVII века, расписанную в древнегрузинском стиле. Здесь, как и везде, половина святых с двуперстием, а половина – иначе. Запомнились изображения святых 20-го века: Илии Чавчавадзе и Григория Перадзе. При входе в библиотеку бросилась в глаза огромная надпись на одном из альбомов: «Диалог необходим». Совершил молебен св. Нине у ее мощей. Комплимент молодой продавщицы за свечным ящиком: «У Вас хорошее произношение по-грузински» (а я псалом 50-й, например, читал по-грузински в первый раз). Я ей в ответ: «Не разочаровывайтесь в нас, не разлюбляйте нас окончательно – мы будем не только читать по-грузински с хорошим произношением, но и делать многое другое для вас». Она смущенно заулыбалась. Окунулись в прохладном источнике у подножия монастырской горы. Здесь для всех паломников перед входом в воду продают нательные рубашки.

    Монастырь прп. Стефана Хирского. Находится он неподалеку от Бодби. Здесь, в большом соборе, под спудом находятся мощи одного из двенадцати учеников прп. Иоанна Зендазийского – прп. Стефана. В соборе идет большая реставрация. Службы сейчас совершаются в небольшом приделе собора. Здесь, у иконы с частицей мощей св. вмч. Георгия Победоносца – покровителя Грузии, я совершил молебен по старому обряду. У мощей прп. Стефана пропел величание. Приятно было видеть доброжелательность, гостеприимство, искреннее желание у насельников монастыря общаться со священником из России. Послушник Отар долгое время жил в Москве, у него очень хорошие воспоминания о России и русских. Говорю им: «Сейчас медведь с севера (один из символов России – иг. Кирилл) очень ослабел. Ему не до окраин бывшей Российской империи». Реакция одного из послушников: «Он еще окрепнет и проявит себя». Вот такие проимперские разговорчики.… Во всех подобных разговорах давал о себе знать геополитический прагматизм – то, что Грузия с трех сторон зажата мусульманскими странами – Ираном, Турцией и Азербайджаном. Поэтому взгляд с надеждой на север, на Россию, неизбежен. В 18.00 раздались удары в колокол, и с колокольни был прочитан псалом и молитва об объединении Грузии. Кстати, Патриарх Илия хотел посетить Абхазию, просил содействия в этом Московскую Патриархию – ответ пока не получен.… В монастырском дворе, по просьбе одного из послушников, я рассказал о личности Иоанна Грозного, не забыв при этом упомянуть Стоглав – Собор, собранный по его инициативе и утвердивший двуперстие. В завершение своего посещения обители я присутствовал на вечерне, совершавшейся, в виду отъезда настоятеля, мирянским чином. Отметил следующие недостатки: вместо ектений не пели просто «Господи помилуй», как положено по уставу. Отсутствовало «Молитвами святых отец наших…» вместо священнического возгласа «Благословен Бог наш», Исусова молитва вместо возгласов священников. Сейчас в монастыре двенадцать насельников. Начал он возрождаться с начала 90-х годов.

    Особо хочу сказать о своих наблюдениях за ходом богослужений в грузинских храмах. Я посетил две полные всенощные - в женском монастыре в Тбилиси под престольный праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя, и в Троицком соборе и две литургии в упомянутых монастыре и соборе. Все эти службы возглавлялись Патриархом. Святейшего Илию при его посещении глубинки народ встречает очень торжественно уже на дорогах при его подъезде. Патриарх весьма авторитетен, его слово много значит. К Патриарху трогательно-почтительное отношение. Запомнилось, как протодиакон после снятия митры заботливо рукой приглаживал его волосы. Итак, всенощное бдение. Патриарха в Троицком соборе перед всенощным бдением встречали три архиерея, около 20 священников и 20 дьяконов. У дьяконов в руках высокие посеребренные светильники. Настоятель собора – высокий крупный колоритный грузин с двумя крестами (всего в Грузинской Церкви таких священников десятка полтора). Алтарь собора перед службой напоминал шумный вокзал. С началом службы мало что изменилось. Как навести порядок, переломить ситуацию в этом отношении? Спросить, например, о чем шла речь у разговаривающих рядом. О вчерашней встрече с друзьями или об удачной покупке машины? Получай столько-то поклонов, или сними стихарь на время этой службы. В идеале на службе должна быть абсолютная тишина, чтобы муха пролетела – и не было слышно. Начинается всенощное бдение с возгласа «Слава Святей…», но «Приидите поклонимся» духовенство не поет. Духовенство вообще ничего не поет в алтаре. Красиво звучат дьяконские ектении – почти все они баритоном, басов нет вообще. Дьяконы практически не поднимают орари. Все ектении и возгласы произносятся с помощью микрофонов. Запомнилось как один дьякон, возглашая ектению, артистично сжимал при этом пальцы обеих рук. Пропели одну стихиру на «Господи воззвах», и еще две прочитали вместе со «Славой» и на «И ныне» запели догматик. Читали паремии. Запомнились грузинские «рамету» - премудрость, «мохеден» - вонмем – соответственно перед и после их чтения. На литии дьяконы возглашали прошения, стоя не лицом к алтарю, как у нас, а полуоборотом, вместе со священниками. Обратил внимания, что верхний хлеб на литии был с изображением креста св. равноапостольной Нины. Одновременно с освящением хлебов на литии Патриарх в алтаре окроплял хлеба св. водой. До паремий царские врата были открыты. На стиховне одну стихиру и «Слава и ныне» читали. Псалма 33-го не было. «Благословение Господне на вас» - этот возглас архиерей произносил, осеняя народ трикирием и дикирием. Звона в течение всенощной не было вообще. На службе масса стихарных. Они одеты в длинные красные стихари, застегивающиеся на пуговицу. Крест на спине ниже ленты – так было и на облачениях на Руси в старину. По бокам стихарей снизу небольшие разрезы. Устав о поклонах – его ... нет вообще. Даже на Трисвятом почти никто не крестился и многие на пении троекратной «аллилуии». «Бог Господь» дьякон возгласил только один раз, остальные стихи, наверное, произнес про себя. Прозвучала кафизма по несколько стихов на каждой славе. Красиво пропели «Хвалите Имя Господне». Величание пропел хор как-то быстро и невыразительно и только один раз. После этого сразу малая ектения и вынос Евангелия. Патриарх читал Евангелие тихо, с трудом и с паузами. После Евангелия читали псалом 50-й и прочая до «Спаси Боже люди Твоя». Канон еще больше удивил. Чтец читал несколько тропарей, а хор параллельно пел: «Святый Предтече Спасов Иоанне моли Бога о нас» - и сразу малая ектения. Потом снова тоже самое и опять ектения. «Великого господина и отца нашего» в конце всенощной после отпуста не поют, а поют многолетие Патриарху во время его выхода из храма. С крестом и фонарем иподьяконы стояли не у царских врат, а ближе к краю солеи и дальше друг от друга. В субботу в Троицком соборе Патриарху сослужили три архиерея и еще один только молился. Красиво пели « Хвалите Имя Господне» и «Непорочны». Дьяконы стояли в один ряд со священниками. Протодьякон возглашал и прокимен и «Всякое дыхание» при выносе Евангелия. Иподьяконы рипиды над Евангелием не склоняли, а просто стояли лицом к Патриарху, читающему Евангелие. В начале всенощной в алтаре к Патриарху за благословением подошло человек 30 молодых ребят крепкого телосложения. Это были спортсмены-регбисты, отправляющиеся на соревнования. Престолы в грузинских храмах без индитии из материи. Главный престол в Троицком соборе представлял собой мраморную крышку, держащуюся на четырех столбах. Был еще большой столб по центру с изображением святых. На престоле я насчитал 10 крестов. Все дьяконы стояли на горнем месте во время возглашения протодьяконом прокимна. «Отче наш» читали с народом. «Богородице Дево радуйся» пели один раз, псалма 33-го опять не было. С началом чтения шестопсалмия мало что изменилось – светильники не выключали и свечей не гасили. Перед пением «Честнейшую Херувим» алтарь не кадят. На великом славословии у престола стоял один архиерей и, как-то произвольно, в процессе его пения, стало приближаться духовенство. Я оказался первым слева (туда меня мягко подвигало стоящее рядом духовенство) и произнес возглас по-церковнославянски: «Яко Бог милости …». Иподьякон удачно поднес ко мне микрофон, и возглас наполнил огромное пространство собора. Ектении и возгласы грузинское духовенство произносит ровно и четко, музыкально, но без аффектации. После первого часа непонятно что-то долго пели. Оказалось, что от церкви св. Георгия пришел крестный ход в 15 – 20 тысяч человек. Люди заполнили весь огромный церковный двор, они протестовали против принятия парламентом закона о равенстве всех религий. Непривычно эмоционально выступал с амвона на эту тему митрополит Даниил, а после него кратко сказал Патриарх. Запомнилось как в ответ на слова Патриарха: «С нами Бог!», народ громко ответил.

    Веду под руку медленно передвигающегося с палочкой Реваза Давыдовича, его тепло приветствуют десятки людей. Приветствуют заодно и меня. Ни одного косого взгляда – все очень дружелюбны, говорят приятные слова, выражают радость, что приехал священник из России. При выходе с церковной территории, Реваз Давыдович, а вместе с ним и я, подходим к Нино Бурджанидзе – главному оппозиционеру к режиму Саакашвили. Я сказал ей, что рад, что нахожусь в Грузии в переломный момент ее истории, когда принимается такой закон. «Хочу проявить общеправославную солидарность против принятия таких законов, которые умаляют исключительное значение Православной Церкви». Показываю водителю знаками – сфотографируй, а он смущенно в ответ: «КГБ будет проверять, кто снимал, могут быть неприятности». Архиереи небольшого роста, вполне аскетичны. Очень приятен митрополит Даниил – хотелось бы, чтобы он стал будущим Патриархом «в духе Илии». Потрясающее впечатление произвел Троицкий кафедральный собор, находящийся на горе. Он, как и многое другое в Тбилиси, был построен за счет одного грузинского бизнесмена. Внутри собора много больших икон. Из икон русских святых наиболее распространены иконы прп. Серафима Саровского, а также Сергия Радонежского. В соборе 13 престолов.

    Утром, перед литургией, на облачении Патриарха, только один дьякон стоял с кадилом. Выносили из алтаря части облачения для Патриарха не священники как у нас, а иподьяконы (только митру вынес священник). На антифонах пели только по одному – два стиха. Красиво пели «Блажени» и Трисвятое (в Троицком соборе Трисвятое в алтаре пели иподьяконы). Перед Трисвятым в конце возгласа Патриарха «Яко Свят» протодьякон не делал движения орарем лицом к народу. Многолетия Предстоятелям Поместных Православных Церквей пел только хор. Апостол дьякон читал на средине храма (по уставу он должен читать его на амвоне). Заупокойные ектении у них в воскресные дни и праздники – обычное явление. Возглашение этой ектении и пение хора при этом очень умилительно. Знакомое: «Калистратис, Ефремис, Давидис» и т.д. – поминают вначале Патриархов. Ектения об оглашенных всегда возглашается, только нет такой переклички «Оглашенные изыдите» между дьяконами, как у нас, а все возглашает один дьякон. Херувимская пелась трижды, пока Патриарх и архиереи вынимали частицы о здравии и об упокоении. Непривычно было видеть, как на великом входе один из священников пять раз поцеловал икону Богородицы в иконостасе. В алтаре Троицкого собора, как только начали петь Херувимскую песнь, священники стали целовать иконы. Теперь поподробнее о воскресной патриаршей литургии в Троицком соборе. Встречали Патриарха около 20 дьяконов и 20 священников. Хор, как только появился Патриарх, грянул «Мрамаржавиерс» (многая лета). Народу – видимо-невидимо. Такое впечатление, что мужчин больше, чем женщин, причем молодых мужчин. «Нашествие черноглазых». Некоторые подходят под благословение два и три раза, очень приветливы. До приезда Патриарха прочитали третий час. Шестой час читали уже при Патриархе. Он в это время облачался в алтаре. На входных молитвах рядом с Патриархом были только архиереи и дьяконы, священники стояли стайками в стороне, некоторые из них разговаривали.

    «Исполла» - не так как в русских церквах, здесь Патриарх благословляет и идет в алтарь, а хор протяжно продолжает петь. В алтаре к Патриарху, сидящему в кресле, подходили многие священники, припадая при этом на одно или на оба колена, говорили несколько слов, целовали руку. Некоторых Патриарх сам подзывал. Архиереи, когда Патриарх благословлял трикирием и дикирием, стояли не лицом к народу, а полуоборотом. В начале и вечерней и утренней служб Патриарху подавали пачку свечей, он их благословлял и потом ставил у икон на горнем месте. Так же Патриарх благословлял горящие угольки в баночках и их потом расставляли у икон в алтаре. Духовенство, заходя в алтарь после малого входа, не сразу все, а парами, в царских вратах кланялись Патриарху и друг другу. Священники стояли не непосредственно у престола, а на возвышенном месте у стен алтаря. Некоторые сидели, кто-то стоял на коленях и разговоры, разговоры… Красиво пропели «Блаженни» и потом протодьякон в царских вратах (а не на середине храма, как у нас) возгласил: «Премудрость прости!». Этот момент совершается не так торжественно, как в России с каждением, рипидами и опять только хор запел «Приидите поклонимся». Во время Херувимской ко мне подошел послушник – армянин по национальности, и сделал целый проговор на тему возрождения армянского православного богослужения. «Вы не новый представитель РПЦ?» И неожиданно: «Вы не еврей?» В ответ я сказал про курско-воронежские деревенские корни своих родителей и что у меня частный визит, я паломник. Великий вход. Дьякон зашел с кадилом в алтарь через царские врата и потом сидел там, пока Патриарх поминал всех Предстоятелей. Звучали еще какие-то имена. На возгласе «Двери, двери» лобызались, говоря: «Христос посреди нас», только архиереи с Патриархом. Частицы из вынутых просфор ссыпали в чашу уже после возгласа «Святая святым». При подходе к престолу, священники, взяв частицу Тела Христова, лобызали плечо и поручь на руке архиерея. Разлили Кровь Христову из большой чаши в несколько чаш меньшего размера и, вынеся их боковыми дверями, причащали народ. Главную чашу вынесли через царские врата со словами «Со страхом Божиим…» и сразу занесли обратно. Во многом эти сокращения объясняются неважным самочувствием Патриарха. Проповедь была до выноса чаши. Обратило на себя внимание, что к концу литургии в алтарь вошли несколько настоятелей тбилисских церквей для того, чтобы взять благословение у Патриарха и поприветствовать собратий. После отпуста совершили что-то типа краткого молебна, в связи с ситуацией. Хор пропел «Царю небесный», дьякон возгласил «Бог Господь», хор повторил. Пропели тропарь и, затем, прозвучала ектения. После отпуста пропели многолетие Патриарху, после чего он обратился к народу со своим словом. Далее Патриарх стал кропить св. водой духовенство, подходившее ко кресту, а потом и весь народ до выхода из собора. При этом были видны сотни поднятых рук. Опять я вел Реваза Давыдовича за руку и десятки людей, подходя, приветствовали его. Говорю им: «Видите, как я, русский человек, сподобился чести вести под руку такого особого человека, как Реваз Давыдович – выдающегося деятеля культуры, совесть грузинской нации».

    И опять слышу: «Мы очень любим русских!» Митрополиту Андрею (его кафедра находится в городе Гори – в период августовской войны сюда доходил театр военных действий) вручаю лестовку со словами: «Когда падают бомбы, они могут задеть мирное население, храмы и монастыри. Всегда есть за что извиниться – вот передаю Вам в качестве маленькой искупительной жертвы эту лестовку». Он в ответ: «У нас нет ненависти к русским. Мы понимаем, что они не виноваты». Познакомился с президентом ассамблеи Тбилисского университета Денизой Шалвавной. Запомнились такие ее слова: « Мы обмануты. Наша самобытность никому не нужна. Наше несамостоятельное правительство проводит неправильную политику. Нам необходимо активизировать контакт по церковной и общественной линии с Россией». В центре Тбилиси, у моста неподалеку от памятника основателю Тбилиси царю Вахтангу и церкви в честь первого грузинского мученика Або в предпоследний день пребывания в Тбилиси, я принял участие в антиглобалистском стоянии. В день памяти мученика после службы в Куру опускают венки по количеству пострадавших вместе с Або мучеников.

    На обратном пути в Москву в аэропорту ко мне подошла девушка и спросила, может ли она, будучи мусульманкой, поговорить со мной? Суть ее истории такова: она чистокровная азербайджанка, родилась в Грозном. Когда ей было несколько месяцев, в Чечне началась война. Родители покинули Грозный и переселились в Россию. Отец, по ее словам, вполне светский человек, любит День Победы, возмущается терактами. В то же время он ярый приверженец национальных религиозных обычаев. Любя свою дочь и желая ей блага, он добился, чтобы она была помолвлена с молодым симпатичным и культурным человеком. Назад хода нет, иначе позор падет на весь род, что смывается только кровью. У нее, однако, душа к нему не лежит, и она пока не стремится замуж. Но отец непреклонен, грозится ее убить в случае отказа. Мать боится отца, угрозы которого не пустые слова. «Что делать?», - смотрели с надеждой на меня грустные глаза. Я как мог, утешал свою спутницу. Говорил, например, что по Корану можно иметь до четырех жен, а ты у него будешь только одна. Мобилизовал свои познания в области загадочного Востока, вспомнил фильмы «Кавказская пленница» и «Белое солнце пустыни», повесть Л.Толстого «Кавказский пленник» и т.д. И молился про себя за нее. Постепенно моя спутница как-то оттаяла, в поникшем взоре появился огонек, и засветилась надежда. Я почувствовал доверие и расположение с ее стороны. Рассказал ей о христианских мучениках в Грузии – она сочувственно слушала. Спрашиваю ее: «А если бы я попал в яму-зиндан как пленник, ты бы подходила бы к моей яме, оказала бы какую-то помощь, как та девочка из повести Толстого?» Она утвердительно замотала головой, а я подумал: «Воистину, душа каждого человека по природе христианка». Расстались мы с ней вполне дружелюбно.

    Пора подводить итоги. Итак, Джорджия или Иверия? Перед поездкой в Грузию я прочитал в газете «Завтра» довольно критическую статью о современном положении Грузии. «Из полутора тысяч предприятий, действовавших в советский период, сохранилось только около десятка. Около 30% грузин выехали за границу. Много женщин выехало в ту же Турцию для занятий специфическим «трудом». В самом Тбилиси тоже эти вещи имеют место быть. Встречались по дороге стрипбары, заброшенные заводские корпуса, незасеянные поля, но все это не в таком эпидемическом масштабе, как во многих регионах у нас. Явен прозападный курс Мишико и его команды, что выразилось, в частности, в принятии закона о равенстве всех религий. Кстати, в день моего отлета поступила информация о том, что текст закона был существенно скорректирован, что были учтены пожелания Грузинской Патриархии.

    И все-таки Иверия! И все-таки церковный рассвет в большей степени бросается в глаза. Кровь мучеников, обильно пропитавшая эту землю, не могла не дать обильных всходов. Я был свидетелем больших плодов этого сеяния.

    На карте
    Телефон: 8-495-959-08-62
    Адрес: Берсеневская наб., 18
    На карте
     
    КонтактыНа главную На главную